развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через игровые технологии
Мастер класс на тему «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Филиал МОБУ СОШ №1 с.Архангельское – детский сад «Улыбка»
«Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
обучение воспитателей игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
— повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на
системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по развитию
— вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитие
коммуникативных навыков у дошкольников;
— обучить основным подходам использования игр и игровых упражнений в развитии
И перед нами педагогами стоит важная задача, прописанная во ФГОСах, это
-развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развивать умение детей работать в группе сверстников
Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психологического развития ребенка.
1.Игры, развивающие умение действовать в коллективе.
3. Игры на доверие. 4.Игры построенные на тактильных ощущениях
5.Игры знакомства. 6.Игры для снятия напряжения.
7.Игры на развитие внимания. 8. Игры на установления доброжелательных отношений.
9.Игры на умение решать конфликтные ситуации.
С помощью этих игр у детей:
-происходит эмоциональная зарядка;
-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
-проявляются навыки правил проведения;
Давайте поподробнее познакомимся с некоторыми играми.
Слайд №6 «Игры знакомства»
Слайд №7 «Игры успокаивающие»
Слайд №8 «Игры для снятия напряжения, агрессии»
Цель таких игр сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. «Зеркало», «Волшебный мешочек»,
Слайд №9 «Игры на доверия»
Слайд№10 «Игры построенные на тактильных ощущениях.
Такие игры создают положительный настрой и учат внимательно относиться друг к другу, преодолевать застенчивость. «Рука к руку», «Нос к носу»
Слайд №11 «Игры на развитие внимания»
Эти игры помогают развивать умение подчиняться водящему быть внимательным: «Я сегодня вот такой! «Повторяй за мной!
Слайд№12 «Игры на установление доброжелательных отношений»
Используя этот вид игры я учу детей развивать умение замечать положительные качества у других, делать комплименты. «Назови ласково», «Вежливые слова»
Слайд №13 «Игры на умение решать конфликтные ситуации»
При помощи этих игр развиваются умения обмениваться чувствами, переживаниями. «Игры ситуации», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Три медведя шли домой (ходьба с парашютом по кругу)
Папа был большой, большой (парашют поднять вверх)
Мама с ним – поменьше ростом (руки с парашютом на уровне груди)
А сынок – малютка просто (приседают, опускают парашют)
Очень маленький он был, с погремушками ходил (парашют ритмично поднимать и опускать) Дзинь – дзинь.
Спрячемся все под грибок.
Следующая игра называется «Перемена мест»
нам местами поменяться.
Наше путешествие подошло к концу вот этими волшебными шарами мы полетим дамой. Поднимаем и опускаем парашют. Закрыли глаза
(Звук волшебства ) и вот мы и опять в группе. Вы показали себя веселыми, дружными, ловкими.
Слайд № 15 Практическая значимость использования игрового парашюта для детей:
-значительно повышается общий эмоциональный фон,
-снижается уровень тревожности;
-повышается познавательная и игровая активность;
-сокращаются сроки адаптации в детском коллективе.
В заключение хочется сказать: что коммуникативные игры для детей имеют мощный воспитательный и обучающий эффект. Они позволяют детям сблизиться, учат проявлять заботу, сочувствие и внимание к сверстникам, формируют у детей положительное отношение к себе и другим детям, повышают уверенность в себе.
Я надеюсь, что вам понравились эти игры и вы их включите в свою практику.
Развитие социально-коммуникативных навыков с помощью игровых технологий
Олеся Оюн
Развитие социально-коммуникативных навыков с помощью игровых технологий
В статье представлен опыт работы по развитию социально-коммуникативных способностей детей воспитанников подготовительной к школе группы через игровые ситуации. В частности, представлен опыт работы по освоению педагогической игровой технологии «Дети-волонтеры».
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, социализация, педагогическая игровая технология.
Неоценимый вклад в социальное развитие ребенка вносят образовательные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.). Следовательно, детский сад должен быть первой ступенью формирования общей культуры человека, где должно быть созданы психолого-педагогические условия приобретения социального опыта детей. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны направить свою деятельность на развитие индивидуальности ребенка, социально-коммуникативных навыков, преодоление проблем в общении со взрослыми и сверстниками.
• дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
• воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
• развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
• социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
В настоящее время существует достаточно много педагогических игровых технологий эффективной социализации детей [1]. Так, например, Н. П. Гришаева выделяет такие игровые технологии как: «Клубный час», «Ситуация месяца», «Социальная акция», «Дети-волонтёры» и др. Перечисленные педагогические технологии осваиваются через организованную деятельность детей (занятия, экскурсии, тренинги); совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы); свободную самостоятельную деятельность детей (сюжетно-ролевые игры).
В своей работе я осваиваю педагогическую игровую технологию «Дети-волонтёры», задачи которой заключаются в следующем: «развитие навыков общения в разновозрастном коллективе; развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей; создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя» [1].
Работа по данному направлению началась в начале учебного года с проблемной ситуации: «Как помочь детям младшей группы адаптироваться к условиям детского сада». Этим вопросом воспитанники моей группы задались, потому что они каждый день наблюдали за процессом адаптации малышей. Они пожелали им помочь адаптироваться к условиям детского сада, вместе играя, проявляя к ним заботу.
На первом этапе дети познакомились с малышами: рассказали стихотворения, поиграли. На втором этапе началась работа по совместному разучиванию потешек, прибауток, стихов, пальчиковой гимнастики. Воспитанники подготовительной группы с удовольствием обучали детей потешкам, играли с ними, рисовали (коллективная и индивидуальная работа). Также они помогают им подготовиться к прогулке: одевают, следят за внешним видом, помогают снять верхнюю одежду после прогулки. Дети-волонтеры с удовольствием приносят и показывают малышам игрушки пальчикового театра, разучивают мини-сценки из русских народных сказок. Дети старшего возраста любят ухаживать за малышами: моют им руки, протирают столы после занятий, подправляют одежду, убирают за ними игрушки. В процессе реализации данной технологии воспитанники обоих групп имели возможность социального взаимодействия друг с другом. Итоговая форма работы будет проведена в конце учебного года. Для эффективной реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших.
Проработав в течение года по освоению педагогической игровой технологии «Дети-волонтеры», я заметила, что мои воспитанники с удовольствием принимают участие в постановках сказок; стараются выучить стихотворения больше чем обычно, чтобы прочитать малышам; у многих установились крепкие связи с малышами. Стараюсь организовать процесс таким образом, чтобы инициатива деятельности исходила от детей. Так, например, они сами выбирают сказки для драматизации, песни и т. д.
Дети принимают активное участие во всех проводимых мероприятиях, у них значительно повысилась активность, они стараются узнать что-то новое, с удовольствием выполняют с родителями задания. Подытоживая вышенаписанное хочу отметить, что работа по развитию социально-коммуникативных способностей детей продолжается.
Библиографический список:
Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально-эмоционального интеллекта и навыков «Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально – эмоционального интеллекта и навыков, доброжелательного взаимодействия.
Игры для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс,.
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.
Конспект открытого занятия по развитию речи с помощью игровых технологий и мнемотаблиц на тему «Дикие животные» Конспект открытого занятия по развитию речи с помощью игровых технологий и мнемотаблиц Цель: закрепить знания детей о диких животных с.
Консультация «Приобретение социально-коммуникативных навыков дошкольниками в режимных моментах» Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах. Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении,.
Мастер-класс развитие социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам рассказать о развитии социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр. Проблема.
Особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий Особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий Общение –.
Программ по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами игровых технологи ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитательной работы по развитию социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас.
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности. Из опыта работы Развитие социально-коммуникативных навыков у детей через проектную деятельность Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является.
Методическая разработка «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»
Елена Кузнецова
Методическая разработка «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Колобок»
Методическая разработка на тему:
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»
Воспитатель: Кузнецова Елена Александровна
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения.
Это и определило тематику моей работы с детьми «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность».
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
— активно вступать в диалог,
— слушать и понимать речь,
— строить общение с учетом ситуации,
— легко входить в контакт,
— ясно и последовательно выражать свои мысли,
— пользоваться формами речевого этикета,
— регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью игры.
Использование игр способствуетрешению следующих задач:
— побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
— способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
— совершенствовать разговорную речь;
— формировать грамматический строй языка и т. д.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь.
Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка и литературы в школе.
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм,таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка.
Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.
Включая в организацию дидактические игры и игры-драматизации, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.
В самостоятельной деятельности обеспечиваю возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Мною были созданы картотеки игр,которые я успешно использую в своей работе:
— картотека эмоциональных игр и упражнений;
— картотека сюжетно-ролевых игр;
— картотека дидактических игр;
-картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.
Во все занятия и режимные моменты включаю дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Структура дидактических игр по развитиюречи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Все дидактические игры можно подразделить на несколько видов:
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи.
Игры на совершенствование звукового анализа слова.
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря).
Игры для развития грамматического строя речи.
Игры для развития связной речи.
Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
В своей работе я использую театрализованную игру (обыгрывание сценок). Театрализованная игра также является средством развития общения детей дошкольного возраста. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами. После просмотра сценки, с ребятами проводится беседа, ребята отвечают на вопросы, обсуждают поступки героев, нравственные стороны увиденного, анализируют ситуацию. Характерными особенностями театрализованных игр является литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.Виды театрализованных игр разнообразны: театрализованная игра, игра с настольным театром, игра – драматизация, плоскостные фигурки, фланелеграф, объемные фигурки, теневой театр, игра с марионетками,бибабо.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры- драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, театр марионеток) и т. д.
Все это не возможно без наших любимых сказок.
Использование сказок в развитии речи должно занимать одно из
центральных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить
существующие проблемы.Дети черпают из сказок множество познаний:
первые представления о времени и прoстранстве, о связи человека
природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро
и зло, помогают расширить словарный запас, правильно строить диалоги, делают речь эмоциональной, образной, красивой, развивают фантазию и воображение. Мы считаем, что восприятие сказки является для ребёнка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи. Таким образом, сказка является одним из важных помощников в развитии речи ребёнка.
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка.
В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении: постепенно пополнять игровой материал для детей, расширять его тематику, дополнять новыми разделами.
Список использованных источников.
2. Егорова Т. А. «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет»,
Волгоград «Учитель», 2014г.
3. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи детей 5-7 лет», Москва ТЦ «Сфера», 2012г.
4. Интернет – ресурсы.
Индивидуальная программа «Развитие математических способностей старших дошкольников, через игровую деятельность» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что математическое развитие детей дошкольного возраста занимает одно из.
Консультация для педагогов: «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность» Динамические процессы, происходящие в социально-экономической и политической жизни российского общества сформулировали социальный заказ.
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей через продуктивную деятельность» «Развитие коммуникативных способностей через продуктивную деятельность» ЦЕЛЬ: познакомить с новым видом продуктивной деятельности; вызвать.
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников через игровую деятельность» Консультация для родителей: «Развитие математических способностей у дошкольников через игровую деятельность» Развитие умственных способностей.
Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования» Введение. Рисование–язык внутреннего мира маленького ребёнка. Каждый ребенок– это небольшой исследователь, с удивлением и готовностью открывающий.
Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность» Отчет по самообразованию на тему «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. «Без.
План самообразования «Развитие элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность» Тема: «Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (младшая группа) Цели:.
Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельно подготовили: Воспитатели ГБДОУ д/с №32 Чухламова Е. В. Жовнирович.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность Проблема приобщения к социальному миру и развития коммуникативных навыков всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования.
План самообразования воспитателя «Развитие татарской речи у дошкольников подготовительной группы через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского.