реальная история мальчика в полосатой пижаме
Реальная история мальчика в полосатой пижаме
Меня не раз предупреждали, что эта книга – не для детей. Неделя прошла в сомнениях – стоит ли знакомить с ней своих мальчишек? Пока я взвешивала все «за» и «против», одиннадцатилетний Федя утянул книжку с моего стола (запретный плод сладок) и прочитал ее. Теперь отступать было поздно. К тому же, дети откуда-то узнали, что кроме книжки существует еще и кино по ней, и намеревались его посмотреть… «Мальчика в полосатой пижаме» стал нашим самым сильным впечатлением за последнее время.
В дом эта книга попала совершенно случайно. Маленький аккуратный томик – очень удобный, карманного формата. На обложке – два мальчика, разделенные колючей проволокой. Возраст, одиночество и детская наивность – то, что объединяет немца Бруно и еврея Шмуэля и помогает им дружить, невзирая на проволоку.
В первый заход Феде роман категорически не понравился. Добравшись до конца текста, он недовольно заметил, что в нем многое непонятно, и кончилась история, в общем-то, тоже ничем. И тут Федя по-своему прав, потому что в этом и есть интрига: в книге нет четких объяснений и выводов, и черное с белым могут запросто меняться местами. Точно так же главный герой, Бруно, не понимает, что происходит вокруг: родители отвечают уклончиво, важные темы обсуждают за закрытыми дверями, домработница что-то не договаривает, со старшей сестрой Гретель общаться вообще невозможно. Что делать в такой ситуации маленькому девятилетнему ребенку (в фильме Бруно еще младше)?
Федя, как и Бруно, терялся в догадках, кто такой господин Фурор, который возлагает большие надежды на папу? И зачем папа учит Бруно и Гретель приветственно вскидывать руку и произносить два слова, смысл которых мальчику неясен? И правильно выговаривать имя своего начальника – «ФЮ…» – до «фюрера» автор деликатно не доходит, ограничиваясь узнаваемым первым слогом. Нет объяснений и месту, куда семья переехала из Берлина – к недовольству всех, кроме папы. Что за загадочная точка на карте: Аж-Высь? Название печально знаменитого концлагеря Аушвица, он же Освенцим, ни разу не упоминается в книге.
Киноверсия «Мальчика в полосатой пижаме» перед показом детям прошла у нас через жернова семейного ценза. Думаю, киноакадемики премии «Оскар» проводят свои обсуждения с меньшим рвением и азартом. Основной аргумент «против» – зачем показывать мальчишкам жестокую реальность, которая может их шокировать? В мире и без того хватает негатива. Кино без хэппи-энда не оставляет надежды зрителю. Аргументы «за» отстаивали позицию, скорее, интуитивно, в слепой вере, что если мы с детьми пройдем эту экранную историю вместе, плечом к плечу, то они всё поймут правильно.
Кино расставило все на свои места. Федя сказал, что фильм ему понравился больше – я думаю, большую роль сыграло то, что кино мы смотрели втроем, и где-то я могла комментировать происходящее на экране. Большая благодарность британскому режиссеру Марку Херману за эстетику съемки – тонкую и пронзительную. Но это я знаю сейчас, а тогда, во время просмотра, у меня в голове пульсировал единственный вопрос: правильно ли я делаю, что показываю это своим мальчикам? А если теперь им будут сниться кошмары? А чего стоили полные ужаса глаза восьмилетнего Вани, когда он видел, как Бруно спокойно переодевается в полосатую робу и лезет к другу под проволоку. Несколько раз я предлагала остановить фильм, но завороженные мальчики, как кролики перед удавом, не давали выключить экран.
Ваня замечает, что «это как в «Ромео и Джульетте» – дети дружат, а их семьи никогда не смогут помириться. Откуда у него это в голове, не знаю – до старика Шекспира мы еще точно не доходили. Неожиданная идея – сравнить драму Монтекки и Капулетти с фашистско-еврейским противостоянием.
Кино добавило объема и яркости прочитанной книге и дало повод перечитать роман еще раз. И еще оно породило массу детских вопросов, которых раньше не возникало.
После «Мальчика в полосатой пижаме» мы с мальчишками долго говорили. И теперь я уверена, что главная ценность фильма (и, конечно, книги) – эти возникающие вопросы. Мы обсудили разные национальности: Ваня вспомнил одноклассника с грузинской фамилией, а я – уникального олимпийского чемпиона, корейца Виктора Ана. Вспомнили благороднейшего Януша Корчака. Проговорили то, что нельзя поднимать себя над другими, руководствуясь только лишь происхождением. До сих пор у нас как-то не находилось повода для таких непростых тем.
Хотя нет, был повод: недавно кто-то из мальчиков прокомментировал спортивную телепередачу: «О, китаёза побежал!» Что-то я тогда ответила – так нельзя, мол, это оскорбительно. Людей нельзя обижать за национальность, которая кажется тебе, возможно, смешной. Понимаю, что словечко принесено из школы, и это один из самых безобидных эпитетов, которые я порой слышу из «школьного набора».
Вот еще Федины мысли по ходу сюжета: «Самый страшный момент – это, конечно, когда Бруно и Шмуэль попадают в камеру и за ними закрывается дверь. А еще – когда немецкий лейтенант избивает Павла, и никто из семьи не вмешивается. От их папы уже нельзя ждать ничего хорошего, это понятно, но все остальные ведут себя, как предатели. И дымящие трубы печей – это тоже ужасно. Бруно было бы очень тяжело жить, если бы он знал, что его папа сжигает людей в печи. Наверное, вообще тогда невозможно жить».
И все же, можно ли предлагать «Мальчика в полосатой пижаме» юным и ранимым читателям? Моя хорошая знакомая, живущая в Израиле с двумя детьми, рассказала, как местным подросткам в школе рассказывают о Шоа – истории катастрофы европейского еврейства: «Дети узнают об этом в полной мере в 6-м классе, а в 7–8-м их везут в Польшу в лагеря. Едут обязательно с психологом, потому что для школьников это всегда шок. Своему десятилетнему сыну книгу я пока не дам: мне думается, ребенку сложно представить масштаб того, что происходило…»
А для себя я решила, что знакомить с «Мальчиком в полосатой пижаме» детей можно, но с обязательным условием – участием взрослого, который сможет ответить на все возникающие вопросы. И еще: найти правильный ответ не всегда было просто.
«Мальчик в полосатой пижаме» – роман, что заставляет задуматься о вечных ценностях
Роман «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна был отмечен как Детская книга года в 2007 г. (Irish Book Awards). Но детской книгу назвать сложно. Этот факт отмечают в своих рецензиях читатели, ознакомившиеся с книгой. Редакторы нашей страны, очевидно, тоже считают, что произведение не для детей. Издания романа ирландского писателя, переведенные на русский язык, имеют пометку «16 +».
О чем эта книга? Рецензенты в один голос утверждают, что это «история невинности», детской дружбы в условиях царящей кругом жестокости, ненависти и преступной нетерпимости. Но можно сказать и проще. Это роман, который помогает каждому из нас понять, что истинно, а что ложно. Помогает увидеть реалии нацистского режима без прикрас, таким, каким он был на самом деле. Роман «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна можно скачать на страничке сайта в форматах fb2, epub, rtf и txt по ссылке https://solobo.com/malchik-v-polosatoy-pizhamye/. Там же вы можете купить полную версию книги в хорошем переводе.
Коротко о сюжете
Вкратце стоит пояснить – описываемые в романе это события Второй Мировой войны (1943-1944 гг.), место действия – Германия. Коллизия сюжета – дружба между сыном офицера Третьего рейха и еврейским мальчуганом, живущим за колючей проволокой в Освенциме. Ребята обнаруживают, что у них есть много общего, несмотря на такую разницу социального статуса.
Чем уникально произведение ирландского автора? В нем удивительным образом сочетаются детская наивность и суровая действительность гитлеровского режима. Повествование идет от лица девятилетнего героя, поэтому все события книги переданы глазами ребенка. Из-за этого тон романа несколько наивен и на первый взгляд простоват. Но за этой кажущейся простотой скрывается небывалая глубина трагедии еврейского народа, рассмотренная с необычного ракурса.
Бруно не смог найти себе лучше занятия, чем изучение близлежащей местности около его нового дома. Так главный герой знакомится с еврейским узником лагеря, своим ровесником по имени Шмуэль. Вынужденное одиночество Бруно (на новом месте у него нет друзей) сближает его со Шмуэлем и толкает на странный поступок.
Узнав, что отец еврейского мальчика исчез, Бруно решает помочь новоприобретенному другу. Он надевает пижаму, которые носят заключенные лагеря, и проникает через ограждение. Дальнейшая судьба Бруно не оставит равнодушным ни одного даже самого искушенного читателя. История героя заставляет нас задуматься о так называемых «вечных ценностях».
Автор Джон Бойн дает возможность каждому иначе взглянуть на давно изученную проблему массового уничтожения нацистами евреев в сороковые годы 20 века. События, описанные с точки зрения ребенка, придают повествованию особый тон. Ввиду этого книга вышла достаточно оригинальной, с нетривиальным сюжетом и свежим взглядом на жестокости гитлеровского режима.
Крах системы: «Мальчик в полосатой пижаме»
У восьмилетнего Бруно (Эйса Баттерфилд) всё хорошо. Он живёт в столице в красивом большом доме, у него куча весёлых друзей, непротивная старшая сестра, понимающая мягкая мама (Вера Фармига), а папа (Дэйвид Тьюлис) вообще – настоящий герой, за что справедливо получает повышение по службе.
И з-за этого всей семье приходится ехать в глухую провинцию, где унылый дом, скучный двор, в котором даже качелей нет, а окружающие взрослые ходят с такими серьёзными лицами, будто все повально страдают запором, и при них невольно переходишь на шёпот.
Хуже всего то, что в округе нет ни одного ребёнка подходящего возраста, с которым можно подружиться. Но, возможно, на ферме, которую видно из окна спальни, получится отыскать другого мальчишку, чтобы вместе играть в футбол и в шашки, болтать о всяком разном и обсуждать то, какие все взрослые странные?
Мальчишка (Джэк Скэнлон) находится, и он всем хорош, разве что постоянно носит полосатую пижаму с номером на груди. Видно, играет во что-то интересное, но во что именно, – почему-то не говорит.
А не говорит ничего восьмилетний Шмуэль своему другу восьмилетнему Бруно, чей героический папа приглядывает за «фермой», по той причине, которая оправдывает любые недостатки этого кино: мальчик-еврей, заключённый лагеря смерти, сам не очень понимает, что, собственно, происходит.
Возникает справедливый вопрос – почему? Почему Бруно упорно продолжает говорить про какую-то «ферму» и искренне считать, что там, за колючим забором, намного веселее, чем в его тоскливой благоустроенной жизни, где новый учитель запрещает читать приключенческие книжки, подсовывая какую-то заунывную муть про то, что евреи – это вселенское зло?
Возможно, мальчик Бруно страдает лёгкой формой идиотии? Но тогда ею должен страдать и мальчик Шмуэль, замученный, голодный и избитый, но продолжающий верить, что дедушка с бабушкой, умершие сразу по прибытию за колючую проволоку, просто скончались от подхваченной по дороге болезни.
Почему же оба мальчика так думают? Не только потому, что взрослые им врут.
Папа Бруно врёт в государственных масштабах, снимая пропагандистские фильмы о том, как чудесно живётся в трудовых лагерях. Папа Шмуэля врёт сыну про внезапную болезнь бабушки и дедушки.
Но ложь взрослых не имела бы такого значения, если бы не свойство детского разума воспринимать мир не таким, какой есть, а таким, каким он должен быть.
В мире, каким тот должен быть, людей не сжигают в печах, как мусор. В мире, каким тот должен быть, живой дедушка покуривает трубку, а живая бабушка говорит: «Ты только что ходил смотреть на луну, а теперь этими самыми руками берёшь хлеб». В мире, каким тот должен быть, между тобой и твоим другом не стоит колючий забор.
Этот забор построили взрослые, выстроили свою систему на лжи, и поэтому она рано или поздно должна рухнуть. Она и рухнула, похоронив под собой десятки миллионов людей. Рухнула, придавив правых и виноватых, евреев и немцев, фанатичных служак и их депрессивных жён, которые как-то слишком долго были рады обманываться, чтобы можно было поверить в персонажа Веры Фармиги, и белокурых бестий с идеальными скулами Руперта Френда, и даже одного чернявого истерика, бесов из которого смогла изгнать только пуля, пущенная в висок, но для всех остальных было уже слишком поздно.
Чтобы увидеть фильм «Мальчик в полосатой пижаме», придётся стать восьмилетним, но сделать это невозможно. Всё равно останешься в своём возрасте и пойдёшь или рассуждать об ужасах фашизма, или сравнивать поведение главного героя со своими детьми, или недоумевать, как можно быть таким дурачком, или просто тихо плакать после просмотра, на что режиссёр, несомненно, очень рассчитывал.
Посмотреть на всё бездонными голубыми глазами Эйсы Баттерфилда всё равно не получится. И у режиссера Марка Хермана не получилось: финальные кадры – это «урок», «послание» и серьёзное рассуждение об ужасах фашизма. Но вот до этого, в тот миг, когда один мальчик берёт за руку другого, наступает момент истины. Мир, каким тот должен быть.
«Нам нельзя быть друзьями. Мы должны быть врагами. Ты знал это?». Фильм о том, что не должно происходить с детьми вне зависимости от их религии или нации. Дети страдают за грехи отцов!
Сегодня хочу рассказать о фильме «Мальчик в полосатой пижаме».
Этот фильм я скачала достаточно давно, но все никак не могла посмотреть.
И вот выдалось время и я решила, что посмотрю именно этот фильм.
Что сказать, честно особо даже не знаю. Фильм лично для меня оставил неизгладимые впечатления.
Это кино, которое стоит посмотреть каждому. Дабы не допустить ошибок прошлого.
Фильм я разделила для себя на две части.
Расскажу обо всем по-порядку.
Фильм «Мальчик в полосатой пижаме» расскажет нам историю о восьмилетнем мальчике Бруно, который живет в Берлине, во времена Второй Мировой Войны. Бруно счастливый и беззаботный ребенок, который мечтает стать исследователем. Но судьба его сложится совсем иначе.
Бруно живет в полной счастливой семье, у него есть сестра, мама и папа.
В новом доме, из окна своей комнаты Бруно видит непонятную ферму, из дымоходов которой идет странный и вонючий дым, к тому же люди, ходят там в пижамах. Он замечает там детей и готов с ними общаться и завести новых друзей. Бруно не понимает почему его отец против людей-друзей с фермы. Но он, как молодой исследователь, готов все узнать.
Первого человека в «пижаме» встречает в доме, на кухне и немного поговорив с ним, Бруно узнает, что человека зовут Павел и он доктор, Бруно не понимает почему взрослые так быстро меняют свои профессии. Павел был доктором, а стал чистильщиком овощей.
Бруно хочет пойти в школу, чтоб завести новых друзей, но отец нанимает преподавателя на дом, который будет обучать Бруно и его сестру на дому.
Благодаря Павлу, Бруно находит выход, как уходить из дома и гулять.
Пока сестра Бруно начинает пристально изучать историю Германии и интересоваться нацистскими идеями, Бруно находит дорогу к ферме, где и встречает «мальчика в полосатой пижаме».
А дальше начинается история. которая изменит не только судьбу Бруно, но и всей его семьи.
Последующие события я рассказывать не буду, поскольку это надо посмотреть.
Я читала, много отзывов об этом фильме. Много было как положительных, так и отрицательных. Но меня поразило, что не умеете снимать фильмы о войне, не начинайте.
Так этот фильм и не о войне, как таковой. Этот фильм о войне глазами детей. Которые не понимают всего происходящего. Фильм о мальчике, который увидел другую стороны борьбы за нацизм. Ту сторону, которой не должно быть вне зависимости, за какие идеи и кто борется.
Дети не понимают почему так происходит. Они становятся друзьями, хотя не должны ими быть.
До чего же доведет их дружба и желание Бруно помочь найти отца Шмуля?!
Ответит нам этот фильм.
Для этого фильма актерский состав просто на высоте. Отлично сыграли и передали эмоции.
Мальчик Бруно с грустными голубыми глазами. Шмуль с большими глазами, в которых выражены страдания маленького ребенка.
Сестра Бруно, которая из обычной девочки, становится заложницей нацистский идей.
И конечно мама Бруно, эта актриса меня поразила. она настолько отлично сыграла свою роль и передала все страдания и переживания не только как матери, но и как человека, который против нацистский идей своего мужа. Она не готова мириться с этим злом.
Я до конца фильма надеялась на то, что фильм закончится как-то по другому. До последней секунды ждала, что та дверь откроется.
В конце фильма я плакала. А это значит многое.
Фильм затронет темы, такие как отношения в семье, ложные представления об истории и о ложных идеалах и кумирах.
Фильм о том, что нельзя слепо следовать идеям, ради которых убивают ни в чем неповинных людей.
Фильм о дружбе и верности. О том, к чему могут привести грехи отца. Дети отвечает за грехи своих отцов.
Что могу сказать о минусах этого фильма. Мне не совсем понятно и не понравилось:
Мы не должны забывать историю и ужасы того времени.
Фильм с глубоким смыслом и каждый я думаю найдет что-то новое для себя.
Спасибо за внимание.
Можете почитать мои отзывы на другие фильмы:
«Мальчик в полосатой пижаме»: Рецензия Киноафиши
Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме»
Подача того времени представляется весьма интересной, поскольку режиссер показывает его максимально драматично и жестоко для нас, но в то же время, пытается показать всё то же самое через призму ребенка. Бруно (Эйса Баттерфилд) всего 8 лет, он любит своего отца-военного, играет в самолетики с друзьями и любит всё исследовать. Вот только исследования его по-мальчишески имеют более приключенческую и фантазийную направленность, а происходящее в мире его не интересует. У него было веселое детство в оживленном Берлине со множеством друзей. Но его семье приходится переехать в другое место из-за повышения главы семьи, и вот Бруно уже живет в какой-то глуши, поиграть ему не с кем.
Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме»
Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме»
Один Шмуля заменяет ему целую компанию друзей из Берлина, но множество вопросов продолжает мучать Бруно. Тогда он начинает расспрашивать своего преподавателя истории, конечно же получая в ответ версию, что евреи зло и их нужно истреблять. Подглядывает фильм о лагерях (который врет примерно во всем), начинает задаваться вопросом хороший ли человек его отец. То, как он познает мир, и какие рассуждения рождаются в его голове, всё это такая простая истина. Но с возрастом у нас появляется привычка всё усложнять, бесчеловечность и слепая ненависть становятся нам ближе, чем чистота души и взглядов.
Мать Бруно одновременно с ним тоже делает для себя открытия. Не в меру позитивная, она слишком долго закрывала глаза на работу мужа, и только сейчас до нее доходит истинный уровень жестокости. Она проникается симпатией к их домашнему еврейскому прислужнику, с ужасом поглядывает в сторону трудового лагеря и задает мужу вопросы, получив ответы на которых, потом не может смотреть на него без отвращения. Роль ее персонажа в том, чтобы показать немцев не как бездушных роботов.
Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме»
Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме»
Красивая, но давящая музыка, помогала этой драме казаться вялотекущим экскурсом в историю, с целью припомнить людям о несправедливой расправе над евреями. Но непредсказуемо жестокий финал возвел этот фильм в разряд скромных шедевров. Это тот редкий тип концовки, которая несмотря на весь ужас происходящего, не нацелена на ваши слезные железы, она лишает вас дара речи. Вы сидите и пытаетесь осмыслить, еще раз прокручиваете всё в голове, чтобы убедиться правильно ли вы всё поняли. И если вы готовы к душераздирающей истории, которую вы скорее всего уже не сможете забыть, то обязательно смотрите этот фильм.