различные подходы к изучению истории
Подходы в изучении истории
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Функции истории
функция | содержание |
Воспитательная | формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств |
Познавательная | выявление закономерностей исторического развития |
Практически-рекомендательная | выработка научно обоснованного политического курса |
Прогностическая | предвидение будущего |
Социальной памяти | способ идентификации и ориентации общества, личности |
Методы изучения истории
метод | суть |
Типологический | классификация исторических явлений, событий, объектов |
Хронологический | состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий) |
Проблемно-хронологический | изучение последовательности исторических событий во времени; применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт |
Хронологически-проблемный | предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них — по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории |
Ретроспективный | последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины |
Сравнительный | сопоставление исторических объектов в пространстве и времени |
Историко-сравнительный | историческое исследование, позволяющие выявить сходство или различие между историческими объектами, сопоставляя их в пространстве и во времени |
Системный | раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития |
Идеографический метод | описание исторических событий и явлений |
Генетический | заключается в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. |
Историко-генетический | историческое исследование, показывающие, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошли и каковы итоги его развития |
Историко-системный | историческое исследование, устанавливающие взаимосвязь и взаимодействие объектов в их историческом развитии |
Историко-типологический | историческое исследование, позволяющие осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов |
Периодизации | основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании |
Статистический | состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные; социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др. |
Синхронологический | заключается в изучении различных исторических событий, происходивших в одно и то же время. |
Методология истории
Методология | совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в науке, а также учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. |
Субъективистская методология(субъективизм) | объясняла исторический процесс действием великих людей: предводителей, князей, царей, императоров и других крупных политических деятелей. |
Объективно-идеалистическая методология (объективизм) | решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, провидению, Абсолютной идее, Мировой Воле и т.д. Исторические деятели выступали лишь в качестве средств, орудия в руках этих надчеловеческих, безличных сил. |
Провиденциализм | история общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние за добродетель и наказание за грехи. |
Материалистическая методология (марксизм) | базируется на формационном подходе, согласно которому исторический процесс – это смена общественно-экономических формаций, осуществляемая на основе социальной революции. Насчитывается пять стадий в истории человеческого общества: доклассовая (первобытная), затем три классовые, или антагонистические (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая), и, наконец, имеющая наступить коммунистическая формация, начальным этапом которой является социализм. |
Методология цивилизационного подхода | получила развитие в конце XIX – XX вв. в работах А. Тойнби, О. Шпенглера, К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского. Основной структурной единицей исторического процесса признается цивилизация как целостная общественная система, которая определяется наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. |
Подходы в изучении истории
Историография
Основоположниками смежных исторических наук были:
историческое краеведение | В.В. Крестинин, П.И. Рычков |
археология и эпиграфика | А.Н. Оленин, И.А. Стемпковский |
этнография | С.П. Крашенинников, Н.И. Надеждин, В.И. Даль |
славяноведение | О.М. Бодянский |
медиевистика | Т.Н. Грановский |
источниковедение | И.Н. Болтин |
историография | К.Н. Бестужев-Рюмин |
Историография (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном; и от греч. gráphō – пишу) – это история исторической науки, ее становления и развития; специальная историческая дисциплина.
Материализм или идеализм? Два подхода к изучению истории. (Конспект 1).
Это первая статья из цикла история. Как говорилось ранее, изучать историю России нужно системно и последовательно. Либо так, либо лучше вообще не изучать. В данном блоге я планирую изложить события русской истории от древних времён до наших дней.
1. Подходы к изучению истории;
2. Общая характкристика и особенности истории России.
Согласно данному подходу, исторический процесс рассматривается как постоянно сменяющие друг друга цивилизации. Под цивилизацией понимается «сообщество людей, объединённых основополагающими духовными и материальными ценностями, имеющие устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу». (доктор исторических наук МГУ им. М. В. Ломоносова Л. И Семенниковой).
Представители цивилизационного подхода: Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, Р. Оуэн, О. Шпенглер и другие.
Н. Данилевский говорил о культурно-исторических типах, в которых собраны и обобщены особенности религиозного и национального самосознания. («Россия и Европа», 1869).
Типы цивилизаций по Данилевскому:
Египетская, древнесемитская (ассирийско-вавилоно-финикийская), китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), германо-романская (европейская). Не каждый народ способен создать цивилизацию. Важнейшей предпосылкой возникновения цивилизации является политическая независимость. Славянская цивилизация, по Данилевскому, является молодым развивающимся культурно-историческим типом, имеющим перспективы в будущем.
А. Тойнби вывел теорию «локальных цивилизаций», замкнутых обществ. Он считал, что цивилизации возникают как ответ на внешние и внутренние угрозы, вызовы. Здесь важен принцип «золотой середины». На территориях, на которых условия слишком благоприятны, цивилизация не возникает, так же как и на территориях с чрезмерно суровыми условиями. Развитие цивилизаций циклично, каждая проходит зарождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Однако закат цивилизации не неизбежен. Консерватизм большинства и эгоизм и леность элит приводит к упадку цивилизаций.
В рамках данного подхода обычно выделяют три типа цивилизаций:
С непрогрессивным развитием (например, аборигены Австралии);
С прогрессивным развитием (западноевропейская цивилизация, которая всегда стремится преобразовать природу с целью ее подчинения и т.д.).
При цивилизационном подходе определяющим фактором оказывается духовная составляющая (религия, национальное самосознание и прочее), то есть он идеалистический.
Связан прежде всего с именами К.Маркс и Ф.Энгельс.
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».К. Маркс. «К критике политической экономии». Предисловие
Ход истории обусловлен не только субъективной ролью личности (короля, вождя и т.д.), а подчиняется определенным социальным законам.
По мере развития производительных сил все государства проходят через определённые ступени, которые авторы данной теории называют общественно-экономическими формациями (ОЭФ), являющиеся типами государства. Выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
— экономический базис, который определяется способ производства материальных благ, производственными отношениями, прежде всего отношениями собственности (какому класс принадлежат средства производства);
Так при первобытно-общинном строе используются примитивные орудия труда, общество не производит прибавочный продукт, как следствие, классы отсутствуют. Средства производства остаются в общественной собственности.
При рабовладельческом способе производства уже есть частная собственность, класс рабовладельцев организует производство путём внеэкономического (насильственного) принуждения к труду класса несвободных людей. Рабовладелец присваивает себе результаты труда рабов.
В эпоху феодализма класс феодалов, собственников земли (средств производства), организует сельскохозяйственное производство путём эксплуатации зависимых от него крестьян. Барщина была сродни рабскому труду, в то же время оброк предоставлял крестьянам намного больше личной свободы по сравнению с рабами. Наравне с насильственными появляются экономические методы принуждения.
История представляет собой естественный процесс смены одной ОЭФ другой.
Развитие происходит эволюционно (количественно), однако по мере развития производительных сил и накопления противоречий между классами революционные (качественные) изменения оказываются неизбежными. В результате скачкообразного революционного преобразования устанавливаются новые производственные отношения.
Так частная собственность на средства производства в капиталистическом обществе порождает антагонизм, который по мере развития производительных сил должен разрешиться путём классовой борьбы и привести к смене частной собственности на средства производства на общественную. Классы будут уничтожены, а распределение общественного продукта станет более справедливым. Наступит коммунизм.
Какой подход правильный, цивилизационный или формационный? У каждого есть свои преимущества и недостатки.
Основное преимущество формационного подхода в том, что акцент делается на экономическом факторе, предпочтение отдаётся материалистической, а не духовной составляющей, что делает этот подход более предметным и наукообразным.
При описании русской истории особое внимание я планирую уделять социально-экономической составляющей. В своих записях я буду ориентироваться на школу академика Л.В. Милова.
Источники:
1/ История 1- я часть. 1. 2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. studfiles.net
2/ Исторический материализм. Википедия
Следующая статья по плану:
Общая характеристика русской истории. Почему Россия не Запад?
Современные подходы к изучению истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Современная ситуация в исторической науке характеризуется переходными тенденциями. Отказ от старых догматических схем, введение новых документальных материалов в исторический оборот, применение новых (в том числе, математических) методов еще не позволили совершить решительный исследовательский прорыв. Но уже сейчас понятно, что произошедшие изменения и поиски современных парадигм исследования требуют синтетического соотнесения ранее отщепленных друг от друга подходов, превращения истории в подлинно гуманитарную науку, где живут и действуют живые люди с их нравами и характерами, а не какие-то безликие классы, социальные группы, элиты и страты.
Формационный подход
Цивилизационный подход к изучению истории
Социологический подход
Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.
Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это – общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность – основа социетальности.
По концептуальной схеме систем социального действия Т. Парсонса, социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмов обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмов поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).
В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры – предметный, функциональный и институциональный.
Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный – на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный – на исследовании «типических единиц» или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.
В рамках предметного понимания при социологическом анализе культуру принято рассматривать как систему ценностей, норм и значений, господствующих в данном обществе или группе.
Одним из первых разработчиков предметного подхода в социологии можно считать П.А. Сорокина. Рассматривая структуру социокультурного взаимодействия, он выделяет культуру – «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».
Функциональный и институциональный анализ в социологии разрабатываются взаимосвязанно. На эту особенность антрополого-социологического познания культуры впервые обратил внимание Б. Малиновский.
Второй, институциональный подход берет за основу понятие организации. Институт предполагает в свою очередь «соглашение по поводу некоторого множества традиционных ценностей, ради которых человеческие существа соединяются вместе».
Использование специфики обоих подходов (функционального и институционального) в исследовании культуры особенно ярко видно в определениях, предложенных Б. Малиновским.
Культура у него определяется в одном случае как «интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев».
В другом же случае она понимается не иначе как «интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов».
Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры – консервации, трансляции и социализации.
1. Культура – тип социальной памяти общности – народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения.
Она есть особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям.
2. Культура – форма трансляции социального опыта (функция трансляции).
К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия «социальное наследование», «научаемое поведение», «социальная адаптация», «комплекс образцов поведения» и др.
Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Примеры: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У. Самнер, А. Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К. Янг); культура является программой социального наследования (Н. Дубинин).
1. Фокс М.Д., Холквист П., По М. Журнал “Критика” и новая, наднациональная историография России//НЛО.-2001.-№50 http://magazines.russ.ru/nlo/2001/50/devid.html
2. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в экономической перспективе // Ab Imperio. – 2002. – № 4. – С. 15 – 42.
3. Князева Е.Н. Международный Московский синергетический форум: итоги и перспективы//Вопросы философии.-1996.-№11.-С.148-152; Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии.- 1997.-№3.-С.62-79.
4. Кантор К.М. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории//Вопросы философии.-1997.-№3.-С.31-47; Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну//Вопросы философии.- 1998.-№7.-С.3-13; Полетаев А.В., Савельева И.М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма (опыт междисциплинарного исследования).- М., 1993
5. Тартаковский М.С. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка.-М.: Прометей,1993.
6. Прошлое – крупным планом: современные исследования по микроистории.-СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2003.-268с.
7. Семья, дом и узы родства в истории.- СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2004.-285с.
8. Томсон П. Голос прошлого. Устная история/ Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.-368с.
Методологические подходы к изучению истории.
I. ТЕМА 2
Теория и методология истории.
Обязательными составляющими современной исторической науки являются:
1. Функции исторического знания
2. Методы исторического познания
3. Методологические подходы к изучению истории
Функции исторического знания
1. Мировоззренческая – формирование научного взгляда на мир общества и законы его развития.
a. Изучение теоретического общения материала, установление фактов и событий прошлого
b. Выявление закономерностей исторического развития
3. Социальная память:
a. Формирование исторического сознания, критериям которого является представление о том, что прошлое влияет на настоящее.
c. Передача послед. поколениям социально значимой информации, под которой понимает исторический опыт.
d. Сохранение духовного наследия прошлого.
4. Прогностическая – предвидение на основе знания закономерностей развития пошлого.
Немецкий философ XVII-XVIII –Лейбниц утверждал, что настоящее рожденное прошлым рождает будущее.
5. Воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских качеств ценности личности и основ патриотизма.
Древне римский оратор Цицерон: История учительница жизни, так как данная функция позволяет влиять на поведение и действия людей.
6. Практически рекомендательная – выборка научно-обоснованного политического курса.
Методы исторического познания.
(Метод – конкретный способ изучения исторических процессов.)
1. Проблемно хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени.
2. Рекроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин…..
3. Типологический – систематизация явлений событий фактов.
a. Анализ целых общественно исторических систем (гос-во, народ, религия). Выявление внутренних механизмов, их функционирования и развития
b. Установление взаимосвязи и взаимодействия между объектами в их историческом развитии
a. Сопоставление исторических явлений и событий
b. Определение совокупностей явлений, установление между ними сходства и различия.
6. Синхронный – изучение различных исторических явлений, происходивших в одно и тоже время. (Современники: Иван III – Христофор Колумб; Иван IV – англ. Королева Елизавета I;Алексей Михайлович – франц. Король Людовик XIV и вощ/ц англ. Революции Кронгель; Петр I – швед. Король Карл XII и укр. Гетман Иван Мозела; Александр I – франц. Политик Талейбран; Александр II – 1-ый канцлер германской империи Отто фон Бисмарк)
7. Генетический – анализ происхождения исторических событий установления между ними причинно следственной связи.
8. Индуктивный – метод движения мысли от частного к общему (Наоборот дедуктивный).
Методологические подходы к изучению истории.
(Методология – наука о способах изучения истории)
1. Теологический – рассматривает исторический процесс как проявление в истории божественной воли или мирового разума.
2. Материалистический (Формационный/ Марксизкий) – его основоположники немецкие мыслители XIX века Маркс и Энгельс.
-Основан на идее прогресса в частности на учении о 5-ти общественно-экономических формаций (Первобытнообщинная, Рабовладельческая, Феодальная, Капиталистическая, Коммунистическая) в их основе лежит способ производства материальных благ.
— За главным выступает тезис о единстве и одно направленности исторического процесса.
a. Его основатели: немецкий мыслитель XIX века Шпенглер, английский историк XX века Тойнби, русский мыслитель XIX Данилевский.
b. Основана на идее циклизма, согласно которой движение человека и общества происходит по кругу или спирали.
c. Ведущим тезисом является утверждение о специфике и многообразии культурно исторических комплексов – локальных цивилизаций.
4. Детерминистский – основан на выявлении всех причин и закономерностей всех явлений природы и общества. Два подхода:
a. Географический детерминизм, согласно которому ход истории определяет природа.
b. Демографический детерминизм отдает предпочтения при изучении истории народонаселения.
5. Субъективный – признает активную роль в истории выдающимся личностям.
6. Антропологический – приоритетным при изучении истории считают его субъекта человека, который рассматривает в качестве продукта своей эпохи.
7. Рационалистический исходит из того, что разум источник познания преобразования мира и исторического развития.
8. Эволюционистский воспринимают историю как восхождение общества на более высокий уровень развития.
Историография – специальная историческая дисциплина, в рамках которой рассматриваются идеи концепции ученых и закономерности развития.
Эпоха | Историк | Его основной труд | Совокупность воззрений на историю |
Научное осмысление российской истории началось с XVIII века. | |||
1-ая четверть XVIII века Петровская эпоха | Татищев В.Н. создал 1-ый обобщающий труд по истории России | История российская с самых древнейших времен | История России есть результат деятельности царей, князей, императоров. |
После петровская эпоха | |||
А)30-40 годы XVIII | Немец в Петербургской академии наук Шлёцер, Миллер, Байер | Норманнская теория | Древнерусское гос-во создано северными германцами: шведами, датчанами, норвежцами – (на руси именовались Варяги). Слово Русь – скандинавского происхождения. |
Б)50-е годы XVIII | Ломоносов М.В.- 1-ый критик норманнской теории | Антинорманская теория | Древне-русское гос-во создано восточными славянами (есть 3 группы народов славянского происхождения: а)Русские, украинцы, белорусы- восточные славяне, б)чехи, поляки, словаки- западные славяне, в) болгары, сербы, хорваты, словенцы и македонцы-южные славяне) Слово Русь – славянского происхождения от реки рось правого притока Днепра. |
Эпоха АлександраI 1-ая четверть XIX | Карамзин Н.М. | История гос-ва российского 12 томов | Историю России отождествлял с историей самодержавной властью. |
Эпоха реформ Александра II 2-ая половина XIX | Соловьев С.М. | История России с древнейших времен 29 томов | Один из видных представителей гос. Школы российской историографии основ которой был русский мыслитель середины XIX Чичерин Б.Н. |
Пореформенная эпоха рубеж XIX-XX веков | Ключевский В.О. | Курс русской истории | Впервые подробно проанализировал социально-экономическую историю страны. |
Воин и революции 1-ая треть XX века | Покровский М.Н. – 1-ый русский историк марксист | Изучение истории и борьба классов. | Классовая борьба движущая сила истории. |
Советская эпоха XX век | Греков Б.Д. Павленко Н.И. Рыбаков Б.А. Тихомиров М.Н. (Два посл идут вместе, как средневек исслед) | · Киевская Русь · Исследователи императорского периода и истории России · Язычество древней Руси · Крупный исследователь средневековой истории и культуры России | Марксистский подход |
Современная эпоха Конец XX начало XXI века | Гумилев Л.Н. | От Руси к России | Синтетический подход, т.е. история, есть результат взаимодействия человека общества и природы. |
Особенностью современной исторической науки является методологический плюрализм. |
Источниковедение.
— специальная историческая наука, занимающаяся анализом способов и методов изучения исторических источников как остатков прошлого.
Выделяют 6 типов исторических источников.
I) Письменные источники делятся на виды:
1) Летописи – по годовое изложение событий.
Первой официальной русской летописью считается повесть временных лет составленная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, в ней:
a) Содержатся наиболее полные сведения о восточно-славянских племенах
b) Излагается миграционная (балканская/Дунайская) теория происхождения восточных славян – они не были исконным населением восточно-европейской равнины, а переселились с берегов Дуная.
2) Законодательные акты, 1-ым из которых является русская правда.
3) Периодическая печать, как исторический источник возник в XVIII веке. В 1703 в Санкт-Петербурге вышла первая русская печатная газета ведомости.
4) Источники личного происхождения:
a) Жития – церковные сочинения о деятельности религиозных или светских лиц.
b) Мемуары – повествование о прошлом на основе личного опыта, к числу 1-ых русских мемуаров относится Житие Протопопа Аввакума XVII века.
II) Вещественные источники:
1) Первобытные, древние и средневековые вещественные источники изучает археология.
2) Печати – сфрагистика.
3) Гербы – геральдика.
4) Монеты – нумизматика.
III)Этнографические источники – дают знания о культурно бытовых особенностях разных народов.
IV) Лингвистические источники:
1) Следы древних языков в устной речи современных народов.
2) Языковые влияния и заимствования.
3) Географические названия, личные имена
V) Изобразительные источники.
1) Наскальная живопись первобытного человека.
2) Резьба по дереву, вышивка.
1) Кино фото фоно документы.
1-ые аудиовизуальные источники появились в XIX веке
2) Сайты интернета возникли в 80 годы XX века.