развитие социально бытовых навыков у детей
«Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Нижнеилимского района».
Миссорина Елена Павловна
«Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями».
В данной статье рассказывается о развитии социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста в центре помощи детям. Одной из особенностей воспитанников в реабилитационном центре, является неподготовленность к самостоятельной жизни, проявляющаяся в искаженном представлении и недостаточном владении некоторыми элементарными бытовыми операциями. Оказываясь вне стен, эти дети испытывают трудности в организации собственного быта. Учитывая особый образ жизни в центре, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, сформировать у них определенные социальные знания, умения, навыки. В дошкольной группе центра помощи детям был организован кружок по формированию социально-бытовых навыков «Мой дом и я хозяин в нём». Разработан комплекс бытовых занятий, призванных восполнить пробел и привить детям навыки, необходимые в будущей повседневной жизни и в быту. Социально-бытовые навыки формируются в основном через трудовое воспитание. Так как в труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Они учатся преодолевать трудности, развивается самостоятельность, настойчивость.
«Развитие социально-бытовых навыков у детей
дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями».
Так в нашей группе я организовала кружок по формированию социально-бытовых навыков «Мой дом и я хозяин в нём». Был разработан комплекс бытовых занятий, призванных восполнить пробел и привить детям навыки, необходимые в будущей повседневной жизни и в быту.
-Помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.
-Помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми.
-Формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
Социально-бытовые навыки я формирую в основном через трудовое воспитание. Так как в труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Они учатся преодолевать трудности, развивается самостоятельность, настойчивость.
Проблемы: низкий уровень социально-бытовых навыков (навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытового труда, ручного труда).
На занятиях я знакомлю детей:
— с историей появлении чая, обуви, одежды, книг, карандашей;
— учу ухаживать за комнатными цветами (рыхлить, поливать, протирать листья), за одеждой (чистить, складывать аккуратно в шкаф, вешать на плечики), за обувью (чистить, мыть), знакомлю с трудом дворника (подметаем, убираем снег, мусор), повара (экскурсия на кухню);
— стираем кукольную одежду, свои носочки, пришиваем пуговицы, ребята пылесосят, вытирают пыль, знакомлю детей с разными видами салатов, готовим печенье, завариваем чай, весной сеем семена цветов, гороха, осенью собираем семена цветов.
Из диаграммы мы видим, что на начало года преобладает низкий уровень, отсутствует высокий, и лишь у нескольких детей социально-бытовые навыки на среднем уровне. На конец года мы видим, что низкий уровень снижается, повышается средний, а у некоторых даже высокий уровень. Рома и Влад повысили свой уровень социально-бытовых навыков. Ребята полностью самостоятельны в самообслуживании, инициативны, хорошие организаторы повседневной трудовой деятельности. Труд результативен. У пяти детей средний уровень. Они участвуют в разных видах повседневного труда, самостоятельны в самообслуживании. Труд результативен при небольшой помощи взрослых и сверстников. Детям вошло в привычку следить за своим внешним видом, мыть руки перед едой и после туалета. Они активно включается в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, на итогах оценивают результаты своего труда и других детей. По собственной инициативе включаются в дежурство, наводят порядок в группе и на участке. Дети самостоятельно справляются с поручениями, но иногда требуется контроль взрослого, указания, напоминания. Повседневный труд в помещениях и на улице стал результативен, а для некоторых ребят привычен без напоминания. Они охотно включаются в коллективные формы трудовой деятельности, ярко проявляют эмоции по поводу успехов и неудач. Интересуются оценкой труда в «экране трудовых дел».
И у трёх ребят, низкий уровень. Они проявляют интерес к трудовой деятельности, но пока результативность низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий. Главной задачей, я считаю, прежде всего, вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваться поставленной цели, и тогда дети вполне овладеют разнообразными формами труда. Поэтому, я считаю, что необходимо продолжать работу в этом направлении.
А.Ш.Шахманова «Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями».
Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков с детьми с умственной отсталостью через практическую деятельность
Сила мотивов связана с эмоциями, возникшими у человека в процессе и в результате деятельности. Деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенок должен испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. Это обеспечивается, во-первых, формированием у ребенка отношением к этой деятельности (трудовым процессам, поведению, общению, как к важной в его жизни личностно значимой для него (следовательно, необходимой для исполнения). Лишь когда у ребенка сформировано такое отношение к деятельности, оно будет воплощаться и в его поведении и в его соответствующих действиях.
Четко представляя модель выпускника ДДИ,цель занятий: научить детей самостоятельной практической жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формировать у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности. Исходя из поставленной цели,определили задачи:
• Формирование уверенности в себе, способности познавать;
• Формирование умений ориентироваться в окружаемом социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;
• Развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде и адекватное познание;
• Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирования включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;
• Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей являются занятия. Из своего опыта работы могу сказать, что очень результативными являются интегрированные занятия. Задания распределяю с учетом возможности ребенка, одни справляются сами с другими индивидуально.
Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут быть традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия (например: «Путешествие в страну Грязнулию», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в «Заколдованный замок»; занятия-практикумы.
Занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда: это
(уход за одеждой, обувью, помещением, приготовление простейших блюд); даю занимательные названия занятиям (например: «Шустрая иголочка», «В царстве мыльных пузырей», «В гостях у тетушки прачки».
На занятиях по формированию знаний, умений и навыков по социально-бытовой подготовке,использую следующие методы и приемы обучения: демонстрация,наблюдение,обьяснение,экскурсия,беседа,моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения,, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях,чтение и обсуждение произведений художественной литературы, просмотр фильмов, создание тематических альбомов, стендов. Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.
На занятиях используются различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты; изображения, фотографии, практический показ действий людей в реальных ситуациях; технологические, операционные, предметные планы (карты).
Успешность социальной адаптации у детей с умственной отсталостью определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирование реальных ситуаций. Например была такая ситуация, при проведении занятия «К нам пришли гости», при сервировке стола поставили вазу с конфетами, разрешила девочкам угоститься и девочки взяли столько, сколько уместилось у них в ладошке. Откуда им знать сколько надо и почему другим не хватило, объясняю, чтобы хватило всем надо брать по одной, предложить гостям.
Обучение по теме может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием составляющих ее знаний и умений настолько, что способен учить других. Девочки с удовольствием демонстрируют свои умения как взрослым, так и сверстникам. При этом, обучая других, ребенок и сам добивается еще лучшего овладения знаниями, навыками и умениями по теме.Очень любим занятии с куклами: делаем хвостики, учимся заплетать косички, ходим в «магазин» за продуктами, готовим, сервируем стол, наливаем из чайничка в кружечки чай, кормим, убираем, моем посуду ; одеваем на прогулку, и не просто одеть куклу на прогулку, а сортировать одежду по сезону т. е. выбрать из предложенных вещей (платье, шапка, шарф, кофта) ту, которая подходит по сезону, тем самым формируя знания, умения и навыки одеваться и обуваться самим в «правильную» одежду и обувь.
Список используемой литературы
1. В. В. Воронкова, С. А. Казакова. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (пособие для учителя).
2. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.
3. Девяткова Т. А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.
«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.
Пусть будет дом зеленым Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды и взаимодействия с ней является одним из приоритетных направлений работы.
Из опыта работы «Развитие навыков социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ»
Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.
Современный педагог О. А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».
Каждый из нас знает,что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашими ребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Школа-интернат для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность наших воспитанников проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в школе, интернате, общественных местах, а также в умении применить социально-бытовые навыки и навыки самообслуживания.
По наблюдениям и по результатам диагностики «Уровня сформированности социально-бытовых навыков»я сделала вывод что:
1. Социально-бытовые навыки в группе девочек 1-8 классов формируются у Лизы С., Маши Г., Карины К. Дети нуждаются в значительной помощи взрослого, реализация навыка сопровождается пошаговой инструкцией. Этим детям я стараюсь уделять особое внимание, чтобы сформировать у них простейшие навыки самообслуживания: научить их самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, причесываться, заправлять постель, ухаживать за своим телом. Для отработкитого или иного умения провожу короткие занятия: «Чистые ладошки», «Носики-курносики», «Сама оденусь на прогулку».
2. Социально-бытовые навыки частично сформированы у Марины Б., Кати Х., Ангелины К., Аделины Б., Нигины К., Маши С., Наташи А., Оли С. Девочки выполняют действия самостоятельно, но нуждаются в напоминании и подсказке со стороны взрослых при выполнении отдельных операций.
3. Есть дети, у которых социально-бытовые навыки находятся в стадии формирования, реализация навыка происходит при незначительной помощи взрослого. Это у Саши Т., Веры М., Ксюши А., Альбины А., Вики Ш.
Социально-бытовая ориентировка органически входит в общую систему воспитательного процесса в нашей группе. На воспитательских занятиях даю детям определенную систему знаний, и начинаются формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе воспитательного процесса.
Мною используются следующие формы обучения социально-бытовой ориентации: предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.
При формировании социально-бытовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей,которая организуется мною в следующих формах: поручениях, дежурствах, коллективной деятельности.
Более сохранные ребята дежурят микрогруппой (чаще в количестве двух человек). Моя задача – научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе. Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.
Для детей с множественными нарушениями психофизического развития использую наиболее простую форму организации трудовой деятельности – поручения («Намочи тряпочку», «Выброси мусор» и т. д.).
Для поддержания чистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, тем самым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка, создание уюта.
Дежурные выполняют различные работы – подметание пола в группе, расстановка книг и игрушек, вытирание пыли с полок мебели, подоконников и т. д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ребенок периодически выполняет хозяйственные обязанности.
Для привлечения интереса детей к трудовой деятельности даю интересные, занимательные названия нашим занятиям («Умелые руки», «Волшебные пузыри», «Долой пятна» и др., а занятиям – практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уход за одеждой, обувью, помещением, даю такие названия, как «Шустрая иголочка», «В гостях у Мойдодыра» и др.).
Во время показа трудового процесса я сопровождаю показ действий одновременным объяснением приемов их выполнения.Показ осуществляю несколько раз: первый раз – в обычном рабочем темпе, остальные показы – в замедленном темпе. Например, мы с ребятами учимся завязывать узелок на конце нити при подготовке ее к работе – я во время демонстрации этого приема объясняю о необходимости его выполнения, предложив детям попытку шитья при отсутствии узелка на нити.
В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания: как правильно пользоваться иголкой, ножницами; как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки; как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу, вешалку.
На практических занятиях учимся правильно стирать мелкие вещи, гладить школьную форму, аккуратно вешать ее на плечики.Систематически провожу в группе такие практические занятия: «Сложи личные вещи», «Я сама мою пол», «Наведем порядок в тумбочке», «Самая красивая постель».
Я активно использую метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется мною при изучении многих тем,например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности,как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладения навыком.В свою очередь я имею возможность учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи, третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый – в поддержке, чтобы действовал увереннее.
Таким образом, система воспитательной работы представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.
Опыт работы «Квест-игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Формирование социально-коммуникативных навыков – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных.
Из опыта работы «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников» Цель познавательной деятельности – формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру. Речь – ключ к познанию окружающей.
Обобщение опыта «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов» ]Работая последние годы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечается следующая закономерность: все большее количество малышей поступают.
Организация условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Изменение привычного течения жизни и отрыв от матери достаточно травматичны для ребенка, и от нас как от воспитателей во многом зависит,.
Презентация по обобщению педагогического опыта «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Педагогический опыт по теме «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Здравствуйте! Уважаемые коллеги я хочу поделиться опытом.
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Роль сюжетно- ролевых игр в развитии навыков социально- бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Социальное созревание ребенка,.
Опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это важный период в жизни человек. Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский.
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Один из ориентиров ФГОС дошкольного образования – создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Проблема.
Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Составитель: Брагина Л. Н., воспитатель Март, 2019.
Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях пребывания социального учреждения
Антонина Смирнова
Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях пребывания социального учреждения
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Ленинского района г. Иркутска», логопед (664020, г. Иркутск, ул. Мира, д. 124; тел. :(395) 37-27-05; Antonina-81@mail.
Regional state institution of social service «the Center of assistance to children left without parental care, Leninsky district, Irkutsk, speech therapist (664020, Irkutsk, Mira St., 124; phone:(3952) 32-27-05; Antonina-81@mail.ru )
Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях пребывания социального учреждения
В статье рассматриваются вопросы развития социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по формированию лексико-грамматических конструкций. Представлен опыт работы логопеда.
Ключевые слова: общее нарушение речи; навыки социально-бытовой ориентировки; формирование лексико-грамматических конструкций.
The development of social skills in children with General underdevelopment of preschool age in the conditions of stay, social institutions
The article deals the issues of development of social skills in children with General underdevelopment of preschool age in the classroom for the formation of lexical and grammatical constructions. The experience of work of a speech therapist.
Keywords: total speech; skills social orientation; the formation of lexical and grammatical constructions
Безотрадным социальным фактором последних лет является увеличение количества детей, поступающих на попечение государства. Ребенок – сирота и ребенок, оставшейся без попечения родителей так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей, осваивая эти роли, человек становится личностью. Основной задачей работы любого учреждения, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей является социализация воспитанников, и их интеграция в современное общество [5]. Речь является важнейшей социальной функцией и развивается в процессе общения. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребенка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных потребностей, и, прежде всего потребностей в теплоте, ласке, любви. Подобная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, при злоупотреблении родителей алкоголем, при отсутствии матери. В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности так же может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи [1].
В основном дети, пребывающиев центрах помощи детям имеют сочетанный дефект: нарушения речи, которое сопровождается задержкой психического развития. У детей отмечаются такие особенности как затруднения в дифференциации обобщенных словесных структур, речевая интактивность, несформированность программирования и грамматического структуирования речевого высказывания, трудности в пополнении словаря словами, выражающие сложные качества и отношения – это есть проявления особенностей познавательной деятельности детей, а не чисто речевые нарушения [4].
Поэтому чаще всего к моменту начала школьного обучения дети с ОНР, воспитывающиеся в условиях социального учреждения, не приобретают тех знаний, навыков и умений, которыми самостоятельно овладевают нормально развивающие дошкольники. У них недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные социально-бытовые умения и навыки, ограниченный словарный запас. Все эти трудности негативно влияют на усвоение школьной программы, мешают благополучной социализации ребенка в обществе [3].
Необходимость проведения специальных занятий по формированию лексико-грамматических конструкций и социально – бытовой ориентации и адаптации детей не вызывает сомнения ни у учителей, ни у воспитателей, ни у специалистов, работающих с детьми данной категории. Это связано с тем, что дети, находящиеся в социальном учреждении в силу сложившихся условий воспитания и обучения, а так же в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобрести необходимые для жизни знания и умения [2].
Организуемые логопедом занятия помогают преодолеть трудности социализации и интеграции в общество, а также готовит дошкольника 6-7 лет к более успешному усвоению учебного материала в школе.
Цель занятий: расширить и уточнить знание детей об окружающем, подготовить их к самостоятельной жизни, труду, сформировать знания и умения, способствующие социальной адаптации, повысить уровень речевой
активности, скорректировать (или компенсировать) отдельные недостатки развития.
1. Расширение знаний и представлений детей об отдельных предметах и явлениях природы и общества, а также развитие навыков анализирующего наблюдение активизация мыслительной деятельности и речи воспитанников;
2. Развитие сенсомоторики;
3. Формирование пространственных и временных представлений;
4. Развитие мнемических процессов;
5. Развитие межанализаторных систем и их взаимодействия;
6. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности и речи;
7. Развитие речевой активности;
8. Воспитание осознанного отношения к изучаемым темам, трудолюбия;
9. Формирование навыков социально-нормативного поведения.
Данная работа велась на протяжении одного года (2015-2016 гг.) в соответствии с тематикой коррекционно-образовательных занятий и циклограммой реабилитационно-воспитательной деятельности учреждения.
Темы занятий были разбиты на шесть блоков: безопасность, питание, жилые помещения, культура, одежда и обувь, природа.
Результаты работы показали положительную динамику, уровень социальной адаптированности, речевой активности, приверженности к гуманистическим нормам жизнедеятельности у детей значительно выше, чем в начале года.
Таким образом, педагогическая деятельность по развитию навыков социально-бытовой ориентровки у детей с ОНР старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию лексико-грамматических конструкций показывает эффективные результаты.
1. Кислякова Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. – М. : Владос, 2004.75 с.
2. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учебное пособие/ Под ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль, 1997. 250 с.
3. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М. : Педагогика, 1990. 315 с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. АЙРИСПРЕСС, Москва, 2004. 276 с.
5. Центр помощи детям,оставшимся родителей:содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Иващенко Г. М. – М., Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 192с.
Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Цель: создание условий для сенсорного воспитания детей.
Доклад «Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста» Содержание 1. Введение 3 2. Актуальность темы 5 3. Общение и коммуникация 6 4. Заключение 10 5. Список используемой литературы 11 6. Приложение.
Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.
Развитие графических навыков детей дошкольного возраста Развитие графических навыков детей дошкольного возраста, очень важный вопрос., который, интересует многих. Обвести контур, провести линию-зигзаг.
Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В соответствии с Федеральным государственным.
Развитие навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Развитие навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с народным.
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану.
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации.
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.