райана мерфи американская история ужасов
Райан Мёрфи | Ryan Murphy | Сериалы
Маэстро Райан Мёрфи — один из самых влиятельных кинематографистов Голливуда. Его сериалы известны по всему миру и выступают в качестве примера для подражания многих юных сценаристов и режиссеров.
Показать полностью.
Грамотная проработка сценария, великолепная съемочная группа, талантливый актерский состав, кочующий из сериала в сериал, и чуткое наставничество Райана Мёрфи подарили нам проекты, которые в будущем достойны войти в историю кинематографического искусства.
Эта группа для тебя, дорогой подписчик, если ты любишь один из нижеприведенных проектов маэстро или же хочешь их посмотреть:
— «Части Тела» (2003-2010)
— «Хор» (2009-2015)
— «Американская История Ужасов» (2011-н.в.)
— «Королевы крика» (2015-2016)
— «Американская История Преступлений» (2016-н.в.)
— «Вражда» (2017)
— «9-1-1» (2018-н.в.)
— «Поза» (2018-2021)
— «Политик» (2019-н.в.)
— «9-1-1: Одинокая Звезда» (2020-н.в.)
— «Голливуд»(2020)
— «Рэтчед» (2020-н.в.)
Обращаем внимание, что это далеко не весь список фильмов и сериалов Райана Мерфи. Здесь отражены лишь основные и самые известные вехи его творчества.
Мы — первая и единственная группа Вконтакте, которая решилась на столь отчаянный эксперимент: освещать все проекты маэстро в одном месте.
Феномен «Американской истории ужасов»: как Райан Мерфи изобрел рецепт идеального телехоррора
15 июля выходит спин-офф сериала «Американские истории ужасов», а 25 августа стартует десятый сезон шоу. Time Out разобрался, почему самый долгоиграющий проект Райана Мерфи стал и до сих пор остается успешным.
Родителям «Американской истории ужасов» Райану Мерфи и Брэду Фэлчаку удалось создать отличный тандем еще задолго до начала работы над антологией. Вместе они трудились над ироничными «Частями тела» и культовым «Хором» и задумывались создать что-то принципиально отличное от уже существующих проектов и непременно связанное с их любимым жанром ужасов.
«Мы хотели, чтобы люди были немного вне равновесия после просмотра», — сказал Райан Мерфи, а после они с Фэлчаком выпустили пилотный эпизод о семье Хармонов, переезжающих в недорогой дом в Лос-Анджелесе.
Как положено в хоррорах, дом не является крепостью для новых хозяев: раньше под его крышей творились жуткие вещи, а сейчас здание населяют призраки и другие пугающие существа. Пилот приглянулся руководителям телеканала FX, поэтому Мерфи и Фэлчак спокойно досняли сезон и решили снять новый, уже с совершенной другой историей.
Новый сезон — новая история
Другое время, новые герои, свежая история — не столь популярный до «Американской истории» формат сериала-антологии в руках Мерфи и Фэлчака заиграл новыми красками. В каждом сезоне шоураннеры позволяли себе заигрывать с клишированными образами из фильмов ужасов — дом-убийца, психбольница, ковен, цирк, отель, детский лагерь, секты — и наполняли сериал отсылками и аллюзиями к известным представителям жанра.
За девять сезонов шоу успело процитировать такие работы американской хоррор-классики, как «Хэллоуин», «Пятница 13», «Ребенок Розмари», «Сияние», «Техасская резня бензопилой», «Уродцы» и многое другое.
Зрители быстро поняли, что сериал можно добавить в свой личный топ не только за увлекательные сюжетные повороты, но и за возможность предаться ностальгии, а также загрузили его в свой плейлист для поездки на работу. Ведь, чтобы понять, о чем идет речь, не обязательно начинать смотреть «Американскую историю» с самого начала — у каждого сезона есть своя законченная линия.
Новая история — те же актеры
Если истории Мерфи и Фэлчак предпочитают менять, то актеров из сезона в сезон стараются задействовать одних и тех же. Джессика Лэнг, Лили Рэйб, Фрэнсис Конрой, Дилан Макдермотт, Эмма Робертс, Денис Э’Хэр, Таисса Фармига, Кэти Бэйтс, Финн Уиттрок, Билли Лурд появляются во многих частях шоу. Однако его настоящими долгожителями являются Сара Полсон и Эван Питерс, снявшиеся в восьми из девяти существующих сезонов. К радости поклонников, Питерс и Полсон появятся в «Двойном сеансе» и спин-оффе «Американские истории ужасов». Мерфи вообще любит давать дорогу молодым, но еще больше — возрождать забытых звезд из пепла.
Это, например, позволило Джессике Лэнг и Кэти Бейтс вновь отметиться на престижных премиях, а Маколею Калкину — вновь показать себя, ведь актер появится в десятом сезоне сериала.
Остановите Райана Мерфи. Почему «Американские истории ужасов» оказались полным провалом
Разбираем новый хоррор-сериал прославленного шоураннера
«Американская история ужасов» — самый долгоиграющий сериал Райана Мерфи. Он стартовал в 2011 году и не завершился до сих пор. В августе выйдет уже 10 (!) сезон, подробности держат в строгой тайне. Но и это не все. В июле Мерфи вместе с постоянным соавтором Брэдом Фалчуком запустил отдельное ответвление сериала — оно называется «АмериканскИЕ исторИИ ужасов». «Люмос» рассказывает, почему спин-офф получился на несколько голов ниже оригинала.
Райан Мерфи — безусловно один из главных сценаристов, продюсеров и режиссеров современности. Его стоит благодарить за десятки популярных сериалов — «Части тела», «Хор», «Американская история преступлений», «Поза», «Королевы крика», «Вражда», «Политик»… Но среди звездных творений Мерфи ярче других светит «Американская история ужасов» (далее в тексте — «АИУ», чтобы избежать путаницы с новым сериалом). Эта антология каждый год обыгрывает определенные жанровые клише. Новый сезон — новые персонажи: вампиры, призраки, маньяки… и поклонники Дональда Трампа.
FX Production / Hulu
Мерфи вообще устроил революцию в сериалах-антологиях — и вот почему. Этот жанр появился еще в середине ХХ века. К примеру, есть «Телевизионный театр Крафта» (1947–1958), где засветились голливудские звезды вроде Грейс Келли, Джеймса Дина и Энтони Перкинса. Или «Альфред Хичкок представляет» (1959–1964), в котором режиссер «Психо» выступал в роли рассказчика. Почти все телевизионные антологии строились по одному принципу — каждая серия рассказывает новую историю.
FX Production / Hulu
А вот Райан Мерфи со своей «АИУ» расширил рамки антологии: на отдельную историю отводится не серия, а целый сезон. Сам Мерфи закрепил успех «Американской историей преступлений» (2016), а еще по его стопам пошли другие режиссеры — взять хотя бы «Настоящий детектив» (2014), «Фарго» (2014) и «Террор» (2018). Поэтому новый сериал Мерфи кажется шагом назад — драматургия «Американских историй ужасов» строится так же, как и во времена теле-Хичкока.
Забавно, что с самого начала «Американские истории ужасов» не выдерживают заявленный формат. Сериал стартовал со сдвоенного эпизода, который все-таки объединен общим сюжетом! Но проблема в другом: сериал не может предложить зрителю ничего нового.
FX Production / Hulu
Например, серия «Латексная женщина» знакомит нас со старшеклассницей Скарлетт (Сьерра Маккормик), которая вместе со своими отцами Троем (Гэвин Крил) и Майклом (Мэтт Бомер) переезжает в населенный десятками призраков Дом-убийцу. Проклятая жилплощадь была местом действия первого сезона «АИУ», и одно только возвращение туда ясно дает понять — Мерфи и его соавтор Фалчук вновь будут играть на знакомых нотах. К тому же Дом-убийцу мы видели совсем недавно — в восьмом сезоне «АИУ», где герои путешествовали назад во времени.
FX Production / Hulu
Скарлетт мучается чувством стыда из-за собственных сексуальных предпочтений, влюбляется в призрака (Кайя Гербер), натягивает демонический латексный костюм, совершает убийства… Начало «Американских историй ужасов» выглядит как нелепый музыкальный сборник «Best of…». И ничего нового фанаты из него не получат.
Сомнительное заигрывание с фанатами
Поп-культура XXI века часто грешит тем, что принято называть фан-сервисом. Иначе говоря, создатели фильмов/сериалов/комиксов не изобретают ничего нового, а радуют постоянную аудиторию задействованием любимых персонажей, мест или тем, даже если это не вполне уместно (яркий пример — новая трилогия «Звездных войн», которая во многом копирует фишки оригинальных фильмов). Но даже здесь «Американские истории ужасов» на удивление непоследовательны.
FX Production / Hulu
Райан Мерфи возвращает знаменитую локацию из «АИУ» — это все тот же Дом-убийца, — но никого из прежних обитателей-призраков мы не встретим. Футболку Тейта (Эван Питерс) со знаменитым принтом «Normal people scares me» теперь носит другой персонаж, а звезды оригинального сериала (Таисса Фармига, Конни Бриттон, Джессика Лэнг, Дилан Макдермотт, тот же Питерс) не появляются в кадре ни на секунду! Фанаты явно останутся раздосадованными — из ключевых персонажей здесь вспоминают лишь психоаналитика Бена (без упоминания имени), а камео есть у пары старых героев третьего-четвертого плана. Зато здесь есть та самая мелодия Бернарда Херрмана со свистом из первого сезона «АИУ». Но и тут Мерфи не вполне контролирует ситуацию — за две серии мы услышим ее больше десятка раз.
FX Production / Hulu
Начало «Американских историй ужасов» разочаровывает сразу по всем фронтам: шоу получилось недостаточно оригинальным для тех фанатов, которые открыты всему новому, и не очень-то ностальгическим для тех, кто до сих пор пересматривает старые серии. Делаем ставки: этот сериал Мерфи точно не продержится в эфире десяти лет. Да что там — вряд ли доживет до второго сезона.
Автор «Американской истории ужасов» Райан Мёрфи снимет еще две антологии
Вновь настала пора процитировать хрестоматийное «Остапа несло»: Райан Мёрфи спродюсирует еще два новых проекта в формате антологий, как он любит.
Но сначала напомним:
Всего этого демиургу и каналу FX явно мало. Так что к перечисленным выше добавятся сериал-антология Райана Мёрфи «Американская история любви» (American Love Story) и сериал-антология Райана Мёрфи «Американская история спорта» (American Sports Story).
Содержимое стартовых сезонов которых уже известно, передает THR.
«Спорт» расскажет про Аарона Эрнандеса, игрока в американский футбол, одну из ярких молодых звезд НФЛ, арестованного за убийство и покончившего с собой. История там крайне мутная и очень мрачная.
Американская история зла: как Райан Мерфи снял историю медсестры из «Пролетая над гнездом кукушки»
Послевоенные США. В калифорнийское заведение для лечения душевнобольных пациентов приходит устраиваться на работу очаровательная Милдред Рэтчед — прошедшая войну молодая женщина, мечтающая работать медсестрой. Благодаря напористости это ей удается, хоть она и вызывает некоторое недовольство директора клиники, вынужденного принять ее из-за давления местного губернатора, и старшей медсестры, которая сразу затачивает зуб на новенькую выскочку. Одновременно с этим в заведение привозят Эдмунда Толлесона, молодого преступника, жестоко убившего четырех католических священников. Довольно скоро выясняется, что задержанный — брат героини. Правда, кроме нее и зрителя, об этом больше никто не знает. Рэтчед ставит целью вызволить родственника из объятий психольницы и спасти от смертной казни.
Сама идея спин-оффа о Милдред Рэтчед выглядит как попытка нового мифотворчества: персонаж эпохального романа Кена Кизи, певца эпохи битничества, свободы и высоких скоростей, она представала в качестве весьма необычного архетипа: перфекционистка-социопатка, которая искренне верит, что ее драконовские методы «воспитания» пациентов работают и делают их лучше. Развивая мысль о том, как Милдред пришла к такой жизни, Мерфи раскручивает клубок сюжетных ниток в обратном направлении, пытаясь придумать свое объяснение странному психотипу человека, который, кажется, искренне пытается сопереживать, но в итоге делает всем только хуже. И если в «Пролетая над гнездом кукушки» Рэтчед была «стервой», то здесь она, скорее, расчетливая антигероиня. За которой, разумеется, весьма интересно наблюдать.
«Сестра Рэтчед» — сериал о власти в первую очередь. В иерархической структуре психбольницы на первый план выходят карьерные амбиции, а значит, чтобы достичь своего, девушке придется шагать по головам. Это не так-то просто, когда на дворе 1940-е, расовая сегрегация работает на полную мощность, гендерные стандарты живы и процветают. Притом что большую часть персонала больницы составляют женщины, неудивительно, что в таком обществе как нечто естественное возникают однополые союзы и которые, конечно же, «лечатся» репаративной терапией с применением ванн из кипятка — цисгендерными белыми мужчинами или их прислужницами. Попавшая в клинику Рэтчед — женщина, на первый взгляд более чем сформировавшаяся (эта роль совершенно точно принесет номинацию, а то и сам «Золотой глобус» Саре Полсон), но на деле ее пробуждение только начинается. Борьба за власть и раскрывает ее «тайные» таланты к манипулированию окружающими. На наших глазах нагловатая выскочка превращается в гения обмана.
Человеческие чудовища Райана Мерфи — отдельная статья, за которую многие так любят его творчество, и сестра Рэтчед в этом бестиарии более чем любопытное дополнение. Она хитра, коварна, но в то же время мы прекрасно понимаем: ее (как и других «монстров» в Murphy’s Universe) таковой сделало токсичное общество, в котором она живет. Аккуратное, расчетливое противостояние всему персоналу больницы (и не только) выливается в интеллектуальный поединок, в котором, правда, довольно много удачных совпадений. Ну что ж, нельзя винить Мерфи за это, при всей мрачности любая из его историй — сказка с хотя бы намеком на то, что хороший конец истории (был) возможен. Так и с Рэтчед: наблюдая за ее попытками освободить брата, мы узнаем, какие именно события сформировали из нее социопатку, но в этом мире торжествует справедливость, а значит, те, кто виновен в ее психологической деформации, будут наказаны. И наказаны весьма сурово: несмотря на фирменные утонченные кэмп-интерьеры, будто шагнувшие на экран с ретрооткрыток, «Сестра Рэтчед» временами чрезвычайно жестокий сериал.
Если «Американская история ужасов» казалась вам чересчур кровавой, то новое творение Мерфи может показаться еще более радикальным. Чего только стоит весьма натуралистичная фиксация процесса лоботомии, которую директор клиники показательно проводит для своих сотрудниц (без крупных планов, зато с очень сочным звуковым сопровождением). Иногда кровь становится, как и положено барочному почерку Мерфи, очень буквальным маркером — цветокоррекция выкручивает красный и зеленый цвет на максимум, доводя картинку до эффекта итальянских джалло-хорроров, чтобы подчеркнуть экспрессию момента. Немного примитивно, зато очень эффектно, особенно в сочетании с интерьерами а-ля Уэс Андерсон, которые так красиво заливаются внутренностями виновных. Правосудие в мире чрезмерно богатых и чрезвычайно охмуренных властью людей (вроде губернатора в лице традиционно прекрасного в своей омерзительности Винсента Д’Онофрио из «Сорвиголовы»), показательно отстаивающих несуществующие права во имя престижа, достигается без компромиссов. Таким ангелом мрачного суда и предстает сестра Рэтчед. Впереди у нее абьюзивные отношения, разочарование, предательство, поиск идентичности — красивый, но жестокий мир учит скалить зубы и дергать за ниточки других людей, чтоб управлять ими, как марионетками (недаром этот образ обязательно появится в фильме).
Единственное, что можно поставить в упрек сериалу, это некоторая манипулятивность (в целом, Мерфи более чем свойственная). В шестой серии нам раскроют тайну специфической личности главной героини, а заодно и ее брата — и поверьте, для того, чтобы шокировать вас, сценаристы пойдут на самые отчаянные меры: ждите жести, трэша и легенды об Эдипе задом наперед, с инцестом, выкалыванием глаз и прочими крайностями. Если в сюжете присутствует токсичный белый мужчина (в лице киллера в исполнении Кори Столла), то он будет максимально картинным, неприятным, грубым хамлом, что любит унижать без особой мотивации. Да и в целом пока что связка между сериалом и книгой (или фильмом, где Рэтчед сыграла Луиза Флетчер) ощущается не слишком: версия Мерфи колеблется между lawful evil и chaotic good, постепенно скатываясь в последнее. Амбивалентная прелесть киношной Милдред как раз и заключалась в том, что понять до конца, что у нее на уме, не удавалось, а значит, она справедливо представала абсолютным злом. Можно понадеяться, что окончательные сцепки Мерфи проведет во втором сезоне, который уже запущен в производство.