размер стихотворения блока русь
Размер стихотворения блока русь
Определите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Русь».
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Ты и во сне необычайна. Твоей
одежды не коснусь. Дремлю — и за
дремотой тайна, И в тайне — ты
Русь, опоясана реками И дебрями
окружена, С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы Из края в
край, из дола в дол Ведут ночные
хороводы Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями Чаруют
злаки на полях, И ведьмы тешатся с
чертями В дорожных снеговых
Где буйно заметает вьюга До крыши
— утлое жилье, И девушка на злого
друга Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья Живой клюкой
измождены, И вихрь, свистящий в голых
прутьях, Поет преданья старины.
Так — я узнал в моей дремоте Страны
родимой нищету, И в лоскутах ее
лохмотий Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную Я до
погоста протоптал, И там, на
кладбище ночуя, Подолгу песни
И сам не понял, не измерил, Кому я
В какого бога страстно верил, Какую
Живую душу укачала, Русь, на
своих просторах, ты, И вот — она
не запятнала Первоначальной
Дремлю — и за дремотой тайна, И в
тайне почивает Русь, Она и в снах
необычайна. Ее одежды не коснусь.
Как называется средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие («Где все пути и все распутья / Живой клюкой измождены»)?
Данное средство называется метафорой. Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Где все пути и все распутья / (как будто) Живой клюкой измождены
Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорной традиции («И вихрь, свистящий в голых прутьях,/ поет преданье старины»).
Такой приём называется олицетворение. Дадим определение.
Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Каким представляет в стихотворении А. А. Блока «Русь» образ Родины?
Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота. Вот она, главная загадка России, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».
В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворению А. А. Блока?
Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Блока, Есенина, Рубцова, Лермонтова.
Лирический герой стихотворения Блока «Русь» влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Она разная, его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, от этого она не потеряла своей душевной чистоты.
Очень похожий образ возникает в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина».
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Лермонтов, как и Блок, не только поэтизирует свою Родину, но видит в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.
Анализ стихотворения «Русь» (А. А. Блок)
Как истинный поэт, Александр Александрович Блок всей душой был предан своей могучей родине, неповторимой России. Он хорошо знал все терзающие её судьбоносные противоречия и ясно понимал, какое непростое время ему суждено разделить с ней, но всегда оставался неизменно верен таинственной родной земле.
История создания
Стихотворение «Русь» было создано в период революции, когда выступления рабочих и крестьян кончились жутким подавлением со стороны властей. Блок горячо сопереживал народу и размышлял о трагической судьбе России, обусловленной исторически.
Бунты и жестокость с обеих сторон баррикад показали поэту, что Россия, несмотря на все свои положительные качества, находится в первобытном и диком состоянии, потому что не может найти своего пути. Это настроение отражено в тексте: мотив дороги и распутицы становится доминирующим в стихотворении.
Блок чувствовал, что для революции страна все еще не созрела, поэтому Русь в его произведении «дремлет».
Жанр, направление, размер
Философское стихотворение «Русь» было написано в революционный 1906 год и является ярким примером патриотического направления в творчестве Александра Блока. И хотя в нём отсутствует прямое описание происходящих на тот период времени трагических волнений в стране, в символичном междустрочии заключено задумчивое настроение поэта-романтика с горькими нотами тревоги за неизвестное будущее русского народа.
Стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Рифма перекрестная.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на две образные части, которые связывает между собой центральная фигура лирического героя.
Конец стихотворения почти вторит его началу, что говорит о том, что композиция также и кольцевая.
Образы и символы
Темы и проблемы
Тематика и проблематика стихотворения весьма интересны и незаурядны.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Русь» заключается в том, что по-настоящему любить можно только свою родину, только от неё стоит ждать взаимности. В этом кроется и ответ на загадку, возникшую в мыслях бредущего в сладкой полудрёме через погост к кладбищу лирического героя: русская земля берёт свои нескончаемые силы в том, что отдаёт их своему многострадальному народу.
Смысл авторской позиции заложен в том, что родина, разделяя с народом боль, исцеляет и свою душу. Даря необходимую поддержку, она крепнет и сама. Россия неразрывно связана с людьми и выражается в них. Хоть она и плутает в дебрях, ей все равно суждено пройти великий и многострадальный путь, который является праведным.
Средства выразительности
Средства художественной выразительности в «Руси» употребляются довольно часто, Александр Блок…
Анализ стихотворения Блока «Русь»
Автор: Guru · Опубликовано 10.07.2017 · Обновлено 08.10.2017
Философская лирика Блока написана присущими символизму образами, которые значат не то, что кажется. Нельзя воспринимать их буквально, ведь от этого стихотворение потеряет смысловое богатство. Именно поэтому «Русь» необходимо перечитывать с годами: чем старше становится читатель, тем лучше он понимает суть произведения. Так же осознать прочитанное поможет анализ текста.
Основные темы
На протяжении своего творческого пути Блок искал ответы на все актуальные вопросы своего времени, поэтому не удивительно, что он часто размышлял о патриотизме. Общая тема стихотворения определяется уже самим названием «Русь». Это одно из первых непосредственных обращений Блока к теме России как самостоятельной. Почему Русь? Если подбирать определения, то первое – «древняя». Блок как бы с космической высоты обозревает обширные пространства родины, жизнь народа, традиции, складывающиеся веками. С главным образом переплетаются темы природы, исторической памяти, нравственности, духовного роста, сакральной любви, непостижимого творческого процесса. Все они связаны друг с другом и образуют единый смысловой пласт произведения.
Образ Родины
Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.
Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.
Жанр и размер стихотворения
Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.
Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке. Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине. Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов. Блок часто обращался к дольнику, то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» — трёхдольник.
Композиция
Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире. Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением, то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше. В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым.
Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна». Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя. Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.
Средства художественной выразительности
Блок – мастер живописного и музыкального начал в творчестве. Он создаёт «картины жизни», используя контрастные цвета для отображения разных настроений, чувств, условий жизни. Цвета белый, золотистый, голубой, лазурный (любимые!) — и чёрная, серая краска. Цвет в слове может чувствоваться внутренне, ассоциативно: «ночь», «вихрь», «нищета», «вьюга», «лохмотья» — тёмная сторона жизни, мрачное мироощущение и восприятие окружающего. Светлые чувства надежды на лучшую долю, уверенность в себе «звучат» в словах: «необычайный», «страстный», «хороводы», «песни».
Важное место принадлежит символике. «Путь», «распутье» у Блока – не только бездорожье, трудности перемещения «с клюкой», паломничество. Это символ выбора дороги, по которой пойдёт развитие страны. Дороги нелёгкой, часто пересекаемой распутьями. Это и символ выбора своей судьбы лирического героя, да и каждого человека.
Почему лирический герой «протоптал» «печальную» «ночную» тропу до кладбища? Символ «ночи» важен не только с точки зрения опосредованного синонима «тёмной» стороны жизни. Ночью время течёт по-особому, оно словно останавливается, пространство как бы расширяется, создавая человеку интимную обстановку для собственных раздумий «о судьбах … родины», не позволяя кривить душой перед прахом усопших.
Обращаясь к родине, Блок использует высокую торжественную лексику и устаревшую, с оттенком почтительности: «ты почиешь» (а не просто «спишь»), «чаруют» злаки на полях (то есть, «производят неотразимое впечатление»).
Для создания образов используются яркие метафоры: Русь «опоясана реками», «твоей одежды не коснусь». Перенос значения слов в данных примерах необычайно расширяет пространство, перед нами открывается вся страна. Или: «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Как можно точнее живописать непростую судьбу родины!
Немногочисленные тропы: эпитеты (взор «мутный», народы «разноликие», заметает «буйно»), олицетворение (вихрь «свистящий поёт»), перифраз («в лоскутах её лохмотий») – позволяют читателю приблизиться к пониманию заветных мыслей автора и сопереживать его чувствам.
Каждое стихотворение как песня имеет своё звучание. Поэт «пользуется» приёмом ассонанса для передачи «живой» картины: И девУшка на злОгО дрУга // ПОд снегОм тОчит лезвиЁ.
Главная идея
Каждый человек прекрасно понимает, что его судьба тесно переплетается с судьбой родины. Это самые крепкие и надёжные нити, позволяющие людям правильно строить свою жизнь. Пусть судьба человека не всегда складывается гладко (да и вряд ли такое возможно!), но к судьбе родины относиться равнодушно невозможно: рвутся самые надёжные скрепы, пустеет душа, наступает крах. Родина безраздельно завладевает душой Блока, вытесняя из неё все горести и печали. Какие бы испытания ни выпали на долю страны, Русь хранит свою нравственную чистоту и нежную душу. Это и есть те истоки, которые придают силы, позволяют сердцу сохранять нравственность, веру в будущее и приобрести уверенность в настоящем.
Размер стихотворения блока русь
Каким представляет в стихотворении А. А. Блока «Русь» образ Родины?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Ты и во сне необычайна. Твоей
одежды не коснусь. Дремлю — и за
дремотой тайна, И в тайне — ты
Русь, опоясана реками И дебрями
окружена, С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы Из края в
край, из дола в дол Ведут ночные
хороводы Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями Чаруют
злаки на полях, И ведьмы тешатся с
чертями В дорожных снеговых
Где буйно заметает вьюга До крыши
— утлое жилье, И девушка на злого
друга Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья Живой клюкой
измождены, И вихрь, свистящий в голых
прутьях, Поет преданья старины.
Так — я узнал в моей дремоте Страны
родимой нищету, И в лоскутах ее
лохмотий Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную Я до
погоста протоптал, И там, на
кладбище ночуя, Подолгу песни
И сам не понял, не измерил, Кому я
В какого бога страстно верил, Какую
Живую душу укачала, Русь, на
своих просторах, ты, И вот — она
не запятнала Первоначальной
Дремлю — и за дремотой тайна, И в
тайне почивает Русь, Она и в снах
необычайна. Ее одежды не коснусь.
Как называется средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие («Где все пути и все распутья / Живой клюкой измождены»)?
Данное средство называется метафорой. Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Где все пути и все распутья / (как будто) Живой клюкой измождены
Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорной традиции («И вихрь, свистящий в голых прутьях,/ поет преданье старины»).
Такой приём называется олицетворение. Дадим определение.
Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворению А. А. Блока?
Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Блока, Есенина, Рубцова, Лермонтова.
Лирический герой стихотворения Блока «Русь» влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Она разная, его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, от этого она не потеряла своей душевной чистоты.
Очень похожий образ возникает в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина».
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Лермонтов, как и Блок, не только поэтизирует свою Родину, но видит в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.
Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота. Вот она, главная загадка России, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |