развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

Матрица развивающих действий

Автор и ведущая Школы профессиональной переподготовки по оценке и развитию персонала Светлана Бадаева рассказывает, как правильно составить матрицу развивающих действий.

Для чего нужна Матрица развивающих действий?

Цель данной матрицы — предоставить сотрудникам, которые прошли оценку, развернутую информацию о способах развития менеджерских компетенций.

Этот документ поможет провести самоанализ, определить направление индивидуального развития и повысить свою эффективность.

Как составляется матрица развивающих действий?

Лучший вариант – для начала вовлечь руководителей подразделений в развитие своих сотрдуников.

Рекомендую провести фасилитационную сессию и всем вместе заполнить матрицу развивающих действий.

Специалист по оценке и обучению персонала выступает в этом случае роли фасилитатора. Он готовит таблицу, в которой по вертикали располагаются методы развития персонала, а по горизонтали название компетенций, которые нужно развивать.

Руководители на отдельных листочках пишут, какие есть развивающие проекты в Компании, кто из руководителей мог бы и хотел выступить в роли наставника по определенным темам, готов обучать других, какие книги, которые руководители сами изучили и считают полезными для работы стоит почитать и прочее.

Когда руководители вовлечены в процесс развития сотрудников на рабочем месте, могут обсуждать с ними ценные книги, тогда эффективность развития самая высокая. Не даром считается, что именно делегирование полномочий и развивающие проекты – самые мощные инструменты развития персонала. Если руководители дают сотрудникам советы, как развивать компетенцию, сотрудник лучше понимает ценность этих советов, недели тех, которые давали теоретики.

Конечно руководители не всегда могут самостоятельно заполнить матрицу полностью, но главное – они понимают свою роль в развитии подчиненных и с интересом узнают о том, что еще можно сделать для развития от специалистов по обучению и развитию персонала.

Структура Матрицы

Все рекомендации разбиты на блоки по компетенциям, блоки имеют следующую структуру:

Фрагмент меню развивающих действий для развития компетенции «Личная эффективность»

Развитие на рабочем месте

1.Умение ставить цели.

Ответы на эти вопросы подскажут, что Вам следует изменить, чтобы добиться результата.

Имейте в своем арсенале 3-4 способа саморегуляции психического состояния. Применяйте их при возникновении стрессовой ситуации.

4.Оценка результатов работы

Продумайте программу формирования в своем подразделении атмосферы высокой требовательности сотрудников к своей работе, реализуйте намеченную программу.

Таким образом, вы можете составить матрицу развивающих действий по любым компетенциям сотрудников. Чтобы научиться разрабатывать и оценивать компетенции, приглашаем вас принять участие в курсе по оценке персонала.

Источник

Обучение на рабочем месте

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

Обучение в «Крафт Фудз Украина» включает в себя несколько составляющих: развитие и обучение на рабочем месте, саморазвитие и самообучение, коучинг, обратную связь, центр оценки и развития, аудиторные тренинги. После встреч с нашими консультантами, с целью повышения эффективности обучающих процессов в компании мы решили сделать обучение на рабочем месте максимально действенным и практичным инструментом, оправдывающим свое название.

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

Оксана Семенюк, HR-директор компании Kraft Foods Украина

«Обучение на рабочем месте – достаточно распространенный инструмент работы с персоналом, — комментирует Виктория Журавлева, — который используется многими компаниями. В нашей практике было несколько проектов, связанных с внедрением системы обучения на рабочем месте и, консультируя HR-функцию «Крафт Фудз Украина» относительно особенностей данного инструмента, первое, на чем мы сделали акцент – это показали все многообразие его возможных форм и проявлений с целью найти best practice. В разных организациях под «обучением на рабочем месте» понимаются разные активности. В одной компании это программа наставничества, в рамках которой в ходе регулярных встреч более опытные руководители предоставляют поддержку начинающим менеджерам. В другой – периодические встречи новичка со своим руководителем. В третьей – коучинг по вопросам персонального развития сотрудника, который осуществляют внутренние тренеры и линейные руководители. В четвертой – форма посттренинговой поддержки, используя которую, линейный руководитель помогает своему подчиненному, посетившему тот или иной тренинг, «встроить» полученные знания в свою работу. В пятой – различные проекты и инициативы, способствующие, в первую очередь, карьерному продвижению сотрудника или процедуры, позволяющие приобрести разнообразный опыт работы в организации. В подавляющем большинстве данная разница обусловлена различным пониманием того, что является «обучением на рабочем месте». В силу того, что в «Крафт Фудз Украина» эти понятия четко очерчены, мы смогли выбрать из всего многообразия мировых и украинских best practice то, что будет давать максимальный результат».

Каким же быть обучению на рабочем месте в «Крафт Фудз Украина»? После рассмотрения различных вариантов, мы решили, что это должен быть инструмент, позволяющий сотруднику получать необходимые знания и навыки непосредственно в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей с целью повышения собственной эффективности, и, как следствие, повышения эффективности всей организации.

Каждой компетенции – свой инструмент развития

Мы также решили, что каждое направление обучения (аудиторное обучение, самообучение и обучение на рабочем месте) должно позволять реализовывать различные цели, связанные с улучшением тех или иных компетенций «Крафт Фудз Украина». Мы дифференцировали компетенции по инструментам развития. Для этого мы выбрали компетенции, во-первых, которые могут развиваться только с помощью аудиторного обучения, во-вторых, которые целесообразно развивать с помощью самообучения и, в-третьих, те, которые можно развить с помощью обучения на рабочем месте. Как мы это сделали? Внимательно анализируя каждую компетенцию и задавая себе вопрос «какими способами это качество можно развивать?». Мы обнаружили, что некоторые компетенции намного проще проработать в рамках самостоятельного развития, некоторые компетенции требуют исключительной работы над ними в тренинге (например, развитие компетенций, связанных с взаимодействием и сотрудничеством), а некоторые вообще не имеют сильного влияния на результаты бизнеса, в связи с чем специально развивать их нецелесообразно. Проделанная сотрудниками HR-функции работа позволила нам оптимизировать распределение обучающих ресурсов, поскольку аудиторное обучение является наиболее дорогостоящим. Предлагая организации для развития определенных компетенций не тренинг, а обучение на рабочем месте, мы смогли существенно повысить нашу эффективность. Вместе с тем, мы постарались придерживаться подхода blended learning и остаться в рамках интеграции инструментов обучения для достижения максимального эффекта. Мы хорошо понимаем, что для развития определенных компетенций недостаточно использовать только один инструмент (тренинг или только обучение на рабочем месте).

Внутри и вне собственной функции

Компания «Крафт Фудз Украина» включает в себя множество функций и подразделений. В нашей компании также очень распространена практика кроссфункциональных проектов, над которыми работают специалисты и менеджеры из разных отделов, офисов, городов и стран. Мы закономерно решили предложить нашим сотрудникам две возможности для обучения на рабочем месте:

Инструменты обучения на рабочем месте

Опираясь на рекомендации наших консультантов и наш собственный опыт, мы выделили восемь инструментов обучения на рабочем месте и презентовали их менеджерам компании перед традиционной оценкой персонала, чтобы руководители могли немедленно начать использовать новшество:

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка
Мы также разработали и предложили руководителям действительно простую и понятную процедуру реализации обучения на рабочем месте, опираясь на которую, они могли работать со своими людьми:

Сотрудники HR-функции также подготовили специальную коммуникацию, в которой очень подробно рассказали о возможностях данного инструмента, привели примеры его использования, составили FAQ по наиболее ожидаемым вопросам. Данная коммуникация постоянно обновлялась – мы пополняли ее удачными примерами и подсказывали менеджерам международные и кроссфункциональные проекты, в которых можно принять участие в обучающих целях. В иллюстрациях к данной статье вы видите несколько фрагментов данной коммуникации.

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка
Наши достижения

Каких результатов мы достигли за все это время? Их было несколько. Во-первых, прежде всего, мы усилили нашу внутреннюю культуру сотрудничества и поддержки. Использование инструментов обучения на рабочем месте тесно связано с необходимостью совместной работы нескольких сотрудников, нередко работающих в разных функциях, что в нашем случае способствовало усилению существующей корпоративной культуры взаимодействия. Во-вторых, мы добились большей вовлеченности руководителей в процессы обучения и развития своих подчиненных. После оценки персонала все большее количество руководителей выбирало для развития определенных компетенций своих подчиненных именно обучение на рабочем месте. Руководители вовлекались с в процесс развития, ставили сотрудникам обучающие цели, отслеживали их выполнение и оценивали конечные результаты. В-третьих, мы показали нашим людям, что они сами несут ответственность за свое профессиональное развитие. Большинство инструментов обучения на рабочем месте предусматривают необходимость активной позиции и готовности действовать самостоятельно для достижения обучающих целей. Одна из ключевых ценностей нашей компании звучит «действовать как собственники» и во многом, именно использование такого инструмента как обучение на рабочем месте, позволило многим сотрудникам занять активную предпринимательскую позицию, что нашло свое отражение в результатах бизнеса. Именно поэтому мы планируем и в дальнейшем использовать этот инструмент в своей практике.

Данная статья была опубликована в журнале «Управление персоналом» и вы можете скачать ее электронную версию

Источник

Развитие умений и навыков: этапы и общие правила

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

Чем обусловлен жизненный результат и успех человека? Конечно же, это умения и навыки, которыми он обладает. При этом крайне важно понимать, что овладевать ими и развивать их можно и нужно в любом возрасте, ведь чем больше мы способны делать, тем большего количества самых разных целей можем достигать. Сегодня мы хотим поговорить как раз о том, каким образом формируются умения и навыки и из каких этапов состоит этот процесс, а также дать несколько рекомендаций по их развитию, которыми сможет воспользоваться каждый.

Немного об умениях и навыках

Ученые умы всего мира до сих пор ведут серьезные споры о том, что составляет верхушку иерархии в системе формирования у человека новых знаний, навыков и умений, которые характеризуют его интеллектуальное развитие. Одни исследователи говорят, что более важны навыки, а другие считают, что важнее умения. Давайте разберемся в отличиях.

Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.

Например, когда человек учится выполнять какое-то действие с конкретно целью, сначала он делает его максимально осознанно, сосредотачиваясь на каждом промежуточном шаге, и каждый этот шаг откладывается в сознании. Процесс освоения действия осознан и развернут. Это значит, что в первую очередь формируется умение.

Далее – когда человек систематически тренируется и продолжает работать над собой – его умение совершенствуется. Время на выполнение действия сокращается, часть промежуточных этапов начинает выполняться неосознанно, автоматически. И здесь уже можно говорить о том, что происходит формирование полноценного навыка выполнения действия.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что навык – это усовершенствованная форма умения. Если, к примеру, ребенок учится читать, изначально ему трудно «делать» слова из отдельных букв, и на освоение этого умения уходит масса сил и времени. Но взрослый человек в процессе чтения считывает буквы и слова автоматически, контролируя только смысловой аспект.

Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие речевых умений у дошкольников, развитие творческих и социальных умений, формирование навыков делового письма и т.д.

Навык представляет собой деятельность, сформированную посредством многократного повторения и доведения до автоматизма. Показателем же того, что у человека есть навык, является то, что перед выполнением действия он не думает заранее о том, как именно он будет его выполнять, а при выполнении действует точно и быстро.

Формирование и развитие умений и навыков – это достаточно долгий процесс, занимающий много времени. Зачастую на это уходит несколько лет, если речь идет о сложном действии. А что касается совершенствования навыков и умений, то это происходит вообще в течение всей жизни человека. Вот что говорит об умениях и навыках психология.

Этапы формирования навыков

Процесс формирования навыка предполагает прохождение четырех основных этапов:

А вот как можно отобразить процесс формирования (и наличия) навыка схематично:

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

Если по какой-то причине человек в деятельности, связанной освоенным навыком, берет перерыв, навык может деавтоматизироваться, т.е. «забыться». Но это не так страшно, как может показаться, ведь после небольшого времени дополнительных тренировок он довольно быстро восстанавливается.

Нельзя забывать, что основным и самым важным условием формирования любого навыка является многократное повторение действия, и не имеет значения, чего это касается: умения водить автомобиль, делать «вертушку» ногами, быстро читать или решать сложные задачи. Посредством многократных повторений действия переходят на новый уровень, теряют сознательную направленность, становятся автоматизированными и превращаются в навыки.

Это основная информация, которую необходимо знать о развитии навыков, чтобы уловить саму суть механизма этого процесса. Далее мы хотим перейти к конкретным рекомендациям, но советуем вам дополнительно почитать наши статьи «Как быстро развивать новые навыки», «Развитие интеллекта» и «Развитие мышления», в которых вы тоже найдете немало полезного на эту тему.

Развитие умений и навыков: основные рекомендации

Представленным ниже рекомендациям вы можете с успехом следовать сами, либо использовать их для формирования навыков у детей, у дошкольников, у школьников и т.д. Вот лишь несколько областей, для которых они прекрасно подходят:

Всего же мы предлагаем десять рекомендаций:

На первоначальном этапе этих рекомендаций будет вполне достаточно, чтобы развитие умения и формирование навыка, который вас интересует, происходило быстрее и давало лучшие результаты. Но все же мы хотим дать еще несколько советов на тему того, какие инструменты саморазвития нужно взять на вооружение:

Выбирайте любой из этих вариантов и успех будет вам гарантирован. А еще лучше, если вы вообще начнете использовать их все, хотя это не так важно. Намного важнее постоянно и систематически тренироваться – лишь в этом случае знание, как делать что-либо, превратится в умение, а умение станет навыком.

Ну а для тех, кто решил во что бы то ни стало не останавливаться на достигнутом, мы предлагаем несколько вариантов, как развить любой навык еще быстрее. Эти советы, как и раньше, подойдут для развития социальных, творческих, учебных и других умений. Для детей и для школьников это тоже актуально.

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

Развитие умений и навыков в короткие сроки

Сегодня можно встретить множество разнообразных способов, методов и техник развития навыков и умений в любой сфере жизнедеятельности. На эту тему написано немало книг и статей, существуют разные пособия, в том числе и специализированные. Однако любой вариант будет основываться на четырех правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно.

Правило первое: один период времени – один навык

Чтобы развитие умения было эффективным, а само оно прочно укоренилось в сознании и жизни, стало автоматизированным, важно уделять ему как можно больше внимания, и на это есть весомые причины.

Детский возраст – этот период, в котором человек может схватывать на лету невероятное количество информации и знаний. Посмотрите на детей: в одно и то же время они учатся управляться с предметами, говорить, ходить, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Но даже несмотря на то, что сознание ребенка открыто всему новому, на освоение каких-то базовых с точки зрения взрослого навыков у него уходят месяцы.

С возрастом подобные способности к впитыванию новых знаний и одновременному освоению разных навыков уже не так остры. Зачастую даже какой-то один сложный навык оказывает на наш организм и психику стрессовое воздействие.

В дополнение к этому, если осваивать несколько навыков одновременно, наше подсознание будет пытаться связать их воедино, отчего они станут проявляться комплексно. А это в свою очередь может послужить причиной самых неожиданных результатов. Например, если по какой-то причине один из двух изучаемых вами навыков вам никак не дается или у вас просто отпадает необходимость в нем, «связанный» с ним второй навык может «исчезнуть» вместе с ним.

Если вы взялись за развитие умения какого-либо рода, если оно важно для вас, уделяйте время только ему. Он должен осваиваться вами в концентрированной форме. Если это так, вы сможете овладеть им быстро и качественно, а после уже можно начинать осваивать следующий навык, и далее по аналогии.

Правило второе: первые тренировки – на количество, а не на качество

Примите к сведению, что в большинстве случаев у человека, осваивающего новый навык, ничего не получается очень хорошо, как бы он ни старался. Если вы будете с самого начала делать ставку на качество выполняемых действий, вы тем самым замедлите свое развитие.

На начальном этапе гораздо эффективнее работать на количество. Будет лучше, если вы станете делать 50 повторений со средним результатом, чем 10 повторений – с хорошим. Только после полноценного освоения техники можно приступать к ее оттачиванию.

Даже научные исследования подтверждают тот факт, что при систематических и регулярных интенсивных тренировках ошибки и недочеты устраняются сами собой. Вам даже не нужно ничего делать, чтобы стать лучше, – просто продолжайте работать.

Примите за истину: человек учится в десятки раз быстрее, просто повторяя одни и те же действия, чем если бы он раз за разом пытался довести их до идеала с первых попыток. А что касается усложнения задач для себя, то обязательно почитайте нашу статью «Состояние потока».

Правило третье: многократная практика нового навыка

Допустим, вы сходили на какой-то замечательный тренинг или мастер-класс, где была практика. У вас все отлично получалось, и даже дома в тот же вечер вы демонстрировали родным впечатляющие результаты. Но вот проходит несколько дней, вы были заняты работой и посторонними делами, и когда вы решаете вновь сделать то, чему научились, у вас получается либо очень плохо, либо не получается вообще.

Это наблюдение вы можете провести и сами, и убедитесь в его правдивости. А происходит так по той причине, что на семинаре ваш организм и психика были в стрессовой ситуации, внутренние резервы активизировались. Плюс к этому энтузиазм и немного эйфории – и все шло, как по маслу. В обычной же жизни все происходит иначе.

Чтобы новое умение начало формироваться в навык, чтобы оно развивалось и его применение приносило плоды, ему необходимо уделять постоянное внимание. Представьте, что знание – это зерно, которое вам нужно взрастить. Росток – это умение, а цветок – это ваш навык. Если за зернышком не ухаживать, не поливать его, ничего не вырастет.

Точно так и с навыками: заботьтесь о том, чтобы они не пропадали зря и увядали, даже не успев распуститься. Постоянный труд, максимум практики и системность – вот что, нужно, чтобы новые умения закреплялись и набирали силу, становились совершеннее. Добавьте к этому терпение – и у вас обязательно все получится.

Правило четвертое: не применять новый навык в важных делах

Естественно, это касается лишь этапа освоения нового навыка. Представьте себе, что вы только что впервые сходили на тренировку по боксу. Вам все понравилось и неплохо получалось. И вот вы сразу же решаете выйти на ринг против профессионального боксера. Что получится, как думаете? Вы окажетесь в нокдауее в первую минуту боя.

Пока вы только осваиваете новый навык, практикуйтесь, но не спешите пытать свои силы в «бою». Здесь имеют место многие факторы: неопытность, важность события, стресс от выполнения непривычных действий и т.д. Все это, скорее всего, приведет к печальным последствиям.

Поэтому сначала – только тренировки и наработки. Постепенно начинайте внедрять новый навык в жизнь, пробуя применять его в несложных ситуациях, близких к обыденным. А когда наберетесь немного опыта, используйте его для более серьезных ситуаций, планомерно продвигаясь в самым трудным.

Уверены, теперь ваша копилка знаний неплохо пополнилась, а развитие умений и навыков станет хотя бы немного проще и быстрее. Желаем вам успехов!

Источник

Список навыков и умений, которые необходимо прокачать каждому человеку

30 навыков для улучшения жизни.

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!

Освоение новых навыков просто необходимо, чтобы быть интересным и разносторонним человеком. Некоторые из них дают новые впечатления и опыт, а какие-то переходят в разряд любимых хобби или профессии. Список навыков, которые помогут достичь успеха в любой сфере, вы найдете в этой статье.

На отработку некоторых пунктов из перечня потребуется несколько часов, другие же займут несколько месяцев. Но знайте, что для освоения многих навыков на первоначальном уровне потребуется всего 15–20 часов осознанной практики.

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

Определение навыка

Для начала давайте разберемся в терминологии и узнаем, чем умения отличаются от навыков. В этой цепочке есть еще и третий участник – мастерство.

Навык – автоматическое сознательное действие, направленное на достижение определенной цели. Он вырабатывается постоянными упражнениями, практикой и старанием. Совершенствовать его можно бесконечно.

Умение – способность качественно, быстро и вовремя выполнять какое-то действие в разных условиях. Умение формируется на базе навыков, т. е. является как бы следующей ступенью.

Мастерство – достигнув его, человек способен совершать действия или работу с минимальными затратами времени и ресурсов. Чтобы достигнуть мастерства в любом деле, придется упорно трудиться и учиться.

Четко определить границу между этапами нельзя. Поэтому понять, на каком уровне вы сейчас находитесь, невозможно. Ни в одном деле нет высшей точки освоения, ведь совершенствоваться можно бесконечно.

Что точно нежелательно путать, так это навыки и привычки. Привычка – неосознанное автоматичное действие, которое формируется в результате многократного повторения. В определенный момент оно становится потребностью и нередко закрепляется без каких бы то ни было усилий со стороны человека.

Привычки бывают не только полезными, но и вредными. Они не имеют сознательной цели и часто непродуктивны. А навыки развивают и двигают вперед, они связаны с решением какой-либо задачи. Хотя одно не исключает другое, бывает, что навык основывается на полезных привычках.

Приведу пример. Рисование – чудесный навык, осваивать который стоит, даже если у вас нет таланта. Чтобы процесс обучения рисованию прошел легче, можно выработать некоторые привычки:

У каждого из навыков можно выделить поднавыки. То же рисование можно разделить на множество поднавыков: как держать карандаш и использовать вес линии, разные стили, штриховой и технический рисунок, скетчинг, портреты, пейзажи и т. д. Всегда начинайте изучение с базы и выделяйте то, что вам больше интересно.

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

Классификация

Человеческие навыки имеют несколько классификаций, но мы рассмотрим самую популярную. Согласно ей навыки делятся на три группы:

Также в современной профессиональной среде встречается деление на hard и soft skills:

Развивать необходимо каждую группу умений, тогда личность будет гармоничной и у вас получится достичь успеха во всех сферах жизни.

Самые полезные навыки, которые может развить человек

Перечень навыков, которые может развить человек, огромный. Глядя на это разнообразие, нападает бессилие, ведь жизни не хватит, чтобы все освоить. Но есть основные знания, которые будут решающими для становления человека и как личности, и как профессионала. С них стоит начать.

1. Умение учиться

Этот опыт станет самым важным на пути к совершенствованию самого себя. Чем сильнее развито это умение, тем быстрее усваивается новый материал. А значит, остальные навыки усвоить будет проще.

Чтобы учеба давалась легче, нужно изучить законы, по которым усваивается новая информация, разобраться в эффективных методиках и понять, как выбирать учителя для себя.

2. Проактивное мышление

Осознанный выбор реакций на раздражители. Человек понимает свои глубинные ценности, имеет жизненные принципы и свои реакции подчиняет им, независимо от условий и обстоятельств. Иначе говоря, он способен подчинить реакцию и выбирать, как воспринимать окружающий мир.

Кстати, Стивен Кови в знаменитом бестселлере “7 навыков высокоэффективных людей” посчитал проактивность главным навыком и поставил ее на первое место.

3. Критическое мышление

Позволяет анализировать все полученные данные, делать выводы и принимать решения на их основе, а не руководствуясь эмоциями. Такой человек почти всегда имеет собственное мнение и умеет отстаивать свою позицию, видит разные варианты развития ситуации и их зависимость от окружающей обстановки.

Критическое мышление все подвергает сомнению. Становятся видны несостыковки и противоречия, развивается способность видеть искаженную и неверно интерпретированную информацию.

4. Творческое мышление

Отлично дополнит критическое мышление, поскольку дает увидеть мир по-другому, расширить свои внутренние горизонты и найти альтернативные и неординарные решения. Иначе говоря, это открытость мышления и отказ от предубеждений.

Творческие задатки есть у каждого, но у кого-то они видны хорошо, а у кого-то забиты другими механизмами. Радует, что их можно стимулировать и тренировать, добиваясь при этом больших успехов.

5. Красноречие

Ораторское искусство пригодится не только для публичных выступлений, но и для простого общения с другими людьми. Грамотно построенная устная речь, внятная дикция и точно сформулированные и красиво выраженные мысли только украсят любого человека.

6. Эмпатия

Эмпатия – это сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность понять и посочувствовать. Навык необходим при построении отношений, поскольку помогает нам поставить себя на место другого человека и понять его позицию.

Это очень сложная работа, требующая больших затрат внутреннего ресурса. Но ее прокачка достигается при регулярном выполнении специальных упражнений.

7. Управление финансами

Это целый комплекс навыков, необходимых для грамотного управления деньгами. Они учат анализировать и вести учет доходов и расходов, находить бреши в бюджете, экономить и копить. Также финансовая грамотность подразумевает умение выбирать банковские продукты и кредиты, разбираться в налоговых вопросах и инвестициях.

8. Тайм-менеджмент

О тайм-менеджменте на нашем блоге есть отдельная статья. Там вы можете подробнее почитать, что это и как его освоить. Лишь кратко скажу, что это искусство управления временем, направленное на повышение эффективности его использования. Помогает определять цели, расставлять приоритеты, организовывать рабочее и личное время.

9. Постановка целей

Постановка целей входит в практику тайм-менеджмента. Но я выделю его в отдельный пункт, чтобы в процессе составления списка дел и организации рабочего времени целеполагание не затерялось. Именно оно создает основу эффективной деятельности, поскольку позволяет определить, куда вы движетесь и для чего предпринимаются все остальные шаги.

10. Умение отдыхать

Это абсолютно необходимый компонент жизни, без которого невозможно эффективно учиться и работать. Но делать это нужно правильно, чтобы не нанести организму еще больший вред, чем от трудовой деятельности.

Желательно узнать, как правильно проводить время в отпуске, как расслабиться после рабочего дня и как восстановить силы за 10 минут.

11. Навык формирования привычек

Мы уже говорили, что полезные привычки могут стать отличным подспорьем для формирования новых компетенций. Поэтому для начала научитесь закреплять хорошие привычки. Для этого есть методика, следование которой поможет пройти этап внедрения нововведений быстро и почти безболезненно.

И, конечно, попутно избавляйтесь от вредных привычек, которые мешают счастью и самосовершенствованию.

12. Медитация

Ее можно было бы отнести к одному из способов расслабления, но на самом деле медитация – это гораздо больше, чем просто отдых. Практика оздоравливает душу и тело, позволяет найти гармонию внутри себя и транслировать ее в мир. Освоив медитацию, редко кто отказывается от нее, потому что эффект действительно впечатляющий. Попробуйте.

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

13. Ведение переговоров

Умение вести переговоры – одно из ключевых в профессиональной деятельности. Успешный исход сделки больше зависит от того, насколько уверенно и убедительно вы излагаете высказывания. Даже суть доводов не так важна, как тон, манера держаться и расположение к собеседнику.

И не думайте, что переговоры актуальны только на работе. Убедить мужа, что вам просто необходимы те туфли, или договориться с трехлеткой уйти с детской площадки без истерики – тоже переговоры.

14. Компьютерные навыки

Они особенно полезны тем, чья работа связана с компьютером. Но и для домашних нужд тоже пригодятся. На ум приходят следующие навыки:

15. Писательское ремесло

Деловая переписка, посты для социальных сетей, да даже сообщение учительнице дочери нужно суметь написать грамотно и понятно. Кто знает, вдруг вы захотите издать книгу или сказку. Или, наоборот, овладение писательским искусством подтолкнет к тому, чтобы создать собственное произведение.

А уж если работа напрямую связана с текстами, например, копирайтинг, журналистика, коучинг, то это одна из ваших профессиональных компетенций.

Навыки, необходимые в повседневной жизни

Не буду лукавить: без любого из них можно обойтись. Но жить без этих умений, которые все же стоит качать каждому, сложнее, а в экстремальных ситуациях некоторые даже жизнь спасут.

1. Оказание первой медицинской помощи

От беды никто не застрахован. Так что лучше знать, как помочь себе, родным или незнакомцу в случае травмы. Практика показывает, что многие даже не в курсе, как правильно остановить кровь из носа или что выпить от высокой температуры.

2. Самооборона

Никто не знает, какие люди встретятся вам в жизни. Возможно, не у всех будут добрые намерения. Поэтому базовые приемы самообороны, правила пользования газовым баллончиком, электрошокером или пневматическим пистолетом позволят чувствовать себя увереннее.

3. Поведение в экстремальной ситуации

Жаль, что в школе урокам ОБЖ уделяется так мало внимания. Как подавить панику, как себя вести при пожаре, что делать, если вы тонете или провалились под лед, как выбраться из тонущей машины, как выжить в лесу – это нужно запечатать у себя в памяти. Тогда глядишь и трагедий с тонущими рыбаками и задохнувшимися в пожаре людьми будет меньше.

4. Воспитание детей

Глядя на некоторых родителей, кажутся разумными доводы, что разрешать рожать детей можно только людям, прошедшим специальное обучение. Ведь одеть, накормить и спать уложить недостаточно. Необходимо понимать, как общаться с ребенком и как воспитывать цельную, самодостаточную, психически здоровую личность.

Многие методы воспитания, которые работали у наших родителей и бабушек, сейчас неактуальны. Изменилось общество и положение индивида в нем, а значит, и воспитание нужно другое. Почитайте хотя бы книгу Людмилы Петрановской “Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка”.

5. Вождение

Про то, как удобно иметь автомобиль и сколько времени экономится, если есть свои колеса, рассказывать нет смысла. Но вот чему желательно уделить внимание, так это овладению навыками экстремального вождения. И не для того, чтобы почувствовать себя крутым гонщиком и ездить, не глядя по сторонам. А лишь для того, чтобы уметь выходить из сложных аварийных ситуаций, уверенно чувствовать себя на любой дороге и при плохой погоде.

развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Смотреть картинку развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Картинка про развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка. Фото развивающее действие это конкретное действие направленное на улучшение выбранного навыка

6. Иностранные языки

Изучение и использование иностранных языков здорово тренирует мозги. Кроме того, этот навык пригодится в работе и путешествиях. Перед вами откроются новые грани в кинематографе и литературе, ведь смотреть и читать произведения в оригинале гораздо интереснее.

Наиболее универсальный язык – английский, но все больше желающих выучить китайский. Ведь он на сегодня самый распространенный в мире.

7. Кулинария

Умение вкусно готовить считается прерогативой женской половины человечества, хотя мужчины часто владеют этим ремеслом даже лучше. Не зря же большинство знаменитых шеф-поваров – это мужчины. Но кулинарные познания непременно пригодятся в жизни каждому, и пол здесь не играет роли.

8. Ведение домашнего хозяйства

Если у вас нет штата прислуги, то тонкости ведения домашнего хозяйства наверняка понадобятся. Правильная стирка одежды, секреты поддержания чистоты, цветоводство – это лишь малая часть того, что требуется знать, чтобы в доме царил уют и порядок.

9. Дизайн интерьера

Для тех, кто хочет выйти на новый уровень в деле обустройства своего дома. Дизайн интерьера – это не только про красоту, но и про удобство, и функциональность.

Продумать планировку и цветовую палитру, спланировать расстановку мебели, подобрать разные сценарии освещения – этому вполне реально научиться, потратив некоторое количество часов и усилий.

10. Основы стиля

Как бы это ни было печально, но нас встречают по одежке. Поэтому необходимо знать, как уместно одеваться для разных ситуаций и мероприятий, какие наряды подходят для вашего типа фигуры, как сочетать цвета в одежде и подбирать аксессуары. Вам не придется становиться стилистом, чтобы понять основы, которых будет достаточно для повседневной жизни. Мужчин это, кстати, тоже касается.

11. Косметология и визаж

Не нужно разбираться в тонкостях визажа и тратить ползарплаты на косметику, если вам это неинтересно. Подберите для себя несколько хороших средств и познакомьтесь с основными техниками макияжа.

Важнее научиться ухаживать за кожей. Хотя бы очищать, увлажнять и защищать от солнца. Это позволит избавиться от прыщей, пигментных пятен и других проблем, отсрочить появление морщин и даже сохранить здоровье.

12. Массаж

Такой навык значительно возвысит вас в глазах родных. Они будут выстраиваться в очередь, чтобы получить свою порцию релакса и расслабления после тяжелого дня.

Овладеть техникой массажа можно самому по видеоурокам и книгам, но лучше, конечно, пойти на курсы. Профессионал расскажет и покажет правильные приемы и техники.

13. Парикмахерское искусство

Подровнять кончики и челку, сделать укладку и прическу, подстричь сына и мужа вполне по силам даже начинающему мастеру. Это даст возможность избавиться от лишних хлопот по походу в парикмахерскую. Да и семейный бюджет сэкономит.

14. Фотографирование

Делать красивые фотографии любительского уровня не так уж сложно. Для этого не понадобится профессиональная камера и супердорогое оборудование. Решающее значение в удачных снимках имеет мастерство фотографа. Знание базовых правил и принципов уже значительно улучшит качество ваших снимков.

15. Шахматы

После выхода на экраны сериала “Ход королевы” этот интеллектуальный вид спорта переживает новый виток популярности. И этому можно только порадоваться, ведь шахматы отлично развивают оба полушария мозга, логику, абстрактное мышление, память, помогают тренировать внимательность и способность держать концентрацию.

Даже есть исследования, что пожилые люди, которые играют в шахматы, подвержены меньшему риску возникновения болезни Альцгеймера.

Заключение

Составьте для себя список навыков, которыми хотите овладеть, и смело беритесь за дело. Вычеркивайте из плана пункты, которые уже выполнены, и помечайте, какие умения собираетесь штурмовать в ближайшее время.

Сначала изучайте основы, а потом уже решайте, хотите ли вы тратить на это время или нет. Посвящайте занятиям хотя бы 15 минут каждый день. Уже через пару месяцев можете смело рассказать или продемонстрировать достижения окружению.

Какие навыки вы бы хотели освоить? Пишите в комментариях свои варианты полезных умений, которые стоит добавить в список.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *