развитие гибких навыков в бизнесе обычно связывают с профессиональными компетенциями
«Гибкая» специализация, или 4 вопроса о развитии Soft Skills
Что такое soft skills?
«Гибкими» навыками (или soft skills – англ.) называют совокупность личностных качеств человека, характеризующих его деятельность в коллективе, например, в компании, шире — в общественной жизни. В отличие от профессиональных навыков (hard skills), «гибкие» («личностные» или «мягкие» навыки) развиваются в процессе активной трудовой деятельности или целевой работы над собой их обладателя.
Считается, что развитию soft skills сопутствует богатый опыт работы, полученный человеком на производстве. Но современные (преимущественно западные) образовательные методологии ставят «гибкие» навыки в один ряд с профессиональными компетенциями (hard skills) специалистов (бакалавров и магистров).
Откуда возникло разделение на «гибкие» и «жесткие» навыки?
Градация личностных навыков впервые возникла в исследованиях армии США времен холодной войны. Американские военные заметили следующую закономерность: эффективность подразделений часто зависит не только от выучки, дисциплины и профессионализма. Большое влияние на военнослужащих оказывают отношения внутри коллектива, или бесконфликтность коммуникаций, осознание общих целей, лидерские качества руководителей подразделений.
Позже гибкие и жесткие навыки систематизировал нейрофизиолог из Кембриджа Николас Хамфри. Он впервые предложил стройную классификацию человеческих качеств, которой (с разными оговорками) по сей день пользуются специалисты по внутренним коммуникациям, найму, архитекторы бизнес-процессов, маркетологи, пиарщики, бизнес-тренеры (коучи), политтехнологи и многие другие профессионалы.
Какие навыки относят к «гибким»?
В бизнесе большое внимание при оценке «гибкости» сотрудников и соискателей уделяют стрессоустойчивости, социально приемлемому поведению, эмоциональному интеллекту (часто в эмоциональный интеллект включают способность отстаивать точку зрения, находясь в стрессовой ситуации).
К гибким навыкам обычно относят: а) способность поддерживать коммуникацию, б) высокую адаптивность к условиям командной работы, в) навык эффективного управления рабочим временем (тайм-менджмент), г) разнообразные лидерские качества. В отдельных отраслях бизнеса (IT, маркетинг, масс-медиа, образование) soft skills включают в себя:
Приведем наиболее универсальную и сбалансированную модель. Итак, условно soft skills можно разделить на четыре функциональные группы.
1. Социальные навыки, или компетенции, определяющие успешный опыт взаимодействия с людьми:
Что такое Soft Skills?
При выборе кандидата все чаще можно встретить оценку не профессиональных умений, а навыков работы с бумагами и людьми. Конечно, отзывы прежних руководителей, дипломы, сертификаты значимы при выборе кандидата, но не меньшее внимание уделяется социальным навыкам, ведь сотрудник, который не умеет оценивать мотивацию, понимать намерения и желания других людей, управлять эмоциями, оказывается малоэффективным. Поэтому уровень развития soft skills преобладает над узконаправленными навыками работы. Это связано с тем, что развить личностные качества более затратно, чем обучить работника профессиональным обязанностям.
Что такое гибкие навыки
Soft skills – это навыки, которые зависят от характера человека и личного опыта. Такие качества сложно наглядно продемонстрировать, проверить, отследить. К ним относят:
Гибкие (личностные) качества – это будущее, ведь развитие робототехники позволит автоматизировать узконаправленные работы.
Наиболее распространенные профессии, где превалируют soft skills, – менеджеры (и другие должности в сфере продаж), творческие. Также они понадобятся в политике, бизнесе.
Для чего нужны личностные качества
Soft skills (навыки) помогают:
В зависимости от статуса сотрудника необходимо:
Только общение позволяет рассмотреть проблему с разных сторон и найти правильное решение.
Основные навыки
Чтобы повысить свою востребованность на рынке труда, необходимы ключевые soft skills:
Чтобы оценить уровень soft skills, проводятся опросы и собеседования с построением проблемных ситуаций. Наблюдение за реакцией соискателя позволяет оценить возможность работы в коллективе, стрессоустойчивость, неординарность.
Что нужно для развития личностных качеств
Получить хард скилл навыки можно, обучаясь в техникуме, вузе, посещая курсы переподготовки, при повышении квалификации. Пошаговых программ для развития soft skills не существует. Одни получают базовые знания в детстве, а другие – с опытом через ошибки. При этом профессиональное развитие происходит быстрее личностного.
Для развития личностных навыков необходимо менять свой характер. Существуют несколько базовых принципа развития skills:
Развитие личностных качеств – это систематическая работа, которую необходимо проводить постоянно, что достаточно трудно, особенно при существующих соблазнах.
Виды гибких навыков
Софт skills – это неспециализированные навыки, которые не зависят от специальности сотрудника, его возраста и пола. Основные виды:
Как подчеркнуть софт скилс
Чтобы повысить свой рейтинг в глазах работодателя, необходимо уметь правильно продемонстрировать свои личностные качества в резюме, на собеседовании, в повседневной работе, например:
Информация должна быть достоверной и преподнесена просто, четко. Сильные софт скиллс помогут заинтересовать работодателя и сделать тем сотрудником, которого хотят нанять на работу, обеспечив помощь в профессиональном развитии.
Soft skills – что это такое и где этому научиться
Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны
Какие бывают навыки
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
Топ-10 гибких навыков 2020 года
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:
Модель «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
Что дают гибкие навыки
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.
Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:
Как развивать гибкие навыки
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря
Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
Курсы и тренинги
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Что нужно запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Soft skills — новые hard skills: стратегия по развитию «гибких» навыков
Об эксперте: Александр Альперн, CEO и основатель Webinar.ru.
Ценность «гибких» навыков в современном мире догнала профессиональную экспертизу: об этом говорят опросы работодателей. Их эффективность уже научились измерять в конкретных KPI. После обучения soft skills производительность сотрудников вырастает на 12%, а возврат инвестиций составляет 250%, согласно оценкам Бостонского колледжа и ведущих вузов США. А по данным совместного исследования Гарварда, Стэнфорда и фонда Карнеги, 85% успеха в работе зависит от этого вида экспертизы.
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Автоматизация нуждается в soft skills
Казалось бы, soft skills уже настолько на слуху, что обучение можно было бы поставить на конвейер или вообще сделать обязательным компонентом государственной программы в школах и вузах. Частично это происходит в западном образовании, где широко используются форматы смешанного обучения, предполагающие самостоятельный анализ информации и работу в командах. Однако разрыв в навыках все увеличивается.
Согласно оценке McKinsey, потребность в soft skills непосредственно связана с автоматизацией, а она растет опережающими темпами. Никакая система образования, включая дополнительное, просто не успевает за спросом бизнеса. Рекрутерам сложнее всего найти кандидатов, которые обладают следующими навыками:
умение принимать решения в проблемных ситуациях;
критическое и инновационное мышление;
умение справляться со сложными и неоднозначными задачами;
Больше всего от нехватки нужных качеств страдают самые автоматизированные отрасли. HR-специалисты называют четыре сферы, для которых охота за гибкими навыками будет приоритетом в 2021 году:
Анализ данных, ИТ, мобайл, web-дизайн;
Продажи и маркетинг;
Снабжение и управление поставками; HR.
Как оценить глубину пробела в навыках
На западе рекрутеры борются с нехваткой гибких навыков, устанавливая равные пропорции между наймом подходящих кандидатов и переквалификацией действующих сотрудников. Дело в том, что такая гибридная экспертиза — редкость, и бизнесу трудно найти готовых специалистов на рынке труда, их приходится переманивать из других компаний. Поиск может растянуться на долгий период, а текущие задачи бизнеса нужно закрывать уже сейчас. Поэтому в ход идут корпоративные программы обучения.
Чтобы понять, как и чему учить сотрудников, нужно сначала оценить реальный уровень навыков. Это поможет сделать обучение более гибким и мобильным. Самый простой и доступный способ — тесты-опросы сотрудников по уже готовой методике. Например, измерить soft skills можно с помощью инструментов вроде MindTools (решения для профессионального образования с годовой аудиторией в 24 млн пользователей). Тест фокусируется на пяти навыках: лидерство и менеджмент, разрешение проблем и принятие решений, коммуникативность, тайм-менеджмент, личная осознанность.
Второй вариант более сложный и подходит тем организациям, которые собираются внедрять полноценные цифровые профили сотрудников, которые охватывают всю экспертизу. Существуют специальные сервисы (например, Avilar), которые анализирует производительность сотрудников и на основе полученных данных создают портреты компетентности. Их можно сравнивать, выявляя зависимость между уровнем навыков у разных специалистов и показателями их производительности.
После того как пробелы выявлены, нужно подобрать соответствующие материалы и методики обучения. MindTools, например, предлагает готовые техники и инструменты для улучшения каждого из пяти ключевых гибких навыков. В любом случае, программа должны быть индивидуальной. Вместо традиционного подхода, когда «все учатся всему», отрываясь от рабочих задач, лучше разбивать обучение на блоки по группам навыков и уровню сложности. Каждый сотрудник, исходя из его профиля soft skills, получает индивидуальную программу, состоящую только из тех блоков, которые нужны именно ему.
Какие форматы подходят для обучения soft skills
Вебинары стали удобной альтернативой офлайн-тренингам. Этот формат позволяет нанять для проведения тренингов индустриальных экспертов из любой точки земного шара или задействовать собственных спикеров. Вебинары подходят для отработки навыков ведения переговоров, выступления на публике, работы в команде. Компания, специализирующаяся на корпоративных программах в области soft skills, SkillsCamp, использует вебинары для обучения клиентов, среди которых, например, Bank of Canada и международная организация «Армия спасения». Другой представитель образовательной ниши в области обучения soft skills, HRDG, который предоставляет тренировочные материалы по теме уже более сорока лет, разместил целую коллекцию вебинаров на сайте. Это записи регулярных онлайн-трансляций по таким темам, как навыки для успешного ведения переговоров, эмоциональный интеллект, конфликты и стресс, личностное развитие.
ИИ-помощники (чат-боты, голосовые боты). Они используются для оттачивания коммуникации, командного взаимодействия и даже эмпатии. Например, Skilly позволяет тренировать активное слушание, постановку вопросов, ненавязчивость. С помощью ИИ и технологии распознавания речи Барри (решение от Talespin) сотрудники компаний практикуют сложные реалистичные диалоги. Виртуальные помощники полезны еще и тем, что могут анализировать результаты и предлагать решения по их улучшению. Так, например, сервис Rocky, который помогает оттачивать лидерские навыки каждый день, суммирует показатели за неделю, чтобы оценить прогресс. Помимо этого, он подводит ежедневные итоги на основании достижения целей, поставленных на день.
VR отвечает за иммерсивное обучение, позволяет моделировать реальные ситуации и отрабатывать навык нужное количество раз. Ритейлер Walmart активно применяет виртуальную реальность для тренировки службы клиентской поддержки. В России технологию использует Сбербанк для развития эмпатии. С помощью VR сотрудники, которые работают с клиентами, меняются с ними местами. Так они могут понять, с какими проблемами сталкиваются посетители, учатся понимать их потребности, находить подход к инвалидам и пожилым людям. Компания также углубила проникновение VR в обучающую корпоративную среду на фоне сложной эпидемиологической ситуации в мире. Сбербанк Лизинг использует виртуальную реальность для обучения работников ключевым для бизнеса навыкам с помощью интерактивных голосовых симуляций от hrvr.Academy. VR-симуляции проходят сотрудники разных рангов, включая линейный персонал и руководителей. Это позволяет оттачивать навык продаж сложных продуктов и услуг, а также развивать управленческие качества. Симуляция максимально приближена к реальным условиям, так как запрограммирована на несколько вариантов развития событий. Виртуальный наставник, дающий обратную связь во время выполнения задания, помогает понять как то или иное действие влияет на ситуацию.
Как измерять эффективность обучения
Чтобы понять, было ли эффективным обучение, лучше всего прибегать к конкретным метрикам, для каждого бизнес-процесса они свои. Так, например, азиатский e-com гигант Zalora, обучая новых сотрудников отдела службы поддержки, столкнулся с рядом сложностей. Во-первых, было трудно измерить уровень их компетенций, во-вторых, то, как он коррелирует с метриками: степенью удовлетворенности пользователей, средним временем обработки клиента и количеством пройденных курсов. Настроить сквозную аналитику помогла платформа TalentLMS.
Ретейлер запустил на платформе восемь разных курсов и настроил по ним тесты с проходными порогами. Для тех, кто не сдал с первого раза, пороги увеличивали — это помогло удержать вовлеченность. Благодаря аналитике компания могла оценивать прогресс новичков в режиме реального времени, а главное — понимать как учеба каждого из них влияет на рост удовлетворенности клиентов и сокращение времени на обработку одного запроса.
В ситуации, когда отрицать важность гибких навыков бессмысленно, бизнесу остается лишь выработать эффективную стратегию по их развитию. Найм новых сотрудников не всегда является самым удачным решением. Компаниям все равно придется потратить ресурсы на обучение. Современные технологии помогают быстро и эффективно оптимизировать набор компетенций уже имеющихся работников, а также адаптировать новых с меньшими издержками. Более того, некоторые системы снимают организаторские задачи с HR, оставляя больше времени на другие важные задания.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
5 основных гибких навыков в бизнесе и способы их развития
На конкурентном рынке труда важно перечислить свои навыки таким образом, чтобы вы оказались в топе списка кандидатов. Но, когда вы пишете резюме и сопроводительное письмо, то легко забыть, насколько важны гибкие навыки (soft skills), поскольку соискатели, как правило, сосредотачиваются на образовании и квалификации, и пишут только о «твердых» навыках, забывая навыки, которые бывают даже более важны для корпоративной культуры и ваших коллег.
Чтобы узнать больше о наиболее востребованных социальных навыках, британский ресурс Адзуна сделал рейтинг среди основных гибких навыков. Исследование их популярности проводилось по частоте упоминания в базе данных объявлений о вакансиях, чтобы выяснить, какие навыки упоминаются чаще всего в 1,1 миллионе объявлений о вакансиях.
У исследователей получился вот такой список:
Оригинальный список с британского сайта:
Результаты несколько специфичны для британского рынка труда относительно сфер бизнеса, но и в России, и по всему миру, работодатели ищут в кандидатах все те же 5 основных гибких навыков – коммуникабельность, организованность, планирование, гибкость и мотивированность.
Коммуникабельность – ключевой навык
Неудивительно, что коммуникабельность чаще всего упоминалось в объявлениях о вакансиях: это слово упоминалось в 10,9% от общего числа описаний вакансий. Организованность является вторым наиболее востребованным навыком, который упоминается 87 747 раз (8,3%) в общем наборе данных.
Способности планирования упоминаются в 7,8% объявлений о вакансиях, что в данной выборке состоит из 83 322 упоминаний в более чем миллионе объявлений. И последнее, но не менее важное – мотивированность к работе.
По данным исследователей и специалистов рынка труда ВСЕ сферы бизнеса, в которых присутствует взаимодействие между людьми, уделяют особое внимание навыкам межличностного общения. Навыки эффективного общения требуются в управлении, продажах, финансах, образовании, PR и HR, социальных службах, государственном управлении и везде, где требуется общаться с людьми. Даже чисто технические позиции, такие как программирование или добыча полезных ископаемых, часто требуют умения грамотно и эффективно общаться.
По нашим данным, среди компетенций, которые проверяются с помощью ситуационных тестов при приеме на работу, навык эффективной коммуникации является самой частой и востребованной. Около 75% всех личностных и ситуационных тестов так или иначе оценивают этот навык.
Среди других часто упоминаемых гибких навыков были лояльность работодателю, оптимизм, сосредоточенность и уверенность. Важно отметить, что эти гибкие навыки можно переносить с работы на работу, и соответственно развивать в зависимости от того, насколько те или иные навыки необходимы для данной должности.
Развитие навыков межличностного общения
Совершенствование навыков межличностного общения в дополнение к профессиональным знаниям позволит вам занять очень выгодное положение, когда вы будете искать работу. В то время как твердые навыки, например знание программного обеспечения и технические навыки, могут помочь вам соответствовать требованиям работы, гибкие навыки могут многое рассказать о том, как вы вписываетесь в компанию и выполняете повседневные задачи в условиях реальной рабочей обстановки.
Укрепление уверенности в себе — хороший способ развить навыки межличностного общения. Участие в занятиях или мероприятиях вне офиса — эффективный способ развития коммуникативных навыков. Кроме того, значительная часть общения означает, что надо быть активным слушателем. Простые действия, такие как поддержание зрительного контакта, кивок или жесты, могут значительно улучшить общение.
Общение на рабочем месте часто связано с тем, чтобы донести информацию и заручиться поддержкой коллег. Продумайте каким способом лучше подать информацию. Отрепетируйте свой рассказ, чтобы убедиться, что вы можете четко и эффективно донести свою точку зрения, независимо от аудитории. Возможно, будет полезно прочитать статьи о грамотной коммуникации и узнать, как эффективно подавать информацию, даже если ваша основная работа не связана с маркетингом или PR.
Развитие навыков организованности и планирования
Планирование и организаторские способности помогут вам в решении задач и проектов в любой период времени. Стать более организованным — отличный способ снизить давление и стресс от рабочей нагрузки, и, если вы используете навыки планирования в повседневной жизни, вы сможете сохранить заряд мотивации для эффективной работы в любое время.
Навыки организованности можно улучшить, составив бюджет и расставив приоритеты по времени. Классифицируйте свои задачи по важности и срочности и ставьте самые срочные или важные задачи в начало списка дел. Стремитесь разбивать свои большие цели на более мелкие задачи на еженедельной или ежедневной основе. Более крупные проекты в течение недели можно затем разбить на более мелкие, более реалистичные и управляемые ежедневные задачи, которые будут вести к достижению конечной цели. По мере того, как вы выполняете каждую мелкую задачу, вы будете чувствовать себя более оптимистично и уверенно двигаться к своей главной цели.
Если вы работаете над планом на день вперед, убедитесь, что вы также планируете время перерывов, так как частые и короткие перерывы более эффективны для обеспечения производительности, чем более длинные и менее частые перерывы.
Как работодатели оценивают гибкие навыки кандидатов
Развитие навыков межличностного общения не менее важно, чем получение профессиональных знаний и умений. Работодатели интересуются не только тем, подходите ли вы для этой должности на бумаге, но и тем, как вы справитесь с поставленными задачами и сможете ли вы хорошо вписаться в культуру компании.
Гибкие навыки оцениваются тремя основными способами. Это этого применяются:
Собеседование – крайне время и трудо-затратный способ оценки навыков кандидатов. Поэтому в настоящее время почти 100% крупных работодателей первичную оценку гибких навыков у соискателей проводит посредством личностных тестов и опросников.
На HRLider вы найдете около 600 вопросов ситуационных тестов и 3 личностных опросника. После тренировки на данных тестах и опросниках, вы сможете значительно увереннее ориентироваться в вопросах на гибкие навыки и другие компетенции, которые работодатели ищут в кандидатах. Гарантируйте свой успех – подготовьтесь!
Читайте наши другие статьи про гибкие навыки и ситуационные тесты: