развитие гибких навыков у дошкольников
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Что такое soft skills и почему они важны для ребенка
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.
Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.
В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.
Какие soft skills развивать у детей
Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.
Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:
Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.
В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.
От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.
Как развивать «гибкие» навыки у ребенка
Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.
Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться
Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.
Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.
Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.
Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.
Чтобы развить soft skills своего ребенка:
Консультация для родителей «Развитие гибких навыков (soft skills) у ребенка. Что это и зачем оно нужно?»
Мануйлова Анна
Консультация для родителей «Развитие гибких навыков (soft skills) у ребенка. Что это и зачем оно нужно?»
«Гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе».
К таким навыкам относятся:
• Умение работать в команде и т. д.
Как развить гибкие навыки? Для успешного развития любой деятельности дошкольника важно опираться на его ведущую деятельность – т. е. игру. Выделим пять основных гибкихспособностей и посмотрим как достичь их на практике:
1. Коммуникабельность. Данный навык развивается в командных (групповых условиях).В основу можно взять игры: «Паровозик», «Цветик-семицветик», «Сделай комплимент». Для примера возьмем игру «Цветик-семицветик».Для проведения игры понадобятся: формы цветы и отдельные семь его лепестков разных цветов. Задача команды – собрать все семь лепестков. Достигается это путем выполнения совместных заданий,например: назвать времена года по порядку, дни недели, назвать цвета радуги и т. д.Итог: все дети общаются, выполняют задания, работают на общий результат.
2. Кооперация (или работа в команде). Развивается путем совместных режиссерских, интеллектуальных игр, творчества и викторин.
3. Лидерские качества. Их у ребенка можно заметить уже в 3 года. Такие дети добиваются целей без слез, криков и манипуляций. Они не стремятся к конфликтам, просчитывают ходы наперед. Чтобы развить лидерские качества детей нужно учить:
• Высказывать свое мнение и уважать мнение другого;
• Развивать ораторское искусство (например, через чтение стихов);
• Учить принимать поражение и неудачи;
• Не лгать. Говорить правду и уметь принимать критику;
• Развивать инициативность.
4. Креативность. Стимулируется через спонтанное творчество. Поощряйте игры, развивающие воображение. Наблюдайте за природой, проявлениями различных времен года и отображается это в продуктах деятельности.
Развивайте навыки и способности вашего ребенка, подготавливая его к светлому будущему!
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.
Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.
Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills — «гибкие» навыки
Елена Погорелова
Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills — «гибкие» навыки
План работы по самообразованию
Воспитателя 2 младшей группы
Погореловой Елены Николаевны
Тема:«Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки»
Актуальность: Что общего между архитектором, модельером и летчиком? На первый взгляд ничего. Пожалуй, кроме того, что эти профессии может примерить на себя любой ребенок, играя в дошкольном возрасте. Впрочем, есть еще кое-что – в них требуется развитое пространственное мышление. Трудно переоценить значение пространственного мышления в жизни каждого человека. Нет ни одной сферы деятельности, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Умение свободно оперировать пространственными образами рассматривается как одно из важнейших качеств индивидуума, часть его общего интеллектуального развития. Это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.
Известно, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, несформированность этих функций к концу данного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В связи с этим проблема формирования пространственных представлений является очень актуальной.
Ребенок с развитым пространственным мышлением:
Хорошо ориентируется на местности;
Знает, где у него что лежит;
Получает хорошие оценки по рисованию и труду;
Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, а также компьютерные игры;
Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию;
Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием.
Цель: Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний по данной теме.
•Обучить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
• Научить детей ориентироваться в пространстве.
• Развить у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
• Воспитать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
• Изучение методической литературы по данной теме.
• Разработка перспективного плана на младшую группу по технологии развития пространственного мышления и графических умений у детей дошкольного возраста.
• Проведение диагностики, с учетом соответствия уровня сложности заданий индивидуальным особенностям ребенка.
• Консультация для воспитателей по теме самообразования
Для решения этих задач необходимо провести подготовительную работу:
• Проведение мониторинга на определение уровня сформированности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста;
• Создание соответствующей развивающей среды (логико-математический уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раздаточный материал для развития пространственного мышления);
• Составление картотек дидактических, развивающих, подвижных игр на развитие пространственного мышления. При подборе игр учитывать, что работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать возрастные, индивидуальные и физиологические особенности детей. Создавать такие условия для деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов. Использовать такие игры и игровые материалы,освоение которых детьми возможно на разных уровнях: от усвоения правил и игровых действий до придумывания новых вариантов игр, проявлению творчества. По мере освоения игр, внедрять более сложные и занимательные.
•Содействовать повышению сплоченности детско-взрослого коллектива:
— Объяснения правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
— Создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с детьми игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение.
— Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
— Использование разнообразных форм организации деятельности: соревнований, конкурсов, лабиринтов, квестов.
•Работа с родителями по данной теме:
— Тренинги, совместные игры с детьми и родителями.
Пространственное представление у детей развиваютв различных видах деятельности: на индивидуальных занятиях, на занятиях по математике, изобразительной деятельности, музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представление у детей развиваютво время режимных процессов: во время умывания, одевания, приема пищи, в утренней гимнастике, в дидактических и подвижных играх, а также используя повседневную жизнь.
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять пространственные представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Развитие пространственного мышления происходит постепенно. Игра одна из форм развития пространственного мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.
Применение математических, логических, дидактических и подвижных игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Таким образом,можно сделать вывод: педагогические возможности игр с помощью «гибких» навыков очень велики. Игры и упражнения развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.
Soft skills у детей дошкольного и школьного возраста: примеры и как развивать
Здравствуйте! В статье мы расскажем, что называют детскими гибкими навыками, или soft skills, и зачем они нужны. Разберем на примерах, как их можно развивать в детском саду, в начальной школе и у учеников старших классов.
Soft skills для детей – что это такое
Soft skills переводится с английского на русский как «мягкие навыки». Простыми словами, это означает умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе.
Примеры «детских» софт скиллс
Вот примерный список софт скиллс для детей:
Зачем нужны гибкие навыки
Научно-технический прогресс и высокий уровень развития общества будущего требуют от работников наличия универсальных навыков. Эти навыки нужны в современном обществе и еще больше потребуются в обществе будущего, чтобы выдержать конкуренцию, в том числе и с искусственным интеллектом. Они позволят вашему ребенку стать успешным, найти свое место в жизни и быть счастливым.
В детском саду
В ДОУ ребенок впервые оказывается в большом обществе и начинает учиться в нем существовать и взаимодействовать. Многим детям этот процесс дается с трудом, но он необходим для каждого. Детям, не посещавшим детский сад, сложнее учиться в школе и влиться в коллектив.
Технологии не стоят на месте, а дети начинают осваивать их с малых лет, например, современные дошкольники отлично справляются со смартфонами и планшетами. К 6-7 годам у детей должна быть хорошо развитая речь, логика, творческие способности, первичные навыки чтения и письма.
Воспитатели делают все возможное для развития детей дошкольного возраста, но они не могут уделить достаточное внимание каждому ребенку. Поэтому развивать софт скиллс лучше дополнительно, например, посещая частный клуб. Но технологии не стоят на месте, и сегодня посещать детские кружки и дополнительные занятия можно онлайн.
В начальной школе
С 1 по 4 класс у вашего ребенка появляются новые задачи. Он сталкивается с большим объемом информации, которую необходимо понять и запомнить. В начальной школе необходимо продолжать развивать речь, память и логику.
Подросткам
Уже в подростковом возрасте дети начинают думать о своей будущей профессии. Некоторые из них усиленно прокачивают hard skills – навыки, связанные с будущей работой. А стратегией для успешного выбора профессии на этом этапе остается дальнейшая работа над развитием soft skills.
Чтобы стать профи в своем деле, необходимо освоить большой багаж знаний. А без хорошей памяти, логики и сообразительности это невозможно.
Развитие новых технологий подразумевает новые требования к работникам, способность правильно мыслить и действовать в неожиданных и сложных ситуациях, а также управлять искусственным интеллектом. Ни один профессионал не будет успешным, если не сможет донести свои мысли до других, не будет в состоянии организовать работу подчиненных и свою, уметь сосредоточиться и отделить главное от второстепенного.
Как оценивают soft skills у детей
Чтобы проверить креативность, предложите школьнику придумать сценарий праздника или программу вашего совместного летнего отдыха.
Еще проще проверить умение излагать свои мысли. Прочитайте рассказ и предложите пересказать его, выразив свое отношение к героям книги. Таким образом вы проверите и критическое мышление, и наличие своего «я».
Лидерские качества тоже видны сразу. Если ваш ребенок заводила в детском саду и школе, умеет организовать ребят и быть центром внимания, значит, у него есть такие качества. А если предпочитает одиночество, самостоятельно играет и не нуждается в большой компании, то возможно, нужно поработать над его лидерскими качествами.
Как развить мягкие навыки у дошкольников и школьников
Чтобы добиться высокого уровня развития у ребенка, нужно заниматься с ним с раннего возраста. В дошкольном образовании для развития мягких навыков рекомендуются игры. В игровой форме малышам прививают навыки общения, учат решать логические задачи, развивают речь и память.
Речь и образное мышление тесно связаны с моторикой рук. Поэтому с маленькими детьми нужно заниматься творчеством: лепить, рисовать, строить с помощью конструктора. А еще творчество хорошо развивает воображение и выявляет индивидуальность.
Важно поддерживать детскую любознательность и развивать дальше. Читайте детям книги и сделайте так, чтобы они полюбили чтение, посещайте выставки, музеи и путешествуйте вместе с детьми по возможности.
Такие мягкие навыки, как умение работать в команде, слушать и понимать других хорошо тренируются в летних детских лагерях. Командные игры учат взаимодействовать и общаться, например, интеллектуальные по типу «Что, где, когда» или спортивные игры.
Детям нравится соревноваться. Участие в конкурсах, олимпиадах является хорошим стимулом для совершенствования ребенка и формирования новых мягких навыков.
Можно заниматься с детьми дома самостоятельно, а можно доверить развитие нужных компетенций опытным педагогам. На нашем сайте большой выбор онлайн-курсов по софт скиллс для детей разного возраста. Они разработаны лучшими методистами, педагогами и психологами с использованием новейших методик обучения.
Например, для детей 5-7 лет можно пройти специальные упражнения на логику, память и мышление. Для старших школьников будет полезным посмотреть вебинары, мастер-классы и тренинги о навыках, необходимых для их будущей профессии. Дистанционные курсы можно проходить в любое время. Вам не придется показывать и объяснять ребенку «на пальцах», уроки сопровождаются наглядным материалом.
В каких школах детей учат софт скилам?
Самое главное, что онлайн-курсы не только полезные, но и интересные. Ребенка не придется заставлять заниматься, он сам этого захочет. А все, что делается с желанием, обязательно приносит результат. Читайте отзывы о дистанционных школах на нашем сайте и выбирайте лучшую для своего ребенка!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие гибких навыков у детей с 5 – 7 лет в процессе применения технологии ментальных карт
Цель: распространение опыта работы учителя – дефектолога по теме углубленной работы «Развитие гибких навыков у детей с 5 – 7 лет в процессе применения технологии ментальных карт»
— познакомить педагогов с понятием soft skills ;
— представить опыт применения технологии ментальных карт в работе с детьми с целью развития гибких навыков.
Актуальность : стремительное развитие общества и технологий требует от педагогов инновационного подхода к организации образовательной деятельности: soft skills (гибкие, надпрофессиональные навыки), позволяют воспитанникам быть более успешными в любой ситуации, независимо от области применения.
Способы развития : применение технологии ментальных карт
Контингент воспитанников : дети 5 – 7 лет с ОВЗ
Результативность : наблюдение за детьми доказывают эффективность применения технологии ментальных карт с целью развития soft skills :
— дети более легко вступают в коммуникацию, значительно эффективнее находят общее решение;
— умение работать в команде, представлять мнение команды – интересный способ организации деятельности (на начальном этапе – каждый сам за себя)
— критическое мышление (на этапе развития)
— креативность (намного смелее высказывают свои идеи и представления)
Добрый день. Тема моего выступления представлена на экране.
Скажите, кто уже работает над развитием гибких навыков? Кто слышал о таковых? Какова идеальная цель нашей работы? Несомненно, социализированный, в чем-либо успешный человек.
Можем ли мы утверждать, что мы точно знаем какие способности ребенку понадобятся в будущем? Конечно – нет. Сегодня развитие настолько стремительно, что возможно некоторые способности и представления нашим воспитанникам никогда не пригодятся.
Именно из анализа современной действительности и возникают новые технологии.
Навыки будущего, цифровизация, тренды, soft skills — эти понятия и смыслы все больше и глубже проявляются в жизни современных людей, независимо от того где они живут, чем занимаются, сколько им лет, знают они про эти понятия или нет.
И если для сферы дошкольного образования сегодня стали уже вполне понятными такие с инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, — soft skills — пока еще знаком далеко не всем.
О каких навыках (подчеркнем — не знаниях) идет речь? Хорошими показателями для пяти-шестилетнего ребенка являются умение играть с другими детьми, идентифицировать и описать свою проблему, понимать и называть чувства и эмоции, помогать другим и контролировать собственные импульсы. Заметим, ни одного упоминания о скорости чтения или количестве выученных букв и цифр. Такие умения, связанные с эмоциональным интеллектом и коммуникацией, принято называть soft skills (гибкие, надпрофессиональные компетенции и навыки).
Мы не можем с точностью спрогнозировать, какие именно профессии будут востребованы в будущем, но то, какими качествами должен будет обладать успешный сотрудник, специалисты назвали уже сейчас. Такие умения, как: решать сложные задачи, критически мыслить, применять творческий подход, работать в команде и управлять людьми, распознавать свои и чужие эмоции, анализировать и принимать решения, вести переговоры и работать в режиме многозадачности, помогут человеку добиваться успеха и гармонично развиваться.
На основе этих знаний была создана модель 4К.
В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста:
· командная работа (или кооперация);
Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Интеллект карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности).
Как же это происходит на практике?
Все мы прекрасно знаем, что дети чаще всего испытывают наиболее серьезные трудности с развитием связной речи, что значительно затрудняет коммуникацию. Критическое мышление, креативность – понятия, вызывающие нескрываемую иронию. Это связано со многими факторами нарушений. Но данный факт не может запретить нам работать над развитием детей. На своем опыте в течение второго учебного года, я применяю данную технологию.
Карта создавалась как итоговый продукт в конце октября.
Вы все прекрасно знаете и понимате, что вспомнить ребенку, что было 2 недели назад очень сложно. Из года в год мы повторяем аналогичный материал – как «с чистого листа».
Итак, первым делом, я предложила детям найти все картинки, которые, по их мнению, относятся к теме «Осень».
Затем мы обсудили, как может выглядеть наша карта. Скажу честно, к подобным заданиям, я обычно запасаю несколько идей. Но, как обычно, дети вносят свои коррективы. Тем более здесь – это самое важное.
Сложнее было договориться, кто и что будет делать.
Пробовали голосовать – не выходит, уступки – не наш вариант, пришлось вытягивать жетоны. Придумала их прямо по ходу – на кругах белой бумаги изобразила символы, которые придумали дети и бросила их в мешочек – дети доставали. Вовремя работы, я помогаю детям. Например, очертания символов, рисовала простым карандашом. Так как очень сложно пока детям ориентироваться в размерах листа А3 и рассчитать место для всех изображений.
Таким образом, наша история получила продолжение. Могу сказать, что детям с ЗПР очень сложно выступать перед другими детьми, тем более по такой большой теме. Но каждый со своим блоком справился отлично.
· Вернемся к теме. В ходе работы над картой, мы прорабатывали и навыки коммуникации, присутствует на всех этапах командная работа – от создания до представления. Развитие критического мышления – наблюдалось в выборе символов и способах расположения картинок. Ведь название критическое, совсем не говорит о том, что это о критике.
Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что навязан учителем. И бесспорная креативность – не всегда возможно предугадать, что в последующем предложит участник команды и какой появиться запрос.
В завершении хотелось бы отметить, что раскрепощенное общение в нашу маленькую команду пришло не сразу, а без него такая творческая и свободная работа вряд ли удастся. Но мы этого достигли.
Желаю и Вам, уважаемые коллеги, в работе с детьми, тем более с особенностями развития, достигать поставленных результатов. Это каждый раз доказывает, что мы приходим на работу – не зря.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала: