развиваем навыки чтения и связной речи

Развитие навыков связной речи

развиваем навыки чтения и связной речи. Смотреть фото развиваем навыки чтения и связной речи. Смотреть картинку развиваем навыки чтения и связной речи. Картинка про развиваем навыки чтения и связной речи. Фото развиваем навыки чтения и связной речи Ольга Краснова
Развитие навыков связной речи

Каждый ребенок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно говорить, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Весь уклад жизни в детском саду способствует развитию речи детей.

Работа по обогащению знаний и представлений дошкольников во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, образовательной – занятия изобразительной деятельностью, музыкальные, по формированию элементарных математических представлений и т. п.) и развитию речи неразрывно связаны.

В младшем дошкольном возрасте должна проводиться подготовительная работа обучению детей рассказыванию.

Монологическая речь формируется в недрах диалога как основной формы речевого общения.

В методике работы с детьми разработаны приемы формирования диалогической речи:

— Обучение детей понимать вопросы и отвечать на них;

— Обучение детей задавать вопросы. Воспитатель,

общаясь с группой детей, учит их слушать и активно включаться в разговор;

— Участие детей в драматизациях: близкое к тексту воспроизведение отрывка из сказки (с подсказками педагога).

— Активное дословное воспроизведение ответов на вопросы в фиксированном диалоге

Существует несколько видов рассказывания. Одним из них является пересказ. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям, потому что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умения слушать, отвечать на вопросы.

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстрированным материалом. В детском саду используются как предметные, так и сюжетные картины. Дети младшей группы не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных действий и свойств.Задачей воспитателя является:

— обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

— постепенный переход к занятиям, упражняющим в связной речи

(ответы на вопросы и составление небольшого рассказа).

Рассматривание картины сопровождается словом воспитателя (вопросом, объяснением, рассказом). После беседы воспитатель может сам рассказать по картине.

В младшем возрасте используются игровые приемы (расскажем кукле).

Можно рассматривание сопровождать показом игрушки; использовать литературные и художественные вставки. Первые картины для детей младшей группы – картины, изображающие отдельные предметы, домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни («Наряжаем елку», «Кошка с котятами»). После занятия картина остается еще несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее и замечают то, что не заметили раньше.

— часть игрушки или предмета,

Эти схемы мы используем с младшей группы. Описание идет по вопросам педагога. Дети отвечают отдельными фразами. В конце педагог предлагает послушать рассказ об игрушке. Этот рассказ является образцом.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте ведется большая подготовительная работа, которая способствует развитию навыков связной речи.

«Развитие связной речи у младших дошкольников». В этом года я выбрала тему по самообразованию «Формирование связной речи дошкольников». Данную тему считаю важной, т. к. : развитие диалогической.

развиваем навыки чтения и связной речи. Смотреть фото развиваем навыки чтения и связной речи. Смотреть картинку развиваем навыки чтения и связной речи. Картинка про развиваем навыки чтения и связной речи. Фото развиваем навыки чтения и связной речиВлияние сказок на развитие связной речи детей Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает.

Доклад «Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи» Доклад на тему: «Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи». Учитель-логопед: Шабалкина Л. А. г. Моршанск.

Консультация: «Развитие связной речи у детей 4–5 лет» В средней группе детей продолжают учить диалогической речи. Они отвечают на разнообразные вопросы воспитателя. Анализируя ответ,следует давать.

Консультация «Развитие связной речи у дошкольников» Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и является общей основой.

Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие с родителями. Формирование коммуникативных навыков, связной речи у детей с ОВЗ Проект на тему «Дом и его части» с использованием игры-драматизации Пояснительная записка Проблема Слабый познавательный интерес детей.

Развитие связной речи у детей с ОНР Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься. Создание условий для развития умственных способностей детей.

Развитие связной речи в домашних условиях Ребенок 7 лет при нормальном речевом развитии должен уметь пересказывать знакомые сказки, рассказывать об увиденном и услышанном подробно,.

Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц Воспитатель: Романова Марина Александровна Актуальность Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема.

Источник

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста»

развиваем навыки чтения и связной речи. Смотреть фото развиваем навыки чтения и связной речи. Смотреть картинку развиваем навыки чтения и связной речи. Картинка про развиваем навыки чтения и связной речи. Фото развиваем навыки чтения и связной речи Светлана Масакова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста».

Тема: Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».

Мотивация: Помочь детям узнать, кто подарил шкатулку и для чего.

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста.

Образовательные:

-совершенствовать навык чтения;

-закрепить умение правильного произношения звука в слове;

-формировать навыки развернутого высказывания;

— систематизировать представления детей об образе жизни и повадках диких животных;

-активизировать и обогащать словарь за счет слов и словосочетаний;

-совершенствовать навык детей высказываться полными предложениями, последовательно излагать мысли;

— активизировать в речи антонимы;

— способствовать сохранению и укреплению здоровья детей используя здоровьесберегающие технологии;

— способствовать умению образовывать однокоренные слова.

Развивающие:

-развивать связную монологическую речь, формировать навыки пересказа сказки;

-развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста;

-развивать слуховое внимание, память, мышление;

-развивать творческие способности, мелкую моторику рук;

-развивать правильное дыхание.

— воспитывать читательский интерес;

-воспитывать любознательность, умение слушать товарища, не перебивать, говорить спокойным доброжелательным тоном.

— словесные (диалог, чтение литературного произведения,

анализ текста)

— наглядные (иллюстрации, фигурки, графические схемы, название сказки)

— практические (моделирование сказки пи помощи схем, игра «Скажи наоборот»).

Портрет Л. Н. Толстого, текст со сказкой Л. Н. Толстой «Белка и волк», шкатулка в стиле городецкая роспись, мольберт, фигурки диких животных, бумажные снежинки, мяч, графические схемы для составления текста, листы бумаги, карандаши, название сказки, загадки,пальчиковые игрушки из фетра.

-изучение лексической темы «Дикие животные»;

-рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме;

-рисование: «Звери в зимнем лесу»;

-отгадывание загадок «Дикие животные»;

-разучивание физминуток на тему: «Животные».

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

В: Ребята, эту шкатулку передала мне сегодня утром красивая незнакомка, как вы думаете кто это может быть? (ответы детей). А каким образом мы с вами узнаем, для чего нам передали шкатулку? (ответы детей). Посмотрим, что в ней лежит? (да, здесь бумажные снежинки).

В: Предлагаю поиграть с ними (упражнение на дыхания):

Держим снежинку за краешек и дуем легким ветерком, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем ртом. Так надо правильно дышать, особенно в холодную погоду, чтобы не простудиться. Молодцы, а теперь положите снежинки рядом с собой.

В: Посмотрим, что еще лежит в шкатулке.

Воспитатель открывает и достает животное.

В: Ребята назовите животное (волк, лиса, медведь, белка, заяц).

В: Подумайте, как одним словом можно назвать этих животных? (дикие).

В: А почему они дикие? (живут в лесу и сами добывают пищу).

В: Посмотрите здесь есть еще загадки (подготовка к восприятию текста. Развитие слухового внимания, мышления):

Леша, прочитай пожалуйста

Не умеет он дружить

Оттого так скучно жить.

Все зубами щелк, да щелк

Ева, прочитай другую загадку

По веткам скачет и играет

Известна добротой своей

Шубка рыжая на ней.

В: Не случайно загадки загадки из шкатулки были про белку и про волка. Мы сегодня познакомимся со сказкой Л. Н. Толстого, а название сказки нам поможет прочитать Арсений Л. (на доске висит название сказки). «Волк и белка» (демонстрация портрета писателя) и попробуем ее пересказать.

Чтение рассказа (развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти).

Краткая беседа по сказке. Развитие диалогической речи. (напоминаю детям говорить полными предложениями).

В: Про кого эта сказка? (эта сказка, про белку и волка)

В: Что произошло с героями сказки? (белка прыгала с ветки на ветку и сама упала на волка.) (показываю схему).

В: Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел ее съесть.)

В: О чем она попросила волка? (Белка попросила отпустить ее.)

В: Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его

В: Что спросил волк у белки? (Почему белки такие веселые,а волку всегда скучно) (показываю схему)

В:Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжет.)

В: Почему белки такие веселые? (Потому что они добрые и никому зла не делают.) (показываю схему)

В: Ребята, послушайтекак по-разному можно назвать беличье веселье: веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело. (знакомство с однокоренными словами).

Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой? (грустный).

В: Белки веселятся, а волк? (грустит).

В: Белкам весело, а волку? (грустно).

В: Послушайте,сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны по смыслу и звучат они похоже – это слова родственники.

И слова веселый, весело, веселиться – тоже родственные, они звучат похоже и тоже связаны по смыслу.

В: А теперь подберите слова, родственные слову радостный.

(Образец:Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они… радуются.Можно сказать: им весело, радостно; они веселы, радостны; у белок веселье, радость.)

В: Устали? Я предлагаю вам поиграть. Эта игра называется «Скажи наоборот». Я буду бросать вам мяч и начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его (развитие антонимии).

-Волк злой, а белка (добрая). Ему всегда грустно, а ей (весело). Волк белку схватил, а потом (отпустил). Волк сидит внизу, а белка (наверху). Волк сидит под деревом, а белка (на дереве). Волк спрашивает, а белка (отвечает). Белка говорит, а волк ее (слушает).

В конце игры педагог просит детей вспомнить названные ими слова.

В: Вспомните названные вами слова? (Злой — добрая, грустно — весело, схватил — отпустил, внизу — наверху, под деревом — на дереве, спрашивает — отвечает, говорит — слушает).

Словарная работа (Лексический разбор словосочетания, сложного по семантике. Оживление личного опыта детей).

В:Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем, кипятком, паром, горячим чаем.) Кто из вас обжигался? (дети говорят у кого был ожог) Это больно (да. очень). А когда больно, хочется веселиться или плакать (грустить, плакать)

В: Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжет.

А теперь мы немного отдохнем и проведем физ.минутку:

Сильный ветер сосны крутит (поворот корпусом вправо, влево)

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже

Мы с тобой на них похожи (вращение корпусом вправо, влево)

Вот по веткам белка мчится

Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко,

Ведь во всем нужна сноровка. (прыжки на месте)

Ну а нам пора садиться,

Заниматься не лениться.

В: Присядьте на стульчики. Я прочитаю сказку еще раз, а вы послушайте внимательно для дальнейшего пересказа. (повторное чтение сказки. Развитие долговременной слухо-речевой памяти).

Моделирование рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.

В: На нашем мольберте разложены схемы, необходимые для составления рассказа. Посмотрите на эти схемы. Давайте, мы вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ (Белка прыгала с ветки на ветку).Что было дальше?

В: А Костя, Рустем, Гусейн, Ваня попробуют изобразить сказку в виде рисунка. (подгрупповая работа с гиперактивными).

Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем (развитие связной речи).

Заключительная часть (рефлексия):

Положительная оценка каждого рассказа.

В: Ребята, как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой рассказал нам

эту сказку? Чему она учит (Когда человеку сердце жжет злоба, он не видит радости в жизни, его раздражают люди вокруг, он делает плохие поступки, не чувствует жалости и творит недобрые дела)

В: На кого бы вы хотели быть похожими? Почему (на белку,потому что она добрая веселая).А почему вы не хотите быть похожими на волка? (не хотим потому, что его «сердце жжет злоба».

В: Чему вы сегодня на занятии научились? (что не надо бояться и нудно преодолевать страх, быть добрыми, тогда будет весело и хорошо).

А легко ли вам было пересказывать сказку (ответы детей).

В: Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.

В: Ребята, посмотрите как Рустем изобразил сказку, скажите какой это эпизод сказки? (ответы детей).

В: А как вы теперь думаете, кто же нам передал шкатулку? (Сказочница). Для чего она нам принесла эту шкатулку (ответы детей) Да, это была Сказочница. И она нам с Вами оставила в подарок вот таких (достаю из шкатулки сказочных героев: лису и волка из фетра) сказочных героев, чтобы мы могли рассказать эту сказку по ролям.

Закрепление изучаемого материала вне занятия:

Упражнять детей в умении пересказывать текст по графическому плану, театрализация сказки, индивидуальный пересказ детьми, изображение сказки в виде рисунка.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе ДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе ДОУ. Задачи: 1. Развивать диалогическую речь.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Осень» Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе. Задачи: Образовательные: • уточнить и расширить знания детей об осенних явлениях.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «По страницам книги» Цель: развитие связной речи, познавательно-речевой и творческой активности детей. Образовательные: углублять, расширять и закреплять знания.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Спасение коровы» Тема: «Спасение коровы». Цель: обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя, знакомство со звуками М, М’, тренировка.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по речевому развитию «Богатый урожай» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 г. Липецка Конспект образовательной.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к леснику» Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к леснику» Задачи : 1. Обучающая Учить различать на слух.

Источник

Статья: «Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения.

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую деятельность своих учеников, я применяю следующие виды работы:

— Выразительное чтение учителем художественного произведения с музыкальным, художественно-изобразительным сопровождением;

— Выразительный рассказ учителя или просмотр диафильма;

— Использование инсценировок художественных произведений.

В дальнейшем, с ростом умений и навыков обучающихся, виды упражнений и заданий усложняются.

Игры со словами очень нравятся детям. Это один из самых первых приемов, который я использую на уроках литературного чтения. Для детей игровая деятельность понятна и естественна. Они легко включаются в нее, быстро схватывают основные правила, не боятся ошибиться, чувствуют себя свободно и раскованно. При проведении данных игр важно то, что суть игры не меняется, меняется речевая ситуация, что позволяет ребенку уловить алгоритм действий, исправить ошибку, чувствовать себя более уверенно, а в следующий раз четко знать ситуацию и действовать в согласии с новым заданием. Приведу примеры.

«Игра мимики и жестов». Предлагаю произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для выполнения такого игрового задания необходимо создать речевую ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние, например, дети произносят фразу Я восхищаюсь, представляя себе следующие ситуации:

1. Вам преподнесли подарок, выразите свое удовольствие;

2. Вы на берегу реки, окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места, выразите свою радость;

3. Вы видите котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите свою радость.

Можно предложить детям произнести слово, фразу, сопровождая их разными жестами, например Все было очень хорошо:

1. Приложите руку к сердцу (подтекст «Спасибо»)

2. Приложите обе руки к груди (подтекст: «Я говорю это от всей души, искренне»).

Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки), предполагающие исполнение различных ролей в воображаемых, но обязательно приближенных к коммуникативной практике ситуациях. Большой эффект дает такая форма работы, когда детям приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц. Предлагаю провести конкурс – инсценировку (такие конкурсы вносят оживление в учебный процесс, позволяют детям раскрыть свои актерские данные) возможного вежливого диалога (ученики сами определяют речевую ситуацию, например: «В библиотеке», «В классе», «На улице», «В магазине»).

В игровой форме проходят также и упражнения на решение логических задач на уроках литературного чтения. Речь и мышление ребенка тесно связаны друг с другом и подобные задания не только повышают активность ребенка и развивают его логический потенциал, но и в значительной степени вызывают интерес к чтению. Задачи со сказочными сюжетами очень нравятся детям. Являясь занимательными по форме, они усиливают интерес к самой задаче. Нестандартность решения, неожиданный поворот мысли усиливает эмоциональное восприятие, побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение, вникнуть в него.

Творческое сочинительство. Формы и методы обучения в данном направлении связаны прежде всего с развитием детского речевого творчества. Выбор методических решений, направленных на развитие творческих возможностей, формирование чувства слова у младших школьников определяется представлением о слове с человеческой (эстетической) точки зрения. Объясняю детям, что слово – это живое существо. Оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть добрым или злым, содержать положительный, или отрицательный заряд (отталкиваясь от лексического значения). Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком или «+», или со знаком «–». После объяснения говорю: «Ребята, произнесите любое слово. Отметьте, доброе оно или злое. Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к исходному слову».П»ли со знакои «математики, слово может быть со знаком или » злым, содержать положительный или отрицательный заряд (отталкиваяс Подумав, дети называют. На основании этого следует задание: составить текст, определить его тип. Вариант выполнения задания:

Слово мир (+) : солнце, счастье, смех, радость, дружба, мама, голубое небо.

Необходимо сказать, что успех выполнения подобных заданий (они могут выполняться как индивидуально, так и в группе) обеспечивается систематической, целенаправленной словарной работой.

— Представь себе, что ты приходишь к другу (маме, сестре), а он грустит, в плохом настроении. Какие слова, выражения, речевые конструкции ты используешь?

Школа актерского мастерства – еще одно направление в обучении связной выразительной речи младших школьников. Это более сложный этап развития речевой активности. Здесь я использую такие приемы как инсценирование художественного произведения, создание живых картинок по прослушанному произведению и словесное рисование.

1. Использование инсценировок художественных произведений. Этот метод является хорошим показателем тог, как дети воспринимают текст, уровень их речевого развития и умения владеть собой. Выражения детских лиц, жесты, интонация при инсценировании говорят сами за себя. Игры – инсценировки по содержанию прочитанного организуются отдельными группами (по желанию). Учитывая психологические особенности детей этого возраста, путем инсценирования пытаюсь оживить в воображении младших школьников прочитанную сказку, рассказ. Здесь развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи. Дети с удовольствием участвуют в этой деятельности. При этом не отказываются и от так называемых отрицательных ролей, хотя понимают, что некоторые персонажи читаемого произведения не заслуживают похвалы, а вызывают осуждение. Но детям нравиться играть. С увлечением выступают в роли Красной Шапочки и Волка («Красная Шапочка»), Пети Зубова и злых волшебников («Сказка о потерянном времени»). Школьники проявляют порой незаурядное творчество, придумывая за своих героев слова и жесты, помогают друг другу, пробуя себя в разных ролях, и многократно проигрывают произведение.

Дети продолжают эту работу и во внеучебное время: на переменах, во время проведения утренников, любят выступать перед родителями на родительских собраниях.

2. Живые картинки по прослушанному произведению. По заданию учителя дети могут изобразить какой-то момент из произведения: принять нужные позы, придать лицам необходимое выражение, представить, как одеты персонажи, что их окружает, и рассказать об этом. Этот прием я использую на уроках, привлекая застенчивых, молчаливых детей. Чаще над живыми картинками работает группа учеников. Дети самостоятельно находят эпизод, который могут изобразить, выбирают «фигуру», и предлагают классу отгадать ее. Затем эпизод комментируется кем-то из группы.

3. Прием словесного рисования дает богатую пищу для накопления детьми личного опыта. Смысл словесного рисования: привитие детям способности воображать прочитанное и как бы видеть его наяву, усматривать за словами картины и образы, без труда не только называть тему любого эпизода или ситуации, но и представлять себе детали каждого изображения, сопутствующие им цвета, формы, звуки, обстоятельства. Дети часто ограничиваются простым указанием того, что они нарисуют. Учитель должен помочь детям детально представить себе картину, уточнить, что делает герой произведения, каков он, в каком окружении находится.

Обеспечивая системность и эффективность данной работы необходимо отметить важность тесного сотрудничества с родителями младших школьников. На родительский собраниях, я часто поднимала вопрос о развитии речи детей, показывая при этом огромную ответственность в первую очередь родителей, а не школы, рассказывала какими средствами можно этого добиться. И родители заинтересовались. При подготовке домашнего задания по литературному чтению родители сами стали вовлекаться в процесс словотворчества, выступать в роли соавтора, помощника своего ребенка. Часто родители предлагают помощь в подготовке декораций, костюмов для сценок, пишут сценарии детских праздников, принимают в них участие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *