развитие навыков произношения на уроках английского языка

Обучение произношению на уроках английского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обучение произношению на уроках английского языка.

Постановка правильного произношения у младших школьников является одной из основных задач раннего обучения иностранному языку, поэтому работа над фонетической стороной речи занимает значительное место на уроке.

Дети в начальной школе обладают необходимыми для овладения звуковыми и интонационными компонентами произношения: это развитый фонематический слух и гибкий артикуляционный аппарат. В средней и старшей школе продолжается формирование произносительных навыков. Развитие и поддержание на должном уровне произносительных навыков учащихся- повседневная работа учителя иностранного языка. Если не уделять произношению внимание, то переучиваться будет очень сложно. Правильность произношения влияет на смысл высказывания.

Наиболее удачным временем для целенаправленной работы над произношением является начало урока, поскольку именно в этот момент происходит перестройка артикуляционного аппарата учащихся и их переключение на речевую деятельность на иностранном языке.

Хорошим упражнением для поддержания и коррекции фонетических навыков может служить фонетическая зарядка. Цель фонзарядки: предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого вида- слуховых, произносительных, ритмико-интонационных. Место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от актуальной задачи конкретного урока.

Задачи фонетической зарядки:

* Развитие речевого аппарата;

*Снятие напряжения и усталости аудитории;

*Предупреждение появления фонетических ошибок;

*Развитие у учащихся лексических и грамматических навыков;

*Нейтрализация влияния звуковой среды родного языка.

Виды фонетической зарядки

Использование фонетической зарядки имеет множество преимуществ: 1) улучшает артикуляционные навыки учащихся; 2) способствует различию долготы и краткости звуков; 3) развивает слухо-произносительные навыки. Хорошо развивают произношение: 1) скороговорки; 2) пословицы и поговорки; 3) песни; 4) загадки; 5) стихи на иностранном языке.

Хорошим упражнением для развития произносительных навыков может служить фонетическая зарядка. В нее учитель включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из предстоящего урока, тем самым снимает трудности произношения и усвоения новой лексики.

Регулярное проведение фонзарядки помогает учащимся различать на слух долгие и краткие английские звуки, знакомиться с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом.

f- figure skating, football, windsurfing

k- hokey, kickboxing, ice-skating

Sandy If you, Sandy, have two candies

Andy Give your candy to Andy, Sandy.

candy If you, Andy, have two candies

have Give your candy to Sandy, Andy.

The puppy pulled a piece of pretty pink paper

out of Peter’s pocket.

Речевая зарядка по теме « Спорт»

Do you like swimming?

Can you play tennis well?

Have you ever taken part in sports competitions?

What do you prefer : to watch sports competitions or to take part in them?

Does sport help you to keep fit?

How often do you go to the sports ground?

What sports are popular in your family?

Do you want to be a sportsman?

Two little feet go tap, tap, tap,

Two little hands go clap, clap, clap,

Two little feet go jump, jump, jump,

Подведение итогов урока

Wave your hand And say « Good-bye!»

And clap your hands!

Васильев В.А. Обучение английскому произношению в средней школе.- Москва, 1978.

Павлова С.В. Обучение иноязычному произношению на коммуникативной основе. Ин. яз. в школе.-1990.-№1.

Рогова Т.В. Методика обучения иностранным языкам- Москва.1991.-460с.

Источник

Статья на тему «Особенности формирования произносительных навыков английского языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности формирования произносительных навыков английского языка

Под фонетикой как аспектом понимается звуковой строй языка – совокупность всех звуковых средств, составляющих его материальную сторону. Это звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы.

Фонетика не изучается в школах как самостоятельный аспект языка, обучающиеся должны овладеть произносительными навыками, что осуществляется в ходе обучения устной речи и чтению.

Язык как средство общения возник и существует, в первую очередь, как звуковой язык, и владение его звуковым строением, то есть наличие произносительных навыков, является обязательным условием общения в любой форме. Произношение является основой для всех видов речевой коммуникации. Без приобретения произносительных навыков акт коммуникации не может иметь места даже на самом элементарном уровне.

Учитель иностранного языка должен научить обучающихся:

распределению ударений в предложении;

членению предложения на синтагмы (смысловые группы);

своеобразию ритмики и мелодики иностранного языка.

Работа по формированию фонетических навыков у обучающихся подразумевает:

формирование навыков артикулирования звуков и звукосочетаний;

владение интонацией (интонемы);

Обучение фонетике проводится на раннем этапе в основном на практике.

По мнению Е.Н. Солововой, фонетические упражнения должны быть интересны и занимательны для младших школьников, направлены на обучающегося, на его потребности и интересы. Обучение должно быть максимально приближено к реальному общению и проходить в непринужденной атмосфере [6].

В современных учебниках последовательность введения новых звуков и интонем определяется не их относительной трудностью, а теми речевыми образцами, с которыми знакомятся обучающиеся.

Степень трудности звука оказывает влияние на характер работы с ним. Учитывая влияние родного языка на произношение, звуки иностранного языка условно делятся на три группы:

И при восприятии, и при произнесении этих звуков особенно сильно действует интерференция, и обучающиеся уподобляют их привычным звукам родного языка. Эта группа требует особо пристального внимания со стороны преподавателя, так как овладение ими связано с ломкой привычного стереотипа, частичной перестройкой артикуляционной базы, привнесением в звук качеств, не существенных для русского языка (например, долготы гласного). Звуки этой группы поэтому считаются наиболее трудными, хотя они и не однородны в этом отношении. Особую роль приобретают упражнения в слуховой дифференциации схожих звуков иностранного и родного языков, так как пока обучающиеся не услышат между ними разницы, они вряд ли сумеют произнести изучаемый звук.

Для этих звуков также необходимы упражнения в дифференциации на слух, так как вследствие неразвитого фонематического иноязычного слуха обучающиеся часто ошибочно ассоциируют их с весьма отдаленными звуками родного или изучаемого языка (например, английский [ð] с русским [з] ). Особо важными, однако, являются упражнения в воспроизведении этих звуков, так как обучающиеся должны усвоить непривычный уклад органов речи и приобрести новый двигательный навык.

Главная сложность в обучении произношению заключается в межъязыковой интерференции. Приступая к изучению иностранного языка, обучающиеся (даже второклассники) уже обладают навыками слышания и произнесения звуков родного языка, владеют основными интонемами.

Интерференция возникает за счет того, что произносительные навыки родного языка переносятся на иностранный, т.е. звуки иностранного языка уподобляются звукам родного. В центре внимания при этом должны находиться те явления, которые составляют специфику артикуляционной базы изучаемого языка.

При формировании произносительных навыков английского языка необходимо следить за:

долготой и краткостью гласных, имеющей в английском смыслоразличительное значение,

меньшей степенью участия губ в лабилизованных звуках,

отсутствием оглушения звонких фонем в конце слога и перед глухой согласной ( did , his ),

Анализ отечественной и зарубежной методической литературы показывает, что при обучении произношению имеют место два подхода:

имитативный (акустический) подход:

Правильно воспринимать и имитировать, не фильтруя через призму родного языка.

Никакая теория не может иметь места в начале обучения.

Произношение в основе своей является подражательным процессом.

Но для этого необходим:

хороший речевой слух (развитый),

положительный объект подражания (сам учитель).

Из педагогической энциклопедии:

фонематический слух (чуткое ухо) – способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка (способность воспринимать и воспроизводить смыслоразличительные свойства речи);

фонетический слух – способность правильно воспринимать и воспроизводить несмыслоразличительные свойства речи, что является обязательным условием владения хорошим (аутентичным и безакцентным) произношением;

интонационный слух = ритмико-интонационные навыки (ударение, ритм, мелодика, распределение пауз (паузация) [7];

2) аналитико-имитативный подход: рациональное сочетание имитации с доступным описанием артикуляции.

В школе трудно добиться безупречного произношения обучающихся, поэтому основной задачей обучения является несколько замедленное тщательное произношение с отчетливым выделением фонемного состава, т.е. аппроксимированное произношение. Оно приближено к правильному и не влияет на процесс понимания.

Психологические особенности формирования слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков:

работа над фонетикой носит для второклассников скрытый характер, неприемлемы установки: а теперь мы работаем над фонетикой, сегодня мы знакомимся с новым звуком и т.п.,

упражнения игрового характера, в первую очередь звукоподражательные, с привлечением образных опор (шипит змея, жужжит шмель, дуем на замерзшую ладошку и т.п.).

— с разной скоростью,

— с разной силой голоса,

— с разной эмоциональной окраской,

— в сопровождении движения, хлопков в ладоши.

Задача этого этапа: узнать то или иное явление в звучащей речи и среагировать на него (хлопок в ладоши, поднятие сигнального предмета) – начальные элементы аудирования.

Звуки вводятся в несложных контекстах.

Учитель должен прогнозировать возможные трудности и определять способы их устранения.

Обучение интонации проводится на фразах (вопрос – ответ, контрвопрос).

На этом этапе: дирижирование, разметка фонетическая, движение рук, отстукивание ритма, произношение в несколько замедленном темпе.

В результате обучения младшие школьники должны уметь:

соотносить интонацию со смысловым содержанием речи,

различать коммуникативные типы предложений.

При этом нельзя забывать, что работа над произносительной стороной речи осуществляется в тесной связи с работой над другими аспектами языка – лексикой, грамматикой – и интегрируется в коммуникативной деятельности обучающихся.

Работа по формированию произносительных навыков английского языка у обучающихся на начальном этапе позволяет сделать вывод, что этот процесс будет протекать успешнее, если будут правильно подобраны способы формирования произносительных навыков с учетом возрастных особенностей детей и при соблюдении алгоритма формирования произносительных навыков.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М., 2003.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: учебное пособие. М., 2004. – 336 с.

Границкая А.С. Обучение произношению. М., 1965.

Коробова О.В. Обучение произношению английского языка // Педагогика: традиции и инновации: материалы II международной научной конференции. Челябинск, 2012. – С. 83–85.

Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М., 2007. – 159 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. – 239 с.

Источник

Обучение правильному произношению на уроках английского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обучение правильному произношению на уроках английского языка

Работе над произношением, ознакомлению и отработке звуков уделяется большое внимание при обучении детей иноязычной речи. Так как основной целью обучения иностранному языку в общеобразовательной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность учащихся общаться на английском языке, обучение произносительной стороне речи выступает на первый план.

В английском алфавите 26 букв и 44 звука. Если в некоторых языках каждая буква отвечает только за один звук, то в английском одна буква может передавать до четырёх звуков, а в некоторых случаях даже до семи. Отсюда и любимая поговорка англичан: «Пишем „Ливерпуль“, а читаем „Манчестер“».

Эффективными для постановки, и совершенствования произношения учащихся можно считать разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений. Необходимо осуществлять контроль над выполнением упражнений. При оценке речи различают фонетические и фонологические ошибки. При условии выполнения всех вышеперечисленных упражнений и систематическом контроле работу над слухопроизносительными навыками можно считать результативной.

В обучении детей произношению на уроке можно выделить три важных этапа:

Алгоритм работы над звуковой культурой речи:

Аудирование звука (слова, словосочетания, предложения) диктором, учителем. На этом этапе используются упражнения:

— на дифференциацию долгих и кратких звуков, межзубных и зубных;

— на звуковой анализ слов, игра «Где спрятался звук?» ;

— на активное слушание образца, дается установка «Когда услышите нужный звук, хлопните в ладоши» ;

Наблюдение за движением и позицией губ, языка учителя. Если звук идентичен русскому, то он не объясняется. Если есть отличия, то на них обращается внимание. Хорошо работает такое упражнение, как «постановка английского акцента на русскоязычном материале». Например, У [ð]айки [ð]аболели [ð]убки. Если нет аналогии с русским звуком, то учитель дает основные признаки артикуляции звука.

Индивидуальное повторение после учителя.

Самостоятельное индивидуальное произношение.

Хоровое воспроизведение ударения, ритма, интонации (при работе над предложением). На этом этапе разучиваются разные короткие рифмовки, которые могут быть связаны с тематикой урока.

Индивидуальное воспроизведение ударения, ритма, интонации (при работе над предложением) после учителя и самостоятельно.

Особое внимание уделяется графическому образу звука, т.е. транскрипции. Регулярные упражнения на формирование графемно-фонемных соответствий готовят учеников к самостоятельной работе. Ведь именно, научившись читать транскрипцию, ученик сможет самостоятельно правильно прочесть слово по словарю. Это сложная работа для учеников, поэтому на каждом уроке рекомендуется использовать карточки с транскрипционными знаками.

Подводя итог вышесказанному, можно дать следующие рекомендации:

2. Тренируйте артикуляцию при произношении согласных.

3. Выучите четыре типа слогов для правильного произношения гласных

Чтение гласных зависит от типа слога, в котором они находятся:

открытый (слог заканчивается на гласную);

закрытый (слог заканчивается на согласную);

4. Запомните правильные ударения.

Чаще всего в английском языке ударный слог — первый. Если вам надо произнести слово, а спросить не у кого или нет словаря под рукой, ставьте ударение на первый слог. Конечно, лучше сразу запоминать слова с правильным ударением или проверять себя по словарю.

5. Не забывайте четыре важных правила

В английском языке полностью отсутствуют мягкие согласные.

Звонкие согласные не оглушаются в конце слова.

Гласные бывают долгими (в транскрипции они обозначаются [:]) и краткими.

Никаких лишних — особенно резких — движений губами.

6. Главный совет для отработки любого навыка: тренируйтесь!

Регулярная система упражнений по развитию фонетики способствует правильному формированию произносительного навыка.

Источник

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов

по направлению подготовки

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

курса профессиональной переподготовки

Минасян Юлии Александровны

Цель проекта: рассказать о методике и основных отработках фонетических особенностей английского языка общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования – фонетика английского языка как средство

формирования грамотной устной речи.

Гипотеза – если формировать фонетические навыки через систему

упражнений, то формирование грамотной устной речи будет более

1.Определить методику объяснения и отработки фонетических

особенностей английского языка.

2.Написать конкретную методику и план объяснения и отработки

фонетических особенностей английского языка.

3.Привести несколько примеров применения технологий закрепления

фонетических навыков с использованием современных интерактивных

методов для учащихся разных возрастных групп.

В последнее время в России возрос интерес к иностранным языкам, особенно к английскому. Этому способствовали историко-географические и социально-культурные факторы: появление мировой компьютерной сети Интернет, развитие торгово-экономических отношений с англоязычными странами, возможность путешествовать, работать и отдыхать за границей. Кроме того, существует потребность в языке международного общения для нужд торговли, бизнеса, дипломатии, безопасности, массовой коммуникации, культурного обмена и других областей международного сотрудничества.

Интерес к изучению английского языка весьма велик. Можно сказать, что уже сложилась более или менее стройная система, благодаря которой желающие могут пополнить свои знания. Есть базовое обучение в школе или в институте, есть разнообразные курсы, можно заниматься с репетитором индивидуально.

Для начинающих английский язык представляет сложность из-за большого количества правил произношения, которые придется запомнить. Первым помощником в этом нелегком деле станет транскрипция. Она необходима в связи с серьезными расхождениями между тем, как слово выглядит на письме, и тем, как оно произносится. Для английского языка характерно наличие нечитаемых букв и многочисленных исключений.

В России принято несколько недооценивать правильное произношение («какая разница, меня все равно поймут»). Но в общении очень важно, чтобы собеседник понимал вас без чрезмерного напряжения.

Недаром про английский язык говорят: написано Манчестер, читается Ливерпуль. Каждое слово – это отдельная трудность.

С фонетикой стоит работать именно на начальном этапе, когда произношение только еще ставится. Например, учитель английского языка преподаёт во втором классе начальной школы, у таких учеников русское произношение еще нормально не сформировалось, они говорят односложно, не разбираясь в интонации. Именно для детей такого возраста английская фонетика и интонация представляют особую сложность.

На начальном этапе обучения первое знакомство ученика с английским языком происходит на фонетическом (звуковом) уровне, поэтому формирование произносительных навыков является одной из основных задач. При изучении английского языка учащиеся должны постепенно, но полностью освоить графический способ фиксации звука – транскрипцию – так как в противном случае они не смогут из словарей получить представление о звучании слов. В отличие от русского, где все гласные произносятся одинаково по длительности, в английском есть долгие и краткие звуки. В некоторых словах от этого зависит их значение:

port (порт) – произносится как [pɔ:t];

pot (горшок) — произносится кратким [pot].

В транскрипции этот параметр обязательно отражается. Зная, как записываются долгие и краткие звуки, вы сможете правильно произносить слова, не искажая их смысла. Именно поэтому фонетика английского языка так важна для начинающих, иначе на первом этапе изучения можно допустить промахи, избавиться от которых будет очень сложно.

Спецификой английского языка, которая обычно представляет сложность для начинающих, является наличие букв, которые пишутся, но не произносятся. Такие «немые» буквы есть в словах типа «psychology – психология» – [saɪˈkɒlədʒi], «heir – преемник» – [eə]. Если вы будете произносить их иначе, вас просто не поймут.

Трудно приходится начинающим и при освоении звуков [θ] и [ð], ведь в русском языке нет таких фонем. Нежелание освоить артикуляцию, которая необходима в этом случае, приводит к часто звучащим в речи [с], [з] и даже [ф].

Такой подход к изучению языка недопустим, тем более что сочетание букв «th» и, соответственно, передаваемые им звуки встречаются в английском сплошь и рядом. Необходимо приложить усилия и запомнить, как правильно произносятся слова the, this, that и многие другие.

Таким образом, произношение в английском языке является своего рода «визитной карточкой» говорящего, и это первое, на что мы обращаем внимание при общении с человеком. Если не уделять фонетической стороне речи должного внимания, то учащиеся привыкнут к неправильной артикуляции звука, не смогут правильно выделять интонацию и переучиваться впоследствии будет очень сложно, а звучание речи будет неанглийским.

Овладение правильным произношением возможно только при усвоении фонетической базы иностранного языка на уровне слога, словесного ударения, интонации. Учащиеся должны усвоить специфику артикуляционной базы иностранного языка, а также характерные особенности ударения и интонации.

На пути формирования произносительных навыков английского языка, необходимо учитывать, что учащиеся уже владеют системой звуковых средств родного языка. Это с одной стороны, вызывает определенные трудности, обусловленные интерференцией родного языка, а с другой- помогает в овладении звуками английского языка.

В общеобразовательных школах обучение английскому языку начинается со 2 класса. Обучающиеся знакомятся с английским алфавитом и правилами чтения. Работа со звуками начинается в классе, где дети вместе с учителем или диктором произносят новые звуки. Для более результативного обучения английской фонетике учителю можно использовать классификацию звуков данную В.М. Филатовым в пособии «Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе». В рассматриваемой классификации все звуки поделены на 3 группы:

1.Звуки, близкие звукам родного языка по артикуляционным и акустическим свойствам: [p], [b], [g], [s], [z], [m] и др. При изучении данных звуков действует перенос из родного языка, поэтому длительной работы над этими звуками не требуется.

2.Звуки, отличные от родного языка существенными признаками: [t], [k], [l], [h] и др. При их изучении учитель должен вести пристальный контроль, поскольку перечисленные звуки, обучающиеся произносят исходя из норм родного языка.

3.Звуки, не имеющие аналогов в русском языке: [r], [w], [ɧ], [θ], [ð] и др. Для данных звуков необходимо формировать новую артикуляционную базу у обучающихся, поэтому ещё одной задачей учителя является обучение детей правильной артикуляции.

Не стоит забывать, что правильность английского произношения влияет на смысл высказывания. Например, стоит учитывать долготу и краткость гласных, звонкость и оглушение согласных, которые имеют смыслоразличительное значение: send – sent, bed – bet, ship – sheep, и т.д.

Залогом успеха в овладении навыками устной иноязычной речи является грамотное произношение английских звуков, которое формируется за счет правильного положения губ и языка, участвующих в процессе артикуляции.

Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка-совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).

Согласно мнению советского методиста Бим Инессы Львовны, основная цель обучения фонетике имеет ряд задач, которые учитель должен учитывать при выборе педагогической стратегии:

-формирование умения слушать и слышать, развивать фонематический слух;

-формирование навыков произношения, то есть довести до определенной степени автоматизма владения артикуляторной базой изучаемого языка и способами интонирования;

-развитие внутренней речи (внутренние проговаривание), как психофизиологическую основу для внешней речи.

В методической литературе, посвященной вопросам обучения фонетике, можно выделить два метода обучения иностранному языку:

1.Имитативный метод «простое» повторение различных звуков вслед за учителем или диктором.

Имитативный : данный метод состоит из одного приема имитации, которая включает 1) слушание образца и 2) его воспроизведение. Необходимо добавить что, спецификой произносительных навыков является то, что слуховые и речемоторные (собственно произносительные) навыки существуют в неразрывном единстве: воспроизведение (репродукция) звукового потока в громкой речи обязательно сопровождается контролем слухового анализатора (слуха), что требует наличия в памяти говорящего соответствующих акустических образов. Эта особенность произносительных навыков требует одновременного создания слуховых и речемоторных образов с самого начала и на всем протяжении обучения.

Аналитико – имитативный включает в себя: а) описание артикуляции и имитацию; б) объяснение (только в отношении тех звуков, которые значительно отличаются от звуков русского языка; в) анализ.

Объяснение должно быть кратким и практически направленным. Звуки первой группы, как правило, вводятся в речевом образце и усваиваются имитативно;

Кроме этого, при ознакомлении со звуком необходимо учитывать методическую типологию звуков. Звуки первой группы, как правило, вводятся имитативно. Объяснение 2-ой и 3-ей групп состоит из 4-х компонентов, последовательность которых может варьироваться:

Объяснение способа его произнесения;

Упражнения в дифференциации;

Воспроизведение нового звука учащимися. Здесь важно учитывать то, что речь учителя на этапе объяснения, как правило, слегка утрирована и демонстративна. Упражнения в дифференциации помогает установить отличительные особенности нового звука. Для этого учитель произносить звуки изучаемого языка и родного, с которыми можно спутать изучаемый звук.

Следовательно, на начальном этапе происходит формирование слухо-произносительных навыков, базы; на последующих этапах она должна только укрепляться. Если на начальном этапе будет что-либо упущено, возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии очень трудно.

На уроке английского языка учителю необходимо проводить фонетическую зарядку (phonetic practice), под которой понимается специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала и деавтоматизацию навыка, рассчитанное на 2-6 минут и планируемое на любом этапе урока. По мнению отечественных и зарубежных методистов, работа над фонетикой более результативна, если она сочетается с другими видами деятельности. Поэтому можно сделать вывод, что фонетическая зарядка как упражнение в произношении побуждает учителя быть бдительным не только при становлении произносительных, но также лексических и грамматических навыков. Поэтому место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от задач, стоящих перед нею.
Фонетическая зарядка способствует нейтрализации влияния звуковой среды родного языка; способствует созданию атмосферы иноязычного общения, предупреждает появление фонетических ошибок по материалу всего урока. Также фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи, например: развитие речевого аппарата; снятие напряжения; учет индивидуальных особенностей учащихся.

Образцы речевых зарядок.
Опираясь на перечень тем, можно предложить некоторые из них для организации речевых зарядок:
Things students did the previous day.
Birthday and holidays health, mood, dream.

Образцы фонетических зарядок
Tongue twisters
She sells sea-shells
On the sea shore.
The shells that she sells
Are sea-shells.

Jokes
As I went to Bonner,
I met a pig
Without a wig,
Upon my word and honour.

Методика объяснения и отработки фонетических особенностей

По мнению Е.Н. Соловоловой в методике известны два основных подхода.

Основные теоретические положения данного подхода были разработаны

советскими учеными-лингвистами И.А. Грузинской и К.М. Колосовым. Они

были одними из первых, кто придавал формированию фонетических навыков

большое значение. Именно И.А. Грузинской и К.М. Колосову и их последователям принадлежит заслуга сравнительного анализа фонетического состава двух языков и разработка на этой основе типологии фонетических сложностей, а главное, основанной на них системы фонетических упражнений.

Согласно их теории выделяются три основные типологические группы фонем: совпадающие в обоих языках; несовпадающие; частично совпадающие.

Наиболее трудными для усвоения следует признать последние две группы,

причем частично совпадающие фонемы будут представлять самую большую

Авторы данного подхода, сформулировали основные положения

артикуляторного подхода к обучению. Кратко они сводятся к следующему:

1.Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков, а для

этого необходим вводный фонетический курс.

2.Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

3.Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука

4.Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Отсюда были определены и основные этапы работы со звуком

1.Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы речи при произнесении звука.

2.Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои

органы речи в нужное положение.

3.Артикулирование или собственно произнесение звука.

4.Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы

артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать

5.Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с

учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый

звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и

словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение

В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей

артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков

идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях.

В основе упражнений лежит повторение или имитация. Чистоте фонетического навыка не придается большого значения. Для

общеобразовательной школы в чистом виде этот подход не годится.

Слишком велик процент ошибок, иногда неоправданно велик. Широкое

применение в различных учебных заведениях сегодня получил подход,

построенный на грамотном сочетании обоих рассмотренных выше подходов,

или дифференцированный подход.

Этот подход предполагает использование различных анализаторов для

формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в

акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не

только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической

речи учителя и дикторов, фонозаписей. Предпочтение в данном случае

отдается более доступным и понятным объяснениям.

В данном подходе предлагается использовать не только акустические, но и

графические образы. Формированию графемно-фонемных соответствий в

рамках этого подхода уделяется большое внимание, также как и

Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей

Работа над произношением традиционно начинается с введения

фонетического материала. Формирование фонетических навыков связано с

развитием коммуникативных умений устной речи и чтения. Поэтому

последовательность введения звуков и интонационных моделей определяется

речевыми образцами и их лексико-грамматическим наполнением. Приемы

введения фонетического материала зависят от возрастных особенностей

учащихся. Так, в начальной школе часто используют приемы имитации,

сказки и образы, реже используют приемы ассоциаций. Далее следует

закрепление, автоматизация и выход в речь.

Работа над фонетикой ведется на основе типовых фраз в следующей

1.Восприятие предъявления звука в словах или фразах на слух.

2.Показ и объяснение учителем способа производства звука (пояснение его

артикуляции). При работе над отдельными звуками преподаватель может

давать элементарные фонетические правила, например о положении языка,

губ, степени напряженности органов речи.

3.Воспроизведение (проговаривание) учащимися звука за диктором или учителем в сочетании с другим звуком, затем в слове, словосочетании, фразе

(многократное воспроизведение звука учащимися).

4.Знакомство с транскрипционным значком звука.

произнесение слова и фразы в целом (за диктором/учителем/ хором/ индивидуально).

6.Контроль произнесения звука.

При введении звуков, интонаций можно задействовать жесты. Повышающий

или понижающий тон, основное и второстепенное ударение легко показать

Овладение языковым материалом для его использования в речевой

деятельности обеспечивается системой упражнений.

Система упражнений при формировании фонетических навыков

Методики обучения иностранному языку различают 2 основных типа

1 Языковые (рецептивные, тренировочные, подготовительные);

2 Речевые (продуктивные, коммуникативные).

Языковые упражнения направлены на тренировку и автоматизацию

языкового материала, то есть на выработку первичного умения и навыка.

Речевые упражнения направлены на использование усвоенного материала

для выражения и понимания мыслей в связи с разнообразными ситуациями,

стимулами, побуждающими использовать речь как средство общения.

Формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков

— длительный и сложный процесс. Для этих целей можно использовать

следующие типы фонетических предречевых, или подготовительных

Упражнения на подстановку.

Чаще всего данный тип упражнений представлен следующими заданиями:

вставьте пропущенный звук в слово и переведите его; какого звука не хватает

в следующих словах; вставьте пропущенные слова в рифмовку; найдите

рифмующиеся пары слов из списка предложенных.

Упражнения на имитацию.

Инструкция может звучать следующим образом: послушай и повтори за

диктором слова, фразы, короткие тексты. Данная работа может проводиться в

парах, хором, индивидуально. На имитацию часто предлагаются

скороговорки, стихи, короткие диалоги, песенки, в которых часто

повторяются изучаемые звуки. Очень полезным упражнением является

задание на чтение русских фраз с английским акцентом.

Примеры применения технологий закрепления фонетических навыков с

использованием современных интерактивных методов для учащихся

разных возрастных групп.

учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это

является принципиальным отличием целей интерактивного обучения от

целей традиционной системы образования. Под технологией интерактивного

обучения мы понимаем систему способов организации взаимодействия

педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую

педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого

создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в

учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

В настоящее время разработано достаточно большое количество

интерактивных технологий, среди которых можно выделить следующие:

технология работы в парах или тройках, технология «Аквариум»; технология

«Броуновское движение»; технология «Дерево решений», технология

«Карусель»; технология «Мозговой штурм» и др.

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных технологий.

Текст диалога может быть любым, например: разговор у стойки регистратора

сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные

роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы

оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень болтливый человек,

склонный к панибратству».

Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение

учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Можно использовать темы: «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом»,

параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции.

Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай,

сколько человек в твоем классе любят мятное мороженое!» или «Кто сегодня

одет в розовую футболку?», «У кого дома письменный стол стоит у окна?»

Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы

взаимодействие велось на английском языке.

Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии,

заимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы

обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее.

каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько

минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы

«знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д.

Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно

Не нуждающаяся в представлении и очень интересная технология «Мозговой

штурм» получила большую популярность на многих уроках. Она прекрасно

стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают

высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе

самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно

1-5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее

удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно

подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь,

Все эти технологии направлены не только на то, чтобы передать

определенную сумму знаний, но и способствуют установлению

эмоциональных контактов между обучающимися, коммуникативных умений и навыков; обеспечивают учеников необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. Интерактивные технологии тесно связаны с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием Интернет- ресурсов, а также электронных учебников и справочников, электронных тетрадей, работой в режиме онлайн и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование фонетических

навыков в изучении иностранного языка занимает ключевое место.

Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий

предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не

от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому

осмыслению через применение.

Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников

в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к

последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.

В ходе нашего проекта мы решили следующие задачи:

-определили методику объяснения и отработки фонетических особенностей

иностранного языка, привели несколько примеров применения технологий

закрепления фонетических навыков с использованием современных

интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.

Итак, мы поняли, что обучение фонетике на уроках английского является

непременным условием успешного формирования разных видов речевой

деятельности: устной речи (говорение и понимание на слух), чтения (вслух и

1 Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс

лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. –

3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

2 Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы

4 Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского

языка в начальной школе / И.П. Гладилина // Иностранные языки в

СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006.

6 Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного

языка. Справочное пособие. – Минск: «Школа», 1998.

7 Кочергина В.А. Введение в языковедение. Основы фонетики –

фонологии. Грамматика: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

8 Биболетова М.З. Английский язык. Ч.I. – М.: Титул, 1996.

9 Бим И.Л., Биболетова М.З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе. 2001.

10 Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. – М. 1991.

11 Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М., Будько А.Ф., Чепик И.В. Практический курс методики преподавания иностранных языков английский, немецкий, французский. – Мн.: ТетраСистемс, 2003.

12 Дубовский Ю. А. Основы английской фонетики: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Ю. А. Дубовский, Б. Б. Докуто, Л. Н. Переяшкина — М.: ФЛИНТА, 2009.

13 Дубовский Ю. А. Английская коммуникативная фонетика. [Электронный ресурс] — М.: ФЛИНТА, 2014.

14 Мозолева И. А. Английский язык: лексико-фонетический курс; Российская международная академия туризма. — 2-е изд., испр. — Химки, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *