развитие графомоторных навыков у детей с онр
Особенности формирование графомоторных навыков у детей с ОНР
Ярушкина Светлана Валерьевна
Особенности формирование графомоторных навыков у детей с ОНР
Нужно помнить, что ОНР потому так и называется, что у ребенка существуют общие проблемы с речью – не только со звуковой ее стороной, но и со смысловой. Так что если ребенок не произносит какие-либо звуки, само по себе это не является диагнозом ОНР.
Дети в школе могут испытывать трудности с чтением и письменной речью. Дисграфия и дислексия – частые спутники ОНР.
Правильные предложения в речи такого ребенка могут соседствовать с неправильными – в зависимости от ситуации одна и та же грамматическая форма может изменяться. Много ошибок дети допускают в вопросах согласования и управления.
Например, неправильное употребление существительных во множественном числе («ухи» вместо «уши», «роты» вместо «рты», неверное согласование прилагательных и существительных («глубокая озеро»).
Несмотря на то, что словарный запас детей с ОНР 3 уровня обогащается за счет новых существительных и глаголов, они зачастую неверно или неточно их употребляют, подменяя одно понятие другим («стул» вместо «табуретка»).
Часто наблюдается затруднение в произношении многосложных слов («милисинер» вместо «милиционер», «висипед» вместо «велосипед»).
Дошкольники с ОНР отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело учить стихи, подолгу сосредотачиваться на одной задаче, или, наоборот, вовремя переключаться с одного объекта на другой. Поэтому они быстро утомляются и допускают ошибки при выполнении задач. Нарушение мелкой моторики рук – еще одна характерная особенность дошкольников. Их координация пальцев нарушена.
При общем недоразвитии речи у детей отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности артикуляционных. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих детей выявляются нерезко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса.
Сформированностьграфомоторных навыков.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыков письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Рука ребёнка –дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдение за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других наоборот, повышенный, и в этом случаи рука ребёнка устаёт быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развитие памяти и зрительных представлений.
Около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет, почему тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи.
Естественно, что этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторного компонента речи детей.
Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук.
Для формирования навыка требуется, чтобы ребенок был подготовлен к обучению этому навыку, причем каждый навык требует подготовки своих специфических сфер.
Функциональная база графомоторных навыков включает серийную организацию движений, зрительную память, зрительно-пространственную координацию, моторику.
Зрительная память нужна для запоминания букв, зрительного образа слова, для дифференциации сходных по написанию букв.
Важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графомоторных навыков, является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения, обратная связь происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует.
Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных движений и развитии соответствующих навыков.
Формирование графомоторных навыков и подготовка руки к письму.
• Знакомство с направлением штриховки
— слева на право (с право на лево)
• знакомство с видами штриховки
— параллельная (редкая, частая)
Можно обводить шаблоны и трафареты, заштриховывать их
• Развитие силы кисти руки и её подвижности
Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР
Елена Сулимчик
Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР
Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Нарушается развитие моторной сферы, как общей, так и мелкой моторики. Нарушение формирования моторной сферы оказывается неизбежным при общем недоразвитии речи, так как овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук. Так при тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе)залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Можно выделить основные направления работы по развитиюмелкой моторики и подготовки руки к письму:
Нормализация мышечного тонуса.
При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание,контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужно использовать релаксирующие упражнения.
При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).
Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)
– сначала даются упражнения для более крупных мышц;
– начинают со статических движений (удержание позы);
– динамические движения (кулак – ребро – ладонь);
– движения с помощью пальцев.
Разучивать упражнения лучше индивидуально:
– начинать с ведущей руки;
– затем подключается другая рука;
– обе руки одновременно;
– упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.
Формирование графо-моторных навыков.
Это направление можно разделить на несколько этапов.
1-й этап. Ребенок работает на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти.
На этом этапе предлагается знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет– это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить дошкольников рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях.Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:
а) не заходить за контур;
б) не оставлять пробелов;
в) выполнять движение в одной плоскости.
Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т. д.).
2-й этап. Работа дошкольников в тетради в крупную клетку.
На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка, учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец.
3-й этап. Работа в тетради в мелкую клетку., крючочки и т. д
4-й этап. Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки, кружочки.
Нормализация оптикопространственных ориентировок.
Последовательность работы на этом этапе :
1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)
2. Ориентировка в помещении.
На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)
3. Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).
4. Ориентировка на плоскости.
Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.
5. Ориентировка ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать в клетке, т. к. клетка является маленькой копией листа.
6. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию.
Полезно предлагать задания в жесткой определенной последовательности их выполнения, т. е. различать графические элементы, вписываем над строкой, в строке, под строкой.
7. Уточнение значений предлогов.
Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.
1. Развитие зрительного гнозиса (узнавание).
2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Диференциация смешиваемых букв.
На этом этапе дети должны научиться находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т. д.
При изучении букв полезны следующие упражнения: выкладывание букв из палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание букв путем тактильного восприятия и др.
Исходя из данных диагностики, чтобы добиться высокого уровня развития мелкой моторики и подготовки руки к письму,ставятся следующие задачи:
1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
2. Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
5. Увеличить объем внимания, памяти.
6. Развивать речь.
7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
Обучение детей пятилетнего возраста графическим навыкампроводится в два этапа:
1-й этап – подготовительный. Кроме предварительного обследования детей, главное внимание здесь уделяется коррекции общей и тонкой моторики.
Здесь ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз, горизонтальными (слева – направо, наклонными (сверху – вниз, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д., крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т. д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как “Попади в цель”, “Дорожки”.
2-й этап – непосредственное обучение графическим навыкам. :
1. Ориентироваться в тетради в крупную клетку.
2. Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.
3. Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.
4. Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.
На этом же этапе, начиная с 5,5 лет можно обучать использованием элементов букв. ребенка штриховке с
Занятия с детьми шестилетнего возраста рекомендуется начинать в сентябре. При этом тренировку пальцев и обучение графическим навыкам следует проводить параллельно.
Графическиеупражнения приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку.
Также данные занятия преследуют и другие цели – это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т. д., пространственное ориентирование.
Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.
Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.
Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.
Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.
Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.
Развитие трудовых навыков-помощь сверстников в одевании «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский Трудовая деятельность.
Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж» Цель игры: формирование навыков композиционного построения и пространственного мышления, умения видеть и передавать свойства перспективы.
Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
Галина Мануйлова
Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Графомоторный навык–это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навыксоздает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развития памяти и зрительных представлений.
А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.
1. Коррекционные мероприятия.
Коррекционные упражнения по развитию графо-моторных навыков у детейс ОНР соединяются в 3 блока:
1. Упражнения для рук (самомассаж, игры пальцами, чтобы снять напряжение кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость).
Пальчиковая игра «Две сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке
Бежали, бежали и друг дружку повстречали
Так друг дружку обнимали, так друг дружку обнимали, так друг дружку обнимали, что едва мы их разняли. Широко расставив руки, шевеля палицами приближаем ладони друг к другу.
Делаем движения рукопожатия. Меняя руки.
Крепко обнимаем ладони и пытаемся их разорвать.
Пальчиковая гимнастика «Налим»
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки,
И учили их считать
Раз, два, три, четыре, пять. Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.
Движения ладонями с двух сторон.
Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.
Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка,
У нее была корзинка.
Вдруг корзинка на пол – бух,
Полетело десять мух! Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.
Ребенок соединяет ладошки «ковшиком».
Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.
Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Мышонок»
Сел мышонок на масленок,
А масленок – липкий гриб,
Посидел на нем мышонок
И прилип, прилип, прилип. Ребенок ладонью левой руки накрывает кулачок правой.
Ребенок вращает кулачком правой руки.
Ребенок трет ладонью левой руки по кулачку правой.
Ребенок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится».
Кулак-ладонь. Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты.И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.
Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.
Ухо-нос. Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.
Капитанское. Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий — это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
Между пальцами катать.
(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом другой).
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Вот и вся моя семья!
2. Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику.
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:
-катание мяча в определенном направлении;
-бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком;
-складывание геометрических объемных предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;
-открывание и закрывание коробок, деревянных матрешек;
-выкладывание букв предметов из счетных палочек;
-перебирание бобовых (отделение гороха от чечевицы);
-завязывание и развязывание шнурков;
-нанизывание бус на шнур;
-собирание мелких пазлов и мозаики.
3. Упражнения на развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления при обучении элементам письма.
Найди в каждом ряду рисунок, который похож на образец.
Найди тень и обведи ее.
Назови наложенные друг на друга рисунки.
Графические диктанты.
Раскраски по номерам.
Обведение контуров линейки и их штриховка.
Рисование спирографом.
2. Календарный план.
Основным инструментом, с помощью которого осуществляется управление временем проекта, является календарный план проекта. Каждый месяц идет постепенное усложнение заданий.
Ноябрь. Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук, как средство развития речи детей, создание картотеки пальчиковых игр, упражнений, заучивание пальчиковых игр. Совершенствовать знания детей о точке, линии, штрихе. Учить правильно держать карандаш при письме, знакомить с правилами посадки при письме. Катание мяча в определенном направлении; бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; складывание геометрических объемных предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой. Раскраски по номерам, знакомство со спирографом.
Декабрь. Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников. Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв предметов из счетных палочек, перебирание круп, ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень.
Январь. Консультация для родителей (законных представителей).Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика». Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв предметов из счетных палочек, перебирание круп, бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень, назови наложенные друг на друга рисунки.
Февраль. Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв предметов из счетных палочек, перебирание круп, бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень, назови наложенные друг на друга рисунки, рисование узоров спирографом.
Март. Катание мяча и подбрасывание в определенном направлении, пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв и предметов из счетных палочек, перебирание круп, бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень, назови наложенные друг на друга рисунки, рисование узоров спирографом.
Апрель. Массаж СУ-Джок, выкладывание букв и предметов из счетных палочек, перебирание круп, Назови наложенные друг на друга рисунки, графические диктанты, ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, штриховка, рисование узоров спирографом, графический диктант.
Май. Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы. Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, завязывание и развязывание шнурков; нанизывание бус на шнур; собирание мелких пазлов и мозаики, ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, штриховка, графический диктант, назови наложенные друг на друга рисунки, рисование узоров спирографом.
3. Предполагаемый результат.
Механизмом оценки получаемых результатов прежде всего является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребенком, как и насколько он «включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи». К концу проекта можно сказать, что пальчики у воспитанников должны стать более ловкими, гибкими, дети должны быстрее овладевать сложными упражнениями, речь детей значительно улучшиться.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и улучшается техника рисования, а в дальнейшем письмо. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, при этом расширяя ее диапазон собственными наработками.
Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий.
Физиологическое и речевое дыхание детей с общим недоразвитием речи Важнейшим условием правильной речи является спокойным глубокий вдох, плавный длительный выдох и чёткая артикуляция. Дыхание ребёнка в своём.
Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.
Формирование лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Речь – это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека.
Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Именно к 6.
Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых,.
Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.
Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи. Учитель-логопед Гунченко Е. Н. ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка».
Пальчиковые игры для детей с общим недоразвитием речи Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все знаем, что.
Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Работая с детьми с ОНР старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей.