расставьте знаки препинания укажите цифры на месте которых должны стоять запятые в истории русской
Задание 18 ЕГЭ по русскому языку с ответами
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй (1) прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли (2) вечерний день (3)
Продлись, продлись (4) очарованье.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мир таинственный (1) мир мой древний (2)
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню (3)
Каменные руки шоссе.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Люблю (1) тебя (2) булатный мой (3) кинжал (4)
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Ты дан мне в спутники (5) любви залог (6) немой (7)
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду твёрд душой,
Как ты, как ты (8) мой друг (9) железный.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Русь моя (1) деревянная (2) Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих (3) грусть (4)
Я кормил резедой и мятой.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы опять в сомненье – век двадцатый:
Цирк у нас (1) конечно (2) мировой, –
Клоун (3) правда (4) слишком мрачноватый –
Невесёлый клоун, не живой.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Опамятуйся, просветлей (1) душа!
Вернись (2) былое (3) зренье!
Земля (4) пошли мне исцеленье,
Влей в тёмное моё смятенье
Спокойствие твоих полей!
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Какая тишь! Уже (1) наверно (2) поздно.
Давно (3) должно (4) быть (5) спели петухи…
А даль чиста. А небо звёздно-звёздно.
И вкруг луны – зелёные круги.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Раннюю поэзию С. Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистской: она (3) кажется (4) призрачной и каждый образ оставляет впечатление тайны.
Решаем вместе 17 задание ЕГЭ (пунктуация)
Знаки препинания в предложениях с обособленными члeнами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
Задания к вебинару
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и (4) просвечивающий сквозь пенистую воду (5) морской песок.
2. Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.
3. Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».
4. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
5. Выпавший ночью (1) и тающий у нас на глазах (2) снежок (3) делает холм (4) расположенный неподалёку (4) ещё более скользким.
6. Лошади (1) вытянувшие чёрные головы (2) и (3) согнувшиеся над ними всадники (4) показывались на мгновение на белом фоне неба.
7. Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
8. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
9. В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем.
10. Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.
11. Ипполит Матвеевич шёл по улице (1) держа в руке пятифунтовый хлеб (2) завёрнутый во владикавказскую газету (3) и (4) чуть волоча левую ногу.
12. В кухне (1) залитой солнцем (2) бабушка раскатывала тесто для булочек (3) щедро посыпая его сахаром и корицей (4) и (5) порой задумавшись о чём-то (6) счастливо улыбалась.
13. Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним (2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.
14. Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
15. Полные энтузиазма (1) мы (2) едва распаковав чемоданы (3) и наскоро позавтракав (4) собрались в холле гостиницы.
Расставьте знаки препинания укажите цифры на месте которых должны стоять запятые в истории русской
Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов (1) Саврасова (2) Васильева (3) Левитана (4) и многих других. Один из лучших художников этого жанра (5) Шишкин. Русская природа (6) основная тема его творчества. Цветущие поля и сосновые рощи (7) папоротник в лесу и ручей в лесной чаще (8) всё это близко и дорого сердцу художника.
Внимательно прочитайте текст, вспомните правила употребления знаков препинания и расставьте их.
В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: (1) Саврасова, (2) Васильева, (3) Левитана (4) и многих других. Один из лучших художников этого жанра – (5) Шишкин. Русская природа – (6) основная тема его творчества. Цветущие поля и сосновые рощи, (7) папоротник в лесу и ручей в лесной чаще – (8) всё это близко и дорого сердцу художника.
1 – двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами
23 – однородные члены
5, 6 – тире между подлежащим и сказуемым
7 – группы однородных членов предложения
8 – тире после однородных членов перед обобщающим словом
Ответ: 568 или любая другая последовательность этих цифр
Тест ОГЭ: задание 3
ОГЭ-2022 по русскому языку. Пунктуационный анализ. По материалам открытого банка ФИПИ
1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Коперник доказал (1) что планеты движутся вокруг Солнца (2) а не (3) наоборот (4) как это было принято считать раньше (5) и (6) кроме того (7) он считал (8) что (9) именно Солнце является центром вселенной.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Я поднял голову вверх (1) и увидел (2) освещающие горизонт (3) молнии (4) которые отпечатывались на небе (5) оставляя яркие следы (6) и рвали (7) затянувшие всё небо (8) тучи.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3) когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень нескоро(5) давая вволю нагуляться(6) прежде чем (7)погрузиться в сумерки.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Рублевский ангел— возвышенная мечта об идеальном человеке(1) позволяющая глубоко заглянуть в народную душу(2) понять мироощущение(3) духовное богатство(4) наших далеких соотечественников(5) ведь ненависти и отчаянию(6) Андрей Рублев противопоставлял любовь(7) добро(8) дружеское согласие.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Мы можем сказать про человека (1) что он чаще бывает добр (2) чем зол (3) чаще умён (4) чем глуп; но будет неправдой (5) если мы скажем про одного человека (6) что он добрый (7) или умный (8) а про другого скажем (9) что он злой или глупый.
11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.
14. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда всматриваешься в группу «праведных жен»(1) идущих в рай(2) нарисованную на южном столпе(3) то особенно глубоко ощущаешь(4) замысел художника(5) верившего в то(6) что зло исчезнет(7) уступив в мире (8)место добру.
Задание №3 ОГЭ по русскому языку
Пунктуационный анализ предложения.
Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5)написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца
Рекомендации по выполнению задания
1) между однородными членами предложения;
2) при вводных словах и обращениях;
3) при обособленных членах предложения;
4) между частями сложного предложения.
Следовательно, нужно уметь производить синтаксический разбор предложения и хорошо знать правила, регулирующие постановку запятых.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитайте предложение для пунктуационного разбора.
2. Проанализируйте его содержание и про себя ответьте на вопрос: о чем в нем говорится.
3. Рассмотрите синтаксическую структуру предложения: сколько в нем грамматических основ, как они связаны между собой, чем осложнено предложение. Желательно построить схему.
4. Определите синтаксические явления, которые на письме оформляются запятыми.
5. Расставьте знаки препинания, не обращая внимания на те позиции, которые в задании обозначены цифрами.
6. Проверьте расстановку запятых, прочитав предложение вслух.
7. Запишите в ответную строку цифры, на месте которых ставятся запятые.
Комментарий (рассуждение по алгоритму при выполнении заданий)
В комментарии показано выполнение задания № 3, которое мы привели в качестве примера.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5)написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
Мы прочитали это предложение. В нем говорится о том, что в древней Александрии работали выдающие ученые, перечисляются их имена, указываются их научные достижения.
Логически оно состоит из двух частей: 1)…работало немало ученых…; 2) среди которых (перечисляются их имена) … Но во второй части есть еще одна грамматическая основа, присоединяемая союзом «что»: «Земля – шар». Итак, перед нами сложное предложение, содержащее 3 грамматические основы, связанные последовательным подчинением. Схематически это можно показать так:
Вторая часть осложнена обособленными определениями, мы найдём их по «сигналам»: это относящиеся к подлежащим причастия (сумевший, написавший, установивший) с зависимыми словами, то есть причастные обороты, которые в этом предложении обособляются потому, что стоят после обособляемых слов. Теперь мы можем расставить все запятые.
Укажем номера позиций, где мы поставили запятые: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Мы видим, что это задание нельзя выполнить механически, полагаясь на какие-то отдельные сигнальные признаки, нужно тщательно анализировать смысл и синтаксическую структуру предложения, обращать внимание на грамматические особенности слов, учитывать интонацию и логические связи между элементами.
Анализ типичных ошибок
Ошибки, которые допускаются экзаменуемыми при выполнении этого задания, как, впрочем, и во всех заданиях, которые касаются синтаксиса и пунктуации, обусловлены слабым знанием теории, что не позволяет правильно производить синтаксический разбор предложения, а это приводит к различным ошибкам: неверно определяется грамматическая основа, не опознаются второстепенные члены предложения, не выявляются условия обособления, разделения запятой и т. д.
Поэтому прежде всего нужно хорошо выучить основные теоретические понятия синтаксиса, которые Вы найдёте в разделе «Справочные материалы», и на их основе научиться делать точный анализ синтаксической структуры предложения.
Типовые экзаменационные задания
Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1) Гоголь занимался историей (1) потому что хотел уйти от всего современного, торгашеского, а в прошлом (2) как он в том признавался сам (3) его привлекали эпохи героические, исполинские характеры (4) и события (5) он искал проявлений (6) возвышенного духа (7) подвижничества (8) самоотверженности (9) и (10) наконец (11) он хотел осмыслить (12) исторический процесс.
2) Разумеется (1) это дядюшка-адмирал (2) этот старый чудак (3) и завзятый морской волк (4) отчаянный деспот (5) и крикун (6) и в то же время безграничный добряк (7)живший одиноким холостяком (8) вместе с таким же (9) как он (10) стариком Лаврентьевым (11) отставным матросом, в трех маленьких комнатках на Васильевском острове (12) сиявших тем блеском (13) и той безукоризненной чистотой (14) какие бывают только на военном корабле, — разумеется (15) это он удружил племяннику…
3) Слепота застилает видимый мир темною завесой (1) которая (2) конечно (3) ложится на мозг (4) затрудняя (5) и угнетая его работу (6) но все же из наследственных представлений (7) и из впечатлений (8) получаемых другими путями (9) мозг творит в темноте свой собственный мир (10)грустный, печальный (11) и сумрачный (12) но не лишенный (13) своеобразной, смутной поэзии.
4) Какая-то (1) неведомая сила (2) работала в глубине детской души (3) выдвигая из этой глубины (4) неожиданные проявления самостоятельного (5) душевного роста (6) и Максиму приходилось (7) останавливаться с чувством благоговения (8) перед таинственными процессами жизни (9) которые вмешивались (10) в его педагогическую работу.
5) Детство и юность великого русского поэта Некрасова (1) прошли на Волге (2) которую (3) он называл «кормилицей народов», но именно на этой «благословенной реке» (4) он (5) еще наивный ребенок (6) увидел и бурлаков (7) тянущих за собой тяжелую баржу (8) и нищих (9) печально бредущих (10) по пыльным проселкам (11) и хлебопашцев (12) изнуренных (13) непосильным трудом.
6) В природе все тесно связано между собой (1) и человек (2) который сам часть природы (3) конечно же (4) связан (5) с окружающей средой: с землей (6) реками (7) воздухом (8) всеми организмами (9) живущими рядом с ним (10) поэтому (11) не осознавая эту нерасторжимую связь (12) он не сможет понять (13) свое место в мире (14) и не сможет рационально организовать свою деятельность.
7) Пожалуй (1) нет в мире физиолога более известного (2) чем Иван Павлов (3) создатель учения о высшей нервной деятельности (4) потому что его исследования (5) позволили проникнуть в сложные механизмы (6) отвечающие за работу всех органов человека (7) и животного (8) и присуждение Нобелевской премии (9) которая была вручена ему в 1904 году (10) красноречиво свидетельствует о значимости (11) сделанных им (12) научных открытий.
8) Многие ученики жалуются на плохую память (1) хотят узнать о том (2) как можно ее улучшить (3) чтобы (4) быстро запомнив (5) учебный материал (6) получать отличные оценки (7) но (8) как известно (9) мы хорошо запоминаем в первую очередь (10) то (11) что нам кажется важным (12) интересным (13) поэтому(14) высоких результатов в учении добивается (15) не тот (16) кто все помнит (17) а тот (18) кому все интересно (19) кто всей душой отдается любимому делу.
9) Перепрыгивая со ступени на ступень (1) мы спустились вниз (2) и ходили по плитам сценической площадки (3) и наши голоса отчетливо слышались (4) в самых верхних рядах (5) где камень уже соприкасался с ярким безоблачным (6) античным небом (7) так (8) что текст древних трагедий (9) произносимый актерами в большеротых масках (10) доходил до всех зрителей одинаково ясный (11) не искаженный пространством.
10) Горы все еще скрывали за собой взошедшее солнце (1) но небо над ними совсем посветлело (2) и очертания хребта рисовались резко (3) и отчетливо (4) образуя между двумя вершинами (5) значительную впадину (6) а по темным еще (7) склонам (8) обращенным к нам (9) сползали вниз струи молочно-белого тумана (10) и как будто искали места (11) потемнее и посырее.