развернутый план урока по истории
Схема плана урока по истории.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План урока истории
Цель урока: обеспечить усвоение знаний_____________________________________________________ установить и рассмотреть историческую хронологию проследить ход исторических событий__________________________________________________________________________________
— обеспечить усвоение и закрепление исторических понятий, событий, исторических личностей.
-создать условия для формирования умений работать в (парах, группах, осуществлять взаимоконтроль)
-развивать навыки работы с ЭОР(электронный образовательный ресурс)
-формировать историческую грамотность
-воспитывать чувства ответственности в работе, уверенности в себе, самостоятельность, навыки контроля термины и понятия: _____________________________________________________________________________
-знать содержание терминов и понятий, обосновывать историческое событие, хронологию
-классифицировать и обобщать, объяснять связь событий, запоминать и определять термины
-расширить кругозор, найти главное, оспорить заголовок, отсортировать информацию
-целеполагания, включая постановку новых целей
-планирование пути достижения целей
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия, планировать общие способы работы
-познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
-стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий
—понимание значимости знаний, истории жизни людей, происходившие события
-осознание необходимости знать историю Родины, воспитание патриотизма
орг.момент (проверка готовности, приветствие обучающихся,отметка отсутствующих)
актуализация внимания обучающихся
( цель работы на уроке)
Домашнее задание (объяснение Д/з)
Слушают и записывают
Инклюзивное обучение (д/з) с объяснением
проверка дом.задания (исторический диктант, тест, фронт. опрос,перессказ, работа с учебником д/и)___________________________________________________________
Закрепление: форма работы: (исторический диктант, тест, фронт. опрос,перессказ, работа с учебником д/и)___________________________________
Подведение итогов урока оценивание
актуализация внимания обучающихся
( цель работы на уроке)
Слушают и записывают
Подведение итогов урока
Мнение по поводу урока
проверка готовности учащихся к уроку
актуализация внимания обучающихся
Сообщение темы урока
новая тема
повторение
Подведение итогов урока
Мнение по поводу урока
Обучающая:____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
I .Организационный момент. Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Сообщение темы и цели урока:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III . Проверка домашнего задания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV . Введение нового учебного материала______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII .Итоги урока, оценки, рефлексия______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII .Домашнее задания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План урока истории
Цель урока: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
термины и понятия:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик будет: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развивающие ( системно-деятельностная сфера)
Будет уметь: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитывающие ( личностная сфера)
Тип урока: ______________________________________________________________________________________
Проверка готовности, приветствие обучающихся,отметка отсутствующих
готовность к уроку,проверяют наличие принадлежностей к уроку.
Сообщение плана работы на уроке, цель урока, задачи, последовательность работы
Объяснение дом. задания
Слушают и записывают
Работа с дневником,задают вопросы по домашнему заданию.
ФГОС.План-конспект урока по истории в 5 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Нуридинов Валерий Владимирович
учитель истории и обществознания МОАУ СОШ № 17 г. Кореновск.
Конспект урока истории в 5 классе
Образовательная система «Школа 2100». Базовый учебник: В.И.Уколова. Древний мир. 5 класс. 2010. Издательство «Сфера», тетрадь-тренажер И.Е.Уколовой. История. Древний мир. 5 класс. М. 2012
Тема урока : . Религия древних греков
изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями,умение выделять главное.
Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий,понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.
Тип урока : проблемно-диалогический
Межпредметные связи : анализ письменных источников (+ литература),составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география),
Использование информационно-коммуникативных технологий: показ фрагмента «экранной» лекции из УЭИ «Всеобщая история»(ООО «Кордис&Медиа» Е-meil:sales@cordis.ru),отрывки из в/ф «Древняя Греция»,интерактивная игра «Герои Эллады» (ЛОИ 2010г)
Интеллектуальный продукт урока : таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы,их олицетворяющими и с занятиями древних греков
Тип урока : проблемно-диалогический
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»»
Подготовка устного ответа по карточке.
Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (3-5 человек).
В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).
б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы.
Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился,
Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море.
Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?
а) О каких героях вы узнали из игры «Герои Эллады»?Какие подвиги они совершили?
Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Посмотрите внимательно на доску, как вы думаете, какой вопрос нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке?
Переход к изучению новой темы
Беседа с учащимися.
Почему появляются религиозные верования? (Потому , что человек не мог объяснить явления природы.) Учитель показывает классу слайды с изображениями, именами древнегреческих богов-олимпийцев, приглашая к доске учащихся, которые дают комментарии к изображениям
Примечание: учащиеся должны быть знакомы с изображениями, именами богов греческого пантеона. В зависимости от подготовки класса отдельные слайды на доске уже могут содержать какую-либо частичную информацию о персонаже. В случае затруднения выполнения учащимися задания возможны подсказки со стороны учителя
АИД
Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.
Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.
Изучение новой темы
Боги Греции.Просмотр фрагмента в/ф «Древняя Греция».
Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.
Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.
Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).
Какие силы природы
занятий они считались
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,стр. 134-135 Вигасина.
Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)
Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)
Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)
V . Закрепление изученного материала
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды
и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь. )
Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)
Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»; какие подвиги совершил Геракл?Продолжить работу по интерактивной игре «Герои Эллады»
Дополнительный материал: Подвиги Геракла
Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на высоком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.
Дополнительный материал : интерактивная игра «Герои Эллады». (см.приложение)
План урока по истории «Основы исторического знания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Основы исторического знания
« Historia est magistra vitae» (История наставница жизни) Цицерон
«…духовность несет с собой освобождение, она несет с собой человечность»
Н.А.Бердяев, русский философ
Тип урока: Изучение нового материала
Форма проведения : урок
Цели урока: проследить специфику исторического подхода к осмыслению прошлого человечества; освоение систематизированных знаний об истории человечества; развитие навыка поиска и использования информации, необходимой для личностного развития.
Цель для студента: после изучения данного материала студент сможет: подобрать дополнительный материал по вопросам темы; проанализировать содержание рассмотренных исторических понятий и категорий.
Основные понятия: история, исторические знания.
Методическое обеспечение : ПК, дидактический материал: конспект лекций, мультимедийная презентация.
Литература: История: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. Стр. 4-10.
Виды методических приемов
1. Организационный момент
• Организация группы к уроку
• Проверка готовности студентов к уроку
• Сообщение темы урока
2. Постановка цели и задач урока
Вступительное слово преподавателя
3. Актуализация базовых знаний
Значение истории в жизни современного человека?
Для чего и как изучают историю?
Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего
4 . Изучение нового материала
1.Основы исторического знания. Исторические источники: письменные;
кино- и фотодокументы
2. Теории исторического развития
Формационная концепция истории.
Цивилизационная концепция истории
Сочетание формационного и цивилизационного подходов.
обсуждение в группе
1. 1.В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как науки?
2.Что такое исторические источники? Перечислите их.
3. В чем проблема достоверности исторических знаний?
4.Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории? Какие стороны исторического процесса они помогают изучить?
(первичная проверка понимания, обобщение изучаемого материала)
«Метод незаконченных предложений»:
наибольший отклик у меня вызвало…;
раньше для меня было неизвестно…;
самым важным на занятии сегодня я считаю…
Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Прокомментируйте слова историка.
6. Поведение итогов занятия:
подведение итогов работы группы (оценить насколько студенты продемонстрировали свои навыки, самооценка студентов своего участия на уроке, комфортность);
выставление оценок за работу на уроке.
Беседа с группой Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами
7. Задание для самостоятельной работы: проанализировать основные современные научные теории периодизации истории. В чем проблема достоверности исторических знаний?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1142540
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока по истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
по истории и обществознание
в 10 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дюллюкинская средняя общеобразовательная школа
Разработал: Иванов Дьулустаан Спиридонович
слушатель курсов профессиональной переподготовки « История теория и методика преподавания в образовательной организации »
Дата проведения 12.12.2016 года
Тип урока: комбинированный.
Технические средства (оборудование урока): Доска, проектор, иллюстрации «Петр I », «Екатерина I », презентация «Личность Петра I », карточки с мнениями известных историков, видеозапись «Российская империя. Серия 1. Пётр I, часть 1». А также учебник: История России с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Т. 1 / Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н. Сахарова. — М., 2010. — 544 стр.
● создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;
● познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;
● осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;
● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I ;
● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.
● развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;
● формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I ;
● развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.
устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;
наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;
практический, с использованием документа, карты.
Раскрытие темы урока.
Длительность урока – 45 минут.
Мнения историков о личности реформатора.
Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин). А для других он «злодей», «деспот», «тиран».
«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.
«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.
Учитель: «А как вы считаете?» (опросить 8 учеников о Петре) Опрос длится 2-3 минуты, идет диалог с детьми. Поправить их, если они ошибаются. Выдать 8 карточек с мнениями известных историков (позднее они выступят с обоснованием полученных мнений). Содержание карточек находится в Приложении № 1.
Актуализация : «Сегодня нам предстоит разобраться в том, был ли он разрушителем, или все же создателем могущественной империи, а может и то, и другое».
«Мне необходимы 2 добровольца, которые по ходу урока будут в паре выполнять секретное творческое задание, а в конце получат оценки» (двум ученикам дать задание совместно придумать к концу урока тестирование для всего класса по основным событиям).
«Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая 1672 года — 28 января 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)» (Записывают даты).
«Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события).
«В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки».
«И сейчас мы заслушаем тех, кто получил карточки с мнениями историков» (выступают 8 учеников, проводится оценивание их мастерства изложения).
Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).
«Для того, чтобы разобраться в самой личности царя, необходимо начать с его внешности».
Внешность ( по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора ).
«Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 см (6 футов 7 дюймов) — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом».
Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).
«В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь» (Слайд 5, пригласить ученика для зарисовки схемы родственников царя ).
«Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, бежал в Вену под покровительство родственника своей жены (Шарлотты Брауншвейгской) императора Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу» (Слайд 10).
«24 июня (5 июля) 1718 года Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости» (записывают дату и событие).
«От брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил сына Петра Алексеевича (1715—1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714—1728)» (следующий ученик продолжает схему).
«В 1703 году Пётр I (Сколько ему лет?) встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741—1761)» (слайд 4 и продолжение составления схемы).
«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.
После смерти Петра в январе 1725 года Екатерина Алексеевна стала первой правящей российской императрицей Екатериной I, но скончалась в 1727 году, освободив престол для царевича Петра Алексеевича. Первая жена Петра Великого, Евдокия Лопухина, пережила свою счастливую соперницу и умерла в 1731 году, успев увидеть царствование своего внука Петра Алексеевича» (завершаем зарисовку схемы).
«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715—1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.
5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха» (записывают дату и событие).
В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.
Далее приглашаются составители теста, они зачитывают его, класс пишет самостоятельно на листочках ответы (5 минут).
В завершении урока проводится голосование – каждому раздается «бюллетень», который ученик отдаёт в пользу положительного, отрицательного, или нейтрального отношения к первому императору после услышанного и увиденного на уроке.
Домашнее задание : «Подготовить сочинения с собственным взглядом на личность Петра I ».
Приложение № 1. Карточки с мнениями историков.
1. В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:
Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.
2. Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов
С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся.
3. Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.
4. Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) так охарактеризовал Петра
Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась.
6. С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:
Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.
Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:
Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.
8. В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра
Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников
Приложение № 2. Таблица Реформ Петра I .
Краткие результаты реформы
Реформа государственного управления
Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.
Областная (губернская) реформа
1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.
Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.
1697 г., 1719 г., 1722 г.
Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллегии, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.
Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.
Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.
Почти все царствование Петра 1
Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых – большая часть этих доходов разворовывалась.
Указ о введении нового летоисчисления с 1 января 1700 г. (7208г. от С.М.)
1714, 23 марта – Указ о единонаследии (один наследник)