различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли

Понятие общества. Основные подходы к его пониманию в истории философской мысли

различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли

различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли

различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли

Социальная философия

2. Общество как материальная система.

5. Проблемы и перспективы развития современного общества. Глобализация и ее роль в жизни общества.

6. Человек и исторический процесс. Личность и массы, их роль в истории. (75)

Понятие общества. Основные подходы к его пониманию в истории философской мысли.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Задачи социальной философии – осмыслить сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем, выяснить значение общества в жизни человека, цели и перспективы общественного развития.

Общество в широком, собственно философском понимании – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленной на воспроизводство и поддержание их жизни.

В истории философской мысли сложилось несколько основных подходов к пониманию общества.

1) Натуралистический подход рассматривает общество как естественное продолжение природного бытия, как этап природной эволюции. С этих позиций человеческая история, тип общественного устройства и судьбы народов объясняются либо природно-климатическими особенностями (Ш.Монтескье, Л.Мечников), либо эволюцией генофонда (представители социобиологии Э.Уилсон и др.), либо ритмами космических излучений и солнечной активности (русские космисты, напр. А.Чижевский, Л.Гумилев).

2) Теологический подход отстаивает идею божественного предопределения устройства общества, которое призвано обеспечить человеку условия для личного совершенствования и служения Богу. Августин Аврелий выделял в человеческой истории два вида общественного устройства: «град земной», основанный на грехе и насилии (он отождествлялся с Римской империей) и «град Божий», в котором царствует добро – это высшая духовная общность, которая утверждается благодаря христианской церкви.

3) Идеалистический подход рассматривает общество как порождение духовной деятельности людей, сущность общественных связей видится здесь в комплексе идей. Этот подход восходит к учению Платона и получил наиболее яркое выражение в философии Гегеля, который представил человеческую историю как саморазвитие Абсолютной идеи. К идеалистическим учениям об обществе можно отнести теорию общественного договора, которая получила свое развитие в философии Нового времени (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.). Согласно этой теории, общество – это искусственное изобретение человеческого разума, результат сознательно заключенного между людьми договора, благодаря которому осуществился переход людей из «естественного» состояния в «гражданское».

4) Материалистический подход в понимании общества получил свое наиболее значительное воплощение в философии марксизма. Материалисты утверждают, что первоосновой развития общества является материально-производственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей человека. Для удовлетворения своих потребностей люди взаимодействуют как с природой, так и друг с другом – из этого складывается общественное бытие. В предисловии к «Критике политической экономии» Маркс писал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание». Основой общественного развития, по Марксу, является способ производства материальных благ, который складывается объективно и определяет структуру общества и характер общественных отношений. Все многообразие общественных отношений делится на первичные, или базисные – это материально-производственные отношения, и вторичные, или надстроечные – это отношения политические, правовые, нравственные, эстетические и др.

Общественному бытию присущи объективные законы развития. Маркс в своем учении об обществе раскрыл содержание и действие основных из них:

различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли

— закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

— закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;

— закон классовой борьбы.

В философии марксизма получил развитие взгляд на общество как материальную систему высшей степени сложности.

Источник

Философские подходы к пониманию общества и его истории

различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли

различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли

различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Смотреть картинку различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Картинка про различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли. Фото различные подходы к пониманию общества в истории философской мысли

Общественное бытие своим ядром имеет материальное производство средств жизни и включает в себя отношение между обществом и окружающей природой, социально-политическую и научно-практическую деятельность людей, а также материальную сторону семейно-бытовой жизни.

совокупность идей, теорий, настроений, вкусов, привычек, традиций и т.п., присущих данному обществу.

Идеалистическое понимание общества и его истории сводится к при­знанию определяющей роли духовной жизни общества, общественного сознания, воли и желаний отдельных личностей и т.п. по отношению к ма­териальной жизни общества. Идеалистического понимания общества в истории философии придерживались объективные и субъективные идеалисты, а также практически все материалисты до Маркса.

Так, объективный идеалист Гегель усматривал основу истории в развитии «мирового духа», который подчиняет своей деятельности людей: в обществе абсолютный дух проявляет себя через сознание людей.

Материалистичекое понимание общества и его истории сводится к признанию определяющей, решающей роли материальной жизни, общественного бытия по отношению к духовной жизни людей, общественному сознанию.

При этом марксизм не сводит эти положения к простой формуле: «общественное бытие первично, общественное сознание вторично», так как признает, что:

во-первых, общественное сознание возникло не после общественного бытия, а одновременно, в единстве с ним;

во-BTopbix, общество без людей, обладающих сознанием, просто не может существовать.

Кроме того, марксизм утверждает, что общественное бытие определяет общественное сознание в конечном счете, в целом.

Это значит, что общественное сознание, духовная жизнь людей обладает относительной самостоятельностью и активностью по отношению к общест­венному бытию, материальной жизни общества. Поэтому сознание не является пассивным, зеркальным отражением общественного бытия.

Марксист Фридрих Энгельс подвергал критике вульгарных экономистов, которые рассматривали общественное сознание как непосредственную проек­цию общественного бытия на духовную жизнь общества и отрицали обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

Источник

28. Понятие общества. Учения об обществе в истории философии

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

Формационный подход к развитию общества (материалистическое понимание истории) разрабатывался в философии марксизма. Человек, живя в обществе, застает уже сформированной систему определенных социальных отношений (политические, юридические, экономические и т.д.), в которые он вынужден вступать помимо своей воли и желания. Эти отношения, в конечном счете, определяют собой весь его образ жизни.

Поскольку для человеческого общества характерна общественная деятельность, люди, в ходе использования производительных сил, вынуждены вступать в определенные общественные отношения, называемые Марксом производственными, которые, соответственно, определяются характером (спецификой) производительных сил. Например, крупное машинное производство невозможно без организации социальных связей, по крайней мере, в рамках национального государства, тогда как хозяйство, основу которого составляет мотыга, может существовать даже в изолированной от всего остального мира деревне. Следовательно, эти производственные отношения также являются объективными и независящими от произвола человека. Согласно этому учению, политическая и даже духовная жизнь общества являются чем-то вторичным по отношению к экономике, и, в конечном счете, определяются господствующими в обществе экономическими отношениями. При этом Маркс подчеркивал, что данная зависимость отнюдь не является абсолютной и однозначной, и каждый из уровней обладает своей относительной самостоятельностью.

Культурологический подход к развитию общества разрабатывался, например, в работах немецкого представителя философии культуры Освальда Шпенглера (1880—1936). Философ считал, что история человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культуры.

Цивилизация (как этап, с которого начинается старость культуры, а затем и ее смерть) начинается тогда, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах, а вся остальная часть государства превращается в провинцию. В этих условиях городской житель лишается традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованны, но не имеют культуры, нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя более одинокими, чем в любой деревне. В городах меньше соблюдаются традиции и обычаи.

Источник

Философское учение о развитии общества

Концепции общества в истории философии. Понятие общества

Многие науки изучают общество как объект. В основной массе это «науки о духе». Здесь история, социология, этнография, культурология и т.п. Также общество является специфическим предметом философской рефлексии. Отличие философии от научных дисциплин заключается в том, что она делает акцент на аксиологическую составляющую общества. Обращая внимание на проблемы значения и цели истории, уделов и перспектив человечества, направленности исторического процесса, слаженного социального порядка, адекватных и неадекватных действий людей в истории и многое другое, что не касается вопросов развития структуры и механизмов общества.

Философия – это та наука, которая раскрывает не только объективные знания относительно общества и истории, но и предлагает систему ценностей. С их помощью можно выразить представление об обществе и месте человека в нём. Философское знание в этом контексте приобретает мировоззренческие очертания касательно вопросов об обществе и человеке, таким образом, объясняя его очевидную природу.

Философия создаёт единый облик истории и исторических процессов, частным наукам об обществе эта функция недоступна.

Французский философ Э. Калло говорил, что философская наука способна одновременно объяснять исторические данные и синтезировать их, философы, в свою очередь, изучают историю, чтобы показать, как все события подчинены законам и целям.

Теория идеального государства Платона

Открытие в мире концепций общества и государства совершил ещё Платон. Он представил миру свою теорию идеального государства. Он уже тогда понял, что для достижения общего блага, что, по его мнению, является конечной целью государства, необходимо подчинить частные интересы людей. Согласно его воззрению, идеальное государство делится на три касты: философы или правители, воины или стражи, ремесленники и земледельцы. Такое разделение Платон сделал, опираясь на представление о составляющих человеческой души: разум, ярость, вожделение. Мыслитель утверждал, что душевные свойства человек приобретает ещё до рождения, а рождается представителем определённой касты.

Относительно государства он рассуждал в таком русле, что оно также может быть мудрым и честным, если его правитель наделён такими душевными свойствами. В силу того, что мудростью, по мнению Платона, наделены только философы, значит, они и являются наилучшими руководителями. Воины должны защищать от всех врагов. Роль ремесленников и земледельцев заключается в обеспечении всеми необходимыми материальными благами общество. Жизнь в государстве справедлива, если представители каждого сословия добросовестно подходят к выполнению своих обязанностей. Для этого земледельцам и ремесленникам нужна семья и собственность, остальные в этом не нуждаются.

Средневековая философия общества

В средние века философские воззрения на природу общества кардинально изменились. Сформировалась новая линейная концепция исторического процесса. История зарождается с момента грехопадения первых людей, а заканчивается в конечно итоге Страшным судом и вторым пришествием Христа.

Ключевыми идеями этого времени являются концепции, предложенные Аврелием Августином. Суть его воззрений заключается в том, что история человечества – это нескончаемая борьба добра со злом, а также процесс, направленный на спасения человечества во имя обретения им потерянного единства с Богом.

Философские представления эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения философы так же, как и в другие периоды развития общества, интересовались социальной составляющей. Ведущей фигурой этого времени стал Н. Макиавелли, который подошёл к проблеме общества и государства с новой стороны и принципиально изменил представления человека. Мыслитель утверждал, что политика должна стать свободной, в первую очередь, от философии, а также от других внешних установок. Церковь, этические нормы и др. не должны влиять на политику. Она должна быть свободной.

Данная концепция совершила в мире философии серьёзный переворот, ведь ее предметом стала политика действительности, а не идеализированное общество с умозрительными конструкциями.

Философские взгляды на общество в Новое время

Новое время тоже подарило миру свои оригинальные идеи и концепции относительно общества и политики. Концепция естественного права и общественного договора заняла ключевое место на позициях философского учения.

Относительно концепции естественного права и общественного договора Т. Гоббс высказывался, что человечество постоянно находится в состоянии соперничества, иными словами идёт война всех против всех. А заключение общественного договора – спасение для всех.

Общественный договор – это специфическая форма договора каждого с каждым, в основе которого лежит передача общей власти права управлять собой.

Тот факт, что человечество пришло к пониманию необходимости заключения общественного договора, говорит о переходе к гражданскому обществу. Наличие государства является определяющим признаком гражданского состояния. Заключение данного договора подразумевает передачу людьми своих прав власти держателю. Все ему подчиняются. Т. Гоббс также отмечал, что по общественному договору не все права передаются правителю. Подданные сохраняют за собой право на жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, а также права покупать и продавать.

Д. Локк уточнил и дополнил естественные права, которые не могут быть отняты у человека от рождения и до смерти. Среди них право на жизнь, свободу и собственность. Именно на основе этих прав и базируются все гражданские законы.

Концепцию общественного договора постоянно совершенствовали и предлагали её новые формы. Философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо утверждал, что люди всё же по природе своей добры, а значит, их естественному состоянию характерны счастье, простота и свобода. Переход от естественного состояния общества к гражданскому породил неравенство, поскольку основой последнего является частная собственность. Именно гражданское общество делает человека злым. Общественный договор в этом случае сможет сохранить справедливость гражданского состояния. Согласно положениям общественного договора каждый человек – подданный и суверен в одном лице, это и есть гражданин, по мнению Ж.-Ж. Руссо.

Идеалистические концепции философии

До середины XIX в. философская наука находилась под покровительством двух идеалистических концепций: субъективистской и объективистской. Придерживаясь концепции исторического субъективизма, можно утверждать, что развитие общества происходит благодаря действиям великих людей – правителей. От их действий напрямую зависит то или иное историческое событие. В купе эти события являются определяющим фактором хода истории.

Говоря об историческом объективизме, стоит сказать, что главную роль в истории играют надличностные силы. Здесь имеются в виду божественная воля, Абсолютная идея, Мировой дух. Процесс развития общества зависит от характера целей, но никак не от воли определённых личностей.

Конец XIX – начало XX вв. ознаменован новыми взглядами философской науки на историю. Сформировалось мнение, что исторический процесс не носит линейный характер, а является цикличным. История человечества представилась как ряд приходящих друг другу на смену цивилизаций.

Современные концепции философии

Современная философия также не смогла прийти к единому мнению о формировании и происхождении человеческого общества. Сегодня существует несколько подходов: формационный и цивилизационный. Несколько концепций: линейная, циклическая и др. Такая ситуация является отражением многообразной действительности исторической жизни людей, которая не может отвечать лишь одной определённой концепции философии. Такое разнообразие концепций является скорее достоинством современной науки.

Общество – это единая самоорганизующаяся система отношений между людьми.

Смысл общества состоит в том, что люди взаимодействую между собой, при этом общество является процессом взаимодействия, формой и результатом.

Общественные отношения – это взаимодействия между людьми, которые носят устойчивый и значимый характер, и в них индивидуальное отождествляется с социальным.

Общественная структура складывается из нескольких сфер:

Каждая сфера призвана удовлетворять определённый круг потребностей человека. Экономическая сфера соответствует материальным потребностям. Потребности в порядке организовывает политико-правовая, социальная сфера отвечает потребности в общении, а духовная ответственна за самореализацию и развитие личностных способностей.

Являясь целостной системой, общество состоит из связанных элементов. В силу этого стоит отметить, что ослабление работы хотя бы одной подсистемы, ведёт к негативному результату всей. Более того, существуют общие законы и положения, которые реализуются во всех сферах, регулируя их действия.

Общество – это система, из которой невозможно удалить даже одну её подсистему, не задев другие и не причинив урон. При этом каждая сфера общества тоже целостной системой с множеством элементов.

Источник

Основные подходы к пониманию общества в философии

Философское учение об обществе

Введение

Один из разделов философии — социальная философия. Она изучает социальное бытие, то есть общество, его реальное существование. К числу важнейших проблем социальной философии относятся: 1) структура общества; 2) роль материальных, социальных и идеальных факторов в развитии общества; 3) периоды, циклы развития общества; 4) проблема общественного прогресса и его критериев; 5) особенности возникновения морали, искусства, религии и других элементов духовной жизни.

Вопрос № 1

Основные подходы к пониманию общества в философии

Приступая к изучению социальной философии, необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: что такое общество? каковы основные подходы к определению его сути, сложившиеся в ходе историко-философского развития?

Изучение общества начинается почти с момента зарождения философии. Среди древних философов, занимавшихся исследованиями социума, следует отметить Демокрита, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и многих других. За прошедшие два с половиной тысячелетия в философии сложилось огромное число различных точек зрения по поводу сущности и специфики общества. Рассмотрим некоторые из них.

Объективно-идеалистический подход (представлен, например, в философии Г. Гегеля). Основная идея здесь следующая: история общества есть история саморазвития Абсолютной идеи, подчиняющейся определенным диалектическим закономерностям. Отсюда и общество развивается закономерно. Механизм возникновения закономерности таков: история складывается из действий отдельных людей, каждый из которых старается претворить в жизнь свои интересы и цели. Однако в результате этой целеполагающей деятельности возникает нечто иное, отличное от первоначальных замыслов. С этим «иным» люди вынуждены считаться как с объективной реальностью — неким «историческим разумом», надындивидуальным всемирно-историческим началом, осуществляющим себя в процессе развития Мирового духа или Абсолютной идеи. Таким образом, становится понятной цель всемирной истории — познание Мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе Мировой дух проходит ряд конкретных ступеней и, в конце концов, воплощается в понятии Народный дух, который проявляет себя в единстве государственных законов и учреждений, в искусстве, нравственности, морали, праве, религии, философии. Носителем Мирового духа в какую-либо конкретную эпоху является дух одного определенного народа.

«Разум истории», тем самым, осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс самопознания Мирового духа. Процесс этот имеет свои конкретные этапы. Критерием их периодизации является прогресс в сфере свободы. Гегель выделяет четыре этапа восхождения всемирной истории: 1) восточный мир; 2) греческий мир; 3) римский мир; 4) германский мир. По мере прохождения этих этапов степень свободы народов возрастает.

Культурологический подход к развитию общества разрабатывался, например, в работах немецкого представителя философии культуры Освальда Шпенглера (1880—1936). Философ считал, что история человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культуры.

Культура и цивилизация, по мнению Шпенглера, — это принципиально разные явления. Культура воплощает в себе подлинно человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление к нравственному совершенствованию. Цивилизация — это заключительный этап развития любой культуры, с которого начинается ее гибель. Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в городах.

Цивилизация (как этап, с которого начинается старость культуры, а затем и ее смерть) начинается тогда, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах, а вся остальная часть государства превращается в провинцию. В этих условиях городской житель лишается традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованны, но не имеют культуры, нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя более одинокими, чем в любой деревне. В городах меньше соблюдаются традиции и обычаи.

Шпенглер создал учение о множестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Это следующие виды культур: 1) египетская; 2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская; 6) византийско-арабская; 7) культура майя; 8) западно-европейская; 9) пробуждающаяся русско-сибирская. В целом теория Шпенглера может быть охарактеризована как циклическая теория развития общества, или теория циклизма.

Цивилизационный подход к развитию общества представлен философией английского историка, философа и социолога Арнольда Тойнби (1889—1975). В своей двенадцатитомной работе «Исследование истории» (1934—1961) он предпринял попытку объяснить смысл процесса общественного развития через понятие «цивилизация».

Общественная жизнь, с точки зрения Тойнби, представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации, которые и названы «цивилизациями». Каждая цивилизация уникальна, неповторима. Философ объясняет это географическими условиями, то есть средой обитания, или ареалом. Цивилизация — это устойчивая общность людей, объединенная, прежде всего, духовными традициями, а также географическими рамками. Каждая цивилизация в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Не все цивилизации могут пройти весь путь от начала до конца; некоторые из них погибают, не успев расцвести. Вначале Тойнби выделял 21, а затем 13 цивилизаций. Таким образом, всемирная история предстает у него как сумма историй отдельных цивилизаций, проходящих одинаковые фазы — от возникновения до разложения.

Прогресс конкретной цивилизации определяется способностью людей, живущих в данном ареале, дать адекватный ответ исторической и природной ситуации. Если нужный ответ не найден, то в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь, ведут к надлому, а затем — к упадку и гибели. К шестидесятым годам XX в., считал Тойнби, на Земле сохранилось пять цивилизаций: восточно-христианская (с русской ветвью), индийская, западно-европейская, дальневосточная, мусульманская. На этапе расцвета находится западно-европейская, другие же — на этапе надлома. Спасти можно только западно-европейскую цивилизацию путем внедрения клерикализма, то есть через усиление позиций церкви в различных сферах жизни. Избежать печального конца или хотя бы отдалить его, считал философ, можно лишь путем приобщения к «вселенской религии», которая может возникнуть на основе объединения существующих мировых проповеднических культов.

Системно-синергетический подход к анализу общества основан на общей теории систем, создателем которой считают австрийского биолога и философа Людвига фон Берталанфи (1901 — 1972). Синергетика как междисциплинарное направление научных исследований возникает в 60—70-е гг. XX столетия. Такое название этой дисциплины было предложено немецким физиком Г. Хакеном. Буквально термин «синергетика» означает «теория совместного действия». Синергетика изучает общие законы самоорганизации различных систем.

С точки зрения системно-синергетического подхода, общество представляет собой открытую, динамическую, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Поясним значение этих терминов.

Система — совокупность взаимосвязанных элементов. При этом возникающие в ней свойства и функции являются новыми; ими не обладает ни одна из частей системы, когда они (эти элементы) находятся в разрозненном состоянии. Такие качества называют «системными». Если речь идет об обществе как системе, то его элементами являются — человек, личность, индивид, социальные группы и организации, отношения, состояния, процессы, уровни развития.

Динамическая система — это система, которая изменяет свое состояние во времени, например, живой организм, растение, человек.

Открытая система — это система, которая обменивается с внешней средой и энергией (природные системы), и веществом (биологические системы), и информацией (социальные системы). Открытыми являются почти все общественные системы. Между ними происходит обмен: 1) природными богатствами, территориями, сферами жизненного пространства, человеческими ресурсами — ресурсная сфера; 2) товарами, капиталом — экономическая сфера; 3) идеями, информацией, ценностями — информационно-культурная сфера.

Нелинейная система — это система, которая способна развиваться из одной точки по многим направлениям. Тем самым появляется ряд траекторий эволюции систем. Следовательно, пути эволюции таких нелинейных систем не являются строго предопределенными и одновариантными.

Примеры нелинейности применительно к развитию общества: Реально существует многообразие исторического развития в эволюционном плане, то есть на нашей планете сосуществуют социальные системы с разным уровнем развития цивилизации, например, «развитые страны» и «развивающиеся страны».

Реально существует многообразие в политической и культурной жизни. Подразумевается, что одновременно сосуществует большое количество социальных систем с близкой эволюционной моделью. Например, разные варианты демократических государств. Как многолинейный процесс предстает история эволюции человеческой цивилизации. Известно, что на основе земледелия на земном шаре возникли три разных типа общества — азиатский, рабовладельческий и феодальный.

Для пояснения суждения о том, что социальные системы могут из «одной точки» развиваться различными путями, нужно отметить, что, с позиций синергетики, разные варианты развития исторических событий существуют объективно. Это означает, что они определяются внутренними чертами самой социальной среды, а не просто, как принято обычно думать, различными действиями исторических личностей, вождей и событиями их жизни.

Самоорганизующаяся система — это система, которая спонтанно, самопроизвольно переходит из одного состояния в другое, изменяя свою организацию, структуру. Примерами самоорганизации человечества являются вспышки эпидемий (чума, холера, оспа, грипп, СПИД), войны, вооруженные конфликты, различные катастрофы, что спонтанно регулирует численность населения.

В качестве примера самоорганизации можно привести Интернет: распространение персональных компьютеров и развитие электронной связи привело к возможности свободного и спонтанного обмена и распространения информации по всей планете.

Итак, общество — это открытая, динамическая, нелинейная, самоорганизующаяся система.

Если общество рассмотреть в системно-синергетическом контексте, то можно предложить следующие его характеристики.

1. Как открытая система общество взаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом этого взаимодействия является материальное производство, благодаря которому происходит производство, обмен и распределение материальных благ.

2. Общество — самоорганизующаяся система, поэтому оно строится как иерархическая система. В связи с этим отношения, возникающие между элементами общества, приобретают властный характер, что ведет к возникновению такого элемента, как политика.

3. Общество как самоорганизующаяся система порождает различные виды социальной информации (например, язык, знаковые элементы). Поскольку эта информация имеет смысл, то на ее основе возникает такое явление, как культура.

4. Общество — система нелинейная, поэтому оно развивается многовариантно, многолинейно. В этом состоит отличие данной точки зрения, например, от концепций Г. Гегеля и К. Маркса, где история общества монолинейна, или взглядов О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского, где история полилинейна, то есть каждое общество (культура, цивилизация) имеют свою неповторимую судьбу. Свидетельством многолинейности общественного развития являются, например, отличия, которые существовали и существуют между европейским и восточным путями развития, между типами исторического развития Австралии, Африки, Южной Америки.

Поскольку общество развивается как самоорганизующаяся система, постольку в нем объективно действует случайность, возникают флуктуации, то есть изменения, колебания. Тем самым происходят быстрые, скачкообразные преобразования общественных систем. Из сказанного следует, что будущее и отдельных стран, и всего человечества не является предопределенным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *