равель композитор краткая биография
Морис Равель
Биография
Детство и юность
Музыкант родился в южном французском городке Сибуре в семье инженера путей сообщений. Отец – выходец из Швейцарии, обожал музыку, виртуозно играл на флейте и трубе. Мама по национальности басконка, верно хранила традиции этого древнего народа, живущего на границе Франции и Испании. В детстве Морис часто слышал баскскую музыку, элементы которой в будущем отразились в его творчестве.
Морис Равель в молодости
Вырос Морис Равель в Париже, куда вскоре после появления наследника перебрались родители. С семи лет мальчика обучали музыке, а в 14 подросток стал студентом столичной консерватории по классу фортепиано. Учителями юного дарования стали знаменитости того времени – музыкант и композитор Габриэль Форе, пианист Шарль Берно, которые помогли таланту Мориса раскрыться, и Андре Жедальж.
Путь к получению диплома оказался тернистым и долгим: смелые взгляды, независимость суждений и стремление демонстрировать собственный стиль в музыке руководство консерватории принимало в штыки, Равеля отчисляли на пару лет, восстанавливали, затем снова выгоняли.
Музыка
Композиция Мориса Равеля «Хабанера»Однако настоящий интерес к сочинительству проснулся после того, как Морис Равель познакомился с творчеством Эрика Сати. Родоначальник импрессионизма, «музыкальный проказник», который славился экстравагантностью и смелостью, находился в глубоком «подполье». Еще одним кумиром стал пианист Рикардо Виньес.
В первые 15 лет после получения диплома консерватории Равель много работал, создав множество композиций. Но до славы и признания в академических кругах никак не мог дотянуться. Хотя его музыка тогда уже вполне соответствовала критериям произведений искусства, но он слыл новатором, яркая музыка отличалась импрессионисткой эстетикой.
Композитор Морис Равель
А это раздражало представителей старой школы, особенно композиторов, членов жюри музыкального совета Академии искусств. Молодой человек трижды пробовал силы в состязании на вожделенную Римскую премию, однако неизменно проигрывал соперникам. Четвертая попытка изменила жизнь не только мужчины, но и привнесла новизну в музыкальный мир Парижа.
Неугодному молодому композитору отказали в участии в конкурсе, аргументируя тем, что уже не позволяет возраст. Претендовать на премию разрешалось музыкантам, не достигшим 30 лет. Но Равель еще не успел отпраздновать юбилей (оставалось несколько месяцев), поэтому посчитал отказ неправомерным.
Композиция Мориса Равеля «Игра воды»Разразился скандал, который в итоге вырос до внушительных размеров – открывались все новые и новые факты о конкурсе и противозаконных действиях членов жюри. Верхушка Академии искусств отправилась в отставку, а у руля встал Габриэль Форе.
А Морис Равель превратился в глазах парижской богемы в героя, популярность музыканта возрастала с каждым днем, в домах разгорались споры по поводу этой любопытной личности, сочинения звучали на концертах и издавались огромными тиражами. По сути, Равель стал вторым после Клода Дебюсси лидером импрессионизма.
Морис Равель в форме французской армии
Творческую биографию на время прервала Первая мировая война. Морис Равель рвался на фронт, но его браковали – из-за низкого роста. И все же музыканту удалось попасть на войну, три года служил в автомобильном дивизионе и авиационном полку.
После демобилизации композитор продолжил творческий путь, однако работал уже в несколько других жанрах. Если до войны сочинял оперы, то теперь обратился к инструментальным пьесам. Карьера получила новый виток: Морис сочинил «Гробницу Куперена» и завел знакомство с россиянином, постановщиком балетной антрепризы «Русские сезоны» Сергеем Дягилевым.
Композиция Мориса Равеля «Альборада» из цикла «Отражения»Это вылилось в интересное сотрудничество – Равель написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс». В первой постановке главная партия досталась легендарному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому.
Звезда Мориса Равеля разгоралась все ярче. Композитор отправился с гастролями по Европе, тепло встретили фанаты в Италии, Англии и Голландии. К французу обращались с заказами именитые представители музыкального мира. Так, в то время Морис написал оркестровку «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского для дирижера Сергея Кусевицкого.
Портрет Мориса Равеля
Неоценимым вкладом в мировое музыкальное искусство стало произведение для оркестра «Болеро». История создания любопытна. Идею автору подкинула балерина, чье имя гремело на весь мир – Ида Рубинштейн. Работая над партитурой, Равель писал другу, что в ней «нет формы и нет развития», переплелась классика и ритмы испанской музыки.
Впервые «Болеро» Рубинштейн поставила в 1928 году на сцене парижской Гранд-Оперы. Позднее танец стал частью репертуара Анны Павловой.
Композиция Мориса Равеля «Болеро»В последние годы жизни композитор работал мало. В 1932-м, во время европейских гастролей, которые проходили в компании с пианисткой Маргаритой Лонг, музыкант получил серьезную черепно-мозговую травму в автомобильной катастрофе. Точку в творчестве поставило произведение «Три песни», написанное для Федора Шаляпина.
Личная жизнь
Личная жизнь музыканта – тайна за семью печатями. Удивительно, но Морис никогда не имел жены и не оставил наследников. В биографии композитора не видны следы любовниц, имена возможных партнеров мужского пола тоже отсутствуют.
Смерть
В 1933 году у французского композитора диагностировали неврологическое заболевание. Врачи предполагали, что недуг – это следствие травмы, полученной в той аварии.
Могила Мориса Равеля
Спустя четыре года виртуозному музыканту сделали операцию на головном мозге. Хирургическое вмешательство оказалось роковым – Морис Равель скончался 28 декабря 1937 года. Прах музыкального новатора захоронен в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.
Интересные факты
Цитаты
«Для нас, басков, песня и танец – это то же, что хлеб и сон».
«Знаю: для современной музыки почти нет правил. Начинают без всякой надобности с того, что попадётся под руку. Похоже на изготовление дамской шляпки, хотя и менее искусно».
«Мне хотели устроить завтрак с Чарли Чаплином, но я сообразил, что это будет не слишком забавно для нас обоих. Он не знает ни слова по-французски».
«Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца. Музыка, созданная только путем приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана».
«Безумие — это повторение одного и того же действия».
Морис Равель — краткая биография
Полное имя: | Жозеф Морис Равель |
Дата рождения: | 07.03.1875 |
Место рождения: | Сибур, Франция |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Композитор, пианист, дирижер |
Дата смерти: | 28.12.1937 (62 год) |
Большинство музыковедов называют Мориса Равеля импрессионистом – как и старшего современника Клода Дебюсси, хотя сами композиторы таковыми себя не считали. Равель создал собственный стиль музыкального письма, испытав влияние творчества композиторов Э. Сати, Г. Форе, Н.А. Римского-Корсакова, М. Мусоргского и др.
Детство и юность
Дата рождения Жозефа Мориса Равеля – 7 марта 1875 г. Это событие произошло в городе Сибур на юго-западной границе Франции и Испании.
Глава семейства швейцарец Жозеф Равель, работал инженером железнодорожного транспорта, а также был техником-изобретателем: усовершенствовал двигатели, придумал аттракцион «Вихрь смерти» (прототип «Американских горок»). Ни одну из разработок он не завершил из-за аварий и поломок. Жозеф был также музыкантом-любителем: играл на рояле и флейте. Любовь к музыке он передал сыну.
Мать Мориса Мари Делюар принадлежала к древней народности басков, известных своим особым менталитетом и культурой. Элементы баскского и испанского фольклора проявились в последствии в музыке Равеля.
Когда мальчику было 4 месяца, семья переехала в Париж. У Мориса рано проявились музыкальные способности и обнаружился абсолютный слух. Однажды в гостях он заявил, что черную клавишу рояля «фа-диез» надо перекрасить в белую, т.к. звучит она как «фа». Взрослые проверили и убедились: инструмент был настроен на полтона ниже.
Жозеф Равель, Мари Делюар и маленький Морис
Профессиональное образование
В возрасте 7 лет началось музыкальное образование Равеля: с 1882 года – занятия фортепиано с пианистом Анри Гизом, а с 1887 – по гармонии с Шарлем Рене. 14-летним подростком, в 1889-м, Морис стал студентом Парижской консерватории. Как исполнитель-пианист он быстро достиг успеха под руководством педагога Шарля де Берио. А с композиторским образованием возникли проблемы: юноша увлекся новомодными течениями в искусстве и не желал следовать классическим канонам гармонии и контрапункта.
Класс фортепиано Шарля де Берио в 1895 году (Равель слева)
Скандал из-за Римской премии
Новаторские сочинения Равеля стали набирать популярность. С 1901 по 1905 гг. он подавал конкурсные заявки в номинации «композитор» на получение ежегодной Большой Римской премии, которая присуждалась деятелям искусства с 1663 г. и предоставляла возможность стажировки в Риме. Жюри конкурса состояло из приверженцев академического стиля композиции, и музыку Равеля они считали недостойной и бездарной. Морис каждый раз проигрывал конкурс.
Последняя попытка в 1905 г. привела к скандалу: Равелю было отказано в участии из-за возрастных ограничений, хотя «планки» 30-ти лет он тогда ещё не достиг. Прогрессивная общественность поднялась на защиту композитора, пресса осуждала коррупционные действия жюри конкурса, и в результате одного из его членов – директора Парижской консерватории Теодора Дюбуа – сняли с занимаемой должности.
Военная служба
Морис был патриотом своей страны, и когда начались боевые действия Первой мировой войны, не мог оставаться в стороне. Он добивался мобилизации на фронт, но безуспешно: при росте менее 160 см и малом весе врачи давали медотвод. Мужчина проявил настойчивость, и, наконец, получил направление на военную службу в качестве шофера грузовика в армейских частях и на аэродромах.
Война подорвала здоровье Равеля: за три года он перенес операцию на кишечнике, обморожение ног и контузию. В 1918 г. ему пришлось покинуть армию и вернуться в Париж. В январе 1920 г. Равеля представили к Ордену почетного легиона, но тот шокировал всех, отказавшись от награды, поскольку считал собственные военные заслуги незначительными.
Равель в форме французской армии в 1916 году
Расцвет и слава
Впечатления от ужасов войны наложили эмоциональный отпечаток на дальнейшее творчество композитора. Он покинул пустой блеск светского общества Парижа и купил загородный дом в Монфор Ламори.
Наиболее известными произведениями Равеля в послевоенный период стали:
Кроме сочинения музыки, Морис Равель вел концертную деятельность как пианист и дирижер, исполнитель собственных произведений, гастролировал в Швейцарии и Испании, в 1928 г. с успехом выступал в Канаде и США, где познакомился с Дж. Гершвином.
Последние годы
В 1932 году Морис Равель отправился в европейское турне вместе с Маргаритой Лонг – бывшей однокурсницей-пианисткой.
В том же году композитор получил травму головы в автомобильной аварии. У него начались провалы в памяти – стал забывать имена, отдельные слова, однажды придя на пляж, он вдруг понял, что разучился плавать. Творческая жизнь музыканта прекратилась.
В 1937 г. врачи диагностировали у Равеля афазию и провели экспериментальную операцию на головном мозге. Композитор очнулся после наркоза, позвал брата, но затем снова потерял сознание, а через 9 дней, 28 декабря 1937 г., умер. Его похоронили в местечке Леваллуа-Перре, недалеко от Парижа.
Морис Равель в последние годы жизни
Личная жизнь
Равель – один из самых «закрытых» композиторов: нет никаких упоминаний о его любовных увлечениях или связях. Он не вступал в брак, не имел детей, никогда ни с кем не обсуждал свою личную жизнь, избегал общения с журналистами. Слухи о нетрадиционной ориентации композитора документально не подтверждаются.
Равель был педантичен не только в творчестве, но и в быту. Маленький рост и худобу он компенсировал элегантным стилем, лоском и качеством одежды.
Творческое наследие и заслуги
В списке сочинений Равеля всего около трех десятков наименований – и это немного в сравнении с другими мастерами. Причина – в стиле работы композитора над каждым сочинением: он четко планировал форму и содержание, оттачивал детали, доделывал и переделывал окончательный результат.
При жизни заслуги Равеля недооценили на родине. Зато в других европейских странах он был удостоен почетных званий:
Биография Мориса Равеля
Жозеф Морис Равель (1875-1937) – французский дирижёр и композитор-импрессионист, считается одним из наиболее влиятельных реформаторов и деятелей в музыке ХХ века. Самое знаменитое его сочинение – «Болеро».
Детство
Морис появился на свет на юге Франции, почти у границы с Испанией, в небольшом городке Сибур (сейчас относится к департаменту Атлантических Пиренеев). Произошло это 7 марта 1875 года.
Его папа был очень талантливым инженером и изобретателем, на момент рождения сына работал инженером-путейцем. Отец даже трудился над усовершенствованием двигателя внутреннего сгорания. Несмотря на уникальные технические способности, папа был страстным любителем музыки и превосходно играл на рояле. С раннего детства любовь к музыке он прививал и маленькому сыну.
Мама принадлежала к старинному роду басков, она была удивительная рассказчица.
Вскоре после того, как родился сын, семья Равель уехала в Париж. В шестилетнем возрасте мальчику наняли преподавателя Анри Гиза, который систематически проводил занятия с Морисом и учил его играть на рояле. С 1887 года ребёнок учился ещё у одного педагога Шарля Рене, который преподавал ему азы гармонии.
В возрасте двенадцати лет Равель впервые сочинил музыкальное произведение – вариацию на тему Шумана.
Учёба
В 1889 году Морис начал обучение в Парижской консерватории по классу фортепиано. Сначала его педагогом был Ш. Антиома. Затем большую помощь молодому музыканту оказывал знаменитый французский пианист и композитор Шарль де Берио.
Композиторский талант Равеля проявлялся всё чаще, однако особенный интерес к сочинению музыкальных композиций и импровизации у него возник после того, как он познакомился с творчеством Эрика Сати. Этот композитор отличался экстравагантностью и считался «подпольным» родоначальником импрессионизма в музыке. Через много лет, несмотря на сложность личных отношений, Морис говорил о Сати как о своём «Предтече» и заявлял, что творческими успехами во многом обязан именно ему.
Также немалое влияние на Равеля оказала личное знакомство с испанским композитором и пианистом Рикардо Виньесом. После их встречи у Мориса возникла неудержимая страсть к написанию музыки.
На последнем курсе обучения он занимался в классе у крупнейшего французского педагога и композитора Габриэля Форе. Именно от учителя исходила идея для сочинения Морисом цикла музыкальных композиций на мотивы испанских мелодий:
После этого тематика Испании занимала большое место в творчестве Равеля. Окончив учебное заведение, с 1900 по 1914 годы он написал много произведений на испанские мотивы, особенной популярностью среди которых пользовались «Испанская рапсодия» (её премьера прошла с ошеломительным успехом) и юмористическая остроумная опера «Испанский час».
По классу композиции Морис обучался до 1905 года. Помимо музыки, молодой композитор много внимания уделял изучению современной и классической французской литературы. Ещё его очень интересовала живопись.
Скандал вокруг Римской премии
Среди профессиональных академических кругов творчество Мориса долгое время не признавалось. В этом нет ничего удивительного: такая участь постигала практически всех новаторов.
Три года подряд (1901, 1902, 1903) Морис принимал участие в конкурсе на знаменитую Римскую премию. И каждый раз ему приходилось довольствоваться «Малой Римской премией». В 1901 году Равеля обошёл Андре Капле. В 1902 году главная премия досталась Эме Кунцу (ученику французского профессора и композитора Шарля Леневе). В 1903 году снова подопечный Леневе Рауль Лапарра выиграл состязание у Мориса.
В 1904 году Равель пропустил конкурс, он воздержался сознательно, чтобы набраться сил для последней попытки.
1905 год был последним, когда он мог стать участником конкурса. Потому что для соискателей премии был установлен возрастной ценз в тридцать лет. Равель приблизился к этому возрасту вплотную и в будущем претендовать на премию уже не мог. С заявкой допустить его к участию он обратился к организаторам конкурса последний раз, но получил отказ. В качестве причины сослались на возрастные ограничения. На самом же деле членов жюри раздражала его «антимузыкальная и разрушительная деятельность». К тому времени его яркие сочинения, наполненные импрессионисткой эстетикой, пользовались известностью в Париже. Музыкант-новатор уже много раз исполнял свою знаменитую «Игру воды».
В музыкальном мире разразилась буря негодования, последовала волна протестов. А когда выяснилось, что все соискатели премии, допущенные к конкурсу, были подопечными Леневе, жюри обвинили в коррупции. Околомузыкальная печать объявила цинизм жюри беспрецедентным, а решение пристрастных судей позорным.
Сам Морис отнёсся к инциденту спокойно и комментариев на этот счёт не давал. Общественный резонанс был таким широким, что скандал сослужил Равелю добрую услугу, его популярность и авторитет стали резко повышаться.
Скандал провёл в творчестве Мориса строгую черту, он окончательно порвал с консерваторией. Его не допустили к конкурсу, но для всего общественного и музыкального мира он вышел победителем. Всё внимание было приковано к Равелю, его произведения исполняли на концертах и издавали нарасхват, о музыканте постоянно спорили и говорили. Так Морис стал вторым лидером в музыкальном импрессионизме и вышел на одну планку с Клодом Дебюсси.
Война
С началом Первой мировой войны Морис решил вступить в ряды действующей армии. Состояние здоровья у композитора было удовлетворительное, однако члены медицинской комиссии его забраковали и не приняли ни в один род войск. Равель был слишком маленького роста, а как следствие, из этого он не обладал достаточным для солдата весом и не подходил ни под одни армейские стандарты.
Композитор подключил все свои знакомства и связи и три месяца упорно добивался, чтобы его взяли в действующую армию. Он мечтал стать лётчиком. Осенью 1914 года его приняли добровольцем в автомобильный дивизион.
Чуть больше трёх лет он служил шофёром на грузовике и санитарной машине, сначала в сухопутных войсках, потом был переведён в авиационный полк. Служба резко подорвала его здоровье, Морис отморозил ноги, что стало причиной сильного нервного истощения. В начале 1918 года его комиссовали по причине болезни.
Послевоенное творчество
Служба в действующей армии изменила духовный мир композитора, его послевоенная музыка стала более эмоциональной. Всё меньше он сочинял оперы, всё больше создавал инструментальные пьесы. Широко известно его произведение того времени – «Гробница Куперена». Он посвятил эту фортепианную сюиту своим друзьям, погибшим на фронте.
Вскоре в Париж приехал знаменитый русский постановщик и продюсер Сергей Дягилев, он собирался ставить в столице Франции «Русские сезоны». Морис познакомился с ним. Композитор написал музыку к балету «Дафнис и Хлоя», главную партию в котором исполнял великий русский танцовщик Вацлав Нижинский.
Затем последовал балет «Вальс». После грандиозных премьер балетные произведения Мориса стали использовать как отдельные музыкальные композиции. Наступил период его расцвета и славы.
Несмотря на популярность, композитор временами находился в подавленном состоянии. После того, как в 1917 году умерла его мама, он не мог находиться в родительской квартире в Париже. К тому же стало ещё больше ухудшаться здоровье. Он много путешествовал, ездил в Испанию и Швейцарию. Потом с помощью друзей приобрёл в 50 км от Парижа домик в местечке Монфор-Ламори.
В 1920-х годах Морис начал вести активную гастрольную деятельность, с турами он съездил в Англию, Голландию и Италию. Благодарные почитатели его таланта везде оказывали Морису восторженный приём.
Русский дирижёр Кусевицкий заказал Равелю оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского. Трудясь над этим заказом, Морис одновременно продолжал работу над главным сочинением своей жизни ‒ «Болеро». Идею этого балета ему подсказала знаменитая балерина Ида Рубинштейн. В нём композитор соединил испанские ритмы с традиционной классикой. «Болеро» в свой репертуар включала великая русская балерина Анна Павлова.
В 1925 году Европа услышала его новое сочинение – оперу-балет «Дитя и чудеса (волшебство)».
В 1929 году Оксфордский университет присвоил Равелю почётное звание доктора музыки.
В 1932 году он сочинил свой знаменитый фортепианный концерт для левой руки. Об этом Мориса попросил пианист из Австрии, который во время войны лишился правой руки. В этом же году Равель совершил ещё один грандиозный европейский тур, в котором его сопровождала выдающаяся пианистка Маргарита Лонг.
Вернувшись из турне, Морис задумал новое сочинение – балет «Жанна д’Арк». Он начал над ним трудиться, но в 1933 году попал в автокатастрофу, балет так и остался неоконченным. В аварии Морис получил сильнейшую черепно-мозговую травму, которая стала причиной тяжёлого неврологического заболевания.
Уже тяжело больной Равель писал своё последнее сочинение – «Три песни Дон Кихота Дульсинее». Изначально музыка задумывалась для первого звукового фильма, но фирма, которая должна была его снимать, обанкротилась. «Три песни» Равель писал специально для русского певца Фёдора Шаляпина.
Смерть
Морис вынужденно прекратил свою музыкальную деятельность, так как у него стала прогрессировать опухоль головного мозга, нарушилась речь. Медики настаивали на операции, и Равель дал согласие. Но оперативного вмешательства Морис не выдержал. Он скончался 28 декабря 1937 года. Похоронили композитора в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.