распутин прощание с матерой история создания

«Прощание с Матёрой» (В. Распутин)

Цитата: «Мёр-ртвых гр-рабют!».

История создания

При строительстве ГЭС родное село писателя было затоплено. Это спровоцировало Валентина Распутина на горькие размышления о небрежном отношении к традициям и устоям.

Проблематика:

Смысл названия: прощание, вынесенное в название, становится тематическим стержнем этого произведения. Трудно, болезненно прощаясь с прошлым, автор призывает не забывать истоки.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть.

Жанровые особенности: «Прощание с Матёрой» в жанровом отношении сближается с философской притчей. Деревня Матёра, которую решительно и безапелляционно губят ради прогресса, символизирует Россию и мир в целом.

Время и место действия: действие повести происходит в островной деревне Матёра на берегу реки Ангары. Время — современность автора.

Действующие лица

Дарья Васильевна Пинигина — старая (более 80 лет), но энергичная женщина. Очень любит Матёру и не покидает её до последнего дня.

Павел Миронович Пинигин — сын Дарьи Пинигиной, молчаливый мужчина 50 лет. К Матёре относится тепло, но устал страдать по ней и даже рад, что всё заканчивается.

Андрей Павлович Пинигин — младший внук Дарьи, сын Павла. Недавно вернулся из армии, хочет работать на ГЭС и о затоплении Матёры не грустит.

Богодул — задиристый старик, бродяга, по слухам — бывший каторжник. Плохо говорит по-русски (поляк). Матёра очень дорога ему.

Петруха (Никита Зотов) — алкоголик и лентяй, не помогающий старушке-матери.

Катерина Зотова — мать Петрухи, добрая и симпатичная старушка. Дружит с Дарьей Пинигиной. Остаётся в Матёре до конца.

Сима — старушка, воспитывающая в Матёре внука Колю (её немая дочь не может заниматься воспитанием ребёнка). Сима и Коля остаются в Матёре до последнего.

Настасья и Егор — пожилая супружеская пара. Они раньше всех перебираются в город, но Егор очень тоскует по Матёре, в городе жить не может и умирает. Тогда Настасья возвращается на «малую родину» и остаётся в Матёре до последнего дня.

Воронцов — начальник Павла Мироновича Пинигина, председатель совхоза. Отвечает за отселение людей с Матёры.

Хозяин Матёры — фантастическое существо, некий дух, который, согласно местным поверьям, каждую ночь обходит Матёру и проверяет, всё ли в порядке.

Краткое содержание

Матёра — это деревня на берегу Ангары. Была в ней когда-то церковь, но потом её переоборудовали под склад. Есть в этой деревне маленький местный аэропорт, позволяющий наладить сообщение с окружающим миром. А в целом Матёра — традиционная деревня со старыми устоями.

Матёру скоро уничтожат: собираются строить электростанцию, а эта деревня мешает, поэтому всех жителей Матёры планируют переселить в город. Жителям Матёры жалко свои дома, всё нажитое, жалко вида на Ангару и традиционных неспешных чаепитий. И всё-таки жители Матёры мало-помалу перебираются в город.

Кто-то поджигает свой дом, и Матёра горит. Старожилы, наблюдавшие этот пожар, считают, что он произошёл случайно: разве можно сжечь свой дом?

Некоторые из обитателей Матёры наотрез отказываются уезжать. Возглавляет эту группу Дарья Пинигина: она даже ссорится с сыном Павлом и его семьёй. Дарья, несмотря на преклонный возраст, готова драться за Матёру. На прощание (перед затоплением Матёры) она белит свой дом, словно обмывает и одевает покойника, готовя его в последний путь.

Настасья, приятельница Дарьи, волнуется о своей убежавшей кошке, хотя с животными в самолёт нельзя, так что всех питомцев уничтожат вместе с островом. А Дарью больше всего волнует, что санитарная бригада перед затоплением уничтожит кладбище: пожилой женщине даже снятся толпы предков, пришедших судить её за то, что допустила такое.

Под конец даже молодёжь не рада гибели Матёры. И всё же Матёра опустевает. Скоро она исчезнет с лица земли.

Экранизация

«Прощание» (СССР, 1981).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Где находится Матёра?

Ответ. В Сибири, на берегу Ангары.

Как Дарья Пинигина поступает со своим домом перед затоплением Матёры?

Ответ. Моет и белит дом. Дарья будто готовит дом к похоронам. Для неё дом — часть Матёры, а Матёра — живая.

Укажите жанр «Прощания с Матёрой».

Ответ. Повесть (по формату сближается с философской притчей).

В 1950-1980-е годы в русской литературе ведущим направлением была так называемая «деревенская проза», описывающая общечеловеческие ценности, максимально сохранившиеся в традиционной деревенской жизни. Творчество В. М. Шукшина, В. П. Астафьева и В. Г. Распутина относится к ярким образцам данного направления.

Источник

Анализ «Прощание с матерой» Распутин

распутин прощание с матерой история создания. Смотреть фото распутин прощание с матерой история создания. Смотреть картинку распутин прощание с матерой история создания. Картинка про распутин прощание с матерой история создания. Фото распутин прощание с матерой история создания

Всего получено оценок: 559.

Всего получено оценок: 559.

Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие деревни, стоящие на её пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства. О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал своё произведение Валентин Распутин. Как ведёт себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности в нем преобладают, покажет анализ произведения. Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.

распутин прощание с матерой история создания. Смотреть фото распутин прощание с матерой история создания. Смотреть картинку распутин прощание с матерой история создания. Картинка про распутин прощание с матерой история создания. Фото распутин прощание с матерой история создания

Краткий анализ

Год написания – 1976 г.

История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре и стали уничтожать маленькие деревни, писатель не мог остаться в стороне и написал «Прощание с Матёрой».

Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.

Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома и перевозят жителей.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Анализ произведения «Прощание с Матёрой» начинается с истории создания.

В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревень должны были переселяться в другие места, а сами деревни подлежали затоплению.

Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжёлым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.

Маленькие населённые пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.

Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

Тема повести Распутина «Прощание с Матёрой» – вырождение деревень, включающая в себя нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остаётся человеком, а кто превращается в «петруху».

Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

Композиция

С первых строк повести начинается знакомство с деревней Матёрой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.

Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В её речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал своё прошлое, у того нет и жизни.

Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознаёт неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Прощания с матёрой».

Жанр произведения «Прощание с Матёрой» – повесть. Повесть “Прощание с Матёрой” относится к такому пласту литературы, как «деревенская проза». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы. Вместе с этим писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.

Источник

Всечеловечная книга

Иллюстратор «Прощания с Матерой» рассказал об истории создания основной книги проекта «Распутин. Читаем вместе»

распутин прощание с матерой история создания. Смотреть фото распутин прощание с матерой история создания. Смотреть картинку распутин прощание с матерой история создания. Картинка про распутин прощание с матерой история создания. Фото распутин прощание с матерой история создания

Текст: Екатерина Дементьева/РГ (Иркутск)

Фото: Дмитрий Резников/РГ (Иркутск)

Совсем немного времени осталось до того дня, когда поклонники Валентина Распутина смогут увидеть видеокнигу «Прощание с Матерой». Иркутяне и братчане, жители Бугульдейки и Усть-Уды, Саянска и Усть-Кута, и многие другие участники из 300 добровольцев читали свои отрывки из издания, выпущенного специально к юбилею писателя в 2012 году — подарок Иркутской области своему именитому земляку.

Книга стала культурным событием, а затем и библиографической редкостью — мало того что подарочное издание было выпущено ограниченным тиражом, еще и иллюстрировал ее известный иркутский художник Сергей Элоян. Об истории создания этой книги, об особом отношении художника к повести, а писателя к художественным воплощениям своих персонажей «Российской газете» рассказал сам иллюстратор.

Для читателей сюрпризом, пожалуй, стало то, что стилистика иллюстраций в «Матере» заметно отличается от вашей художественной манеры. Почему?

Под впечатлением от «Прощания с Матерой» я тогда, будучи еще студентом, попросился в экспедицию в зону затопления БоГЭС. Ездил туда два сезона. Рисовал все, что должно было быть затоплено: старые дома, наличники, хозяйственные постройки, утварь. И потом увиденное и внутренне пережитое, очень похожее на события, описываемые в книге, выплеснулось уже спустя 25 лет в иллюстрациях. К этому времени возобновили строительство БоГЭС, вновь началось расселение деревень, была поездка по Ангаре с Валентином Распутиным — все это всколыхнуло старые воспоминания и усилило трагичные нотки в оформлении. Причем настолько, что Валентин Григорьевич, увидев их, даже загрустил: «Это что ж, последняя моя книга получается?» Нет, конечно, даст Бог, мы еще много книг с Валентином Григорьевичем издадим.

Сергей Элоян: Это одно из самых ярких впечатлений моих студенческих экспедиций. Тогда была такая система: при переселении люди, прежде чем уехать, должны были сжечь свой дом. Сами сжечь.

Как жестоко.

Юбилейное издание стало основной книгой видеопроекта «Распутин. Читаем вместе». Что вы думаете о готовящемся фильме?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *