райхенбах фарфор история клеймо
Райхенбах фарфор история клеймо
Various sources state different founding dates and even Danckert in his book on European porcelain incorrectly treats two company periods like two different factories. The facts however are pretty simple: the factory itself was founded in 1900 by a group of nine independent porcelain decorators and took up production in 1901. No marks are known from this period.
[2] : Porzellanfabrik Schwabe & Co. (1903 until 1918)
The small factory was in 1903 purchased by Gustav Schwabe and its product range changed to mainly coffee, tea and dining sets. There are no marks known that were definitely used by Schwabe.
[3] : Reichenbacher Porzellanfabrik C.&E. Carstens G.m.b.H. (1918 until 1938)
In the year 1918 the factory was taken over by the brothers Christian and Ernst Carstens who at that time already owned production facilities for both porcelain and ceramics in Rheinsberg, Haldensleben, Rathenow, Velten, Gräfenroda, Georgenthal, Greußen, Wallhausen, Sorau, Blankenhain, Lübeck, Elmshorn, Zeven and Hirschau. As part of the famous Carstens group the factory in Reichenbach steadily expanded, reaching its pre-war maximum of 170 workers in 1937.
[4] : Reichenbacher Porzellanfabrik C.&E. Carstens Erben K.G. (1938 until 1968)
1949 the factory employed 200 workers and as it was located in East Germany but actually belonged to a West German family it had a special status. During the first few years the newly-founded East German state had other problems to solve but then more and more interfered with business originating from West Germany, finally demanding that all such factories and companies should have an East German ‘official’ in the board or installed as manager. These officials of course directly interfered with regular business and hindered progress, quite a successful method which of course made it a lot easier for the state to later simply nationalize these businesses as the West German owners in the end were glad to get rid of them.
[5] : V.E.B. Porzellanwerk Reichenbach (1968 until 1990)
The company was nationalized in 1968 and at first became a branch of the V.E.B. Porzellankombinat Kahla which ran the Reichenbach factory under the designation ‘Werk XI’ before it finally became part of the newly-founded Porzellanfiguren Gräfenthal combine in 1972.
[6] : Porzellanfabrik Reichenbach G.m.b.H. (1990 until 1993)
Following German Reunification the factory was sold to an Iranian investor, however his plans to revive the brand failed and he was forced to sell the company to three Thuringian porcelain specialists only three years later.
Ever since Porzellanambiente Reichenbach started, the main focus was on either having external designers create own designs and have them produced by specialists or let them revive classic Reichenbach designs. Over time, well-known designers like Christine Klauder, Gerd Sommerlade or the duo Metz & Kindler created items or series that received various design prizes, just like Paola Navone who since 2003 created various product lines under the Paola Navone per Reichenbach brand.
REICHENBACH Германия
Дом фарфора REICHENBACH (Тюрингия), основанный в 1830 году, является известной торговой маркой в Германии и во всем мире. REICHENBACH производит элитный и стильный фарфор для ресторанов, а также необычные сувениры, подарки и домашние аксессуары.
Изделия REICHENBACH помечены специальной печатью качества, что выделяет эту компанию в ряду других немецких производителей фарфора. С брендом REICHENBACH сотрудничают такие всемирно знаменитые дизайнеры, как Gerd Sommerlade, Paola Navone, Metz and Kindler, Christine Klauder.
История фирмы началась в 1830 году, когда райхенбахские мастера-декораторы стали украшать белые фарфоровые изделия ручными узорами. В 1900 году девять местных художников по фарфору решили вместе создать фарфоровый завод, заложив, таким образом, первый камень в фундамент сегодняшней мануфактуры.
Следуя старым традициям, основная часть производственного процесса и по сей день выполняется квалифицированными мастерами вручную. Основой философии является производство «на стыке старых традиций и современного дизайна».
В качестве малого предприятия завод делает ставку на эксклюзивность выпускаемых продуктов. Фарфоровые изделия для домашнего пользования, гостиниц и декоративный фарфор покидает завод в партиях, определяемых заказчиками, или в качестве уникальных экземпляров.
Опыт и умения высококвалифицированных мастеров, а также их верный глаз являются гарантией качества продуктов. Продукция производится из ценного сырья. Применение современные технологий производства и обжига, а также высокая квалификация опытных специалистов составляют основу для высококачественной продукции.
С момента основания мануфактуры ассортимент продукции заметно расширился и продолжает идти в ногу с современными модными тенденциями. Сегодня мануфактура предлагает широкий спектр посуды, подарков и украшений для дома. Высокие эстетические требования и инновационный дух при сохранении старых традиций определяют философию фирмы. Имя REICHENBACH с 1830 года тесно связано с тюрингской росписью по фарфору. Изысканная ручная роспись белого фарфора и торговля этими товарами определила всю историю бренда REICHENBACH.
Мануфактура REICHENBACH
На стыке старых традиций и современного дизайна
История фирмы начинается в 1830 году, когда райхенбахские мастера-декораторы стали украшать белые изделия ручными узорами.
Изделия для домашнего пользования, гостиниц и декоративный фарфор покидает завод в партиях, определяемых заказчиками, или в качестве уникальных экземпляров. Опыт и умения высококвалифицированных мастеров, а также их верный глаз являются гарантией качества продуктов продукции Reichenbach.
Мануфактура обладает достаточной гибкостью для краткосрочного запуска в производство новых разработок. Сегодня это стало основным преимуществом для многих молодых дизайнеров, использующим завод в качестве экспериментальной студии. А мануфактура, в свою очередь, получает от них новые идеи для разработки продуктов.
Не забывая о старых традициях, завод Reichenbach держит курс на инновационное развитие и последовательно движется к выпуску дизайнерской продукции из высококачественного сырья.
Продукция завода
производится из ценного сырья. Применение современные технологий производства и обжига, а также высокая квалификация опытных специалистов составляют основу для высококачественной продукции. С момента основания мануфактуры ассортимент продукции заметно расширился и продолжает идти в ногу с современными модными тенденциями.
Сегодня мануфактура предлагает широкий спектр посуды, подарков и украшений для дома. Высокие эстетические требования и инновационный дух при сохранении старых традиций определяют философию завода.
Накрытый стол, как и раньше, играет центральную роль. Немецкая мануфактура предлагает всевозможную продукцию от больших классических сервизов до хорошо продуманных отдельных предметов, которые играют определяющую роль в современной сервировке стола благодаря возможности комбинирования и многофункциональности.
Имя Райхенбах с 1830 года тесно связано с тюрингской росписью по фарфору. Изысканная ручная роспись белого фарфора и торговля этими товарами определила первые годы райхенбахской истории.
Paola Navone
Паола Навоне
Начатое в 2003 году сотрудничество с всемирно известным итальянском дизайнером Паолой Навоне, открыло для фирмы Райхенбах совершенно новые пути.
Под маркой «PAOLA NAVONE PER REICHENBACH» на свет появилась напоминающая стиль Art Deco посуда красочной коллекции «FLOWER COLLECTION», а также «NEW BAROQUE – SILVER SHINY». Дизайн этого сервиза выстраивается на живом контрасте между бархатным неглазированным фарфором и нанесенной вручную сочной платиновой краской.
Поэзия в фарфоре: серия «Taste!» Паолы Навоне
Как и в своих предыдущих эскизах для завода Райхенбах, в новом столовом фарфоре «Taste!» Паола Навоне отразила историческое богатство форм тюрингского фарфора. Его отличительной чертой является широкая, графически-абстрактная огранка тарелок, на современный лад отразившая необарочные формы из Райхенбахского наследия.
Новыми предметами являются чашки и блюдца для эспрессо, чая и кофе.
Перламутровая окантовка блюдец стала особым ценным украшением этой серии. Ручки, заходящие за края чашки, придают дополнительную уникальную черту сервизу, гармонично перекликаясь с абстрактными формами тарелок.
Gerd Sommerlade
Герд Зоммерладе
Автором одной из последних коллекций является живущий в Гамбурге художник Герд Зоммерладе. То того, как он в 2006 году начал сотрудничество с мануфактурой, Герд Зоммерланд работал консультантом фирмы Розенталь, разрабатывал международную рекламную кампанию для фирмы JAB и работал над дизайном юбилейной серии фарфора Арцберг 75 Jahre Form «1382». Основной сферой деятельности дизайнера на мануфактуре Райхенбах является возрождение исторических фарфоровых фигурок. Одной из них стала новая интерпретация классической фигурки гвардии-офицера в коллекции «PEACE».
Вершиной фарфорового мастерства является коллекция «COLOUR». Краски наносятся на посуду этой коллекции вручную, что делает каждый предмет уникальным в своем роде. В довершение посуда украшается позолотой. На богатый красками дизайн этой коллекции Герд Зоммерладе был вдохновлен классическими моделями времен 1800 годов. Игра округлых форм придает фарфоровому ансамблю современное выражение.
Metz und Kindler
Метц и Киндлер
Чистейший авангард: Para-mi от Метца и Киндлера
Новые рецепты, новые продукты, новые агрегатные состояния: авангардная кухня диктует моду.
Для людей с профессиональным интересом к качеству продуктов и приготовленных блюд также не существует компромиссов и в эстетической стороне приготовления пищи. Экспериментальная кухня ставит перед фарфором новые требования.
Дармштадская студия дизайна Метц и Киндлер разработала для Райхенбаха сервиз, чьи футуристические формы отражают современные высокие требования к дизайну и функциональности.
Интересный немецкий фарфор XX века
С тех пор как в 1710 году на мануфактуре Мейсена был изготовлен первый европейский фарфор, немецкие марки продолжают лидировать на рынке элитной керамики. Крупнейшие производители до сих пор сосредоточены в Тюрингии и Баварии, а также в Саксонии, Баден-Вюртенберге и Браденбурге. У российских антикваров с понятием «немецкий фарфор» прочно ассоциируются сервизы и малая пластика в стиле рококо – с пышным лепным декором и утончённой росписью. Хотя в XX веке появились новые, не менее яркие стилевые течения: модерн, функционализм и конструктивизм, где ставка делалась на строгие и лаконичные формы.
Исторический обзор
В истории немецкого фарфора можно отметить несколько переломных моментов. Один из них приходится на начало XX века, когда преобладавший ранее историзм сменился новаторским югендстилем – национальной разновидностью модерна. Для него характерна чистота линий, почти полное отсутствие лепного декора и стилизованная роспись с преобладанием орнаментов. Малая пластика тяготела к натурализму и развивалась в двух направлениях: анималистика и жанровые сценки. Отдельно следует выделить детскую тематику, которая, пользуясь большой популярностью у скульпторов, отличалась разнообразием и реалистичностью образов.
В 1920-х годах на смену романтичному югендстилю пришёл модернизм, ставший гимном промышленной эстетике. В создании фарфора участвовали знаковые дизайнеры эпохи – основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус, Герман Гретч и Альберт Каасманн. Вместо пышных ваз, сервизов и статуэток XIX века появились изделия с простыми, изящными формами и локальным цветовым решением. Сегодня такая продукция кажется привычной, однако в предвоенные годы она стала настоящим прорывом. Новаторские поиски характерны, преимущественно, для баварских производителей, в том числе крупнейшей фарфоровой фабрики «Розенталь».
На востоке в течение XX века «сохраняли верность» историзму. Чтобы как-то отличаться от конкурентов, многие фабрики выбирали «нишу» и развивали её, находя свой путь к славе. Примером служат два ведущих производителя Тюрингии: «Ильменау» и «Веймар Порцелан», сделавшие ставку на кобальтовый фарфор и цветочный декор в барочном стиле. Похожие сервизы создавал в 1960-х годах ещё один восточногерманский завод – «Кала», ставший символом роскоши в СССР. Вероятно поэтому, сегодняшним коллекционерам в России особенно близок немецкий фарфор классического направления.
Этими предпочтениями умело манипулируют небольшие предприятия Германии, возникшие в 1980 – 1990-х годах, когда фарфоровая промышленность в целом пошла на спад. Используя старые формы известных фабрик или их современные копии, фальсификаторы поставляют на российский рынок продукцию сомнительного качества. Она выдаётся за истинно «немецкий фарфор», хотя в Германии давно отдают предпочтение авангардным стилям. Даже старейшие предприятия, вроде Мейсена или Нимфенбурга, наряду с признанными «хитами», сегодня предлагают изделия актуального дизайна, удивляющие креативностью и свежестью решений.
Хрупкая память нацистской Германии
Отдельного внимания заслуживает немецкий фарфор середины XX века, выпускавшийся Третьим рейхом. Его привлекательность в глазах инвесторов год от года растёт, несмотря на негативный исторический фон. Известнее других продукция фарфоровой фабрики «Аллак», которая работала с 1935 по 1945 годы в одноименном районе Мюнхена. На клейме предприятия изображены две руны «Соул» – знак подразделений СС.
Фабрика выпускала элитную посуду, статуэтки и предметы декора, призванные воспитать художественный вкус у представителей новой немецкой формации. Продукция отличалась высочайшим качеством, поскольку большая её часть поставлялась на заказ рейхсфюреру СС – Генриху Гиммлеру. Этот высокопоставленный военный чиновник лично курировал фабрику «Аллак», проверяя ассортимент на соответствие идейным запросам нацистов.
Гиммлер мечтал о фарфоре, который затмит всё, что было создано до этого в Германии и прославит Третий рейх. Фабрика работала в псевдо-античном стиле, а выпускаемые ею скульптуры отличались гипер-реалистичностью. Большинство изделий был представлено как в цветном, так и в чисто белом варианте. Мечта рейхсфюрера практически сбылась – в настоящее время продукция «Аллак» стоит дороже мейсенской и не менее востребована, что объясняется её красотой и редкостью.
«Тёмное пятно» в истории предприятия – период работы на территории концлагеря Дахау, с привлечением труда заключённых. Это не позволяет в полной мере оценить уникальный фарфор «Аллака». История производства закончилась с падением Третьего рейха. Однако некоторые модели до сих пор копируются другими фарфоровыми фабриками Германии.
Компания «Розенталь»
Основанное в 1845 году семейное предприятие Филиппа Розенталя, достигло своего расцвета в XX веке. В 1950-х годах компания возродилась после падения нацистского режима, чтобы изменить концепцию немецкого фарфора. Этому способствовало сотрудничество с передовыми дизайнерами Германии, США и скандинавских стран. Настоящий фурор вызвал сервиз Form 2000, разработанный для «Розенталя» американским дизайнером Раймоном Лоуи. Авангардные формы в сочетании с безупречного качества фарфором, казались свежей идеей на фоне рококо Мейсена и его подражателей. С этим предложением «Розенталь» покорил заокеанский рынок.
Почти 20 лет спустя, в 1969 году, Вальтер Гропиус разработал для компании серию чайной посуды ТАС, воплотив в ней собственные постулаты модернизма. Сотрудничество с мэтром архитектуры началось ещё раньше – с проектирования корпусов производственного предприятия «Розенталь» в Зельбе.
С 1960 по 1990-е годы компания стремительно расширялась, превращаясь из семейной фабрики в международную корпорацию, известную как Rosenthal AG. Это стало возможным на фоне структурного кризиса, охватившего в конце XX века фарфоровую индустрию Германии. Окончание холодной войны, смещение потребительских интересов и падение экономики ударили в первую очередь, по производству предметов роскоши. Однако, «Розенталь» выбрав курс на консолидацию, не только сам удержался «на плаву», но и позволил сохранить под своим началом такие известные немецкие фабрики фарфора, как «Хутченройтер» и «Арцберг». С 1992 года компания сотрудничает с миланским Домом моды «Версаче», выпуская коллекции с декорами фешн-бренда.
Фабрика Генриха Винтерлинга
В 1906 году в баварском городе Рёслау открылось ещё одно семейное фарфоровое предприятие – Генриха и Фердинанда Винтерлингов. И почти сразу же приобрело популярность в средней ценовой категории. Визитной карточкой фабрики стали добротные сервизы в стиле барокко с цветочным и луковым узором. Производство оказалось коммерчески выгодным, поэтому братья начали расширять его, поглощая всё новые небольшие заводы в Баварии, соседней Тюрингии и даже Чехии.
Коллекционный интерес представляет сувенирная продукция для замка Халлерштайн в Шварценбах-ан-дер-Заале, который ежегодно посещают сотни туристов. Она выпускалась местным филиалом фабрики Винтерлингов – бывшим заводом Оскара Шаллера. В ассортимент входил и прототип культового сервиза «Мадонна» с характерными расписными виньетками, позолотой и люстровым покрытием. Однако среди его сюжетов преобладала античная, а не библейская тематика.
В 1992 году концерн Winterling PORZELLAN-AG, вошёл в четвёрку самых крупных фарфоровых производителей Германии. Но уже через семь лет обанкротился, сохранившись только как бренд. Сегодня он включён в состав своего бывшего филиала Eschenbach Porzellan – Neue Porzellanfabrik Triptis GmbH, в Тюрингии.
«Томас порцелайн»
В каталогах немецкого фарфора продукцию фабрики «Томас» можно встретить только в «дуэте» с другими, более известными торговыми марками: «Энс» и «Розенталь». Практически с момента своего основания Фрицем Томасом в 1903 году, предприятие не принадлежало одному владельцу. В 1907 году его окончательно выкупила компания «Розенталь», сохранив бренд и художественную индивидуальность. Фабрика, заложенная в городке Марктредвице (Бавария), дважды меняла расположение, однако, в конце концов, вернулась на прежнее место.
Бренд Thomas существует до настоящего времени, как отдельная линейка продукции концерна Rosenthal AG. Его сервизы отличаются стильным современным дизайном минималистского направления. Однако для коллекционеров намного больший интерес представляют изделия, выпущенные до 1908 года, в «соавторстве» с мануфактурой Карла Энса. Цветовая гамма и стиль росписи этого периода напоминают лучшие образцы французского Лиможа.
Список наиболее известных предприятий
Европейский фарфоровый рынок XX века определялся, преимущественно, немецкими производителями. Расцвет большинства из них пришёлся на послевоенный период и продлился до 1970-х годов. Почему ещё вчера успешные и востребованные предприятия почти одновременно потеряли конкурентоспособность? Ответ следует искать в глобализации рынка, открывшей путь на запад недорогому и массовому китайскому ширпотребу. Если в начале XVIII века фарфор из Поднебесной способствовал зарождению и развитию европейской элитной керамики, то три столетия спустя, он практически погубил её.
Подход к производству изменился: нужна была масштабность выпусков, простота форм и декора, сведение к минимуму ручного труда. Засилье предприятий, выпускающих похожую, пусть и качественную продукцию, не оправдывало себя. На рынке удержался только элитный фарфор, недосягаемый для массовых производителей. Зато фабрики, оставшиеся в прошлом, ещё долго будут радовать артефактами коллекционеров антиквариата.
Лучше покупать старинный немецкий фарфор следующих марок:
Есть и менее крупные производители, отличавшиеся высоким художественным уровнем продукции:
Клейма
Клейма немецкого фарфора позволяют легко производить атрибуцию. Помимо заводской маркировки, на продукцию могут наноситься: товарные знаки дистрибьюторов или продавцов, указания на принадлежность какому-либо лицу или компании (например, гостиничной сети, сервисам аэрофлота, членам монархической семьи и так далее), а также личная подпись художника, которая обычно делается красной или золотой краской. В отдельных случаях обозначается дизайнер, разработавший модель, номер формы и название декора, сортность. Для фарфора, предназначенного на экспорт, с 1887 года предусмотрена дополнительная маркировка: «Германия».
Венгерский и чешский фарфор: фабрики, изделия, клейма
Она не сыграла большой роли в развитии фарфоровой промышленности Венгрии. Ее значение заключается в том, что это было первое венгерское предприятие, начавшее производство фарфора — на девять лет раньше фабрики в Херенде.
Основание фабрики — 1839 год.
Зарождение фарфоровой промышленности в Венгрии (без учета фабрики в Регече) датируется 1839 годом, когда начала работать фарфоровая фабрика в Херенде, основанная Морицем (Мором) Фишером (1804—1884). Фишер изучал производство керамики в Праге, где тогда изготовляли только фаянс, поэтому он не разбирался в производстве фарфора. Лишь самостоятельно экспериментируя на купленной им фаянсовой мастерской в Папе, он освоил тонкости фарфорового производства.
Фабрику в Херенде Фишер создал буквально с нуля. В его распоряжении были лишь такие специалисты, как местные гончары, которые никогда не занимались производством фарфора. Но энергия Фишера быстро преодолела организационные трудности, и уже через год фабрика не только просто заработала, но и стала выдавать продукцию приличного качества. 1842 год принес фабрике первый успех: на выставке художественных промыслов в Будапеште херендовский фарфор получил бронзовую медаль. Развитию фабрики не помешал даже пожар, который в 1843 году уничтожил часть помещений (это событие было изображено на миниатюре на нарядной тарелке, хранящейся сейчас в собрании местного музея). Важным фактом в карьере Фишера было поручение от княгини Эстергази дополнить старые мейсенские сервизы, которые стали некомплектными после многолетнего использования. Это дало ему возможность познакомиться с произведениями XVIII века и | еще более старыми китайскими изделиями из коллекции Эстергази. После долгого изучения и проб Фишер изготовил изделия, совершенно не отличимые от оригинальных. После этого он прославился как непревзойденный специалист по реставрации фарфора и стал получать много заказов от разных мануфактур. Тогда деятельность Фишера пошла по двум направлениям. Кроме серийных выпусков в стиле современной моды, он имитировал изделия таких старых мануфактур, как Мейсен, Севр, Вена и Капо ди Монте. Но особенно нравились ему классические китайские изделия. Херенд ская фабрика выставляла свои изделия на всех больших всемирных выставках, и всегда они отмечались наградами; они вошли в моду, их покупали европейские монархи. В Херенде был сделан специальный сервиз для английской королевы Виктории, а по заказу туринского двора были воссозданы недостающие части китайского сервиза, насчитывающего несколько сотен лет. Австрийский император Франц- Иосиф I дарил изделия из Херенда европейским монархам — царю Александру II, итальянскому королю Эммануилу и герцогу Уэльскому, который позже стал английским королем Эдуардом VII. За успех на всемирной выставке 1865 года Фишер получил дворянское звание и фамилию Фаркашази. В конце жизни Мориц Фаркашази-Фишер передал управление фабрикой сыновьям, которые, однако, не могли сравниться мастерством со своим отцом.
В 1923 году фабрика стала акционерной компанией, а после Второй мировой войны (в 1948 г.) перешла к государству. Позднюю продукцию фабрики можно разделить на три основные группы. В первую входят изделия в стиле знаменитых европейских фабрик. Однако это не простая имитация, а свободная переработка характерных для них стилей. Вторая группа — это «китайские» изделия. Тут также проявляется мастерское понимание специфики оригинальных китайских предметов разных эпох. Третий вид продукции использует мотивы венгерской народной росписи, перенесенные на современные формы.
Фабрика в Херенде также известна производством фигур, созданных художниками-скульпторами, — венгерских гусар, девушек, птиц. Фабрика хранит старые традиции производства. Большинство процессов моделирования и росписи по-прежнему выполняются вручную, поэтому изделия с клеймом Херенда относятся к мировому классу художественного фарфора.
Основание фабрики — 1862 год.
Производство фарфора — с 1868 года.
Около 1862 года Игнаци Шольнаи основал в городе Печ фаянсовую фабрику, но вначале ее дела шли довольно плохо. От полного банкротства фабрику спасла передача ее в 1865 году в руки брата основателя, Вильгельма Шольнаи. С этого времени началось быстрое развитие предприятия, изделия которого скоро заинтересовали покупателей. С 1868 года на фабрике Шольнаи началось производство фарфора. Кроме предметов повседневного пользования, в Пече выпускали и крупные декоративные изделия — вазы, кувшины и высокие бутыли, по форме напоминающие керамику Ближнего Востока. Такими же оригинальными, как форма изделий, были их роспись и глазурь. В восьмидесятых годах XIX века на фабрике Шольнаи наряду с другими художниками работали поляки Юлия и Тадеуш Сикорские, изделия которых маркировались монограммами «J.S.» и «Т.8.». Из других художников выделялся необыкновенно плодовитый Йозеф Ковач.
Оригинальным изобретением фабрики Печ были люстровые глазури с металлическим блеском, получившие название «Еосин». Их выпускали на рубеже XIX—XX веков, когда фабрикой управлял Николай Шольнаи, сын Вильгельма. Изделия Печа, экспонированные на всемирной выставке 1900 года в Париже, принесли фабрике популярность. Она выросла в крупное промышленное предприятие. Однако массовый характер производства не привел к снижению качества продукции. Фарфор из Печа, как утилитарный, так и декоративный, отличается высоким уровнем исполнения. Сейчас, будучи государственным предприятием, фабрика является самым большим производителем столового фарфора в Венгрии.
Со второй половины XVIII века в местечке Тата существовала фабрика фаянса. Во второй половине XIX века Дезидерий Фишер (сын Морица Фишера) создал при этой фабрике мастерскую по росписи фарфора. Из мануфактуры в Херенде и с других небольших фабрик, которые сейчас трудно установить, сюда привозили «белье» — нерасписанные фарфоровые изделия. Их расписывали в стиле, принятом в Херенде, и рядом с фабричными клеймами Херенда ставили инициалы «DF» (Дезидерий Фишер) и «Т» (Тата). Мастерская существовала с восьмидесятых годов XIX века.
Во второй половине XIX века в местности Колошвар существовала мастерская по росписи фарфора, основанная Вильгельмом Фишером. Так же, как и в мастерской в Тате, здесь расписывали «белье» из Херенда — обычно в китайском и народном венгерском стиле, по образцу росписи фарфора в Херенде. Часто на изделиях рядом с фабричной маркой ставилась подпись или инициалы расписывавших их художников, таких как Янош Франкин, Вильгельм Фишер и Янош Сештак, а также название «Колошвар».
Точная дата закрытия мастерской не установлена, предполагается, что она приходится на конец XIX века
Производство фарфора — с 1852 года.
С 1852 года и вплоть до Второй мировой войны в Будапеште существовала фабрика фарфора, основанная Теодором Хютлом. Она выпускала чайные сервизы по специальным заказам, в том числе для императорского двора в Вене. Она всегда находилась во владении семьи Хютлов, и ее изделия маркировались фамилиями владельцев.
Вторую будапештскую фабрику создал в 1866 году Игнатий Фишер. Она стала успешной и знаменитой после 1890 года, когда ею стал управлять Эмиль Фишер, сын основателя и внук знаменитого Морица Фишера из Херенда. Здесь делали фарфор только до 1918 года. Кроме столовых сервизов, фабрика выпускала также вазы, бонбоньерки и расписанные вручную декоративные тарелки.
В 1923 году в Будапеште появилась фабрика керамической глины, фаянса и фарфора «Будапешт—Гранит», которая до сих пор выпускает посуду и сервизы с росписью, продолжающей богатые традиции народного венгерского искусства.
Развитие фарфорового производства в Чехии связано с открытием на ее территории на рубеже XVIII—XIX веков значительных залежей высококачественной каолиновой глины. Чехия тогда входила в состав австрийской империи, где доминирующее положение в отрасли занимала венская императорская мануфактура. Власти не были заинтересованы в организации новых фабрик, опасаясь конкуренции для императорской фабрики. Такая ситуа ция затрудняла развитие экономически отсталых чешских земель. Местным предпринимателям приходилось идти на хитрость: сначала создавались фабрики по производству фаянса, ограничений на который не было, и спустя несколько лет на них начинали изготавливать фарфор. При организации фарфорового производства фабриканты старались не прибегать к помощи венских специалистов, а приглашали вместо них мастеров из Тюрингии, изредка из Саксонии. Созданные таким образом фабрики продемонстрировали свою жизнеспособность, почти все они сохранились и действуют до наших дней, а число ликвидированных за сто лет совсем невелико. После создания независимого чехословацкого государства в 1918 году в Карловых Варах была учреждена акционерная компания под названием EPI AG (Первая чешская акционерная компания фарфоровых фабрик), в состав которой вошло значительное количество индивидуальных фабрик фарфора. После Второй мировой войны чешские фарфоровые фабрики стали государственными, и многие отдельные производства были объединены в более крупные предприятия. Таким образом, в стране появилось шесть крупных фабрик фарфора по производству столовой посуды и одна по выпуску технического фарфора. При описании конкретных фабрик возникает определенная сложность, связанная с неоднократным переименованием чешских местностей по причине исторических изменений. Но поскольку почти все эти фабрики за более чем столетний период своего существования ставили немецкие названия в своих клеймах, то в скобках рядом с современными чешскими названиями будут указываться и немецкие. Изделия чешских фабрик маркировались первыми буквами названий местности или фамилиями — либо инициалами — владельцев фабрик. Иногда добавлялась надпись «Австрия», а после 1918 года — надпись «Сделано в Чехословакии» и аббревиатура «EPIAG». После 1938 года к клеймам добавлялось слово «Германия». После 1945 года, когда все керамические фабрики перешли к государству, маркировка ограничивалась использованием нескольких старых клейм известных фабрик.
СЛАВКОВ (ранее ШЛАГГЕНВАЛЬД)
Основание фабрики — 1792 год.
Самая первая попытка получить фарфор на чешских землях состоялась около 1789 года по инициативе Юста, гончара из Рабенсгрюна близ Славкова. Несмотря на обнадеживающие результаты, опыты были прекращены в 1793 году. Первую постоянно действующую чешскую фабрику создал в 1792 году житель Славкова Паулюс при помощи специалиста из Тюрингии Роймана. После годичной подготовки фабрика в 1793 году начала стабильный выпуск столового фарфора. С самого начала ее изделия маркировались.
В 1800 году Паулюс продал свою фабрику Луизе Грайнер из известной семьи тюрингских художников-керамистов, после чего фабрика перешла к ее зятю врачу Липперту (1771—1843). Липперт пригласил к себе в компаньоны Вацлава Хааса, и после этого началось быстрое развитие слав- ковской фабрики. После смерти Хааса в 1830 году в делах компании стал участвовать его сын Август, который сотрудничал с Липпертом до самой его смерти в 1843 году. В 1843—1847 годах компаньоном Хааса был Мелинг, а с 1847 по 1864 год Август Хаас был единственным владель цем фабрики. В 1867 году он передал фабрику своему сыну, Георгу Хаасу, и Яну Чижику. Фабрика благополучно просуществовала до самого перехода под управление государства Поскольку изделия Славкова всегда маркировались фамилиями или монограммами, для определения времени производства конкретного изделия важно знать историю переходов фабрики к разным владельцам. В 1872 году компания приобрела фабрику фарфора в Нижнем Ходове. Славков- ская фабрика входит в число лучших фарфоровых фабрик Чехии. В первый период ее работы (до тридцатых годов) там выпускали главным образом кофейные сервизы или наборы на одну персону (солитеры) в стиле ампир. Изделия были богато украшены росписью. Часто их украшали миниатюры с видами чешских местностей, фигуры святых, мифологические сцены и цветы. По примеру фабрики, находившейся в Локете, в Славкове в 1835 году начали делать фарфоровые фигурки, чернильницы, флаконы, оправы для часов и мелкую галантерею. Несколько позже, в 1836—1840 годах, фабрика выпустила на рынок серию больших декоративных ваз в виде амфор с интересной росписью. После смерти Липперта фабрика перешла на промышленное производство и продолжала выпускать столовый фарфор высокого качества В социалистический период фабрика была государственным предприятием.
СТАРААРОЛЕ (ранее АЛТРОЛАУ)
Основание фабрики —1814 год.
Производство фарфора — с 1838 года.
В Стара Роле, близ Карловых Вар, с 1814 года существовала фаянсовая фабрика, на которой с 1838 года стали производить фарфоровые изделия. Это была повседневная посуда со скромной, но красивой росписью. С шестидесятых годов XIX века фабрика перешла на серийное производство столовой посуды высокого качества; в первые годы своей деятельности она выпускала также и фарфоровые фигурки. В 1838—1884 годах фабрика принадлежала Августу Новотному, а с 1884-го — Морицу Здекауэру. После перехода фабрики государству в 1945 году на изделиях стали ставить надпись «Богемия». В Старой Роле находилось еще пять других фабрик фарфора: Ф. Манко, работавшая в XIX веке и выпускавшая фарфор повседневного использования, фабрика «Виктория», основанная в 1883 году и специализировавшаяся на выпуске фарфоровой галантереи и сувениров, фабрика Оскара Эдгара Гутерза, основанная в 1899 году и выпускавшая столовые и кофейные сервизы, фабрика «Шнайдер и К°», основанная в 1904 году и производившая фарфор повседневного использования, и фабрика Фрица Вай- дермана, основанная в 1921 году и также выпускавшая повседневный фарфор.
РЫБАРЕ (ранее ФИШЕРН)
Основание фабрики— 1848 год.
В Рыбарах под Карловыми Варами в 1848 году Карл Кноль создал фарфоровую фабрику, которая потом выросла в большое промышленное предприятие. Кроме столового фарфора высокого качества, фабрика Кноля выпускала также разные изделия по специальным заказам. Фабрика существует и сейчас и относится к крупнейшим фарфоровым фабрикам Чехии.
ДОУБИ (ранее ЭЙХВАЛЬД)
Производство фарфора — с 1849 года.
В Доуби было несколько фабрик, выпускающих фарфор. Самая первая из них была основана в 1849 году Мелингом. Она выпускала искусно расписанный столовый фарфор и фигурки. В 1871 году возникла фабрика «Блох и К°», производившая роскошные фарфоровые изделия. На этой фабрике на изделиях иногда ставили надпись «Мейсен» или клейма, почти идентичные венским. В Доу- би существовала еще одна, третья по счету, фарфоровая фабрика «Д-р Видер и К°».
КЛАШТЕРЕЦ (ранее КЛЕСТЕРЛЕ)
Производство фарфора — с 1794 года.
Инициатором создания хронологически второй чешской фабрики фарфора был Тун, который в течение нескольких лет строил ее с помощью немецких мастеров в своих владениях в местности Клаштерец. Первые попытки производства увенчались успехом, и с 1794 года началось производство фарфоровых чашек, тарелок, кувшинов, молочников и сахарниц. Первые изделия были не очень качественными: стенки посуды были толстыми, а глазурь нечистой. Декор посуды ограничивался каймой по краям и скромными букетами цветов. В последующие годы ассортимент изделий значительно расширился. Кроме кофейных сервизов, стали выпускаться обеденные сервизы, кув шины для пива и вина, вазы, флаконы и туалетные приборы. В этот период изделия уже были тщательно расписаны и украшены позолотой. Популярными темами росписи были охотничьи сцены, рыцарские турниры, аллегорические фигуры и сцены. В Клаштерце любили придавать обыденной посуде интересные пластические формы: чернильница, например, выполнялась в виде дельфина, косметический флакон — в форме девушки, а баночка для крема — в форме птички. Очень большим был ассортимент декоративных фигурок — и раскрашенных, и глазурованных, иногда бисквитных. В своих клеймах фабрика ставила букву «К» в разных композициях — от названия местности Клаштерец.
КИСИБЛ (ранее ГИШЮБЕЛ)
Основание фабрики — 1803 год.
В том же 1803 году, когда начала действовать фабрика в Бржезовой, в местечке Кисибл под Карловыми Варами, Кристиан Ноне в партнерстве с К. Роше основал фабрику фарфора. В 1815—1846 годах фабрика принадлежала Бенедикту Кнауте и компании, с 1847 по 1902-й — семье Ной- бергов, а с 1902 года ее владельцем был Шульдес. Под его управлением фабрика дожила до передачи ее государству, и в социалистический период она действовала как государственное предприятие. В Кисибле выпускали роскошные кофейные сервизы и наборы на одну персону. Расцветом фабрики считается период с 1812 по 1835 год. Тогда в Кисибле работал талантливый художник Мюллер, автор многочисленных миниатюр на мифологические темы, которыми он расписывал чашки. В Кисибле делали также и фигурки.
ДАЛОВИЦЕ (ранее ДАЛЬВИЦ)
Основание фабрики — 1805 год.
Производство фарфора — с 1851 года.
Фабрика фаянса, существовавшая в Даловицах близ Карловых Вар, начала в 1831 году выпуск столового фарфора, а с 1850-го — также и фарфоровых фигурок. Владельцами фабрики были поочередно следующие лица: с 1831 по 1850 год — В. Лоренц, с 1850 по примерно 1875-й — Ф. Фишер и Ф. Урфус, с 1875 по 1889-й — Ф. Урфус, а после него — Р. Риделыптайн. В 1889 году фабрику купила компания «Шпрингер и К°» из Локета. В межвоенные годы фабрики в Даловицах и Локете вошли в компанию EPIAG.
Производство фарфора — с 1831 года.
В 1825 году Франц Ланге основал в Будове небольшую фабрику фаянса, которая с 1831 года начала выпускать столовый фарфор. Фабрика впоследствии перешла к его сыну Антонию Ланге. Она просуществовала до 1880 года. В 1914-м в Будове появилась еще одна фабрика столового фарфора, построенная братьями Шпитцль. Она также не дожила до нашего времени.
Основание фабрики —1791 год.
Производство фарфора — 1837 год.
Ликвидация фабрики —1910 год.
В столице Чехии Праге собственное фарфоровое производство появилось довольно поздно. Правда, еще с 1791 года там действовала фабрика фаянса, но она перешла на производство фарфора только в 1837 году. Фарфор выпускала фирма «К.Л. Кригель и К°». Эта фабрика прославилась не своим столовым фарфором, хотя он был высокого качества, а в первую очередь фарфоровыми фигурками. Особенно красивыми были выполненные по моделям Арноста Попа, который с 1845 года был главным художником-модельером пражской фабрики. Фабрика была закрыта в 1910 году.
ЖДАНОВ (ранее ТАН НАВА)
Производство фарфора — с 1832 года.
Ликвидация фабрики — 1880 год.
В Жданове с 1813 года действовала небольшая фабрика фаянса, основанная Ф. Майером. В 1832 году она перешла на производство фарфора. Фабрика была ликвидирована в 1880 году.
ДОЛЬНИ ХОДОВ (ранее ХОДАУ)
Основание фабрики —1811 год.
Начало производства фарфора — около 1835 года.
Так же как и на многих других фабриках, на фабрике, основанной в 1811 году в Дольнем (Нижнем) Ходове, недалеко от Карловых Вар, до производства фарфора в течение многих лет занимались фаянсом. Только в 1835 году там приступили к выпуску фарфора. Впоследствии производство постоянно увеличивалось, а ассортимент изделий расширялся. Кроме богато украшенных наборов для кофе, корзинок и тарелок для печенья, чернильниц и фигурок, иногда карикатурных, фабрика выпустила серию бисквитных бюстов знаменитых людей того времени. В 1835—1845 годах фабрика принадлежала Хюттнеру и Дитлу, после чего (в 1845—1872 гг.) ее хозяевами были М.П. Портхайм и сыновья. В 1872 году фабрику купили владельцы славков- ской фабрики Хаас и Чижик. На изделиях из Дольни Ходова после этого ставились их фамилии или монограммы с добавлением «Chodau» или только буква «С».
ЛОКЕТ (ранее ЭЛЬБОГЕН)
Производство фарфора — с 1817 года.
Наличие в окрестностях Карловых Вар богатых залежей каолина, главного сырья для производства фарфора, объясняет тот факт, что именно в этом районе сосредоточено большинство чешских фабрик фарфора. Это же соображение побудило братьев Рудольфа и Евгения Хай- дингеров основать в 1815 году в местечке Локет, неподалеку от Карловых Вар, фабрику фаянса, которая с 1817 года перешла на выпуск фарфора. Хайдингеры сумели оснастить свою фабрику оборудованием, полученным с крупнейших европейских фабрик. Период их управления, длившийся почти шестьдесят лет, отличается разнообразием изделий, не встречавшимся ни на какой другой чешской фабрике. Там выпускались столовые и кофейные сервизы, вазы, чернильницы, аптекарские сосуды, туалетные наборы, мелкая галантерея и фигурки. Декор изделий также отличался большим разнообразием. Кроме многих других видов декора, в Локете использовались китайские мотивы, которые встречались в мейсенских работах Герольда. В 1873 году на фабрике сменился владелец, и она стала называться «Шпрингер и К°». В 1889-м эта компания купила фабрику в Даловицах, а после 1918 года она вошла в акционерное общество EPIAG. Кроме фабрики Хайдингеров, в Локете существовали и другие фабрики фарфора: Дотла — основанная в 1897 году и выпускавшая столовый фарфор; Кретчмана — выпускавшая памятные и сувенирные предметы; Перша — основанная в 1902 году как филиал фарфоровой фабрики, существовавшей в 1902 году в Хегевальде, около Фридлау- та, и выпускавшей столовый фарфор.
БРЖЕЗОВА (ранее ПИРКЕНХАММЕР)
Основание фабрики — 1803 год.
В местечке Бржезова, около Карловых Вар, саксонец Хекке основал в 1803 году небольшую фабрику фарфора, которую он в 1811 году продал Фишеру и Райхенбаху. В 1824 году, после смерти Фишера, в партнерство вошел его сын Кристиан, который в 1846-м стал единоличным владельцем фирмы. В 1853-м фабрика вновь стала акционерной компанией «К. Фишер и Л. Миг», и эта фирма просуществовала до присоединения к акционерному обществу EPIAG. Позже фабрика в Бржезовой продолжала работать как государственное предприятие Карловых Вар. Производство в Бржезовой достигло наивысшего уровня в 1830—1855 годах. Тогда на фабрике работаЛо более ста человек, и ее изделия отличались высоким художественным уровнем. Особенно красивыми были чашки в стиле ампир (этот стиль сохранялся на фабрике до 1850 г.) с миниатюрами, изображающими женские фигуры, такими, как девушка с птичкой или Венера с Амуром, а также идиллические жанровые сцены. Из работавших там художников выделялся А. Корб — с 1840 до 1858 год. Интересными были также фигурки, из которых наиболее любопытны типы революционеров 1848 года и восточные одалиски. Позже, под конец XIX века, художественные достоинства изделий были уже не такими высокими, но они продолжали пользоваться большим спросом.
ТЕПЛИЦЕ-ТРНОВАНЫ (ранее ТУРН У ТЕПЛИЦА)
Основание фабрики «Амфора» — 1892 год.
Основание фабрики «Фарфоровая фабрика Александра»— 1894 год.
В 1892 году здесь появилась фарфоровая фабрика Рисс- нера и Кесселя «Амфора», выпускавшая декоративные фигурки. Второй фабрикой, действовавшей в Теплицах, была фабрика «Александра», основанная в 1894 году Эрнстом Валиссом. Она вырабатывала столовые сервизы и предметы роскоши. Эти фабрики в социалистический период стали государственными.
Основание фабрики — 1896 год.
С 1896 года в местечке Мост работала фабрика по выпуску фарфоровых и фаянсовых изделий, основанная Карлом Шпитцем Она существует и сейчас и производит потребительские товары.