развитие навыков чтения и связной речи

«Развитие связной речи на уроках литературного чтения в начальных классах»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие связной речи

у младших школьников при изучении прозаических произведений

на уроках литературного чтения

Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Экспериментально проверив и выяснив то, что уровень развития связной речи большинства учеников низкий, начала применять различные пути и методы работы по развитию связной речи у младших школьников при изучении прозаических произведений на уроках литературного чтения.

Основываясь на опыте учителей и своём собственном, спланировала работу по развитию связной речи у младших школьников при изучении прозаических произведений на уроках литературного чтения, а именно, разработала комплекс упражнений, направленный на развитие связной речи у младших школьников при изучении прозаических произведений на уроках литературного чтения.

Приведу в качестве примера задания, направленные на развитие связной речи у младших школьников, которые использовали в работе с учащимися 3 класса на уроках литературного чтения.

На уроках литературного чтения активно используются проблемные методы, прием устного рисования, а также различные творческие задания.

Можно использовать упражнения, направленные на развитие лексического уровня связной речи (работа над словом):

1) Применение игровых приемов – материалов для тех или иных сказочных текстов. В данном задании учитель применяет сказки Б. В. Заходера:

— «Сказка про доброго носорога»;

По данным сказкам необходимо выполнение заданий:

— «Назовите всех персонажей из сказки»;

— «Перечислите все действия героев».

Основной целью данного задания является обучение детей перечислению всех действий сказочных героев, а также нахождение аналогичных действий персонажей иных сказок, тем самым ребенок тренирует память, мышление и речь.

Учитель называет персонаж из сказки, а затем просит назвать все реализованные действия персонажей. Затем предлагает детям вспомнить всех персонажей аналогичных другим сказкам.

Кроме перечисленных сказок автора, стоит применять и иные произведения других авторов:

— Волков А. Волшебник Изумрудного города;

— Губарев В. Королевство кривых зеркал;

— Дефо Д. Робинзон Крузо;

— Кэрролл Л. Алиса в стране чудес;

— Лагин Л. Старик Хоттабыч;

— Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля.

Данные произведения актуальны для применения в связи с тем, что их дети могут уже знать по просмотру мультфильмов, возможно, их уже читали родители.

В случае затруднений школьников при выполнении заданий, учитель может зачитывать отрывки из текстов, школьники тем самым должны выявлять действия;

2) Замена слов и предложений произведений подходящими по смыслу словами:

— Замени слово «играет» иными, подходящими по смыслу словами:

Мальчик играет в нарды

Мышка играет с шариком

Дождик играет с ветром

Мама играет с ребенком

Собака играет с мячиком

Реализуя данное упражнение, все школьники приходят к пониманию некоторых значений слов в зависимости от присутствующего контекста произведения;

3) Отметить в тексте слова, которые показывают, как жалуются старые вещи на свою горькую судьбу.

Дети должны определить, какие добавочные слова заключаются в данном произведении.

4) Подбор слов, которые являются сходными по смыслу с выделенными словами:

— «СМИЛУЙСЯ государыня рыбка, ещё ПУЩЕ старуха бранится»;

— «Стал он КЛИКАТЬ золотую рыбку, чего тебе надобно старче?»;

— «Старик не осмелился ПЕРЕЧИТЬ, не дерзнул ПОПЕРЕК слова молвить».

Дети должны определить, употребляются ли данные слова в обычной современной речи? Где данные слова встречались ещё?

5) Найдите в тексте такие слова, которые помогают увидеть весенние краски, услышать звуки, почувствовать движение воздуха и тепло весеннего солнца, уловить запахи цветущих растений.

7) Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д. Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему; Какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»? Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку. Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

На наш взгляд, большое значение нужно придать работе над фразеологическими выражениями. Например, в 3-м классе детям было предложено выражение «белены объелся». Дети дома в словаре должны были найти значение этого фразеологизма, попутно объяснить значение слова «белена». На следующем уроке дети рассказали о своей работе, а я предложила им прослушать отрывок из сказки А.С. Пушкина:

— « Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей! Испугался старик, взмолился:

– Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство». Спрашиваю у детей, как они поняли это выражение в тексте и почему поэт выбрал именно это выражение, а не употребил равнозначное по значению «совсем обезумела» и т.д.

Упражнения, направленные на развитие грамматического уровня связной речи (работа над грамматикой):

Игра представляет сoбoй эстафету 2-х кoманд: каждая из них за oпределеннoе кoличествo времени напишет кoллективный рассказ. Каждый участник в пoрядке oчереднoсти дoбавляет тoлькo 1-2 предлoжения к уже написаннoму. Тема рассказа oпределяется учителем.

2) «Небылица за 10 минут».

Учитель пишет фразу и загибает листoк. В фoрме oтвета на вoпрoсы. И так каждый ученик. Предлагаются следующие вoпрoсы:

8) Какoва была егo реакция?

9) Чем этo закoнчилoсь?

10) Вывoд или мoраль.

3) «Круглый стoл», «Загадай желание».

Также можно использовать следующие упражнения:

1. Составь из слов два предложения.

2. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

3. Прочитай. Составь из слов два предложения.

4. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу, используя предложенные слова.

5. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.

Далее можно дать творческую работу, например, составить предложения в тетрадях из найденных слов, добавляя обязательно и свои прилагательные. Получатся предложения по смыслу связанные между собой, поэтому может получиться рассказ.

Упражнения, направленные на развитие синтаксического уровня связной речи (работа над словосочетанием и предложением):

1) Выбирается сказка, в которой присутствует три концовки. Дети прослушивают начало произведения и три её конца, выбирают необходимое окончание произведения, обязательно доказывая при этом собственный выбор. При формировании новой концовки произведения школьники активно применяют способности воображения, используют методики, изученные ранее;

2) Ситуации в произведениях. Можно подобрать следующие литературные произведения:

— Наумов Е. «Утро вечера мудренее»;

— Пришвин М. «В краю непуганых птиц»;

— Таск С. «Тайна рыжего кота»;

— Толстой А. «Детство Никиты»;

— Молитвин П. «В начале летних каникул»;

— Барто А «Знаю что надо придумать»;

— Драгунский В. «Заколдованная буква»;

— Заходер Б. «Стихи и сказки»;

— Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».

Учитель вместе с детьми прочитывает выбранное произведение. В данном задании учитель должен спросить у детей, как еще могут завершиться данные произведения.

3) Формирование сказочных и выдуманных историй. Школьники должны придумать по воображению или заданию учителя некоторую историю:

— учитель предлагает представить летний день. Много разнообразных насекомых летает, одни красивее других.

С каждым из них может произойти невероятная история, в роде той, в которой присутствует «история о муравье, который путешествовал и чуть не опоздал в свой муравейник». Школьники должны придумать историю о том, что могло произойти с тем или иным насекомым вроде названного произведения;

— представьте себе новое сказочное насекомое, как бы вы могли его описать? Продолжите истории, которые начали одноклассники, придумайте им новый конец и начало;

— придумать историю о путешествиях школьников вроде «В стране невыученных уроков»;

4) В данном задании школьники должны обратить внимание на основу для сюжета произведения:

— «отправились котята на поиски приключений на корабле», «что могло с ними произойти в результате путешествия»?

— «жили были два поросенка, захотелось им попутешествовать, поехали они однажды…».. Дети должны подумать о том, как может завершиться эта история.

При этом у детей активно совершенствуется способность моделировать знакомые произведения, а также применять самостоятельно сформированные модели в сочинении рассказов. Здесь модель помогает понять и освоить композиционную базу произведений, научиться их структурному и содержательному анализу, что сильно увеличивает уровень собственных сочинений.

5) По серии сюжетных картинок устно закончите рассказ, придумайте заголовок.

8) Прочитай текст. Подготовь продолжение текста. Напиши два предложения.

Вoзмoжные услoвия задачи:

— «Представь себе, чтo oднажды, кoгда ты гoтoвил урoки, раздался звoнoк. Ты oткрыл дверь и увидел. »;

— чтo мoглo бы случиться, если бы ты вдруг превратился в кoта и т.д.

Упражнения, направленные на развитие текстового уровня связной речи (работа над связной речью):

1) «Переделай сказку». В данном задании даются опорные слова, среди которых:

Изначально школьники вспоминают, какую сказку им напоминают данные слова, также они должны сказать, какие слова являются лишними. На базе лишних слов они придумывают новые интересные действия в существующей сказке.

Обычно, в первый раз школьники затрудняются сразу сочинить сказку. Учитель помогает им, задает наводящие вопросы:

— Что случилось с петушком?

— Кто пришел ему на помощь;

— Кто помог ему избежать лисьих зубов?

— Как помогли избежать лисьих зубов?

2) В данном задании младшим школьникам предлагается «вывернуть произведение наизнанку». Они должны составить и рассказать сказку, применяя сказочные слова и выражения о репке, которую вытягивали всей семьей. При формировании ответов на данное упражнение школьники улучшали свой словарный запас.

3) Нарисуйте словесную картину, используя понравившиеся слова из текста.

4) Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кошки и птичка» (три картинки). Учитель предлагает посмотреть на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ (см. прил.7).

5) Пересказ прослушанного текста.

Учитель предлагает прослушать небольшой рассказ, попытаться его запомнить и пересказать (рассказ предъявляется не более двух раз) (см.прил.7).

Можно использовать следующие упражнения:

1. Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своем котике (устно).

2. Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь? Почему?

3. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.

4. Рассмотри рисунки. Составь текст на тему «Мы любим спорт».

5. Прочитай начало сказки. Придумай продолжение сказки.

7. Прочитай и сравни два заголовка. Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни. Составь текст, используя один из заголовков.

8. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)

Работу по развитию связной речи целесообразно проводить на каждом уроке. Для этого можно использовать следующие упражнения:

— Составьте связный рассказ по картинке «Семья», используя ответы на вопросы: кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка?

При этом детям предлагается в помощь начало рассказа (Вся семья в сборе…) и его концовка (В семье все заняты делом. Хорошо в ней живётся взрослым и детям).

Также для развития связной речи можно использовать следующие задания:

6) Упражнения на выражение личностного отношения: Какие настроения автора вы почувствовали? Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном. Выразите возникшие у вас чувства. Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Большое внимание уделяется пересказу прочитанного произведения или отрывка:

-пересказ с изменением лица рассказчика ; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица. (Такое задание можно дать, например, по рассказу К. Паустовского «Резиновая лодка»);

В процессе формирующего этапа, пришла к выводу, что необходима система в работе по развитию связной речи детей. Мною использовался комплекс упражнений, направленный на развитие связной речи младших школьников с помощью словесного рисования, пересказов текстов, составления сюжетного рассказа, работы над фразеологизмами и т.д.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи

Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей является художественная литература.

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи

Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

Литературные произведения для детей расширяют кругозор ребенка, знакомят его с окружающей действительностью, раскрывают перед ним мир человеческих чувств.

В процессе слушания литературных произведений у детей дошкольного возраста наблюдается особый интерес к их звучанию. Пo утверждению К. И. Чуковского, маленьких детей тянет к ритмическому звучанию стихов, сказок, бодрому скандированию считалок и закличек. Постигая образный язык произведений, созданных «как народом, так и литературой», ребенок одновременно овладевает образностью и красотой родной речи.

Восприятие произведений литературного искусства сопровождается речевой деятельностью, которая имеет ярко очерченную художественную направленность. Для ее определения педагогами, исследователями детской речи Л. Я. Панкратовой и А. Е. Шибицкой был предложен термин художественно-речевая деятельность.

В качестве основных компонентов художественно-речевойдеятельности выделяют: восприятие художественного произведения, его элементарный анализ, воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество, которое связано с придумыванием сказок, рассказов, загадок, рифмованных строк и др.

Общей задачей художественно-речевой деятельности в учреждении дошкольного образования является возможность через литературное произведение открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать у него интерес и любовь к книге.

Приобщение детей к художественной литературе развивает у них умение слушать и понимать произведение, эмоционально откликаться на отражаемые автором события, содействовать и сопереживать героям, сочувствовать им.

Выстраивая работу по развитию речи дошкольников,определила основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с родителями;

• создание предметно-развивающей среды.

Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть, т. е. дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя, т. е. свободная передача текста.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

4. Заучивание наизусть.

5.Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:

• чтение, рассказывание с игрушками;

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи

• настольный, пальчиковый театр;

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи

• кукольный и теневой, фланелеграф;

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи

• диафильм, диапозитивы, телепередачи.

Специально организованная совместная художественно-речевая деятельность педагога и детей предполагает организацию таких форм работы, как занятия по ознакомлению с произведениями художественной литературы и фольклора, литературные утренники.

Наряду с этими формами педагог организует в повседневной жизни ситуации общения,которые включают: содержательное общение на темы художественных произведений; рассматривание иллюстраций и репродукций;

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи

прослушивание лучших образцов словесного искусства в грамзаписи, просмотр литературных передач по телевидению, проведение литературных викторин.

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в основном направлена на развитие их творческих способностей.Здесь определяющими формами работы являются: театр кукол, театр теней, разные виды настольного театра, белорусская батлейка, игра-драматизация, самостоятельное составление интересных книг, рисование альбомов в соответствии с содержанием художественного произведения и др.

Для овладения детьми искусством восприятия литературных произведений и более глубокого постижения их содержания существует целый ряд способов взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при этом обязательно учитывается возраст детей, их жизненный опыт, жанр произведения.К ним относятся:

• способ первоначальной ориентировки в эмоционально-образном содержании литературного произведения;

• способ целостного и дифференцированного подхода к произведению;

• способ самостоятельного поиска приемов его четкого исполнения;

• способ творческих отношений к литературным явлениям (С. Н. Чемортан).

Первоначальная ориентировка детей в художественном произведении начинается с подготовки дошкольников к более осознанному восприятию словесного искусства и решается с помощью таких методов, как вводная беседа, создание игровых ситуаций, наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности, использование наглядности, аудиовизуальных видов искусства. Выбор методов и приемов подготовки детей к восприятию ху-дожественного произведения зависит от наличия у них определенного опыта, уровня их литературной подготовки, характера художественного произведения.

Ориентировка детей в художественном содержании произведений обеспечивается их четким прочтением или повествованием педагога. Повествование сказки может вообще носить свободный характер,но оно не исключает хорошего знания наизусть и обязательного использования типичных сказочных формул и оборотов: зачина, повторов, концовки.

Совместную художественно-речевую деятельность педагога и детей необходимо организовать так, чтобы восприятие художественного произведения происходило в единстве его содержания и художественной формы. При этом дошкольники овладевают навыками и умениями элементарного эмоционально-образного анализа произведения, выражают свое эстетическое отношение к нему, определяют главных героев, характеризуют литературного героя и мотивируют к нему свое отношение, замечают образные средства языка.

Активному восприятию детьми художественного произведения способствуют такие методы, как беседа после чтения, повторное чтение, моделирование и др.

С целью активизации детей в процессе художественно-речевой деятельности используются приемы, которые органично объединяются с беседой. Среди них выделяется так называемый мнимый диалог детей с литературным героем. Детям предлагают обратиться к герою с вопросами, при этом хотелось бы, чтобы дошкольник сам сформулировал вопросы и дал ответ на них от имени героя.

Для более точного освоения этического и эстетического содержания литературного произведения педагог предлагает воспитанникам его повторное чтение. При этом необходимо помнить, что большие по размеру художественные произведения лучше воссоздавать не полностью, а останавливаясь только на основных эпизодах.

Кроме того, во всех возрастных группах в сочетании с беседой после прочтения произведения используются элементы драматизации. Особую значимость этот прием приобретает при ознакомлении со сказкой. С целью более глубокого понимания и осмысления содержания художественного произведения, особенно сказки, во всех возрастных группах можно использовать моделирование. Отражение главных компонентов произведения в моделях-схемах способствует формированию у детей способности к восстановлению последовательности развитиясюжета в различных формах работы с текстом: чтение, изложение, сочинение рассказов и др.

Развитию навыков ориентации дошкольников в эмоциональном построении произведения, понимания его содержания и запоминания последовательности эпизодов, а также определения основных средств эмоциональной выразительности способствуют такие методы, как пересказ, имитация, драматизация.Ту же функцию выполняют следующие методические приемы: словесное рисование, словесная игра, составление психологической литературной характеристики героя и др.

Пересказывать литературные произведения дети могут полностью, по частям, от имени одного из персонажей, совместно с педагогом, совместно с другими детьми, самостоятельно. Пересказывая литературное произведение, они передают логику событий, используя композиционные средства художественной выразительности, интонационно выражают свое отношение к главным героям, применяют типичные сказочные выражения, пословицы и поговорки.

Значительное влияние на самостоятельный поиск дошкольниками художественных средств выразительности исполнения литературного произведения оказывает словесное рисование. Оно помогает детям лучше представить образы героев произведения или место действия, передать не красками, а словами их черты, внешний вид.

Прием словесной игры помогает дошкольникам войти в образ, в те обстоятельства, где происходят события. С его помощью дети выражают свои представления о том, что они увидели, почувствовали, пережили.

Детям старшего дошкольного возраста доступен и такой прием, как психологический анализ особенностей характера литературного героя. С восторгом они определяют в тексте определенные черты его характера. Педагог помогает им представлять то, о чем рассказывается в произведении, рассказывать текст эмоционально, сочинять сказки, рассказы, использовать в своей речи меткие выражения и образные слова.

Имитация чаще всего используется в процессе игр-драматизаций по содержанию литературных произведений. Ребенок в ходе игры повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

начинаются со вступительной части, цель которой — подготовить детей к восприятию произведения. Для этого используются показ обложки, картинки; напоминание аналогичного сюжета; краткая вступительная беседа; использование малых жанров фольклора; припоминание знакомых произведений конкретного автора подобного жанра; показ предметной наглядности; элементы инсцени-рования, создания игровой ситуации; постановка проблемного вопроса; объяснение непонятных слов и др.

В основную часть занятия входят само чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию литературного произведения, рассматривание иллюстраций, упражнения в образной речи.

Главной целью заключительной части занятий является возвращение читателя непосредственно к тексту. Желательно, чтобы в памяти ребенка осталось само художественное произведение. Поэтому заканчивать занятия желательно повторным чтением всего произведения (если оно небольшого объема) или наиболее понравившихся детям эпизодов.

Занятия по ознакомлению с произведениями художественной литературы имеют несколько вариантов. Наиболее традиционное — это ознакомление ребенка с одним литературным произведением. Одним из вариантов проведения занятий является объединение произведений одного литературного жанра на одну и ту же тему. На этих занятиях дети имеют возможность объединить и сравнить новые картины и образы с уже известными, осмысленными ранее.

Используется и другое сочетание,которое предусматривает объединение на занятиях единой темой произведений различных жанров: рассказа, стихотворения, басни и т. д.

Наибольший интерес вызывает у детей объединение на одних занятиях произведений с противоположными сюжетами. Сочетание произведений, в которых отражены контрастные характеры или поступки, помогает детям лучше понять их положительную или отрицательную направленность.

В конце года с воспитанниками старшей группы можно проводить занятия с детской книгой. Для этого необходимо, чтобы у каждого ребенка была собственная книга. Дети находят на ней обложку, показывают страницы, называют автора, название книги.

Интересной формой ознакомления детей с литературным искусством является проведение книжкиной недели, в которой могут принимать участие дети всех возрастных групп. Проведение этого мероприятия предполагает ежедневное ознакомление дошкольников с новыми книгами и их героями. В учреждение дошкольного образования приглашаются писатели и поэты, проводятся литера-турные утренники, викторины, театральные спектакли, книжные выставки. Книжкина неделя в учреждении дошкольного образования превращается в настоящий праздник поэзии и прозы для детей дошкольного возраста.

Отдельно необходимо остановиться на проведении литературных утренников. Литературные утренники могут быть посвящены творчеству известных белорусских писателей — Я. Купалы, Я. Коласа, В. Витки, С. Шушкевича, современным детским писателям, устному народному творчеству или какой-либо теме («Зима», «Весна» и т. д.).

На литературном утреннике, посвященном творчеству писателя, дети читают стихи, поют песни, инсценируют отрывки из любимых произведений. Стихотворные тексты читают для детей и взрослые.Можно использовать технические средства: показать видеофильм, отрывки кинофильма, прослушать магнитофонную запись. Литературные утренники проводятся 2-3 раза в год.Структура их может быть следующая: вступительное слово педагога о жизни и творчестве писателя, показ его портрета, книг, чтение произведений, пересказ сказок, рассказов, беседы по содержанию знакомых книг, которые написаны этим писателем, литературные викторины, игры, инсценировки по содержанию знакомых стихов, рассказов, сказок, театрализованная деятельность (показ настольного, теневого, кукольного театров). Желательно, чтобы утренник включал перечисленные выше компоненты, их последовательность может иметь разные варианты. Педагог творчески подходит к предлагаемому материалу.

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями способствует развитию у них эстетического восприятия текста, чувства гармонии, красоты, воспитанию художественного вкуса, способности эмоционально откликаться на образную речь. Знакомство детей с поэтическими произведениями происходит не только в процессе специальных занятий, но и в повседневной жизни, во время подготовки к календарным и народным праздникам.

Для младших дошкольников подбираются стихи, небольшие по объему (одна-две строфы, близкие и доступные по содержанию, ритмичные. Они, как правило, обязательно имеют музыкальную рифму, передают определенное действие. Объем стихотворных текстов для детей старшего дошкольного возраста значительно больший. При этом педагог учитывает индивидуальные возмож-ности каждого ребенка.

Рассказывание педагогом стихов может сопровождаться движениями детей. Народная педагогика тесно соединила в единое целое художественное слово и конкретные действия, соответствующие содержанию произведения. Рассказывать такие малые шедевры устного народного творчества, как «Сорока-ворона», «Ладушки», «Кую-кую ножку», «Курочка-рябушечка»невозможно без выпол-нения определенных движений: сгибания и разгибания пальцев, хлопанья в ладошки, постукивания пальчиком по ноге, качания.

Занятия по заучиванию стихов дошкольниками имеют определенную структуру. Вначале желательно подготовить детей к восприятию поэтического произведения. Затем педагог четко читает стихотворение. После небольшой паузы идет его повторное чтение. Рассказывая стихотворение детям четвертого года жизни, педагог обыгрывает его отдельные строки, сопровождает повествова-ние стихотворного текста соответствующими действиями. После того как педагог познакомит детей со стихотворением, можно вызвать одного-двух детей, когда они сами того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При рассказывании стихотворения детьми основное внимание педагога направлено на их стимулирование рассказывать дальше, на подсказывание слов или целых строк, которые ребенок не успел запомнить.

С детьми пятого и шестого года жизни после первого чтения проводится небольшая разъяснительная беседа по содержанию и форме поэтического произведения, затем воспитанников предупреждают о том, что они будут заучивать стихотворение наизусть. После повторного чтения стихотворение рассказывают дети. Сначала педагог обращается к тем, кто запоминает быстрее и лучше, а потом вызывает остальных. Стихотворение заучивается полностью. Не рекомендуется хоровое заучивание стихов. На занятиях по ознакомлению с поэзией педагог использует разнообразные методы и приемы.К ним относятся: выразительное чтение стихотворения, многократное его повторение, сопровождение чтения различными движениями и действиями, наглядные, игровые приемы и др. Психологи отмечают, что для того чтобы улучшить запоминание стихотворений,необходимо менять форму их повторения: читать по частям, по лицам, включать чтение стихотворения в игру «Угадай, кто это». Для того чтобы все дети запомнили стихотворение, нужно его повторить в свободное от занятий время.

Одним из средств активного восприятия и усвоения литературного произведения является иллюстрация. Ребенок еще не умеет читать и его первое знакомство с книгой происходит при помощи иллюстраций. Иллюстрация в книге — это первая встреча детей с миром изобразительного искусства и книжной графики. Рассматривание иллюстраций под руководством взрослых способствует эстетическому восприятию и лучшему осознанию текста литературного произведения. Для маленьких детей все содержание книги часто заключается в иллюстрациях (это так называемые книжки-картинки, где основное место отводится яркому изображению и значительно меньшее — небольшому стихотворному тексту.

Рассматриванию иллюстраций могут быть посвящены специальные занятия.

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи

Разнообразие приемов, которые педагог использует во время их проведения, хорошо влияет как на восприятие малышами самой иллюстрации, так и на восприятие содержания всего литературного произведения. Сочетание художественного слова с игровыми приемами непосредственно влияет на актив-ность восприятия, развивает наблюдательность и речь. Педагог своими вопросами включает детей в соревнование «Кто точнее рассмотрит картинку?». Малышам даже можно предложить поставить себя на место действующего персонажа иллюстрации. Если ребенок таким образом «входит» в содержание иллюстрации, он с большой заинтересованностью начинает рассказывать «о самом себе».

В среднем дошкольном возрасте для активизации восприятия детьми иллюстраций особую значимость приобретают вопросы педагога, которые направляют внимание дошкольников на определение изобразительных средств выразительности. Здесь, в первую очередь, педагог обращает внимание детей на характеристику персонажей, их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур. При рассматривании иллюстраций очень важно умело сочетать вопросы с пояснениями и обобщениями педагога.

С детьми 5 лет можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, которые написаны разными художниками или выполнены различными полиграфическими способами.

При рассматривании иллюстраций внимание дошкольников обращается на их связь с жанром произведения. Художественная литература активно включается в ведущий вид деятельности детей — игру, в данном случае игру-драматизацию. Драматизация — это разыгрывание в ролях художественного литературного произведения, передача характерных черт его героев.

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи

Для развитияу детей творческих способностей можно предложить им следующие задания: произнести с разной интонацией небольшую фразу или художественный текст (грустно, радостно, удивленно); сказать небольшую фразу с разной силой голоса; прочитать стихотворные строки определенным тоном и заданной тембровой окраской и др.

У детей 5-го года жизни развитие творческих способностей происходит на специальных занятиях по художественно-речевой деятельности. В старшем дошкольном возрасте игры-драматизации проводятся во время самостоятельной художественно-речевой деятельности детей, обычно во второй половине дня. Дети старшей группы могут драматизировать произведения как для себя, так и для маленьких зрителей, для своих родителей. К игре-драматизации необходимо подготовить вместе с детьми атрибуты, элементы костюмов. Игру-драматизацию можно проводить два-три раза, каждый раз с новым составом участников. В младших группах педагог сам распределяет роли между детьми. Распределение ролей в старших группах проходит коллективно. Педагог руководит игрой, напоминает и уточняет содержание художественного произведения, следит за точностью образов. Он может взять какую-нибудь роль и себе.

В каждой возрастной группе организуется центр речевой активности.

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речи

Желательно, чтобы это место стало для дошкольников самым интересным и уютным. Основное место в центре речевой активности занимает книжный уголок. Желательно разместить и оборудовать книжный уголок в хорошо освещенном месте групповой комнаты. Книги в нем могут находиться на специальных книжных полках или в шкафу. Рассматривать их лучше всего за небольшими книжными столиками. Здесь можно поинтересоваться и детскими журналами, иллюстрациями художников к литературным произведениям. В книжном уголке можно поместить картины или репродукции к любимому художественному произведению, портрет писателя, которого дети хорошо знают. Вместе с тем книжный уголок становится местом для размещения различных тематических выставок. Организация книжного уголка в каждой группе имеет свои особенности. В младшей группе выставляют хорошо знакомые ил-люстрированные художественные произведения, книжки-ширмы, книжки-картинки, наборы предметных картинок. Для детей пятого года жизни, кроме книг, на полках выставляют альбомы с иллюстрациями, фотографиями. Дети могут готовить такие альбомы вместе с педагогом или самостоятельно. В книжном уголке для старших дошкольников количество книг увеличивается. Начиная со старшего дошкольного возраста, вводят дежурства детей по книжному уголку. В обязанности дежурных входит работа по наведению и поддержанию порядка. По желанию детей дежурные выдают книги из книжного шкафа. Если это необходимо, дошкольники занимаются ремонтом книг, их обновлением. Кроме того, в центре речевой активности в групповой комнате необходимо определить пространство, где можно было бы поиграть в различные литературные игры, литературные викторины, осуществить презентации-показы новой книги, сюжетно-дидактические игры по мотивам детской поэзии и прозы,сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжная лавка», «Театр», «Концерт», режиссерские игры по мотивам литературных произведений и т. д.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. У детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны.

Презентация «Деловая игра «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой» Цель: Закрепить знания педагогов по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески.

развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть фото развитие навыков чтения и связной речи. Смотреть картинку развитие навыков чтения и связной речи. Картинка про развитие навыков чтения и связной речи. Фото развитие навыков чтения и связной речиКонсультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Программное содержание: Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя.

Разностороннее развитие ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой. Сценарий развлечения по сказкам Сценарий совместного развлечения детей с родителями Время проведения: апрель 2017 г. Форма проведения: викторина Цель для родителей:.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи МБДОУ№47 (корпус 1) «Театрально-игровая деятельность детей как средство ознакомления с художественной литературой и развития интонационной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *