разводные мосты петербурга история
Когда в Петербурге появился первый разводной мост
176 лет назад, 18 ноября 1842 года император Николай I издал указ о строительстве первого постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной.
Петербургская газета «Северная пчела» в сентябре 1844 года так прокомментировала сооружение Благовещенского моста: «Самая постройка моста — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».
Первоначально мост был назван Благовещенским и стал самым первым разводным мостом, построенным в северной столице. Длина моста составила 331 метр, ширина проезжей части равнялась 18 м, а ширина тротуаров — по 3 метра. Открытие состоялось в 1850 году, и вскоре мост был переименован в Николаевский. Авторами проекта стали инженер Станислав Кербедз и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую чугунную ограду.
Именно перильное ограждение — самая интересная и художественно исполненная частью декора моста. Так как мост пересёк Неву неподалеку от выхода в залив, в композицию его перил решено было ввести аллегории морской стихии — трезубцы Нептуна и фигурками морских коньков. Трезубец изображён в каждой секции, к каждому из них обращены с двух сторон фантастические морские коньки, задние части которых в виде завитых рыбьих хвостов вплетены в симметричный растительный фигурный орнамент. В 1863 году по мосту проложили линию конно-железной дороги, а в 1907 году через мост пролегла трасса первого в Петербурге трамвая.
В 1917 году за Николаевским мостом стоял крейсер «Аврора». Именно оттуда был совершен холостой выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1918 году, мост был переименован в мост лейтенанта Шмидта и был фактически отстроен заново под руководством профессора Григория Передерия. Заклепки были заменены электросваркой. Старинные брюлловские фонари, украшавшие мост, были установлены на Марсовом поле в Петербурге, чугунную ограду поставили на новый мост, построенный позже в Твери.
В 1941—1942 годах мост сильно пострадал от разрывов снарядов: на левобережных постоянных пролётах в зоне трамвайной полосы была разрушена железобетонная плита проезжей части и повреждены перила. Капитальный ремонт провели быстро и даже не останавливали движение по мосту.
Уже в 21 веке, мост реконструировали, он стал шире на 13 метров. Сооружению вернули арочный вид, появились барьеры, разделяющие встречные полосы, убрали трамвайные пути, и вернули мосту историческое название — Благовещенский. На время капитального ремонта 2005-2007 годов для автомобильного и пешеходного движения между Центральным районом и Васильевским островом был сооружен мост-дублер выше по течению Невы, который получил в народе название «сын Лейтенанта Шмидта». 15 августа 2007 года переправу торжественно открыли и вернули ей историческое название — Благовещенский мост.
Интересно, что 29 июля 2018 года во время военно-морского парада в честь Дня ВМФ десантный катер врезался в опору разводного пролёта. Но последствий не было и катер тут же продолжил движение.
Разводные мосты петербурга история
Итальянский мафиози задержан в пиццерии ТРК «Радуга»
Можно предположить, что на протяжении полугода, все посетители пиццерии Радуга, принимали пищу из рук итальянского мафиози. Дело в том, что.
Кукольный театр сказки Санкт-Петербург
В военные годы, когда 31 декабря 1944 года Ленинград освободили от блокады прошел первый спектакль в Театре Сказки. И теперь.
Санкт-Петербург театр эстрады имени Аркадия Райкина
Этот театр бережно продолжает богатые традиции комедиантства. Сам театр был основан по приказу Петра I еще в 1723 г. как.
Свежее
Стейк хаус в СПБ
Такие города как Санкт-Петербург предлагают своим жителям и гостям большое количество развлечений и заведений для отдыха. Например, стейк хаусы, это.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург как известно имеет просто огромное количество интересных достопримечательностей и не меньше исторических построек, музеев, театров и прочих культурных заведений.
Разводные мосты Санкт-Петербурга, история мостов, карта
Санкт-Петербург в народе называют по-разному: городом на Неве, Окно в Европу, Северная Венеция, Детище Петра, Северная Пальмира или музеем мостов, которые находятся под открытым небом. Главной достопримечательностью это чудесного города считаются мосты, которых насчитывают примерно около 800 видов, 13 из них разводные (по состоянию на 2008 год) и у каждого моста имеется своя интересная история.
Навигация
Разводные мосты Санкт-Петербурга
Но самой важной изюминкой в архитектурном деликатесе считается разводной мост. Разводится такой мост во время белых ночей, и считается лучшим зрелищем, который запоминается на всю жизнь. Изначально все мосты в городе были деревянными и простыми, и со временем они приобрели, вид каменных опор на которых возвели ажурные решетки и чугунные арки. Всего в городе разводных мостов насчитывается около 21 вида, а самые известные считаются Литейный, Троицкий и Дворцовый.
Дворцовый мост построен с центральным двукрылым разводным пролетом и считается пятипролетным чугунным мостом. Он соединяет Адмиралтейский остров с Большой Невой, ширина которого достигает 27,8 м, а длина 260,1 м. Вид Дворцового моста на фоне Петропавловской крепости считается одним из известных символов в городе и с помощью разводного механизма может поднять вверх около 700 тонн центральные пролеты. Разработал проект этого моста известный инженер А. Пшеницкий, а само строительство началось в 1912 году, и закончен проект был в 1916 году. В 1939 году на мосту появились чугунные решетки и некоторые элементы декора такие как: фонарные столбы были украшены орлами. Все что планировал сделать Пшеницкий, всегда исполнялось. За весь период существования моста реконструкции проводились два раза. Но на сегодняшний день мост отработал свои ресурсы и ему опять нужна реконструкция.
Самым длинным мостом на Неве считается Троицкий мост, его длина составляет около 580 м. его соединение находится на Суворовской площади и переходит на Петроградскую сторону. Его соорудили в 1903 году, и был реконструирован известными профессиональными российскими инженерами. Первоначально был проложен наплавной мост, который также назывался Троицкий и простоял он около семидесяти лет. Когда Санкт – Петербург отмечал свое двухсотлетие состоялось открытие постоянного моста, на открытии присутствовал президент Франции Феликс Фор и Николай II. Лично Николай II запустил кнопку механизма, которая разводит мост. Со временем на мосту появились различные украшения такие как: пять видов арки, ажурная конструкция. Разведением моста проводится только с одного пролета, который находится на левом берегу. Несколько раз мосту меняли название, его называли сначала Кировский, а затем стал Троицкий.
В 2002 году на мосту была проведена реконструкция, и заменили проезжую часть, восстановили архитектурную часть, сделали ремонт металлоконструкциям, восстановили гранитную облицовку, полностью его покрасили, заменили механизмы и проделали модернизацию, правобережный железобетонный пролет заменили на металлический и уложили литой асфальтобетон, а также вернули обратно мосту его символы самодержавия. Вернули короны и двуглавых орлов.
В 1879 году в городе построили Литейный разводной мост, который соединяет Выборгскую сторону и Литейный проспект. В давние времена с левой стороны Невы находился Пушечный литейный двор, который со времен и дал название для моста и его проспекту. Разведение моста проходит в считанные секунды с помощью современных подъемников и очень интересным методом. Судоходный фарватер проходит к левому побережью и на реке создается поворот, следовательно, на мосту начинает подниматься один из пролетов, который расположен на Литейном проспекте. Это первый в городе мост, на котором установили электрические фонари, а на чугунных решетках можно рассмотреть русалок, в руках у которых находится герб Петербурга, и украшают они барельефы.
Такие разновидности мостов считаются удивительным зрелищем для приезжих гостей. Но изначально во времена правления Петром I местным жителям нужно было переплывать воду на лодках или на паромах для того, что местные жители смогли передвигаться самостоятельно по воде в случае разрушения моста.
Ведь мосты возводили только в редкостных случаях, в основном тогда, когда нужно было перевезти важный груз. И первым мостом был построен Петровский. Он был сооружен из дерева и перекинули его через Безымянный Ерик. Со временем в строительстве мостов стали применять камень и до сегодняшнего дня такие мосты считаются лучшими украшениями города. В 1840 году в городе возвели около двенадцати видов мостов, которые были построены из чугуна. Первый мост, который перекинули через Неву, был Благовещенский и стал он вершиной мостостроительного искусства.
Рaзвoдят мoсты в периoд нaвигaции – с кoнцa aпреля дo середины нoября.
Грaфик рaзвoдa мoстoв Петербургa
Кузьминский мoст: с пoнедельникa пo пятницу с 13.30 дo 14.30 (пo предвaрительнoй зaявке);
Вoлoдaрский мoст: с 2.00 дo 3.45, с 4.15 дo 5.45.
Невa
Финляндский мoст с 2.20 дo 5.30;
Алексaндрa Невскoгo мoст с 2.20 дo 5.10;
Бoльшеoхтинский мoст с 2.00 дo 5.00;
Литейный мoст с 1.40 дo 4.45;
Трoицкий мoст с 1.35 дo 4.50;
Двoрцoвый мoст с 1.05 дo 4.55.
Бoльшaя Невa
Блaгoвещенский мoст с 1.25 дo 2.45, с 3.10 дo 5.00;
Биржевoй мoст с 2.00 дo 4.55.
Мaлaя Невa
Тучкoв мoст с 2.00 дo 2.55 и с 3.35 дo 4.55;
Сaмпсoниевский мoст (пo предвaрительнoй зaявке) с 1.30 дo 4.30.
Бoльшaя Невкa
Гренaдерский мoст (пo предвaрительнoй зaявке) с 1.30 дo 4.30;
Кaнтемирoвский мoст (пo предвaрительнoй зaявке) с 1.30 дo 4.30.
Рaзведение мoстoв в Сaнкт-Петербурге не прoизвoдится:
Подробней о разводных мостах СПБ
История разводных мостов
Санкт-Петербург возведен на островах и в связи с этим нередко именуется «Северной Венецией». Центральные районы города иссечены различными каналами и реками, через многие из которых перекинуты грандиозные разводные мосты, не имеющие аналогов в мире. Несмотря на все их величие и гениальность, неразводные конструкции также представляют большой интерес. Это поистине архитектурные шедевры, созданные руками высококвалифицированных инженеров и конструкторов. Их наименования и история представляют большую ценность для всего города и не могут существовать отдельно от него.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге и близлежащих к нему районах насчитывается приблизительно 800 уникальных мостов. Это разнообразие объясняется особенностями самого города, который состоит из огромного количества островков. Несмотря на очевидное преимущество наличия здесь мостов, некогда их строительство было запрещено. В те времена у власти стоял Петр I, который прикладывал максимум усилий для того чтобы приучить петербуржцев к воде. По его указанию горожане были вынуждены преодолевать реки на лодках или паромах. Известно, что в XVIII веке по водным каналам города курсировали венецианские гондолы.
На начальных этапах своего развития Санкт-Петербург выглядел несколько иначе – мосты возводились исключительно на тех дорогах и улицах, которые предназначались для транспортировки ценных грузов. К таковым относился и Петровский мост, сооруженный в далеком 1703 году. Главная цель его создания – соединение Березового (Городского) острова с Заячьим, ведь именно здесь активно велось строительство Петропавловской крепости. В 1887 года мост переименовали в Иоанновский. В качестве материала для его изготовления использовалась древесина. Спустя некоторое время аналогичная конструкция (Аничков мост) появилась и в районе реки Безымянный Ерик, ныне именуемой Фонтанкой.
Несмотря на то, что со времен правления Петра прошло не одно столетие, в городе до сих пор функционируют деревянные мосты. К таковым относятся архитектурные творения, перекинутые через Монастырку, Охту, Фонтанку и Малую Невку. Последний именуется Большим Петровским, содержит 24 пролета и имеет протяженность в 300 метров.
Деревянные мосты, сооруженные из клееных материалов, относятся к нашему времени. Так, например, Красный судостроитель возведен в 1980-х годах. Тогда же построен и Лаврский 2-й, имеющий форму арки, которая закреплена на устоях уникального творения 1830-х годов. Сегодня эта конструкция представляет большой художественный интерес, поэтому находится под охраной и считается памятником архитектуры.
Более прочные и мощные мосты возводились из камня. Сегодня они привлекают внимание множества туристов и являются настоящей гордостью Петербурга и его жителей. Наиболее изысканными из них считаются Эрмитажный, Каменный, Прачечный и Верхне-Лебяжий мост. Они украшают улицы города и неизменно вызывают восторженные чувства.
В 1786 году в Екатерининском парке, находящемся в Царском Селе, появились скромные пешеходные мостовые конструкции. Именно они и положили начало эпохе металлических мостов. На начальных этапах все они возводились по проекту Дж. Кваренги. В городе их стали устанавливать несколько позже – в 93-94-х годах XVIII века. Парковые конструкции появились и в бывшей резиденции князя Потемкина-Таврического, которая была переименована в Таврический сад. Сегодня они предстают перед жителями и гостями города практически в своем первозданном виде.
В дальнейшем в России приобрело популярность чугунное литье, которое перехватило пальму первенства и стало применяться для создания сборных мостов. В 1806 году инженер-архитектор В.И. Гесте разработал великолепный проект, по которому построили Зеленый мост, раскинувшийся через реку Мойку. Также его нередко называют Полицейским или Народным. Он отлично сочетается с окружающими постройками и прекрасно дополняет Невский проспект.
В период с 1806 по 1840 годы в городе появилось двенадцать аналогичных мостов, однако более масштабное строительство с использование чугунного литья датируется 1850 годом. Тогда был возведен первый в истории Петербурга постоянный чугунный мост – Благовещенский, который ныне переименован в мост Лейтенанта Шмидта. Его проектированием занимались инженер С.В. Кербедз и архитектор А.П. Брюллов.
В 1823 году в Екатерингофском парке появилось интересный пешеходный мостик, основная несущая конструкция которого была выполнена в виде железных цепей. С этого момента в истории петербургского мостостроения начался новый этап. Разработкой проекта занимался инженер П.П. Базен. Использованная система стала называться «висячей». В это же время инженер В. Третер спроектировал транспортный висячий Пантелеймоновский мост, который был переброшен через Фонтанку. Его 43-метровая деревянная проезжая часть висела на кованых цепях. В качестве крепежных элементов использовались прочные железные подвески, которые отлично воспринимали растягивающие усилия. Пилоны, выполненные из чугуна, работали на сжатие. В результате удалось воплотить в жизнь превосходно декорированный ажурный проект с вполне привлекательным силуэтом.
В 1826 году в городе появился Египетский висячий мост, который отличался обилием скульптурных украшений и металлического декора. Над его проектом трудились В. Третер и В.А. Христианович. Тогда же построили Львиный, Банковский и Почтамтский мосты.
Первый алюминиевый мост (Коломенский), который был перекинут через канал Грибоедова, возник сравнительно недавно – в 1969 году. Его пролеты представляют собой две сварные алюминиевые трубы, имеющие привлекательный изгиб и изящные наклонные стенки. Вероятно, что в скором времени он удостоится чести стать памятником инженерного и архитектурного искусства.
Карта разводных мостов СПБ
Разводные мосты петербурга история
Захлёбываясь от восторга
Первые мосты в городе появились во времена Петра Первого, ещё в самом начале строительства будущего Санкт-Петербурга, ведь требовалось обеспечить доступ в новые районы, разделённые реками, речушками и каналами. Те мосты не сохранились, потому что были деревянными или вообще наплавными – это когда несколько плотов скрепляют друг с другом и таким образом соединяют берега.
Петру вообще не нравились каменные мосты, да он и не собирался их строить. Император мечтал, что жители будущей столицы России станут передвигаться на паромах и лодках. В этом ему виделся европейский шик, по типу амстердамского или венецианского.
Так что первый каменный мост в Питере появился только в 1760 году, спустя 35 лет после смерти императора.
Первые мосты были примитивными, хоть и добротными. Их не сравнить с нынешними стальными и каменными красавцами, перекинувшимися через Неву и приводящими в восторг гостей Санкт-Петербурга. Вдобавок история каждого петербургского моста окутана тайной.
…Прототипы разводных мостов появились ещё в Вавилоне, в 600-х годах до нашей эры. В ту эпоху часть деревянных конструкций на ночь просто отодвигалась вручную, чтобы предотвратить нападение врага на город.
А в России первый чугунный разводной мост – Благовещенский (в советские времена носил название мост Лейтенанта Шмидта), он соединил берега Невы в 1850 году. Журналисты, захлёбываясь от восторга, писали тогда в газетах: «Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укреплённом сваями грунте».
Открытие Благовещенского, первого постоянного моста через Неву, состоялось 21 ноября 1850 года. На церемонии присутствовал сам император Николай I. В сопровождении свиты он прошёл по мосту и остался весьма доволен. Все участники строительства были тогда произведены в чины и награждены орденами. В честь открытия Благовещенского моста была даже выпущена памятная медаль с изображением Афины Паллады, переводящей Геракла через водный поток.
Инженерное чудо своего времени, Большеохтинский мост, поражал современников внешним видом. Длина моста – 335 метров, ширина – 23,5 метра. Вес всех металлоконструкций составил 8920 тонн.
Первый проект моста утвердил Николай I ещё в 1829 году, но в казне не нашлось достаточно средств, и строительство было отложено на целых 80 лет. За это время было немало споров. Дело в том, что из Охты в Санкт-Петербург существовал только водный путь. Можно представить, как противились началу строительства паромщики и лодочники, которых мост лишал постоянного заработка. Вмешались и купцы с промышленниками. Каждый отстаивал свои интересы, требуя, чтобы мост строился вблизи именно их предприятий.
Все дебаты резко прекратились весной 1907 года, когда накануне Светлой Пасхи пароход «Архангельск», перевозивший людей от Смольного на Охту, врезался в льдину и затонул. Погибло 39 человек, и Николай II приказал срочно начать строительство.
На конкурс прислали 16 проектов – российских, европейских, американских. В тендере участвовала даже фирма самого Густа2ва Эйфе2ля! Но победил отечественный проект, проходивший вне конкурса, под названием «Свободу судоходству», выкупленный правительством за 2 тысячи рублей. Большие деньги, между прочим. Для сравнения, генерал армии в то время получал жалование в размере 500 рублей (поручик – 55 рублей). Правда, за первое место в официальном конкурсе победитель мог бы получить 12 тысяч рублей. Так что правительство ощутимо сэкономило.
В 1909 году началось строительство моста, который решено было назвать мостом Императора Петра Великого. Так его и величали до 1917-го. Отличительной особенностью конструкции является неимоверное количество металлических заклёпок, соединяющих детали. Говорят, что их больше миллиона – никто так и не смог сосчитать.
После открытия моста в 1911 году по Петербургу поползли слухи, будто одна из заклёпок сделана из чистого золота. Вроде как строители заколотили её наудачу и покрыли сверху металлической краской. Нетрудно догадаться, что желающих отыскать драгоценность нашлось очень много. До сих пор любители приключений пытаются найти заветную заклёпку, но всё тщетно.
Сегодня Большеохтинский мост признан памятником истории и культуры.
Остались без ряпушки
Мост Императора Александра I открылся 26 апреля 1913 года. В длину он составлял 1160 метров и предназначался для проезда через Неву исключительно железнодорожного транспорта. После революции его переименовали в Финляндский железнодорожный мост. Не самый монументальный и не самый длинный, он, однако, является стратегическим объектом и находится под наблюдением вооружённой охраны.
21 августа 1963 года Финляндский мост оказался в центре драматического инцидента.
Экипаж самолёта Ту-124, вылетевшего из таллинского аэропорта в Москву, неожиданно обнаружил, что стойку носового шасси заклинило в полуубранном состоянии. Вернуться в Таллин самолёт не мог из-за внезапно спустившегося густого тумана, и тогда было принято решение об аварийной посадке в ленинградском Пулкове.
Когда лайнер на высоте 500 метров кружил над Ленинградом, вырабатывая топливо, пришла другая беда – остановился один из двигателей. Что делать? До Пулкова 21 километр, на одном крыле не долететь. Пилот стал планировать над центром Ленинграда, пытаясь приводниться на поверхность Невы. Можно представить шок прохожих, увидевших огромную стальную птицу, летевшую в буквальном смысле над их головами, чуть не задевая волосы… Филигранное приводнение, к счастью, прошло успешно. Это случилось как раз в районе Финляндского железнодорожного моста. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Десятый случай такого удачного приводнения в мире!
Одним из пассажиров этого злополучного рейса был митрополит Таллинский Алексий, будущий патриарх всея Руси Алексий II.
На этом злоключения Финляндского моста не закончились. Ровно через 20 лет, в 1983-м, в одну из опор врезался рефрижератор «Комсомолец Татарии» с 500 тоннами ряпушки на борту. Судно получило пробоину и ушло под воду. Здесь тоже обошлось без жертв. Правда, ленинградцы в тот год остались без своей любимой рыбы – ряпушки, ещё одного символа города на Неве, но это уже мелочи.
Похож на рождественскую ёлку
«Кроме улиц, в Петербурге есть много весьма замечательных мостов. Низший класс петербургского общества очень любит мосты. Он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барки под мостами или просто живописно облокотившись на перила и поплёвывая в воду, для собственного удовольствия, в продолжение нескольких часов сряду. Мост для русского мужика то же, что был форум для римского».
Это отрывок из очерка 1844 года авторства выдающегося литературного и театрального критика Аполлона Григорьева.
Сколько писателей, поэтов, художников и кинематографистов испытали прилив вдохновения при виде питерских мостов!
Так описывает Чернышевский в своём романе «Что делать?» самоубийство Лопухова. Литейный считается самым «печальным» мостом Петербурга. С ним связано много трагических историй. Одна из них – легенда об «обиженном» валуне.
При сооружении мостов через реки используются так называемые кессоны – камеры, которые вбиваются в дно, чтобы потом в них встраивать опоры. И вот, когда начали возводить Литейный, произошли странные события, которые любители городского фольклора объясняли мистическим влиянием огромного валуна, лежащего на дне Невы. Видимо, камню очень не нравилось, что его потревожили, и он решил «мстить».
Строительство Литейного тем не менее продолжилось. Осложнялось это трудное дело и тем, что мост ставили в самом глубоком – до 24 метров – месте Невы. И вот открытие очередного разводного моста состоялось, несмотря на предшествующую дурную славу. Церемония прошла 30 сентября 1879 года. Из-за аварий Литейный был сдан с опозданием, да и первоначальная сумма на строительства увеличилась в полтора раза. И всё же этот шестипролётный мост с одной разводной частью стал примером технологического новаторства и инженерного прорыва.
Ещё одна история, совсем не драматическая, тоже связана с Литейным. Именно на нём впервые в мире появилось уличное электрическое освещение. Павел Яблочков, великий русский изобретатель, придумал и запатентовал электрическую свечу – проще говоря лампочку. Он надеялся, что открытие сделает его очень богатым, но не тут-то было. Соотечественники с недоверием отнеслись к новинке, и завод Яблочкова по производству ламп терпел колоссальные убытки. Но на помощь учёному пришли подрядчики, которые занимались строительством моста. Те закупили большую партию электрических свечей и превратили Литейный в подобие рождественской ёлки. Лишь после этого петербуржцы поняли, насколько удобно электрическое освещение, и дела учёного быстро пошли на лад.
Художники прошлого любили писать Литейный мост на фоне закатов. Но в наше время мастера искусств ищут более интересные формы, чтобы донести свою мысль.
Скандал действительно получился громким. Особенно после того, как в 2011 году эта акция была отмечена премией «Инновация» от Министерства культуры России.
Чтобы увидеть развод мостов, в Питер приезжают целыми туристическими автобусами, потому что это поистине примечательное событие, визитная карточка Северной Пальмиры, неотъемлемая часть любой экскурсии. И действительно, зрелище завораживает своим величием.
Безусловно, самым узнаваемым мостом Санкт-Петербурга является Дворцовый. Именно его изображение в разведённом состоянии – неофициальный символ города.
Мост находится в самом центре, у Зимнего дворца, отсюда и название. Построить его решили во второй половине XIX века, чтобы связать между собой два здания государственной важности – Биржу на Васильевском острове и Главный Императорский дворец. Обновлённый мост в виде пятипролётной металлической конструкции с разводным пролётом посередине был установлен в 1916 году.
За неделю до открытия было проведено испытание прочности. 34 грузовых автомобиля, каждый весом в 10 тонн, въехали одновременно на мост, заняв все его пролёты.
23 декабря 1916 года состоялось официальное открытие. Торжество прошло скромно, никто из членов царской династии не присутствовал. Не до того было Николаю II – Россия вела тяжёлую войну, а тут ещё в ночь на 17 декабря убили любимца императорской семьи, Григория Распутина. В итоге не пришёл на открытие даже городской голова Делянов, передав право разрезать ленточку своему заместителю.
Дворцовый мост довольно низкий, но, несмотря на это, он всё же перекрывает вид на Кунсткамеру, Адмиралтейство и Биржу. Таковы уж особенности берегов Невы. Ради безопасности судоходства проектировщикам пришлось пожертвовать идеальной панорамой.
Длина моста – 250 метров, ширина – 27,7 метра. Интересно, что разводной механизм состоит из многотонных противовесов, моторов и шестерён, часть которых работает с самого дня открытия Дворцового. Архитектурный облик моста был закончен лишь к 1939 году. Его украсили чугунные решётки архитектора Льва Носкова. Но вот ещё одну задумку архитектора воплотить не удалось: мы так и не увидели на опорах моста большие фонарные столбы, украшенные двуглавыми орлами.
На ночную разводку Дворцового моста, особенно сейчас, в период белых ночей, приходят не только туристы. Даже для коренных петербуржцев это зрелище не является будничным, оно сродни торжественному мероприятию. А сегодня благодаря современным световым установкам петербургские мосты выглядят как шедевры искусства. Иногда крылья мостов превращаются в огромные экраны, на которые проецируются красочные картины. Особенно эффектно это выглядит во время знаменитой ночи выпускников, когда по Неве сквозь разводные проёмы величественно плывёт корабль с алыми парусами, знаменуя мечту и романтику новой жизни.
Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Роман АЛЕКСЕЕВ