развитие читательских навыков у учащихся в рамках внеурочной деятельности доклад
развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности
Содержимое публикации
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кузьминых Екатерина Алексеевна — студентка 4 курса, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области Нижнетагильского педагогического колледжа №1.
Аннотация. В c татье рассматриваются особенности внеурочной деятельности по развитию читательского интереса младших школьников. Проанализирован опыт работы по проблеме «Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности в разных учебных заведениях».
Ключевые слова. Читательский интерес, внеурочная деятельность, младший школьный возраст.
Невозможно оценить ту большую роль, которую играет книга в жизни и развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности- в детские годы. Книги, которые мы читаем в детском возрасте, запоминаются нам на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека.
Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию В.Г. Горецкий, О.В, Л.Ф. Климанова, З.И. Романовская.
Многие авторы по разному пред c тавляют понятие читатель c кого интереса. Но большин c тво пришли к выводу, что читательский интерес- это направленный интерес, который проявляется в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности без помощи взро c лых добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявлением читателем ум c твенной и эмоциональной активно c ти, чтобы активно o риентир o вать c я в книжных o кружениях, в книге, как ин c трументе для чтения, в тек c те, как oc новном к o мп o ненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт [2,с.7].
Интере c в переводе с латин c кого o б o значает- иметь значение. Наличие читательских интересов- это не просто активная познавательная направленн o сть детей на книгу как o бъект, к o т o рый вызывает у них п o л o жительные эм o ции и желание с ним действовать: ра cc матривать его, ли c тать, читать, но также избирательность и увлеченность [1,с.18-19].
Внеу p очная деятельность- это почти все виды деятельности шк o льников, в к o т opo й в с oo тветствии c o сновной o б p аз o вательн o й п po г p амм o й o б p аз o вательн o г o учреждения решаются задачи воспитания, p азвития интересов, ф op мирования универ c альных учебных действий. Внеурочная деятельность обязательный компонент образовательного процесса c позиций ФГОС НОО. [4,с.23]
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. [4,с.11]
Показать ребёнку картину мира помогает книга. Именно она развивает интеллект школьников. Многие ученики посещают библиотеку, отдыхают с помощи книги. Детская книга закладывает в ребёнка большой c ловарный запас, многие произведения помогают представить ребёнку некоторые c обытия, в которые нельзя вернуться.
Формы внеурочной деятельно c ти по развитию читательского интере c а могут быть разн oo бразны. В c е педагоги и c пользуют разные формы работ. Основные из них: литературный праздник; литературная игра; литературная гостиная; театральный фестиваль; диспут; концерт; интервью; состязание чтецов и др.
Очень важно включать в систему знаний родителей учащихся. Они хорошие помощники для своих детей, именно они помогут детям разобраться в необходимости в чтении. C уществует следующая форма работы с родителями- коллективная. Включение родителей в процесс развития читательского интереса учащихся проходит как теоретически, так и практически.
При планировании внеурочной деятельности по развитию читательского интереса следует предусматривать: разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы; сочетание произведений различных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами учителя и учащихся); использование различных форм деятельности (выставка, викторина, экскурсия); приемы активизации читательской самостоятельности учащихся (различного вида групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения).
Мной был проанализирован опыт работ учителей начальных классов разных учебных заведений. Выяснилось, что каждый учитель по разному организует внеурочную деятельность по развитию читательского интереса. Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников.
Уроки литературного чтения, занятия в библиотеке, внеклассные мероприятия помогают детям узнавать самих себя, окружающий мир, учат общению с книгой: читать-думать, читать-чувствовать, читать-жить. К концу 4 класса книга становится частью жизни многих детей, у них расширяется словарный запас, развивается память, прочитанное представляется ими в образах, звуках, красках. Дети думают о том, что рассказала книга, выделяют книги особенно и не особенно интересные, думают о себе и своих интересах, способностях и возможностях.
Очень важным фактором развития читательского интереса является внеурочная деятельность, она имеет большое развивающее и обучающее, воспитательное значение. Главными задачами внеурочной деятельности являются: формирование и развитие читательских интересов, товарищества, дружбы, толерантности, уважения к Родине, к русскому языку, формирование этнических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках литературы, так и на внеурочных занятиях.
Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности ученика, его читательские способности, действительные литературные наклонности, можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему.
Братухина Л.П «Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности» 2012г.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: введён 06. 10.2009г., № 373 / Министерство образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2017. – 35 с.
Формирование читательских компетенций в начальной школе на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
XII районные педагогические чтения «Прорывные воспитательные идеи А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в повышении качества современных практик по воспитанию личности ребенка в свете реализации государственного национального проекта «Образование» и программы «Десятилетие детства в РФ»
Тема: “Формирование читательских компетенций в начальной школе на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности”
Секция: «Ценности, которым нет цены»
Выполнила: Безносова А.В.,
Учитель начальных классов
Чтение – это один из истоков
мышления и умственного развития
В.А. Сухомлинский
Навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общий учебный характер и используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходиться иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой либо информации.
Так что же такое чтение с точки зрения педагога?
Чтение – это вид речевой деятельности, обеспечивающий детям общение с самыми разными, но непременно чем – то замечательными людьми через созданный ими текст, но не в звуковой форме, а в графически закодированной форме; это приобретение ребёнком способностей как можно более полноценно осваивать этот чужой, но обращённый к нему текст, понимать о чём, кто, что и как ему таким необычным способом говорит. Ребенок, который в совершенстве овладел умением читать и понимать текст, с легкостью воспримет чужую речь, закодированную в знаках, более того, знаковая система письменности будет пробуждать в нем интерес и желание познания.
Чтение – это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе собеседника (сначала книгу, потом автора или область познания) по собственным меркам, принимая во внимание собственный кругозор и уровень развития.
В начальной школе на плечи педагога ложиться огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника. Поэтому задача читательского развития учеников младших классов является первостепенной.
«Заставьте его читать!»
В разное время проблема формирования читательских компетенций у детей интересовала всех известных педагогов. В современной начальной школе рахвивающему направлению образовательного процесса уделяется все больше и больше внимания. Особенности психо-эмоционального развития младшего школьника во многом определяется тем, на сколько он овладел общеучебными умениями и навыками. Одним, самым важным, из таких общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика. Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с развитием интереса к чтению.
Так почему же все чаще мы слышим от родителей вопросы вроде «Как заставить его читать?» или хуже, «Заставьте Вы!».
Почему многие дети не любят читать? По словам Василия Александровича: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда»
По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, мышление, через чувства.
Но не только на уроках литературного чтения должны развиваться читательские компетенции, любая деятельность становится отличной тренировкой для маленького человека.
Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи, быстро ориентируется в выполнении упражнений, у него не возникает трудностей в пересказе любого текста.
Одним из основных направлений современного образования заключается в том, что бы сформировать творческую личность, умеющую творчески мыслить, принимать не стандартные решения, быстро ориентироваться в окружающем мире.
Отсюда вытекает моя цель : формирование читательских компетенций младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
— развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
— развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, литературных игр, библиотечных уроков; разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности!
-активизация творческой деятельности учащихся.
Урок длинною в жизнь
В.А. Сухомлинский (Из книги «Сто советов учителю»)
Как цветок не может расти без воды и солнца, так и для формирования ребенка, как читателя, требуются вполне определенные условия.
В первую очередь, это личный пример взрослых, которые окружают ребенка. Малыш, никогда не видевший книги в руках папы или мамы, вряд ли захочет читать сам.
Знаете, у каких детей больше всего проблем в школе? У тех, у кого дома книжные полки забиты дефицитной в советские времена литературой… с не расклеенными страницами. Вы видели таких? Мама на родительском собрании в сердцах бросает «Ну что ему еще надо? Полные шкафы книг в доме!» По факту, родители, проводящие вечера у телевизора не могут дать ребенку тот фундамент, который необходим для формирования его как читателя.
Что нужно ребенку, кроме личного примера?
-Комфортная психологическая обстановка. Создание ситуации успеха.
-Разнообразие творческих заданий, направленное на интеграцию знаний, полученных на уроках литературного чтения в общую систему знаний ребенка и использование полученных навыков на других уроках.
-Сочетание разнообразных форм работы.
-Разнообразие творческих заданий.
-Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников.
-Корректная педагогическая помощь ребенку.
И если, личным примеров воспитывают родители дома, то все остальное находится в чутких руках педагога.
Нельзя недооценивать необходимость межпредметных связей в процессе формирования базового навыка чтение и любви к книге. На уроках русского языка – это составление отзывов о прочитанном, сочинение сказок, рассказов, стихов.
На уроках музыки: взаимообогащение музыки и литературы (музыка к литературным произведениям).
На уроках изобразительного искусства: знакомство с художниками-иллюстраторами, самостоятельное иллюстрирование произведений.
На окружающем мире: история книги, библиотек, особенности библиотечного дела.
На уроках технологии ремонт книг и создание стенгазет.
Кроме того, помогают формировать ребенка, как читателя и библиотечные уроки, знакомы малышей с современной детской литературой за рамками школьной программы, читательские конференции.
Каждый школьный урок можно превратить в урок жизни, полезный не только воспринятой информацией, но и ценный гораздо глубже, на уровне воспитания ЧЕЛОВЕКА.
Одной из ярких находок на уроках стали для меня Карты Проппа.
Владимир Яковлевич Пропп советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета. Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из создателей современной теории текста. Если проще, то он проанализировать множество русских-народных сказок и создал уникальный инструмент для их анализа.
Самая известная работа учёного — «Морфология сказки» (Ленинград, 1928). Пропп выделяет повторяющиеся постоянные элементы — функции действующего лица (всего 31), положив начало структурно-типологическому изучению нарратива. Работа Проппа оказала значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов.
Но насколько универсальна система Проппа! При помощи карт можно не только научить детей анализировать сказку, составлять план для пересказа, научить составлять собственные истории по определенной последовательности карточек, сочинять и творить.
Итак, рассмотрим подробно работу с пособием.
1. Знакомство. Карты Проппа – забавные, их с интересом разглядывают даже дошкольники. Для начала мы развесили на доске в классе все карточки. Дети еще не знали, для чего они нужны, но веселые персонажи и ситуации заинтересовали их.
3. Непосредственный анализ сказки при помощи карт (по ходу чтения сказки в классе дети выбирают и вывешивают в одну линию необходимые карточки, обсуждают, какую функцию нужно выбрать в тот или иной момент). Параллельно с анализом происходит создание плана для подготовки пересказа. Идеально, если у каждого ребенка есть распечатка всех карт и план он может записать очень быстро, просто проставив в тетради нужные цифры. Это экономит время урока.
4. Создание проекта «Книга волшебных сказок». Где ребята сначала составляют план для своей сказки (естественно при помощи карт Проппа), а затем начинают фантазировать, придумывать героев и ситуации, в которые герои попадают, придерживаясь составленного плана.
Работа с картами Проппа при анализе русской-народной сказки крайне полезна для формирования у ребенка любви к чтению, развитию его, как компетентного читателя. Естественно, это всего лишь одна из технологий, которые мы применяем на уроках, но, надеюсь, она будет интересна и полезна, ведь существовании этого метода анализа знают, порой, только профессиональные фольклористы и увлекающиеся историей сказки, как литературного жанра, учителя.
Проводя оценку сформированности у детей читательских компетенций в 1-3 б классе МБОУ «Гимназия № 17» было выявлено, что техника чтения заметно улучшилась и даже у отстающих учащихся были заметные успехи. Ребята очень активны, с удовольствием ведут дневники читателя (читают как детскую классику, так и современную литературу), посещают литературные конференции и библиотечные уроки, участвуют в конкурсах чтецов и проектах, направленных на популяризацию чтения (например, проект «Летнее чтение – семейное чтение», организованный НГОДБ)
Выпуская детей в среднюю школу, я очень надеюсь, что их любовь к чтению, зарожденная в младших классах никуда не уйдет и современные цифровые гаджеты не затмят их уважение к простой, бумажной книге.
(Графическая информация представлена в презентации)
Представление опыта работы по теме : «Формирование читательской компетенции, интереса к чтению через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Основной доклад.docx
Доклад для представления опыта работы на городском методическом объединении учителей начальных классов г. Волгодонска Ростовской области
Учитель начальных классов МБОУ СШ № 21г.Волгодонска – Карпова И.В.
« Формирование читательской компетенции, интереса к чтению через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу ».
Четыре предыдущих года я работала над методической проблемой
« Формирование читательских интересов, воспитание увлеченного грамотного читателя».
Мне очень хотелось наполнить душу каждого ребёнка хорошей детской книгой, а благодаря этому создать необходимые условия для формирования духовно- нравственных жизненных ценностей.
В 2015 году, который был объявлен Годом литературы, наш класс участвовал во всероссийском фестивале-конкурсе « Литературный венок России». Этот видеоролик мы готовили на конкурс. В нем отражена наша внеурочная деятельность и внеклассная работа по воспитанию интереса к чтению. Проведение нестандартных уроков литературного чтения, читательских праздников, викторин, литературных конкурсов, участие в читательских проектах, встречах с детскими писателями и поэтами творческого объединения «Лира» г. Волгодонска, конкурсы чтецов, тесное сотрудничество с городской детской библиотекой способствовали развитию у ребят читательского интереса, побуждали к чтению. Такая система работы несомненно принесла свои результаты в формировании грамотного читателя, развила у многих ребят интерес к книге, потребность ежедневного общения не с планшетом или телефоном, а с книгой, помогла в воспитании и становлении личности, обеспечив условия её дальнейшего роста и развития. Городская библиотека, подводя итоги конкурса « Самый активный читатель» ежегодно награждала ребят моего класса Дипломами победителей. Наш класс удостаивался звания « Самый читающий класс». По окончании начальной школы я провела анкетирование детей с целью изучения читательских интересов, выявления круга их чтения и отношения к чтению. 70% учеников подтвердили ожидаемые результаты.
На последнем родительском собрании опрос родителей показал, что такая работа необходима и эффективна. А меня и ещё раз убедил в том, что нужно не останавливаться на достигнутых результатах. К, сожалению, среди учеников моего выпускного класса были и такие, для которых чтение так и не стало увлечением и жизненной необходимостью.
Проанализировав собственный накопленный опыт, учитывая все недостатки, я продолжила работу в этом направлении, расширив границы методической проблемы, обозначив её (слайд 1)
« Формирование читательской компетенции, интереса к чтению через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу ».
«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы, с которой начинается первый урок обучение грамоте первоклассников. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом всего последующего образования.
Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы.
Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, научить вычленять главное в тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Как увлечь чтением?
Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить эти проблемы.
В результате огромного количества перемен в жизни общества, когда существенно поменялся статус чтения, прививать интерес к нему, воспитывая грамотного читателя с каждым годом становится труднее. А главным препятствием в этой работе являются следующие проблемы:
Предпочтение интереса детей к другим занятиям.
Детский читательский негативизм.
Значительное снижение роли книги в системе семейных духовных ценностей, ценностей детей.
В процессе педагогической работы по данному вопросу рождались свои идеи, использовался опыт работы разных педагогов.
За годы работы достигнуты определенные успехи в формировании навыков полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:
разработана система упражнений по совершенствованию навыка чтения;
наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению; формируется стойкий интерес у учащихся к урокам чтения.
Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей, тех детей, которые не любят читать.
Ещё до начала занятий с детьми, я нашла в лице родителей первоклассников своих единомышленников, главных помощников. Вместе с ними мы работаем над развитием увлечённости чтением, потребностью в регулярном чтении, используя разнообразные формы урочной, внеурочной деятельности. Эта работа теперь идёт планомерно, а её результаты на каждом этапе регулярно отслеживаются.
На первом собрании родители единогласно решили активно участвовать в проекте: «Чтение с увлечением», который должен был реализовываться в три этапа. (Слайд 2)
План работы по реализации проекта « Чтение с увлечением»
I этап ( подготовительный) сентябрь-октябрь
Проведение диагностических исследований сформированности навыков чтения обучающихся, диагностика общих тенденций отношения учеников 1-а класса к чтению.
2.Проведение анкетирования родителей по теме «Семейное чтение». Включение в проект «Семейное чтение»
3. Проведение родительского собрания «Как привить интерес к чтению у ребёнка»
4.Совместное планирование мероприятий(учитель, родители, библиотекарь)
4. Подведение итогов 1 этапа, обобщение, выводы.
Проведение диагностических исследований показало, что из 30 моих первоклассников не умеют читать- 2, читающих 28, но все читают в разном темпе, разными способами. Многие из детей читают с ошибками. Слабочитающие ребята не понимают смысла прочитанных слов, тем более предложений.
Но самое главное, научившись читать ещё до школы, 14 учеников на вопрос «Любите ли вы читать?», ответили «Нет!». Анкетирование детей и родителей показало, что круг детского чтения очень узкий, а знание литературных произведений, известных всем предыдущим поколениям детей в этого возраста, очень слабое. Из литературных героев, чаще всего дети называли только современных мультипликационных героев.
Как учить чтению, чтобы все дети полюбили книгу? Как увлечь чтением всех детей в классе? Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это соучастие в творчестве.
Использование на уроках обучения грамоте системы упражнений, направленных на формирование, развитие и совершенствование навыка чтения.
Применение технологии продуктивного чтения в урочной деятельности при работе с текстами .
Работа по развитию увлечённости чтением, потребностью в регулярном чтении через внеурочную деятельность и внеклассную работу.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению я направила на
Формированию оптимальной скорости чтения способствовало применение приёма жужжащего чтения. На уроках обучения грамоты и обучения письму отводится 5 минут на чтение небольших упражнений, текстов, чистоговорок по пособию «Читалочка». Ежедневный тренаж
10 минут 5 дней в неделю= 50 минут гарантированных упражнений на уроках.
Чуть позже на уроках и во внеурочной деятельности вводились нестандартные игровые упражнения, такие как:
Палиндромы : «Дорога за город», «Тени нет»,
Словометры :Замена одной буквы для создания нового слова
Таня- …аня-… аня-Ва…я- …аля – Г…ля
«Кто играет в прятки?» ( Слайды 11, 12)
Игра « Кто играет в прятки?»
Такие упражнения развивали зоркость, внимание при чтении.
Использование методики работы по таблицам Шульте помогли расширить поле зрения детей, тем самым позволила многим ребятам перейти от плавного слогового чтения к чтению словами.
Больное место на уроках чтения – это невыразительное, монотонное чтение. И, конечно, каждый учитель стремиться научить детей читать выразительно. На каждом уроке звучит образец учительского чтения. Чтобы определить интонацию чтения использую пиктограммы ( изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения. (На кругах изображены лица в разных эмоциональных состояниях.)
Так, в результате систематической и целенаправленной работы формировался необходимый для первоклассника навык грамотного чтения.
Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.
Инсценирование текста или отрывка.
Выборочное чтение (с определенным заданием).
Чтение в лицах, по ролям.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
Нахождение самого длинного слова в тексте.
Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
Чтение с пометками непонятных слов.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)
Поиск информации из текста, являющейся ответом на вопрос.
С первого дня занятий, в рамках внеурочной деятельности и внеклассной работы, расширялся круг детского чтения, повышался уровень и качество литературного образования учеников. В первом полугодии был запущен проект «Семейное чтение». Каждые две-три недели дети и родители получали задание по внеклассному чтению. Выполнять такие задания нужно было дозировано, но обязательно ежедневно, т.е. ежедневно все вместе должны были общаться с детской книгой, узнавать об авторе прочитанных произведений, выполнять вместе творческие задания. Главной целью семейного чтения была цель создания культа чтения в семье, повысить статус чтения. На первом этапе, конечно, больше читали родители детям. Постепенно, без принуждения, в процесс чтения включались дети.
В конце третьей недели проходили обобщающие занятия по произведениям прочитанных авторов. Это были уроки-театры, путешествия, викторины, праздники читательских удовольствий, конкурсы чтецов. На читательских праздниках ребята защищали свои творческие работы. Эти праздники часто проводились совместно с городской детской библиотекой, при активном участии и поддержке родителей.
Так постепенно вырабатывалась потребность в регулярном чтении и повышался интерес к нему.
Внеурочная деятельность в рамках кружка «Умники и умницы», занятия на образовательной платформе «Учи.ру», участие в различных олимпиадах, творческих проектах также помогают сформировать у ребят необходимые читательские компетенции, а значит способствовать их личностному росту и развитию.
Чтобы сделать успешность ребёнка наглядной, оформлен читательский уголок:
Экран прочитанных книг
Знакомимся с книгами нового автора
Выставки рисунков и поделок по мотивам прочитанных книг
Мой читательский дневник
В начале марта, по окончанию курса «Обучения грамоте» я вновь проверила у первоклассников навык техники чтения.
Все дети читают 30 человек
Медленное слоговое чтение (15-20 слов в минуту) у 6% детей, т.е
Слоговое чтение (21-30 слов) у 17%детей ( 5ч.)
Чтение конструкций слог +слово (31-40 слов) у 27% ( 8 ч.)
Чтение словами (41-50 слов) 27% (8 ч.)
Беглое чтение словами ( 51-65 слов)- 17%, т.е. у 5 человек
Беглое чтение словами ( 66- 85 слов)-6%, ( 2 ч)
« Чтение с увлечением» обеспечит ожидаемые результаты.
III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ( АНАЛИТИЧЕСКИЙ ) (май)
Проведение мониторинговых исследований сформированности навыков чтения обучающихся, отслеживание предметных, метапредметных и личностных результатов на начальном этапе формирования читательской компетенции первоклассника.
Анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытия их природных способностей.
Анализ реализации проекта.
Подведение итогов, определение перспективы развития проекта, презентация.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел осознанным, правильным выразительным чтением, то чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность учиться. Такие ученики в коллективе класса всегда находятся в тени. Морально будут переживать свои недостатки и не смогут реализовать в школе свои способности, то положительное, что в них заложено.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над формированием читательской компетенции, развитием интереса к чтению и совершенствованием навыка чтения каждого ребёнка от класса к классу.