раздаточный материал по истории
Раздаточный материал по истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
Задания по карточкам к уроку № 5 «Искусство и религия первобытных людей»
Напишите на доске крупными буквами известные тебе части света.
Найди и покажи их на карте, которая висит на стене.
Покажи часть света, где впервые появились древнейшие люди.
Напишите на доске: 1. Имя учёного древних времён, «отца истории».
Название древнейшего каменного орудия человека.
Название самого крупного и сильного древнего животного, на которое охотились первобытные люди.
Начерти линию времени.
Обозначь на ней, когда появился «человек разумный» и когда появилась письменность.
Подумай, какое событие было раньше, и сосчитай, сколько тысяч лет прошло между этими двумя событиями.
Задания по карточкам к уроку № 7 «От первобытности к цивилизации»
Как называются несколько родовых общин, живущих вместе? ику Ф.А.Михайловского
Как называется самая ранняя форма земледелия?
Как называется обожжённая глина и посуда из неё?
Приспособление для производства гончарной посуды.
Первое животное, прирученное человеком.
Задания по карточкам к уроку № 9 «Счет лет в истории»
Какой век пришёл на смену каменному веку?
Как называется товар, на который можно обменивать все другие товары?
Какой металл был освоен людьми первым?
Напишите, сколько лет назад это было:
Появление кроманьонцев – первых современных людей.
Появление скотоводства и земледелия.
Тестирование «Выбери правильный ответ» к уроку № 10 «Египет — дар Нила»
Что было раньше: (1) начало использования человеком огня или (2) изобретение керамики?
Что относится к производящему хозяйству: (1) охота или (2) земледелие?
Какой год был раньше: (1) 30 год до н.э. или (2) 14 год н.э.?
Что появилось раньше: (1) земледелие или (2) медные мотыги?
Что возникло позднее: (1) живопись или (2) лук и стрелы?
(за каждый ответ – один балл)
Задания по карточкам к уроку № 11 «Страна двух рек»
Перечислите признаки цивилизации.
Карточка II.Земледелие и скотоводство возникли 10 тысяч лет назад, а Египет был объединен в 3000 году до н.э. Начерти линию времени, обозначь на ней события и сосчитай, сколько тысяч лет прошло между ними.
Напишите на доске: 1. Как называется правитель Древнего Египта?
2. Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма?
3. Какой город был столицей Древнего Египта?.
4. Как называется знак древнеегипетского письма?
5. Как называется выпуклое изображение, высеченное на камне?
Задания по карточкам к уроку № 14 «Повторительно-обобщающий урок по теме: «Цивилизации речных долин»
Напишите на доске названия изученных цивилизаций речных долин в направлении с востока на запад. Покажите эти страны на карте.
Перепишите на доску слова и устно объясни их значение: 1. Папирус. 2. Рельеф. 3. Зиккурат. 4. Иероглиф.
Напишите на доске: 1. Название правителя Египта. 2. Название письменности на глиняных табличках. 3. Название народа, создавшего первую цивилизацию в долине Евфрата и Тигра.
Кто писал на папирусе: (1) египтяне, (2) шумеры?
Где цивилизация возникла раньше: (1) в Китае, (2) в Египте?
Имя известного законодателя древности: (1) Хапи, (2) Хаммурапи?
Где цивилизация возникла позднее: (1) в Индии, (2) в Междуречье?
Знак древней письменности : (1) зиккурат, (2) иероглиф.
Правильные ответы: 1, 2, 2, 1, 2.
Задания по карточкам к уроку № 16 «Жизнь в Древнем Египте»
Напишите на доске слова и устно объясни их значение: 1. Фараон. 2. Рельеф. 3. Иероглиф. 4. Папирус. 5. Мумия.
Дополни текст: «Египет расположен в части света, которая называется …. Через всю страну протекает река …., которая при впадении в … море образует широкую ….
В Египте побывал «отец истории» грек…».
Задания по карточкам к уроку № 18 «Культура Древнего Египта»
Племена, из которых фараоны набирали наёмников. 2. Плата завоёванного народа победителю. 3. Имя главного бога Египта.
Карточка II.1. Кочевые племена, захватившие Египет. 2. Сбор продуктами с населения собственной страны. 3. Имя женщины – фараона.
Тема: Западная Азия в век железа
Выбрать правильный ответ и записать его порядковый номер.
Изобретатели алфавита: 1, вавилоняне, 2. Финикийцы
Город на африканском побережье: 1. Библ, 2. Карфаген
Вавилонский завоеватель: 1. Навуходоносор; 2. Синаххериб.
Что было раньше: 1. Пожар в Ниневийской библиотеке, 2. разрушение храма Яхве
Поставить плюс, если утверждение правильное, минус, если неверное
Главным богом Вавилона был Яхве
Самую большую библиотеку собрал царь Ашшурбанапал.
Река Иордан широко разливалась, и на её берегах строили плотины, дамбы, выкапывали каналы
Вавилон был разрушен Синаххерибом.
Ассирийцы были самыми искусными мореплавателями.
Название страны Палестина происходит от филистимлян.
Первыми перешли к единобожию племена ариев.
«Логовищем львов» называли Иерусалим.
Царь Соломон прославился своей мудростью.
Золотые и серебряные монеты впервые стали чеканить в Лидии.
Задания по карточкам к уроку № 20 «Древняя Палестина»
Напишите на доске названия финикийских городов и финикийской колонии в Африки. 2. Покажите их на карте.
Карточка II. Перечисли известные тебе признаки цивилизации.
Карточка III. Перечисли изобретения и открытия финикийцев.
Карточка IV. Укажи, как называлась система письма: 1. В Египте. 2. В Междуречье.
Задания по карточкам к уроку № 22 «Победители Ассирии».
Карточка I. 1. Название столицы Ассирии. 2. Имя ассирийского царя, убитого своими сыновьями. 3. Название государства, выступившего союзником Вавилона в борьбе с Ассирией.
Карточка II. 1. Общее название большого, могущественного государства. 2. Имя ассирийского царя, собравшего огромную библиотеку. 3. Стенобитные машины.
Задания по карточкам к уроку № 24 «Единое государство в Китае»
Карточка I. Напиши на доске слова и устно объясни их значение: 1. Джунгли. 2. Раджа. 3. Рупия. 4. Арии. 5. Брахман.
Карточка II. Напиши на доске слова и объясни их значение: 1. Варна. 2. Буддизм. 3. Шудра. 4. Брахма. 5. Ашока.
Карточка III. Перечисли, что из созданного индийцами в древности используется людьми и в наше время.
Задания по карточкам к уроку № 30 «Боги и герои Эллады»
Карточка I. 1. Название полуострова, составлявшего Южную Грецию. 2. Картина, написанная по сырой штукатурке. 3. Имя могущественного царя Крита. 4. Главный герой первой поэмы Гомера. 5. Греческое наименование Трои.
Карточка II. 1. Название полуострова, соединяющего две части Греции. 2. Имя микенского царя, предводителя греков в походе на Трою. 3. Огромный дворец с множеством комнат и запутанных коридоров, из которого было невозможно выбраться. 4. Город, который греки – ахйцы осаждали 10 лет. 5. Имя победителя Минотавра.
Задания по карточкам к уроку № 32
«Греческие полисы и Великая греческая колонизация»
Карточка I. 1. Греческая богиня любви и красоты. 2. Бог, невзлюбивший Одиссея, владыка морей. 3. Бог – кузнец, выковавший щит Ахиллесу. 4. Гора в Северной Греции, на вершине которой стояли золотые и медные дворцы.
Задания по карточкам к уроку № 34 «Древняя Спарта»
Карточка I. Напишите на доске географические названия: 1. Маленький полуостров в Средней Греции, на котором расположены Афины; 2. Афинский порт; 3. Остров напротив афинской гавани. Покажи эти географические объекты на карте Греции.
Карточка II. Напиши на доске термины: 1. Высокий обрывистый холм в центре Афин; 2. совет афинских аристократов; 3.город – государство в Древней Греции.
Задания по карточкам к уроку № 36 «Персидское вторжение в Грецию»
Карточка I. (Задания выполняются на листочке). 1. Начерти линию времени «V (5) век до н.э.». 2. Обозначь на линии времени дату начала греко – персидских войн, дату первого похода персов на Грецию, дату Марафонского сражения. 3. Дарий I умер через четыре после Марафонской битвы. В каком году это было? Обозначить дату на линии времени.
Карточка II. Напиши на доске и устно объясни слова: 1. Фаланга. 2. Гоплит. 3. Триера.
Задания по карточкам к уроку № 38 «Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э.»
Карточка I. Расскажите о народном собрании в Афинах. 2. Расскажите о правлении Перикла. 3. Расскажите об Афинской морской державе.
Карточка II. Как называется суд черепков в Афинах?. 2. Как называются свободные люди, жители Афин, не имевшие гражданских прав?. 3. Какую государственную должность занимал Перикл?. 4. Как назывался военный корабль с тремя рядами весел?.
Карточка III. Напишите на доске имена знаменитых греков и устно объясни, кем они были: 1. Солон. 2. Мильтиад. 3. Фемистокл. 4.Леонид. 5. Перикл.
Задания по карточкам к уроку № 42 «Повторительно – обобщающий «Культура Древней Греции»
Карточка I. 1. Орхестра. 2. Стиль. 3. Атом. 4. Трагедия. 5. Ипподром.
Карточка II. Скене. 2. Гимнасий. 3. Философия. 4. Педагог. 5. Комедиограф.
Карточка III. 1. «Отец истории». 2. Главный храм Афинского государства, стоящий на Акрополе. 3. Бог, с культом которого связано происхождение греческого театра. 4. Сооружение для конных состязаний. 5. Греческий врач, именем которого дают клятву современные врачи.
Карточка IV. 1. Учёный, считавший, что весь мир состоит из мельчайших частиц. 2. Главная наука у греков, название которой означает «любовь к мудрости». 3. Греческий герой, мифический основатель Олимпийских игр. 4. Металлическая или костяная палочка для письма. 5. Самые знаменитые состязания в Греции.
Карточка V. По греческим источникам, первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Сколько лет прошло от этого времени до окончания Пелопоннесской войны? Нарисуй линию времени, обозначь на ней две даты и проведи расчёт.
Центр греческого города, служивший одновременно святилищем и крепостью (акрополь).
Название массивной колонны, у которой нет базы, а верхняя часть оформлена в виде простой, без украшений, плиты (дорическая).
Самые знаменитые спортивные состязания в Греции (Олимпийские игры).
Металлическая или костяная палочка для письма (стиль).
Знаменитый греческий скульптор, автор статуи Зевса Олимпийского (Фидий).
Мельчайшая неделимая частица вещества по учению Демокрита (атом).
Бог, с культом которого связано происхождение театра (Дионис).
Главный храм Афинского государства на Акрополе (Парфенон).
Театральное произведение с печальным концом, название которого означает «песнь козлов» (трагедия).
Часть греческого театра, площадка, на которой выступал хор (орхестра).
Проверочный тест по Древней Греции
1. Древняя Греция делится на ____ части: а) 1; б) 2; в) 3.
2. Пелопоннес. Так называется:
а) Северная Греция; б) Южная Греция; в) Средняя Греция.
4. Троянская война была в: а) 1500 году до н.э; б) 2600 году до н.э.; в) 1200 году до н.э.
6.Жену Одиссея звали: а) Андромаха; б) Пенелопа; в) Ариадна.
7. Верховный бог, бог грома и молнии: а) Аид; б) Посейдон; в) 3евс.
8. Греция находится на _____________ полуострове. а) Аравийском; б) Апенинском; в)Балканском.
9. Выражение «Ахиллесова пята» означает: а) слабое, уязвимое место; б) точка не прикосновения; в) сильное, неуязвимое место.
11.Простой народ в Греции называли: а) демос; б) крат; в) илот.
12.Сосуд с двумя ручками для вина и масла: а) пифос; б) амфора; в) агора.
13. Реформы Солон провел в: а) 594 году до н.э.; б) 525 году до н. э.; в) 612 году до н.э.
14. Сына Одиссея звали: а) Телемак; б) Парис; в) Гектор.
15. Выражение» Ткань Пенелопы» означает: а) красивое покрывало; б) нескончаемую работу; в) кропотливую работу.
17. Поль в переводе с греческого означает: а) город; б) село; в) государство;
18. Олимпийские игры родились в: а) Древнем Риме; б) Египте; в) Древней Греции;
19. Первые олимпийские игры были проведены в: а) 776 году до н.э.; б) 594 году до н.э.; в) 538 году до н.э.;
21. Другое название Трои: а) Эллада; б) Илион; в) Афины;
22. Олимпийские игры в Греции продолжались: а) 3 дня; б) 4 дня в) 5 дней;
Задания по карточкам к уроку № 50 «Завоевание Римом Италии»
Карточка I. Переписать на доску слова, устно объяснить их значение: 1. Консул. 2. Вето. 3. Авгур. 4. Ликтор. 5. Патриций.
Карточка II. Переписать на доску слова и устно объяснить их значение: 1. Диктатор. 2. Республика. 3. Фециал. 4. Легион. 5. Сенат.
Задания по карточкам к уроку № 53 «Рим — завоеватель Средиземноморья»
Карточка I. Напиши: 1. Имя отца Ганнибала. 2. Название первой римской провинции. 3. Название римского изобретения для военного флота.
Карточка II. Перепиши на доску и покажи на карте: 1. Карфаген. 2. Сицилия. 3. Западное Средиземноморье. 4. Корсика. 5. Сардиния.
Контрольное тестирование по теме:
«Римские завоевания в Средиземноморье» к уроку № 54.
1) Ганнибал: 2) Бренн
2. Битву при Каннах проиграл:
1) римский консул; 2) римский диктатор
3. В Риме ежегодно избирались:
1) сенаторы; 2) консулы
4. Народными трибунами в Риме избирались только:
1) плебеи; 2) патриции
5. Первой римской провинцией была:
1) Сицилия; 2) Италия
Выражение «пиррова победа» возникло в связи:
1) с победой римлян: 2) в связи с поражением римлян
2. Римляне раньше завоевали:
3. Битву при Заме проиграл:
1) Ганнибал; 2) Гай Фламиний
1) от пунов; 2) от галлов
5. Раньше Было основание:
1) Римской республики; 2) Карфагена.
Задания по карточкам к уроку № 56 «Сулла — первый военный диктатор Рима».
Карточка I. Напишите на доске: 1. Название должности, на которую избирали в случае опасности для государства и на ограниченный шестью месяцами срок. 2. Название войны, в которой участвовал в юности Тиберий Гракх. 3. Общее название племён Италии.
Карточка II. Напишите на доске названия провинций Рима в Западном Средиземноморье и покажите их на карте.
Задания по карточкам к уроку № 59 «Падение республики».
Карточка I. Начерти линию времени, обозначь на ней: 1. Год образования триумвирата. 2. Год окончания триумвирата. Сосчитай, сколько лет прошло между этими событиями.
Карточка II. Напишите на доске даты: 1. Когда был принят земельный закон Тиберия Гракха? 2. Когда началось восстание Спартака? 3. Когда была битва при Фарсале? 4. Когда заговорщики убили Цезаря?
Карточка III. Напишите на доске термины: 1. Как назывались списки людей, объявленных вне закона и приговорённых к смерти, чьё имущество забирали в казну? 2. Как назывались огромные сооружения, в которых проходили гладиаторские бои? 3. Как называлась власть, которую Цезарь получил после победы в войне с Помпеем? 4. Как назывался союз трёх полководцев в Риме? 5. Как назывался день убийства Цезаря в римском календаре?
Задания по карточкам к уроку № 61 «Цезари Рима».
Карточка I. Напишите на доске географические названия и покажите их на карте: 1. Место битвы между армиями наследников Цезаря и республиканцами. 2. Место битвы флота Октавиана с флотом Антония и Клеопатры. 3. Река, за которой начиналась Германия.
Карточка II. Начерти линию времени, обозначь на ней годы правления Августа и сосчитай, сколько лет он правил.
Задания по карточкам к уроку № 67 «Падение Западной Римской империи»
Карточка I. Перепиши слова и объясни их значение: 1. Колон. 2. Епископ. 3. Амфитеатр. 4. Церковь. 5. Реформа.
Карточка II. Напишите на доске названия географических объектов и покажите их на карте: 1. Новая столица империи, основанная Константином. 2. Название пролива, на берегу которого был основан «Новый Рим». 3. Название страны, в которой возникло христианство. 4. Название реки, по которой проходила граница империи с германскими племенами франков и алеманнов. 5. Название реки, разделявшей империю и Дакию.
по предмету «История древнего мира»
1.Кто управлял родовой общиной?
А) цари Б) жрецы В) старейшины
2. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
А) охота Б) скотоводство В) собирательство
3. Когда появился человек на земле?
А) 2 млн. лет назад Б)100 тыс. лет назад В) 10 тыс. лет назад
4. Орудия труда первобытного человека:
А) мотыга Б) заостренный камень В) плуг
5. Где находится Египет?
А) в северо-восточной части Африки Б) в центральной Азии В) в центральной Африке
6. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Южного и Северного царства
Б) союз богов неба и земли В) царство мертвых и царство живых
7. Служители богов в Древнем Египте
А) фараоны Б) жрецы В) вельможи
8. Кто впервые описал жизнь египтян?
А) Геродот Б) Хаммурапи В) Крез
9. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?
А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия
10. Что изобрели в Индии?
А) шахматы Б) бумагу В) прозрачное стекло
11. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа?
А) Адам Б) Авраам В) Ной
12. Где находится Греция?
А) в южной части Балканского полуострова Б) в западной части Азии
В) в Восточной части Африки
13. Как назывался совет знати в Афинах?
А) ареопаг Б) демос В) полис
14. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?
А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб.
15. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.
А) Ксеркс Б) Дарий Первый В) Кир
16.Чем занимались спартанцы?
А) ремеслом Б) военным делом В) земледелием
17. Что означает греческое слово демократия?
А) «власть народа» Б) «власть знати» В) «власть тирана»
18. Административный орган власти в Риме?
А) сенат Б) форум В) Пантеон
19. С правления какого императора Римское государство стало называться империей?
А) Октавиан Б) Помпей В) Тарквиний
20. Когда началось восстание рабов под предводительством Спартака?
А) в 509 г до н.э. Б) 74 г до н.э. В) в 313 г н.э.
21. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?
А) консулы Б) императоры В) народные трибуны
22. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?
А) демократия Б) диктатура В) республика
Раздаточный материал по Всеобщей истории для 7 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
7 класс. Всеобщая история.
Данный материал будет полезен как учителям истории, так и учащимся, изучающим Всеобщую историю. Материал можно использовать в качестве образовательного минимума по курсу «Всеобщая история».
Основные события.
1487 г. – экспедиция португальца Бартоломеу Диаша. В поисках морского пути в Индию европейцы впервые обогнули Африку с юга.
1492 г. – открытие Америки Христофором Колумбом. Американские земли вошли в сферу географических представлений; произошел пересмотр средневекового мировоззрения; началось создание колониальных империй, массовое истребление коренного населения и гибель цивилизаций народов Америки.
1498 г. – экспедиция Васко да Гамы достигла Индии, впервые проложив морской путь из Европы в страны Южной Азии.
1517 г. – выступление Мартина Лютера с «95 тезисами» отрицание основных догматов католической церкви, провозглашение тезиса об «оправдании одной верой» и авторитета Священного Писания, идеи независимости светского государства от католической церкви). Начало Реформации в Германии.
1519–1521 гг. – первое кругосветное путешествие испанской экспедиции под руководством португальца Фернана Магеллана.
1534 г. – начало Реформации в Англии. В ответ на отказ папы разрешить развод короля Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской английский парламент освободил церковь Англии от подчинения Риму и провозгласил главой церкви короля.
1534 г. – основание Игнатием Лойолой католического монашеского ордена «Общество Иисуса».
1555 г. – Аугсбургский религиозный мир между германскими протестантскими князьями и императором Карлом V. Завершил войны между католиками и протестантами.
1558–1603 гг. – правление английской королевы Елизаветы I Тюдор. Укрепление абсолютизма, восстановление англиканской церкви.
1562–1598 гг. – религиозные войны во Франции между католиками и гугенотами.
1569 г. – заключение Люблинской унии. Объединение Польского королевства и Великого княжества Литовского в одно государство – Речь Посполитую.
1572 г., 24 августа – Варфоломеевская ночь: массовая резня гугенотов католиками в Париже, организованная Екатериной Медичи и Гизами.
Революция завершилась освобождением от испанского господства северных провинций (территория современного государства Нидерланды). Кальвинизм стал государственной религией.
1579 г. – Утрехтская уния. Оформила союз семи северных провинций Нидерландов для борьбы против Испании и внутренней феодально-католической реакции. Заложила основы Республики Соединенных провинций Нидерландов.
1588 г. – гибель «Непобедимой армады», флот попал в бурю, часть кораблей разбилась о скалы, другая разгромлена английским флотом под командованием адмирала Френсиса Дрейка. Гибель армады подорвала военно-политическое могущество Испании. Англия превращается во «владычицу морей».
1598 г. – издание французским королем Генрихом IV Нантского эдикта: католицизм оставался господствующей религией, гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах,кроме Парижа и некоторых других.
1600 г. – обвинение в ереси и сожжение в Риме инквизицией Джордано Бруно – итальянского философа, астронома и поэта. Отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленности множества миров.
1607 г. – основание первого постоянного английского поселения в Виргинии (Северная Америка).
1618–1648 гг. – Тридцатилетняя война (общеевропейская) между габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги, католические князья Германии, поддержанные папством и Речью Посполитой) и антигабсбургской коалицией (германские протестантские князья, Франция, Швеция, Дания, поддержанные Англией, Голландией и Россией). Окончилась Вестфальским миром 1648 г.
1640–1660 гг. – Английская буржуазная революция.
1643–1715 гг. – правление французского короля Людовика XIV («короля-солнца»). Апогей французского абсолютизма.
1688 г. – «славная революция» в Англии. Смещение Якова II Стюарта с престола, передача королевской власти голландскому штатгальтеру Вильгельму III Оранскому. Установление в Англии парламентской монархии.
Словарь понятий и терминов
Абсолютизм — форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу — монарху.
Англиканская церковь — протестантская церковь в Англии.
Буржуазия — класс капиталистических собственников.
Возрождение — эпоха в истории духовного развития европейских народов в XIV—XVI вв., связанная с подъёмом светских по содержанию искусства, литературы, науки.
Гильдия — объединение купцов (в Англии также и ремесленников).
Гугеноты — французские кальвинисты.
Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — система взглядов, в основе которой лежит убеждение в самоценности человеческой личности; течение общественной мысли в эпоху Возрождения.
Декларация — официальное заявление, обычно от лица государства, партии, правительства, организации.
Диггеры (англ, diggers — копатели) — общественное движение в ходе Английской революции XVII в., сторонники уравнения всех граждан в политических и имущественных правах.
Индульгенция (от лат. indulgentia — милость) — в католической церкви — грамота об отпущении грехов.
Инквизиция (от лат. inquisitio — расследование) — суд католической церкви.
Колонии — страны и территории, находящиеся под властью иностранного государства (метрополии).
Конкиста — период в истории Испании, Португалии и Центральной и Латинской Америки, когда происходило завоевание и колонизация Америки (конец XV—XVI в.).
Конкистадоры (от исп. conquistador — завоеватель) — испанские колонизаторы, отправившиеся в Америку после её открытия для завоевания новых земель.
Контрреформация — борьба католической церкви с протестантизмом.
Левеллеры (от англ, levellers — уравнители) — радикальная политическая группировка в период Английской революции XVII в., выступали за республику, против ликвидации частной собственности.
Лоялисты — жители английских колоний в Новом Свете, оставшиеся на стороне английского короля и английского парламента во время Войны за независимость 1775—1783 гг.; также, в широком смысле, так называют сохранивших верность законному правительству (в отличие от мятежников).
Мануфактура (от лат. manus — рука и factura — изготовление) — тип предприятия, основанного на разделении труда и ручной ремесленной технике.
Просвещение — историческая эпоха в развитии европейской культуры и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
Протестанты — последователи Лютера, так как они не соглашались с одним постановлением (декретом) главы католической церкви; впоследствии протестантами стали называть всех отделившихся от католической церкви: лютеран, кальвинистов, сторонников англиканской церкви.
Пуритане — последователи кальвинизма в Англии.
Революция ( от лат. revolutio — поворот, переворот) — переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя (в противоположность эволюции, постепенному изменению).
Реформация — движение за переустройство католической церкви.
Самураи — сословие воинов в Японии.
Сёгун — титул военно-феодальных правителей Японии.
Синаи — на языках народов Индии — воины.
Сословия — группы людей, признанные государством, имеющие свои права, обязанности и привилегии, нравы и обычаи, закреплённые в традициях или законе и передаваемые по наследству.
Эдикт — особо важный указ короля.
Экспансия (внешняя) — территориальное расширение, захваты территорий.