развитие общих речевых навыков речевого дыхания темпа ритма интонационной выразительности
Картотека игр на развитие темпо-ритмической стороны речи
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи.
Автор: Нефедова Дарья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МОУ детский сад № 282 Красноармейского района
Месторасположение: г. Волгоград, Россия
Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей.
Благодаря данным играм дети овладевают правильным речевым дыханием, которое является основой для формирования красивой и выразительной речи!
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.
Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.
(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пузырей разной величины.
Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.
(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий)
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.
Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.
(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением одуванчиков разной величины.
Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.
(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)
Материалы: картинки с изображением барабана и разноцветных кругов разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Барабан — это музыкальный инструмент. Палочками бьют по барабану, и получается ударный звук.
(Большой кружок — стукнуть по барабану сильно, маленький — слабо)
Материалы: картинки с изображением котёнка и следов разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Кот Васька любит гулять около дома. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — хлопнуть ладошкой по столу сильно, маленький след — слабо)
«Маленькие ножки топают по дорожке»
Материалы: картинки с изображением следов разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)
Материалы: картинки с изображением ночного неба и звёздочек разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Ночью на небе появляются звёзды. Иногда звёздочки падают. Посмотри на картинки и покажи, как это происходит.
(Большая звёздочка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо)
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением дерева с листочками, прикреплёнными на ниточке.
Подуй на дерево и увидишь, как весенний ветер шевелит листочки.
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением гнома и бабочки, прикреплённой на ниточке.
Подуй на гномика и увидишь, как бабочка взлетает с его пальца»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением арбуза и вырезанного от него кусочка, прикреплённого на ниточке.
Подуй на арбуз и узнай, сочный ли он внутри.
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением морского дна, водорослей, сделанных из полиэтиленового пакета.
Подуй на картинку и узнаешь, как волны шевелят водоросли на дне моря.
«Ветерок подул в лицо»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением портрета девочки, чёлка которой сделана из фольги.
Подуй на картинку и узнаешь, что бывает, когда ветерок дует в лицо.
Цель: развитие речевого дыхания.
Материалы: картинки с изображением леса, лесной чащи.
Просим ребёнка произнеси плавно и длительно на выдохе звуки: аa; аaoo; аaуу; ууыы, ыыуу.
Цель: развитие речевого дыхания.
Материалы: картинка с изображением ракеты.
Просим ребёнка на выдохе длительно произнести цифры в обратном порядке от 10 до 1. (десять, девять…).
Цель: развитие речевого дыхания.
Материалы: картинки с изображением медведя, малины, капусты.
Просим ребёнка на выдохе посчитать мишек, малину, капусту. С каждым разом стараться насчитать как можно больше предметов.
Например: один мишка, два мишки, три мишки, четыре мишки…
Одна малинка, две малинки, три малинки, четыре малинки…
Одна капуста, две капусты, три капусты, четыре капусты…
Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.
Материалы: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.
Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).
Мы хо-ди-ли по гри-бы,
За-би-ра-лись под ду-бы.
Вдруг-дождь! Да ка-кой.
Ста-ла про-се-ка ре-кой!
Я гля-жу из-под пла-ща,
Как, тре-ща и тре-пе-ща,
Гну-тся ве-тки на ве-су.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Не-ту боль-ше ти-ши-ны.
Ли-вень с веет-ром по-по-лам
Бьёт по веет-кам, по ство-лам!
Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,
Листь-я все пе-ре-лис-тал.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Од-ни дож-дин-ки на но-су.
Дож-дик, дож-дик, не дож-ди,
Не дож-ди ты, по-дож-ди!
Вый-ди, вый-ди, сол-ныш-ко,
На лу-гу под-сте-ре-гу.
Наг-ля-деть-ся не мо-гу,
За о-ран-же-вой, за жёл-той
Точ-но ма-ми-на серь-га.
Нас-мот-реть-ся не мо-гу,
А за э-той фи-о-ле-то-вой
Сол-нце се-ло за сто-га,
Раз зас-по-ри-ли ре-бя-та,
Что у ку-ро-чек — ку-ря-та,
У со-ба-чек — со-ба-ча-та,
У о-ве-чек — ов-че-ня-та,
У ло-ша-док — ло-ша-дя-та.
Так вы-хо-дит, что у мам
Вы — ре-бя-та — не ре-бя-та,
У ло-ша-док — же-ре-бя-та,
А у ку-ро-чек — цып-ля-та.
Каждый ребенок имеет право быть здоровым. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Поэтому, всестороннее гармоничное развитие дошкольников в современных условиях требует единства и согласованности системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи в большинстве случаев имеют такое неврологическое заключение как дизартрия, алалия. Данные виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим (даже минимальным) его поражением. Часто у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются также нарушения движения, поведения, внимания, что непосредственно связано со сбоями в работе нервной системы. В этих случаях логопедическая работа дает положительный результат только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы, регулирующим состояние мышечного тонуса и мозгового кровообращения.
Консультация для педагогов «Словарные игры по развитию интонационной выразительности речи дошкольников»
Татьяна Иванова
Консультация для педагогов «Словарные игры по развитию интонационной выразительности речи дошкольников»
Основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.
Для того, чтобы сделать речь дошкольника живой и привлекательной, давайте разберёмся, что такое «интонация» и «интонационная выразительность».
С помощью интонации, говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску.
Для начала – веселая мимическая разминка!
«Съели кислый лимoн» (дети морщатся).
«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
«Встретили знакoмую девочку» (улыбаются).
«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
«Обиделись» (опускают уголки губ).
«Умеем хитрить» (мoргают то правым глазом, то левым).
Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость.
Рассмотрим приёмы для передачи эмоционального содержания речи:
1. Каждому человеку свойственен определённый темп речи. Сохраняя его, можно менять темп произнесения отдельных слов или фраз, что привнесёт в повествование живость и образность. Такое осознанное ускорение или замедление слов и фраз в зависимости от содержания высказывания является приёмом ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПА. При развитиивосприятия темпа вводятся контрастные образцы: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа.
Игры на изменение темпа речи.
Уточните с детьми, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). Предложите «пробежать» пальчиками по столу быстро-быстро, как мышка и повторять в такт движению слова «пим, пим, пим». Затем предложите прошлёпать по столу ладошками медленно и грузно, имитируя движение черепахи, проговаривая в соответствии с движениями слова «шлёп, шлёп, шлёп». В дальнейшем один из игроков называет животное, а другие игроки изображают его движение.
Игры, упражнения на изменение силы голоса.
Произнесение гласных звуков и их сочетаний.
1.Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных звуков: а-а-а-а-а, у-у-у-у-у.
2.Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из 2-3 звуков: ау, ои, ауи.
3. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот)на материале гласных звуков и сочетаний из 2-3 гласных звуков: беззвучная артикуляция – у, ау, ауи; шёпотное произнесение – у, ау, ауи; тихое произнесение – у, ау, ауи; громкое произнесение – у, ау, ауи.
4.Увеличение силы голоса: аааААА.
5.Уменьшение силы голоса: АААааа.
6. Чередование силы голоса. Упражнение «Ухабы»: УУУуууУУУ, оооОООооо.
«Лягушка и лягушата».
Дети, имитируя игру на пианино, поднимают и опускают кисти рук так, чтобы пальцы касались стола. Одновременно проговаривают слова четверостишия, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.
Ударяй тихонечко: стук- стук – стук (тихо,
И тогда услышишь ты нежный звук (шёпотом,
Ударяй сильнее: стук – стук – стук (нарастающая громкость,
И тогда услышишь громкий звук (очень громко).
3. Изменение высоты голоса добавляет речи певучесть, нежность и гибкость и называется МЕЛОДИКОЙ.
Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»:
В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки». Эффективным является приём дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.
При работе со старшими дошкольникамиможно ввести термины: «голос повышается», «голос понижается» и графическое изображение движений.
Игры, упражнения на овладение мелодикой.
Упражнение «Маляр» (имитация движений маляра рукой вверх-вниз): понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков, сочетаний из 2-3 гласных звуков, слогов.
Задание:произнести слоги и предложения с повышением тона:
Ай-ай-ай – рано утром ты вставай.
Ой-ой-ой – будем песню петь с тобой.
Эй-эй-эй – мы поём, как соловей.
Ой-ой-ой – хорошо нам петь с тобой.
Разыгрывание сказок («Три медведя», «Маша и медведь» и др.)
4. Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы).
Есть 4 способа выделить слово:
1. Более замедленным произношением.
2. Усилением голоса.
3. Изменением высоты голоса.
4. Паузой перед словом (а иногда и после него).
Часто в речи используется не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.
В большинстве случаев слово во фразе не столько ударяется, сколько именно выделяется.
Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения или тихого и растянутого). Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.
При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку фразы или текста.
Например, педагог произносит фразу и организует еёанализ: «Воробьи (громко) клюют крошки».
— Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно воробьи, а не другие птицы клюют крошки.
— Послушайте,как я скажу теперь: «Воробьи клюют (тихо) крошки». Что я уточнила о воробьях? (Что они клюют, а не летают или сидят). Как я произнесла важное слово?
— Послушайте еще раз: «Воробьи клюют крошки (растянуто)». Что я теперь уточнила о воробьях? (Они питаются крошками, а не зерном, рябиной.) Как я выделила важное слово?
При затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.
Задание для педагогов: выделить в предложениях поочерёдно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.
Девочка играет в саду с куклой.
(Играет девочка, а не мальчик.)
Девочка играет в саду с куклой.
(Не просто унесла ее туда.)
Девочка играет в саду с куклой.
Девочка играет в саду с куклой.
(А не с другой игрушкой.)
5. Изменение ТЕМБРА речи отражает её экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, весёлый, мрачный тембр и т. д.)
Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной.Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.
Задание: произнести фразу «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, испуг, грусть и др.) Остальные по голосу определяют, какие чувства испытывает человек,отвечая на вопрос: «Кто боится прививки?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Говоря об интонационной выразительности речи сразу вспоминается показательная фраза из сказки «Двенадцать месяцев» : «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ!», которая ярко показывает важность этого свойства речи. У детей с речевыми нарушениями, особенно такими как дизартрия, заикание, тахилалия (быстрый темп речи), брадилалия (медленный темп речи) страдает целый ряд просодических элементов речи.
Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения (паузация).
По мнению Н.И. Жинкина, просодия является наивысшим уровнем развития языка. Здесь мы употребляем термин «просодия» как синоним интонационной выразительности речи (Т.Г. Визель)
В логопедии просодия является одной из составляющей фонетической стороны речи, и представляет собой набор голосовых характеристик (высота, сила, длительность, тембр), совокупность ритмико-интонационных свойств (темп, ритм, паузация) речи.
Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.
Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеют свои особенности, поэтому требуют обязательной работы над ними и на логопедическом занятии, в совместной деятельности с воспитателем, в режимных моментах. Чтобы работа воспитателя и логопеда была построена последовательно и гармонично, нами была разработана картотека игр на развитие интонационной выразительности.
Ритм. Карточка № 1. Восприятие ритма
1. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
3. Прослушать серии акцентированных ударов (/ UU /, / /, // UU // и т. д.). Определить, сколько и какие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
Ритм. Карточка № 2. Восприятие ритма
Дидактическая игра «Угадай, что делать?»
— У каждого из вас два флажка. Я буду играть на дудочке. Если я играю громко – поднимайте вверх флажок в правой руке, если тихо – флажок в левой руке. Внимание: начинаем игру! (можно просто поднимать руку или сигнальный фонарик).
Ритм. Карточка № 3.Воспроизведение ритма
1. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.
2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.
3. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.
4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).
Ритм. Карточка № 4.Воспроизведение ритма
Ритмическая игра «Капли»
Ребёнку предлагается «ритмическая схема» с изображением больших и маленьких капель дождя.
*Предлагаются ритмические рисунки каплей.
Ритм. Карточка № 5 “Язычки-дразнилки”
Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).
Материал. Игрушки “язычки” — индивидуально на каждого ребенка.
Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Тата-та-та-та-Та-та-Та. дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в “язычок”. Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.
Ритм. Карточка № 6 Развитие слухового восприятия. Изменение темпа произнесения слова.
Детям предъявляется сюжетная картинка «Дождь».
— Какая погода изображена на картинке? ( Дождливая ).
— Вы замечали, как во время дождя капли стучат по крыше? (Кап….кап…..кап…)
— Давайте вспомним стихи о дожде.
БАРАБАНИТ ДОЖДЬ ПО КРЫШЕ:
ТО ПОГРОМЧЕ, ТО ПОТИШЕ …
КАПЛЯ – РАЗ, КАПЛЯ – ДВА,
СТАЛИ КАПЛИ ПОСПЕШАТЬ,
КАПЛЯ КАПЛЮ ДОГОНЯТЬ:
— Как сначала стучали капли? ( Медленно, тихо)
— Правильно. Медленно, тихо, потому что дождь только начинался. И в стихотворении слова «кап-кап-кап» мы сначала говорили медленно, протяжно. А потом дождь пошел сильнее, капли зачастили, и слова «кап-кап-кап» мы начали произносить тоже быстро.
Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных текстов.
Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?
Зайку бросила хозяйка, Идет бычок качается,
Под дождем остался зайка. Вздыхает на ходу:
Со скамейки слезть не смог – «Ах, доска кончается,
Весь до ниточки промок. Сейчас я упаду»
Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.
Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.
Мягонькие лапки, И «походка» как скольженье,
Ушки пушисты, В дом свой прячется от страха,
Глазки золотисты. Хвост поджавши, черепаха.
Без трубы и без колес.
С паровозом – три вагона:
Михаил и два Антона.
Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал. “Барабанчики” — осязательные “коврики” размером 18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих “барабанчиках” отстукивают ладонями заданный темп. После одного—двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 1
Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй — выразительно, с интонационным оформлением.
Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 2
Знакомство с повествовательной интонацией, сред ствами ее выражения и способами обозначения.
Логопед произносит предложение с повествовательной Интонацией и предлагает детям определить, что выража ет это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). За тем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы гово рим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: . Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
Логопед говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это — точка, точка-одиночка». После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой. Примерный текст:
Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встретится в тексте.
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 3
Знакомство с вопросительной интонацией
Взрослый напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить.
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 4
Знакомство с вопросительной интонацией.
Это — кривоносый
Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 5
Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. !
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
— Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)
— Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)
— Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.
Затем детям снова последовательно показываются картинки с заданием назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» Логопед напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 6
Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. !
Чудак — восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
«Я самый важный! Я всех бужу», — говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу!» — говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», — говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 7
Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.
Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.
— Мышка-трусишка, ты треска боишься?
— Ни крошечки не боюсь!
— Ни капельки не боюсь!
— Нисколечки не боюсь!
— А чего же ты боишься?
Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 8
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения (логическое ударение)
Раз, два, три, четыре, пять,
По порядку надо посчитать,
Сколько слов в предложении.
А потом ребяткам узнать,
Что получится при их разном произнесении.
— Я буду выделять 1 слово в предложении, а вы попробуйте определить какое слово я выделила (далее можно, чтобы ребята показывали цифрой, какое по счёту слово выделили, затем Л. Показывает цифру, а ребёнок выделяет нужное слово)
В ВОСКРЕСЕНЬЕ ДЕТИ ХОДИЛИ В ПАРК – ДЕТИ ХОДИЛИ В ПАРК В ВОСКРЕСЕНЬЕ – В ПАРК ДЕТИ ХОДИЛИ В ВОСКРЕСЕНЬЕ – В ВОСКРЕСЕНЬЕ В ПАРК ХОДИЛИ ДЕТИ
МАЛЬЧИК ЛОВИЛ РЫБУ В ПРУДУ – МАЛЬЧИК ЛОВИЛ РЫБУ В ПРУДУ – МАЛЬЧИК ЛОВИЛ РЫБУ В ПРУДУ
В ТРАВЕ СТРЕКОЧУТ КУЗНЕЧИКИ – В ТРАВЕ СТРЕКОЧУТ КУЗНЕЧИКИ – В ТРАВЕ СТРЕКОЧУТ КУЗНЕЧИКИ
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 9
Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.
Дидактическое упражнение «Скажи, как я»
— Ребята, когда мы произносим предложения, мы делаем между некоторыми словами паузы, остановки. От места паузы зависит смысл предложения. Сравните:
— О чем мы хотим спросить в первом предложении? Каким предложением можно его заменить? ( Больно или нет? ). Что спрашиваем во втором предложении? ( Что именно болит ).
— Послушайте мои предложения и постарайтесь их точно повторить, чтобы не изменился смысл сказанного.
НУ ЧТО, СПОЕМ? – НУ, ЧТО СПОЕМ?
КАК ВЫ ЗАКОНЧИЛИ? – КАК, ВЫ ЗАКОНЧИЛИ?
Я НЕ ВИДЕЛ БРАТА, ТОВАРИЩА И ЕГО СЕСТРУ. – Я НЕ ВИДЕЛ БРАТА ТОВАРИЩА
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 10
Работа над интонацией восклицательного предложения (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).
Стихотворение Г. Сапгира «Футбол»
— Послушайте стихотворение. Подумайте, как относятся к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.
— Произнесите предложение, сказанное каждым персонажем стихотворения, выражая голосом разное отношение к футболу.
Сестра : Ну, футбол! – с безразличием
Мальчик : Во, футбол! – с восторгом, восхищением
— Прочитаем стихотворение еще раз по ролям.
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 11
Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
(Вопросительная, повествовательная, восклицательная интонация)
— Ребята, предложения, как и слова, можно произносить по-разному: можно спрашивать, можно сообщать что-либо, можно, например, приказывать. Послушайте, с какой интонацией я скажу эти предложения:
СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ.
СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ?
СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ!
— Одно и то же предложение прозвучало по-разному. Хотите попробовать сказать предложения с разной интонацией?
— Повторите мое предложение. Представьте, что вы очень рады солнечному дню.
— А теперь спросите, солнечный ли сегодня день.
— Сообщите всем о том, что сегодня солнечный день.
— Придумайте свое предложение-вопрос и задайте его нам.
— Скажите свое предложение с восторгом, радостно.
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 12
— Проведем конкурс на лучшего пародиста. Каждый участник должен достать из коробки картинку, узнать персонажа известной сказки или мультфильма и сказать что-нибудь его голосом. У кого получатся похожий голос и похожая интонация – тот победитель. Он получит приз. (Если дети затрудняются вспомнить слова персонажа, можно им подсказать)
«Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, добрый молодец?»
Хриплый, низкий, старческий
«Корову заведем, молоко пить будем!»
Ласковый, нежный, мяукающий
«Кто там? Это я – почтальон Печкин»
Резкий, отрывистый, механический
Низкий, сиплый, угрожающий, злой
«Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу и на солнышко гляжу»
Низкий, важный, медлительный
Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу…»
Звонкий, задорный, радостный
Развитие интонационной выразительности речи. Карточка № 13
— Ребята, одно и то же слово можно произносить по-разному. Я сейчас скажу слово «О!», а вы догадайтесь, когда я скажу радостно, когда удивленно, когда гневно, когда с восхищением.
— А сейчас мы «озвучим» фотографии. Нажимайте кнопку под фотографией и говорите слово «ДА». А как, с какой интонацией нужно сказать, вам подскажут фотографии.
Перед выполнением задания следует уточнить значения слов, определяющих эмоциональные проявления.