реальная история крейсера варяг

Час славы: как не сдался врагу гордый «Варяг»

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Крейсер «Варяг» поучаствовал в единственном бою, который продолжался менее часа, но навечно вписал свое имя в историю русского флота. Победить в том сражении было невозможно, но моряков встречали как героев, о них слагали песни. «Известия» о событиях 9 февраля 1904 года и о том, почему сражение у Чемульпо остается одним из символов воинской славы России.

Дипломатическая западня

Подвиг солдат на войне почти всегда является результатом ошибок их военачальников. И самый главный вопрос о событиях 9 февраля 1904 года очевиден: «Как получилось, что два наших корабля оказались заперты в нейтральном порту превосходящими силами врага?». Знаменитый бой состоялся возле корейского порта Чемульпо (ныне Инчхон) в самом начале русско-японской войны. Эту войну ждали, к ней готовились, русская военная разведка смогла загодя и достаточно точно указать сроки ее начала.

4 февраля японское правительство приняло окончательное решение о немедленном начале боевых действий, пятого последовало распоряжение о высадке десанта в Корее и об атаке русской эскадры в Порт-Артуре, 6-го Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Но до боя в Чемульпо было еще целых три дня — почему же наши корабли не смогли покинуть нейтральный порт и уйти в Порт-Артур?

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Высадка японских моряков в Чемульпо

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

К этому времени «Варяг» уже почти месяц стоял в Чемульпо. Он оказался там по приказу наместника императора на Дальнем Востоке генерал-адъютанта и адмирала Евгения Алексеева и старшего флагмана Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Оскара Старка для обеспечения безопасности русского посольства в Сеуле, а при необходимости — эвакуации дипломатов вместе с охранявшим их отрядом. Рядом с «Варягом» стояли боевые корабли английского, французского, американского, итальянского и даже японского флотов, которые исполняли те же функции. В середине января Корея заявила о нейтралитете в случае войны.

Япония планировала установление контроля над территорией Кореи, поэтому высадка десанта в одном из континентальных портов была легко прогнозируема. Чемульпо виделся самым удобным пунктом, разведка доносила о значительной активности японцев в этом районе, что, вероятно, было связано с подготовкой операции. Тем не менее русское командование ничего не предпринимало, «Варяг» и присоединившаяся к нему в январе канонерская лодка «Кореец» оставались в нейтральном порту.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Интересно, что в 1903 учебном году в Николаевской морской академии проводилась тактическая игра, моделировавшая именно такую ситуацию. И тогда отряд скоростных миноносцев из Порт-Артура успевал предупредить оставшиеся в нейтральных портах корабли об объявлении войны до подхода японцев. В реальности никто даже не попытался спасать «Варяг» и «Кореец» — о них словно забыли.

В ночь на 7 февраля (все даты по новому стилю) стоявший рядом с «Варягом» японский крейсер «Чиода», не поднимая сигналов и не зажигая огней, покинул порт. Утром командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев от нейтральных американцев услышал об одностороннем разрыве дипломатических отношений Японии с Россией, но официальных подтверждений он не имел. Капитан немедленно отправил телеграммы командованию в Порт-Артур и посланнику Павлову в Сеул, но ответа не получил. Тогда Руднев в сопровождении двух офицеров сам на поезде отправился в Сеул, благо между городами было около 30 км. Оказалось, что дипломаты уже несколько недель не имеют известий от своего руководства, посему официальных подтверждений о начале войны и приказа об эвакуации тоже не получали. Решено было немедленно отправить «Корейца» в Порт-Артур для прояснения ситуации — не теряя ни минуты, Руднев поспешил обратно в Чемульпо. К ночи он добрался до судна и приказал «Корейцу» с рассветом выйти в море.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Канонерская лодка «Кореец» в Чемульпо, февраль 1904 года

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Однако было уже поздно. На выходе с рейда командир «Корейца» капитан 2-го ранга Григорий Павлович Беляев встретил эскадру адмирала Сотокичи Уриу, которая, как выяснилось позже, прикрывала высадку десанта. Японские крейсеры и миноносцы в узком фарватере преградили путь нашему судну и демонстративной торпедной атакой заставили его вернуться в порт. Наша лодка ответила несколькими выстрелами, но вынуждена была уступить многократному преимуществу врага.

Четыре японских миноносца блокировали выход из порта, пока транспорты высаживали десант. Они стояли парами рядом с русскими кораблями, направив на них подготовленные к стрельбе торпедные аппараты. Понятно, что уклониться от возможной атаки у наших моряков возможности не было. К вечеру 8 февраля японские корабли покинули рейд, передав капитану Рудневу ультиматум следующего содержания:

«Командиру крейсера «Варяг» Императорского Российского флота. Сэр! Ввиду начала военных действий между Японией и Россией я имею честь почтительнейше просить Вас покинуть со всеми судами, находящимися под Вашей командой, порт Чемульпо до полудня 27 января* 1904 года. В противном случае я атакую Вас в порту.

Имею честь быть Вашим почтительнейшим слугой.

С. УРИУ, контр-адмирал Императорского Японского Флота и командующий Японской эскадрой на рейде в Чемульпо»

* 9 февраля по новому стилю.

Руднев и его офицеры еще не знали, что в эту ночь японские миноносцы торпедами атаковали нашу эскадру на рейде Порт-Артура. Безалаберность командования стоила русскому флоту потери двух сильнейших броненосцев «Цесаревич» и «Ретвизан», а также бронепалубного крейсера «Паллада». Но оказалось, что это были еще не все жертвы первого дня войны — «Варяг» и «Кореец» оставались в западне.

«Подобен кромешному аду!»

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

На тот момент Руднев уже приблизительно знал силы врага — то, что укрылось от взора капитана Беляева и офицеров «Корейца», ему рассказали капитаны иностранных кораблей, с которыми он встретился вечером. Ситуация для русских складывалась почти безнадежная, но Руднев однозначно объявил коллегам-капитанам, что никаких вариантов почетной сдачи своих кораблей он рассматривать не собирается. Хотя предложения, в том числе об «условной» смене флага, от иностранцев поступали.

У адмирала Уриу было шесть крейсеров и шесть миноносцев. Превосходство японцев было подавляющим. Броненосный крейсер «Асама» в 1,5 раза превосходил «Варяг» в тоннаже и в 2,5 раза в мощи бортового залпа. Остальные крейсеры были меньше, и каждый из них в отдельности уступал «Варягу», но суммарно японские корабли имели четырехкратное преимущество в силе артиллерии. Единственное, в чем «Варяг» превосходил все крейсеры противника, была скорость, но это преимущество нивелировалось тем, что старенький «Кореец» оказался самым тихоходным кораблем из всех участников сражения.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

«Варяг» в Кронштадте после прихода из США, 3 мая 1901 года

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

«Варяг» был новейшим бронепалубным крейсером — он вступил в строй в 1901 году. Строили его в Филадельфии на верфи «Чарльз Уильям Крамп и сыновья», поскольку все российские верфи были заняты другими военными заказами. «Варяг» был современным кораблем: почти все его приборы и большинство механизмов имели электропривод — шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера была сделана из металла, что повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. «Варяг» стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Утром 9 февраля капитан Руднев приказал раньше обычного накормить команду, после чего обратился к морякам с речью.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Экипаж ответил громовым троекратным «Ура!». Находившимся в лазарете матросам, а также музыкантам, поварам, буфетчикам и прочим «нестроевым» было предложено сойти на берег и присоединиться к охране посольства, но никто из них не захотел покинуть товарищей. В 11 часов 20 минут суда снялись с якорей.

Выходя в море, русские корабли прошли мимо иностранных судов, стоявших на рейде. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — писал потом в донесении командир французского крейсера «Паскаль» капитан 2-го ранга Виктор Сенэ.

Первым шел «Варяг», следом, в одном кабельтове, «Кореец». В 11.45 они сблизились со стоявшими полукругом японцами на расстояние выстрела и увидели сигнал с предложением сдачи. Руднев вместо ответа приказал поднять стеньговые боевые Андреевские флаги, которые согласно Морскому уставу, использовали «в виду неприятеля». Когда между противниками было 7,5 км, «Асама» сделал первые выстрелы из дальнобойных 203-миллиметровых орудий. Вскоре его поддержали остальные японские крейсеры. Открыли огонь и наши канониры.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Крейсер «Варяг» после подъема, 8 августа 1905 года

Через 40 минут адского боя на «Варяге» было выведено из строя более половины орудий, отказало рулевое управление, через пробоины ниже ватерлинии внутрь хлынула вода. Крейсер сильно накренился на левый борт, что мешало вести огонь исправным орудиям. Поскольку возможности прорвать строй и, главное, оторваться от японцев уже не оставалось, Руднев приказал возвращаться в порт. В 13.15 «Варяг» и «Кореец» встали на якорь. Японцы за ними не пошли. Почти сразу на борт прибыли шлюпки с иностранных военных кораблей, которые привезли врачей и помогли с эвакуацией на берег тяжелораненых.

Из донесения командира французского крейсера «Паскаль» капитана 2-го ранга Виктора Сенэ

«Я никогда не забуду это потрясающее зрелище, представившееся мне. Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, всё было приведено в полную негодность, разбито на куски, изрешечено, плачевно висели остатки мостика. Все 47-миллиметровые орудия были выведены из строя, восемь из двенадцати 152-миллиметровых орудий — сбиты, так же как и семь из двенадцати 75-миллиметровых. Стальные шлюпки совершенно прострелены, палуба пробита во многих местах, кают-компания и командирское помещение разрушены. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт всё увеличивался»

Руднев и офицеры приступили к осмотру повреждений, надеясь после короткого ремонта продолжить бой, однако это оказалось невозможным. После короткого совещания было решено уничтожить корабли, чтобы они не достались врагу. «Кореец» и находившийся в порту транспорт «Сунгари» были взорваны, «Варяг» — затоплен (чтобы избежать детонации боезапаса). Капитан Руднев, как положено, покинул борт последним.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Капитаны французского крейсера «Паскаль», английского крейсера «Талбот» и итальянского крейсера «Эльба» согласились принять русских моряков. Отказал только капитан американской канонерки, хотя шлюпку с судовым доктором прислал. Нетранспортабельные раненые остались в Чемульпо под надзором врачей Красного Креста. По дипломатическим каналам начались переговоры, и японское командование согласилось пропустить суда с русскими моряками под честное слово до окончания войны не участвовать в боевых действиях.

Короткая слава и долгая память

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

О событиях в Чемульпо говорила вся Европа. Вскоре австрийский поэт и публицист Рудольф Грейнц опубликовал в мюнхенском журнале Jugend стихотворение «Der Warjag». Петербуржская поэтесса и переводчица Евгения Студенская (Шершевская) переложила их на русский, а капельмейстер 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев написал к ним музыку. Так родилась знаменитая песня, которая была впервые исполнена на приеме в честь моряков «Варяга», устроенном императором Николаем II.

Моряков приветствовали Одесса, Севастополь и Симферополь, Москва и, наконец, столица. Поезд на Николаевском вокзале встречали высшие военно-морские чины, была установлена триумфальная арка. Процессия пешком шла от вокзала до Зимнего дворца, весь Невский проспект был заполнен толпами горожан, осыпавших героев цветами. Впереди шли офицеры, следом нижние чины. На Дворцовой площади их лично встречал император.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Император России Николай II приветствует экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на Дворцовой площади во время русско-японской войны 1904–1905 годов

На общем банкете Николай произнес тост за героев. Все участники сражения были награждены орденами и выпущенными специально памятными медалями, а также подарками от императора (серебряными часами) и денежными премиями от городских муниципальных органов.

Руднева назначили командиром строящегося броненосца «Андрей Первозванный». Однако уже в следующем году 50-летний моряк попросил об отставке. Она была принята, причем с присвоением чина контр-адмирала и правом ношения мундира. После окончания войны, в 1907 году, император Японии наградил Руднева орденом Восходящего солнца, в знак признания его героизма. Русский моряк принял награду, но никогда ее не надевал. До конца жизни Всеволод Федорович жил в своем имении в Тульской области, практически не появляясь в обществе. Он умер в 1913-м и похоронен в сельском храме села Савино.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Матросы крейсера «Варяг»

О моряках тоже быстро забыли. Некоторым казалось несправедливым, что за короткий бой они были так щедро награждены, хотя экипаж «Корейца», например, не потерял ни одного человека, да и само судно не получило ни одного попадания. На «Варяге» погиб всего один офицер (граф Нирод) и 38 нижних чинов, еще 70 матросов и три офицера из почти 600 человек команды были ранены. После трагедии и ужасов Порт-Артура и Цусимы бой у Чемульпо воспринимался уже не таким страшным и героическим. С другой стороны, полученные награды никак не принижают мужество моряков «Варяга» и «Корейца» и их решимость умереть за Родину. Сами они орденов не просили.

Источник

Последняя тайна крейсера «Варяг»: моряки боялись трибунала

Почему легендарный корабль «подарили» японцам

Если бы кто-то попробовал составить список самых знаменитых героических событий в истории наших армии и флота, наверняка в топ-20, а то даже и в топ-10 вошел бы подвиг крейсера «Варяг». Те события произошли 115 лет назад. За это время о «варяжской» эпопее было написано, сказано очень много, исследователи основательно «перелопатили» документальные свидетельства. Однако до сих пор в череде событий, связанных с «Варягом», остается немало загадок и тайн.

О некоторых из них нам рассказал специалист по морской истории Дмитрий Мазур.

реальная история крейсера варяг. Смотреть фото реальная история крейсера варяг. Смотреть картинку реальная история крейсера варяг. Картинка про реальная история крейсера варяг. Фото реальная история крейсера варяг

Крейсер «Варяг» на службе у японцев. Фото: ru.wikipedia.org

– За последние десятилетия нас регулярно «угощают» сенсационными «разоблачениями», касающимися некоторых «эталонных» событий Гражданской, Великой Отечественной войн. Неужели и «Варяг» может оказаться в подобной же ситуации?

– На самом деле при тщательном изучении биографии этого корабля все еще остаются открытыми несколько весьма важных вопросов. А кроме того есть и устоявшиеся заблуждения, которые вносят дополнительную путаницу и провоцируют некоторых «исследователей» на неправильные выводы.

С одним из таких заблуждений связаны, например, утверждения, что «Варяг» мог бы прорваться в открытое море мимо японской эскадры и легко уйти от преследовавших его неприятельских кораблей. Мол, командир русского крейсера допустил явную ошибку, не попытавшись предпринять такой лихой прорыв, а вместо этого ввязался в затяжной артиллерийский бой с многократно превосходящим его противником. «Ведь «Варяг» считался тогда одним из самых быстроходный крейсеров в мире! Ни один японец из эскадры Уриу за ним не угнался бы! – говорят такие «знатоки». – А командир Руднев решил спасти вместе со своим новейшим кораблем еще и старую канонерку «Кореец», которая тоже находилась в порту Чемульпо. Поэтому «Варягу» пришлось во время прорыва подстраиваться под своего тихоходного соратника, и в итоге это обстоятельство обрекло оба русских корабля на неудачу и гибель.»

Однако сохранившиеся документы показывают, что «Варяг» на самом деле отнюдь не был «одним из самых быстроходных». Его рекордная скорость – свыше 23 узлов, существовала лишь на бумаге. А в действительности к моменту сражения этот корабль мог развивать куда меньше. Еще за несколько месяцев до начала войны с Японией специалисты-инженеры Тихоокеанской эскадры вынесли неутешительный вердикт: «Варяг» лишь на короткое время способен разгоняться до 20 узлов, а в нормальном режиме его силовая установка может эксплуатироваться на скоростях не выше 14-16 узлов.

Подобная грустная картина связана с неудовлетворительным состоянием котлов и паровых машин крейсера. Это был явный брак, допущенный американской компанией, которая строила корабль по заказу России. Ну а русские специалисты, принимавшие у «штатовцев» новый крейсер, почему-то проглядели такую «болезнь». Истинные причины подобной «слепоты» членов приемочной комиссии, направленной в Филадельфию военно-морским министерством, остаются не известными. Но факт налицо: «Варяг» лишь на ходовых испытаниях смог показать обозначенную в его «паспорте» рекордную скорость – разогнался при одном из тестовых прохождений мерной мили даже свыше 24 узлов, но уже после этого в условиях реальной эксплуатации его силовая установка при повышенных нагрузках сразу начинала «сыпаться». Так что в бою у Чемульпо «Варяг» уступал в скорости практически всем противостоявшим ему японским крейсерам и потому в принципе не мог предпринять «лихой» прорыв даже расставшись со «старичком»-«Корейцем».

– Из ваших объяснений можно сделать вывод, что история с «медлительностью» «Варяга», это все-таки не тайна, а вполне доказанный, хотя и малоизвестный неспециалистам факт. А как насчет настоящих тайн?

– Вот вам одна из них. Речь идет о тех потерях, которые понесли японцы в бою. Командир капитан первого ранга Всеволод Руднев в своем рапорте упоминал о серьезном уроне, нанесенном неприятельской эскадре. Мол, удалось потопить как минимум один миноносец, серьезно повредить самый мощный из японских крейсеров «Асаму», а другой крейсер – «Такачихо», тоже подбитый в сражении, спустя некоторое время затонул. Уже доподлинно известно: кое-что из этих сообщений оказалось, мягко говоря, преувеличением. Например, «утопленный» Рудневым «Такачихо» на самом деле уцелел и впоследствии принимал активное участие в действиях японцев на море, он отметился и в знаменитом Цусимском сражении.

Полной противоположностью рудневскому рапорту выглядит информация от японцев. В официальном издании их Морского генерального штаба сообщается: «В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда, и мы не понесли ни малейших потерь.»

– Так где же правда?

– Скорее всего, где-то посередине. Японцы ведь известные любители секретов. Добиться от них достоверной информации всегда было трудно. Вот и в данном случае они, думается, приукрасили события в свою пользу. «Варяг» и его маленький помощник «Кореец» в том бою все-таки не раз смогли попасть снарядами в неприятельские корабли. В том числе и в одного из самых сильных противников – броненосный крейсер «Асама». Подтверждением тому не только рапорт командира крейсера Руднева, но и зафиксированные письменно наблюдения, которые сделаны во время боя сторонними наблюдателями – офицерами иностранных кораблей, стоявших в порту Чемульпо.

– Давайте продолжим «экскурсию» по варяжским тайнам.

– До сих пор нет четкого ответа, объясняющего одно из важнейших событий этого знаменитого боя – его трагический финал. Оба русских корабля после получасового яростного сражения вынуждены были отступить назад в порт Чемульпо. Там после осмотра крейсера стало понятно, что он из-за полученных повреждений уже не сможет противостоять японцам. Старший из российских морских командиров, капитан первого ранга Руднев решил уничтожить оба русских военных корабля, оказавшихся запертыми в гавани, чтобы они не достались неприятелю.

Канонерку взорвали. Вот как это описал один из очевидцев, корреспондент газеты «Daily Mail» Ф. Маккензи: «Ровно в 4 часа пополудни «Кореец» взлетел на воздух. Раздались два сильных взрыва – один на носу судна, другой – в корме. Вырвался огненный столб. и затем поднялись чудовищные столбы дыма и пара, … сопровождаемые громкими всплесками обломков, падавших кругом со всех сторон в воду.»

– Значит, «Варяга» все-таки взорвали?

– Резкие звуки, услышанные иностранным наблюдателем, могли быть взрывами снарядов, которые остались после окончания боя непосредственно возле орудий, когда до них добрался пожар. А следующая серия хлопков, возможно, вызвана взрывами некоторых паровых механизмов в машинном отделении: забортная вода дошла до раскаленных топок котлов. Но если даже предположить, что подрывы устроены командой специально (хотя об этом в рапорте командира Руднева нет ни слова), следует признать: эффективность их оказалась невысока. То ли минеры заряды неправильно заложили, то ли что-то не так пошло. В любом случае внутренние агрегаты корабля серьезных повреждений не получили.

Еще одна загадка: почему русские моряки не попытались перед затоплением крейсера отвести его на более глубокое место? Почему командир Руднев не отдал такого приказа, кто мог в этом помешать?

– Но зачем коммодору Бейли понадобилось вводить наших в заблуждение?

– Англичане тогда активно поддерживали японцев. Фактически именно Великобритания «подначила» Страну Восходящего Солнца начать военные действия против России. Так что в интересах Соединенного Королевства было помочь флоту микадо заполучить еще один крейсер. Конечно, Бейли прекрасно понимал, что уговорить русских сдаться эскадре адмирала Уриу и спустить на «Варяге» Андреевский флаг, невозможно. Но англичанину удалось придумать другой, более коварный план, как «подарить» крейсер японцам. Впрочем, насколько правдоподобна такая версия, судить трудно, у этой гипотетической истории можно найти изъяны.

Упомяну и еще одно предположение. Якобы, командир «Варяга» знал, что топит свой крейсер на мелководье и сделал это специально. Руднев был уверен в победном для России финале только что начавшейся войны и потому позаботился, чтобы после победы над японцами можно было без особых проблем поднять корабль и вернуть его в состав русского флота. Определенная логика есть, но никаких подтверждений, даже намеков на них в рапорте самого Руднева не находится.

Как бы там ни было, результат затопления «Варяга» получился весьма печальный для российской гордости. Огромный корабль лег на левый борт в таком мелком месте бухты, что при сильных отливах корпус его едва ли не на треть обнажался из-под воды. Японцы, основательно обосновавшись в Корее, смогли крейсер поднять, это случилось уже через полтора года, в начале августа 1905-го.

Если верить японским источникам, при этом они обнаружили еще несколько весьма обидных для нас фактов. Во-первых, часть силовых агрегатов затопленного корабля оказалась в достаточно исправном состоянии (то есть «варяжцы» их не взорвали). Так что после двухмесячной профилактики в порту Чемульпо трофейный крейсер удалось своим ходом довести до японской базы, где его и поставили на капитальный ремонт. А во-вторых, новые хозяева «Варяга», обследовав его артиллерийские погреба и подсчитав находящиеся там снаряды крупного и среднего калибра, сделали вывод, что за время боя «Варяг» сделал лишь чуть больше 200 выстрелов из 6-дюймовых и 75-миллиметровых орудий. В то время, как в рапорте командира Руднева упоминается почти 900 таких выстрелов.

Хотя относиться к японской информации, как я уже говорил, следует с осторожностью. Вполне может быть и сознательно допущенное ими искажение реальных фактов.

Однако, как видите, загадок, тайн здесь остается немало.

– Но ведь командир «Варяга» Всеволод Руднев вместе с другими офицерами и командой крейсера были объявлены национальными героями. Разве это не развеивает сомнения о его действиях во время и после боя?

– То, что все находившиеся тогда на борту «Варяга» русские моряки – герои, нет никаких сомнений. Даже японцы это всегда признавали и ставили «варяжцев» в пример своей молодежи, собирающейся служить на военном флоте. Наши офицеры и матросы единодушно приняли решение командира выйти в море и с честью погибнуть в неравном бою. Другое дело, что некоторые действия Руднева, его офицеров оказались при этом не самыми правильными и удачными. Но разве можно их в этом винить? Это же война! Здесь невозможно избежать ошибок, просчетов.

Опасения не оправдались. Вместо суда, «варяжцев» ждал торжественный прием в Петербурге, награды, почет. Капитана первого ранга Руднева вскоре государь произвел в контр-адмиралы, сделал своим флигель-адьютантом и назначил командиром находящегося в постройке нового эскадренного броненосца. Однако уже совсем скоро свежеиспеченный адмирал подал рапорт об уходе в отставку. В советской литературе этому эпизоду придали политическую окраску: мол, Руднев не стал принимать жестких мер против матросов своего экипажа, которые оказались замешаны в революционных выступлениях в 1905 году, за что и поплатился. Однако есть и другое предположение. Бывший командир «Варяга» все-таки в глубине души осознавал допущенные им в Чемульпо промахи и ошибки. Ему казалось, что окружающие моряки из-за этого смотрят на него косо. В такой ситуации честь офицера не позволила Всеволоду Федоровичу более служить во флоте. – Что ж, этого тоже нельзя исключать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *