развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях это
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе материалов «Детского календаря»
Юлия Кальсина
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе материалов «Детского календаря»
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе материалов «Детского календаря».
Нужно отметить, что обращение к вопросам социального партнерства детского сада с родителями по вопросам педагогического содействия психическому развитию детей отвечает новым социальным вопросам, отражающим комплексную модернизацию дошкольного образования на 2011-2015 годы, а также положениям изложенным в Указах Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»,где сказано:
— повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста в семье
— улучшать качество дошкольного образования за счет организации взаимодействия с учреждениями социальной сферы по вопросам развития детей дошкольного возраста. [4]
Государством признана роль семьи как уникального первичного социума, который не могут дублировать общественные воспитательные институты способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, безоценочного принятия.
Актуальность разработки моделей по оказанию образовательных услуг детям дошкольного возраста путём повышения компетентности родителей связано прежде всего с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребёнка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам их всестороннего развития. Для того чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей, учёными было разработано оригинальное дидактическое пособие, которое называется «Детский календарь».
В качестве эксперимента в декабре 2012 года к общеобразовательной программе «Успех» нам был предложен «Детский календарь», который давал богатый дополнительный материал, главными авторами и создателями которого являются Доронова Т. Н. и Доронов С. Г. Для того, чтобы вовлечь родителей в эту работу, методистом нашего ДОУ была организована презентация календаря, где рассказали, какой развивающий эффект будет иметь деятельность для ребёнка.
Жанр календаря для развивающего пособия был выбран неслучайно. В первую очередь, это связано с тем, что принцип действия календаря, который предполагает ежедневные действия с ним, наиболее подходит для маленького ребенка, который охотно будет выполнять простейшие действия, связанные с отрыванием страницы. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребенком задание. При этом для этого не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной странице. Предлагаемое в календаре содержание для развития ребенка имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.
Календарь богато иллюстрирован. В состав иллюстраций включены произведения книжной графики и народного декоративно-прикладного искусства, фотографии овощей, фруктов, ягод, животных, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей.
Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманны учеными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребенку и действуют в соответствии с рекомендациями, которые даны для взрослых.
Так началось наше сотрудничество с родителями по «Детскому календарю». В процессе постоянных бесед с родителями мы поставили и решили ряд задач,которые заключались в следующем:
— установить педагогами группы доверительные отношения с родителями;
— разъяснить значение их участия в работе по развитию ребенка;
— убедить родителей в необходимости проведения систематической работы с ребенком по «Детскому календарю», несмотря на возникающие трудности;
— разработать систему публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей и детей с демонстрацией достижений воспитанников.
Мы ежедневно демонстрировали родителям, что педагоги очень заинтересованы в их занятиях с ребенком дома на основе «Детского календаря», потому что эти задания позволяют повысить качества решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их малыша. Собирали родителей за круглым столом, рассматривали и обсуждали Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Информируя родителей о том, что дошкольное образование стало первой ступенькой начального образования, где должна быть неразрывна связь меду родителем и детским садом для развития, воспитания и образования ребенка, как полноценной личности, где родитель становится активным участником образовательного процесса. Основной целью этой работы является создание социокультурного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих образовательных институтов. Мы объясняли родителям, что без их участия воспитателям будет сложно обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования и подготовки детей к школе. Мы собирали родителей и приглашали для разъяснительной беседы методиста детского сада и специалистов психолога и логопеда, которые всегда будут готовы поддержать воспитанника и помочь ему.
Началась работа и сотрудничество с родителями по «Детскому календарю» с небольшими трудностями. Некоторые родители жаловались на то, что им просто не хватает времени, так как они «с утра до ночи» находятся на работе. Мы помогали им в таких случаях найти компромисс. Так, например, советовали выполнять задания по «Детскому календарю» в выходной день или подключать к этому бабушку. Часто подсказывали родителям, как можно смотивировать ребенка, если он капризничал и отказывался заниматься. Для многодетных семей «Детский календарь» ежемесячно выдается бесплатно. Проработав по «Детскому календарю» первый учебный год, перейдя в среднюю группу, мы попросили родителей подготовить рассказы и видеоматериалы, как проходят занятия у них дома, что бы предоставить этот материал родителям младших групп, которые собирались начать работать с «Детским календарем». Родители нашей группы с удовольствием откликнулись и провели презентацию «Детского календаря».
Хотелось отметить, что изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу. Капризов и ссор в присутствии родителей стало меньше. В начале совместной работы у многих родителей были вопросы, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь?Педагоги приходили на помощь родителям и говорили: «Завтра мы окажемся в лесу, где живут разные животные. Мы будем их расселять в дома. Ты с мамой вырежи и принеси тех животных, которые бы ты хотел поселить в нашем лесу». Эффективными приемами вовлечения детей в совместную деятельность на начальном этапе можно считать просьбу, или поручение воспитателя, адресованное ребенку, заинтересованное активное участие самих родителей.
Хочется сказать об общении сверстников. Мы отмечали, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.
Хотелось отметить, что изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу. Капризов и ссор в присутствии родителей стало меньше. В начале совместной работы у многих родителей были вопросы, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь?Педагоги приходили на помощь родителям и говорили: «Завтра мы окажемся в лесу, где живут разные животные. Мы будем их расселять в дома. Ты с мамой вырежи и принеси тех животных, которые бы ты хотел поселить в нашем лесу». Эффективными приемами вовлечения детей в совместную деятельность на начальном этапе можно считать просьбу, или поручение воспитателя, адресованное ребенку, заинтересованное активное участие самих родителей.
В заключении хотелось бы сказать о тех изменениях, которые произошли у нас в
— изменилось общение педагогов с родителями – сотрудничество стало более продуктивнее, родители стали более заинтересованы в образовательном процессе своего ребёнка
— изменилось родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребёнку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу
— общение между сверстниками стало непринуждённым, более активным, дети стали оценивать свои поступки и давать словесную оценку своим действиям
У всех детей возросли коммуникативные навыки.
Статья по педагогике на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Газизова Татьяна Владиславовна
старший преподаватель кафедры педагогики
Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
В связи с модернизацией российского образования и с появлением ФГОС начального общего образования, изменилась образовательная парадигма. Современная школа перешла от формирования у обучающегося знаний, умений, навыков, которые давались в готовом виде, к развитию личности, способной самостоятельно добывать знания. Задача современной школы стоит в том, чтобы научить ребенка учиться, а не вооружать обучающихся огромным количеством знаний.
Ведущая цель образования в современном обществе – это не передача готовых знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что соответствует личностно-ориентированной парадигме образования.
Так, в ФГОС начального общего образования составлен портрет выпускника , который определяет формирование совокупности универсальных учебных действий в контексте личностно-ориентированной парадигмы. Портрет указывает на то, какими личностными характеристиками должен обладать младший школьник на выходе 4 класса:
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования личностными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования младшего школьника должны стать характеристики:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Согласно ФГОС НОО от современного ученика требуется не только присвоение знаний, умений и навыков, внимательность, хорошая память и послушание, но и умение сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение увидеть проблему, выдвинуть гипотезы о способе ее решения, провести анализ изучаемого объекта или явления, найти способ решения задачи. Этого результата невозможно достичь при традиционной форме обучения в ситуации отношений учитель-ученик.
Зимняя И.А. определяет сотрудничество как гуманистическую идею совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.
Для нас важно мнение Белкина А.С, который занимался характеристикой возможности реализации принципа сотрудничества в работе с младшими школьниками. Белкин А.С. говорит о том, что сотрудничество – это совместная деятельность участников трудового процесса, направленная на достижение единых целей.
Как отмечает Белкин А.С., учебное сотрудничество младших школьников предусматривает следующие компоненты:
четкое осознание единства целей;
четкое разграничение функций сотрудничающих сторон;
взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели;
взаимное делегирование полномочий;
Помимо компонентов, Белкин А.С. выделяет следующие формы совместной деятельности учеников:
1. Опека (дошкольный период): максимальная роль взрослых в определении целей. Помощь ребенку, минимальная роль детей в оказании помощи взрослым.
2. Наставничество (младший школьный период): решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей.
3. Партнерство (младший школьный, младший подростковый период): роль взрослого доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий.
4. Сотрудничество (младший и старший подростковый периоды): Руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу.
5. Содружество (период старшего детства): высшая форма сотрудничества, когда сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества.
На основе анализа понятия «умения сотрудничества» нами было выяснено дидактическое значение сотрудничества как совместной учебной деятельности.
Таким образом, учебное сотрудничество возникает ни само по себе, не спонтанно, а по строгим законам педагогически организованного процесса, с учетом возраста и возможностей обучающихся. Учителю необходимо сделать младших школьников не мнимыми, а действительно равноправными участниками обучения. Тогда они будут выполнять роль не только транслятора, но и коммуникатора, т.е. носителя знания, когда учитель оказывается в положении реципиента.
Учителю начальных классов важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но и помочь ребенку в его обогащении.
Мы обратили внимание на то, что, как отмечает Обухова Л.Ф, с самого начала школьного обучения именно учитель простраивает систему сотрудничества с обучающимися. В результате чего возникают четко определенные отношения, основанные на принятых правилах.
Ситуация «ребенок-учитель» пронизывает всю жизнь ребенка в начальной школе. Если в школе все хорошо, и дома все хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо.
Эта социальная ситуация развития младшего школьника требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. Она является ведущей для младшего школьного возраста. Именно в ней учитель организует сотрудничество.
Мы проанализировали слова Обуховой Л.Ф. об учебной деятельности. Учебная деятельность, по Обуховой Л.Ф., такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет.
Учебная деятельность выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции, согласно Выготскому Л.С., происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий.
Поэтому совместная деятельность, сотрудничество в целом – необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной.
Мы, вслед за Выготским Л.С., считаем, что взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.
Таким образом, учителю важно знать особенности формирования умений сотрудничества со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте. Без учета этих особенностей, без проработки всех важных моментов, при формировании умений сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками, невозможно будет организовывать более сложные формы совместной работы у обучающихся.
Мы считаем, что учителю начальных классов важно понимать, что общение со сверстниками дает детям то, чего никак не может дать неравноправное общение со взрослыми, критичность к мнениям, словам и поступкам других людей, независимо от их воли и желания. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное, иметь собственную позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и защищать ее.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемnv13.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » « Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных.» — Транскрипт:
1 « Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций как личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования». Голубева З.Б. МБОУ «Нововязниковская оош» 2012 год
3 В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.
4 Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы: коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности); коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели); коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
5 Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера.
6 Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И.А. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. По нашему мнению, они имеют практическое применение в образовательной среде.
7 В качестве параметров выступают: когнитивный – ; когнитивный – способность определять собственные коммуникативные проблемы; поведенческий – поведением; поведенческий – способность управлять поведением; эмотивный –. эмотивный – способность владеть эмоциями.
8 Когнитивный параметр: Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности.
9 Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способность речью, мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.
10 Эмотивный: Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта.
11 Выделенные критерии выступили основанием для оценивания уровней сформированности навыков общения: высокий, средний, ниже среднего, низкий уровни.
13 Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант игры «Архитектор-строитель»); Задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже; Методика «Кто прав?» Г.А.Цукерман; Задание «Рукавичка» Г.А.Цукерман.
14 В системе практической деятельности педагога- психолога в начальной школе могут использоваться наиболее эффективные формы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков, которые мы предлагаем к рассмотрению.
15 1. 1. Проведение групповых занятий-тренингов для первоклассников, испытывающих трудности в общении, выявленные в период первичной адаптации. Основная цель этих занятий – снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения, коррекция личностных особенностей. Группы комплектуются по 6 человек по результатам диагностики. Используется комплексная диагностика «Методика определения готовности к школе». В занятия входят элементы психогимнастики, аутотренинга, куклотерапии, арт-терапии, анималотерапии, песочной терапии. Используются телесно-ориентированные техники, аудиопрограммы.
16 2. Развивающие занятия направлены на создание социально- психологических условий для самопознания и познания других людей, на повышение уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем. Принципы ведения занятий основаны на гуманистической психологической парадигме. Виды используемых методических средств: ролевые игры; психогимнастические этюды; эмоционально-символические методы; дискуссионные игры; релаксационные методы; рисуночные методы; когнитивные методы; метод направленного воображения. Конспект занятия «О дружбе и друзьях»
17 3 3. Коллективная проектная деятельность. Удачным положительным опытом является организация коллективных проектов: «Радуга»; «Групповой коллаж»; «Ярмарка»
18 4. Использование опыта зарубежных коллег: практика Утреннего Сбора – один из личностно ориентированных методов, применяемых учителями и психологами в младших классах. Во время этого Сбора ученики класса один раз в неделю собираются вместе для того, чтобы поприветствовать друг друга, выслушать мысли своих одноклассников по тому или иному поводу, задать вопросы и вежливо высказать комментарии. Затем следует совместная работа в группе и Новости дня. Самое главное – Утренний Сбор помогает создать сообщество учащихся, установить ответственное и заботливое отношение учеников друг к другу.
19 5. Реализация психотерапевтических программ для коррекции ярко выраженных коммуникативных и эмоционально- личностных проблем детей (может проводиться в малой группе, индивидуально или вместе с родителями). В структуре занятий – технология работы с волшебными красками, выполнение совместных заданий родителей с детьми, использование ресурсов философских сказок в режиме свободного чтения и обсуждения и др. (Например, программа «Погружение в сказку».)
21 Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий педагогов и практических психологов.
22 Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
23 В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: учитывать позицию собеседника (партнера); организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.