размышления у парадного подъезда некрасов история создания

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

Всего получено оценок: 153.

Всего получено оценок: 153.

Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ «Размышления у парадного подъезда» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.

Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: элегии, и сатиры и песни.

Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».

Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».

Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».

Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов.

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.
Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении.
В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.

Произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение властьимущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения).

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено различными выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие тропы:

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (« стон песней зовётся », то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Источник

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Разные поэты писали об участи русского народа. Крестьяне часто не имели возможности попасть к господам, поэтому оставались наедине со своими проблемами. Именно об этом рассказывается в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Анализ произведения позволяет лучше понять главную идею. Автор описывает истории трех героев и через них показывает участь крестьян.

История создания

Стих был написан в 1858 году. Незадолго до этого Некрасов смотрел в окно и наблюдал за соседним парадным. К нему стекались разные просители. Дворник и городовой прогоняли их палками. Эта картина вызывала печаль у поэта. Некрасов сразу написал черновик стихотворения, добавив обобщения и сатиру. Через пару часов произведение было готово.

Стихотворение наглядно показывает неравнодушие Некрасова к участи народа. Ему было больно видеть плохое отношение к простым людям. В то же время он призывает к пробуждению — и крестьяне, и господа должны проснуться и изменить мир.

Произведение впервые было опубликовано в журнале Герцена, но Некрасов решил не подписываться своим именем. Скоро стихотворение стало популярным среди студентов. Своим произведением поэт хотел заставить людей размышлять над жизнью.

Знать была ленивой и равнодушной, а крестьяне — покорными и бесправными. Но смогут ли эти люди восстать и начать бороться? Именно такой риторический вопрос поднял Николай Алексеевич.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания парадного подъезда. Каждый день к нему приходят люди с просьбами. Среди них можно найти вдову, старика, искателя места в мире и других. Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. Они помолились и попросили швейцара пустить внутрь, но тот прогнал их.

В это время владелец дома спал и не беспокоился, что его вынуждены ждать. Его жизнь напоминает праздник и он остается глух к просьбам простого народа. Ему нравятся балы и другие светские мероприятия. Его окружает семья, но на самом деле она ждет смерти вельможи.

Горькая судьба простого народа остается неизменной. Мужики пропивают последние рубли, после чего идут просить подаяния. Так происходит по всем уголкам России. Даже если отправиться на Волгу, то и там можно услышать стоны крестьян. Бурлаки вынуждены трудиться и таскать на себе корабли. Но только людям решать: терпеть им или бороться. Если они выберут первый вариант, то рискуют духовно умереть.

Художественные приемы

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» позволяет лучше понять особенности произведения. Работа написана в жанре гражданской лирики, так как автор описывает проблемы общества и призывает к народному пробуждению. Некрасов возмущен леностью дворян и раболепием крестьян и хочет увидеть перемены во всех социальных слоях.

Произведение написано необычным стихотворным размером, таким как разностопный анапест. Такой прием позволяет создать особую интонацию стихотворения. В композиции можно выделить несколько частей:

Три части связаны общим смыслом, но в каждой показана отдельная проблема. При написании работы поэт использовал следующие средства выразительности:

Неслучайно мысль о создании стихотворения возникла у Некрасова при взгляде на парадный подъезд. Анализ стиха показывает, как автор сравнивает грязных и измученных крестьян и богатых, праздных знатных особ. Такая антитеза позволяет лучше понять идею произведения.

Центральная тема работы — печальная участь крестьян. Они вынужден ходить с просьбами к богачам, а потом смиренно уходить ни с чем. Поэт пытался показать несправедливое устройство общества.

Но пока все смиряются с происходящим, все останется как есть — вот о чем думал автор, когда смотрел на парадный подъезд.

Анализ стихотворения Некрасова дает возможность увидеть использованные художественные средства выразительности — это важно для понимания текста.

Произведение Некрасова отражает его отношение к российскому обществу. Он жалеет крестьян и не одобряет поведения богачей. Но исправить ситуацию можно только если люди решат начать восстание.

Источник

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

Всего получено оценок: 152.

Всего получено оценок: 152.

Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ «Размышления у парадного подъезда» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.
История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.

Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: элегии, и сатиры и песни.

Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».

Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».

Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».

Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

Отношение автора к своему произведению

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

В своем сюжете поэт показывает простую и обыденную для того времени ситуацию, когда крестьяне становятся униженными и оскорбленными. Ситуация, изображенная автором, для нравов и порядков того времени, была обычным делом и знакома многим современникам. Но ее Николай Алексеевич превращает в целую повесть, которая основана на реальных и правдивых фактах.

Поэт показывает свое отношение к тому факту, что крестьяне, привыкшие к унижениям, даже не пытаются протестовать. Они как безмолвные рабы смерено позволяют измываться над собой. И эта их привычка тоже приводит поэта в ужас.

В сюжете есть и сатира, когда автор описывает презрение к тому порядку, который заведен в стране, к тому, что простой народ страдает, униженный чиновничеством. Таких чиновников поэт называет владельцем судеб.

Некоторые читатели могут в его сюжете рассмотреть и призыв к бунту, который поэт, как патриот своей любимой страны и страдающего народа, создал в такой интересной стихотворной форме. И вот теперь, когда уже и его терпение достигло определенного пика, он призывает свой народ восстать против рабства и несправедливости.

Основная мысль, которую Некрасов старается донести в том, что народ не сможет ни пробиться, ни даже постоять у парадного подъезда.

Действовать нужно по-другому.

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов.

Краткое содержание

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

Стихотворение начинается с описания парадного подъезда. Каждый день к нему приходят люди с просьбами. Среди них можно найти вдову, старика, искателя места в мире и других. Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. Они помолились и попросили швейцара пустить внутрь, но тот прогнал их.

В это время владелец дома спал и не беспокоился, что его вынуждены ждать. Его жизнь напоминает праздник и он остается глух к просьбам простого народа. Ему нравятся балы и другие светские мероприятия. Его окружает семья, но на самом деле она ждет смерти вельможи.

Горькая судьба простого народа остается неизменной. Мужики пропивают последние рубли, после чего идут просить подаяния. Так происходит по всем уголкам России. Даже если отправиться на Волгу, то и там можно услышать стоны крестьян. Бурлаки вынуждены трудиться и таскать на себе корабли. Но только людям решать: терпеть им или бороться. Если они выберут первый вариант, то рискуют духовно умереть.

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие. Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.

Это яркий пример жанра гражданской лирики, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущение и равнодушие ленивой знати, и раболепие перед ней людей помельче, и покорность крестьянства.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест – трех- и четырехстопные отрезки чередуются. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрестную и смежную рифмы.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении. В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход — проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено различными выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие тропы:

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением («стон песней зовётся», то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Основные образы и выразительные средства

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

Главный образ всего некрасовского стихотворения – это, прежде всего, сам автор, чей голос звучит постоянно, и читатель чувствует его отношение ко всему происходящему и к той проблеме, которую он поднимает. Но тем не менее он не называет себя, и создает свой образ так, словно он говорит не от себя, а как бы скрыт за реальностью, за теми картинами мира, которые он рисует при помощи выразительных средств. В каждой детали можно увидеть автора, который пытается подчеркнуть свое отношение к действительности.

Герои в некрасовском сюжете встречаются разные. Большинство из них объединены одним — страданием и героем. Всех просителей, бывающих у этого парадного подъезда, автор делит на две группы: кто-то выходит, напевая себе что-то приятное, а вторая группа людей обычно выходит с плачем.

И вот после такого деления начинается вторая часть его рассказа, где он сразу напрямую говорит о том, что однажды именно ему, поэту Николаю Некрасову, довелось видеть. С каждой новой строкой в сюжете нарастает голос автора, который стал невольным свидетелем людского горя и раболепства. И голос поэта звучит сильно и гневно, так как он чувствует себя совсем не как свидетель, а как участник всего этого.

Достаточно вчитаться в те характеристики, которые дает автор крестьянам, которые пришли с прошением. Они ждут, не напрашиваются, а когда их не принимают, то, смирившись с этим, покорно бредут себе дальше. И уже вскоре автор переносит читателя в те комнаты, куда так и не смогли попасть крестьяне. Писатель показывает жизнь такого чиновника, который продолжает унижать крестьян, считая себя выше их.

В третьей части некрасовского сюжета можно услышать и скорбь самого поэта, который негодует и протестует против такого отношения к крестьянам. Но как же себя чувствует чиновник, который так легко гонит крестьян прочь? И тут автор использует выразительные средства, чтобы его монолог был более живым и наглядным:

⇒Экспрессия. ⇒Сложные предложения. ⇒Риторические восклицания и вопросы. ⇒Дактилическая рифма. ⇒Чередование анапестов: трехстопных и четырехстопных. ⇒Разговорный стиль. ⇒Антитеза.

Анализ стихотворения

Автор старается показать контраст между жизнью сытого чиновника, который занимается тем, что увлечен азартными играми, обжорством, постоянная ложь и фальшь во всем, и совсем другой противоположной жизнью у крестьян, которые ничего хорошего не видят.

Жизнь крестьянина трагична, и всегда для мужика готовы тюрьмы и остроги. Народ постоянно угнетен, поэтому он так сильно страдает. Такой сильный народ гибнет по воле чиновников, чей обобщенный портрет показан в стихотворении.

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

Николай Некрасов возмущен и таким долгим терпением простого народа. Он старается стать их защитником, ведь сами они не возмущаются и не ропщут. Призывает поэт и чиновника одуматься, вспомнить наконец-то о своих обязанностях, ведь его задача служить на благо родине и людям, которые здесь живут. Автор возмущается тем, что в его любимой стране царят такие порядки, какое беззаконие, и надеется, что это все скоро прекратиться.

Но автор обращается не только к чиновнику, но и к самому народу, который безмолвствует. Он спрашивает его, сколько еще можно терпеть и когда же, наконец, он очнется и прекратит полниться горем и страданием. Ведь их страшный стон слышен по всей стране, и он ужасен и трагичен.

Возмущение поэта настолько велико, а вера настолько сильна, что у читателя не остаётся сомнений — справедливость восторжествует.

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Источник

«Размышления у парадного подъезда», или мгновенность некрасовского вдохновения

Меню статьи:

Некрасовское творческое воображение не будет исключением в том, что касается источника вдохновения. Произведение, которые мы собрались проанализировать в этой статье – «Размышления у парадного подъезда» – рождено по следам впечатлений. Личных впечатлений. Вдохновение это – мгновенное и неожиданное, и вот – Некрасов за столом, несколько часов и поэтический шедевр получает жизнь.

Стих выходит в печати, датированный 1858-м годом. Публикует же наш текст журнал «Колокол», издававшийся Герценом. В центре произведения – рассуждения о судьбе россиян – как в целом, так и в отдельности. Особенное внимание писатель уделяет крестьянам, с которыми жизнь наиболее часто обходится несправедливо. Мир разделен на две половины – господа и слуги, и вторая категория людей всегда неизбежно отделена от первой категории стеной: диалог невозможен. Такие выводы делает писатель. Но что в такой ситуации осталось обычному, простому человеку, не аристократу и не дворянину? Ничего, кроме поиска сил внутри себя, чтобы однажды пробудиться ото сна – самому, без помощи, полагаясь лишь на себя.

В двух словах об истории написания произведения

Об истории написания этого стиха история литературы знает со слов Авдотьи Панаевой. Как вспоминала женщина, осень 1858-го оказывала странное влияние на Некрасова: писатель подолгу любил смотреть в окна на традиционные и такие привычные для осени ненастья, на соседние дома и подъезды, на посетителей, жителей и гостей, на дворника, что работал во дворе, на городового, который прогонял палками непрошенных визитеров… В подъезде, в Санкт-Петербурге, в доме напротив располагалась квартира министра иностранных дел:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье.

Поэтому желанных гостей – таких же статусных и богатых – здесь привечали, а нежеланных – бедных и несчастных – прогоняли. Унижали, толкали в спины, выгоняя прочь. Некрасова печалило то, что он видел в окно, потому что эта новая действительность поражала писателя до глубины души:

А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут…

Свежие впечатления вдохновили поэта на поэтические записи – так вот родились строки «Размышлений у парадного подъезда». Перед глазами читателя – жанровая сцена, образы крестьян, немного сатиры, немного обобщений. Пара часов – и все готово. Мгновенно и на одном дыхании.

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

То, что волновало Некрасова, свидетельствует о глубоком волнении писателя о судьбе соотечественников. Но не стоит заблуждаться, что сон охватил лишь одну категорию населения: и крестьяне, и дворяне спят. Однако этот сон не сможет длиться вечно, и однажды готовившаяся катастрофа грянет ужасным взрывом… Как мы знаем, так и произошло. Известно, что художники, писатели, музыканты, словом – люди творческие – всегда раньше других чувствуют приближение перемен. Людей творчества не слушают и не слышат. А между тем, Некрасов еще в середине XIX века писал о необходимости пробуждения. Прошли годы, и стихотворение превратилось в песню, которую любили петь студенты.

О тематике стиха

Итак, читатель с первых строк понимает: нет, этот текст вовсе не о парадном подъезде. Этот текст – о грустной судьбе крестьян Российской империи, о печальном уделе людей, вынужденных просить милостыни у богачей. Такие прошения, как правило, совершенно не приводят к результата, и отвернувшись от ворот очередного господина, крестьянин, поникнув, уходит. Смиренные и униженные люди. Но именно такие люди благословенны. Возможно, живя в такой реальности, общество привыкает к подобным ситуациям, и потому не удивляются и не замечают происходящего. Однако зоркий глаз поэта видит все. Некрасов хочет встряхнуть людей, как следует потрусить это дерево, чтобы оно, наконец, дало плоды. Общество – несправедливо и разнузданно, и это следует понять. Не просто понять, а посочувствовать оскорбленной части населения и постараться улучшить положение дел.

Произведение очень реалистичное, не просто правдоподобное, но правдивое. Стих неприкрыто изображает болезни общества Российской империи. И, как это ни печально, но симптомы этой хвори никуда не исчезли: похоже, народ так до конца и не проснулся, как о том мечтал Некрасов. Безусловно, покорность и умение принять судьбу и примириться с жизнью – порой необходимое и положительное качество. Однако не в этом случае, когда покорность превращена в инертное плавание по течению, в нерешительность и безвольность. Это общество находится в аномии, по выражению известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма.

Заметки о композиции текста

В некрасовском стихе – три части. Каждая часть уникальна из-за отдельного сюжета, героев и художественных особенностей. Литературоведы и критики единодушно соглашаются, что Некрасов – мастер создавать композиционно совершенные произведения. И действительно придраться здесь не к чему. Кажется, что части – это три отдельных стиха, однако нет – все здесь связано между собой и едино.

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

Начало текста – это описание некоего «торжественного» дня. Около подъезда какого-то богача, видимо, готовятся к празднику. Сюда стекаются гости: кто-то – родственник, а кто-то – «вассал» этого нового типа, но все так же – как и всегда в истории – надеющийся на поддержку и предлагающий взамен свои скромные услуги. Конечно, не все визитеры получают желаемые дары, кто-то уходит с пустыми руками. А некоторые просители уходят даже с позором: так, крестьян прогоняют отсюда палками, словно приставучих дворняг:

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», – говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…

Первую часть продолжают описания поводов и причин, которые привели к этому роскошному подъезду каждого просителя. Но большинство людей, которым реально нужна помощь, прогоняются швейцаром прочь:

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!».
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

Во второй части читателю открывается история богатого господина, о котором писалось выше. У парадного уже столпились люди, однако для вельможи это вовсе не причина, чтобы поторопиться. Богач мирно спит в своей роскошной кровати:

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

Эта история рассказывается от имени героя-наблюдателя. И герой считает, что расточительная и пустая жизнь, подобная жизни этого господина, лишена смысла, содержания и цели.

размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Смотреть картинку размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Картинка про размышления у парадного подъезда некрасов история создания. Фото размышления у парадного подъезда некрасов история создания

Стихотворение Н. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» – редкий пример того, как писатель отходит от привычного для себя стиля. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Третья часть говорит: нет, эта картина – не уникальна, этот случай – один из сотен и тысяч подобных. Таковы русские реалии. По всей стране. Но сон, который охватил вельможу во второй части, актуален также для крестьян, потому что и те ныне в России уснули.

Жанровая специфика «Размышлений…»

Чем, как не примером гражданской лирики, является этот текст? Конечно, именно такой жанровый «ярлык» (в хорошем смысле) повесили на некрасовский шедевр господа-литературоведы. Здесь наблюдаются все черты, характерные для такого жанра:

Время для средств выразительности

Ну вот, пришло время поговорить о средствах художественной выразительности «Размышлений…». Некрасов пользуется разностопным анапестом: кое-где присутствует трехстопный, а кое-где – четырехстопный. Что касается рифмы, то здесь наблюдается присутствие как мужской, так и женской ее форм.

В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина рассказывает свою печальную историю жизни. Предлагаем читателям ознакомиться с характеристикой этой героини.

Кроме того, писатель не останавливается на использовании такой «разнокалиберности»: рифмовка в стихе порой кольцевая, иногда перекрестная, а местами – смежная.

Однако нам следует обратиться также и к другим приемам, равно как и к тропам. Среди заметных средств выразительности в некрасовском произведении присутствуют разновидности:

Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат…

За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой.

В стихе присутствуют также риторические вопросы: подобный прием, возможно, скрытый, однако вопрос о том, состоится ли долгожданное пробуждение, остается открытым (однако отвечать прямо такого рода вопросы вовсе не обязательно):

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, –
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Ирония, в частности, прекрасно демонстрирует лицемерие, характерное для этого сонного общества. Поэт – мастер создания образов, ярких, насыщенных типажей:

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? –
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…

Так, писатель характеризует крестьян, используя сравнения («стон песней зовется», что значит – песня эта так грустна, что скорее похожа на стенания), а также антитезы. Например, с одной стороны читатель видит причесанных, цветущих, пахнущих и налакированных богачей, которые долго спят, едят любые блюда, которые пожелают. Но с другой стороны – перед нами бедные люди, крестьяне, обутые в самодельные лапти, одетые в рваные платья, измученные, увядшие.

Некрасов глубоко обеспокоен будущим крестьянства, ведь именно простые мужики, сельские жители, которые ныне так сильно презираемы, представляют главный источник жизни для России. Крестьяне – это кормильцы этих самых вельмож и богачей, которые прогоняют простецов со своих красивых порогов. А что же остается таким простецам? Некрасов ясно дает понять: не стоит тешить себя надеждами, что жизнь сама по себе изменится к лучшему. Богачи не захотят видеть на порогах, у парадных подъездов крестьян ни сегодня, ни завтра. Так что пора брать свою жизнь и судьбу в собственные руки. Стоит подчеркнуть, что это не первое некрасовское произведение, посвященное проблемам развития русского общества, культуры, а также крестьянам. Последние выступали одной из главным тем творчества писателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *