развитие графомоторных навыков у детей с овз

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Выполнила: учитель-логопед МАОУ «Видновская СОШ № 10»

Коновальцева Юлия Николаевна

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

В последнее время учителя начальных классов и учителя-логопеды отмечают увеличение количества детей с нарушениями в развитии или с ограниченными возможностями здоровья.

Весь коррекционно-педагогический процесс развития детей старшего дошкольного возраста направлен на формирование общих интеллектуальных умений, таких как постановка цели, выбор способа её достижения, умения планировать последовательность действий, умения оценить полученный результат. Сформированные в разных видах детской деятельности общие интеллектуальные умения не могут быть прямо перенесены в школьное обучение, но при этом составляют основу для усвоения школьных знаний и умений. Наиболее сложным является формирование готовности к овладению навыками письма и развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом, интеллектуальными нарушениями, речевыми нарушениями.

Для детей с нарушениями в развитии характерны снижение внимания, памяти, быстрая эмоциональная и физическая утомляемость с последующим снижением интереса к обучению в школе. Дети плохо координируют движения руке и глаза, ориентируются в пространстве и времени. У них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук, отмечается низкий темп графической деятельности, слабая переключаемость с одного движения на другое. Часто можно наблюдать низкий уровень развития осязательной чувствительности. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряжёнными. Также давно установлена связь между уровнем речевого развития ребенка и развитием движения пальцев рук. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Развитие моторики ребёнка не является изолированным от условий его жизни и воспитания. Элементарные двигательные навыки являются побочным продуктом его практической и игровой деятельности. Принято считать, что для подготовки ребёнка к письму достаточно дать ему возможность просто рисовать или лепить. Сложные же формы двигательных умений, необходимые для учебной деятельности, в том числе навыки письма, требуют сознательного обучения.

Письмо – комплексное умение, важным элементом которого является формирование и развитие графического навыка, которое идёт параллельно с формированием орфографических навыков. Среди многих видов учебной деятельности младшего школьника овладение им навыками письма является наиболее сложным. Большое значение имеют показатели интеллектуального, речевого, моторного развития, а также зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных умений. Развитые и сформированные графические навыки очень важны, так как обслуживают процесс письменной речи.

Подготовка детей к обучению грамоте включает в себя два основных направления: подготовка детей к письму и формирование навыков звукового анализа.

Целью данной работы является формирование и развитие навыка письма, увеличения скорости письма, становление почерка.

При обучении детей с ограниченными возможнонстями здоровья очень важно учитывать следующие задачи:

— соблюдение гигиенических требований – навыка правильного сидения за столом;

— развитие ручной и мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;

— формирование специфических действий руки (захват щепотью мелких предметов и манипулирование ими, правильное удержание ручки);

— развитие зрительно-двигательной координации;

— развитие слухового внимания и слухомоторной координации;

— формирование и развитие базовых графических навыков.

Обучение детей в начальной школе проводится поэтапно с учётом возможностей и индивидуальных особенностей ребенка. Коррекционно-педагогическая работа проводится на занятиях с учителем-логопедом. Полученные навыки закрепляются и отрабатываются дома с родителями.

Для проведения занятий требуются листы бумаги, тетради в линейку, цетные карандаши, фломастеры, ручки, мелкие предметы, су-джок, счетные палочки, нитки крупной пряжи, палочка чуть большей длины, чем ручка.

Коррекционная работа ведётся по нескольким направлениям. Можно работать в каком-то одном направлении и добавлять новые виды работ по мере освоения пройденного материала. Позже дети делают упражнения из всех направлений на каждом занятии.

На первом направлении коррекционно-развивающей работы необходимо развивать ручную и мелкую моторику рук. Формируется умение удерживать позу пальцев и кистей рук, выделять отдельно каждый палец на руке, формировать и развивать дифференцированные движения кистей и пальцев рук: сгибание и разгибание, отведение пальцев в стороны. Важно проводить работы по развитию силы и точности движений рук, гибкости суставов, нормализации тонуса рук.

Начинать занятия можно с самомассажа кистей рук и ладоней. Для этого понадобится палочка или карандаш. Необходимо с усилием прокатывать палочку между ладонями, затем одним концом палочки делать круговые движения по всей ладони (растирать центр ладони). Следующим упражнением может быть медленный подъём рук над головой и опускание их вниз. При этом необходимо удерживать в руках палочку одноименными пальцами.

Рука с палочкой в рабочей позе для письма устанавливается на столе с обязательным касанием ребром ладони поверхности стола. Производится одновременное сгибание и разгибание большого, указательного и среднего пальцев, стараясь, чтобы палочка при этом не двигалась и не падала. Затем перебирать палочку от верхнего конца к нижнему и обратно.

Хорошо проводить массаж шариком су-джок путём прокатывания его между ладонями, надевания колечка на каждый палец рук.

Пользуясь цветными нитками, ребенок может выкладывать определенные узоры на бумаге, завязывать узелки.

Очень хорошим приёмом на данном направлении коррекционной работы является использование упражнений пальчиковой гимнастики, которые можно сопроводить речевыми высказываниями (считалочками, стишками).

Следующим направлением коррекционной работы является развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.

Дети учатся выкладывать предметы на столе из счетных палочек, цветных геометрических фигур. Проводятся слуховые диктанты, позволяющие закреплять у детей пространственные представления. Ребенок учится ориентироваться на тетрадном листе бумаги, действовать по образцу и речевой инструкции.

Одним из направлений работы по развитию графомоторных навыков является совершенствование слухового восприятия, слухового внимания и слухомоторной координации. Для развития этих навыков подходит выполнение графических диктантов. Можно использовать графическое изображение свойств слова. Например, можно короткие слова изображать точкой, а длинные-тире. Ребенку диктуется набор слов, а он графически их «зашифровывает».

Полезно проводить непрерывную линию в ограниченном пространстве (на доске или на листе бумаги) под произносимые звуки (ж-ж-ж-ж, к-к-к-к и др.). Дети учатся отстукивать ритмы по слуховому образцу, соотносить звук с графическим действием (проведение различных линий на листе бумаги). Ребята обучаются воспринимать и дифференцировать звуковые характеристики (громко-тихо, длинно-коротко), соотнося их с изображением разных линий.

Теперь можно приступать к самому главному направлению нашей коррекционной работы – к формированию, развитию и совершенствованию базовых графических навыков и умений. На данном направлении детей обучают:

проводить простые линии-дорожки в заданном направлении;

проводить линии по заданному контуру;

копировать точки, изображения рисунков из геометрических фигур;

штриховать изображения предметов.

При штриховании нужно использовать большое число цветных карандашей. Каждым цветом линию проводим один раз, затем опять повторяем цвета. Таким образом тренируются и мышцы руки, и отрабатывается правильный захват принадлежностей для письма (карандаша, ручки, фломастера).

В тетрадях в частую косую линейку отрабатываются графические упражнения. Во всю высоту пространства между строчками выписывается орнамент из трех элементов. Он выполняется без отрыва руки, необходимо следить, чтобы ребенок доводил линии до верхней и нижней линейки, но при этом не выходит за их границы. При выполнении упражнения ребенок равномерно считает вслух «раз-два-три», завершая каждый элемент соответствующей цифрой. По мере овладения орнаментами из трёх элементов, их количество удваивается, синхронный счёт продолжается.

После этого выполняются упражнения с опорой на ритмическое программирование. При этом слитно выписывается орнамент из шести элементов с акцентом голосом на определенном элементе – первом, втором или третьем (например, раз-два-ТРИ-раз-два-ТРИ и т. д.).

Самым сложным является упражнение, в котором обучающемуся предлагается прописывать орнаменты из шести элементов с чередованием всех ритмов. Каждый орнамент прописывается по одной строке.

Сроки развития графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья варьируются от нескольких месяцев до нескольких лет и зависят от индивидуальных возможностей и способностей каждого конкретного ребенка.

По данной методике я провожу занятия с учеником с детским церебральным параличом. Наблюдается положительная динамика. Ребёнок научился держать карандаш, обводить узоры по линиям, проводить штриховки. Также на занятиях по этой методике занимаются ученик с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития. У них также наблюдается положительная динамика в становлении почерка. Элементы направлений данной разработки применяются на занятиях по коррекции дисграфии у учащихся начальной школы.

Формирование различных навыков и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья требует от учителей и родителей знаний об особенностях их развития, методах обучения и воспитания такого ребёнка. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа способствует формированию, развитию и совершенствованию у учеников начальной школы ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной и пространственной ориентировки, слухомоторной координации. Всё это даёт возможность школьнику овладеть такой сложной деятельностью, как письмо. Красивый и поставленный почерк позволяет повысить скорость письма, успевать за учителем в классе, убрать «грязь» из тетрадок. Дети делают меньше ошибок, связанных с низкой скоростью письма и неправильным написанием букв. Школьники начинают лучше усваивать программный материал, интересоваться занятиями с творческой направленностью (технология, изобразительное искусство).

Но стоит помнить, что любая работа строится не только на усилиях педагога и ребёнка, но и целенаправленной помощи и поддержке родителей.

Источник

Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овз

Что такое графомоторика

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овз

Основные стадии развития графомоторных навыков

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

Навыки детей 2-3 лет:

Навыки детей 3-4 лет:

Навыки детей 4-6 лет:

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овз

Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.

Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овз

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки.

На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.

На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овз

Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овз

Развитие графомоторных навыков у детей с ТМНР

Дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) не в состоянии ориентироваться в пространстве листа бумаги, они не замечают ориентиров в виде строчек и клеток, неправильно держат ручку или карандаш.

Первый этап работы над развитием графомоторных навыков у детей с ТМНР заключается в обучении их правильному захвату карандаша (ручки). Важно развивать дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать средний, указательный и большой палец в «щепотку» и захватывать, таким образом, различные предметы.

Детей учат чертить вертикальные и горизонтальные линии, следя глазами за движениями своей руки. Методики обучения зависят от возраста ребенка, а также от его диагноза и степени испытываемых им трудностей.

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в соответствующих коррекционных мероприятиях, направленных на развитие интереса к данному виду деятельности, а также «готовности» руки к выполнению необходимых движений.

Упражнения и игры на развитие графомоторных навыков

Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овз

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.

Источник

Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ»

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овз Дарья Алексеевна Зенкова
Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ»

Графический навык – это привычные типовые положения кисти пишущей руки, ее движения.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются на физическом и познавательном развитии ребенка.

Развитие графических навыков имеет большое значение при поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно–двигательной координации,то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.

Данную работу мы строим по нескольким направлениям:

• формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);

• формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы», затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);

формирование дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги) («Наряди елку», «Разложи фрукты»);

обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);

• обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три, расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении, шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).

2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

• формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей, узнавать и называть собранный предмет;

• обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери, что круглое? (колесо, мяч, что овальное? (рыба, ежик, Что квадратное? (часы, стол) и т. д.);

3. Развитие пространственной ориентировки.

• формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);

• обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);

• формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).

4. Формирование базовых графических умений и навыков.

формирование умения проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом, между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см, непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно, не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»);

• формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»);

• формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика);

• обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции;

• формирование умение копировать точки (простого рисунка, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор», «Продолжи забор»);

формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.

5. Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров предметов.

• формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).

6. Совершенствование базовых графических навыков и умений.

Одним из упражнений максимально приближенного к условиям учебной деятельности, служит графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Этот вид упражнений помогает предотвратить такие трудности в обучение, как несформированность орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, плохая ориентация в тетради. Так же формирует у детей такие важные навыки, как слуховое внимание, пространственная ориентация, умение понимать и четко выполнять указания взрослого.

Графическийдиктант можно выполнять в двух вариантах:

1. ребенку предлагается образец геометрического узора и просят его сделать точно такой же рисунок в тетради в клетку;

2. взрослый задает последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, дети выполняют работу на слух, а затем сравнивают изображения предмета с образцом.

Графические диктанты нужно сопровождать загадками и пальчиковыми гимнастиками. В процессе занятий дети развивают мелкую моторику пальцев рук, учатся выделять отличительные особенности предметов, пополняют словарный запас.

При выполнении графических заданий надо уделять внимание формированию у детей навыка правильной позы: держать оба плеча ровно, локти располагать так,чтобы они опирались о стол равномерно: ноги согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой рукой (если ребенок левша, то правой рукой).

Упражнения для формирования у детей базовых графических умений, разделены на четыре этапа. Каждый этап заданий помогает ребенку приобрести определенные умения.

I этап обучения включает пять серий заданий. Детям предлагаются образцы линий, данные пунктиром, для формирования и закрепления умения правильно пользоваться пишущими и совершать графическое действие совместно со взрослым или по показу.

1серия обучает правильному захвату пишущего предмета,умению проводить прямые вертикальные прерывистые линии на альбомном листе бумаги в направлении сверху вниз: дождик, семечки, иголки, трава и т. п.

2 серия Формируется умение безотрывно проводить вертикальные линии в направлении сверху вниз: стебельки, черенки, ленточки, заборчик, шпалы и т. п.

3 серия Формируется умение безотрывно проводить горизонтальные прямые линии от одного графическогообъекта до другого в направлении слева направо: мячик катится по дорожке, зверята бегут по тропинке, машины едут по шоссе и т. п.

4 серия Формируется умение ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах и произвольно: зернышки для цыплят, песок в формочках, семечки для птичек, снег падает и т. п.

5 серия Формируется умение проводить безотрывно спиралевидную линию от центра по нарастающей к периферии и наоборот – от периферии к центру в направлениях слева направо и справа налево, при этом внимание ребенка фиксируется на точке,с которой начинается линия: клубочки, нитки, круги на воде и т. п.

II этап включает в себя четыре серии заданий. В графических заданиях этого этапа все упражнения направлены на формирование зрительнодвигательной координации, умения ориентироваться на листе бумаги и работать по показу.

1 серия Дети обучаются штриховать контуры геометрических форм, простых предметных изображений, ориентируясь на точки и указатель стрелку.

2 серия Дети овладевают умением проводить безотрывные линиидорожки (прямые, волнистые, ломаные) шириной от 2 до 2,5 см и от 1 до 1,5 см в направлении сверху вниз, слева направо, ориентируясь на вспомогательные ориентиры – точки, стрелки, штрихпунктирные линии.

3 серия. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, работать по образцу, сличать графические изображения со счетными плоскостными палочками,используя метод наложения: заборчик, елочка, грибочек, лесенка и т. п.

4 серия Формируется умение копировать изображения простых геометрических форм и предметов (круг, треугольник, гриб, домик, снеговик и др.) на плоскости листа (снизу, сверху, слева, справа) и дорисовывать их. Также закрепляется умение проводить разные линии по заданной штрихпунктирной. Для мотивации используются игровые приемы с предметами, сюжетные картинки.

III этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные действия, закрепляют умение ориентироваться на указательстрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию целостного образа графических изображений, умения работать по показу.

1 серия Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом безотрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от 2,5 до 1 см). Кроме того,дети учатся ориентироваться на указательстрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т. п.

III этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные действия, закрепляют умение ориентироваться на указательстрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию целостного образа графических изображений, умения работать по показу.

1 серия Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом безотрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от 2,5 до 1 см). Кроме того,дети учатся ориентироваться на указательстрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т. п.

2 серия Дети учатся ориентироваться на альбомном листе бумаги (верх – низ, левая сторона – правая сторона, середина); обводить геометрические формы и простые изображения предметов по внешним контурам; проводить дугообразные линии по указателюстрелке; дорисовывать контуры изображений простых предметов. Продолжается формирование целостных образов простых предметов, представленных в изображениях (например, дом, елочка, гриб, зонт и т. п.).

3 серия Закрепляется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги (определять середину листа, что изображено наверху и внизу, слева и справа, в углах – верхнем левом и верхнем правом, нижнем левом и нижнем правом); умение проводить безотрывные линии по диагоналям через середину листа;при выполнении заданий ориентироваться на указатель стрелку и штрихпунктирную линию: посади улиток на грибочки, угости дельфинов рыбой, запусти ракету в космос и т. п.

4 серия Включает графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу. Дети обучаются соблюдать интервалы и очередность геометрических фигур; последовательно обводить формы по штрихпунктирной линии,ориентируясь на указательстрелку: обведи фигуры в ряду, дорисуй следующую фигуру, нарисуй свой узор и т. п.

IV этап включает пять серий графических заданий,закрепляющих следующие умения: ориентироваться как на строке (широкой, узкой, так и в широкой клетке; работать по показу и образцу (копировать графические ряды, представленные простыми линиями, геометрическими фигурами, элементами букв); завершать начатое графическое действие.

1 серия Учит выполнять упражнения в пределах широкой строки (ширина 4 см, ориентироваться на строке (фиксировать середину, верхнюю и нижнюю границы строки). Закрепляет умение проводить прямые безотрывные линии по этим границам с ориентировкой на точки начала и конца графического действия; вести вертикальные, наклонные, волнистые и ломаные линии в пределах строки,ориентируясь на стрелку: проведи пальцем по строке, проведи линию по верхней границе строки, проведи линию посередине строки, продолжи ряд, разложи геометрические фигуры на верхней строке листа, а на нижней строке скопируй их.

2 серия Формируется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см, зрительно фиксировать одну клетку, обводить ее, показывать ее углы, проводить разные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) по клеткам, отсчитывать клетки, ориентироваться по точкам, по стрелке.Вырабатываются умения копировать простые изображения по клеткам в разных плоскостях листа бумаги: наверху – внизу, слева – справа; работать по образцу; доводить упражнения до конца.

3 серия Закрепляются умения ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см) и работать по образцу (копировать последовательно графические изображения простых предметов по клеткам, соблюдая очередность и интервалы между элементами, а также высоту и ширину изображения); переносить графическиеизображения на плоскость листа: сверху – снизу, слева – справа; доводить начатое графическое действие до конца: нарисуй домики, флажки, круги по клеткам, продолжи ряд, нарисуй кораблик слева, нарисуй башню справа, дорисуй по клеткам и т. п.

4 серия Закрепляются умения ориентироваться на крупной строке (ширина 4 см); копировать графические элементы в пределах строки (соблюдать интервалы между элементами, очередность, ориентироваться на точки, стрелку, штрихпунктирные линии); последовательно копировать элементы букв (наклонные линии, полуовалы, овалы, крючки, петли, зигзаги); завершать графическое действие: проведи линии по стрелке, продолжи ряд и т. п.

5 серия Закрепляется умение ориентироваться на строке шириной 2 см. После того как у ребенка сформируются графические умения и навыки в пределах крупной строки (4 см, рекомендуем повторить упражнения четвертой серии на строке шириной 2 см. Этот переход важен для дальнейшего выполнения упражнений на поле листа тетради в крупную линейку.

Опыт целенаправленной коррекционнопедагогической работы по овладению определенными графическими умениями показывает,что дети изучаемой категории способны выполнять следующие задания: проводить и копировать разные линии, штриховать, дорисовывать, чередовать элементы букв, цифр в пределах клетки, строки. Комплексная работа специалистов (воспитателей, учителядефектолога, психолога) в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности позволяет активизировать у детей познавательный потенциал, сформировать графические навыки и повысить мотивацию к учебной деятельности.

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овзИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для родителей «Воспитание культурных навыков и пример взрослых для детей» «Понятие о культуре очень широко- от умывания лица до последних высот человеческой мысли» М. И. Калинин. Программа воспитания в детском.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть фото развитие графомоторных навыков у детей с овз. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков у детей с овз. Картинка про развитие графомоторных навыков у детей с овз. Фото развитие графомоторных навыков у детей с овзРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *