развитие моторики у детей 5 6 лет графические навыки
Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста
Татьяна Логунова
Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки
Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки,которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет
В задачи графомоторики входит:
правильное удержание ручки и карандаша;
точность в обведении линий; ритмичность движений;
правильный нажим ручки при письме;
зрительное восприятие заданного материала;
внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
Компоненты графо-моторного навыка:
функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме,
Графо-моторныенавыки включают в себя:
1 Мелкая мускулатура пальцев
— Задания на зарисовку деталей, предметов,с натуры:
— Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
— дорисовывание рисунков с недостающими деталями
2 Зрительный анализ и синтез
(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
— Упражнения на определение правых и левых частей тела;
упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
— Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
Задания с условиями по выбору нужных направлений.
— Занятия по штриховке по контуру, обводка.
— Срисовывание геометрических фигур.
Задания на зарисовку деталей, предметов,с натуры:
— дорисовывание незаконченных рисунков;
— дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
— упражнения в дорисовывании, создании собственной
картины при условии реальности сюжета и деталей.
— Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4 Графическая символика
— Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки,которые включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.
Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).
Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т. к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого.Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи».Специалисты советуют действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Для работы лучше всего использовать карандаши, первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М, затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с 5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до20минут. Правило выполнения задания должно быть четко сформулировано и показано как правильно его выполнять (вести линию с верху вниз, слева на право, штриховать без пробелов, не выходя за контур).
При систематическом использовании различных заданий у ребенка развивается и расширяется словарный запас слов, грамматический строй речи, формируется анализ, синтез, сравнение, моделирование, формируется самоуверенность.
Упражнения для развития графического навыка
Графический диктант
Рисование линий: прямые, фигурные дорожки
Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы)
В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым шагом, в свете изменений школьных программ, становится все актуальнее.
На всех тапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в том возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Выдающийся педагог В. А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Известный исследователь М. М. Кольцова особо подчеркивает, что влияние импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовала педагогическую диагностику по программе «Развитие» Л. А. Венгера, позволяющую определить продвижение детей в освоении программы учитывать индивидуальную возможности детей в процессе образовательной работы. Результаты оценки уровня развития детей заносила в карты достижений.Критерии оценки: высокий, средний, низкий уровень развития.
Диагностические отслеживания по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста проводила на основе наблюдений. За основу физиологической нормы развития кистей и пальцев брала, как результат сформированности, на данном этапе, действия с предметами, развитие речи. Для этого использовала методику Пантюхиной Г. В. Результаты оценки уровня развития детей заносила в карту развития ребенка. В таблицы проставляла возраст ребенка, уровень развития по линиям: речь, действия с предметами. В графе «заключение» отмечала уровень сформированности, соответствующий возрасту.Критерии: соответствует, частично соответствует, сформированы, частично сформированы, не сформированы.
Работу с детьми по развитию мелкой моторики и графических навыков проводила как с детьми старшего дошкольного возраста, так и с детьми раннего возраста. Выбор темы был обусловлен периодом сензитивности – возраста детей. В период работы с детьми встала необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости.
Для этого разработала систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и у детей раннего возраста. В своей работе использовала методики М. Г. Борисенко, Е. А. Янушко, В. И. Мирясовой для работы с детьми раннего возраста. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста использовала методику С. Е. Гавриной.
Работу с детьми старшего дошкольного возраста начала с развития ручной умелости, учила детей правильно пользоваться ножницами ряд ровных разрезов. Делали с детьми «волшебные» полоски, ажурную закладку, плели коврики. Простые и несложные задания дети выполняли легко, быстро справлялись с работой.
Для развитиязрительного восприятия и внимания детям давала задания: заштрихую фигуру прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Штриховали горизонтальными, вертикальными линиями, по горизонтали, используя трафареты, лекала, по которым дети обводили фигурки.
Знакомила детей с листом в клетку, учила ориентироваться на нем.Дети выполняли различные задания: «Продолжи узор», «Дорисуй вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую». Дети не только дорисовали картинку, но и ярко ее раскрашивали.
Большое внимание по подготовке руки к письму уделяла работе над прописями, ведь на каждом развороте тетради нужно сначала нарисовать узоры по клеткам, а затем дорисовать недостающие детали у картинок и раскрасить их, не выходя за контур. Задания помогают детям развить мелкую моторику и координацию движений руки, формируют графические навыки и воображение ребенка, развивают зрительное восприятие, логическое мышление.
Работу по развитию графических навыков и умений продолжила с детьми 6 – 7 лет. Прежде чем приступить к работе изучила возрастные особенности детей, в том числе особенности зрительного восприятия. Поэтому задания с детьми проводила в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Дети знакомились с тетрадью, ее разливкой, рабочей строкой, учились выполнять задания в ограниченном пространстве – клетке, закрепляли умение измерять условной меркой – клеткой, чертили прямые линии разной длины и в разных направлениях («Проведи линии по точкам, не отрывая карандаш от бумаги», волнистые линии («Помоги медвежонку дойти до дома», дуги, круги, овалы, обводили контур изображения («Перерисуй рисунок с помощью опорных точек»,рисовали по клеткам, раскрашивали («Рисуем по клеточкам и точкам», «Дорисуй рисунок»). Дети учились анализировать задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивать объекты, устанавливая их сходство и различия. Дети уточняли знания о простых геометрических фигурах, учились аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов («Собери картинку», «Соедини по точкам», «Оживи рисунок»).
Уделяла внимание и работе по сочетанию предметов и группировке, зрительным и слуховым диктантам. Учила детей рисованию из геометрических фигур и различных животных.
В результате проделанной работы дети стали видеть строчку, свободно работали карандашом, ручкой, линии проводили уверенно, рука не дрожала. В процессе работы с тетрадью у детей укреплялась мелкая мускулатура пальцев рук и, совершенствовалась зрительно – двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивались зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Большую роль в развитии мелкой моторики и координации движений рук играет и ручная умелость детей. Интерес вызвала у детей работа с тканью – вышивание. Сначала детей познакомила со швейными принадлежностями (тканью, цветными нитками, иглой, пяльцами). На первых занятиях учила детей правильно обращаться с иглой, вдевать нитку в иголку, делать узелок. Затем постепенно знакомила со швом «вперед иголка», «через край», и двойным швом. После того, как освоили швы, решили с детьми сделать мамам подарок – вышить салфетку. Придумали узор, нанесли его на материал и приступили к работе. Дети увлеченно работали, старались все правильно сделать, подарки мамам очень понравились.
В результате работы по развитию графических навыков письма у детей старшего дошкольноговозраста получила следующие результаты: дети свободно ориентируются на листе бумаги, видят и считают клетку, строчку, аккуратно штрихуют различными способами, не выходя за рамки контура, выполняют задания на слух и самостоятельно, уверенно держат в руке ручку, карандаш.
Результат достигнут благодаря желанию детей овладеть навыками письма. Получилась положительная динамика, у детей появилась уверенность в себе, в своих силах.
Для себя сделала следующий вывод: начинать работу по развитию мелкой моторики руки нужно с самого раннего возраста, так как на протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет и развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.
Особенности работы с детьми раннего возраста
Дети раннего возраста начинают активно познавать окружающий мир. Источником познания ребенка является чувственный опыт. Поэтому важно помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это представления о внешних свойствах и предметах. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с тактильными ощущениями.
На 2 – 3 года жизни у детей уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству. А для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твердость, форма, вес (легкий – тяжелый, температура (холодный – горячий – теплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый).
Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.
В играх на развитие тактильного восприятия «Найди такой же домик», «Помоги мишке найти мячик», «Кто в домике живет?», «Чудесный мешочек» дети с интересом и желанием действовали с предметами, отвечали на вопросы, рассказывали об увиденном, научились различать и называть фактуру предметов, выбирали предметы одной фактуры, по разной величине на ощупь. Соотносили предмет и слово, обозначающее его качество, подбирали на ощупь подобный предмет.
Успех в учебе при ее современных требованиях и нагрузке неразрывно связаны с правильным развитием двигательной системы малыша, зрительно – моторной координацией и мелкой моторикой кистей рук. Поэтому с детьми проводила такие игры на нанизывание как «Втыкалочки», «Собери игрушки», «Сушим игрушки», «Первые листочки». В таких играх у ребенка развиваетсяумение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, нанизывать кольца на стержень и т. д. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, обогащается сенсорный опыт малыша. Игры на нанизывание воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься одним делом.
В играх на выкладывание «Наш дом», «Собери пирамидку», «Ежик потерял колючки», «Снеговик», «Грузовая машина» у детей развивался щипковый захват указательным и большим пальцами, совершенствовались движения «Глаз – рука», развивалось воображение детей, обогащался словарный запас, совершенствовалось зрительное восприятие. В этих играх дети учились ориентироваться на листе бумаги, выкладывали несложные плоскости, составляли по образцу.
Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми,послушными и сильными проводила следующие игры с бумагой: «Вытри ушки», «Что спрятал мишка?», «Катание на санках», «Спрячем мишку в сугроб».
Фольклорные пальчиковые игры имеют развивающее значение, так как дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединения «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики,но и речи: «Этот пальчик хочет спать», «Баиньки – баиньки», «Сорока – белобока», «Солнышко – ведрышко», «Шла корова по дорожке…». В этих играх дети выполняют действия в соответствии с текстом потешки, выставляют по очереди пальцы правой и левой руки, выполняют ритмичные движения руками и пальцами. Фольклорные песенки и потешки, благодаря своей напевности и мелодичности, развивают у малыша чувство языка.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики способствовали формированию полезных навыков ручных действий: дети стали правильно держать ложку, карандаш, кисточку. Разучивая слова в играх и упражнениях, у детей развивалась память, пополнялся запас слов.
Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.
Игры для развития мелкой моторики рук (из опыта работы) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Не напрасно данное высказывание В. А. Сухомлинского употребляется практически.
Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы) Из опыта работы «Развитие мелком моторики рук у детей 6-ого года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх» Разработала музыкальный.
Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики с помощью нестандартного оборудования» Цель: рассмотреть и обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка.
Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.
Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста» Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.
Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр (из опыта работы) УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Детский сад №12 Компенсирующего вида» г. Сосногорска ___Н. М. Пропп «___» ___20___г.
Развитие мелкой моторики рук. (Из опыта работы) Развитие мелкой моторики рук. (Из опыта работы). «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в художественно-творческой деятельности в ДОУ (из опыта работы) В детском саду одним из направлений работы с детьми с ОВЗ является художественно-продуктивная деятельность. В основном у данной категории.
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников как условие успешного развития речевых навыков Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры (с речевым сопровождением и без) Массаж пальчиков Игры с предметами (Игры с крупой и т. д., Шнуровка,.
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»
Эльвира Абдулгафарова
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 города Ставрополя
Консультация-презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»
Подготовила: Воспитатель подготовительной группы №1
В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. У значительной части детей дошкольного возраста наблюдается слабое развитие зрительно-двигательных связей, недостаточное развитие тонкой моторики и графических навыков. Это связанно с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя. У детей особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
С целью своевременной выработки у детей тонкой моторики, точной координации, ловкости, освоение предметной деятельностью, быстрого и правильного развития навыка письма необходимо использовать развивающие упражнения и задания. Эти упражнения можно выполнять на групповых и индивидуальных занятиях. Перед началом выполнения заданий в тетради, во время прогулки, совместной деятельности дошкольников учим определять пространственные признаки на реальных предметах, таких как дверь, веранда, шкаф, окно и т. д. (верх, низ, правая и левая стороны, соответствующие углы и т. д., затем определять и обозначать пространственные признаке на листе бумаги. Для этого используем дидактические игры «Молчаливая страница», «Идём в гости» и т. д. Очень интересные и разнообразные упражнения представлены в пособии Н. В. Овсяник «Занимательные упражнения по подготовке ребёнка к письму». Эти упражнения развивают и совершенствуют точные движения всех звеньев руки, плеча, предплечья, кистей и пальцев рук.
Точность графических действий обеспечивается за счёт мышечного контроля над мелкой моторикой рук. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребёнок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Для формирования у ребёнка графических навыковиспользуем систему специальных упражнений: графический диктант. Для их проведения применяем пособие В. Т. Голубь «Графические диктанты».В этом пособии имеются следующие задания:
•рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
•рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
•выполнение штриховок: с различным направлением движения рук, силуэтных штриховок;
Разнообразные упражнения и задания имеются в пособии Е. А. Солнцевой, Т. В. Беловой «2000 упражнений для развития общей и мелкой моторики». Также используем в работе разнообразные игры – шнуровки, проводим самомассаж подушечек пальцев, пальчиковую гимнастику и т. д.
Упражнения с пальцами рук используем разных вариантов: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них, с использованием мультемедийных презентаций и т. д. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких – либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Однако, при регулярном использовании в работе с детьми они обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Интересный материал имеется в пособии О. Крупенчук «Развиваем мелкую моторику». Это упражнения на освоение действий с предметами. С этой целью используем также массажные мячи, простые карандаши, цветные скрепки, счётные палочки, пуговицы, природный материал (шишки, грецкие орехи, жёлуди и т. д.).
Взаимодействие с родителями является важнейшим условием работы по развитию мелкой моторики и графических навыков. Родителям дошкольниковрекомендуем следующие виды упражнений:
• игра с пуговицами разного цвета и размера учит ребенка выкладывать рисунок по схеме, обследовать и анализировать зрительно-осязательным способом, а также строить высказывания;
• работа с природным материалом укрепляет мелкие мышцы, развивает творчество, диалогическую речь, умение отвечать и задавать вопросы;
• игра с крупами стимулирует развитие чувственного восприятия;
• игры с бросовым материалом развивают мускулатуру пальцев рук, а также знакомят с многозначными словами;
• игра со счетными палочками формирует пространственно-образное мышление, развивает память, речь.
• мозаика, конструктор способствуют обогащению словаря, развитию моторикипальцев рук и координации движения руки;
• плетение способствует развитию глазомера, координации движения пальцев, оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости;
• лепка из пластилина способствуют развитию воображения, координации движения пальцев рук.
Таким образом, выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений, готовит руку к письму. При этом сразу же с первых занятий в тетради обучаем ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз, слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги. Обращаем внимание на правильность посадки за столом. Данная работа должна иметь системный характер.