расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Киевская Русь при Владимире1 и Ярославе Мудром

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Владимир I.После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою. Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол. При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объ­единились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княже­ские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочис­ленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на грани­це со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец /и другие былинные богатыри. В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство.

Ярослав Мудрый.Двенадцать сыновей Владимира I от несколь­ких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового ве­ликого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, кня­живший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тен­денций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева, в Польшу, где Святополк пропал без вести. При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезо­пасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного по­хода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Яро славе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и пере­воду книг на русский язык, обучению грамоте. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона—русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, вьполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торже­ственную запись «об успении (смерти.—Авт.) царя нашего». При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупней­шие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всево­лода Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русский, которая ведома и слышима во всех концах земли».

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

«Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных пра­вил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важ­нейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Яросла­ву Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»). «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближай­ших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Зако­ны Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользо­ваться такими же правами, как и киевские.

Источник

Расцвет киевской Руси

Владимир I

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона—русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти — Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир,— Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Социально-экономический строй Киевской Руси

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани,— «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения — «закупы». Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны — наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

«Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60—70-х гг. XI в.

Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068—1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) — Изяслав, Святослав и Всеволод — от половцев.

«Правда Ярославичей»

Восстания конца 60-х — начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правда Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен.

Источник

Что происходило в Киевской Руси в период ее расцвета?

Наивысший расцвет Киевской Руси пришелся на конец 10-го – начало 11-го столетий, когда страной правили Владимир Святославович и Ярослав Мудрый. В то время территория государства имела такие пределы:

Завершилось расширение границ Древней Руси усилением феодальной раздробленности во второй половине 11-го – начале 12-го веков. Этот процесс приостановили князья Владимир Мономах и Мстислав Владимирович. Именно они занимались возрождением единства и величия русского государства. Когда же в 1132 году умер Мстислав, процесс распада Киевской Руси был завершен. Бывшая территория единого государства состояла из удельных княжеств.

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Владимир I

Когда погиб великий князь Святослав, Киевская Русь оказалась в руках его старшего сына Ярополка, а Олегу досталась Древлянская земля. Владимира же отправили в Новгородское княжество. В 985 году братья вступили в междоусобную войну. Олег потерпел поражение от Ярополка и был убит вражеским копьем.

Брат княгини Ольги Добрыня сбежал с Владимиром за пределы Киевской Руси, где они находились в течение двух лет. Там князья наняли дружину варягов и вернулись с ней домой.

После убийства Ярополка великим киевским князем стал Владимир I, при котором началось объединение восточнославянских земель в единое русское государство. Процесс продолжился окончательным присоединением червленских городов, карпатских земель и вятичей. В Киевской Руси укреплялся государственный аппарат. Старшим дружинникам и княжеским сыновьям разрешили управлять крупнейшими центрами.

В это же время многочисленные племена печенегов продолжали совершать набеги на русские земли. Чтобы защититься от них, на реках Стугна, Сула, Осетр и Десна начали строить крепости.

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Принятие христианства

В 988 году Владимир I определился с официальной религией для своего народа. Он остановил выбор на христианстве, которое, по свидетельствам летописцев, уже исповедовали некоторые русские люди. В «Повести временных лет» рассказывается об апостоле Андрее, который оказался в районе среднего течения реки Днепр, увидел киевские холмы и завершил свое восхождение на них установкой креста и предсказанием о том, что Киеву уготована судьба «матери городов русских». Позже отдельные группы жителей Руси приняли христианство. Эти процессы застали:

Владимир I и его приближенные крестились в крымском городе Корсунь (Херсонес), которым в то время владела Византия (сейчас это место относится к Севастополю). Перед этим киевская дружина помогла Василию II подавить мятеж, который организовал полководец Варда Фока. Византийскому императору удалось победить, но он не исполнил своего обещания. Его сестра Анна осталась в Корсуне, хотя была обещана Владимиру в качестве жены. Киевский князь разозлился и взял в осаду город. Тогда Василий II снова пообещал свою сестру Владимиру, но только в том случае, если он примет христианство и пройдет обряд крещения. На самом деле киевский князь и сам думал об этом ранее.

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Крещение Руси

Крещеный владыка Руси вернулся в Киев и начал массовое обращение своего народа в христианскую веру. Вначале русские люди сопротивлялись крещению, так как у них были свои языческие боги. На окраинах государства этот процесс завершился намного позже, чем в киевском и новгородском княжествах.

Принятие христианства способствовало укреплению государственной власти и территориального единства Киевской Руси, жители которой постепенно отказывались от «примитивного» язычества и становились ближе к народам других христианских стран, что способствовало развитию международных отношений с ними. После крещения Руси начала активно развиваться русская культура, которая впитывала в себя лучшие образцы византийского и античного искусства.

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Русская православная церковь

Русская православная церковь получила своего митрополита, которого назначил константинопольский патриарх. В некоторых областях Руси появились епископы, руководившие сельскими и городскими священниками.

Церковь получала от своих прихожан «десятину» (1/10 часть от их общего дохода). Затем этот «налог» повысился, не меняя своего названия. Чуть позже у монастырей, епископов и митрополитов появились собственные крупные земельные наделы. В 11-м столетии была основана Киево-Печерская обитель. До нашествия на Русь монголов на территории государства действовало около восьмидесяти монастырей. Церковь имела право судить людей, совершивших антирелигиозные преступления, нарушивших семейные и нравственные нормы.

Позже церковь канонизировала князя Владимира, как святого и равноапостольного крестителя Руси.

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Ярослав Мудрый

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Ярослав Мудрый защитил свой народ от печенегов. В 1030 году состоялся его успешный поход, главной целью которого было завоевание прибалтийской чуди. Рядом с Чудским озером произошло основание города Юрьева (сейчас это эстонский Тарту).

Когда в 1035 году умер брат великого киевского князя Мстислав Тмутараканский, у которого в подчинении были восточные от реки Днепр земли, все государство оказалось в руках Ярослава Мудрого. При нем Киеву удалось присоединиться к крупнейшим европейским городам. Теперь сам Константинополь считал русскую столицу равной себе по значимости. Город оброс рынками и многочисленными церквями. В 1037 году было завершено возведение Софийского собора и Золотых ворот – парадного въезда в Киев. В это же время иностранные книги переписывались на русском языке. Простолюдинов учили писать и читать.

При Ярославе впервые появился русский по национальности киевский митрополит – писатель и государственный деятель Илларион. С этого времени князя на Руси стали называть на византийский манер царем.

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Ярослав Мудрый активно развивал международные отношения. Представители крупнейших европейских королевских дворов хотели стать родственниками киевского царя, женой которого была шведская принцесса. Своих дочерей Ярослав выдал замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции, сестру – за короля Польши, а внучку – за императора Германии. Император Византии Константин Мономах выдал свою дочь замуж за сына великого киевского князя Всеволода, которого наградили прозвищем Мономах.

Социально-экономический строй Киевской Руси

Бояре и князья Киевской Руси владели своими вотчинами (отчинами) – отцовскими землями, которые передавались по наследству. В это же время появились крестьяне-общинники, к которым частные феодалы не имели никакого отношения. От таких независимых крестьянских общин государство получало дань.

Всех свободных жителей Руси называли «людьми». Они были обложены данью – «полюдьем». В селах в основном жили «смерды», которыми правили князья. Они организовывали крестьянские общины или относились к вотчинам. У последних жизнь была тяжкой. Фактически они становились рабами своих хозяев. Свободных людей загоняли в кабалу путем закупничества. У обедневших или разорившихся крестьян не оставалось другого выхода, как брать у князей в долг «купу»:

Поэтому их называли «закупами». Они работали на своих кредиторов до тех пор, пока не выплатят все долги.

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Боярские и княжеские вотчины также населяла челядь или холопы, которые, по сути, находились в рабстве у своих хозяев. Это были разорившиеся крестьяне или пленники. Рабовладельчество широко распространилось по русской земле, но при этом государственный строй Киевской Руси все же был ближе к феодализму. В отличие от «классического» западноевропейского образца этот строй на Руси базировался на крупном государственном секторе экономики с многочисленными свободными крестьянскими общинами, над которыми довлела великокняжеская власть.

«Русская Правда»

Составлять «Русскую Правду» начали при Ярославе Мудром. По сути, это правовое и законодательное регулирование общественного устройства Киевской Руси. Принятие некоторых разделов и статей «Русской правды» состоялось после смерти Ярослава. При нем приняли только семнадцать статей «Древнейшей Правды», в которой кровная месть ограничивалась ближайшими родственниками.

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

Народные восстания в 60—70-х гг. XI в.

В 1068-1072 годах Киевская Русь пережила несколько массовых народных восстаний. Самое мощное из них произошло в Киеве в 1068 году. Поводом для него послужило поражение Ярославичей – Всеволода, Святослава и Изяслава, которых разгромили половцы.

расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Смотреть картинку расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Картинка про расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром. Фото расцвет киевской руси при владимире 1 и ярославе мудром

«Правда Ярославичей»

После народных восстаний бояре и князья предприняли ответные действия. Они дополнили «Русскую Правду» статьями, после чего ее стали называть «Правдой Ярославичей». В ней говорилось о защите боярского и княжеского имущества и их вотчин с хоромами, домами, конюшнями и скотными дворами. Главным богатством вотчины считали землю, за нарушение межи которой полагался высокий штраф.

В «Правде Ярославичей» отменялась кровная месть и усиливалась разница в плате за убийство людей, относящихся к разным категориям. К самым «дорогим» из них относились княжеские подъездные, огнищане и старшие дружинники, а к самым «дешевым» — рабы и смерды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *