развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста консультация для воспитателей

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста консультация для воспитателей. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста консультация для воспитателей. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста консультация для воспитателей. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста консультация для воспитателей. Фото развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста консультация для воспитателей Мария Боброва
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

Консультация для педагогов. Формирование графомоторных навыков у дошкольников

В отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте — игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом,решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимосвязанных моментов,таких как:

— развитие «ручной умелости» (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание,сосредоточенность) мелкой моторики руки. Для развития кистей рук организуются лепка из глины или пластилина.Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев.

— развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения. Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам.).

— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест. Ритмических упражнениях и играх (пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста.

-самоссаж рук (карандашами, шишками, орехами и т. п.)

— развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений). Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью используются готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Большую роль играют в развитии графических умений различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш.Должны выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки. («Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др.)

Использование нестандартного оборудования (составь узор из палочек, геометрических фигур; разложить крупу по разным банкам; ниткопись, геоборд и др.)

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

Источник

Консультация для педагогов: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Подготовил: учитель-логопед Анищенко Ю.В.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

— Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

— Упражнения на определение правых и левых частей тела.

— Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

— Задания с условиями по выбору нужных направлений.

— Занятия по штриховке по контуру, обводка.

— Срисовывание геометрических фигур.

— Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

— дорисовывание незаконченных рисунков;

— дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

— упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

— Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

— Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка,формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
— зрительного восприятия;

— произвольной графической активности;

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Источник

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

Городского поселения «Рабочий поселок Ванино» муниципального района Хабаровского края

Консультация для педагогов

Тема: Развитие графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста.

п. Ванино. 3.11.2020 г.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Практика показывает, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому работа по развитию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.

Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и т.д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должно стать важной частью подготовки к школе.

Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т.п.), должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия больше, меньше, часть, целое.

Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко-координированных движений руки, пальцев, зрительно-моторных координаций (согласованного взаимодействия руки и зрения при выполнении графических заданий).

ВНИМАНИЕ! При выполнении любых графических заданий (раскрашивание, штриховке, копировании) следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, посадкой. Ребенок, поступающий в школу, должен правильно держать ручку (карандаш), при этом рука не должна быть сильно напряжена, пальцы должны быть чуть расслабленны.

До тех пор, пока ребенок не научится правильно держать ручку, правильно сидеть, не давайте сложных заданий. Задания могут быть очень простыми, дети могут выполнять их на листах, разлинованных в клетку, проведи пунктирную линию (объясните, что такое пунктир); продолжай по образцу и т.п.

Только тогда, когда ребенок будет свободно держать ручку, можно переходить к следующим заданиям. Он должен уметь правильно положить перед собой лист (тетрадь), наклонив его влево так, чтобы нижний левый угол был напротив груди и знать, что левой рукой необходимо придерживать лист при рисовании и письме.

Соблюдение правильной позы при письме и правильное держание ручки необходимое условие успешного формирования навыка письма.

Не рекомендуется учить детей до школы написанию письменных букв. Формирование навыка письма довольно сложный процесс и лучше, если он будет идти под руководством учителя.

А вот выполнение специальных графических заданий может быть очень полезно.

Перед началом выполнения заданий объясните ребенку их цель (мы немного потренируемся, попробуем, готов ли ты учиться «писать»), покажите строчки, на которых расположены графические элементы, объясните, что точки обозначают начало движения, а стрелки – направление. Шестилетнему ребенку гораздо проще провести длинную линию, чем короткую и тем более начать и закончить ее в определенной точке. Поэтому особое внимание ребенка обратите на точку начала движения («начинаем отсюда») и направление движения – стрелку («ведем руку сюда»). Каждый элемент (от точки до точки) пишется отдельно, затем рука и пальцы расслабляются (отдыхают), потом пишется следующий элемент.

Прежде чем тренироваться в выполнении этих (достаточно сложных) графических заданий, можно дать и более простые, как показано на рисунке.

Если задания не получаются, рука идет «не туда», штрихи неровные, неуверенные, если ребенок неловок, напряженно держит ручку или карандаш, постарайтесь разобраться в причинах. Понаблюдайте, как играет ребенок, умеет ли манипулировать мелкими предметами (дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить большие от маленьких, а потом нанизать их на леску или шнурок, отдельно маленькие, отдельно большие).

Внимательно посмотрите, как он рисует. Быть может, так же неловко держит карандаш, крутит лист вместо того, чтобы повернуть руку, не может аккуратно заштриховать даже небольшую поверхность.

Попросите нарисовать домик и заштриховать и вы все увидите. Не получается? Значит, выполнять графические задания рано. Необходимо уделите больше внимания общему развитию движений руки, пальцев. Лепка и вязание, скручивание толстой синтетической нити, игра на пианино (или имитация этих движений), мозаика, конструктор.

ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ И ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1. Перебирание пальцами: крутите карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок (сначала использовать все пальцы, а потом только по два справа и слева, меняя их) так, как показано на рисунке.

2. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.

3. Параллельно нужно рисовать, штриховать (очень маленькие поверхности, главное аккуратно).

4. Не менее важной для подготовки к письму является тренировка пространственного восприятия графических фигур, знаков (альбомы для раскрашивания).Очень хороши для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций задания типа «дорисуй недостающие детали (части) фигуры».

Старший дошкольный возраст связан с подготовкой к обучению письму.

Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез только печатных букв.

АНАЛИЗ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве А три элемента: палочки – две длинные и одна короткая.

С помочью СИНТЕЗА ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.

Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и т.д.)

ПОДГОТОВКА К ТЕХНИКЕ ПИСЬМА включает: развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз.

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ

Работа начинается с букв печатного шрифта. Вначале детям надо рассмотреть букву, постараться увидеть контурное очертание буквы в окружающих предметах, иначе говоря, определить, на что похожа буква. Дети определяют элементы в букве, определяют их количество, расположение. Затем можно попробовать показать букву на себе крупными движениями рук, ног, тела.

Букву можно сконструировать из пальцев рук. Буква лучше запомнится, если организовать разнообразную работу с нею:

• Найдите букву среди других в кассе букв.

• Выложите букву из имеющихся элементов

• Вырежьте букву. Выложите букву из мозаики, из палочек, если это возможно.

• Покажите букву ниточками на фланели. Сделайте ее из проволоки.

• Нарисуйте ее в воздухе.

• Сотрите букву, написанную мелом, мокрым пальчиком.

• Обведите пальцем контур буквы.

• Найдите букву в печатных текстах.

• Допишите недостающие элементы буквы.

Теперь можно приступить к письменным упражнениям в тетради.

ПИСЬМЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ТЕТРАДИ:

• приступить к написанию буквы сначала по имеющемуся слабоочерченному контуру и точкам;

• письмо по вкладышу (трафарету);

• написать буквы самостоятельно (создание целостного графического образа письменной буквы).

СОВЕТ 1: Систематически выполняйте с детьми физические упражнения для рук и пальчиковую гимнастику, играйте, развивая мелкую моторику.

СОВЕТ 2: в подготовке старших дошкольников к освоению письма предлагайте специальные графические упражнения в системе последовательного усложнения.

СОВЕТ 3: добивайтесь качественного освоения каждого вида упражнений.

СОВЕТ 4: предупредите трудность – выделите рабочую строку в тетради синим цветом, обозначьте начало строки точкой или чертой красного цвета.

СОВЕТ 5: перед началом работы убедитесь в том, что дошкольник ориентируется в пространстве тетрадного листа.

СОВЕТ 6: поддержите интерес ребенка к письму одобрением, не утомляйте длительным занятиям. Достаточно 2-3 минут письменной работы.

СОВЕТ 7: занимаясь с детьми, чередуйте задания, не забывайте об оценке качества его выполнения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

Прежде чем предлагать упражнения в тетради, надо научить детей ориентироваться на листе бумаги.

Предложите ребенку несложные задания:

Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, середину, правую, левую сторону.

КАК ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ ПРИ ПИСЬМЕ

Парта, стол, за которым сидит ребенок, и стул должны соответствовать его росту. Спина должна быть прямой, плечи на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги согнуты под прямым углом, опираются всей стопой на пол или подставку.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Так как такие дети отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, то у них будут возникать трудности в овладении графомоторными навыками. Проблема обучения дошкольников с ОНР графомоторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе.

И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы детей с нормой в речевом развитии, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.

Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М. М. Безруких, А. Д. Ботвинникова, В. А. Илюхиной, Е. В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались И. Н. Вихрова, О. Б. Иншакова, О. И. Крупенчук, С. Н. Лысюк, и другие.

Успешность коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка будет зависеть от соблюдения следующих условий:

1) целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка;

2) поэтапная работа по формированию графомоторного навыка.

Для формирования графомоторных навыков и развития мелкой моторики в целом используются различные упражнения и игровые технологии:

— пальчиковая гимнастика и логоритмика. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток, песенок. Постепенно игры перерастают в жизненно необходимые навыки, укрепляют пальчики рук ребенка, делают их «послушными», «умными», и вместе с тем доставляют огромную пользу его речевому развитию.

— пальчиковые дорожки. Это игровая технология для «ходьбы» пальцами на плоскости по определенным ориентирам – «пальчиковым дорожкам». Данная игра предусматривает следующие правила: пальцы обеих рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения следует расслаблять пальцы (например, трясти кистями). Технология поможет детям с ОНР развивать оптико-пространственную ориентировку, а также зрительное восприятие и внимание. Что в дальнейшем обучении ребенка может предотвратить ошибки на письме.

Методическое обеспечение программы для организации и планирования работы по формированию графомоторных навыков

1. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики

2. Нищева Н.В. Тетради для средней логопедической группы детского сада № 1 и №2. Содержат задания для сенсоматорного развития детей, совершенствования психических функций (зрительного и слухового восприятия, внимания и т.д.)

3. Нищева Н. В. Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (с 5 до 6 лет). Содержат занимательные задания и упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.

4. Нищева Н. В. Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (с 6 до 7 лет)

5. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. (Содержит задания для профилактики дисграфий и дислексий, обучению письму печатными буквами и чтению)

Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *