разработки уроков по всемирной истории 10 класс

Разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Смотреть картинку разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Картинка про разработки уроков по всемирной истории 10 класс. Фото разработки уроков по всемирной истории 10 класс

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поурочный план по всемирной истории, 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обучения: рассмотреть особенности развития Турции, основные направления внутренней и внешней политики; сфокусировать усилия на выявлении и усвоении исторических закономерностей, терминов, причинно-следственных связей в развитии исторических событий.

Воспитания: прививать ученикам идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям, уважения к национальным традициям; воспитание патриотизма.

Развития: развивать логическое мышление школьников, сравнивая, сопоставляя исторические факты, проводя анализ и синтез общих и особенных черт исторических событий, развитие памяти, речи и внимания.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: использование опережающих заданий, работа с тестами, интерактивные, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, словесные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

Этатизм — принцип активной государственной политики в экономической, социальной, культурной и иных сферах общественной жизни.

1948 г.: получение экономической помощи США по плану Маршалла.

1959 г.: американско-турецкое соглашение на право размещать на территории Турции военные базы.

1960 г. (27 мая): военный переворот в стране.

1961 г.: принятие Конституции.

60—70-е годы: политика индустриализации.

1982 г.: принятие новой Конституции.

1989—1993 гг.: экономическая модернизация Турции.

1995 г.: Турция и ЕС подписали Соглашение о таможенном союзе.

1. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

2. Рассказ учителя. На внутреннее положение страны и подъем экономики большое влияние оказала помощь США по плану Маршалла в 1948 г. В первые послевоенные годы государство проводило курс на активное вмешательство в экономику, получивший название политики этатизма.

Доля продукции частного производства в 1950 г. составляла 42%, в 1960 — 65%. Законы, принятые в 1951— 1954 гг., способствовали внедрению иностранного капитала во все отрасли. Иностранным инвесторам давалось право свободно вывозить весь полученный доход. В 50-х годах ежегодный прирост промышленной продукции в Турции достигал 8%.

В 60—70-х годах политика индустриализации привела к созданию в государственном секторе энергетики, черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности, автомобилестроения и др. В 80-х годах в стране начались рыночные реформы. Поощряется предпринимательство. Турция выходит из экономического кризиса. Быстро развивается экспорто-ориентированная направленность экономики. Турция окончательно превратилась в индустриально-аграрное государство. Но не были до конца решены социальные проблемы. Экономический и финансовый кризис 2001 г. страна пережила главным образом благодаря продолжению курса либерализации и частичной приватизации государственного сектора.

3. Учитель организует работу учащихся с текстом учебника. Учащиеся продолжают заполнение таблицы.

Учащиеся самостоятельно читают материал и устно отвечают на вопросы, записанные учителем на доске.

1). Чем вызвана активная роль армии в политической жизни Турции? 2). В чем причина усиления исламистских партий и течений в политической жизни и на выборах в парламент страны. 3). Каковы основные направления внешней политики Турции?

5. Изучение биографии исторических личностей. Учитель обращает внимание на то, что история Турции, как история всех государств, связана с известными лидерами, политиками с мировым именем, оставившими неизгладимый след в истории своей страны.

Сообщение “Сулейман Демирель — лидер Партии справедливости”.

Сообщение “Тургут Озал и его “турецкая модель” развития экономики страны”.

Вопросы учителя. 1. Какую роль в развитии страны сыграла Партия справедливости? 2. В чем заключалась турецкая модель развития экономики, предложенная Т. Озалом?

6. Опережающее задание. Защита проекта “Курдская проблема”.

8. Рассказ учителя о турецко-казахстанских отношениях.

9. Закрепление изученного материала (тестирование).

10. Рефлексия. Чем главным образом отличается развитие Турции от изученных вами азиатских стран?

11. Домашнее задание: § 29. Опережающее задание. Распределение сообщений о деятельности ливанской шиитской организации “Хесболла” (Партии Аллаха) и экстремистской суннитской организации “Хамас” (Движение исламского сопротивления).

Источник

Разработка урока по Всеобщей истории 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок по всемирной истории. 10 класс

Тематический модуль 2. Первая мировая война

Развивающая: научиться делать вывод по теме, вырабатывать собственную позицию по проблеме; уметь анализировать данные карт, просмотренных кинороликов и документов.

Образовательная: способствовать усвоению знаний по проблемам, причинам поводу, ходу войны.

Воспитательная: выработать негативное отношение к войне, как способу решений межгосударственных проблем.

1. Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.

2. Показать несправедливый, античеловеческий и антигуманный характер войны, развязанной правительствами сверхдержав ради очередного передела мира, показать трагизм и бессмысленность войны.

3. Проследить основные события Первой мировой войны на Восточном и Западном фронтах; подчеркнуть роль Восточного фронта в войне.

4. Познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями.

5. Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи, научить учащихся работать со статистическим материалом.

6. Совершенствовать навыки работы с исторической картой.

7. Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма. Формировать чувство патриотизма.

8. Способствовать формированию ключевых и предметных компетентностей учащихся: поликультурной, коммуникативной, социальной, хронологической, информационной, пространственной, логической.

Ожидаемые результаты урока:

Во время урока учащиеся будут:

развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать историческую карту, углубят умение вести аргументированный диалог, делать обоснованные выводы, анализировать документы, прослеживать причинно-следственные связи, сравнивать, работать с историческими терминами и понятиями, датами; прогнозировать возможные последствия событий.

После урока учащиеся смогут:

называть страны-участницы военно-политических блоков – Тройственного союза и Антанты;

объяснять и анализировать причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы стран-участниц войны;

объяснять понятия: шовинизм, июльский кризис 1914 г., План «Шлиффена, блицкриг, геноцид;

высказывать свое мнение относительно неизбежности войн;

оценивать деятельность исторических личностей с позиции общечеловеческих ценностей;

сопоставлять, критически анализировать информацию, полученную из различных источников, принимать участие в дискуссии.

формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;

формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

умения управлять своей познавательной деятельностью.

усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).

Методы и приемы: работа з историческим документом, работа с картой, «мозговой штурм», «микрофон», «займи позицию», «поиск истины», блиц опрос, работа в группах, рассказ учителя, беседа

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация опорных знаний.

Причины Первой мировой войны

Стратегические цели противников.

Начало войны. Основные события войны.

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности.

Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

Вводное слово учителя

Русский поэт Николай Гумилев писал:

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки

Учитель предлагает учащимся самостоятельно поставить задачи на урок, исходя из темы урока.

3 Актуализация опорных знаний учащихся

Метод «Открытый микрофон»

— А как вы понимаете значение слова «война»?

Метод «мозговой штурм»

— Как вы думаете, почему происходят войны?

— Назовите факторы, способствующие развязыванию войны.

4. Изучение нового материала

Постановка проблемного задания.

«Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»

Вступительное слово учителя

«Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу»
Вудро Вильсон.

Наша задача сегодня – выделить причины, повод к войне и цели воюющих сторон

Уже с конца XIX столетия многих европейских и русских мыслителей и политических деятелей не покидало ощущение надвигающейся глобальной катастрофы. Мир сотрясали локальные войны.

Какие локальные конфликты к ХIX- н ХХ веков вы знаете?

(Примерные ответы учащихся: англо-бурская, испано-американская, русско-японская, балканские войны).

В то же время Европу сотрясло множество политических кризисов. Старый Свет разделился на два враждующих между собой блока.

Назовите страны, которые входили в эти блоки.

( Примерные ответы учащихся: Тройственный союз( Австро-Венгрия, Германская империя, Османская империя) и Антанта (Англия, Франция и Россия)

Противоречия между ними были столь острыми, что и произошло летом 1914 года к войне. Но вряд ли кто мог тогда представить, что столкновение интересов выльется не в обычный конфликт, а в конфликт мирового масштаба – Первую мировую войну 1914–1918 годов.

Войну в которую оказались вовлечены 38 государств, войну, четыре года.

Характеристики Первой мировой войны

• продолжительность – 1554 дня;

• число стран-участниц – 38;

• состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран;

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

• число государств, на территории которого походили военные действия –14;

• численность населения стран-участниц войны- 1050 млн. человек (62% населения планеты).

1 Причины войны, повод, характер войны, стратегические цели противников.

Класс объединяются в 4 группы. Работает с раздаточным материалом( Приложение) и учебником.

Сформулируйте и раскройте причины войны

Определите характер войны

Определите повод к войне. Дайте оценку действию стран

Охарактеризуйте стратегические планы сторон

Обсуждение работы в группах. Группы заполняют предложенные раздаточные материалы ( Приложение) и презентуют свои результаты

Результаты работы групп

Военно-полит и экономические противоречия между странами Тройственного союза и Антанты.

Борьба государств за сферы влияния.

Борьба за передел колоний.

Борьба за передел сфер влияния и рынков сбыта.

Стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономическом и военном развитии.

Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы

Повсеместное усиление националистических настроений.

Работа с историческими понятиями (учащиеся записывают в тетрадь)

Захват колоний Англии и Франции

Господство в Европе

Ослабление Франции и России, захват части русской территории.

Расширение сферы влияния на Балканах

Господство на Черном, Адриатическом, Эгейском морях

Покорение Сербии, Болгарии, Черногории

Ослабление Германии, сохранение «статус- кво» в мире

Сохранение своих колоний и господство на море

Захват у Турции Месопотамии и части Аравийского полуострова

Возврат Эльзаса и Лотарингии

Присоединение Саарского угольного бассейна и левого берега Рейна

Укрепление позиции на Балканах

контроль над проливами Босфор и Дарданеллы

Присоединение Восточной Галичины, Северной Буковины и Закарпатья

Характер войны – захватническая, империалистическая, несправедливая для всех стран (кроме Сербии и Бельгии)

Представляют стратегические планы воюющих держав и делают вывод, что все эти планы порочны: они строились из расчета на короткую войну, путем разгрома противника в одном или нескольких генеральных сражениях.

Более подробно останавливаются на рассказе о «плане Шлиффена»

Изучение нового понятия «план молниеносной войны» или доктрина блицкрига.

Работа над понятиями

Работа над проблемным вопросом

Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века?. Обоснуйте свою позицию.

Прочитайте отрывок из интервью специалистов по истории первой мировой войны профессоров В. Дайеста (Германия) и П. Лиддла (Великобритания)

(Учащиеся делают вывод, что предотвратить войну было невозможно, потому что она была выгодна всем странам-участницам).

6. Начало войны. События 1914 года.

Хронология начала войны

28 Июня: Убийство Франца Фердинанда в Сараево

20-23 июля: Визит Раймона Пуанкаре в Петербург

23 Июля: Австрийский ультиматум Сербии

25 Июля: Ответ Сербии на ультиматум

25 Июля: Австрийская частичная мобилизация

27 Июля: Русская частичная мобилизация

28 Июля: Австро-Венгрия объявляет войну Сербии

30 Июля: Российская всеобщая мобилизация

31 Июля: Австрийская всеобщая мобилизация

31 Июля: Немецкий ультиматум России относительно прекращения мобилизации

31 Июля: Немецкий ультиматум Франции относительно нейтралитета

1 августа: Германия объявила войну России, в тот же день немцы безо всякого объявления войны вторглись в Люксембург.

1 Августа: Французская всеобщая мобилизация

2 Августа: Немецкая всеобщая мобилизация и объявление войны России

2 Августа: Декларация Италии о нейтралитете

3 Августа: Объявление Германией войны Франции

3 Августа Германское вторжение в Бельгию

4 Августа Объявление Британией войны Германии

6 августа Австро-Венгрия объявила войну России.

Первая мировая война началась.

Самостоятельная работа с книгой
Заполните таблицу «Основные события первой мировой войны»: (
учащиеся будут продолжать заполнять таблицу дома)

Западный фронт

Страны, участвовавшие в военных действиях

Основные военные операции (год, операция, результат)

Вопрос: Какой фронт играл главную роль с самого начала войны?

Учащиеся делают выводы:

1.Восточный фронт отвлекал 31 % противника.

2.Германия вынуждена была воевать на 2 фронта (всего их 6).

3.На Западном фронте война носит позиционный характер.

5 Систематизация и обобщение новых знаний и умений

Назовите причины войны.

Какие события стали поводом к Первой мировой войне?

Когда началась Первая мировая война?

Что такое «план Шлиффена»

Какие крупные сражения вы запомнили.

Выполнение тестовых заданий. ( смотри приложение)

Составьте Синквейн по теме урока

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Примерный ответ учащихся

3 и 4 группа
Кластер по теме начало Первой мировой войны.

Проработать материал учебника, выучить понятия, ответить на вопросы

Продолжить заполнение таблицы.
Задание творческого характера.

— Дайте ответ на вопрос: «Фельдмаршал Х. Мольтке утверждал:

«Вечный мир – это мечта, и даже далеко не прекрасная, война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут».

Как вы считаете, прав ли германский фельдмаршал?»

— Первая мировая война вошла в историю как Великая война. В России ее назвали Второй Отечественной войной. Приведите аргументы «за», и «против» такого названия

8. Подведение итогов урока
Слово учителя.

Сформулируйте и раскройте причины войны. Проработайте материал учебника и предложенный документ

Видные политические и научные деятели о причинах Первой мировой войны

— «Да, именно Германия добавила последнюю каплю, переполнившую чашу через край. Однако для объективного исследователя главный вопрос заключается именно в том, кто наполнил чашу до краёв, сделав войну неизбежной» (Гюстав Лебон, основатель школы социальной психологии).

— «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу» (Томас Вудро Вильсон, президент США (1913—1921)).

«Все считали себя подвергшимися нападению, и все находили это обстоятельство очень удачным» (Голо Манн, историк).

— «Имперская Германия спровоцировала войну, потому что, наращивая свои военно-морские силы в 10-летний период перед 1914 годом, она бросала вызов морскому господству Великобритании, а ее дипломатической стратегией являлось унижение Франции и России, чтобы продемонстрировать им, что они слишком слабы, чтобы объединиться против Германии. В результате немцы вынудили эти страны к союзу, к которому впоследствии присоединилась Великобритания» (Генри Киссинджер, государственный секретарь США).

Выделите взаимные претензии и цели государств-участниц, определите характер войны. Заполните таблицу, используя учебник и раздаточный материал

Взаимные претензии стран-участниц войны

хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г., и захватить Саарский бассейн,

— борьба за колонии, за сферы влияния

– усиление националистических настроений

вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединения Галиции и нижнего течения Немана.

даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино, Триест и Фиуме. Долго колебавшаяся между Тройственным союзом и Антантой Италия, в конечном счёте связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров

Соединённые Штаты Америки

В течение трёх лет войны занимали нейтральную позицию, наживаясь на военных поставках обеим воюющим коалициям, США вступили в войну (апрель 1917г.), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

Сербия (в составе Антанты)

Получив полную независимость только в 1878 году, стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова.

Желала образовать Югославию, включив в нее всех славян, проживающих на юге Австро-Венгерской империи.

Неофициально поддерживала националистические организации, боровшиеся против Австро-Венгрии и Турции.

Определите повод к войне, используя учебники раздаточный материал

Следы ведут в Сербию

Оказалось, что Илич был членом тайной террористической организации «Единство или смерть», неофициальное название которой было «Черная рука». Ее члены были готовы использовать любые средства ради выхода Боснии и Герцеговины из-под власти Австро-Венгрии и объединения славянского населения этих провинций с Сербией. Во главе организации стоял полковник Драгутин Димитриевич, начальник департамента разведки сербского генерального штаба. Членам «Черной руки» он был известен как Апис. В ноябре 1913 года Илич посетил Сербию, чтобы обсудить с Аписом план покушения на эрцгерцога. На тот момент мишенью «Черной руки» был военный губернатор Боснии Потиорек. Как и когда оба заговора слились в один, мы, вероятно, никогда не узнаем. Однако мотивы обоих покушений были одинаковы: террором заставить Австро-Венгерскую империю отказаться от права управлять, своими южнославянскими подданными.

Австро-венгерское правительство возложило на Сербию ответственность за убийство наследника престола и его супруги и через месяц, 23 июля, предъявило Сербии ультиматум. Вена потребовала распустить патриотические организации, враждебно относившиеся к империи; участия своих чиновников в проводимом сербами расследовании; ареста сербских официальных лиц, замешанных в тайной борьбе против габсбургской монархии; извинений и разъяснений по поводу вины Сербии в случившемся.

Преступление и наказание

Два года спустя в своеобразном постскриптуме к процессу полковник Драгутин Дмитриевич взял на себя ответственность за организацию заговора. К тому времени руководитель «Черной руки» был обвинен в покушении на жизнь сербского принца-регента Александра. Его судили и приговорили к смерти. В письменных показаниях военному трибуналу Апис признался также в своем участии в заговоре, приведшем к смерти эрцгерцога Франца-Фердинада и его супруги Софии, герцогини Хотек. Был ли он тайным вдохновителем преступления? Этот вопрос до сих пор вызывает жаркие дебаты среди историков.

Австрийский ультиматум Сербии

На заседании Совета министров Австро-Венгрии 7 июля премьер-министр Венгрии граф Иштван Тиса заявил, что решено выступать против Сербии. 14 июля правительство Австрии согласилось с венгерским проектом ультиматума, а 19 июля был окончательно утверждён его текст. Ультиматум должен был быть вручён сербскому правительству 23 июля.

Согласно этому документу, Сербия должна согласиться на ряд фактически неприемлемых для государства условий:

Запретить издания, пропагандирующие ненависть к Австро-Венгрии и нарушение её территориальной целостности

Закрыть общество «Народна Одбрана» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии

Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования

Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой

Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии

Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства

Арестовать майора Воислава Танкосича и Милана Цигановича, причастных к сараевскому убийству

Сделать объяснения насчёт враждебных к Австро-Венгрии высказываний сербских чиновников в период после убийства

Без замедления информировать австрийское правительство о мерах, принятых согласно предыдущим пунктам.

Австрия считала, что именно этот момент для начала войны является наиболее благоприятным даже в случае вмешательства России, ввиду того, что последняя ещё не была готова к войне. В этом случае ждать несколько лет рассматривалось угрожающим, ведь Российская империя могла за это время усилиться. Германия неоднократно заявляла о своих намерениях поддержать австрийцев, но надеялась на страх российских чиновников.

В течение трёх недель со времени убийства Франца Фердинанда не было заметно признаков, которые указывали бы на международный кризис; командующий сербской армией в это время отдыхал на австрийском курорте. Австро-Венгрия же задерживала отправку ультиматума Сербии, поскольку хотела дать больше времени на заготовку продовольствия перед тем, как хозяйство империи понесёт потери.

До 23 июля с рабочим визитом в Санкт-Петербурге с целью дипломатических переговоров находился французский президент Раймон Пуанкаре. Хотя глава министерства иностранных дел России Сергей Сазонов был в отпуске, российское правительство уже знало, что Австрия готовит военную интервенцию против Сербии. Когда 20 июля Пуанкаре приехал в Россию, как немцы, так и австрийцы забеспокоились тем фактом, что на решение российского правительства мог влиять антигермански настроенный Николай II и посол Франции. Хотя ничего конкретного на переговорах решено не было, визит свидетельствовал о незыблемости прежнего союза между Францией и Россией.

23 июля австро-венгерский ультиматум был вручен сербским министрам. На ответ отводилось 48 часов. Российский министр Сазонов заявил, что это стало началом европейской войны. Для Сербии же ультиматум стал серьёзной неожиданностью. Государство было ослаблено двумя войнами и переживало внутриполитический кризис; сербское правительство пыталось затянуть время в надежде на возможность посредничества итальянского короля, дяди принца-регента Александра. Однако австрийцы довольно жестко ограничили время на размышления и решать необходимо было срочно.

Охарактеризуйте стратегические планы сторон, используя учебник, раздаточный материал и информацию из фильма

Генеральные штабы всех стран разрабатывали стратегические планы войны задолго до ее начала. Авторы стратегических планов не использовали опыт первых войн эпохи империализма. Они не заметили, что условия ведения войны коренным образом изменились. В частности, недооценивалась возросшая роль экономического и морального факторов.

Во всех генеральных штабах господствовало представление, что война будет короткой, что победу можно завоевать одним или несколькими генеральными сражениями. Живучесть современных армий, обусловленная наличием многочисленных резервов и массовым выпуском вооружения, не учитывалась. Планы каждой из воюющих стран выражали ее империалистические устремления, ее захватнические цели.

Германский стратегический план был порочен в самой своей основе. Возможности и силы противника недооценивались, что придавало плану авантюристический характер. Нереальными были и расчеты на разгром вооруженных сил крупной державы (Франции) в одном генеральном сражении.

Наряду с коренными пороками германский план имел и сильные стороны. Он был проникнут духом активных, решительных действий. Направление главного удара, выбранное правильно, позволяло осуществить маневр с выходом во фланг противнику. На направлении главного удара сосредоточивались силы, значительно превосходившие противника. Учитывалась роль внезапности.

Однако наличие ряда правильных оперативно-стратегических положений в германском плане не могло компенсировать его основных недостатков и просчетов.

В частности, 4-я армия предназначалась не для наращивания сил при наступлении, а для противодействия противнику на направлении его главного удара.

Стратегический план России сложился под сильным воздействием ее политической и экономической зависимости от западных союзников.

Россия приняла на себя обязательство начать наступление на Восточную Пруссию через 15 дней после объявления мобилизации и тем самым создать угрозу центральным районам Германии. Для решения этой задачи Россия развертывала на реках Неман и Нарев две сильные армии (1-ю и 2-ю).

Главные устремления русских помещиков и буржуазии были направлены на Галицию и Балканы. Поэтому по стратегическому плану намечалось развернуть против Австро-Венгрии четыре армии (3, 4, 5 и 8-ю), на 19-й день мобилизации начать наступление, окружить и уничтожить австро-венгерские армии.

Русская армия должна была наступать одновременно на двух стратегических направлениях, что совершенно не соответствовало экономическим и военным возможностям страны.

Австро-Венгрия планировала решительные действия одновременно против России и Сербии. Австро-венгерский план, составленный под давлением Германии, не учитывал реального соотношения сил, слабости экономических ресурсов и низкого морального духа значительной части своих войск.

Содержание стратегических планов основных империалистических держав показывает, что все эти планы порочны: они строились из расчета на короткую войну, в которой потребности фронта обеспечивались бы за счет накопленных мобилизационных запасов и работы военных предприятий.

Ставка «на молниеносную войну» была выражена и в намеченной всеми планами группировке сил. Все страны развертывали свои силы в один стратегический эшелон. Широкое развертывание стратегических резервов не предусматривалось, поскольку каждая страна планировала завоевание победы в короткие сроки, путем разгрома противника в одном или нескольких генеральных сражениях.

Несмотря на наличие военных союзов и коалиционный характер войны, ни одна из военных коалиций не создала единый стратегический план и единое командование.

Планы союзных стран были весьма слабо согласованы. Более того, империалистические державы всячески уклонялись от выполнения союзнического долга, опасались больших успехов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *