расшифровка сказки о царе салтане
Тайная идея сказки о царе Салтане
Тайные намёки А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Анализ названия сказки.
В сказках Пушкина имена героев, на которых надо обратить особое внимание, перечисляются в названиях. В рассматриваемой сказке важные герои:
— Салтан,
— Гвидон Салтанович,
-Лебедь.
Даны пояснения к образам героев:
Салтан – царь,
Гвидон Салтанович – сын царя, славный и могучий богатырь,
Лебедь – царевна, прекрасна.
Больше всего в названии говорится о Гвидоне. Во-первых, его родство с царём дважды упомянуто: отчеством (Салтанович) и прямым текстом («Сказка….о сыне его…»). Во-вторых, титулы Гвидона отсутствуют в отличие от титулов других героев. В- третьих, он «славный и могучий богатырь». Из этого можно сделать вывод, что Гвидон главный носитель тайных намеков. Титул отца противопоставлен богатырству сына. Вокруг этого противопоставления сосредоточен тайный смысл сказки.
Рассмотрим имена персонажей.
Слово Гвидон – имеет европейские корни. Оно либо от еврейского гидеон (воин), либо от германского гвидо («обширный»), либо слово происходит от итальянского guidare, что переводится, как править, управлять. Таким образом, имя Гвидон обозначает «военный обширный правитель». Говоря иначе, Гвидон военный правитель, опирающийся на обширные массы народа. Гвидон в сказке олицетворяет передовой западный образ правления того времени.
Лебедь считается древнерусским символом чистой любви и совершенства. В русском фольклоре говорится о мудрых волшебных девах, которые плавают в водах белыми лебедями.
Важную роль в сказке играет имя острова. Остров Буян в русских поверьях представляется местом, откуда берут свое начало жизненные и творческие силы.Остров связан с заговорами, в них он выступает как “центр мира” (на нем дуб о четырех ветвях, на нем камень алатырь, который посреди моря лежит, на нем голова самого Адама)1
«На море, на Океане, на острове Буяне
стоит бел горюч камень Алатырь,
под тем камнем сокрыта сила могучая
и силе той нет конца…».
«Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать,
Индрик-зверь, всем зверям отец,
Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея).
На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая,
и ворон, всем воронам старший брат.
Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень».
Образы главных героев.
Образ царя Салтана противоречивый.
Царь подслушивает чужие разговоры.
«Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;»
Царь в гневе мог поступить безрассудно.
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;»
Любая царская воля выполнялась беспрекословно.
«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
………………………….
Царь заботливый, любящий.
«Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.»
Царь не женился снова, грустил по царице и сыну.
«Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;».
Интересует царя жизнь за морем и чудеса. Узнав о Гвидоне, царь Салтан загорается желанием погостить у князя, но подчиняется давлению родни и не едет.
«Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.»
Только после четвертого приглашения царь Салтан собирается в дорогу.
«Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.»
При встрече с женой царя Салтана охватила буря чувств. Только сейчас он узнаёт всю правду.
«Царь глядит — и узнает.
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся.
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,»….
Царь милосерден, узнав правду, не отдал виновных под суд.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»
В образ Салтана А. С. Пушкин формулирует мысль, что царь обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Нельзя государству зависеть от воли одного человека каким бы хорошим он не был.
Мы знаем из названия сказки что Гвидон – «могучий и славный богатырь».
Богатырь это:
— Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, защитник Родины.
— Рослый, физически сильный человек.
Подвиг Гвидона как война это победа над Коршуном.
Рослость Гвидона видна из его рождения:
«Сына бог им дал в аршин».
Силу Гвидона мы можем оценить по его делам.
«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.»
……………………………..
«Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,»
Сын Салтана обладает ведичекскими волшебными способностями. Его слушается волна. Он может расти не по дням, а по часам, когда это требуется.
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам».
Когда царица с приплодом вышли из бочки волшебный рост ребёнка закончился.
Он может через море перелететь комаром, мухой, шмелём. Самостоятельно возвращает себе человеческое обличие в своём уделе. Он благороден. Спасает Лебедь от Коршуна вместо того, чтобы добыть «дичину» на ужин.
В сцене знакомства царевича и лебеди явный намёк на тайный смысл. Лебель обещает:
«Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня»
Царица с сыном заснули без ужина после долгого голодания в бочке, хотя царевич мог сделать новую стрелу и добыть что-нибудь на ужин. Они добровольно принимают дополнительный трёхдневный пост.
«Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак».
Ночь прошла.
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Царицу с сыном никто в городе три дня не кормил по велению Лебедя? Или три дня они спали? Или город появился на третий день? Зачем автор говорит о трёхдневном посте героев? Наверно, Пушкин дает понять читателю, что начинается новая жизнь изгнанников в славе Божьей, для приготовления к которой необходим дополнительный суровый пост.
Сына Салтана народ выбрал правителем на острове Буяне и нарек Гвидоном. Свободные выборы правителя подчёркивает имя «Гвидон», европейские корни которого намекают на «обширного правителя» – правителя, опирающегося на обширные массы народа
«Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.»
Князь любит отца, не смотря на то, что с ними сделали по его-де указу.
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
При всём своём благородстве князь став насекомым калечит своих тёток.
«…комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз»
«Гвидон-то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;»
Зачем Гвидону хочется заполучить чудеса, о которых говорят родственники? Чтобы привлечь внимание царя Салтана и укрепить его в желании посетить остров. Не это главное. Князь заботится о процветании своего государства. Чудеса позволяют ему построить рай на острове.
Белка снабжает княжество золотом и изумрудами.
«Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной—
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;»
Откуда белка берет золотые орехи? Надо полагать с ели, под которой она сидит. На ели орехи не растут. Можно предположить, что под елью понимается кедр. На кедре растут орехи, которые можно сравнить с золотыми по их ценности. Может это намек на богатства Сибири?
Второе чудо. У Гвидона есть войско, которое белке честь отдает:
«Отдает ей войско честь»;
есть пушки ( «пушки с пристани палят»), но князю надо 33 богатыря с дядькой Черномором. Имя дядьки прямо указывает на важность Черного моря для безопасности России. Волшебная сила Черномора вместе с божественной силой богатырей, которых 33 что намекает на их связь с Иисусом, делают остров Буян абсолютно безопасным и источником могучей русской силы. Подчеркивается, что богатыри Божьей силой только охраняют государство и не нападают на другие земли.
«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.»
Последнее чудо. Царевна Лебедь завершает создание гармоничного княжества, в котором все прекрасно. Все богаты, полная безопасность, мудрая выборная власть, заботящаяся о процветании всех. Идеальное государство.
Имя царевны многое объясняет. Краткие намёки в её описании усиливают и поднимают на новую высоту образ царевны.
Царевна – оборотень.
«Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:»
Царевна из божественного рода. 33 богатыря её родные братья.
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.»
Интересен внешний вид царевны.
«Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,»
Речь идёт о нимбе ауры царевны. Мощность её нимба превышает нимбы святых.
«Месяц под косой блестит»
Месяц в древнерусских верованиях представлялся как образ смерти, образ загробного мира. Коли этот символ блестел под косой царевны, то она была тесно связана с загробным миром. Могла призывать на помощь умерших.
«А во лбу звезда горит.»
Звезда во лбу – это третий глаз. Черта божеств. Третий глаз позволяет им видеть прошлое и будущее, быть вездесущими, знать и видеть все, что творится в любом уголке мироздания. С помощью третьего глаза бог созидания Вишну, грезящий на водах, проницает завесы времен, а бог разрушения Шива, выбрасывая из третьего глаза потоки мистической силы, способен испепелять целые миры. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в росписях и на скульптурах индуистских и буддийских храмов, а обычай ставить пятнышко между бровями индийских женщин, а в религиозных ритуалах и всем принимающим в нем участие, восходит именно к этой традиции.
Возникает вопрос. Почему богиня, обладающая безграничными силами и защищаемая 33 братьями богатырями, могла стать жертвой коршуна, который всего на всего чародей? Царевна использовала коршуна – чародея, чтобы познакомиться с сыном Салтана в выгодных для Гвидона обстоятельствах. Дабы её дальнейшая помощь была оправдана чувством благодарности.
О ясновиденье царевны так же свидетельствует то, что лебедь уже ждала князя у берега, когда ему она была необходима.
«К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам»
Царевна Лебедь – языческая богиня.
Бабариха языческая ведунья. Они тесно связаны. Язычество объединяет их и обуславливает их взаимосвязь и взаимопомощь в сотворении идеального государства – рая на земле на основе русского языческого духа в сочетании с европейским свободомыслием того времени.
Кто мог себе позволить обобрать государево гонца, напоить его так, что он забыл царский приказ. Это или одно из главных лиц государства и или с помощью волшебства.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую».
Обращает на себя внимание наименование товаров, которыми купцы торговали:
1 купцы –
«Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;»
2 купцы –
«Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,»
3 купцы –
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,»
4 купцы –
«Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;»
С каждым разом ценность товара возрастает. Следовательно «неуказанный товар» дороже булата, чистого серебра и злата. При этом он «неуказанный» то есть запрещённый к ввозу и провозимый контрабандой. Получается товар это западное свободомыслие.
Сопоставляя образы царя Салтана, князя Гвидона, сватьей бабы Бабарихи, можно сделать следующие выводы:
1. Язычество (Бабариха) почитается востоком и православным миром (царём Салтаном)
2. Язычество помогает сотворить идеальное государство на стыке востока и запада князю Гвидону.
3. Салтан (восток) и Гвидон (запад) противопоставляются друг другу в вопросе организации власти. Царь Салтан самодержец. Гвидон выбранный на должность князя богатырь.
4. Салтан и Гвидон садятся в конце сказки за пир. Старая форма правления видит преимущества новой формы власти и добровольно готова к переменам.
Все волшебные силы на стороне новой формы власти – царевна Лебедь, Бабариха.
Расшифровка двух сказок Пушкина
(Не сказочное содержание сказок о Салтане и о петушке).
На фото: коллаж «Объять необъятное!»
Читатели нынче не любят длинные тексты, какими бы они по качеству ни были, и читают, да и то по диагонали, быстро – короткие. Да и мой опыт тусовки на нашем литературном портале показывает, что наибольшие рейтинги на портале имеют авторы, чья сестра – краткость; просто огромное количество читательских отзывов имеют только короткие тексты. Понять причины нетрудно, продолжать нет смысла. Вернусь, лучше, к своим барашкам.
Засим перехожу к расшифрованному мной тексту сказок – такому, который читателю надо видеть, если он хочет не насладиться чтением стихов гения, а узнать, что он нам в них сообщал. Расшифровки предлагаю в виде короткой пьесы.
***«Россия вчера, сегодня, завтра». Пьеса в двух очень разных действиях.***
*****
Действие первое: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Нелепо было бы считать, что бОльшую часть из 1000 строк стихотворной детской сказки о Салтане и 10 лет работы над ней поэт действительно посвятил приключениям ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи! Да будь они хоть трижды героинями труда или, того пуще, родственницами его кормилицы Арины Родионовны! Если бы было так, то – как из Пушки(на) по воробьихам. Кстати, эти свои ровно 1000 строк, как я полагаю, поэт посвятил приближавшемуся тогда 1000-летию страны.
На самом деле А. С. Пушкин изложил в этой сказке своё личное видение прошлого юной и зрелой Руси в связи с прошлым её коки, путеводной звезды, матрицы её культуры Византии.
Действующие лица и исполнители.
Действие происходит на территории Руси, Византии, в акваториях Чёрного моря и пролива Босфор. Время действия – с 4 по 14 век.
Картина вторая. Крещение империи. Приверженцы старой религии – архаического политеизма – затаили ненависть к христианству, овладевающему умами и душами жителей империи – греков. А в недрах христианства уже зреет прекрасный плод. Император на войне. Царица – христианство порождает новую догматику, литургию и писание – православие. Этой религии в империи предстоит пройти нелёгкий путь, прежде чем она окрепнет в ней, и распространится в соседние страны. Мойры настаивают на своём видении судьбы Византии как языческого государства – чтобы сохранить мир Рима. Их главное стремление – очернить христианство и удалить его за пределы империи. И это им отчасти удаётся: христиане – греки удаляются на Русь, на остров Крым и в северное причерноморье. Здесь начинается их новая судьба. Которая к мойрам уже не имеет отношения.
Картина третья. Православие распространяется на новые для себя территории и этносы. В частности, ему выпало избавить от язычества местное мусульманство. Вскоре православие становится государственной религией княжества Русь. Что мы видим дальше на сцене истории нашей цивилизации? Видим борьбу между русским православием у власти и византийским язычеством за возвращение христианства на Босфор. С византийской стороны это происки клерикалов языческого Рима – учредителя Византии, пытавшихся не допустить сближения с ней Руси. В частности, это рассказы мойр об отсталости Руси: отсутствии в ней банковской системы, профессиональной армии и «приличной» религии. С русской стороны это удары православных князей по влияию языческого Рима на Византию, и по самому язычеству в Византии (вспомните русские щиты на вратах Цареграда). Видим развитие морской торговли между нашими странами. Видим свадьбу православия и мусульманства суннитского толка, приведшую к объединению ресурсов славянских и тюркских этносов и резкому росту мощи и благосостояния в образовавшейся таким образом империи. Видим возвращение христианства в Византию. Видим, наконец, что политеизм, даже и виновный в злодеяниях против христианства, императором не наказан, а возвращён в империю – в лице трёх мойр. Теперь уже не как религия, а как источник вдохновения людей искусства.
Занавес.
Эпилог.
Александр Сергеевич показал здесь историю Руси, альтернативную официальной её трактовке. Обращает на себя внимание, что атмосфера сказки как в пушкинском тексте, так и, естественно, в моём «переводе» – светлое, радостное, романтическое бытие Руси изначальной. А что представляет собой официальная, «Романовская» версия истории Руси, писаная Карамзиным под присмотром царя? Мрак и беспросветность! И это не происки сказанных соавторов, а вполне осознанная, общая политика в империи. В особенности это – раздувание до безумных размеров сказки о татаро-монгольском иге. Смысл такой политики немцев «Романовых»(на самом деле с 1762 года Гольштинских-Готторптских) – унизить династию Рюрика, привить чувство вины нашим, современным царю мусульманам, привить идею необходимости мести им православным. А всё вместе это – политика «разделяй и властвуй» родственничков «Романовых» с западных престолов. И опять поражает величие цивилизационного чутья поэта, семья которого жила рядом с Карамзиными и поддерживала с ними дружеские отношения. Действительно, молодой Пушкин мог заразиться от них вирусом грандиозной исторической лжи во имя полноты кошелька, но не заразился. Ещё «Романовы», очерняя чужой им русский мир, отвлекали внимание от реальных проблем – немецко-романовского ига, рабского положения крестьян в их империи, грязной истории ограбления Гольштинскими-Готторптскими Великой Тартарии – нынешних Сибири и Дальнего Востока, искажения истории жизни князей и царей Рюриковичей, и т.д., и т.п. В этих условиях сверхзадача сказки о Салтане звучит как протест поэта против исторической лжи, и как очистка, для нас, прошлого от истории.
********** Действие второе: «Сказка о золотом петушке».**********
********** Действующие лица и исполнители.**********
Картина третья – «Вторые петухи». 1654-1667 годы.Петушок снова кричит. Царь шлёт младшего сына со вторым войском. Польско-украинская публика уже понаехала в Россию, не оставляя своих планов внедрить здесь свою веру вместо русской. Они готовят религиозную реформу, получив в своё распоряжение русскую церковь на разбраковку и переформатирование. В 1653 г патриархом поставлен Никон, собором 1654 г его планы одобрены. Это вторая попытка насаждения украинской веры вместо русской. Одновременно началась очередная война с Польшей 1654–1667 гг. Практическая церковная реформа, завершилась собором 1666-1667 гг. На соборе РПЦ была предана анафеме, а старые книги и правила заменены новыми.
Зададимся вопросом: с какой целью поэт засекретил содержание сказки, написал её языком Эзопа, иносказательно, языком басни? Понятно: её подлинное содержание таково, что цензура к печати сказку не допустила бы. На самом деле, могла ли она пропустить к читателю подлинную историю незаконного укоренения на престоле сначала Михаила, а затем и всего рода Романовых через сотрудничество с интервентами, с московской пятой колонной? Пропустить историю воцарения рода через использование его члена-патриарха для реформы веры, такой, которая привела к расколу народа и гражданской войне? Пушкин элегантно справился с задачей: создал сказку с прекрасным, романтическим, рыцарским содержанием и одновременно донёс до нас правду 17 века.
Сказка о царе Салтане
Сказки терапевтически воздействуют на женскую душу. Они напоминают им о счастливом детстве, о материнстве — когда женщина читает сказки своим детям — и одновременно пробуждает в женской душе древние архетипичные воспоминания, которые у всех нас заложены в подсознании. Почти во всех сказках присутствуют такие персонажи, как Царь и Царица или Царевич и Царевна. Царь — это символ логики и разума, мужского начала. Царица — символ души, психеи, эмоциональной сферы и женского начала. Царевич — это обновленный разум, который должен прийти на смену старому, царевна — душа, сопровождающая новый разум.
«Сказка о царе Салтане» начинается с беседы трех девушек во время прядения. Три девушки — это три эмоционально-чувственных начала, одно из которых должен выбрать Царь, чтобы его жизнь стала гармоничной. Если трон займет та часть женского начала, которая порождает иллюзии и искажает истину, то такое единство внесет искажение в разум человека.
Прясть — процесс, символизирующий в народном сознании прядении нити мысли. А также обозначает «спускать с неба нить дождя», т.е. из духовной сферы проводить в земную очищающую информацию.
Первая девушка мечтает закатить пир на весь мир. Мысли этого женского начала стремятся только к наслаждению души и тела. Вторая девушка хочет наткасть полотна — то есть создать ткань для всего государства и для каждого человека по своему личному усмотрению. И только от чистоты намерений девушки зависит, насколько полезная будет эта ткань. Третья девушка мечтает родить наследника. Ее намерение создать плод, который в будущем займет место царя и совершит естественный процесс обновления старого сознания. Поэтому Царь выбирает последнюю девушку. Но при этом он берет во дворец и ее сестер, дав им должность ткачихи и поварихи. Ткачиха, повариха и баба Бабариха — негативные эмоциональные силы, стремящиеся держать царя-сознание в изоляции от прекрасной и доброй психеи, которой является его жена. Таким образом в одном месте схлестнулись три противоположные друг другу женские начала, которые вступили в конфликт сразу же как царь уехал на войну.
Справедливая война в сказке — символ борьбы истины и гармонии с хаосом и иллюзиями. Война говорит о том что в государстве-сознании не все в порядке, и царь покидает трон, чтобы разобраться в самом себе. После того как он получает известие о том, что жена родила «неведому зверюшку», царь впадает в ярость. И все же откладывает принятие решения до своего возвращения. Он пока еще не полностью захвачен хаотичным эмоциональным проявлениям. Но под деструктивным влиянием ткачихи и поварихи, его сознание искажается и он приказывает посадить царицу с сыном в бочку и бросить в море.
Сын — новое обновленное сознание — растет не по дням, а по часам даже в бочке, потому что так и должно быть. И он утешает плачущую мать — как сильный разум успокаивает разбушевавшуюся эмоциональную сферу.
Лебедь, птица, живущая между небом и землей, является преображающей силой эмоциональной сферы. Эта сила приносит из сферы духа целый город, в котором теперь правит Гвидон.
Корабельщики, которые плавают по море от царя к Гвидону и обратно — позитивные мобильные силы сознания, передающие информацию его изолированным частям.
Гвидон — развивающееся сознание — обладает такой силой, что способен проникать в сознание своего отца и воздавать по заслугам. Так повариха, ткачиха и баба Бабариха получают свое наказание.
Чудо-белка — это резвое создание, символизирующее подвижность разума и его способность быстро адаптироваться в любых условиях. Белка разгрызает орехи — то есть разум умеет быстро решать возникающие проблемы. А золотая скорлупа и изумрудные ядра — это драгоценное содержание в дорогой оболочке. Извлекать изумрудные ядра — способность находить истину и приобретать мудрость и драгоценный опыт. Хрустальный дом для белки — символ прозрачности и чистоты сознания.
Тридцать три богатыря, выходящие из моря — родные братья царевны Лебедь. Море — символ мощной созидательной силы, в которой обитают активные силы, облаченные в золотые кольчуги — защиту истины. И теперь они охраняют остров Гвидона от всего хаотичного и иллюзорного. Ну а сама царевна Лебедь — это бесконечная вселенная. Это подтверждают и месяц под косой, и звезда во лбу, которая может освещать землю. Внутри каждого человека есть непознанная бесконечная вселенная, но не всегда удается ее открыть. Гвидону это удалось, когда он взял в жены царевну.
Царь Салтан, прослышав о богатом острове и всех его чудесах, собирается в гости к Гвидону. Как только он узнает в нем своего сына, а в его матери свою жену, воссоединяются все силы сознания — его разум, чувства и эмоциональная сфера. Ткачиха, повариха и баба Бабариха со своими разрушительными сферами духа теперь бессильны. Более того Салтан, несмотря на то, что временно попадает под их дурное влияние, не настолько забыл свою царицу — гармоничную женскую сферу души, чтобы взять в жены другую сестру. Поэтому в конце он не погибает, как цари в иных сказках, а продолжает править вместе с женой и даже прощает ее злых сестер. Таким образом он избавляется от ложных страстей и приобретает драгоценный опыт и мудрость.
Частично использованы материалы из книги Анны Бену «Танцующая с волками»