развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий

Развитие «мягких» навыков у учащихся в процессе обучения

«Мягкие» или «гибкие» навыки (soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. «Мягкие» или «гибкие» навыки (soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.

Просмотр содержимого документа
«Развитие «мягких» навыков у учащихся в процессе обучения»

развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть картинку развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Картинка про развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий

Развитие мягких навыков у учащихся в процессе обучения

по курсу Ереминой Наталии, основателя проекта TulaTeens, психолога, методиста, специализирующейся на работе с подростками

развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть картинку развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Картинка про развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий

«Мы, учителя и родители, готовим школьников к успеху в будущем мире, который диктует новые требования: овладение «мягкими» навыками (soft skills), такими как работа с информацией, креативное мышление, долгосрочное планирование, работа на результат, социальные и аналитические навыки и некоторые другие.»

Мне в первую очередь нужно, чтобы он знал предметную область, а дружить мне с ним не обязательно.

развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть картинку развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Картинка про развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий

Всемирный экономический форум назвал 10 главных навыков в 2020году:

5.Взаимодействие с людьми

8.Ориентация на сервис

развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть картинку развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Картинка про развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий

Навык работы с информацией

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию.

развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть картинку развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Картинка про развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий

Креативность как мягкий навык

Навык работы в команде

Навык работы на результат

Навык долгосрочного планирования

Важные навыки и умения для работодателя:

Источник

ШЦП: 2.6.1 Что такое мягкие навыки?↩️

1. Выберите из перечисленного навыки, относящиеся к мягким:

-понимаю себя и других

-управляю собой

-следую мир

-создаю новое

-решаю проблемы

-работаю в команде

2. Установите соответствие описаний принципов формирования мягких навыков и названий этих принципов.

Мягкие навыки формируются не отдельно, а в процессе учебной деятельности в предметных областях

принцип “soft” через “hard”

Для развития и коррекции отдельных мягких навыков могут использоваться специальные педагогические техники, модули

принцип “soft” через “soft”

Развитие мягких навыков способствует лучшему освоению предметного содержания

принцип “hard” через “so

3. Отметьте утверждение как верное или неверное.

Мягкие навыки связаны не с тем или иным объектом деятельности, конкретной предметной областью, а со способами деятельности

верно

Мягкие навыки развиваются преимущественно на уровне школьных предметов, не выходя в надпредметную область

неверно

Мягкие навыки являются тренируемыми

верно

Мягкие навыки универсальны

верно

Мягкие развивают прежде всего личностные особенности (находчивость, энтузиазм и пр.) и ценностные установки (независимость, взаимопомощь и пр.)

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Московского района Санкт-Петербурга

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Номинация: «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

ОРЛОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА

учитель начальных классов

описание опыта работы

у участников образовательных отношений»

Актуальность развития soft skills, целеполагание педагогической деятельности

Новые технологии, глобализация, демографические и экологические проблемы изменили общество. Характеризуя состояние современного мира, специалисты из разных областей всё чаще употребляют термин — VUCA. Это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Мир вокруг стремительно меняется. Результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям, мало, чтобы стать успешным в наше время. Понимание этого может помочь нам осознать, какие навыки необходимо наращивать, чтобы найти свое место в VUCA-мире.

Возникает вопрос, чему мы должны учить наших детей? Что является важнейшим и главным? Несколько лет назад появился термин «навыки и компетенции 21 века». Во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на создание условий для развития ключевых навыков XXI века

В целом, треугольник развития может быть представлен в виде следующего рисунка.

развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть картинку развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Картинка про развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий

Рис.1 Треугольник личностного и профессионального развития.

Итак, Soft skills (мягкие навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью.

В будущем многие профессии будут связаны с высокими технологиями и искусственным интеллектом. И это будущее близко – речь идет буквально о поколении тех, кто уже сейчас ходит в школу. Неудивительно, что в обществе все чаще поднимаются вопросы того, как появление принципиально новых профессий и направлений изменит рынок труда и сферу образования. Данная тема обсуждается на самом высоком уровне и представителями самых разных областей знаний. На Гайдаровском форуме – 2018 нейробиолог и психолингвист, профессор СПбГУ Татьяна Черниговская в открытой лекции «Искусственный интеллект – вызов для человечества» сделала несколько интересных заявлений относительно того, чему надо учить детей в современных условиях.

Затронутые Татьяной Черниговской аспекты образования будущего в основном касаются именно гибких навыков. Во-первых, пока мы не знаем многих профессий будущего, а значит, формирование необходимых для них твердых навыков возможно лишь с большой долей условности. Во-вторых, реальность меняется очень быстро. Татьяна Черниговская отметила, что новая цивилизация, новый мир уже здесь, причем этот мир «текучий и нестабильный». Таким образом, очень важным станет умение приспосабливаться к этой текучести, быстро учиться и адаптироваться ко всему новому.

По мнению Татьяны Черниговской преподаватели будущего должны не просто давать знания (их дают всем, а иногда их можно получить самим). Они должны заражать идеями и придавать ученикам импульс к дальнейшему развитию, учить их мыслить, искать и находить новые решения. То есть можно сделать вывод, что для учителей наддисциплинарная работа (условно назовем ее soft skills от образования) также выйдет на первый план и станет как минимум не менее важной, чем передача собственно знаний (hard skill).

Целью моей педагогической деятельности считаю «педагогическое дирижирование», то есть построение образовательного процесса, способствующего комплексному и гармоничному развитию личности каждого ребенка и предоставляющего возможность каждому обучающемуся достичь образовательных результатов в морально комфортной атмосфере, раскрыть свои таланты, свободно творить, чувствовать себя счастливым и успешным учеником и человеком.

Цель обобщения опыта деятельности: применение инструментов развития мягких навыков у участников образовательного процесса (педагогов, учеников и их родителей) для повышения его эффективности.

— актуализировать необходимость развития soft skills в рамках образовательного процесса с учетом особенностей современных социокультурных условий;

— систематизировать ключевые soft skills, продемонстрировать их взаимосвязь с требованиями ФГОС;

— обобщить и диссеминировать апробированные в педагогической практике приемы развития мягких навыков у учеников начальных классов, педагогов и родителей.

Зачем школьнику soft skills?

Как сказал Президент РФ Владимир Путин: «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями» (13).

Система навыков XXI века предполагает, что ученики будут:

— выполнять комплексные и оригинальные задания, для многих из которых нужна работа в команде, распределение ролей в коллективе, совместное планирование;

— следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

— учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

— применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

— получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Следует отметить, что развитие у обучающихся soft skills происходит в логике ФГОС: ключевые мягкие компетенции взаимосвязаны с требованиями стандарта, предъявляемым к образовательным результатам: личностные, метапредметные результаты; а также регулятивные, коммуникативные и другие УУД. «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. »(16). Однако мягкие навыки гораздо шире, они необходимы ребенку не только во время обучения, но и в процессе всей жизни. Кроме того, переориентация образования на развитие у детей гибких навыков — ключ к решению будущей проблемы с трудоустройством. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся и ещё долгое время будет оставаться востребованным. Это подтверждает, к примеру, исследование Wall Street Journal, по данным которого 89% руководителей признают, что испытывают нехватку именно таких работников (14).

Зачем учителю soft skills?

При переходе от ресурсной экономики к экономике знаний на первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. По словам министра просвещения РФ Ольги Васильевой: «Педагог развивается и самосовершенствуется на протяжении всей жизни. Он должен быть на шаг впереди своих подопечных»(15). Сегодня каждый педагогический работник независимо от возраста и стажа работы в отрасли должен быть способен гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Современному обществу нужны педагоги, обладающие в совершенстве компетенциями, повышающими мотивацию к обучению, готовых принимать разных детей вне зависимости от их учебных возможностей, обеспечивать коммуникативную и учебную включенность, в обществе появляется потребность в личностях, способных управлять собственными эмоциями, выстраивать эффективную коммуникацию, обладающих критическим мышлением и т.д. Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше.

Результатом развития мягких навыков у педагогов станет:

— повышение эмоциональной осведомленности, рост навыка управления собственными эмоциями и эмоциями других людей

— усовершенствуется уровень коммуникативных и организаторских склонностей, что в свою очередь найдет отражение в социально значимой деятельности посредством инициирования общественно полезных дел: акций, проектов и т. д.;

— будет сформирована мотивация на успех, что позволит вовлечь учителей в активную деятельность: общественно значимую, научную и т. д. — как на рабочем месте, так и за его пределами;

— получение доступа к новым современным интересным знаниям;

— возможность общения с единомышленниками приведет к возникновению совместных проектов в дальнейшем, создаст настрой на общение после его завершения.

«Путеводитель по развитию soft skills» у педагогов и учеников

развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Смотреть картинку развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Картинка про развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий. Фото развитие мягких навыков в процессе выполнения предметных заданий

Рис.2 Типология soft skills.

Опыт по развитию мягких навыков у всех участников образовательного процесса

Ориентированность на результат, восприимчивость к критике

И это отличный пример для учеников идти за тобой! Глядя на вас, они сами вдохновляются на покорение новых высот. В классе появляется все больше и больше грамот, медалей. Особую гордость, как учителя, у меня вызывает то, что ученики моего класса участвуют в конкурсах самой разнообразной направленностей: интеллектуальных, творческих, спортивных и т.д. Среди достижений детей хочется выделить Христофорову Елизавету, за III место в номинации «Компьютерные технологии» финала городского открытого конкурса детского творчества «Дорога и мы», Шлафман Екатерину победителя III степени районного конкурса творческих работ «Мой родной Московский», посвященного 100-летию Московского района Санкт – Петербурга, нескольких лауреатов районного конкурса детского декоративно – прикладного и изобразительного творчества «И шар земной гордится Ленинградом» 2019 год, Заубидову Бэлу, призера районного тура VI Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» для школьников, обучающихся по системе УМК «Начальная школа XXI века», II место в районном краеведческом конкурсе команд «Блокада Ленинграда» в 2106 году,

Ораторское искусство, проведение презентаций

Одной из серьезных проблем современной молодежи является неумение качественно представить результаты собственной деятельности перед аудиторией, эмоционально выразить свое отношение к той или иной проблеме, построить связное, логичное высказывание по теме, строить планы на дальнейшее успешное обучение и развитие. Особенно помогает развитию данных навыков внеурочная деятельность. На данных занятиях дети учатся готовить презентации, закрепляют умения, полученные на уроках, строить грамотные письменные и речевые высказывания, отрабатывают приемы ораторского искусства. Особенно востребован у учащихся курс ВУД «Создаем проект», который особенно помогает отрабатывать данные навыки. Учащиеся моего класса являются постоянными участниками ежегодной Научно – практической конференции гимназии.

Проектная работа позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции). Дети часто включаются в учебные проекты, сами предлагают их тему. На моем мини – сайте можно познакомиться с несколькими вариантами учебных и внеучебных, краткосрочных и годовых проектов. В том числе с годовым проектом «Великая. Отечественная. Моя», который был удостоен диплома II степени в номинации «Лучшая программа духовно – нравственного и гражданско- – патриотического воспитания детей и молодежи» городского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2015 года.

Также мне представляется очень важным отводить детям время для работы над личным резюме. Использование портфолио является одним из важнейших условий развития обучающегося. Основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности. Выступление учеников в конце учебного года с рассказом о достижениях в различных областях и направлениях деятельности пользуется у ребят особенной популярностью.

Когда мы говорим о работе в команде, подразумевается работа с коллегами, другими взрослыми и т.д. Но кто сказал, что учитель и ученики не могут быть одной командой?

На мой взгляд, очень важно, когда в подготовке к уроку активное участие принимают не только учитель, но и учащиеся. Часто дети готовят задания для одноклассников, сообщения по теме, вопросы, кроссворды, изготавливают необходимый материал и т.д. Эти уроки побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, способствуют самостоятельному овладению учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. А главное, меняется характер взаимоотношений между учениками, учениками и учителем, растет взаимоуважение. Метод «Творческая мастерская» особенно удачно можно применять на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. Например, к уроку «Краски осени» дети готовили рисунки, иллюстрации, писали сочинения, стихи, рассказы, подбирали пословицы. Каждая группа изготовила газету, проявила свое творчество и самостоятельность.

Обучение в сотрудничестве является наиболее успешной альтернативой традиционным методам обучения. Учащиеся моего класса владеют умениями само- и взаимооценки, способны оказать помощь однокласснику в объяснении непонятной темы, вопроса.

Мягкие навыки помогают учителю выстроить взаимоотношения с родителями, привлечь их в качестве соратников своей деятельности. Совместные проекты способствуют сплочению учителя и родителей, родителей и детей.

Умение решать возникающие проблемы

На то, какая проблема современного образования является главной, у каждого педагога свое мнение. Для меня это проблема здоровьесбережения как учеников, так и учителя. Стремление к здоровому образу жизни является общемировым трендом, в том числе и в России. Очень многое мы можем изменить в своей ежедневной работе, чтобы сделать нашу деятельность здоровьесберегающей и здоровьесозидающей. В этом я постаралась убедить коллег во время выступления в 2017 году на Петербургском международном образовательном форуме с докладом «Здоровьесберегающая и здоровьесозидающая деятельность педагога в начальной школе».

Самый устойчивый, на мой взгляд, стереотип, что урок – это сидение за партами. Для меня важно как можно чаще выходить за рамки класса, школы, школьного двора, района. Например, провести урок на конкурс «Учитель здоровья России» в парке Победы, во время которого дети не только получили знания о истории спорта во время блокады, но и выполняли физические упражнения, участвовали в спортивных соревнованиях.

Преодоление школьного стресса

Многочисленные исследования показали, что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка. Современное обучение, которое не учитывает этапы развития головного мозга, гендерные особенности, само по себе создает трудности для детей. А распространение таких диагнозов как СДВГ, логопедических проблем еще больше усугубляет ситуацию. Это подтолкнуло меня к поиску путей в преодолении школьного стресса, поиску приемов, развивающих мозговую деятельность.

Избитые и неинтересные детям физминутки, я заменила на упражнения, которые развивают межполушарные связи, повышают стрессоустойчивость, Например, разнообразные упражнения на раскрепощение, «кривлялки» – способствуют психологической разрядке, улучшению памяти и внимания, улучшают мыслительную деятельность. Упражнения на развитие мелкой моторики развивают межполушарные связи. На перемене как можно больше движений! Дети особенно любят прыгать. Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно самим организовать для детей такую возможность – организовать соревнования по прыжкам на скакалке или познакомить детей с забытой игрой «Резиночка».

Для развития эмоционального интеллекта можно предложить несколько шагов, самые очевидные из которых – ставить себя на место другого человека. Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений моей профессиональной деятельности. В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью, что серьёзно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром и с окружающими людьми. Необходимо развитие таких личностных свойств, как положительное отношение к себе, внутренний контроль и эмпатия. Позитивность, вера в себя и в других людей, взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает – результат ежедневной, доверительной работы учителя с учеником.

Одним из важных направлений развития эмоционального интеллекта является осмысление своего места в природе, ощущение своей сопричастности к сохранению экологии. С моими разработками в данном направлении можно познакомиться, перейдя по ссылкам.

Принять решение всегда не просто. Для учителя таким сложным решением может стать решение о приеме в класс «особого» ребенка. Я готова принять в свой класс любого ребенка, сделать его частью коллектива, открыть ему путь к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе, а главное, в общении и жизни. Чаще всего мы сталкиваемся в работе с детьми с отклонениями зрения, но кроме этого у меня есть опыт работы с ребенком, имеющим диагноз ДЦП в общеобразовательной школе, а также 5 лет работы в детском доме для детей с интеллектуальными нарушениями, обучение на курсах Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга. Это огромный опыт для учителя, и возможность на практике воспитать в детях толерантность, и доброту. Чтобы поделиться с коллегами своим опытом, мною было опубликовано выступление на Городских педагогических чтениях «Учимся вместе: новый формат современной школы» «Инклюзивное образование – образование для всех (из опыта обучения ребенка с диагнозом ДЦП в общеобразовательной школе).

Я стараюсь создать благоприятные условия для развития творческих способностей школьников, не только организуя постановку спектаклей, но и в процессе обучения через использование творческих заданий на всех уроках, подбирая задачи, имеющие несколько вариантов решения, используя элементы критического мышления.

Прием театрализации на уроках позволяет и учителю проявить свое творчество и актерский талант.

Заключение. Готовы ли мы к soft skills?

С каждым годом разговоров о том, что наши рабочие места займут роботы и нейросети, становится больше, перечисляются вымирающие профессии: банковские работники, турагенты, нотариусы, риэлторы, бухгалтеры и даже учителя! Можно ли выиграть в этой гонке? Ведь искусственный интеллект исключает пресловутый «человеческий фактор».

Главным результатом своей деятельности сегодня я считаю то, что дети хотят и любят учиться. Ведь им предстоит делать это всю жизнь! Благодаря внедрению soft skills дети учатся делать выбор, брать на себя ответственность, искать творческие подходы к решению различных проблем и задач. Они умеют выражать свои мысли, работать в команде и мыслить критически, устанавливать теплые, доверительные отношения с родителями, учителями. Распространение моего опыта среди коллег может стать основой их профессиональной успешности.

Таким образом, в заключении необходимо отметить, что значимость обеих укрупненных групп компетенци й категорически нельзя противопоставлять: soft навыки никогда не заменят hard компетенции и являются «надстройкой», особенно важной в современных условиях.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н.

Черниговская, Т. В. Разумное поведение и язык / Т. В. Черниговская. — М. : Языки славянских культур, 2008. — 416 с.

Ямбург, Е. А. С учителя нельзя требовать того, чему его никто не учил [Электронный ресурс] / Е. А. Ям- бург // Вестник образования России. — 2013. — № 15. — URL: http://vestniknews.ru (дата обращения: 21.11.2018).

Яркова, Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т. А. Яркова, И. И. Черкасова // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2016. — Т. 2. — № 4. — С. 222-234.

Softskills и Hardskills — в чем разница? [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mental-skills.ru/ (дата обращения: 21.11.2018).

Дэниел Гоулман Эмоциональный интеллект: Почему он может значить больше, чем IQ, «Манн, Иванов и Фербер – (МИФ)», 1995

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *