раскольников персонаж какого произведения

Родион Романович Раскольников

Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Бывший студент-юрист Петербургского университета — из-за нехватки средств был вынужден оставить учёбу.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников решается на убийство; однако после обнаруживает, что «Наполеоном» он не является.

Семья и происхождение

По происхождению он, судя по всему, является мещанином. На момент повествования Родиону Раскольникову исполнилось 23 года:

И уже 3 года он живет в Петербурге:

Вероятно, он родом из Р-й губернии (вероятно, имеется в виду Рязанская губерния):

Семья Раскольникова состоит из его матери Пульхерии Александровны и младшей сестры Дуни. Отец Раскольникова умер несколько лет назад:

Учеба и работа Раскольникова

За несколько месяцев до событий, описанных в романе, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу на юридическом факультете Петербургского университета:

Живёт Раскольников крайне бедно:

Когда Раскольников учился в университете, он почти не имел товарищей:

Он учился, не жалея себя, за что однокурсники его уважали, но не любили:

Также Раскольников подрабатывал, давая частные уроки детям, но в конце концов оставил эту работу. Он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.

Из-за нищеты он уже четвертый месяц не платит за аренду жилья:

Чтобы хозяйка не выгнала его с квартиры, Расскольников обещал ей, что «мамаша заплатит»:

Раскольников владеет немецким и французским языком. Его товарищ Разумихин предлагает ему подработку в качестве переводчика текстов с немецкого:

У Раскольникова есть литературные способности. За полгода до убийства старухи-процентщицы он он написал статью под «О преступлении» которую опубликовали публикуют в газете «Периодическая речь»:

При этом денег за статью он не требовал:

В начале романа Раскольников находится в состоянии, похожем на ипохондрию. Его нервы расстроены, он целыми днями лежит на кровати, думая о жизни, но ничего не предпринимает:

Внешность

Внешность героя в романе описывается дважды. В начале произведения Раскольников представлен как высокий, стройный юноша «с прекрасными тёмными глазами», «замечательно хороший собой»:

Позже Достоевский создал иной портрет Родиона Романовича — после преступления он напоминает человека, с трудом превозмогающего сильную физическую боль:

Он является нетрусливым, незабитым молодым человеком:

Одежда

Раскольников одевается очень бедно, его костюм ужасно поношен:

Он носит очень широкое пальто, похожее на мешок:

Автор о Раскольникове

Достоевский описывает Родиона Раскольникова как надменного, гордого, необщительного, угрюмого, мрачного, мнительного, вспыльчивого, высокомерного меланхолика и ипохондрика, но при этом он доброго и великодушного:

Мнение окружающих о Раскольникове

Несмотря на свою замкнутость, окружающие относятся к Родиону весьма доброжелательно, и отзываются о нем преимущественно положительно.

Разумихин о Раскольникове:

Раскольников не любит говорит о своих чувствах. Иногда он бывает холоден, бесчувственен и неразговорчив. По мнению его друга Разумихина, в нем как будто сменяются два противоположных характера:

Несмотря на ум и образование Раскольникова, Разумухин по-дружески называет его дураком:

Он высоко себя ценит и имеет на это право, по мнению Разумихина:

Мать о Раскольникове

По мнению Пульхерии Александровны, ее сыну Родиону свойственно слишком быстро выносить суждения:

Также она считает, что Родион, как и его младшая сестра Дуня, угрюм, вспыльчив, высокомерен, но при этом великодушен:

Дуня о брате

Раскольников — тщеславный, заносчивый, самолюбивый человек, не верующий в Бога, по мнению его сестры Дуни:

Зосимов о Раскольникове

По мнению Зосимова, Раскольников является человеком с бешеным тщеславием, а также ипохондриком:

Свидригайлов о Раскольникове

Свидригайлов считает Раскольникова гордым, самолюбивым, циничным и тщеславным человеком:

Вместе с тем Раскольников привлекает Свидригайлова тем, что не боится иметь собственное мнение:

Лужин о Раскольникове

Лужин считает Раскольникова заносчивым «молокососом»:

Следователь Порфирий Петрович о Раскольникове

Следователь Порфирий Петрович, зная о преступлении Раскольникова, все равно считает его благородным человеком с зачатками великодушия:

По мнению Порфирия Петровича, даже несмотря на совершенное преступление Раскольников не является безнадежным подлецом:

Раскольников — смелый, заносчивый, серьезный человек и страшный борец, по мнению Порфирия Петровича:

Также Порфирий Петрович отмечает, что Родион Раскольников от природы является весьма раздражительным человеком:

Характеристика Раскольникова

Родион Раскольников эрудированный молодой человек 23 лет, душа которого находится в постоянном поиске. Он не уверен точно, кто он в структуре им же придуманной теории о разделении массы человеческой на два основных типа: «низшие люди» и «собственно люди».

В первую категорию Раскольников относит «тварей дрожащих» или «материал» — законопослушных, консервативных, заурядных людишек. Во вторую — людей выдающихся, достойных, двигающих мир, имеющих право даже на нарушения законов этики и морали.

Герой надеется, что ему на роду писано быть среди «избранных». Но его беспокоит собственная нерешительность в принятии решений посягающих на нормы нравственности. По сути, за угрюмым, высокомерным и самолюбивым меланхоликом скрывается второе «я» Раскольникова — чуткий, великодушный, добрый человек, любящий свою семью и не желающий никому страданий. Пойдя на кровавое преступление, Раскольников стремился доказать себе, что он сам относится ко второму типу людей, и его впереди ждут особые свершения. Однако результат разочаровал убийцу-теоретика, угрызения совести привели его к выводу, что он глубоко заблуждался.

Роль в сюжете романа

Три года назад Родион Романович Раскольников, рождённый в бедной, но гордой семье, прибыл из глубокой провинции в Петербург для обучения в юридическом университете. Темноглазый шатен выше среднего роста, стройный фигурой и приятный на лицо выходил на улицы Петербурга в жутких лохмотьях и в сильно изношенной, в пятна и дырах шляпе. Герой находился на грани нищеты и не мог более оплачивать своей учёбы и проживания в большом городе.

О причастности Раскольникова догадывается следователь, но доказательств нет — если не брать в расчёт «теорию Раскольникова» и его неоднозначное, нервное, депрессивное поведение. Родион знакомится с семьёй Мармеладовых и неожиданно находит сочувствие в лице Сонечки, которая жертвуя своей честью, зарабатывает на панели, чтобы прокормить своих сводных братьев и сестёр. Его гнетёт глобальная разница мотивов его преступления и преступления бедной девушки. Состояние душевного раскола нарастает с каждым днём.

Не в силах примириться с самим собой Раскольников ссорится с матерью и сестрой, с единственным другом, отказывается от сочувствия Сонечки и, в конце концов, является в полицию с повинной. После суда героя ждут каторга и ссылка. Вместе с ним уже по собственной воле отбывать наказание едет сочувствующая ему Соня Мармеладова. Рядом с ней Раскольников обретёт счастье и по-настоящему раскается в совершённых грехах.

Источник

Родион Раскольников

раскольников персонаж какого произведения. Смотреть фото раскольников персонаж какого произведения. Смотреть картинку раскольников персонаж какого произведения. Картинка про раскольников персонаж какого произведения. Фото раскольников персонаж какого произведения

Родион Раскольников. Актер Г. Тараторкин. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского, бывший студент университета, вынужденный оставить обучение из-за отсутствия средств. Юноша живет в крайней нищете на деньги, присылаемые матерью. Является автором собственной концепции, следуя которой, решается на убийство человека.

Подлинным прототипом Раскольникова является Герасим Чистов, приказчик, принадлежавший к общине раскольников. Его жертвами стали две пожилые женщины, убитые им с целью грабежа. Также существуют исторические и литературные прототипы героя, информацию о которых можно найти в соответствующем разделе статьи.

Описание героя

Биография, внешность

Раскольников – молодой человек в возрасте двадцати трех лет, до недавнего времени – студент юридического факультета университета. Из близких родственников у юноши есть мать, Пульхерия Александровна и сестра Дуня, которые живут в Рязанской губернии. Отец Раскольникова давно умер, умер и младший братик Родиона, не доживший до полугода. Почти три года Раскольников не видел родных, поэтому в письмах, которые он получает от матери, сквозит тревога. Пульхерия Александровна переживает, не поддался ли ее Родя «новейшему модному безверию», не оставил ли он веру в «благодать Творца и Искупителя нашего?»

Внешность у Родиона привлекательная и броская. Молодой человек «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Разумихин, университетский товарищ Раскольникова за полтора года общения хорошо узнал Родиона и так рисует его психологический портрет: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо раньше) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда… холоден и бесчувственен до бесчеловечия… точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются». Уже несколько месяцев Раскольников не посещает университет «за неимением чем содержать себя», в данное время у него нет ни уроков, ни денег.

Характеристика личности

раскольников персонаж какого произведения. Смотреть фото раскольников персонаж какого произведения. Смотреть картинку раскольников персонаж какого произведения. Картинка про раскольников персонаж какого произведения. Фото раскольников персонаж какого произведения

Раскольников в своей каморке. Актер Г. Тараторкин. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Уход из университета негативно отразился как на внутреннем состоянии, так и на внешнем виде героя. На него навалилась тяжелейшая депрессия, он постоянно пребывал «в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». Сутками он мог не покидать свою каморку, похожую на гроб, а если и появлялся на улице – сразу привлекал внимание прохожих своим опустившимся видом. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Из-за отсутствия денег Родион давно перестал платить за квартиру, поэтому старался как можно реже попадаться на глаза хозяйке.

Эта ситуация была настолько унизительна для Раскольникова, что в нем постепенно нарастало злобное презрение ко всему окружающему, а в глазах все чаще появлялось выражение «глубочайшего омерзения». Все эти признаки указывали на то, что всей его сущностью начинала овладевать пока еще неясная, но навязчивая идея.

Но были в характере Раскольникова и другие черты, которые выявляли в нем способность сопереживать и делать добро. Так, из показаний Разумихина следствию, становится известно, что Родион Романович, еще будучи студентом, содержал на своем иждивении больного туберкулезом сокурсника, а после его смерти взял опеку над его старым и немощным отцом. Возил старика по больницам, а когда тот умер, похоронил его на свои средства. Квартирная хозяйка Раскольникова рассказала о пожаре, в котором едва не погибли ее дети. Родион успел вытащить их из квартиры и сам при этом получил ожоги. Недавно Раскольников совершил еще один благородный поступок, отдав последние деньги на похороны Семёна Захаровича Мармеладова.

Зарождение теории Раскольникова

Раскольников не вписывается в рамки обычных героев. Это особый тип героя-мыслителя, главным для которого является поиск истины, правды и справедливости. Но благородство этой цели меркнет перед методами, которые он собирается применить для ее достижения. Несмотря на то, что общество, к которому принадлежит герой, уже пропитано идеями нигилизма и социализма, он выбирает особый путь, который приводит его к созданию собственной теории.

раскольников персонаж какого произведения. Смотреть фото раскольников персонаж какого произведения. Смотреть картинку раскольников персонаж какого произведения. Картинка про раскольников персонаж какого произведения. Фото раскольников персонаж какого произведения

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник М. Шемякин

Примерно шесть месяцев назад, в то самое время, когда Раскольников решил оставить университет, его посетила мысль написать статью. Темой для нее он выбрал психологическое состояние преступника и назвал ее «О преступлении». Спустя несколько месяцев она была опубликована в газете «Периодическая речь». Весь смысл статьи сводился к тому, что все люди делятся на две категории: низшую и высшую. К низшей принадлежит большинство, которое Раскольников называет материалом для воспроизведения себе подобных. В высшую входят собственно люди, способные привнести в общество что-то новое, благодаря своим талантам. Подвластные люди из низшей категории призваны приумножать численность людских особей, быть послушными и не нарушать законы. Представителей высшей категории Раскольников называет «законодателями и установителями человечества». Ради идеи этим избранным властителям дается право перешагнуть «через кровь», преступить закон, ликвидировать любое количество людей, чтобы «сделать известными свои открытия всему человечеству».

Вопрос, который не дает покоя Раскольникову, заключается в следующем: к какому разряду людей принадлежит он сам? Его восхищают Наполеон и Магомет. Они грешили, уничтожали огромное количество людей, но не только остались безнаказанными, но и вошли в историю, как великие личности. Обычные люди не способны на такие поступки. Само устройство мира предполагает попрание подвластных людей «Наполеонами». Фигура «сверхчеловека» Бонопарта становится для Родиона символом его теории. Обсуждая статью Раскольникова, Разумихин и Порфирий Петрович ужасаются ее античеловеческой идеологией и приходят к выводу, что его теория страшнее военной доктрины, где официально разрешено «кровь проливать».

Принятие решения

раскольников персонаж какого произведения. Смотреть фото раскольников персонаж какого произведения. Смотреть картинку раскольников персонаж какого произведения. Картинка про раскольников персонаж какого произведения. Фото раскольников персонаж какого произведения

Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 1969

Услышанный разговор и теория «крови по совести» – все это постепенно начинает приобретать черты пока еще туманного плана. Одолеваемый мыслями, Родион идет в трактир, где знакомится с Семеном Мармеладовым. Его пьяная исповедь и поразившая Родиона история Сони, письмо матери, в котором сообщается о вынужденном замужестве Дуни, доводит молодого человека до крайности и обнажает «старые, наболевшие, неразрешимые» проблемы.

Ночью Раскольникову снится сон, в котором он возвращается в детство, и во время прогулки с отцом становится свидетелем жестокого убийства тщедушной лошадки. Эта сцена настолько шокирует Родиона, что он просыпается, полный решимости отказаться от своего плана. Но в этот же день узнает, что вечером Алена Ивановна будет дома одна. Это известие ставит последнюю точку в его сомнениях. Он бредет в свою убогую клетушку, «как приговоренный к смерти». Его воля, рассудок, свобода остаются где-то за пределами сознания. В день убийства он, словно ведомый чьей-то рукой, не в силах сопротивляться, переступает порог дома своей жертвы.

Терзания Раскольникова

Убийство процентщицы и ее ни в чем не повинной, к тому же, беременной сестры Лизаветы заставляет Раскольникова вновь и вновь пережить огромное потрясение. Теперь он оказывается «по ту сторону добра и зла», словно разделенный с остальным человечеством огромной пустыней. Внезапно он осознает весь трагизм своего предстоящего одиночества, у него развивается четырехдневная нервная горячка. Собрав последние силы и одолев лихорадку, он в полубреду выходит на улицу с одной только целью: решить все одним разом. Но при виде оживленной уличной толпы, к нему вдруг возвращается острое желание жить. «Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить – только жить!» Вернувшись домой, он начинает молиться, но становится смешон самому себе. Его вновь захлестывает волна безысходности, сейчас он желает только одного – уединения.

Раскольников и Соня Мармеладова

раскольников персонаж какого произведения. Смотреть фото раскольников персонаж какого произведения. Смотреть картинку раскольников персонаж какого произведения. Картинка про раскольников персонаж какого произведения. Фото раскольников персонаж какого произведения

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов

Раскольников терзается не столько от того, что лишил жизни процентщицу и ее сестру, сколько от осознания, что оказался слабым и неспособным перенести последствия этого преступления. Его преследуют не угрызения совести, а мысль, что он не имел никакого права «переступать», оказавшись таким слабым по своей природе. Самобичевание и страдания доводят Раскольникова до полного изнеможения. Он начинает понимать, что не сможет самостоятельно выбраться из этого кошмара и в отчаянии идет к Соне Мармеладовой. Девушка не отвергает его после признания, а, наоборот, с участием выслушивает и дает совет пойти на площадь и покаяться перед людьми. «Убивать? Убивать-то право имеете?» – спрашивает она его. Непреложная истина Сони заключается в том, что каждый человек – божье создание и его жизнь неприкосновенна. Соня сама находится в нелегком положении, но она черпает силы из Библии и делится ими с Раскольниковым, у которого эти силы отсутствуют.

Соня терпеливо разъясняет Родиону, насколько важны любовь и жертвенность по отношению к людям, что лишь любовь может отогреть человеческую душу и вернуть смысл жизни. Раскольникову чужда теория Сони, и он долгое время сопротивляется ее доводам. Но ей удается на примере своей собственной жизни доказать свою правоту. Родион начинает верить девушке и вскоре осознает полную несостоятельность своей теории, что подтверждается его словами: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?» Именно Соня, юная девушка, почти ребенок, оказывается спасительницей измученной души Раскольникова и выводит его на путь раскаяния. После приговора она не оставляет его и следует за ним на каторгу, чем еще больше укрепляет в Раскольникове веру в любовь. Герой окончательно осознает, что выбранный им путь был ошибкой, теперь же перед ним открывается другой путь – возрождение через страдания, путь, который приведет его к духовному очищению.

Роль героя в произведении

Создавая сложный психологический образ Раскольникова, Достоевский ставит своей целью обнажить нравственные проблемы современного общества и дать анализ набиравшей популярность идеи «наполеонизма» с точки зрения христианской морали. Он изображает героя, который в своем стремлении изменить мир, выбирает бесчеловечные и антигуманные способы. Автор пытается доказать эгоизм и полную несостоятельность идеи «сверхчеловека». Для этого он в мельчайших подробностях описывает крах теории Раскольникова, который так и не смог стать «Наполеоном». Наказание за преступление оказывается таким же страшным, как и само преступление. Ведь нет ничего ужаснее мук совести и страданий раскаявшегося человека. Писатель подводит своего героя к очищению через веру и любовь, которые доказывают ему всю безнравственность теории «сверхчеловека».

Развитие героя по мере сюжета

В начале повествования Раскольников описывается автором, как добрый и умный, гордый человек. Он готов прийти на помощь другим и не лишен сострадания. Но нищета, в которой он вынужден прозябать, делает его угрюмым и замкнутым. Он с трудом переносит свое унизительное положение. Отсутствие возможности что-либо изменить постепенно приводит героя к потере нравственных ориентиров. У него зарождается теория, согласно которой одним людям можно все, включая убийство, а другим – ничего. Раскольников хочет доказать, что относится к первой категории людей.

Для осуществления этой идеи он разрабатывает план убийства, как ему кажется, лишнего человека – старухи процентщицы. Он осуществляет задуманное, непреднамеренно убивая еще и сестру Алёны Ивановны, Лизавету. После преступления героя мучают кошмары, одиночество сводит его с ума, он начинает ненавидеть самого себя. Соня Мармеладова, которой он рассказывает свою тайну, убеждает героя совершить признание. Под ее влиянием меняются взгляды Раскольникова, он начинает проникаться верой, его сердце оттаивает для любви. Он отрекается от своей бессмысленной теории. Ему предстоит провести долгие годы на каторге, где его ждет полное искупление вины и духовное возрождение.

Отношение автора к герою

Прототипы

Кроме реального прототипа Чистова, у Раскольникова есть и другие прототипы. Так, например, московский профессор А.Т. Неофитов проходил по делу о подделке билетов пятипроцентного займа. Еще одним прототипом является французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, который был законченным убийцей, но считал себя жертвой общества.

Историческими прототипами Раскольникова являются французский император Наполеон и Магомет. Но автор при создании образа своего героя взял не характеры этих исторических личностей, а их идеи, которые пропагандируют «право сильной личности».

Литературными прототипами героя являются: персонаж из Библии Иов, который так же, как и Раскольников олицетворяет собой бунт против несправедливости; персонажи произведений Байрона (Корсар, Манфред); пират романа Ж. Санд Ускок, который разбогател путем преступления; Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное»; пушкинский Германн из «Пиковой дамы», стремящийся разбогатеть, убив старую графиню и некоторые другие персонажи произведений разных авторов.

Экранизации героя

Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в в Российской Империи, в 1909 году. Роль Родиона Раскольникова в ней исполнил Павел Орленев. К сожалению, фильм был утерян, поэтому оценить игру этого актера не представляется возможным. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль «идейного убийцы» исполнил Петер Лорре. В 1963 году итальянские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Раскольникова досталась актеру Луиджи Ванукки. В 2007 году был снят серил «Преступление и наказание», роль Раскольникова в котором исполнил Владимир Кошевой.

Самой известной экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова, которому удалось максимально передать все великолепие романа. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой двадцатичетырехлетний актер Георгий Тараторкин.

Актеру настолько убедительно удалось войти в образ Раскольникова, что создается впечатление, как будто он сам прожил жизнь этого героя. Ему замечательно удалось передать характер и эмоции Родиона, особенно восхищает талант актера в эпизоде с лихорадкой. Раскольников Тараторкина – это идеальное попадание в цель. Это тот самый Родя, которого одолевают сомнения «тварь он дрожащая или право имеет», а передача состояния героя после убийства – пик мастерства Георгия Георгиевича. Глядя на игру Тараторкина, видишь того самого Раскольникова, которого так стремился представить читателю Ф.М. Достоевский.

Источник

Все персонажи романа «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского присутствует огромное количество персонажей, тридцать из которых описаны довольно подробно и принимают активное участие в сюжете. В их число входят главные, второстепенные и третьестепенные герои, но каждый из них имеет важное значение в сюжете, помогая автору раскрыть смысл произведения.

Главные герои романа:

Список всех персонажей

Краткое описание персонажей

Родион Романович Раскольников

23 года; Главный герой романа «Преступление и наказание»

Бывший студент-юрист Петербургского университета — из-за нехватки средств был вынужден оставить учёбу. Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников решается на убийство; однако после обнаруживает, что «Наполеоном» он не является.

Дуня Раскольникова

22 года; Сестра Родиона Раскольникова

Младшая сестра Родиона. Красивая, скромная девушка. Несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, девушка не теряет гордости благородства. Чтобы помочь брату Дуня работает гувернанткой, терпит унижение от хозяев, но не становится забитой и безропотной. Она решается на замужество по расчету, надеясь, что деньги вытянут семью из нищеты, но поняв, что ее жених настоящий подлец разрывает помолвку. В конце романа Дуня выходит замуж за друга брата, Разумихина, и они вместе планируют скопить денег и перебраться к Родиону в Сибирь.

Пульхерия Александровна

43 года; Мать Родиона Раскольникова

Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери — 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, впадает в горячку и умирает.

Соня Мармеладова

18 лет; Близкая подруга Раскольникова

Главная героиня романа, близкая подруга Родиона Раскольникова. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «позорным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Именно Соня уговаривает Раскольникова сдаться полиции, и отправляется вслед за ним на каторгу в Сибирь.

Семен Захарович Мармеладов

50 лет; Отец Сони Мармеладовой

Отставной чиновник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание. Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной. Во многом, именно встреча с Мармеладовым подтолкнула Раскольникова к совершения преступления.

Катерина Ивановна Мармеладова

30 лет; Мачеха Сони Мармеладовой

Женщина из благородной семьи военного. В ранней молодости сбежала из дома с заезжим офицером и вышла за него замуж. Ее муж увлекался карточными играми, в следствии чего попал под суд и умер. Овдовев Катерина Ивановна осталась без средств к существованию с тремя маленькими детьми на руках. Тогда то, из жалости, на ней и женился мелкий чиновник Мармеладов, но спустя год он потерял работу и начал беспробудно пить.

Семья вновь оказалась в состоянии крайней нищеты. Из-за ужасных условий проживания Катерина Ивановна заболевает чахоткой и в результате умирает. Ее трое детей остаются сиротами, их определяют в детский дом.

Алена Ивановна

60 лет; Жертва преступления Раскольникова

Старуха-процентщица, которая становится жертвой Раскольникова. В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. Она берет под проценты ценные вещи у нуждающихся, выплачивает им в 4 раза ниже стоимости предметов и создает себе капитал. Если хотя бы на день просрочить выкуп сданных предметов, «пропала вещь».

Алена Ивановна в романе не имеет фамилии. Автор этим хотел, возможно, подчеркнуть типичность образа. Бессердечная, алчная и жестокая женщина богата.

Лизавета

35 лет; Случайная жертва преступления Раскольникова

Сводная сестра старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее полная противоположность. Слабоумная молодая женщина, которая становится случайной жертвой преступления Раскольникова. Лизавета готовила, стирала и убиралась, стараясь угодить своей привередливой старшей сестре. По сути, Лизавета находилась «в полном рабстве у сестры своей», работала на нее «день и ночь» и терпела «от нее даже побои». При этом, старуха даже в своем завещании не оставила Лизавете «ни гроша», кроме «стульев и прочего».

Из-за умственной болезни Лизавета попадает в зависимость похотливых мужчин, она постоянно беременна. Нет в романе слов о детях, значит, их нет. Можно только догадываться, чем завершается каждая беременность женщины. Неуклюжая, похожая на солдата Лизавета, стала случайной жертвой. Ее убийство не входило в планы Раскольникова, но тем и опасна его теория: погибает и так обиженный судьбой человек.

Аркадий Иванович Свидригайлов

50 лет; Помещик, влюбленный в Дуню Раскольникову

Состоятельный помещик, влюбленный в Дуню Раскольникову, развратный человек. О Свидригайлове ходят страшные слухи и все окружающие отзываются о нем отрицательно.

Марфа Петровна

55 лет; Жена Свидригайлова

Покойная жена Аркадия Свидригайлова. Бала состоятельной помещицей, которая выкупила Свидригайлова из долговой тюрьмы и женила на себе. Хотя Свидригайлов живет с ней исключительно из-за денег, Марфа Петрова страстно любит своего мужа.

Порфирий Петрович

35 лет; Следователь

Опытный следователь расследующий дело об убийстве процентщицы Алены Ивановны и сестры ее Лизаветы. После убийства Алены Ивановны и ее сестры Порфирий сразу же начинает подозревать Родиона Раскольникова, хотя никаких доказательств нет.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич (Вразумихин)

Верный друг Раскольникова. Настоящая фамилия героя — Вразумихин, но все вокруг прозвали его Разумихиным, подчёркивая разумность Дмитрия. Ради помощи другим Дмитрий легко готов отказаться от своих выгод, пожертвовать даже принципами.

Лужин Петр Петрович

Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой. Создает положительное впечатление о себе, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный человек.

Андрей Семенович Лебезятников

Приятель и подопечный Лужина

Приятель Петра Петровича Лужина и сосед Мармеладовых. Молодой чиновник служащий в каком-то министерстве, представитель так называемых «новых людей». Человек считающий себя высокообразованным и пропагандирующий «модные» взгляды, но с трудом изъясняющийся даже на родном русском языке.

Зосимов

27 лет; Лечащий врач Раскольникова

Начинающий врач. Приятель Разумихна. По специальности Зосимов является хирургом, но также интересуется психиатрией. Судя по всему, Раскольников был его первым пациентом, но несмотря на противодействие больного, Зосимов успешно лечит его и приходит к выводу, что причиной болезни Раскольникова является «нервный вздор», душевные переживания, а также «дурной паек»

Амалия Ивановна Липпевехзель

Хозяйка квартиры, где семья Мармеладовых снимает комнату

Хозяйка квартиры, где снимает комнату семья Мармеладовых. «Чрезвычайно вздорная и беспорядочная немка» плохо говорящая на русском языке. Катерина Ивановна Мармеладова принципиально называла хозяйку (с которой находилась в постоянной конфронтации и, вероятно, не хотела «делить» с ней отчество) — Амалией Людвиговной, подчеркивая ее национальность. Та на такое обращение обижалась и требовала называть ее «Амаль-Иван».

Наталья Зарницына

Бывшая невеста Раскольникова

Бывшая возлюбленная Раскольникова, умершая еще до начала повествования. Дочь Прасковьи Павловны Зарницыной, у которой Раскольников снимает комнату. Девушка некрасивая и болезненная, но добрая и честная. Наталья Зарницына, как и Соня Мармеладова, олицетворяет собой смирение, кротость, душевную теплоту, выявляя светлые стороны личности Раскольникова. С ней первой Раскольников обсуждал свою теорию, и девушка была несогласна с ним.

По воспоминаниям Раскольникова, его покойная невеста была некрасива и «совсем хворая», но любила подавать милостыню нищим и хотела уйти в монастырь.

Прасковья Павловна Зарницына (Пашенька)

Хозяйка дома, где живет Раскольников

Хозяйка дома, в котором Раскольников уже около трех лет снимает комнату. Вдова коллежского асессора; мать Натальи Егоровны Зарницыной, невесты Раскольникова. Последние четыре месяца Раскольников не платит Зарницыной за квартиру, из-за чего та злится и больше не подает ему обед, не убирает комнату.

Настасья

Служанка в доме, где живет Раскольников

Кухарка и служанка Прасковьи Павловны, квартирной хозяйки Раскольникова. Из «деревенских баб», переехала в Петербург еще до начала событий описанных в романе. Она была чуть не единственным человеком, с кем общался Раскольников, заперевшись в своей каморке, и она же подкармливала его, когда хозяйка квартиры лишила его обедов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *