развитие речи на уроках истории

Доклад на тему «Методы и приемы развития устной и письменной речи на уроках истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Описание презентации по отдельным слайдам:

Доклад на тему: «Методы и приемы развития устной и письменной речи учащихся на уроках истории» Подготовила учитель истории Макарова Екатерина Николаевна

ПРОБЛЕМА Речь многих современных детей бедна, часто они не могут выразить свои мысли.

ЦЕЛЬ Учащийся умеет свободно, грамотно и четко излагать свои мысли.

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ Освоение учащимся методов и приемов развития устной и письменной речи. Дальнейшее использование этих приемов в обычной жизни.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ Словарная работа; Пересказ текста параграфа; Самостоятельное высказывание на заданную тему.

Самостоятельное высказывание на заданную тему Анализ ответа одноклассника; Характеристика исторического события, деятеля; Рассказ по наглядному пособию.

Характеристика исторического события Памятка для описания войн и сражений Годы войны. Участники войны. Причины и повод к войне. Подготовка к войне (соотношение сил, планы сторон). Ход войны (основные этапы, главные сражения). Окончание войны (условия мира, итоги). Причины победы (поражения). Значения войны, последствия войны.

Рассказ по наглядному пособию Работа с учебной картиной. Работа с исторической картой. Работа с художественным произведением исторической живописи.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Составление плана параграфа: простого и сложного. Историческое сочинение.

ВЫВОД Для достижения поставленной цели необходимо вести работу по развитию речи систематически, разовое использование того или иного приема не даст никакого эффекта.

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Номер материала: ДБ-022021

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Развитие речи учащихся на уроках истории и обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие речи учащихся на уроках

истории и обществознания

Проблема развития речи учащих­ся сегодня чрезвычайно актуаль­на. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невы­разительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.

Современная система образования, на­ряду с СМИ и другими социальными ин­ститутами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию.

Главной задачей современного российско го учебного заведения является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

В результате изучения истории ученик должен в первую очередь уметь:

формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения;

формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотнося их с исторически возникшими мировоззренческими системами;

сравнивать и сопоставлять, анализировать исторические события и явления.

Но для того, чтобы подготовить студента в соответствии с данными требованиями, необходимо, прежде всего, развивать его речь.

Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть студенты на уроках истории и обществознания:

Формирование у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:

Умения участвовать в дискуссии;

Развитие письменной речи.

Основные приёмы и методы по развитию речи

на уроке истории и обществознания

живое литературное слово писателя дает образец грамотной и богатой русской речи;

художественные образы повышают наглядность изложения материала, конкре­тизируют его;

эмоциональное воздействие рассказа учителя на уроке в сочетании с отрывком из художественного произведения способ­ствуют не только формированию представ­лений о прошлом, но и помогают запом­нить материал прочно и надолго;

сравнение описания одних и тех же событий в художественной литературе и историческом сочинении способствует развитию мышления учащихся.

Устный диалог: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.

Учебная дискуссия. Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.

С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Элементы дискуссии можно применять как на уроках истории, так и на уроках обществознания.

“ заседание экспертной группы”, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением;

Развитие монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.

Очень полезно на начальном этапе изучение истории учить пересказу текста. Это способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи.

4.1. Основные приёмы работы над пересказом текста:

Составление опорного конспекта с историческими символами;

Применение на уроках памяток-алгоритмов (при изучении сложных, богатых событиями исторических явлений, а также при изучении участников этих событий);

Работа над связной устной речью (включает в себя «рисование» словесной картинки с использованием картин или ситуативных картинок, составление предложений, рассказа);

Использование логических схем и таблиц, помогающих систематизировать, классифицировать материал.

Развитие письменной речи.

Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений учащихся высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на исторические знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе.

Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья, оно обычно имеет небольшой объем.

Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа.

Способствует обучению конспектирования текста составления плана ответа или статьи, эссе, сочинения, составления памяток, заполнения таблиц и др;

Обогащает словарный запас учащихся (работа с понятиями, историзмами, крылатыми выражениями);

Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории (правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке, но и употреблять новые слова в обыденной речи).

Учащимся целесооб­разно давать задания проанализировать слова и выбрать те, которые они примени­ли бы в своей речи, составить речевые кон­струкции с новыми словами. Помимо сло­варей, представленных в Интернете, в на­стоящее время вышли в свет многие инте­ресные издания, способные помочь в сло­варной работе:

В докладе приведены лишь некоторые способы развития речи студентов школьников на уроках истории, обществознания. В принципе, обучает правильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительные источники. Важно акцентировать внимание студентов на необходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать многообразие нашего языка

Источник

Презентация на тему «Способы развития речи на уроках истории и обществознания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Описание презентации по отдельным слайдам:

Способы развития речи на уроках истории и обществознания Подготовила сообщение учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области» Канчурина Е.Н.

Рассказ по картине

Работа с текстом Исторические источники-документы. Во-первых, позволяют сделать материал наглядным. Во-вторых, дает возможность учащимся через образы прошлого почувствовать колорит эпохи. В-третьих, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию.

Учебная дискуссия Среди методов, которые помогают формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

Приемы дискуссии Вопрос – ответ. Провокация.

Устное эссе Мысли мудрых «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку». Ф. Хайек, австрийский экономист, политолог «Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами». У. Уайт, американский писатель

рефлексия Какие приемы показались вам более приемлемыми и эффективными? Что из предложенного вы можете взять в свой арсенал средств и приемов? СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Номер материала: ДВ-370475

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

развитие речи на уроках истории. Смотреть фото развитие речи на уроках истории. Смотреть картинку развитие речи на уроках истории. Картинка про развитие речи на уроках истории. Фото развитие речи на уроках истории

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация на тему «Развитие речи на уроках истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ развитие речи на уроках истории.doc

Развитие речи на уроках истории

Недостаточный уровень речевого развития значительного числа школьников;

Односложные и невыразительные устные и письменные ответы;

Засорение речи словами-паразитами;

Невозможность справиться с теми заданиями ГИА и ЕГЭ, которые предполагают развернутый ответ;

Трудности в выполнении тестовых заданий (учащиеся не могут выбрать правильный ответ, поскольку не знают значения таких слов как «паритет», «рачительный» и т.п.).

Приемы и методы работы по развитию речи на уроках истории (по статье Шармановой Т.В., ПИШ №10, 2011г.):

использование художественной литературы;

обогащение словарного запаса;

работа с учениками, отстающими в речевом развитии.

1.Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений. В первую входят литературные источники изучаемой эпохи – произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками событий (например, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева). Они могут использоваться как исторические источники, изображающие жизнь своего времени через взгляды автора. Во вторую группу входит историческая беллетристика – художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Они могут стать хорошим средством ознакомления школьников с историческим прошлым при помощи конкретных образов, увлекательных сюжетов и выразительных характеристик. Значение художественной литературы в развитии речи состоит в следующем:

живое литературное слово дает образец грамотной и богатой русской речи;

художественные образы повышают наглядность изложения материала, конкретизируют его;

эмоциональное воздействие рассказа не только формирует представление о прошлом, но и помогает запомнить материал прочно и надолго;

сравнение описания одних и тех же событий в художественной литературе и историческом сочинении способствует развитию мышления учащихся.

2. Словарная работа формирует умение активно и правильно пользоваться историческими терминами, крылатыми выражениями не только во время ответа на уроке, но и в обыденной речи. Некоторые виды словарной работы:

определение понятий по схеме: П=Р+ВО (П – понятие; Р – родовое понятие; ВО – видовые отличия). Например, Святейший синод (П) – один из высших государственных органов (Р), учрежденный для управления делами Русской православной церкви по указу Петра I в 1721 г.(ВО);

задание найти несколько определений одного понятия в разных словарях (в том числе в Интернете) и сравнить их друг с другом;

составление речевых конструкций с новыми словами;

приём «горячий стул»для закрепления изученного материала: один ученик на стуле сидит спиной к доске, на которой написаны понятия; учитель показывает понятие, которому нужно дать определение; дети говорят это определение, ученик называет понятие.

3. Возможные виды заданий по исторической лингвистике:

вписать правильные буквы вместо пропусков;

поставить ударение (например: акафист, граффити, шляхетство и др.);

объяснить происхождение и современное значение слов (триумф, меценат, шедевр и др.)

соотнести понятия и их определения; части исторических фразеологизмов и др.;

написать современное значение крылатых выражений;

вычеркнуть лишнее из ряда исторических понятий, объяснить свой выбор;

лингвистический конструктор: составить из приведенных слов фразы, отражающие определенные исторические реалии. Например: желавшие, срок, ноябрь, закон, для, помещик, двухнедельный, в, установленный, крестьяне, сменить (Юрьев день – установленный законом двухнедельный срок в ноябре для крестьян, желавших сменить помещика).

4. Учебная дискуссия состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Она помогает формировать грамотную, аргументированную речь. Одно из важнейших условий эффективности этого приема – предварительная и основательная подготовка как в содержательном (накопление необходимых знаний), так и в формальном (усвоение правил ведения дискуссии, умение выразить мысли, убедить оппонента) отношении. Формы дискуссий:

«круглый стол» – беседа, в которой участвует небольшая группа учащихся (около 5 человек), и происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией;

«заседание экспертной группы» – проблема вначале обсуждается внутри группы, а затем её мнение озвучивается всему классу;

5. Приемы работы с учениками, отстающими в речевом развитии:

Рассказ по иллюстрации (составить предложение о персонаже, его одежде действиях и т.п. это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает видеть главное);

Обучение пересказу (через нахождение ключевых слов, эмоционально окрашенных выражений).

Выбранный для просмотра документ развитие речи на уроках истории.ppt

Источник

Способы развития речи обучающихся на уроках истории и обществознания

Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Одной из причин является стрессовая ситуация, в которую попадает ребёнок: смена учебных условий. На протяжении четырёх предыдущих лет ребёнок общался только с одним учителем, он привык к этому учителю, привык к одному школьному кабинету. Резкое изменение условий обучения, когда ребёнок ежедневно находится на уроках как минимум четырёх педагогов, в разных кабинетах, ставит перед учителем задачу: сделать этот переход как можно более комфортным. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу. Например, составление рассказа с опорой на какие-либо дополнительные средства.

Рассказ по картинке. Как добиться, чтобы рассказ по картинке слетал с уст каждого ученика без запинки?

Постепенно данный алгоритм закрепится в сознании пятиклассника и он без труда и без наводящих вопросов, пользуясь только собственным словарным запасом и опираясь на известный ему фактический материал, сможет описывать исторические события по картинке.

Следующим видом помощи являются схемы, опорные конспекты и опорные сигналы.

Схема помогает обучающемуся составить связный рассказ, опираясь на отдельные данные, приведённые в схеме. Схема и опорный конспект положительно влияют на логику изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи учащихся.

Одним из учебных умений учащихся по истории является умение давать характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. В овладении этим умением учащимся помогают различные памятки – алгоритмы, в которых прописаны пошаговые действия. Пользуясь такими памятками, обучающийся легко даст как устный, так и письменный ответ. Но для достижения прочного овладения данным умением работа должна проводиться в системе, из урока в урок, а не случайно. Только при условии постоянной отработки этого умения алгоритм прочно закрепится в сознании школьника и он сможет составлять рассказ об историческом лице или событии логично, плавно, без ненужных пауз.

Работа с текстом. Большую роль в формировании исторических знаний играют исторические источники – документы, книги. Использование письменных исторических источников в процессе обучения; во-первых, позволяют сделать изложение материала наглядным, во-вторых, даёт возможность учащимся через образы прошлого почувствовать колорит эпохи; в-третьих, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В итоге источники, правильно введённые в структуру излагаемого материала, делают выводы более убедительными вырабатывают у учащихся навыки самостоятельного осмысления исторического факта. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится большое количество текстовых документов, помогающих школьникам усвоить учебный материал. В ходе беседы по вопросам к этим документам учитель должен добиваться от учеников не кратких ответов, а аргументированных, развёрнутых рассуждений, логичных выводов.

Творческие работы с последующей защитой. К творческим работам учащихся относятся написание докладов, подготовка кратких сообщений на заданную тему, составление кроссвордов, подготовка к различным видам игр на уроках, а также проектная деятельность.

Доклад предполагает подготовку выступления перед аудиторией по теме, которая ещё не известна слушателям. Подготовка предполагает использование дополнительной литературы. Речь докладчика должна быть плавной, без ненужных пауз. Эти требования предполагают владение докладчиком материалом. Докладчик должен быть готов к вопросам, которые появятся у слушателей по теме его доклада. Сообщение предполагает ознакомление аудитории с небольшим справочным материалом.

Составление кроссворда предполагает не только наличие у учащегося определённого словарного запаса, но и умение чётко формулировать вопрос.

В настоящее время актуально обращение к проектной деятельности, когда учащиеся создают и защищают свои проекты. Проект – это прототип, прообраз какого-либо вида деятельности, объекта. Проект предполагает детальную разработку учениками проблемы, в результате этой деятельности появляется конкретный практический результат и достигается дидактически поставленная цель. Проектная деятельность предусматривает овладение оперативными знаниями и действиями в процессе социализации учащихся.

По времени проекты могут быть краткосрочные, разрабатываемые на протяжении нескольких уроков; средней продолжительности (до месяца) и долгосрочные (до нескольких месяцев). Проекты по форме могут быть индивидуальными и групповыми, а по характеру их условно подразделяют по основе преобладающей деятельности и называют исследовательскими, творческими, информационными, прикладными, игровыми. Предлагая конкретный проект, учитель ориентируется на возраст учащихся, образовательный уровень их подготовки. В процессе проектной деятельности осуществляется формирование практических учебных умений в индивидуальной и групповой работе, считаясь с мнением других, переживая успех и неудачи, отстаивая свои убеждения и взгляды. Виды проектов:

Информационный проект направлен на сбор и анализ информации о конкретном объекте или явлении и предусматривает выбор процедуры сбора и обработки данных, анализ и обобщение конкретных фактов, обсуждение применения полученных результатов, их сопоставление с официальными статистическими данными.

В практико-ориентированных проектах прикладного характера результат обычно ориентирован на социальные интересы исполнителей работы или внешнего заказчика.

Учебная дискуссия. Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.

С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов – лишённой привлекательности, запутанной и противоречивой. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства.

Семинар – форма организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя. На семинарах учащиеся активно используют информацию, полученную по различным каналам. В спорах и дискуссиях они углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, получая ценные навыки самостоятельной работы. На таких уроках легко обнаруживаются и устраняются сомнения и пробелы в изученном материале. Но самое главное: участие в семинаре вырабатывает активность в процессе овладения знаниями, формирует самостоятельное мышление учащихся, учит логично и аргументировано преподносить свои знания.

По характеру деятельности учащихся и по организационной форме все семинары можно разделить на следующие типы:

Семинар – развёрнутое собеседование: учащиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы. В этом им помогают заранее подготовленные развёрнутые выступления по каждому вопросу;

Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Выступающему назначается оппонент из одноклассников. Остальные школьник знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее;

Проблемные семинары предполагают для учащихся возможность отстаивания своей точки зрения, защиты своей позиции по обсуждаемым вопросам. Таким образом, этот тип семинара непосредственно связан с такой формой учебной работы, как дискуссия;

Семинар – диспут, основанный на дискуссии (элементы её есть на любом семинаре).Каждый учащийся должен определить своё отношение к предмету диспута. Учителю не стоит излишне вмешиваться в ход семинара, но необходимо направлять его провокационными вопросами. Знания, усвоенные на дискуссии, более прочны;

Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *