распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

Распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Крещение Руси в X веке сформировало систему двоеверия и обрядоверия, в которой произошло смешение христианских и языческих элементов».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

— многие старые языческие праздники и обряды были просто приурочены к новому календарю христианских праздников;

— население оставалось в массе непросвещённым в истинах православной веры;

— нередко люди втайне продолжали придерживаться привычных языческих обрядов, одновременно внешне совершая и христианские обряды;

2) в опровержение, например:

— церковь быстро стала на Руси основным источником образования и грамотности, главным нравственным авторитетом;

— в первые века христианства на Руси появились крупные монастыри и прочие церковные центры, активно занимавшиеся миссионерством и боровшиеся с языческими пережитками и предрассудками;

— в течение первого столетия христианства на Руси были канонизированы местные святые, что свидетельствовало о быстром распространении христианских идеалов и образов поведения.

Источник

Святая Русь: тернистый путь христианства

988 год стал условным рубежом, разделившим историю Древней Руси на «до» и «после». В 11-м веке язычество пыталось вернуть утраченные позиции.

«Володимер посла по всему граду, глаголя: «Аще не обрящеться кто заутра на реце, богат ли, ли убог, или нищь, ли работник, противен мне да будет». Се слышавше людье, с радостью идяху, радующеся и глаголюще: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояре приняли»…», — так описывал автор «Повести временных лет» крещение киевлян. В едином порыве жители столицы, следуя примеру своего благодетеля-князя, ступили в воды Днепра и отказались от языческого прошлого. Однако действительность оказалась не такой радужной, как изложил в своём сочинении летописец. Прежде чем полностью завоевать умы жителей государства, христианству пришлось бороться с ещё остававшимся на плаву язычеством.

Христианство до крещения: первые попытки князей крестить Русь

Первые христиане оказались в славянских поселениях и торговых постах уже в 9-м веке, а возможно и раньше — во всяком случае, именно этим столетием датируются археологические находки характерных ритуальных артефактов в Старой Ладоге, куда прибудет полулегендарный Рюрик. Ископаемые данные хорошо коррелируют с сообщениями письменных источников, согласно которым некоторые «русы» приняли христианство в середине — второй половине 9-го века: эти события часто связывают с княжением в Киеве Аскольда и Дира.

распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть картинку распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Картинка про распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

Гравюра Ф. Бруни «Смерть Аскольда и Дира». Источник: Очерки событий из российской истории, сочинённые и гравированные профессором живописи Ф. Бруни

К 10-му веку в Киеве и Новгороде, крупнейших городах созданного Вещим Олегом объединённого государства, проживало большое количество христиан. Это также подтверждается итогами археологических раскопок. Важные изменения в конфессиональном составе населения Древней Руси совпадают и с ключевым политическим событием того периода — принятием христианства княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами Игоря Рюриковича.

распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть картинку распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Картинка про распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

Крещение княгини Ольги. Источник: wikipedia.org

Уже в это время намечаются серьёзные проблемы, связанные с христианством. В 959 году на Русь отправляется немецкий епископ Адальберт Магдебургский — этот визит стал результатом удовлетворения просьбы княгини Ольги, адресованной императору Германии Оттону I, касавшейся помощи в распространении христианства на русских землях. Однако миссия клириков не увенчалась успехом. Спустя некоторое время епископ вернулся на родину, а некоторые его сподвижники были убиты язычниками — считается, что не без участия сына Ольги, Святослава.

Новые попытки установить контакты с религиозными деятелями Запада зафиксированы во время кратковременного правления Ярополка Святославича, брата будущего крестителя Руси. В 979 году он обратился к папе римскому с просьбой прислать в Киев клириков для проповедей, чем умудрился обратить против себя не только языческие круги столицы, но и проживавших в городе христиан, тяготевших к восточным практикам исповедания веры. Этот недальновидный шаг во многом предопределил поражение Ярополка в борьбе с Владимиром.

распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть картинку распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Картинка про распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

Владимир Святославич и крещение Руси

Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий. [Сборник: Владимир Святой]

В летописных хрониках эти раздумья (или, скорее, представления о них) отразились в легенде об «Испытании вер». Конечно, в действительности посольств клириков ко двору Владимира в короткий промежуток времени не происходило, однако сказание достаточно достоверно передаёт атмосферу, в которой Владимир был вынужден принимать решение о духовном будущем своих подданных. Выбор пал на христианство византийского образца — с Восточной Римской империей Русь уже давно имела довольно тесные контакты. [Сборник: Византия]

Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.

распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть картинку распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Картинка про распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

Прибытие в Киев византийских миссионеров. Источник: wikipedia.org

Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.

Крещение Новгорода: на пороге гражданской войны

Проблемы возникли уже на первом этапе распространения христианства — очагом сопротивления стал Великий Новгород. Религиозный вопрос тесно переплетался с политическим: знатные люди бывшей столицы Руси с опаской относились к воле Киева, видя в крещении возможное ослабление своей самостоятельности. Проблемы осознавал и Владимир, поэтому в 990 году на северо-запад страны отправилась военная экспедиция под руководством воеводы Добрыни, дяди киевского князя. [Сборник: Крещение Руси]

Первоначально Добрыня и присланные из Киева клирики крестили несколько сотен согласившихся на это мероприятие новгородцев, чтобы убедить местное население в правильности этого решения. В следующем году, во время нового похода, новгородцы во главе с тысяцким Угоняем и волхвом Богомилом решили оказать киевлянам сопротивление. Началось восстание, в ходе которого язычники разгромили дом, где находился Добрыня. Тот принял решение действовать быстро — именно внезапность действий могла обеспечить ему победу над превосходящими силами восставших.

Его соратник Путята связал боем превосходящие силы новгородцев, а в это время сам Добрыня начал жечь дома язычников. Огонь быстро распространялся среди деревянных домов, что заставило восставших пойти на переговоры с киевлянами. На общегородском вече жители города позволили строить в Новгороде храмы и обещали не чинить препятствий христианским проповедникам, но креститься пожелало весьма малое количество горожан. Это не устраивало Добрыню — он начал проводить религиозные обряды насильно, используя свои войска, а также разгромил языческие святилища и капища. Киевляне праздновали победу. И хотя многие новгородцы приняли христианство лишь из страха перед властью — долгое время языческие боги тайно почитались в городе, — тем не менее Владимир Святославич праздновал победу: ему удалось подчинить своей воле второй по значимости город государства.

распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть картинку распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Картинка про распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

Современный вид реки Волхов, где новгородцы приняли крещение. Источник: wikipedia.org

Процесс крещения русских земель затянулся на десятилетия. Фактически в новую веру обратились лишь жители крупных городов, но и их верность зачастую подвергалась большим сомнениям. Пограничные же территории государства долгое время оставались языческими: так, например, племя вятичей отказывалось обращаться в христианство, по некоторым данным, вплоть до 14-го века.

После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну ушли в подполье. По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе, и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века.

распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть картинку распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Картинка про распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

Первое крупное выступление случилось в Суздале в 1024 году, когда регион поразили страшный неурожай и засуха: продовольствия не хватало, и простые люди пытались найти виновников ненастий. Рядом с ними вовремя оказались волхвы: они обвинили во всех бедах племенную знать. По языческим традициям, виновные приносились в жертву, чтобы умилостивить богов. Так поступили и восставшие, попутно предавая смерти престарелых людей, дабы «обновить» землю. Ярослав Мудрый никак не отреагировал на выступление жителей Суздаля — восстание затухло само по себе.

Самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. В 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие знатным людям, которые, как казалось, утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.

В Новгороде, согласно «Повести временных лет», в 1071 году на улицах города появился безымянный волхв, который начал агитировать местное население против местного епископа. Летописец сообщает, что на стороне христианского клирика оставался лишь князь Глеб со своей дружиной — спустя 80 лет после крещения города Добрыней подавляющая часть горожан симпатизировала или хотя бы сочувственно относилась к языческим культам. В Новгороде чуть не начались уличные бои, но князь быстро пресёк возможное выступление, просто убив волхва. Интересно, что после смерти лидера недовольные просто разошлись по домам.

распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть картинку распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Картинка про распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

В Ростове, также на фоне неурожаев, в 1071 году появились два волхва из Ярославля и начали клеймить христианских священнослужителей и местную знать — мол, они виноваты во всех бедах, которые обрушились на простой люд. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Вскоре бунтовщики дошли до Белоозера, где находился Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем. Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин.

распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Смотреть картинку распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Картинка про распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы. Фото распространение христианства на руси в 10 11 веках привело к появлению и расширению такой группы

Суздальские, Новгородские и Ростовские события оказались самыми крупными восстаниями 11-го века. Однако летописцы сообщали и о всплеске разбоя на дорогах: «лихие люди» стали головной болью князей на рубеже 10−11 веков. По всей видимости, религиозные изменения, вкупе с постоянными междоусобицами, стали одной из причин ухудшения ситуации в стране. Крещение Руси разделило общество на долгие десятилетия.

Христианство в 10−11 веках смогло закрепиться в крупных городах Древней Руси, что тем не менее не помешало местным жителям периодически восставать под руководством языческих жрецов. В сельской местности и отдалённых от торговых путей регионах ситуация была ещё сложнее. Её можно реконструировать по данным, полученным с помощью археологических раскопок. Артефакты, обнаруженные в захоронениях, позволяют утверждать, что среди большей части населения царило двоеверие: христианские обряды и реликвии соседствовали с языческими. Эхо этого явления можно наблюдать и по сей день: люди празднуют Масленицу, отмечают колядки, прыгают через костёр на день Ивана Купала. «Святая Русь» так и не смогла отделаться окончательно от языческого прошлого.

Источник

«Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель

Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.

Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций. Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве». И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.

Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.

Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».

Выбор веры

Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.

«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян. Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены. К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.

По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.

«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.

По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.

Земля Херсонеса

Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.

Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).

После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.

«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

Источник

О распространении христианства в древней Руси IX-XIV веков на основе данных архелогии и письменных источников

Избранная методология предполагала параллельное исследование различных типов и видов источников с применением соответствующих методик и последующим сопоставлением результатов. Анализ археологических памятников предварялся изучением письменных источников и текстов церковной традиции. Это позволило выявить начало и этапы христианизации, ее специфику на исследуемой территории, особенности церковной организации и культуры изучаемой эпохи, которые могли найти отражение в вещественных древностях, а также нормы погребального обряда и обращения с христианскими святынями. Было необходимо выявить культурные инновации, представленные в вещественных древностях, установить их роль. Само же знакомство с христианскими древностями должно основываться на иконографическом подходе, который позволяет выделить наиболее существенные типологические черты изучаемого образа без учета его стилистических особенностей, что соответствует культурному восприятию человека средневековья.

Следующими по времени христианскими древностями являются кресты и крестовидные накладки из листового серебра и бронзы. Среди 31 экземпляра таких кре-стов, происходящих из 12 пунктов на территории Древней Руси, можно выделить ряд типологических групп. Наиболее характерны кресты с расширяющимися концами, вписанные в круг; некоторые из них вырезаны из серебряных монет. Все они датируются серединой

Появление рассмотренного типа крестов тесно связано с распространением нового обряда ингумации – погребения в камерах и могильных ямах. Все кресты происходят только из ингумаций, 11 из них найдены в ямных погребениях под курганами или без. Само возникновение ингумации синхронно ранним находкам серебряных крестов, датируется, очевидно, второй четвертью X в. и соотносится с появлением понятия «погребение» в летописном тексте ПВЛ, которое, как показывает смысловой анализ летописного словоупотребления, всегда связано исключительно с ингумацией. Рядовые ингумации киевского некрополя, совершенные в «кърстах» (деревянных гробах, вошедших в христианскую погребальную практику в X в.), представляются древнейшими на Руси и должны рассматриваться как инновации в культуре эпохи христианизации. Погребения имеют прямые аналогии на тех территориях, для которых уже характерна христианская или христианизируемая культура. Таким образом, ранние ингумации в Древней Руси безусловно являются следствием христианизации общества. Это подтверждается синхронностью их появления с известиями письменных памятников о распространении христианства на Руси, со встречаемостью обряда трупоположения и христианских древностей в одних комплексах, аналогиями с погребальным обрядом христианских или христианизируемых культур, наличием в погребальном инвентаре ранних ингумаций бытовых предметов, указывающих на связь погребенных с культурой христианских обществ. Механизм дальнейшего распространения обряда трупоположения в Древней Руси подлежит изучению, однако его возникновение под влиянием христианской культуры представляется очевидным. Возможно, его массовое распространение в древнерусском обществе вызвано как активной христианизацией, так и механизмом «социального подражания» самому обряду, престижному в среде древнерусской элиты.

К этому же кругу христианских древностей относится еще одна уникальная находка: бронзовая печат-ка с изображением Иисуса Христа с нимбом, Евангелием и надписью

В XI в. камерный обряд, кресты из серебра и византийские монеты-подвески вытесняются из важнейших торговых и политических центров на пути «из варяг в греки» на северную периферию Новгородской земли. Это свидетельствует о некотором запаздывании христианизации Новгородчины, а также о том, что функции дружинных коллективов, в среде которых началось распространение новой веры, в системе социально-политических связей Древней Руси существенно изменились: они оказались на периферии общественной жизни и ими была усвоена функция охраны новых границ набирающего силу Древнерусского государства. Изменились направление и культурные формы христианизации: то, что раньше было характерно для древнерусских городов, стало обычным для сельских регионов. На смену дружинно-общинному типу организации древнерусского духовенства приходят епархиально-приходские структуры, которые приносят с собой новое поколение христианских древностей – нательные кресты с Распятием.

Судьбу нательных крестов с Распятием можно представить следующим образом.

География распространения находок крестов с Распятием на Руси характеризует прежде всего древнерусские городские центры и сельские некрополи, иногда связанные с воинскими гарнизонами, контролировавшими пути сообщения древнерусского государства. Находки их также отмечают и на маршрутах древнерусской колонизации чудских окраин. Это отражает изменение направления христианизации на Руси и становление церковной культуры в сельской местности.

В XII – первой половине XIII в. христианизация, заканчивающаяся становлением церковной культуры, осуществляется в Северо-Западном Приладожье. Первое знакомство карел с христианством происходит в рамках военно-политического союза с Новгородом, что и подготавливает крещение 1227 г. Примечательно, что христианизация ижоры в это время еще только началась (1240 г.). Завершающий этап становления церковной организации в Северном Приладожье связан с основанием Валаамского монастыря и упоминанием погостских церквей в середине – конце XIV в.

На Ижорском плато христианизация начинается вместе со славянской земледельческой колонизацией в начале XII в. Однако определенная автономия и политическая независимость финно-угорских племен в составе Новгородской земли, сопряженная с веротерпимостью, отмечаемой Ливонской хроникой, приводит к тому, что погостская система здесь устанавливается не ранее 1215–1240 гг. Пристальное внимание церковной иерархии к этому региону (архипастырская поездка митрополита Кирилла в Копорье в 1256 г.) связано с немецкой экспансией в регионе, сопровождаемой попытками утверждения юрисдикции Латинской Церкви в Водской земле (1241–1253 гг.). Характерно, что после 1268 г. подобные притязания прекращаются. Однако существование в Копорье каменного храма зафиксировано лишь в конце XIII в. (1296 г.). В целом процесс христианизации сопутствует феодализации Новгородской земли, а основными путями распространения новой религии становятся военно-торговые дороги и колонизационные маршруты.

Отмеченным этапам воцерковления различных регионов Новгородской земли полностью соответствует картина распространения нового погребального обряда и христианских древностей в изучаемых регионах. Зафиксированная для этой территории выборка крестов и иконок немногочисленна (131 предмет личного благочестия из 112 погребений, раскопанных в 85 могильниках), но весьма разнообразна и представлена 17 типами крестов, 10 типами иконок и 3 типами змеевиков. Наиболее многочисленная группа – так называемые «кресты скандинавского типа», которые происходят из погребений конца

Все предметы личного благочестия синхронизируются в захоронениях с характерными для исследуемых территорий типами курганных древностей. В этом смысле инвентарь в погребениях с христианскими древностями не отличается от состава вещей в захоронениях без таковых. Однако в целом погребения с предметами личного благочестия богаче по составу инвентаря, наличие монет и изделий городского ремесла в комплексах свидетельствует о более активных внешних контактах представителей оставившего погребение коллектива и раскрывает конкретные механизмы христианизации сельских

С.И. Сергеева // ИАК. Вып. 15. СПб., 1905. С. 6–74; Равдина Т.В. Погребения с монетами X-XI вв. на территории Древней Руси. М., 1988. С. 42; Булкин В.А. «Курган 97» из раскопок С.И. Сергеева в Гнездове // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982.

С. 59, 150, 506; Purchonen P. Cross pendants from iron-age Finland // Byzantium and the North. Acta byzantina fennica. V. 3. 1987. Рис. 3, 3; Кузьмин С.Л. Которский погост – локальный центр конца I – начала II тысячелетия н.э. в верховьях Плюссы // Материалы по археологии Новгородской земли. М., 1991. С. 153–168;

АИА – Архив института археологии

АО – Археологические открытия

AC – Археологический съезд

ГВНП – Грамоты Великого Новгорода и Пскова

ГИМ – Государственный исторический музей

ГЭ – Государственный Эрмитаж

ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения

ИА РАН – Институт археологии Российской Академии наук

ИАК – Известия Археологической комиссии

ИИМК РАН – Институт истории материальной культуры Российской Академии наук

ИОЛЕАЭ – Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете

КСИА – Краткие сообщения института археологии

MAP – Материалы по археологии России

МИА – Материалы и исследования по археологии СССР

НИС – Новгородский исторический сборник

НПЛ – Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. M.-Л., 1950

ПВЛ – Повесть временных лет. СПб., 1996

ПСРЛ – Полное собрание русских летописей

СА – Советская археология

СС – Скандинавский сборник. Таллинн

ESA – Eurasia Septentrionalis antiqua. Helsinki

IA АН УССР – Институт археологии Академии наук Украинской Советской Социалистической Республики

См.: Седов В.В. Распространение христианства в Древней Руси // КСИА. М., 1993. № 208. С. 3–11.

См.: Васильевский В.Г. Труды. Т. 3. Пг., 1915. С. 64–68, 95–96; Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 384–385.

См.: Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад, 1915. С. 279–281.

См.: ПСРЛ. Т. 9. М., 1962. С. 12; Т. 22. Ч. 2. С. 153–154; Т. 21. Ч. 1. С. 36; Т. 2. С. 235;

См.: ПВЛ. СПб., 1996. С. 25.

См.: Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1967.

См.: Херрман И. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 104; Arbman H. Schweden und das Karolingishe Reich. Stockholm, 1937; Selling D. Wikingerzeitliche und fruhmittelaltliche keramik in Sweden. Stockholm, 1955. C. 47, 54; Jankun H. Hathabu, ein Handelsplatz Wikingerzeit. Neumunster, 1963. C. 196.

См.: Корзухина Г.Ф. Курган в урочище Плакун близ Старой Ладоги // КСИА. М., 1971. № 125. С. 59–64; Назаренко В.А. Могильник в урочище Плакун // Средневековая Ладога. Л., 1985. С. 156–169.

См.: Крузе Ф. О происхождении Рюрика // ЖМНП. 1836. №1. С. 43–48; Беляев Н.Т. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи // Seminarium Kondacovianum. 1929. Т. 3. С. 215–270; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 46; Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982; критика версии: Ловмяньский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик Новгородский // СС. 1963. Вып. 7.

См.: Назаренко В.А. Могильник. С. 162, 168.

См.: Eisenschmidt S. Kammergraber der Wikingerzeit in Altdanemark //Universitatforschungen zur prahistorischen Archaologie. Bonn, 1994. Bd 25.

См.: Каргер М.К. Древний Киев. М.-Л., 1958. Ч. 1. С. 142–143, 174–177, 190–191, 208–210, 210–211; Церква Богородицi Десятинна в Киевi. До 1000 лiття освячення. Київ, 1996. С. 43.

См.: Каменецкая Е.В. Заольшанская курганная группа Гнездова // Смоленск и Гнездово. М., 1991. С. 164, 167, 168. Путь из варяг в греки и из грек. Каталог выставки. М., 1996. С. 53. № 277–284; Авдусин Д.А., Пушкина Т.А. Три погребальные камеры из Гнездова // История и культура древнерусского города. М., 1989. С. 193–196, 203, 204, 196–200, 233; Спицын А.А. Гнездовские курганы в раскопках

См.: Блифельд Д.I. Давньоруськi пам’ятники Шестовицы. Київ., 1977. С. 160–163, 210, 211. Табл. 21, 22; Андощук Ф.О. Топография та хронология Шестовицького могильника // Археология. 1995. № 3. С. 115–122.

См: Ярославское Поволжье X-XI вв. М., 1963. С. 37.

См.: Платонова-Зелевская Н.И. Отчет об археологических раскопках Лужского отряда Ильменской экспедиции ИА АН СССР в 1981 г. // Архив ИА АН СССР. Р. 1. № 8740, л. 19; № 8740 А, л. 19; № 8740 Б, л. 13; Платонова Н.И. Отчет о полевых исследованиях в Ленинградской и Нов-городской областях в 1983 г. // Архив ИА АН СССР. Р-1. № 10653, л. 66, № 10653 А, л. 34, № 10653 Б, л. 17.

См.: Ширинский-Шихматов А.А. Федовский могильник // Труды II областного тверского археологического съезда 1903 г. Б. м. 1906. С. 53–62.

См.: Спицын А.А. Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова. // МАР. СПб., 1903. № 29. С. 56.

См.: Корзухина Г.Ф. Русские клады IX-XIII вв. М.-Л., 1954. С. 17, 102–103.

См.: Макаров Н.А. Население Русского Севера в XI-XIII вв. М., 1990.

См.: Моця А.П. Погребальные памятники южнорусских земель в IX-XIII вв.

См.: Уваров А.С. Меряне и их быт по курганным раскопкам // Труды 1 АС. М., 1871. С. 830, 827.

См.: Arbman H. Birka. Die Graber. Text. T. 1. Taflen. T. 2. Upsala,1940–1941; Staecker J. Made in Constantinole or made in Rome? Some Reflections on the origin of the ecclesiastical material in Scandinavia // Rome and Byzantium in the North. Missionary work and change in faith in 8–14 centuries. Kiel, 1994. Вd 1. Р. 59–81.

См.: Muller-Wille M. Death and Burial in medieval Europe. Stockholm, 1993. С. 21.

Об этом подробнее: Мусин А.Е. Древняя Русь и античный мир: становление Церкви // Древнерусская культура в мировом контексте: археология и междисциплинарные исследования. Материалы конференции. Москва. 19–21 ноября 1997 г. М., 1999. С. 48–63.

См.: Мусин А.Е. Меч и крест: новое религиозное сознание Древней Руси по данным археологии // Раннесредневековые древности северной Руси и ее соседей. СПб., 1999. С. 134–150.

См.: Авдусин Д.А., Пушкина Т.Н. Три погребальные камеры из Гнездова. Ц-301, Ц-306. С. 193, 196; Недошивина Н.Г., Фехнер М.В. Погребальный обряд Тимеревского могильника // СА. М., 1985. № 2. С. 109; Блифельд Д.I. Давньоруськi пам’ятники. № 42. С. 138–142.

См: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1 (Памятники XI-XIV вв.). СПб., 1880. Ст. 36–37.

См.: Арранц М. О крещении князя Владимира // Тысячелетие введения христианства на Руси. 988–1988. М., 1993; Ронин В.К. Славянская знать и западные миссионеры в Центральной Европе // Средние века. М., 1993. № 56. С. 118–135.

См.: Мусин А.Е. Византийские монеты в погребениях Древней Руси: аспекты христианизации // Шестая всероссийская нумизматическая конференция. Санкт-Петербург. 20–25 апреля 1998 г. Тезисы докладов и сообщений. СПб.,1998. С. 46–47.

См.: Блифельд Д.I. Давньоруськi пам’ятники. С. 150–155. Рис. 29.

См.: Андощук Ф.О. Топография. С. 119.

См.: Седова М.В. Ювелирные изделия Великого Новгорода Х-ХV вв. М., 1981. С. 49–50. Рис. 13–2, 3, 4; Мусин А.Е. Крест-тельник из Псковского Кремля (к характеристике корпуса древнейших русских крестов) // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 154–163; Репников Н.И. Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демьянском уездах в 1902 г. / ИАК. 1904. 6. С. 19. Табл. 3, 17; Монгайт А.Л. Старая Рязань // МИА. М., 1955. № 49. С. 187. Рис. 138–23; Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности русские. Кресты и образки. Киев, 1899. Т. 1. Табл. 18, 218; Гуревич Ф.Д. Древний Новогрудок. Л., 1981. Рис. 69–3; Седов В.В. Предметы древнерусского происхождения в Финляндии и Карелии // КСИА. М., 1984. № 179. С. 35; Дубов И.В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневе-ковья. Л., 1982. С. 179. Рис. 42.11; Гончаров В.К. Археологiчни роcкопки в Киевi у 1955 р. // Археология. Київ, 1957. Т. 10. С. 122–135. Рис. 4, 2; Башенькин А.Н. Работы Северорусской экспедиции у д. Пугино на р. Суде // АО 1995. М., 1996. С. 27–28; Гендуне Ю.О. О раскопках в Корчевском уезде Тверской губернии и Лихвинском уезде Калужской губернии // Архив ИИМК РАН, д. ИАК, № 1906/30; Самоквасов Д.Я. Атлас гочевских древностей. М., 1915. Табл. ХVI.16; Риер Я.Г. Изучение курганов в Могилевском Поднепровье // СА. 1976. № 2. С. 188–191. Рис. 8, 9; Соловьева Г. Раскопки славянских памятников XI-XII вв. в Гомельской области // АО 1968. М., 1969. С. 351–352; Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. Табл. 40, 6; Переписка и сборы А.К. Жизневского // Архив Тверского област-ного краеведческого музея. Ф-1. № 260; Ляудянски Л. Археалагычны досьледы у Смоленшчыны // Працы сэкцыи Археалогии Беларуской АН. 1932. Т. 3. Табл. 7–10. С. 109–110; Равдина Т.Н. Погребения с монетами X-XI вв. на территории Древней Руси. М., 1988. Табл. 8, 23; Плетнев В.А. О остатках древности и старины в Тверской губернии. Тверь, 1903. С. 387–392; Крупейченко И.И. Раскопки у д. Орехово в 1977 г. // Архив ИИМК РАН. Р-1. № 7026. № 7026 А; Хохлов А.Н. Отчет об охранных работах археологической экспедиции КГОМ в г. Калинине и в Кашинском районе Калининской области // АИА. Р-1. № 14824/1988; Моця О.П. Населення пiвденно-руських земель IX-XIII ст. (За матерiалами некрополiв). Київ, 1993. С. 85. Рис. 32; Дяденко В.Д. Давньоруський могильник бiля с. Жовнино Черкаськоi обл. // Матерiали XIII конференцii IА АН УССР. Київ, 1972. С. 316–318; Моця О.П., Дяденко В.Д. Жовнинский могильник XI-XIII ст. // Археология. 1986. № 54. С. 82–91; Кузнецов В.А. К вопросу о позднеаланской культуре Северного Кавказа // СА № 2. 1959. С. 110. Рис. 13.1; Недошивина Н.Г. Об одном типе крестовидных подвесок Древней Руси. // Проблемы археологии Евразии. Труды ГИМ. Вып. 78. М., 1990. С. 102–106; Schmidelhelm M. Ein depotfund aus Tartu // ESA. IV. Helsinki, 1929. C. 265. Рис. 25; Седов В.В. Об одной группе древнерусских крестов // Древности славян и Руси. М., 1986.

См.: Staecker J. Made in Constantinole or made in Rome? Some Reflections on the origin of the ecclesiastical material in Scandinavia // «Rome and Byzantium in the North. Missionary work and change in faith in 8–14 centuries». Kiel, 1994. Вd.1. Р. 59–81.

См.: Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийской и русской. СПб., 1892. С. 325; Dalton O.M. Byzantine art and archeology. N. Y. Р. 448, 544; Collingwood W. Northumbrian crosses of the pre-norman age. London. 1927. S. 102, 105. Fig. 125, 129; L» art irlandais. T. 2. // La nuit des temps. V. 19. P. 212–213, 86, 87. Fig. 54.

См.: Dekan J. Moravia Magna. Bratislava, 1976. Рис. 124, 126.

См.: Friesinger H.I. Tin Vierteljahrhundert Grabungen in Thunau (Gars am Camp) // Archaologie in Osterreich. 2/1. 1991. C. 6–22.

См.: Arbman H. Birka. T. 1. C. 231. T. 2. taf. 97, 1, 2.

См.: Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бе-ресте (из раскопок 1956–1957 годов). М., 1963. С. 42; Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984–1989 гг. ). М., 1993. С. 39–40.

ГВНП. М.-Л., 1949. № 80, 81.

См.: Колосов В.И. Стерженский и Лопастицкий кресты. Тверь, 1890.

См.: Сводный каталог славяно-русских книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. М., 1984. № 181. С. 205–206.

См.: Никитин А.В. Городище и могильник у деревни Крестцы // КСИА. № 139. М., 1974; Иоанисян О.М. Деревянные храмы домонгольской Руси // Успенская церковь в Кондопоге. Сборник статей по материалам конференции. Кондопога-СПб., 1994/1996. С. 26–27. Илл. 86; Мильков В.В. Нетипичные элементы в средневековой погребальной обрядности новгородской земли // Новгород и новгородская земля. История и археология. Новгород, 1995. С. 82–91.

См.: Равдоникас В.И. Архив ИИМК РАН. Ф. 2. № 113/1928. Отчет о палеоэтнологическом обследовании по рекам Оять, Паша и Сясь. Описание, карта и планы могильников. № 134/1929. Ч. 1. Отчет о раскопках курганов в юго-восточном Приладожье по течению рек Паши, Капши, Ояти и Сяси (Алеховщина, Вичугино, Залющик, Заозерье, Ильино, Кургино, Новосельск, Ригачева); Равдина Т.Н. Погребения. М., 1988. С. 5; Спицын А.А. Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л.К.Ивановского // МАР № 20. СПб., 1896. С.96; Равдина Т.Н. Погребения. С. 27; Конецкий В.Я. Древнерусский грунтовый могильник у поселка Деревяницы около Новгорода // НИС № 2. СПб., 1984. С. 57; Конецкий В.Я. Отчет о работе археологического отряда Новгородского музея. АИА. Р-1. № 7363/1978. Отчет об археологической работе на территории Новгородской области. №7895/1979; Овсянников О.В. Археологические памятники «Чуди заволоческой» в бассейне реки Ваги // Вопросы финно-угроведения. Сыктывкар, 1979; Назаренко В.А., Овсянников О.В., Рябинин Е.А. Средневековые памятники чуди заволочской // СА № 4. 1984; Purchonen P. Cross-pendants from Iron-Age Finland // Byzantium and the North. Acta Byzantina Fennica. V. 3. Helsinki. 1987. P. 33–59. Рис. 4, 1; Тухтина Н.В. Отчет о работе Вологодской археологической экспедиции. АИА. Р-1. № 2505/1962; Равдина Т.Н. Погребения. С. 81; Спицын А.А. Гдовские курагны в раскопках В.Н. Глазова. // МАР № 29. СПб., 1903. С. 76–77; Равдина Т.Н. Погребения. С. 95; Спицын А.А. Гдовские курганы. С. 59; ГЭ. Кол.1553 /18–49, 102–131; Гроздилов Г.П. Курганы у деревни Челмужи // Археологический сборник. Петрозаводск, 1947. Отчет о раскопках курганов близ села Челмужи. АИИМК. Ф-2. № 342/1934; Кочкуркина С.И., Линевский А.М. Курганы летописной веси X – начала XIII вв. Петрозаводск, 1985. С. 69.

См.: Целепи Л.П. Раскопки Целепи Л.П. в Новгородском и Лужском уездах Санкт-Петербургской губернии. АИИМК. Ф-1. М., 1900. № 2; Шмидт Г.Р. Курганы Петербургской губернии // ИОЛЕАЭ. Т. 19. Вып. 3. 1890. С. 519; Шмидт Г.Р. Доклад о раскопках в Гдовском и Лужском уездах Петербургской губернии. АИИМК. Ф. 3. № 596. С. 5; Орлов А.С. Амулеты-змеевики Исторического музея // Отчеты ГИМ за 1916–1925 гг. М. 1926. С. 5.

См.: Богословский Н.Г. Раскопки Лужских курганов « ИОЛЕАЭ. 1878–1879. Т. 31. (Антропологическая выставка. Т. 2.); Плетнев В.А. Об остатках древности и старины в Тверской губернии. К археологической карте губернии. Тверь, 1903.

См.: Кузьмин С.Л. Которский погост. С. 153–168; Верхорубова Т.Л. Отчет о проведении археологических работ в Батецком районе Новгородской области отрядом Новгородского музея в 1983 году. Архив ИА РАН. Р-1. № 9817, А, Б; Седова М.В. Сложение местной иконографии медного литья во Владимиро-Суздальской земле // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 272–279; О двух типах привесок-иконок Северо-Восточной Руси // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 191–194.

Макаров Н.А. К интерпретации находок предметов христианского культа в древнерусских могильниках (по материалам Белозерья и Каргополья) // Новгород и Новгородская земля. История и архео-логия. Новгород, 1983. С. 101–103; К оценке христианизации древнерусской деревни в XI-XIII вв.: Погребения с крестами и образками в могильниках Белозерья и Каргополья // КСИА. М., 1991. № 205. С. 11–20.

См.: Рябинин Е.А., Рябинина Т.В., Теребихин Н.М. Археологические исследования в Водской пятине // АО 1971. М., 1972. С. 24–25; Комаров К.И., Елкина А.К Курганный могильник в окрестностях Старицы //Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. М., 1976. С. 225–230.

См.: Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977–1983 гг.) М., 1986. С. 13–14.

См.: Мусин А.Е. К характеристике русского средневекового мировоззрения (проблема «двоеверия»: методологический аспект) // Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. СПб., 1991. С. 205–211.

Источник: Исторический вестник №2

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *