развитие коммуникационных навыков на занятиях иностранным языком возможно если

«Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учитель английского языка

МОАУ СОШ № 2 ШМР МО

Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Важно формировать коммуникативную компетенцию, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Знание социокультурного фона очень значимо, т.к. без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому необходимо иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Перед преподавателями стоит задача формирования именно положительной мотивации, необходимо связать ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Те, кто занимаются изучением иностранного языка, должны обладать хорошими коммуникативными навыками. Для того чтобы стимулировать развитие этих навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому.

Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как видео-урок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и т.п.

Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. Во время таких уроков расширяется кругозор учащихся с увеличением информации о культуре страны, изучаемого языка, совершенствуется социокультурная компетенции учащихся.

Почему мы говорим о том, что необходимо применять данные методы обучения? Дело в том, что во время, например, видео-урока осуществляется приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка посредством погружения их в атмосферу взаимоотношений носителей языка с демонстрацией особенностей их мимики и жестов.

Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок — дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная, задача «нацелена» на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.

Реализация перечисленных задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.

У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время основной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.

Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.

К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им.

Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности, как для учителя, так и для них самих. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники.

Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить «прибавку» к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.

Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.

В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.

В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии.

В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся: речевые задания, проблемные задания.

Таким образом, урок как сложное образование играет решающую роль в овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. На нем формируются и развиваются речевые навыки и умения.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

Сегодня больше уделяется внимания человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы развития и воспитания учащихся на всех этапах обучения.

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет.

Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;

формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Одним из достоинств видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью — это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством клише и пользуются ими в автоматическом режиме.

Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

Источник

Статья «Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Развитие коммуникативных умений и

навыков на уроках английского языка».

Выполнила учитель английского языка Аржикеева А.Б.

Основной целью обучения английскому языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать английский язык, как средство общения.

Я считаю, что результат обученности по английскому языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения.

Принцип коммуникативности – основной принцип обучения английскому языку, при котором формируются речевые умения и навыки, т.е. компетенции, которые необходимы для общения на английском языке в рамках определенной темы.

Коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений (умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию письменно), так и развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем, справочником и др.)

Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению.

Условием же коммуникативной компетенции является формирование мотивации. Практика показывает, что мотивации способствует наглядность, дискуссии, проектная деятельность обучающихся, игры, особенно ролевые на старшей ступени обучения и др.

Обучающиеся легче выражают свою точку зрения с использованием изученной лексики при помощи наглядных опор. Наглядные пособия, носящие содержательный характер, вызывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

Например, в 6-х классах для введения предлогов места использую игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки.

При объяснении материала размещаю на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении.

Также развитию коммуникативной компетенции способствует проблемное обучение. И.С Кон считает, что «единственный способ вызвать глубокий эмоциональный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод». Проблемный вопрос помогает обучающимся осознать цель учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование ее положительных мотивов.

Цель: формирование и активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием высказываний типа предложения, сообщения мнения и др.

Каждый получает одно или два предложения, записанные на карточке, используя которые можно ответить на вопросы: “Что случится, если…?”. What will happen if …. Все играющие отвечают на вопрос по цепочке.

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности обучающихся при решении исследовательских задач считаю групповую работу. В этом случаи совершенствуются речевые умения и навыки в процессе межличностной коммуникации. Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Понятно, что способности к овладению английским языком у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались . Поэтому в групповой работе можно осуществить разноуровневый подход и обеспечить учеников с разными способностями разноуровневыми заданиями.

Для выражения собственных мыслей, развития творческих способностей, развития умения нестандартного мышления, воображения, фантазии и самостоятельности я использую метод проектов. Очень важно, что при использовании этого метода в обучении сам ученик (или группа учеников) решает, что будет содержать проект и как он его будет представлять. Выбирая задания опираюсь на то, чтобы они соответствовали уровню на котором находится обучаемый. Ученик чувствует себя в другом качестве, он знает что может выразить свои мысли, а это в свою очередь повышает мотивацию к обучению, росту коммуникативной компетенции.

Для того чтобы человеку было комфортно в жизненных ситуациях, ему необходимо уметь моделировать ситуации общения. С этой целью использую на уроках игры.

Особенно в 6-х классах большую роль отдаю игре. В процессе игры у учащихся формируется навыки, развивается речевые умения, они обучаются общению, запоминают речевой материал.

На уроках я использую разные виды игр, например, «снежный ком», игры на запоминание, на мышление, на развитие речи, на говорение “boaster competition”, “the best pupil of the year” и тд

В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на английском языке.

Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.

Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта. В старших классах использую такие ролевые игры,как «What differences» « Brush up your mind » …

В целом коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений, так и развитие общеучебных умений.

Источник

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие коммуникативных навыков

на уроках английского языка

Кархардина Елена Ивановна

Учитель английского языка

Вступление. Реализация новой программы по английскому языку на уроках.

Развитие навыков диалогической речи на основе фонетических и речевых зарядок.

Разработка уроков, урока-конференции и внеклассного мероприятия

Программа коренным образом меняет роль учителя и ученика на уроке английского языка, предусматривает иной характер их взаимоотношений, ответственности за результат обучения.

Учитель выступает теперь не столь в роли, полноправного участника коммуникативного процесса, партнера в общении, фасилитатора (облегчитель) учебного процесса.

Учитель привлекает учащихся к творческому сотрудничеству для эффективной подготовки и проведения урока через поисковые, личностно-ориентировочные задания, проектную методику.

В центре внимания личная деятельность учащихся. Они (учащиеся) являются главными автономными субъектами обучения, которые вырабатывают определенные индивидуальные стили овладения языком и общение. Атмосфера урока, предлагаемые задания, избранные режимы и формы работы стимулируют учащихся к расширению общеобразовательного и лингвистического кругозора, накоплению коммуникативного опыта. Теперь не только учитель решает, что должно быть на уроке иностранного языка, а и ученик, который может вносить предложения, определяет проблемы для обсуждения или творческого письменного задания, предлагать полевые и деловые игры, создавать свои учебные материалы (коллажи, постеры, проекты и т.д.). При таких условиях ученик в большей мере отвечает за свои успехи и неудачи.

Логика урока иностранного языка, направленного на обучение сотрудничеству, предвидит также наличие в его структуре неизменных элементов.

С позиции учителя такими неизменными элементами являются:

— создание атмосферы иностранного общения;

— демонстрация функционирования материала, который должен быть усвоен;

— осуществление руководства процессом тренировки.

С позиции ученика – это активное включение в атмосферу иностранного общения, сознательное восприятие материала и средств его использования для решения речевых заданий, тренировки для достижения необходимого уровня овладения материалом.

Оргмомент или речевая зарядка.

При коммуникативном подходе оргмомент носит характер реального общения учителя и учащихся, во время которого может происходить обмен новой, интересной для обеих сторон информацией, мыслями по поводу услышанного или увиденного, опытом решения проблем, которые возникают в их жизни и т.д.

Такая зарядка в начале урока создает речевую атмосферу, эмоциональный заряд, способствует вовлечению всех учащихся в активное слушание, говорение.

Речевая зарядка, проводимая таким образом, служит толчком к активизации речевой, мыслительной деятельности. Это способствует установлению атмосферы доверия и сотрудничества на уроках иностранного языка. Например:

T.: Hello, everyone! I’m full of impressions.

Are you interested in having my story?

T.: I saw a football match between the Kiev Dynamo tram and German tram yesterday. Did you?

Cl.: Sure. It was a tough game.

T.: Unfortunately, the Ukrainian lost. I think it had something to do with the absence of some key players.

T.: Hello, everybody. Have you heard the school news today?

Cl.: No, we haven’t. Have you?

T.: Haven’t you heard that a new Peace Corps Volunteer is coming to our school that afternoon and there will be a meeting him at the assembly hall at two?!

Cl.: I heard the principal say something about a new teacher from California. Is that going about a new teacher from California? Is that going to be the same person…?

T.: You know, friends, there’s going to be an excursion to Odessa on the winter vacation. Surprisingly, many of you are not on the list, though you have applied for it, haven’t you?

Cl.: It can’t be true. We’ve already paid the money for the tickets.

T.: Whatever shall we do?

Традиционный подход к фонетической зарядке предполагает обработку изолированных звуков, слов и предложений через их многократное репродуцирование. Я же в своей практике использую ситуативно-обусловленный аутентичный материал, связанный с вербальной и изобразительной наглядностью, с помощью которого в определенной мере компенсируется отсутствие языковой среды. Ситуативно-обусловленную тренировку фонетических навыков.

Привожу следующий образец:

T.: Yesterday I had a problem with my little grand. She was complaining the whole evening. Listen to her complaints and state the problem.

Take off your shoes.

Take off your shoes.

T.: So, what is she complaining of ?

P.2.: Maybe, she’s tired.

P.3.: Perhaps, her shoes are tight.

T.: Right you are. Her feet don’t fit into her shoes. Listen to her complaints again and give her advice.

P.1.: Take off your shoes. Your feet don’t fit into your shoes. Work in pairs.

Таким образом, учащиеся имеют возможность тренироваться в произношении контрастных звуков [ i :] и [ i ], специфически ритмичного рисунка и интонационного образца на основе The Low falling tone в речи, логически связанному в контексте с ярко выраженной функцией ( complaint and advice ).

Многолетний личный опыт обучения иностранному языку позволяет сделать вывод: начало урока является одним из его важных этапов; во многом определяет успех всего урока. Как говорят англичане : “A good beginning makes a good ending”.

Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой в форме диалога.

При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает искусственность и надуманность высказываний учащихся и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке. А доброжелательный тон учителя создает рабочий контакт с учениками, настраивает их на общение.

Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет:

— повторить и прочно усвоить лексику;

— закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще недостаточно прочно усвоены в процессе работы с учебником;

— лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.

Опыт проведения итоговых аттестаций подсказывает, что учить диалогу надо постоянно, чтобы осуществить поставленные цели, я стараюсь:

Вовлечь в беседу как можно больше учеников, используя заранее намеченный и рационально отобранный языковой материал;

Связать речевую зарядку с основным содержанием урока, чтобы обеспечить логический переход к последующему этапу;

Избегать монотонности, однообразия и шаблона в проведении речевой зарядки (или вводной беседы).

Первое требование не нуждается в пояснении.

Поясню два последних требования на конкретном языковом материале.

Как увязать вводную беседу с темой урока на этапе его закрепления?

T: What’s the weather like today?

T: Is the sun shining?

P.3: No, it isn’t but it is going to rain.

T: What is your time – table for today?

P.1: We have English, Algebra, Physics and Russian.

T: Have you done your English homework?

T: Have you done your English homework?

T: What have done for today?

T: What day is today?

T: Was it Friday yesterday?

T: What day was it the day before yesterday?

P.3: It was Thursday.

T: How many lessons did you have yesterday?

P.1: We had five lessons.

T: Did you have Russian lessons?

T: Did you have English lessons?

T: When did you last have your English lessons?

P.4: We hat it on Wednesday?

T: What day is it today?

P.1: Today is Saturday.

T: What day will it be tomorrow?

P.2: It will be Sunday.

T: What will you do on Sunday?

P.3: I’ll have a good time on Sunday. I’ll.

Знание степеней сравнения прилагательных дает возможность учителю вести такую беседу с учащимися:

T: Is the day longer today than yesterday?

P.1: Yes, it is. It is longer today.

T: are the days shorter in March or in February?

P.2: They are shorter in February.

T: When is it warmer in March or in April?

P.3: It is warmer in April.

T: Is it colder today than it was yesterday?

P.4: It is colder today.

Беседа в начале урока позволяет прочно закрепить грамматические структуры с модальными глаголами, а также вводные слова, речевые обороты и фразы, характерные для разговорного английского языка.

P: I am sorry I’m late. Mate I attend the lesson?

T: Yes, you may. But you must be on time next lesson.

T: What exercise did you have to do for today?

P.1: We had to do exercise 2 on page 15.

T: How long did it take you to do it?

P.1: It took me… minutes to do this exercise.

P.2: I’m afraid but I couldn’t do it.

T: I see N. Is absent. What’s the matter with…?

P.1: I think he (she) has fallen ill.

T: who can help him (her) during his (her) illness?

Видя, что ученики твердо усвоили определенный круг вопросов и ответов, полезно, в зависимости от обстановки, конкретной ситуации, подсказанной самой жизнью, внести что-то новое в диалог с учащимися на всех этапах обучения.

Приведу несколько примеров.

На первом уроке в начале месяца (времени года) можно немного поговорить и на эту тему. Возможные реплики и вопросы учителя:

Spring has come to us at last.

Do you like spring? Why?

There are a lot of holidays in spring.

Can you remember what they are?

На последнем уроке недели ученики с удовольствием говорят о предстоящем отдыхе. Возможны вопросы учителя :

What are you going to do at the weekend?

Will you stay at home or will you go to…? И т.д.

В канун праздника или после него учитель организует беседу на уроке, задавая такие вопросы:

Will you come to school tomorrow?

Why won’t you come to school?

How will you spend the holiday? И т.д.

Учащиеся любят поговорить о спорте. После важного спортивного события беседу можно начать с таких вопросов:

What sporting event took place yesterday (last week)?

What teams competed in the game?

Время от времени речевой зарядкой может быть обсуждение разных сторон школьной жизни.

How many lessons do you have today?

What lessons do you have besides English?

Which lessons do you like best of all? Why?

What lesson was the most difficult?

Who couldn’t do all the exercise?

Let’s check it. Who would like to begin?

На старшем этапе школьников интересуют события в нашей стране, новости культуры, важные международные события. Учитель может начать беседу с таких вопросов:

What is the latest home news?

What is the most important world news?

(беседа обычно предшествует работе с газетой.)

Речевую зарядку можно начать с сообщения учителя о каком-либо событии его жизни. Например:

I have been to the theatre this week.

I was at the museum yesterday.

I had a wonderful time on Sunday.

Обучению диалогической речи предшествует большая предварительная работа. Эту работу можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап включает обычную тренировочную работу со словами, словосочетаниями на основе подставочных упражнений, активизацию речевых структур! Повторяя тему «Общение по телефону» предлагаю учащимся заучивать эти структуры, чтобы использовать их в диалогах.

Hello, may I speak to…

Good morning, I’d like to speak to…

Just a moment/second, please.

Hold on a moment/second, please.

I’m sorry, I have the wrong number.

I’m sorry, you have the wrong number.

Активизируем готовые речевые структуры (не требующие подстановки), как например:

Could I take a message?

I’ll be waiting for your call.

I’ll call you right back.

Замечу, что чем больше видов работы над речевыми структурами, новыми словами, тем лучше решаться задача по обучению школьников диалогической речи.

Привожу некоторые примеры такой работы:

Перевод : English – Russian, Russian – English, English – Russian – English;

Работа с вопросами;

Повторение услышанного “shadowing”

Репетиция (“ repetition or rehearsal practice ”):

учащимся предоставляется несколько попыток для ответа:

Использование ситуативных карточек (с картинками или лексическими структурами), стимулирующих использование учебного материала при ответах – известная игра «снежный ком» (повторение предыдущих фраз с добавлением новой).

После отработки лексического материала подходим к условному второму этапу работы с диалогами. На базе учебного материала ученикам предлагаются конструировать новые фразы, предложения при составлении плана своего высказывания.

Учу учеников отвечать на звонок, сделать сообщение по телефону передать просьбу и т.д.

Just a moment / Hold on a second, Sasha! Telephone for you. / There’s somebody on the telephone for you.

May I leave a message?

После знакомства с этими образцами предлагаю учащимся реализовать выученный материал в конкретных ситуациях. (Школьники сами составляют диалоги в соответствии с предложенной ситуацией.)

Приведу примеры таких ситуаций.

Ситуация1 . Вы звоните по телефону. Вам отвечают, что абонента нет на месте. (Вам предлагают подождать у телефона.) Попросите передать свое сообщение.

May I leave a message?

And what’s the message?

It’s about the computer classes?

Ситуация 2. Вы звоните другу. Его нет дома, он ушел в магазин. Вам предлагают помощь. Что вы ответите?

I’m sorry, he’s gone out shopping.

Yes, please. Our train will arrive in Washington at noon oext Tuesday. We’ll be waiting for him at the railway station.

Does he know your number?

Владение разговорной речью достигается путем практических тренировок в языковом общении, в коммуникативной деятельности. Все предложенные ситуации обыгрываются учащимися в парах. Важно, чтобы школьники в дальнейшем могли не только понять партнера – собеседника, но и поддержать его разговор, ответить на реплику и т.д.

На различных этапах обучения форма беседы, как ее содержание, меняется. Уже в конце первого года обучения учитель, убедившись, что ученики прочно усвоили определенный круг вопросов, уступает свою роль классу, и учащиеся беседуют с дежурным учеником. На более позднем этапе диалог может проводится в порах всем классом. После такой тренировки лучшие ученики выступают в роли учителя и ведут беседу с классом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *