ратная палата пушкин история

Ратная палата

В 1911 году Елена Андреевна Третьякова, вдова Сергея Михайловича Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев. Император распорядился на основе этой коллекции создать музей, для размещения которого в Царском Селе была построена «Государева Ратная палата». Здание воздвигалось на средства Е.А. Третьяковой. Значение дара замечательной собирательницы и созданного ею музея сегодня получили совершенно новое звучание.

Более двух десятилетий императорская семья жила в Александровском дворце Царского Села. Это неминуемо повышало статус небольшого городка, превращая его практически во вторую столицу государства.

Еще до начала Первой мировой войны по инициативе Государя здесь было начато широкомасштабное строительство административных и общественных зданий, храмов, казарм, составивших целый ансамбль, выдержанный в псевдорусском стиле. Этот стиль появляется на рубеже столетий как результат повышенного интереса к средневековой истории России и как попытка соединения прагматических ценностей века XX с благочестивой Святой Русью.

Частью этого комплекса и, пожалуй, главным, после соборов, духовным центром должна была стать Государева Ратная палата, заложенная в Высочайшем присутствии 3 мая 1913 года. Она была задумана как пантеон воинской славы Отечества – музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующих успехи России в войнах с неприятелем с древних времен. В августе 2014 года в здании Ратной палаты открыт первый в современной России музей, посвящённый Первой мировой войне.

В центре комплекса зданий находился внутренний двор, который предназначался для хранения военно-исторических трофеев.

С началом Первой мировой войны было принято решение разместить в Государевой Ратной палате галерею Георгиевских кавалеров и представить трофеи, привезенные с фронта. Так постепенно Ратная палата превратилась в музей Великой войны.

24 июня 1915 года в Петрограде, в манеже Адмиралтейства, была открыта выставка трофеев Первой мировой. Выставка состояла из нескольких отделов. Один из них назывался «Отдел Е.А. Третьяковой. (Собрано для Царско-Сельского музея)». Он включал более сотни наименований: произведения изобразительного искусства и документы, фотографии и предметы снаряжения германских и австрийских солдат.

В 1915 году начальник Царскосельского Дворцового правления князь М.С. Путятин согласно воле императора запросил в войсках материалы для музея. Мастера кисти создали около 500 портретов георгиевских кавалеров на холстах размерами 39×30 см по фотографиям и описаниям сослуживцев. В новый музей принимались портреты солдат и офицеров Русской императорской армии, заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный бант (с 1-й по 4-ю степень) георгиевских медалей.

Особо ценные военные трофеи доставлялись в Царское Село для представления самому императору. Многие из таких трофеев оставлялись в Царском Селе для Ратной палаты.

В феврале 1917 года было завершено возведение всего комплекса зданий и создана экспозиция. Народный Музей Великой войны 1914–1917 годов открыл свои двери для посетителей. К сожалению, его работа продолжалась недолго, и в 1918 году музей был закрыт. В годы революционных свершений некоторые экспонаты музея были вывезены из Царского Села, рассредоточены по государственным хранилищам, некоторые уничтожены.

В 2008 году здание Ратной Палаты было передано ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны.

Мы обращаемся ко всем соотечественникам, где бы они ни жили, с просьбой помочь нам в сборе экспонатов для музея. Наверное, в каждом доме есть предметы гражданского и военного быта начала XX столетия, документы, фотографии военного времени. Любой подобный предмет представляет для нас большую ценность: от спичечных коробков, пачек бинтов, значков и жетонов, до радиостанций, полевых телефонов и полевых кухонь. При желании дарителей их имена будут указаны в соответствующих разделах будущей экспозиции.

Контакты: (812) 465-54-10 (военно-исторический отдел) / ratnaya.palata@mail.ru

Источник

Ратная палата в Пушкине — Музей Первой мировой войны

Фотографии

ратная палата пушкин история. Смотреть фото ратная палата пушкин история. Смотреть картинку ратная палата пушкин история. Картинка про ратная палата пушкин история. Фото ратная палата пушкин историяратная палата пушкин история. Смотреть фото ратная палата пушкин история. Смотреть картинку ратная палата пушкин история. Картинка про ратная палата пушкин история. Фото ратная палата пушкин историяратная палата пушкин история. Смотреть фото ратная палата пушкин история. Смотреть картинку ратная палата пушкин история. Картинка про ратная палата пушкин история. Фото ратная палата пушкин история ратная палата пушкин история. Смотреть фото ратная палата пушкин история. Смотреть картинку ратная палата пушкин история. Картинка про ратная палата пушкин история. Фото ратная палата пушкин история

Государева Ратная палата — памятник архитектуры неорусского стиля и единственный в России музей, посвящённый Первой мировой войне. До этого помещения Ратной палаты были заняты реставрационными мастерскими.

В 2008 году здание передали в управление Государственному музею-заповеднику (ГМЗ) «Царское Село», расположенному в городе Пушкине, пригорода Санкт-Петербурга. В 2014 году в Ратной палате открыли музей истории Первой мировой войны.

История строительства Ратной палаты

Вдова Сергея Михайловича Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича, Елена Андреевна Третьякова в 1911 году подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также коллекцию военных трофеев.

Государь распорядился на основе такого ценного дара создать музей. Для этих целей в Царском Селе было решено построить специальное здание. Закладка Ратной палаты состоялась у северной окраины Александровского парка, рядом с Фёдоровским городком, 16 мая 1913 года в присутствии императора Николая II.

Автором проекта и строителем выступил известный русский архитектор Семён Юлианович Сидорчук. Средства на строительство пожертвовала Елена Андреевна Третьякова. Работы завершились в 1917 году.

Высокое значение дара и музея

Значение дара великой собирательницы и меценатки, а также созданного Третьяковой музея получили абсолютно новое звучание. Более 2-х десятилетий императорская семья проживала в Александровском дворце, что повышало статус Царского Села, превращая, по сути, небольшой город во вторую столицу России.

Ещё до начала Первой мировой войны, по инициативе императора, тут началось широкомасштабное строительство административных и общественных зданий, храмов, соборов и других сооружений, которые образовали целый ансамбль в псевдорусском стиле.

Этот стиль возник на рубеже веков как результат повышенного интереса к средневековой отечественной истории и в стремлении соединить прагматические ценности XX века с благочестивой Русью.

Главным, после храмов, духовным центром и частью этого комплекса должна была стать Государева Ратная палата, которая была задумана как пантеон воинской славы Отечества — музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующих военные победы России с древних времён.

Ратная палата в Первую мировую

В Государевой Ратной палате с началом Первой мировой войны было принято решение разместить галерею Георгиевских кавалеров и представить трофеи, привезённые с фронтов. Таким образом, Ратная палата превратилась в музей Первой мировой войны.

В Петрограде, в манеже Адмиралтейства, в 1915 году была открыта выставка трофеев Первой мировой, состоящая из нескольких отделов. Один из них назывался «Отдел Е. А. Третьяковой. (Собрано для Царско-Сельского музея)». В него вошли более 100 наименований — это были произведения изобразительного искусства и документы, фотографии и предметы снаряжения германских и австрийских солдат.

Согласно воле императора, начальник Царскосельского Дворцового правления князь Михаил Сергеевич Путятин в 1915 году запросил в войсках материалы для музея. Художники написали около 500 портретов георгиевских кавалеров. Мастера Владимир Александрович Поярков, Иван Богданович Стреблов, Михаил Герасимович Кирсанов и Сергей Ефремович Девяткин создавали портреты по фотографиям и описаниям сослуживцев.

В новый музей принимали портреты солдат и офицеров Русской императорской армии, заслуживших 3 или 4 георгиевских креста и полный бант (с 1-й по 4-ю степень) георгиевских медалей. В Царское Село для представления самому императору доставлялись особо ценные военные трофеи, многие из которых специально оставляли для Ратной палаты.

В феврале 1917 года комплекс зданий был построен и была создана экспозиция. В центре комплекса зданий находился внутренний двор, который предназначался для хранения военно-исторических трофеев.

Народный музей войны 1914 — 1917 годов был открыт для посетителей. К сожалению, он недолго поработал. В 1918 году музей был закрыт; некоторые экспонаты музея вывезли из Царского Села; они были рассредоточены по государственным хранилищам.

Музей в Ратной палате

Сперва решили расположить в Ратной палате музей истории русских войск. Основу коллекции составили картины, иконы, предметы вооружения и документы по истории русских войн. Это собрание Елена Андреевна Третьякова подарила императору Николаю II на юбилейной Царскосельской выставке 1911 года.

Но с началом Первой мировой войны с Германией уже запланировали создание в Ратной палате музея текущей войны, разместив в ней галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений.

В 1916 году в Ратную палату из Артиллерийского исторического музея передали особо ценные трофеи, которые были установлены во внутреннем дворе. Рядом с музеем установили сбитый немецкий самолет «Альбатрос».

В музее предполагалось чтение лекций с наглядными материалами, для чего имелось всё необходимое оборудование, вплоть до экрана. В 1917 году он получил новое название — Народный музей войны 1914—1917 годов. Но уже через год он был упразднён.

Музей Ратная палата при СССР

В 1923 году комплекс передали в ведение Петроградского агрономического института для размещения в нём клуба «Ратная палата» и канцелярии. Заведовал клубом бывший фельдфебель Сводного пехотного полка Иван Степанович Шпехт.

Здесь устраивались литературные вечера, на которых выступали Сергей Есенин, Всеволод Рождественский, Фёдор Сологуб, Ольга Форш и Вячеслав Шишков.

Но уже в 1932 году здание приспособили под жильё для студентов и рабочих. В период Великой Отечественной войны Ратная палата сильно пострадала. После войны помещения использовалась как склад и под жильё. В 1970-х здание передали под реставрационные мастерские.

Музей Первой мировой войны

В 2008 году здание Ратной Палаты передали в ведение ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны. В 2010—2011 годах был разработан проект реставрации и приспособления здания Ратной палаты под музей.

Далее в течение 3-х лет, с 2011 по 2014 год, Ратную палату реставрировали. Музей-заповедник «Царское Село» разместил в Ратной палате музей истории Первой мировой войны.

В 100-летие начала Первой мировой войны 4 августа 2014 года был торжественно открыт музей. Сегодня в нём хранятся и экспонируются предметы военного значения, а также быта начала XX века.

Экспозиция музея

Экспозиция музея строится, в основном, на собранных за последние три года и хранящихся в ГМЗ «Царское Село» подлинных предметах вооружения и быта участников Первой мировой войны, документальных и фотографических материалах. Дополняют экспозицию электронные информационные киоски, подробно рассказывающие об основных событиях и участниках войны.

Во внутреннем дворе установлены образцы военной техники, некоторые из них участвовали в войне: две гаубицы, сделанные в Японии по заказу России в 1910-х. Музей продолжает пополнять коллекцию и обращается ко всем соотечественникам с просьбой помочь в сборе экспонатов.

Любые предметы гражданского и военного быта начала XX столетия, документы, фотографии военного времени представляют для музея большую ценность: от спичечных коробков, пачек бинтов, значков и жетонов, до радиостанций, полевых телефонов и полевых кухонь, и т.д. В соответствующих разделах будущих экспозиций могут при желании дарителей указать имена.

Источник

История Государевой Ратной палаты

Материал подготовили
Т.С. Андреева, В.А. Векшин

Преподнесенная Е. А. Третьяковой коллекция частично была передана для временного хранения в императорскую библиотеку, частично – в Царскосельское дворцовое управление. Летом 1912 г. Особым Совещанием при императоре Николае II для хранения этих материалов и приумножения коллекции решено было создать музей истории русских войн, построив для него специальное здание, получившее название «Палата-хранилище собрания “Войны России”».

Средства на строительство и содержание здания также пожертвовала сама Е. А. Третьякова.

Строительство Ратной палаты

В сентябре 1912 г. был учрежден Строительный совет для постройки здания музея. Строителем и автором проекта был выбран молодой архитектор С. Ю. Сидорчук (1882–1932), поступивший на службу в Царскосельское дворцовое управление в 1909 г. и успевший к этому времени хорошо зарекомендовать себя при подготовке Царскосельской юбилейной выставки, строительстве Дворцового госпиталя, а также в работах в царскосельских парках.

Предложение Е. А. Третьяковой построить Палату в формах древнего каменного новгородского зодчества объяснялось принадлежностью Царского Села в древности к Вотьской пятине Новгородской земли и было поддержано Николаем II.

Силуэт и отделка здания Ратной палаты передают суровую простоту и лаконичность средневековой архитектуры псковско-новгородской земли, однако сомкнутость объемов и декоративность галерей, имитирующих стены детинца с окнами-бойницами, и их небольшой размер выдают стилизацию, примененную архитектором при проектировании здания.

Император сам выбрал место и определил дату закладки Палаты-хранилища – 3 мая 1913 г.

К концу 1913 г. относятся первые сведения о производстве «лепных и скульптурных работ» А. С. Нечаевым. На начало 1914 г. приходятся сметы на работы по внутренней отделке здания и заказы на изготовление окон, дверей и решеток по проектам С. Ю. Сидорчука.

Интересен факт привлечения В. М. Васнецова как «художественного консультанта» при строительстве и оформлении Ратной палаты.

Здание будущего музея было спроектировано и оборудовано по последнему слову техники: по проекту предполагалось электрическое освещение и калориферное отопление. Московской фабрике церковной утвари предприятия «И. П. Оловянишникова сыновья» были заказаны осветительные приборы, ручки для дверей и приборы для окон.

После завершения первого этапа строительных работ в начале весны 1914 г. часть предметов из коллекции, поднесенной императору, была размещена в здании Палаты-хранилища.

Создание музея

Начавшаяся Первая мировая война повлияла на ход строительных работ в Ратной палате. В первые дни войны Строительный комитет получил высочайшие указания о временном приспособлении возводимого здания под лазарет для раненых воинов. Однако в Ратной палате лазарет организован не был из-за затянувшихся строительных работ.

Вскоре после начала военных действий было принято решение о включении в состав будущего музея раздела, посвященного текущей войне. Поскольку первоначальный проект предполагал постройку помещений только для хранения коллекции Е. А. Третьяковой, было принято решение о расширении здания, которое с ноября 1914 г. стало официально именоваться Государевой Ратной палатой.

В комплекс Ратной палаты входили трехэтажная башня и большой двухэтажный корпус, к которому примыкала галерея, соединявшая этот корпус с Образной башней, от которой, в свою очередь, отходила следующая галерея, предназначавшаяся для хранения коллекции и ведущая в шестигранную башню, из которой лестничный переход вел во второй этаж корпуса. Три башни и большой двухэтажный корпус, соединенные между собой галереями-переходами, образующими замкнутый двор, создавали завершенный комплекс. К шестигранной башне примыкала еще одна галерея, в которой были размещены портреты георгиевских кавалеров. Завершала композицию большая круглая башня, служившая для хранения крупногабаритных экспонатов – трофеев начавшейся войны.

Коллекция строящегося музея постоянно пополнялась: больше всего военными трофеями с фронта, а также иконами, живописными произведениями и периодическими изданиями, приобретаемыми специально для библиотеки Ратной палаты.

В конце весны 1915 г. начинается роспись сводов в интерьерах Ратной палаты. Выполнял живописные работы художник Н. П. Пашков, стоявший во главе московской художественно-декоративной мастерской “Наследники П. П. Пашкова”. Художнику предлагалось осуществить роспись интерьеров «орнаментами и символическими и историческими изображениями в русском стиле».

Внутреннее убранство Ратной палаты предполагало изготовление осветительных приборов, дверей, решеток лестниц, оконных заполнений, мебели в древнерусском стиле.

Галерея георгиевских кавалеров

30 сентября 1915 г. начальник Царскосельского дворцового управления князь М. С. Путятин обратился к императору Николаю II с всеподданнейшей запиской, в которой обосновывалась необходимость создания Георгиевской галереи: «Не касаясь пока вопроса о составлении портретных галерей участников войны, принадлежащих к высшему командному составу армий и флотов, что вероятно явится предметом забот офицерских собраний, – настоящая записка имеет целью выяснение возможности составить собрание портретов особо отличившихся нижних чинов – Георгиевских кавалеров высших степеней, и эти портреты могли бы составить особую галерею в предназначенной для хранения трофеев войны 1914–1915 гг. части здания Государевой Ратной палаты. Увековечивание имен и подвигов наших героев, таким образом, могло бы иметь большое воспитательное значение, как для воинских команд, так и для подрастающей молодежи, а также служило бы нравственным удовлетворением и утешением семьям и населению тех деревень, которые были Родиной воинов, положивших свои головы за Веру, Царя и Отечество».

Предложение князя Путятина было поддержано, и для создания портретов Георгиевских кавалеров были привлечены художники В. А. Поярков, И. Б. Стреблов, М. Г. Кирсанов, С. Е. Девяткин, писавшие портреты с натуры или по фотографиям и описаниям, присланным с фронта, для дальнейшего их размещения в специально отведенной галерее Ратной палаты.

До наших дней сохранилось 58 портретов Георгиевской галереи Ратной палаты, которые находятся в собраниях Государственного исторического музея, Военно-медицинского музея и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Закрытие музея

Отделочные работы в Ратной палате велись вплоть до революционных событий 1917 г. Новой властью было принято решение о переименовании Государевой Ратной палаты в «Народный музей Великой войны 1914–1917 гг.».

В январе 1918 г. хранитель Ратной палаты К. Н. Надежин, доводил до сведения новой власти информацию о состоянии музея: помещения и двор загромождены военными трофеями, ценное собрание Е. А. Третьяковой и предметы художественной отделки здания требуют ухода и охраны.

Здание музея в 1920-е гг. было передано Агрономическому институту под клуб и ректорат.

Во время Великой Отечественной вой­ны Ратная палата, расположенная практически на переднем крае обороны, серьезно пострадала от артобстрелов. В первой половине 1970-х гг. началось восстановление здания, в котором разместились реставрационные мастерские. В это же время были проведены перепланировки, частично исказившие внутренний облик здания.

В 2001 г. Ратная палата получила статус объекта культурного наследия федерального значения, а в 2008 была передана Государственному музею-заповеднику «Царское Село».

В связи с историческим назначением памятника было принято решение о создании в Ратной палате музея, посвященного Первой мировой войне.

В 2010–2011 гг. НИИ «Спецпроектреставрация» разработал проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Ратной палаты для музейного использования.

В 2011 г. ООО «Ресстрой» были начаты работы по возрождению Ратной палаты. К открытию музея, приуроченному к 100-летней годовщине начала Первой мировой войны, реализованы масштабные работы: реставрация фасадов, восстановление исторической планировки помещений, реставрация центрального зала, галерей и башен на основе проекта архитектора С. Ю. Сидорчука, консервация монументально-декоративной живописи, реставрация и ремонт сохранившихся лестниц, столярных заполнений, декоративных решеток и полов.

С. Ю. Сидорчук

Семен Юлианович Сидорчук родился 1 сентября 1882 г. в городе Кобрин Гродненской губернии. Учился в Петербургском институте гражданских инженеров. В 1907 г. окончил институт с золотой медалью. С 1909 г. работал в Дворцовом управлении Царского Села и уездной земской управе.

В Царском Селе по его проектам были построены стрельбище для Лейб-гвардии Гусарского полка, очистная биологическая станция (совместно с С. А. Данини) и другие здания. В 1910–1911 гг. С. Ю. Сидорчук состоял в Комитете по организации Царскосельской юбилейной выставки.

В 1913–1917 гг. по указу императора Николая II Сидорчук сооружает здание Государевой Ратной палаты для музея истории русских войн (после начала Первой мировой войны – музея Великой войны). В 1915 г. по его проекту была возведена деревянная церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» на Братском кладбище павших в годы Первой мировой войны (разобрана в 1938 г.). Во время войны по его проектам строятся армейские казармы и военные госпитали. С 1919 г. жил и работал в Польше. Умер в 1932 г.

Е. А. Третьякова

Елена Андреевна Третьякова (урожд. Матвеева), коллекционер, меценат. Родилась в 1846 г. (?) В 1868 г. вышла замуж за Сергея Михайловича Третьякова (1834–1892), брата основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова. После смерти мужа жила в Санкт-Петербурге, занималась коллекционированием. Вплоть до 1917 г. владела двумя доходными домами (Английская наб., д. 42 и Галерная ул., д. 43).

В последующие годы Е. А. Третьякова продолжала пополнять на собственные средства собрание музея. Предметы доставлялись в Царское Село и выставлялись в залах Александровского дворца. После начала Первой мировой войны Е. А. Третьякова жертвует еще 65 тыс. руб. на пристройку к зданию Палаты специальной галереи для хранения военных трофеев. Осенью 1914 г. Е. А. Третьякова посещала театр военных действий для сбора военных трофеев с целью пополнения коллекции.

Горячо переживая за судьбу своего детища, она писала заведующему канцелярией императрицы графу Я. Н. Ростовцеву: «Музей и аудитория теперь нужны более, чем когда-либо и могли бы принести большую пользу… Вероятно, если не при моей жизни, то после и другие оценят мою идею и труды».

Источник

Ратная палата в Пушкине — Музей Первой мировой войны

Фотографии

ратная палата пушкин история. Смотреть фото ратная палата пушкин история. Смотреть картинку ратная палата пушкин история. Картинка про ратная палата пушкин история. Фото ратная палата пушкин историяратная палата пушкин история. Смотреть фото ратная палата пушкин история. Смотреть картинку ратная палата пушкин история. Картинка про ратная палата пушкин история. Фото ратная палата пушкин историяратная палата пушкин история. Смотреть фото ратная палата пушкин история. Смотреть картинку ратная палата пушкин история. Картинка про ратная палата пушкин история. Фото ратная палата пушкин история ратная палата пушкин история. Смотреть фото ратная палата пушкин история. Смотреть картинку ратная палата пушкин история. Картинка про ратная палата пушкин история. Фото ратная палата пушкин история

Государева Ратная палата — памятник архитектуры неорусского стиля и единственный в России музей, посвящённый Первой мировой войне. До этого помещения Ратной палаты были заняты реставрационными мастерскими.

В 2008 году здание передали в управление Государственному музею-заповеднику (ГМЗ) «Царское Село», расположенному в городе Пушкине, пригорода Санкт-Петербурга. В 2014 году в Ратной палате открыли музей истории Первой мировой войны.

История строительства Ратной палаты

Вдова Сергея Михайловича Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича, Елена Андреевна Третьякова в 1911 году подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также коллекцию военных трофеев.

Государь распорядился на основе такого ценного дара создать музей. Для этих целей в Царском Селе было решено построить специальное здание. Закладка Ратной палаты состоялась у северной окраины Александровского парка, рядом с Фёдоровским городком, 16 мая 1913 года в присутствии императора Николая II.

Автором проекта и строителем выступил известный русский архитектор Семён Юлианович Сидорчук. Средства на строительство пожертвовала Елена Андреевна Третьякова. Работы завершились в 1917 году.

Высокое значение дара и музея

Значение дара великой собирательницы и меценатки, а также созданного Третьяковой музея получили абсолютно новое звучание. Более 2-х десятилетий императорская семья проживала в Александровском дворце, что повышало статус Царского Села, превращая, по сути, небольшой город во вторую столицу России.

Ещё до начала Первой мировой войны, по инициативе императора, тут началось широкомасштабное строительство административных и общественных зданий, храмов, соборов и других сооружений, которые образовали целый ансамбль в псевдорусском стиле.

Этот стиль возник на рубеже веков как результат повышенного интереса к средневековой отечественной истории и в стремлении соединить прагматические ценности XX века с благочестивой Русью.

Главным, после храмов, духовным центром и частью этого комплекса должна была стать Государева Ратная палата, которая была задумана как пантеон воинской славы Отечества — музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующих военные победы России с древних времён.

Ратная палата в Первую мировую

В Государевой Ратной палате с началом Первой мировой войны было принято решение разместить галерею Георгиевских кавалеров и представить трофеи, привезённые с фронтов. Таким образом, Ратная палата превратилась в музей Первой мировой войны.

В Петрограде, в манеже Адмиралтейства, в 1915 году была открыта выставка трофеев Первой мировой, состоящая из нескольких отделов. Один из них назывался «Отдел Е. А. Третьяковой. (Собрано для Царско-Сельского музея)». В него вошли более 100 наименований — это были произведения изобразительного искусства и документы, фотографии и предметы снаряжения германских и австрийских солдат.

Согласно воле императора, начальник Царскосельского Дворцового правления князь Михаил Сергеевич Путятин в 1915 году запросил в войсках материалы для музея. Художники написали около 500 портретов георгиевских кавалеров. Мастера Владимир Александрович Поярков, Иван Богданович Стреблов, Михаил Герасимович Кирсанов и Сергей Ефремович Девяткин создавали портреты по фотографиям и описаниям сослуживцев.

В новый музей принимали портреты солдат и офицеров Русской императорской армии, заслуживших 3 или 4 георгиевских креста и полный бант (с 1-й по 4-ю степень) георгиевских медалей. В Царское Село для представления самому императору доставлялись особо ценные военные трофеи, многие из которых специально оставляли для Ратной палаты.

В феврале 1917 года комплекс зданий был построен и была создана экспозиция. В центре комплекса зданий находился внутренний двор, который предназначался для хранения военно-исторических трофеев.

Народный музей войны 1914 — 1917 годов был открыт для посетителей. К сожалению, он недолго поработал. В 1918 году музей был закрыт; некоторые экспонаты музея вывезли из Царского Села; они были рассредоточены по государственным хранилищам.

Музей в Ратной палате

Сперва решили расположить в Ратной палате музей истории русских войск. Основу коллекции составили картины, иконы, предметы вооружения и документы по истории русских войн. Это собрание Елена Андреевна Третьякова подарила императору Николаю II на юбилейной Царскосельской выставке 1911 года.

Но с началом Первой мировой войны с Германией уже запланировали создание в Ратной палате музея текущей войны, разместив в ней галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений.

В 1916 году в Ратную палату из Артиллерийского исторического музея передали особо ценные трофеи, которые были установлены во внутреннем дворе. Рядом с музеем установили сбитый немецкий самолет «Альбатрос».

В музее предполагалось чтение лекций с наглядными материалами, для чего имелось всё необходимое оборудование, вплоть до экрана. В 1917 году он получил новое название — Народный музей войны 1914—1917 годов. Но уже через год он был упразднён.

Музей Ратная палата при СССР

В 1923 году комплекс передали в ведение Петроградского агрономического института для размещения в нём клуба «Ратная палата» и канцелярии. Заведовал клубом бывший фельдфебель Сводного пехотного полка Иван Степанович Шпехт.

Здесь устраивались литературные вечера, на которых выступали Сергей Есенин, Всеволод Рождественский, Фёдор Сологуб, Ольга Форш и Вячеслав Шишков.

Но уже в 1932 году здание приспособили под жильё для студентов и рабочих. В период Великой Отечественной войны Ратная палата сильно пострадала. После войны помещения использовалась как склад и под жильё. В 1970-х здание передали под реставрационные мастерские.

Музей Первой мировой войны

В 2008 году здание Ратной Палаты передали в ведение ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны. В 2010—2011 годах был разработан проект реставрации и приспособления здания Ратной палаты под музей.

Далее в течение 3-х лет, с 2011 по 2014 год, Ратную палату реставрировали. Музей-заповедник «Царское Село» разместил в Ратной палате музей истории Первой мировой войны.

В 100-летие начала Первой мировой войны 4 августа 2014 года был торжественно открыт музей. Сегодня в нём хранятся и экспонируются предметы военного значения, а также быта начала XX века.

Экспозиция музея

Экспозиция музея строится, в основном, на собранных за последние три года и хранящихся в ГМЗ «Царское Село» подлинных предметах вооружения и быта участников Первой мировой войны, документальных и фотографических материалах. Дополняют экспозицию электронные информационные киоски, подробно рассказывающие об основных событиях и участниках войны.

Во внутреннем дворе установлены образцы военной техники, некоторые из них участвовали в войне: две гаубицы, сделанные в Японии по заказу России в 1910-х. Музей продолжает пополнять коллекцию и обращается ко всем соотечественникам с просьбой помочь в сборе экспонатов.

Любые предметы гражданского и военного быта начала XX столетия, документы, фотографии военного времени представляют для музея большую ценность: от спичечных коробков, пачек бинтов, значков и жетонов, до радиостанций, полевых телефонов и полевых кухонь, и т.д. В соответствующих разделах будущих экспозиций могут при желании дарителей указать имена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *