развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков говорения на занятиях по английскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие навыков говорения на занятиях по английскому языку

Данная статья составлена с целью обобщить представления о навыке говорения в контексте изучения иностранных языков, представить основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при совершенствовании данного навыка, а также привести способы достижения этой задачи, посредством представления некоторых видов заданий и речевых упражнений.

Участие в общении, подразумевает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. создание навыка говорения. Обучение говорению обеспечивает решение учебных, познавательных и коммуникативных задач, формирует у учащихся знания, ценностные ориентации, способствует организации их совместной деятельности.

Безусловно, важно владение всеми аспектами языкового материала на интегрированной основе, однако стоит заметить, что изучение иностранного языка непременно включает овладение нормами произношения данного языка (фонетика), овладение которым едва ли будет выполнимым, без осознания специфики произношения, особенностей фонетического строя языка в целом

Ведь результативность общения зависит от того, насколько доступно и выразительно участники общения формируют свою речь. При изучении коммуникации на иностранном языке, возможность взаимопонимания непосредственно связана с произношением, поэтому совершенствование РД (речевой деятельности) во многом определяется именно совершенствованием произношения.

Говорение — как разновидность РД, содержит ряд уровней :

1)элементарный (способность отвечать на поставленные вопросы с использованием опор (или без опор), при этом обязательно включение в процесс педагога);

2)средний (Используются необходимые средства наглядности, а также опоры на текст);

3)свободный (спонтанная речь, опоры отсутствуют, используются сложные речевые конструкции).

Обучение говорению на уроке иностранного языка преследует цель сформировать такие речевых навыки, которые предоставили бы ученику возможность использовать их в повседневной речевой практике на уровне привычного бытового общения.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо развивать у учащихся следующие коммуникативные умения и навыки:

а) осознавать и создавать иностранные высказывания в зависимости от определённой коммуникативной ситуации, коммуникативного намерения и речевой задачи.

б) реализовывать свое вербальное и невербальное поведение, учитывая принципы коммуникации, а также культурный и национальные особенности страны изучаемого языка;

в) использовать целесообразные средства усвоения иностранного языка, вырабатывать привычку самостоятельно совершенствовать язык.

Не последнее место на пути к овладению иностранным языком занимает формирование у изучающих язык некоторых свойств, который способствуют более эффективному процессу становления языка как средства межкультурной коммуникации. Здесь речь идёт о развитии у учащихся:

заинтересованности и позитивного отношения к языку, к культуре народа, который говорит на данном языке;

воспитание сознательности в изучении иностранного языка (мотивация; почему это является важным)

Говорение, как вид РД рассматривает язык прежде всего как средство общения. В этом смысле, язык представляет собой процесс кодирования и декодирования информации, поскольку общение возможно именно потому что и говорящему и слушающему эта информация доступна для осмысления и обработки. Таким образом, говорение есть вербальное общение на языке посредством слов, которые обладают конкретным, закреплённым за ними значением.

Можно выделить такие виды устной речи как : диалогическая и монологическая.

Более обыденный вариантом устной речи, безусловно, является диалог, т.е. беседа, которая поддерживается несколькими участниками, которые вместе дискутируют и решают определённые вопросы. Разговорной речи свойственен обмен репликами, между собеседниками, повтор одних и тех же фраз и некоторых слов за собеседником, вопросы, комментарии, объяснение, использование намеков, и фраз которые поймут только говорящие, а также разнообразных служебных слов. Специфика данной речи сильно зависит от коммуникативной ситуации в целом: отношениями между собеседниками, степенью заинтересованности в общении, эмоциональном состоянии собеседников и т.д.

Другой вариант устной речи — монолог, произносимый одним человеком, направленный к слушателю или целой аудитории это может быть: повествование преподавателя, раскрытый ответ учащегося, выступление на какую-либо тему, презентация и т.д.

Монолог в отличии от диалога требует соблюдения большего числа правил (помимо грамматических и лексических). Если диалог характеризуется обменом короткими высказываниями и репликами, то монолог представляет собой законченный текст который должен быть логично и связно выстроен, структурирован, и не препятствовать восприятию информации слушателями. Соответственно, развитие навыков монологической речи вызывает у педагогов большую трудность чем развитие навыков диалогической речи.

В традиционном же обучении, напротив, отношения между учителем и учеником носит официальный, ролевой характер, который не создаёт никаких мотивов для общения, цель общения отсутствует. Ситуации общения выглядит слишком искусственно и потому не побуждают желания высказываться. А всем известно, что коммуникативный характер речи обуславливается побуждением, ситуацией. В настоящей жизни мы начинаем говорить, когда у нас есть такое желание. Именно желание сообщить что-то выступает первым условием для общения на другом языке. Второе условие – формирование разнообразных ситуаций.

Это может быть какая-то конкретная ситуация или же условная, воображаемая, или же ситуация содержащая какую-то проблему. Ученик предстаёт в определённой роли, и конкретная ситуация оказывается для него личностно-значимой. Этим обуславливается продуктивность упражнений в которых вы моделируете какую-то ситуацию. (what would you do if you. etc.)

Такие ситуации не только побуждают учащихся думать, и излагать то, что они думают но и вспоминать пройденный материал и использовать его для выражения своих мыслей.

Для этого можно начать урок с какой-то темы, это в свою очередь выступит разминкой и настроит учащихся на восприятие английской речи. Не стоит здесь останавливаться на избитых фразах как «What’s the weather like today?», лучше начать с какого то утверждения или новостей, которые могут быть интересные ученикам, а затем пригласить их обсудить эту тему. Это упражнение поможет адаптироваться к уроку и снять языковой барьер. Разумеется, что уровень подготовки у всех разный, но каждый должен высказаться в меру своих возможностей. Это также могут быть задания на ассоциации, перефразирование.

Ключевую роль в совершенствовании навыков говорения играют не только речевые упражнения но и навыки работы с текстом, анализ видео и аудиоматериалов, использование кейс-метода.

К примеру, текст может выступать:

1) стимулом коммуникации, б) фундаментом формирования ситуаций, в) речевым клише (sentence pattern)

Каждое речевое умение содержит в своём ядре определённые действия доведённые до автоматизма посредством предшествующего многократного выполнения различных упражнений (которые мы позже рассмотрим более детально). Каждое упражнение выбирается исходя из уровня подготовки обучающегося.

научить ясно излагать главную идею;

обобщать содержание, используя за основу накопленный речевой опыт и различные ассоциации;

логично формировать мысли;

Все эти упражнения представляют собой многоуровневую систему, при этом формирование коммуникативных навыков, (конечной целью которых, повторимся, является свободное говорение) непосредственно связано с созданием двух видов упражнений:

1) для развития подготовленной речи ( речь, которой может управлять педагог)

Для формирования такой речи, ученики, преимущественно используют память, ассоциативные связи и различные опоры. Эта речь менее творческая и менее свободная, т.к. опирается на определённый материал, и ученики, хотя и могут выражать собственное мнение, тем не менее сильно ограничены в содержании.
2) для формирования навыков неподготовленной речи ( речь, которой педагог не может управлять)

В сравнении с подготовленной речью является более сложным действием, т.к. предполагает способность учащегося выполнять задачи общения без подготовки (on the spot), используя накопленный за время обучения языковую базу. При это ситуации такого общения могут быть незнакомы говорящему.

Неподготовленная речь, в любом случае, должна формироваться после этапа формирования подготовленной речи.

. Этап совершенствования подготовленной речи.

1. Преобразование исходного текста (взятого за образец).

2. Создание собственного высказывания:

a) посредством словесных опор(план, тeзиcы, ключeвые слoвa, зaгoлoвки);

б) Опираясь на средства наглядности (источник информации: картинки, кино, журналы);

в) Опираясь на уже пройденную тему.

ответить на вопросы (краткие, полные, развёрнутые);

задать главные вопросы к изученному материалу;

трансформация текста, выраженного в виде монолога, в диалогический текст;

составить диалог по конкретной теме/проблеме;

разыграть монологический текст ( используя различные средства выразительности, экспрессию, эмоции, интонации )

трансформация диалога или же создание собственного диалога к фильму, рассказу/истории ( также можно дополнить или изменить имеющийся диалог)

Завершить диалог и подвести итоги.

воссоздание логичных и последовательных выражений с некоторым преобразование (видоизменение начала или конца повествования и т.д.);

формирование повествования (придерживаясь какой-либо идеи или замысла, определённой схемы повествования или плана) ;

описание картинки/изображения (это также может быть видеоряд без звукового сопровождения);

представить и воспроизвести возможные ситуации в которых может быть употреблён конкретный языковой материал.

Перефразирование или толкование иностранного заглавия;

реферирование, резюмирование, пересказ текста, написание эссе на основе прочитанного текста

сжатие информации, например передать основное содержание небольшого рассказа в нескольких предложениях

трансформация диалогической речи в монологическую.

Этап развития неподготовленной речи

а) используя опору на какой-либо источник информации (произведение, журнал, новостная сводка, кино);

б) опора на собственный опыт из жизни и общения (что-то, что человек лично пережил или увидел, или о чём у человека уже сложилось представление, а также воображение).

в) создание проблемной ситуации в различного рода диспутах и дебатах (обсуждениях), которые выступают в роли опоры.

Коммуникативные задания для совершенствования неподготовленной диалогической речи :

формирование обоснованного ответа на вопрос

воспроизведение таких диалогов в которые могут вклиниваться другие участники (комбинированные диалоги)

проведение ролевых игр или викторин;

организация дебатов или обсуждений.

Коммуникативные задания для совершенствования неподготовленной монологической речи:

создание собственный заголовок и подкрепить его доводами;

описать картинку/изображение, которое не имеет отношения с изучаемой темой;

создание коммуникативных ситуаций опираясь на ранее усвоенную информацию или собственный опыт;

аргументация личного мнения или оценки действительности;

установление и доказательство сути ищречения;

определение свойств действующих лиц (где происходит событие, в какое время);

составление мнения относительно того что увидено или услышано;

создание немногосложных сообщений (афиша, реклама, плакат)

Более того, на каждом этапе, задания и упражнения обязаны соответствовать требованиям:

-задействовать различные виды памяти
-обязательно быть мотивированными (иметь цель)
— включать в себя реальные жизненные ситуации

В качестве примера, приведём таблицу возможного сценария развития этапов становления монологической речи (приведены различные уровни)

1. Знакомство со словами и их начальная отработка (здесь берётся уровень слова и словосочетания)

Категоризация и классификация слов (выбрать лишнее/не подходящее слово

Формирование словосочетаний из представленных слов.

Вставить слова в пропущенные места в предложении.

Угадать слово исходя из его определения

2. Отработка слова на уровне предложения

Восстановить порядок слов в предложении.
Используя предоставленные слова предоставить перефраз какого-либо предложения

3. Упражнения на уровне сверхфразового единства.

4. Повторение ранее пройденного материала ( на конкретную тему)

Фронтальные и групповые работы ( ответ на вопросы, дискуссии, дебаты,)
Отработка слов по теме.

5. Знакомство с новым языковым материалом и его начальная отработка.

Упражнения на уровне слова и словосочетания. Игры.

6. Коммуникативные упражнения.

Источник

Доклад на тему «Развитие устной речи на уроках английского языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад «Развитие устной речи на уроках английского языка»

Значение изучения иностранного языка очень важно в современном мире. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка, которая непосредственно связана с разрывом между теорией и практикой и пассивным характером учебной деятельности, тогда как абсолютной ценностью общества становится образованная активная личность, способная к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Выдвигается следующая гипотеза:

Если в процессе обучения иноязычной устной речи использовать современные педагогические технологии, то это позволит повысить эффективность обучения данному виду речевой деятельности.

Поэтому целью моей работы является изучение путей повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности обучения).

Объектом исследования является процесс совершенствования устной речи учащихся на уроках английского языка.

Предмет: использование современных педагогических технологий с целью повышения эффективности устной речи на уроках английского языка.

1. Изучить и проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую, дидактическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. На основе анализа литературы выявить общую характеристику речевой деятельности.

3. Выявить специфику изучения иностранного языка на этапе обучения.

4. Рассмотреть и классифицировать современные педагогические технологии.

5. Подробно изучить проектную деятельность как один из способов повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка.

6. Сформулировать критерии оценки уровня владения устной речью.

7. Определить последовательность проведения опытного обучения и провести анализ результатов.

Для достижения следующих задач используются следующие исследования:

теоретические: изучение лингвистической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников;

эмпирические: наблюдение за учебным процессом, беседа с учителями и учащимися, проведение опытного обучения.

В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.

Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

Чтобы способствовать общению учащихся мы должны учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

Для создания данных условий в процессе обучения английскому языку я использую приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

Приемы закрепления грамматических структур в устной речи учеников.

Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированные вопросы – один из эффективных способов добиться этого.

Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться, или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?

Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения английскому языку способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.

В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.

Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

Приемы закрепления грамматических структур в устной речи учеников.

а) Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание: «Ученик А должен описать свое состояние, остальные ученики ( Р1, Р2 ) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect». В качестве опор предлагаются слова и выражения:

Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, received bad news, lose tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose wallet, sleep badly, buy new clothes

Р 1 Have you won the lottery?

Р 2 Have you bought new clothes?

Р 3 Have you passed exams?

Т Now P4’s turn to say about his feelings.

P1 Has she gone to the party?

P2 Has she slept badly?

B Yes, she has. Now it’s turn your turn.

По окончании школы любого типа учащиеся должны:

а) общаться в условиях непосредственного контакта, т. е. понимать и реагировать на устные высказывания партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа;

б) рассказывать о себе и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к полученной информации.

Владение языком имеет уровневый характер, поэтому умение говорения будет отличаться у учащихся разных школ степенью корректности, прочностью сформированное охватом сфер, тем и ситуацией общения. Например, по окончании базового курса учащиеся должны осуществлять общение в наиболее типичных повседневных ситуациях. В речи учащихся допускаются ошибки, не нарушающие коммуникацию.

Выпускники школ с углубленным изучением иностранных языков должны владеть таким набором речевых умений, которые позволили бы им общаться в большом количестве ситуаций; при этом также допускаются неточности с использованием языковых средств. Ошибки и недостаточная беглость могут затруднять естественное общение.

Подготовка выпускников гимназий и лингвистических лицеев должна отличаться таким уровнем, который позволил бы им пользоваться языком с учетом избранных профессионально ориентированных и личных интересов. Их высказывания должны характеризоваться разнообразием языковых средств, включая речевые и этикетные формулы, развернутостью и обоснованностью суждений.

Учащиеся этих школ должны уметь легко переходить в разговоре на новую тему, используя языковые средства с учетом ситуации общения. Недостаточная беглость, случайные неточности и неадекватное использование языковых средств не должны препятствовать естественному речевому общению.

Конкретизация задач обучения связана с уточнением коммуникативных намерений и речевых умений, необходимых для реализаций тех или иных коммуникативных задач. В качестве примера сошлемся на II и III классы начальной общеобразовательной школы.

Первый год обучения (II класс)

запросить информацию о.

сообщить о себе, о своем друге, о членах своей семьи (имя, что умеет делать, какой он/она);

назвать действия, выполняемые человеком, животным;

сообщить о местонахождении человека, животного, предмета;

указать время действия (день, месяц, время года);

описать животное, предмет (назвать его, назвать цвет, размер; сказать, что животное умеет делать);

запросить информацию о том, что это и (или) кто это; сколько кому лет; какой он (она, оно).

Второй год обучения (III класс)

описать лицо (назвать имя, возраст, род занятий, место проживания и т.д.), запросить соответствующую информацию о ком- либо;

описать животное (назвать его, сказать, что оно может делать, какое оно), запросить соответствующую информацию о каком-либо животном;

описать предмет (назвать его, указать его принадлежность, качество, месторасположение), запросить соответствующую информацию о каком-либо предмете;

прокомментировать действия сверстника (что и как он делает);

описать куклу/персонаж (назвать имя, дать характеристику ее/его внешности, описать ее/его одежду, выразить на элементарном уровне свое отношение к ней/к нему.

Третий год обучения (IV класс)

описывать свой дом, квартиру, комнату;

передавать содержание прочитанного текста с опорой на иллюстрацию, выражая свое отношение к прочитанному (понравилось/ не понравилось);

воспроизводить выученные стихи, песни;

вести диалог этикетного характера;

Обобщая все выше изложенное можно сделать следующие выводы.

1. Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.

2. Для формирования речевых навыков необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.

3. Устное общение может иметь монологическую, диалогическую или полилогическую форму.

Любой учитель английского языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно- эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме.

Данный прием способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса, т.е. являются интерактивными. Учитель во время использования данных приемов на уроке является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение.

Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке.

Источник

Развитие устной речи на уроках английского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад «Развитие устной речи на уроках английского языка»

Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка, которая непосредственно связана с разрывом между теорией и практикой и пассивным характером учебной деятельности, тогда как абсолютной ценностью общества становится образованная активная личность, способная к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Выдвигается следующая гипотеза:

Если в процессе обучения иноязычной устной речи использовать современные педагогические технологии, то это позволит повысить эффективность обучения данному виду речевой деятельности.

Поэтому целью моей работы является изучение путей повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности обучения).

Объектом исследования является процесс совершенствования устной речи учащихся на уроках английского языка.

Предмет: использование современных педагогических технологий с целью повышения эффективности устной речи на уроках английского языка.

1. Изучить и проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую, дидактическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. На основе анализа литературы выявить общую характеристику речевой деятельности.

3. Выявить специфику изучения иностранного языка на этапе обучения.

4. Рассмотреть и классифицировать современные педагогические технологии.

5. Подробно изучить проектную деятельность как один из способов повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка.

6. Сформулировать критерии оценки уровня владения устной речью.

7. Определить последовательность проведения опытного обучения и провести анализ результатов.

Для достижения следующих задач используются следующие исследования:

теоретические: изучение лингвистической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников;

эмпирические: наблюдение за учебным процессом, беседа с учителями и учащимися, проведение опытного обучения.

В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.

Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

Чтобы способствовать общению учащихся мы должны учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

Для создания данных условий в процессе обучения английскому языку я использую приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

Приемы закрепления грамматических структур в устной речи учеников.

Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированные вопросы – один из эффективных способов добиться этого.

Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться, или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?

Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения английскому языку способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.

В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.

Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

Приемы закрепления грамматических структур в устной речи учеников.

а) Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание: «Ученик А должен описать свое состояние, остальные ученики ( Р1, Р2 ) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect». В качестве опор предлагаются слова и выражения:

Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired

Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, received bad news, lose tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose wallet, sleep badly, buy new clothes

Р 1 Have you won the lottery?

Р 2 Have you bought new clothes?

Р 3 Have you passed exams?

Т Now P4’s turn to say about his feelings.

P1 Has she gone to the party?

P2 Has she slept badly?

B Yes, she has. Now it’s turn your turn.

Любой учитель английского языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно- эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме.

Данный прием способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса, т.е. являются интерактивными. Учитель во время использования данных приемов на уроке является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение.

Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *