развитие истории по спирали философия
Почему всемирная история развивается по спирали?
В сотворении разумной жизни, участвует наша кормилица – мать-природа.
Она неиссякаемый источник информации, необходимой всему роду человеческому для умственного развития.
Природой мы называем ту часть Вселенной, которую каждый человек воспринимает пятью органами чувств.
Все естественные науки (физика, химия, биология, астрономия и т.д.) когда-то начинали свой путь на исторической спирали с прямого созерцания людьми того, что происходит в мире Природы.
Галилей проводил опыты с телами свободно падающими, брошенными под углом к горизонту, движущиеся по наклонной плоскости.
Благодаря этим экспериментам Галилей пришёл к пониманию, что в мире движущихся природных тел существует такое явление, как ИНЕРЦИЯ.
Открытие этого явления стало началом зарождения классической (ньютоновой) физики, без которой на нашей пэланете научно-технический прогресс был бы невозможен.
И наука генетика возникла, благодаря созерцанию человеком того, что происходит в мире природы.
Г. Мендель, с 1856г. по 1863г проводил обширные опыты по гибридизации 22 сортов гороха.
Мендель чувственно воспринимал природную информацию, а его левое речевое полушарие мозга словами комментировало увиденное. Этими комментариями монах-естествоиспытатель заложил фундамент новой науки – ГЕНЕТИКИ.
Зная законы наследственности и изменчивости организмов, уже можно было правильно объяснять и предсказывать события, относящиеся к данной области познания мира.
В 1866 году (в год опубликования наблюдений Менделя) случилось то, что рано или поздно обязательно произошло бы.
Разумная жизнь сделала ещё один шаг в своем эволюционном развитии.
Увы!
Бывало и такое: научное открытие уже сделано, а человечество этого не заметило, не оценило.
Мендель обнародовал результаты своих опытов с горохом в Брюннском обществе естествоиспытателей в 1865г. о чем вскоре все забыли.
В 1900 г (спустя 35 лет!) три человека (голландский ботаник Х. Де Фриз, немецкий биолог К. Корренс и австрийский учёный Э. Чермак) независимо друг от друга вновь открыли законы генетики.
Стало быть, открытие законов генетики не было случайным явлением.
То, что должно произойти в вызревании разумной жизни по ПРИРОДНОМУ СЦЕНАРИЮ рано или поздно обязательно происходит, благодаря участию Природы в сотворении мыслей в головах человеческих.
Примеров того, как Природа участвует в сотворении разумной жизни так много, что невольно начинаешь подозревать: существует некая сила (СИЛА ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ), которая программирует историческое вызревание общественного сознания.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ зарождаются благодаря ПРЯМОМУ СОЗЕРЦАНИЮ людьми того, что происходит в мире природы и, благодаря СЛОВЕСНЫМ КОММЕНТАРИЯМ увиденного.
Что случилось бы, когда б кому-то удалось навязать всему миру ЛОЖНЫЕ КОММЕНТАРИИ, например, законов движения земных и небесных тел?
Народу, который поверил бы ложному толкованию законов движения природных тел, пришлось бы испытать на себе КАРАЮЩУЮ СИЛУ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ ИСТОРИИ.
Пришлось бы испытать многократные удары судьбы и горькое разочарование.
Целесообразная деятельность людей (в данной области познания мира) давала бы результаты противоположные ожидаемым; результаты оказались бы с негативными последствиями для заблуждающихся.
В обществе неизбежно возник бы плюрализм мнений в толковании законов движения земных и небесных тел.
Споры стали бы главной причиной ненормальных отношений людей друг с другом.
Негативные явления в практической деятельности и в сфере человеческих отношений породили бы крик души: ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!
Этот вопль означал бы конец витка исторического вызревания разумной жизни. Люди были бы вынуждены вернуться к тому моменту исторического вызревания разумной жизни, когда ложные комментарии законов движения природных тел впервые появилась в их головах.
Вернись и исправь ошибку!
Тково главное требование ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ ИСТОРИИ, предъявляемое к людям, заблудившимся в своих мыслях.
Новый виток исторической спирали умственного развития рода человеческого начался бы, когда б нашелся человек, который сказал бы о движении земных и небесных тел те самые слова, которые (как мы теперь уже знаем), произнес Исаак Ньютон, когда он сформулировал три основных закона механики и закон Всемирного тяготения.
Ложные комментарии увиденного существуют в виде ИЛЛЮЗИЙ ЗДРАВОМЫСЛИЯ.
Иллюзии здравомыслия, создают успокоительную атмосферу в мире людей: мол, умственное развитие рода человеческого продолжается.
Локомотив истории мчится в будущее на всех парах, но…
Иллюзии здравомыслия загоняют локомотив истории в историческом тупик, где он стоит и ржавеет.
Календарное время неумолимо отсчитывает века.
Время невозможно замедлить, невозможно остановит, или повернуть вспять.
У исторического вызревания разумной жизни свой особый отсчёт времени.
Колесо всемирной истории может замедлять своё вращение или даже остановиться на неопределённое время.
Обратите внимание на два обстоятельства.
1. Как только приостанавливается процесс познания (понимания) ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЯМИ интимной жизни Природы (гносеологический фактор), историческая жизнь людей не имеет своего логического продолжения.
2. Когда в мышлении ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ появляются иллюзии здравомыслия (гносеологический фактор), ложные мысли не птолько приостанавливают историческое вызревание разумной жизни,но становится главной причиной плюрализма мнений в обществе и ненормальных отношений людей друг с другом.
А это уже повод для зарождения ГУМАНИТАРНЫХ НАУК (философии, истории, психологии, социологии, политологии…)
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ начинаются с прямого созерцания людьми того, что происходит в мире природы и, благодаря словесным комментариям увиденного.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ берут своё начало с созерцания и переживания людьми того, что происходит в мире людей.
Внимательно присматриваясь к событиям,происходящим в судьбе человека и в судьбе общества появились философы, историки, психологи, социологи, политологи.
Представители гуманитарных наук пришли к пониманию, что все люди испытывают на себе воздействие какой-то Силы, которая придаёт историческому вызреванию разумной жизни вид спирали.
СИЛА ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ задаёт свою программу историческому вызреванию общественного (коллективного)сознания.
И эта же самая Сила превращается в СИЛУ КАРАЮЩУЮ ЛЮДЕЙ, когда разумная жизнь становится неразумной по причине внедрившихся в общественное сознание ИЛЛЮЗИЙ ЗДРАВОМЫСЛИЯ.
Чтобы лучше представлять, что с нами, людьми, происходит и куда несёт нас рок событий, нам надо выяснить происхождение СИЛЫ ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, которая принуждает все поколения рода человеческого принимать участие в историческом вызревании разумной жизни.
Мы в состоянии представить, что земная цивилизация по какой-либо причине исчезла, а затем разумная жизнь вновь стала возрождаться.
На нашей планете появились бы мыслящие существа, которые пришли бы к использованию колеса, паруса, гончарного круга, бумаги, компаса, пороха и т.д.
Рано или поздно у них появились бы летательные аппараты, радио, телевидение, атомные реакторы, лазеры, компьютеры, сотовые телефоны…
Обладающие разумом, находясь в постоянном практическом диалоге со своей кормилицей (матушкой- природой), не смогли бы избежать изобретений и научных открытий, которые уже стали для нас историческим фактом.
Нам не дано изменить последовательность появления ноу-хау так, чтобы, например, наши предки начали строить железные суда с паровым двигателем, и только много веков спустя их потомков осенила бы идея постройки деревянных судов, оснащенных парусами.
Случайности здесь быть не может, а предопределенность событий указывает на существование некой независимой от людей СИЛЫ ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, которая программирует ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ эволюционное вызревание коллективного разума.
Эта Сила исходит не из мира людей, а из мира ПРИРОДЫ, а потому эта сила имеет ЕСТЕСТВЕННОЕ происхождение.
У исторического вызревания разумной жизни свой особый отсчёт времени.
Было когда-то и такое время, когда законы, по которым живёт мир ПРИРОДЫ (законы механики, оптики, термодинамики, электродинамики, генетики и др.) существовали в том же самом мире, что и люди.
Эти законы существовали сами по себе, не находя соответствующего отображения в зеркале человеческого сознания.
По причине незнания интимной жизни природы, землянам был перекрыт доступ к тому, что мы сегодня называем «научно-техническим прогрессом».
Когда б законы, по которым живёт наша кормилица, Природа, и сегодня нам были не ведомы, в этом случае земная цивилизация выглядела бы сегодня (В начале третьего тысячелетия!) так, какой она была еще до Рождества Христова.
Это означало бы: историческое вызревание разумной жизни на планете Земля приостановилось на неопределенно долгое время.
Люди продолжали бы плодиться, жить и умирать.
Каждое новое поколение, поглядывая на календарь, задумывалось бы над прошлым, строило бы планы на будущее.
Кто-то, горестно вздыхая, сетовал бы на быстротечность времени, кто-то обольщал бы народ новыми перспективами жизни.
Увы!
Оптимисты не смогли бы догадаться, что историческая жизнь земной цивилизации оказалась в анабиозном состоянии, и по какой причине род человеческий лишён будущего.
А причина сугубо гносеологическая: пока дальнейшее вызревание коллективного разума (общественного сознания) по ПРИРОДНОМУ СЦЕНАРИЮ не происходит, никакими политическими ухищрениями невозможно добиться, чтобы разумная жизнь вышла из анабиозного состояния и сделала очередной шаг в своём поступательном (эволюционном) развитии.
Чтобы поступательное умственное развитие всего рода человеческого происходило без остановок, каждое новое поколение рода человеческого должно вносить свой вклад в копилку общечеловеческих знаний и, тем самым, участвовать в эволюционном вызревании разумной жизни.
И не абы какой вклад, а только тот, который продиктован СИЛОЙ ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ.
Эта сила людям не подвластна.
Политические и религиозные лидеры в течение многих веков проводят опыты над людьми, всякий раз предлагая свой сценарий улучшения качества жизни народа. От их добрых намерений невозможно отказаться.
Увы!
Их обещания никогда не сбываются.
Наша земная цивилизация не может считать себя высокоразвитой, пока все страницы всемирной истории пишутся человеческой кровью.
Казалось бы, наша земная цивилизация уже накопила огромный исторический опыт, с таким трудом доставшийся человечеству во время проводимых социальных экспериментов над доверчивыми людьми.
Пора бы заложить фундамент гуманитарной науки столь же точной и надёжной, как и все естественные науки.
Нам нужна гуманитарная наука, которая положит конец чудовищным историческим экспериментам над людьми, зачинщиками которых являются идеологи и политики.
Невольно напрашивается вопрос: какую лепту необходимо внести ныне живущему поколению в эволюционное развитие разумной жизни?
Качество и продолжительность жизни всех людей, проживающих на нашей планете, зависит от качества мышления, от состояния общественного сознания.
СОЗНАНИЕ – функциональная особенность головного мозга гомо сапиенса.
Увы!
Успешные попытки человека создать искусственный интеллект (создать андроид по образу и подобию своему) будут самым убедительным доказательством ЕСТЕСТВЕННОЙ ПРИЧИНЫ появления гомо сапиенса во Вселенной.
Ф. Энгельс утверждал: «Над нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой».
Мыслящий человек по любому поводу создаёт виртуальную (воображаемую) реальность, не соответствующую тому, что есть на самом деле.
Воображаемое, не соответствующее реальности, способно оказывать на эмоционально состояние и поведение человека (людей), более сильное влияние нежели мир реальный.
Утрата связи с реальностью и есть первопричина аномального состояния общественного сознания (коллективного мышления) и самая главная причина общечеловеческих бед.
Выйти из кризисного состояния, угрожающему благополучному существованию и дальнейшему выживанию всего рода человеческого можно лишь при выполнении одного условия: мыслящим необходимо как можно быстрее приводить свои мысли в соответствие с первоисточником (объективной) информации.
Таким неиссякаемым источником ОБЪЕКТИВНОЙ (ПОЛЕЗНОЙ) ИНФОРМАЦИИ, необходимой нашему мозгу для процесса мышления является мать-природа.
Внутренний мир человека и мир природы сосуществуют и исторически вызревают, как одно целое, как две стороны одной медали.
Не было бы информационного воздействия Природы на сенсорные органы человека, наш МОЗГ не смог бы функционировать, как мыслящая материя.
В наше время слишком много тех, кто изощрённо манипулирует общественным сознанием, понятия не имея, что эта их манипуляция и есть первопричина глобальных экономических, политических, нравственных кризисов, социальных революций, локальных и мировых войн.
Политическая элита берёт на себя ответственность бороться со всеми негативными явлениями в сфере социальной жизни, но это пустые обещания.
Не могут идеологи и политики успешно бороться со Злом, которое они сами же и творят не позволяя разумной жизни быть разумной.
«Линейная», «циклическая» и «спиральная» модели времени и исторического процесса
В статье про Манвантару и Пралайю мы коснулись моделей представления времени. Эти модели возникали по мере осмысления исторических процессов философами различных эпох. В разное время доминировали различные модели представления исторического процесса.
Если поразмыслить о том, как мы представляем время, то первое, что обычно приходит на ум — это прямая линия, которая тянется от прошлого в будущее. И настоящее является точкой, которая перемещается по этой линии. Именно такое представление о времени доминирует в нашей научной картине мира.
Линейная модель времени
Идея линейного развития истории и возможность прогрессивного развития общества впервые явно выражены в средневековой философии. Согласно христианскому мировоззрению, история представляет собой линию, начало которой – грехопадение первых людей, а конец – второе пришествие Христа, Страшный суд и наступление царства Божия на земле. Получившая широкое распространение в западноевропейской философии идея прогресса основывается на средневековом христианском представлении о линейности исторического процесса.
Идея линейного развития общества не отображена в философии античности. Греческие философы рассматривали время космоса как циклическое, поэтому развитие истории — прогрессивное или регрессивное — мыслилось ими в рамках замкнутого космического цикла, который должен был неизбежно смениться новым, соответственно, и история должна была начаться вновь.
Цикличная модель времени
Теория цикличной модели времени возникли еще в глубокой древности. Представления о циклическом развитии общества, как и Космоса в целом, характерны для философии Гераклита, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, ими пронизана индийская философия. Так, согласно Платону, Космос существует как вечное чередование катастроф и рождений, свои циклы присущи развитию любого общества, напр. истории эллинов.
Позднее сходные представления о цикличности и закономерной повторяемости исторического развития легли в основу философских и общеисторических концепций общественного развития, в разное время разрабатывавшихся Дж.Вико, Г.Рюккертом, Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, К.Кунгли, Л.Н.Гумилевым, М.Одеоном и др. В этих концепциях циклы развития общества, как правило, представляют собой «жизненные циклы» тех или иных социальных систем со своими рождением, взрослением и умиранием («век варварства», «век героев», «век городов, законов и разума» у Дж.Вико; «весна», «лето», «осень» и «зима» культур у О.Шпенглера; «генезис», «рост», «надлом» и «распад» цивилизаций у А.Тойнби, фазы этногенеза и развития этносов у Л.Н.Гумилева). Эти концепции не отрицают наличия периодов поступательного, восходящего движения данной социальной системы, но рассматривают их как определенные, ограниченные во времени фазы развития, на смену которым неизбежно приходят фазы стагнации и упадка. Общая черта этих теорий состоит в том, что «жизненные циклы» являются более или менее универсальными схемами, которые, по замыслу их авторов, описывают развитие любой культуры, цивилизации или этноса. В то же время подобные теории, улавливая некоторые общие закономерности в развитии различных этнических, национальных или цивилизационных образований, часто не учитывают уникальные черты и особенности, присущие каждой конкретной социальной системе.
Наряду с «жизненными циклами» большой протяженности (от нескольких сотен до нескольких тысяч лет) в ряде теорий цикличности используются циклы «смены поколений», имеющие протяженность от нескольких десятков (обычно 25–35) до сотни лет. При этом в большинстве концепций имеются в виду не чисто биологические, а «социальные» поколения, смена которых связана прежде всего с изменениями культурных и политических условий. Проблемы социальных поколений и их смены как механизма общественного развития представлены в трудах таких мыслителей, как Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т.Кампанелла, Б.Паскаль, Д.Юм, Ж.-Ж.Руссо, А.Фергюсон, К.А.Сен-Симон, Ф.М.Фурье, О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер, В.Дильтей, Л. фон Ранке, В.Парето, К.Мангейм, X.Ортега-и-Гассет. Из современных авторов идея смены социальных поколений как основы формирования циклов истории представлена, напр., у американского историка и политического философа А.Шлезингера (мл.).
Кроме того, существуют концепции, в которых делаются попытки напрямую связать природные (прежде всего космические) циклы с историческими циклами и колебаниями. Так, У.Джевонс связывал циклы солнечной активности с экономическими циклами, А.Л.Чижевский – с подъемами и спадами массовых социальных движений, революциями и т.п. Идеи русских «космистов» (В.И.Вернадского, Н.А.Морозова, К.Э.Циолковского и др.) в определенной мере послужили методологической основой для подобных концепций.
Экономические циклы
В сфере экономики довольно распространена концепция циклов Кондратьева.
Циклы Кондратьева (К-циклы или К-волны) — периодические циклы сменяющихся подъёмов и спадов современной мировой экономики продолжительностью 48—55 лет, описанные в 1920-е годы Николаем Кондратьевым. Концепция активно исследуется и развивается на протяжении всего времени существования, однако широкого консенсуса в сообществе учёных-экономистов на счёт её практической применимости не достигнуто: многие исследователи (особенно в России) широко используют кондратьевские циклы в своих исследованиях, однако значительная часть экономистов их не рассматривает или прямо отвергает существование таких циклов.
Спиральная модель времени
Теории цикличности раскрывают те стороны развития общества, на которые не обращают внимания теоретики социальной эволюции как чисто поступательного процесса. Сюда относятся, в частности, определенная повторяемость или подобие событий и явлений, наблюдаемых в развитии разных обществ или в развитии одного общества на разных этапах, а также периодическое изменение направления, вектора социальных процессов. Однако представления о цикле исторического развития как о замкнутом круге, присущее многим теориям цикличности, в целом не являются полноценными и подвергаются справедливой критике. Социум, проходя цикл или период в своем развитии, не может вернуться в исходную точку: в истории, как и в природе, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Поэтому более плодотворными и в настоящее время распространенными являются теории, рассматривающие исторические циклы как открытые, т.е. приводящие социальную систему не в исходное, а в новое состояние, хотя частично подобное исходному, т.е. концепции развития по спирали.
Интересен тот факт, что концепция спирали берет свое начало еще в индуисткой космологии. Именно она лежит в основе концепции юг. Махаюга – это цикл из четырех последовательно сменяющих друг друга эпох (юг): критаюги, третаюги, двапараюги и калиюги. Понятие юги, как и понятие кальпы, позволяет структурировать мировое время, поделив его на количественно определенные периоды. Но категория юги включает еще и очень важный качественный компонент. Время неравноценно по своему этическому значению. В пределах махаюги духовное состояние человечества меняется к худшему от эпохи к эпохе, пока не приходит в полный упадок. Поэтому каждая из четырех юг имеет собственное наименование и отличную от других эпох временную протяженность.
При этом юги – это периоды, протекающие в пределах Манвантары, т.е. периода проявленной вселенной, который сменяется Пралайей – периодом непроявленной вселенной. И с этой точки зрения, Манвантара и Пралайя – это циклы исторического процесса, витки спирали.
Концепция спиральной модели времени в науке
В научной картине мира спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.
Представление о спиралевидной форме развития истории возникло в рамках диалектики. Но не все элементы диалектики одинаково значимы для образа спирали. Непосредственно этот образ связан лишь с синтезирующим законом отрицания отрицания. В свете данного закона развитие истории распадается на отдельные, относительно самостоятельные стадии, этапы. При этом каждая последующая стадия связана с предыдущей отрицанием – необходимым, сущностным элементом развития.
Диалектическое отрицание нельзя обозначить как нигилизм или простое “нет”. Гегель обозначал диалектическое отрицание через термин “снятие”. В нем органически слились три понятия: упразднение, сохранение и подъем. Во-первых, диалектическое отрицание означает устранение, отбрасывание старого, отжившего, того, что не отвечает условиям времени. Во-вторых, оно вбирает, удерживает и сохраняет все жизнеспособное, перспективное, ценное, что есть в отрицаемом состоянии. В-третьих, диалектическое отрицание дает жизнь новому, качественному состоянию, новой стадии развития. А это равнозначно обогащению, тому или иному совершенствованию содержательных, функциональных, структурных и других характеристик всех относящихся сюда явлений. В общем плане диалектическое отрицание утверждает более высокий уровень развития.
Важно всегда иметь в виду и рассматривать вместе, взаимозависимо все три плана диалектического развития. Если пропустить хотя бы один из них ситуация в корне меняется, и перед нами уже не диалектическое, а какое-то иное отрицание. Например, с исчезновением подъема отрицание попадает в орбиту кругового движения. Когда выпадает упразднение, то подъем рано или поздно вырождается в падение, и отрицание становится элементом регрессивного движения.
В то же время, в отдельных ситуациях на первый план может выходить любой из трех смысловых пластов диалектического развития. Однако важно иметь в виду, что процесс развития включает в себя множество самых различных отрицаний, но они должны быть не простыми, а диалектическими (коренными, с непременным восхождением). Полное отрицание – это переход явления в свою противоположность. При неполном отрицании в свою противоположность переходят отдельные свойства, стороны, фрагменты данного явления.
Модели времени в современной науке
Стоит отметить, что современная наука так полностью и не приняла концепцию цикличной модели времени. Однако, наука все же постепенно движется к принятию наличия периодов проявленной и непроявленной вселенной. Правда, движется своим интересным путем.
В 1930-х годах некоторые физики, включая и Альберта Эйнштейна, предполагали модель циклической Вселенной как альтернативу вечному расширению (гипотезе тепловой смерти). Предполагалось, что возникнув из сингулярности Большого Взрыва, Вселенная проходит период расширения, после чего гравитационное взаимодействие останавливает расширение и начинается обратное сжатие Вселенной в сингулярность (Большое сжатие), и весь этот цикл повторяется снова и снова. Таким образом, Вселенная существует в периоде между двумя сингулярными состояниями в постоянно повторяющемся цикле расширений и коллапсов.
Однако, работа Ричарда Толмана, вышедшая в 1934 году, показала несостоятельность этой модели по причине проблемы энтропии: согласно второму закону термодинамики, энтропия может только возрастать. Вследствие этого, последующие циклы увеличиваются в размере и продолжительности, а экстраполяция назад во времени показывает, что предыдущие циклы становятся всё более короткими и маленькими, сходясь к нулевым значениям, то есть снова приводя к первоначальному Большому Взрыву (но не заменяя его).
Но пока современные исследователи от науки не могут подвести общий базис под свои теории, они создают различные цикличные модели. Новый этап в исследовании циклических моделей наступил в начале XXI века, с развитием М-теории (или теории бран), которая породила новую циклическую модель, построенную физиками-теоретиками из Принстонского университета Полом Стейнхардтом и Нилом Туроком с соавторами в 2001 году. Другая циклическая модель, основанная на роли фантомной энергии, была предложена в 2007 году физиками Лаурисом Баумом и Полом Фрамптоном из Университета Северной Каролины. Существует также конформная циклическая космологическая модель Роджера Пенроуза и Ваагна Гурзадяна, где в каждом предшествующем цикле (эоне) время в будущем стремится к бесконечности, что оказывается сингулярностью Большого взрыва для следующего.
Но все эти современные модели довольно запутанны и не дают полного понимания о времени. Хотя современная философия и наука и накопили уже огромный опыт осмысления времени, но они сами же и признают, что до сих пор ничего толком о времени не знают. И большое количество разрозненных концепций и моделей, которые все появляются, служит подтверждением этому.
Пространственное представление спиральной модели
Если вернуться к спиральная модели индийской космологии, то эта модель перешла в теософию, где получила свое развитие и расширение. Эта концепция довольно подробно описана в “Тайной Доктрине” Блаватской. В современной эзотерике, как производной от теософии, эта модель достаточно известна. И эта модель на текущий момент является наиболее ёмкой.
Для дальнейшего осмысления спиральной концепции времени, можно вспомнить слова Гермеса Трисмегиста:
Спиральная модель диалектически соединяет в себе модель линейную и модель циклическую. Если рассмотреть эти модели геометрически, то становится очевидным, что спираль – это одновременно и линия и круг, в зависимости от позиции восприятия. В динамике пространства это диалектическое единство очень наглядно представляется в аналогии с “американскими горками”. Если сесть в вагонетку этого аттракциона и смотреть прямо перед собой, то перед глазами всегда будет рельсовое полотно и всегда будет ощущение движения вперед.
А если посмотреть на виток американских горок с боку, то можно увидеть круг или несколько кругов. И эти круги будут похожи друг на друга по определенным характеристикам, но в пространстве они разнесены друг от друга.
А если рассмотреть аттракцион от точки старта до точки финиша, то он предстанет в виде довольно интересной геометрической фигуры. Но эта фигура замкнутая и является своего рода циклом и вагонетка, двигаясь по этой фигуре, проходит всегда один и тот же путь.
Но при этом, находясь внутри аттракциона и двигаясь по линии рельсового полотна, участники аттракциона претерпевают реальные и отчетливые ощущения от действия различных сил в каждой точке аттракциона. По мере движения по аттракциону, на участников с разной степенью интенсивности действует сила гравитации, центробежная сила, сила инерции. И это различное воздействие разных сил очень ярко и отчетливо ощущается всем телом. Когда вагонетка с пассажирами прибывает из точки старта в точку финиша, то она прибывает в ту же самую точку замкнутой линии, из которой она начинала свой путь. Но участники аттракциона прибывают в эту точку уже совсем в другом состоянии и получив незабываемый опыт.
Осмысление исторических процессов
В случае исторических процессов, цивилизация всегда движется по определенной линии своего развития. И эта линия проходит в различных пространственно-временных координатах, которые складываются как совокупное движение объектов нашей вселенной – от метагалактики до планеты. И хотя каждое небесное тело движется по своей траектории, но если рассматривать это движение с определенного ракурса, то в каждой точке движения на небесное тело действуют различные силы, которые влияют на все процессы, происходящие внутри небесного тела и тел, в него входящих. Так, на процессы, происходящие на Земле действует энергия Солнца, Луны и планет Солнечной Системы. На Солнечную систему действуют энергии, исходящие из центра галактики и так далее.
Осмысляя исторические процессы, можно охватывать различный их объем и представлять себе в различной форме всю совокупность факторов и явлений, входящих в исторический процесс. В зависимости от пространственно-временных координат, в которых проходит исторический процесс, он может включать в себя циклы различной продолжительности. И эти циклы можно представить в различных формах. В традиционном представлении циклы исторических и экономических процессов обычно представлены в виде графиков подобного вида:
График – это всегда некая проекция реального процесса или явления. А проекция – это отображение более мерного явления или процесса с помощью менее мерного. Такое менее мерное представление будет не одно и каждое менее мерное представление более мерного явления или процесса будет по своему верным, будет верно отображать само явление или процесс. Но при этом оно никогда не будет полным и исчерпывающим. Этим объясняется, почему существует так много различных теорий, концепций, моделей для одних и тех же явлений и процессов. Каждая теория, каждая модель – это менее мерное представление более мерного явления.
Наглядно, представление более мерных форм с помощью менее мерных, можно представить следующим образом:
Таким образом, сами циклы спирали можно представить различно, в зависимости от того, под каким ракурсом их рассматривать и какие факторы учитывать. И если рассматривать различные модели описания исторических процессов как проекции, отображающие какие-то грани реальных процессов, то тогда их можно рассматривать не как взаимоисключающие или противоречащие друг другу, а как дополняющие друг друга. Ведь наша вселенная многомерна, и составляющие ее явления тоже многомерны. И если учитывать этот фактор многомерности реальности при ее осмыслении, то многие явления раскроются новыми гранями, заиграют новыми красками.