развитие графических навыков у дошкольников
Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста»
Екатерина Яковлева
Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста»
Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека, но при этом они связаны с учебной деятельностью, что отличает их от большинства сенсорных навыков. Необходимо учитывать возрастные способности дошкольника: подвижность и неусидчивость, неустойчивость внимания.
Во-первых, следует вспомнить, что в каждом из технических навыков есть двигательная часть – выполнение рукой рисовального движения, и сенсорная – восприятие движения и осуществление контроля за ним.
На различных этапах процесса отработки технических навыков рисования ребенком контроль за произведенным движением отличается. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту (ослабление зрительной регуляции – ошибочное,неуверенное движение: например оно теряет взятое направление, линия искривляется). В других случаях недостаточно регулируется длительность движения – и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки навыка более существенным становится кинестетический контроль за движением. Но при этом одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графическойдеятельности также недостаточно: глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления, в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестетические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык.
В младшем дошкольном возрасте ребенок только начинает формировать художественный образ, передавать окружающий мир. При этом очень часто ребенок вовсе не стремится передать свой замысел изобразительными средствами, и многое остается у них за пределами рисунка.
Ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усваивает способы изображения любого сходного по форме предмета, т. е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же рисовальное движение для изображения разных предметов, он постепенно приобретает опыт. В тех случаях, когда педагог ставит перед детьми задачу нарисовать предмет уже знакомый, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. В процессе обследования предмета, определения формы его частей, величины и расположения, воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части (формы) и показывает у доски. Если предмет не сложный, воспитатель может прибегнуть к показу жестом в воздухе.
В. Н. Аванесова рекомендовала постепенно вовлекать детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу – проводить ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.
Необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу, поскольку это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.
Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт – рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
Также нужно использовать естественное стремление детей к повторению: нужно подбирать такое содержание, которое само требует повторного создания изображения (шарики, колечки, цветы, лесенки и т. д.). При этом следует помнить, повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом. Иначе это повторение сыграет отрицательную роль, так как каждый раз будет закрепляться неправильное движение и сформируется неправильный навык.
М. М. Безруких исследуя, что и как рисуют дети, утверждает, что в 2-3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони (выполняют довольно сложные движения, но они спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами).
С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. При выполнении вертикальных движений координация уже лучше, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.
В 3-4,5 года ребёнок уже умеет правильно держать карандаш и свободно им манипулировать. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным.
В 5 лет дети хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи, их длину они уже способны ограничивать длину (они уже ровнее и чётче). Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.
Ну а в 6 лет дошкольники уже хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными. Им доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы.
Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования и проявления эмоций у детей дошкольного возраста». Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют.
Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.
Консультация «Особенности полоролевой идентификации и формирования полоролевых стереотипов у детей» В связи с половой идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным.
Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста» Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.
Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.
Особенности формирования трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста Консультация для родителей Особенности формирования трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста По своему содержанию.
Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.
Сообщение: «Особенности методики формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста». Основателем традиционном методики формирования количественных представлений, построенной в соответствии с программой воспитания и обучения.
Развитие графических навыков письма у дошкольников
Надежда Лукьяненко
Развитие графических навыков письма у дошкольников
Развитие графических навыков письма у дошкольников
На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное письмо»; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальной системы работы, целью которой является подготовка руки ребенка к систематическому письму, формирование элементарных специфических графических навыков письма.
Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу с детьми регулярно. Выработалась определенная система упражнений.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников (6лет, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия провожу в тетрадях с крупной и мелкой клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Существует несколько мнений по поводу того, какую тетрадь брать для занятий, в крупную или мелкую клетку. Я практикую так. На первых занятиях, когда дети учатся ориентироваться в тетради и на рабочей строке, даю детям листы тетради в крупную клетку. А потом мы работаем карандашом в тетради в мелкую клетку.
Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке.
1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
3.Радуга: теплые и холодные тона.
4. Наклонные прямые линии и комбинации из них.
5. Печатание цифр по клеткам.
6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
7. Печатание букв по клеткам.
8. Рисование по клеткам предметов сложной формы.
Упражнения усложняю постепенно. Знакомя детей с новым упражнением, опираюсь на ранее усвоенные им умения и навыки.
Примерные упражнения по разделам
1. Знакомство с тетрадью. Загадать детям загадку. То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать. Называюсь я… (тетрадь).
Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны – две страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Заполнять листы рисунками и орнаментами нужно по порядку.
Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.
Предложите детям такие задания:
— Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону.
— На листе тетради есть четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол.
— Покажите пальчиком верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину страницы.
— А сейчас мы будем с вами на странице тетради создавать картинку (на столах у детей лежат картинки: подсолнух, домик, солнышко, тучка, бабочка).
— Положите в правый нижний угол картинку подсолнуха. В левый нижний угол картинку домика. В правом верхнем углу будет солнышко. В левом верхнем углу – тучка. Посредине разместите бабочку. Вот такая картинка получилась.
Загадываю ещё одну загадку.
Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж… Что же это? Карандаш.
— А сейчас поработаем карандашом. Но сначала сделаем массаж. (Массаж руки гранённым карандашом со словами):
Мы, как древние индейцы,
Сильно палочку покрутим
И огонь себе добудем.
(Проверить, правильно ли держат дети карандаш).
– Не забывайте, что карандаш, также и ручка удерживается большим, указательным и средним пальцами. Похлопайте указательным пальчиком по карандашику… Вот так.
— Возьмите карандаш и в правом верхнем углу обведите клеточку.
(Так дети обводят клеточки во всех четырёх углах и посредине страницы).
— Послушайте ещё одну загадку.
Жмутся в узеньком домишке
Только выпустишь на волю –
Там глядишь – красота! (Цветные карандаши).
А затем закрашивают их цветными карандашами.
Рабочая строка.Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.
Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях педагог сам чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток, закрашивают ее синим карандашом. «Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке».
Дети закрашивают рабочую строку синим или голубым карандашами, как будто бы это река.
Дети ставят точки на рабочей строке: в центре клетки, на середине боковой стороны клетки. На пересечении линий.
2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинация из них.
Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание.
Это могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо или сверху вниз, раскрашивают. Упражнения выполняют строго по клеткам.
Длительность графических операций не должна превышать 5-7минут.Следует отметить: не торопите детей. У каждого ребёнка свой темп письма.
— На рабочеё строке нарисуйте прямые линии сверху вниз. Обращаю ваше внимание, что прямые линии мы рисуем сверху вниз. Овалы – против часовой стрелки. Полуовалы можно рисовать как по часовой стрелке. Так и против неё.
3. Радуга.Цель: закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.
Педагог чертит радугу,дети закрашивают ее по порядку в цвета: красный, оранжевый, желтый – это теплые цвета, как солнышко, как огонек; зеленый, голубой, синий, фиолетовый – это холодные цвета, как небо, как река, море. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплый или холодный цвет по указанию педагога.
4. Наклонные прямые линии и комбинации из них.Цель: развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.); зрительно- двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.
Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховки их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию педагога.
5. Печатание цифр по клеткам.Цель: развивать ориентирование в микропространстве, зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.
Цифры печатаем такими, как печатают индекс на почтовых конвертах.Далее можно предложить детям сравнить:что одинаковое и что разное в паре цифр: 2 и 7, 6 и 9.
6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.Цель: развивать зрительно- двигательную координацию, умение чертить плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве.
Дуги желательно чертить высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат – клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат. Овалы чертить в прямоугольнике шириной в одну клетку, высотой в две клетки, затем в таком же воображаемом прямоугольнике. Перед тем, как рисовать дуги в тетради, попробуйте нарисовать их в воздухе.
7. Печатание букв по клеткам.Цель: развивать внимание, зрительно-двигательную координацию, закреплять элементарные графические умения и навыки письма.
8. Рисование по клеткам предметов сложной формы.Цель: развивать зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной формы, ориентирование в пространстве; закреплять навыки счета и измерения условной меткой – клеткой.
Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур. Сначала дети рассматривают образец, зрительно расчленяя его на простые геометрические фигуры, определяя их величину, считая клетки в каждой стороне и определяя их взаимное положение, затем рисуют по образцу, раскрашивают. На следующем этапе работы дети рисуют предметы или орнаменты из геометрических фигур по замыслу, раскрашивают их.
Письмо требует особых умений, точного изображения букв, плавных, ритмичных движений. Что может помочь в написании букв, а сначала только лишь их элементов? Та деятельность, где ритм выражен особенно ярко, музыка. Музыку можно записать не только с помощью нот, но и с помощью палочек, крючочков, петелек.
— Попробуйте передать эти удары, не отрывая руку от бумаги. Возможно, это получится ломаная линия.
— Сейчас я пропою на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. А вы запишите мелодию непрерывным движением в рабочей строке. (Даю образец непрерывных полукругов).
— Сейчас я пропою «ля-ля-ля» в более быстром темпе (образец на доске).
— Сейчас я пропою «ля-ля-ля» в медленном темпе (образец).
— Выполните танцевальное движение –притопывание ножкой на сильные доли: «там-там-там». (Мелодия песни «Во поле берёза стояла»). Изобразите это движение непрерывной линией. (Образец).
— Сделайте лёгкие полуприседания – «пружинки» (два образца).
— А теперь глубокие приседания. Нарисуйте.
— Закройте глаза и послушайте эту спокойную музыку. (Вальс). Подумайте, что под эту музыку можно делать, что под неё хочется делать?
— Под эту музыку хочется кружиться (образец узора).
Водящий ударяет в бубен умеренно и быстро. Дети записывают «мелодию» в тетради, «переводят» звуковые образы в двигательные.
— Пропоем сейчас простую и знакомую детям песенку. (Мелодия песни «Жили у бабуси»). Во время пения дети выполняют «графическую мелодию».
Будем надеяться, что детям будет интересно одновременно слушать мелодии, писать. А иногда и танцевать.
Зарисовывание песенок и ритмов поможет сформировать важные для письма умения: умение видеть рабочую строку и при письме не выходить за её границы; умение правильно держать карандаш; а главное – подчинять свои движения карандашом определённому ритму, приучать руку к уверенному безотрывному письму. Заодно дети освоят написание некоторых элементов букв рукописного шрифта.
Примерный план занятия (или части занятия) по развитию элементарных графических навыков письма
1. Сообщение детям темы занятия.
2. Рассматривание образца упражнения, объяснение способа его выполнения.
3.Показ способа выполнения задания на доске или в тетради с одновременным пояснением: «Поставим ручку в правый верхний угол клетки, проведем прямую в левый нижний угол и т. д.»
4. Проговаривание детьми способа выполнения задания.
5. Выполнение задания.
6. Контроль со стороны педагога за точностью выполнения задания детьми.
7. Привлечение ребенка к анализу качества выполненной работы.
Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.
Развитие мелкой моторики в школе раннего развития «Дошкольник». Презентация. Школа раннего развития «Дошкольник» в нашем Доме детского творчества существует уже около 20 лет. Создана она была для детей, не посещающих.
Особенности организации занятий по формированию графических навыков у дошкольников
Галина Пидусова
Особенности организации занятий по формированию графических навыков у дошкольников
Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.
Акт письма определяется учеными (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают;утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т. Д
Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон).
Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима.
При выполнении графических упражнений также уместно использовать простой карандаш повышенной мягкости. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется
Формирование графических навыков может проходить на занятиях во время НОД, при самостоятельной работе с детьми в дошкольном учреждении и в условиях семьи. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Длительность занятий 10—20 минут. Занятия желательно объединять в блоки в соответствии со степенью сложности графических упражнений и уровнем точности их исполнения. Каждое графическое упражнение несет определенную методическую нагрузку, поэтому не стоит торопить детей.
Например, при выполнении графических упражнений первого блока дети закрепляют умение держать карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях (графическая игры «Дострой замок», «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй заборчик»).
В следующем блоке происходит усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам («Найди фрагменты изображения», «Повтори рисунок по клеточкам»).
Последующий блок — дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.
Усложнение претерпевает и характер графических упражнений: от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных цветов, веток, ягод. Выполнение графических упражнений этого блока требует от детей более высокой степени точности.
В процессе занятия необходимо обращать внимание на умение ребенка не выходить за контур изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.
Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки.Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
В практике подчас имеет место и нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий (домика, дерева, забора и так далее) приводит у некоторых детей к тому, что требование письма «на себя» при наклонном положении бумаги пишется перпендикулярно линии строки. Конечно, не у всех детей одинаково влияние прошлого опыта. Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки. Больше всего необходимы упражнения в самом письме.
Большое значение имеет индивидуальный подход к решению проблем и трудностей. Индивидуальная работа с детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого упражнения уходит длительное время.
Занятия по формированию графических навыков должны организовываться регулярно, с учетом принципа «от простого к сложному). Необходимо с каждым ребенком последовательно проходить все этапы обучения, учитывая индивидуальные особенности воспитанника. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; ФГОС ДО).
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,14 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30384, от 14. 11. 2013 г.,
2. Горбатова Е. В.Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. —Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.
3. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму.
Методическое пособие. – Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.
4. Хархан Г. В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // «Логопед», 2004г. №5.
Г. В. Пидусова, воспитатель ВКК
МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего
Игровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.
Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.
Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста» Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека, но при этом они связаны с учебной деятельностью, что отличает их от большинства.
Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Для успешной организации дидактических игр существуют три основных этапа:.
Особенности развития мелкой моторики руки у дошкольников в процессе организации кружковых занятий по вышивке Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать.
Перспективный план проведения совместной образовательной деятельности по формированию графических навыков в старшей группе. Перспективный план проведения совместной образовательной деятельности по формированию графических навыков в старшей логопедической группы.
Проект «Развитие графических навыков письма у дошкольников» Вид проекта: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный. Поступление в школу – событие в жизни ребенка. Современная школа предъявляет.
Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Введение В настоящее время, когда даже дошкольники.
Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.
Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.