раньше одежду на руси называли
Армяк, епанча и охабень
Верхняя одежда древней Руси
В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».
А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…
Армяк (первоначально «ормяк»)
Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.
Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.
По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.
Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.
Епанча (она же «япанча», «япончица»)
Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.
Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…
Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.
При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.
Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.
Кафтан
Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)
До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.
Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.
Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.
Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.
Однорядка
Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.
Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».
Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.
Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)
Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.
Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.
Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.
Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.
Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.
Ферязь
Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).
«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.
Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.
Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.
Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)
Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.
После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.
Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».
Словарь русской народной одежды
СЛОВАРЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ
I. Из «Словаря русских говоров Приамурья»:
1.Анчуреи – меховая обувь без голенищ, сшитая из отдельных шкурок, снятых звериных лап.
4.Атласик – шелковый платок.
5.Баклушечка – самодельная деревянная игрушка.
6.Бантовка – мужская рубашка с бантовыми складками по спине и спереди. «Бантовки – это рубахи таки с любого матерьяла, сзади и спереди».
7.Баска – женская блузка облегающей формы, с широким воланом от талии до линии бедер. «Баски носили: кофточки легки по талии, а книзу оборка, расширена книзу».
8.Баско – красиво, нарядно.
9.Башмак – высокий женский ботинок.
10. Бористый – имеющий много оборок, мелких складок. «Широки юбки были, длинные бористые».
11. Борочка – оборочка.
13. Боры – сборки, мелкие складки на одежде, на легкой одежде.
15. Бруслет – браслет.
16. Ватник – стеганные на вате брюки.
17. Венец – свадебный убор невесты, прическа замужних женщин из кос, уложенных вокруг головы.
18. Верхница – верхняя одежда.
22. Головки – нижняя часть легкой обуви, покрывающая ступню. Легкая обувь без голенищ, сшитая из кожи.
25. Джимы – женские хромовые сапожки с длинными голенищами.
26. Дрель – х/б ткань в рубчик, преимущественно черного или синего цвета.
27. Долгоны или дактоны – сшитые из шкуры мехом внутрь или стеганные теплые носки, чулки. «Шили доктоны под унты, как носки. Их шили из овчины. Из собачьей шкуры делали тоже. С козьих лапок шили их».
29. Ега – шуба из собачьей шкуры мехом наверх.
30. Запон – передник, фартук.
31. Ичижонки – кожаные сапоги без каблуков, не пропускающие воду.
32. Казачка – женская кофта в талию с буфами на плечах и узким рукавом.
33. Казачок – 1. короткий женский жакет в талию. «Фуфаечки такие были, называли кормушечки, казачки, приталены жакеточки». 2. (Черняево. Амурской обл. – длинное женское платье в талию, с узким рукавом. «Рукав грибом сделан, а дальше в обтяжку».
34. Катанки – валенки.
36. Косинка – фата. «На голову обручальную косинку тюлеву надевали, а некоторые прическу делали».
40. Красить – элемент свадебного обряда, во время которого девушки украшают волосы невесте. «Ленты набирали и бантами красили косу. В четверг, на девичнике».
41. Лопотина – общее название одежды. «Раньше лопоть – то всю одежду называли».
42. Лохматый – ветхая, изорванная одежда.
44. Напиковать – отделать большое количество ткани особым швом на машинке. «Когда я запиковала оборки, целу кучу напиковала».
45. Нароспуск – навыпуск. «Рубахи длинны были, мужики нароспуск носили. Кофты в обтяжку нароспуск носили».
46. Носорубы – обувь с длинным острым носком.
47. Обрядненький – хорошо одетый, нарядный. «Обрядненькие на работу не ходили».
48. Обутки – самодельная рабочая обувь.
50. Олочи – самодельная обвь с кожаной основой и с голенищами из грубой ткани. «К олочам пришивались хивари из тряпки. Олочи –мужская обувь. Оборочка на носу и веревочка. Олочи – зимние с голяшками, а без голяшек летние. Олочи: намет, подошва, стрелка. Оне вроде ичиг. В олочах-шептунах ходили женщины, а мужики в ичигах. В сапогах если – богатый жених, а в олочах – бедный».
51. Пиковать – отделывать ткань особым швом на машинке. «В мастерской нам не берутся пиковать уборки, уборочки я пиковала сама на машинке. Когда я запиковала уборки, целу кучу напиковала. От плеча шла уборка».
52. Половинчатый – сделанный из половинки кожи дикого зверя, обработанной с обеих сторон. «Половинчатые ичиги у мужа есть».
53. Постельщина – женщина, которая следом за невестой везет ее постель к жениху в дом.
54. Постилка – пеленка.
55. Половинки – 1. обувь, сшитая из выделанной с двух сторон кожи дикого зверя – половинки. «Половинки шили, олочки половинчаты, с сохатинки половинку делали. Раньше половинками называли и унты, если с двух сторон кожа. 2. Половинки – легоньки таки рукавицы.
56. Прямком – не разрезая по талии, по долевой нитке. (о способе раскроя одежды). «Платье сошьет прямком, длинное такое, лишь бы голова да руки влезли».
57. Раскошенный. Расклешенный, расширенный книзу (об одежде). «Юбка опять книзу раскошена.»
58. Ремузы – с крепкой кожи шьют, чтоб штаны не рвались. Ремузы шили для охотников специально. Они не только меховые, они из кожи выделанные.
59. Рубаха – переливаха – о поношенной, застиранной одежде. «Родители таки тупы были, не шили одеж. Одна рубаха-переливаха.
60. Рукодель – искусная в рукоделии, рукодельница. «Дочь у меня рукодель ужасна: и шьет хорошо, и вяжет».
61. Становина – ночная женская сорочка. «Становину длиною сошьют, сейчас называет ее ночная рубашка».
62. Строщить свить, скрутить две нитки в одну. «Я ей напряду, строщу, а потом и вяжу: в две нитки лучше».
63. Талька – приспособление для наматывания пряжи. «Така штука была у нас называли мотушка, а там, где я замуж выходила, у них – талька».
64. Уборка – оборка на одежде.
66. Укутерник – полотенце, тряпка для рук, посуды. «Не полотенец называли, а укутерник, чем руки вытирали, посуду».
68. Фатка – фата. «Фатка были длинные, красивые. А я без фатки выходила, убегом».
70. Шабола- верхняя одежда, тряпье. «Шабалы всякой накидаешь на пол, и пусть спят гости».
71. Шитанки – самодельные стеганные женские теплые ботинки. «Шитанки сошьют по праздникам. Шитанки – это ботинки такие чтоб легоньки были.
II. Из историко-этнографического атласа «Русские»:
1. Бешмет – исключительно мужская одежда, в виде сюртука или поддевки на меху.
2. Бродни, бредни, бахилы – мягкие сапоги с пришивным высоким голенищем, с петлями и ремешками для подвязывания к ноге.
3. Гашник – вздержка, ремень, веревка, шнур, тесьма.
4. Душегрейка (коротена, бастрог, перо, полушубок) – укороченный косоклинный или прямой сарафан, на лямках
5. Епанча, емурлук – широкое длинное верхнее платье, надеваемое в ненастье сверх обыкновенного платья, безрукавный плащ, бурка.
6. Кубелек – распашное платье, сшитое в талию, из покупной ткани, носившееся поверх рубашки с широкими рукавами, комплекс женской одежды с кубельком специфичен для казачек.
7. Кика – женский головной убор, имеющий лопатку или рог, торчащий вверх надо лбом. Состояла из обруча, незамкунутого сзади, сверху обшитого тканью
8. Коруна – богато украшенная корона под которую одевался убрус.
9. Косоворотка – туникообразная рубашка с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди.
10. Косоклинный распашной сарафан – сарафан со швом спереди (клиник, кумачиник)
11. Кокошник – головной убор, передняя часть в виде гребня
12. Мурмолка – разновидность колпака, четырехугольная, низкой Фомы, верх суконный, основная часть из дорогой ткани.
13. Нагрудник – нагрудная женская одежда, прикрывала верхнюю часть корпуса – грудь и спину, до пояса.
14. Однорядка – верхняя широкая, долгополая одежда, без воротника, с длинными рукавами, с прорехами для рук, зад выше переда.
15. Опашень – верхняя одежда, покроем похожая на платно, от которого отличалась тем, что имела рукава длиннее и к запястью уже.
16. Охабень, или охобень – верхняя, длинная и широкая одежда, подобная однорядке, только с отложным воротником, спускавшимся от самой шеи до половины спины.
17. Папаха – головной мужской убор казаков.
18. Повойник – небольшая шапочка-сетка из тонкой ткани
19. Подол – холщовая юбка, большей частью на вздержке с тканым узором по нижнему краю
20. Понева (панева) – несложная, часто не полностью сшитая набедренная одежда, юбка собранная на гашник. Шили из прямого полотнища, гксто собирая его на узком пояске. Синятки (однотонные синие), краснятки (красные с узором) по цвету ткани. «Добрые», «хожалые», «посвятные», «последние»
21. Порты – неширокие штаны, с двумя трапециевидными вставками между калошами – штанинами.
22. Роспашница – верхняя женская одежда из легких тканей. Около ворота, на полах и по подолу роспашницы украшались кружевом, а в верхней части пуговицами.
23. Рубашка – обычная рубашка шилась большей частью из четырех продольных полотнищ холста. Сшитую из цельных четырех полотнищ хранили как обрядовую для свадеб, похорон, для праздников. Верх рубашки из тонкого холста или покупной ткани, ни из грубого холста.
24. Сарафан – длинная женская одежда с рукавами и без рукавов
25. Сермяга – грубое сукно.
26. Сорочки, или рубашки – шились по общему русскому покрою, длиной до колен и ниже, с разрезанным напереди воротом; при надевании выпускались поверх портов и подпоясывались поясом или ремнем.
27. Телогрея – женская одежда с длинными суживающимися рукавами покроем похожая на сарафан, на который и надевалась
28. Треух – русские женские шапки, с меховой опушкой и длинными жемчужными поднизями, имелись в зажиточных казачьих семьях.
29. Шушун, сукман – тип глухого косоклинного сарафана, сшитый большей частью из перегнутого на плечах полотнища, со вставленными по бокам слегка скошенными полотнищами или продольными клиньями.
30. Штаны – нижнее платье, надевавшееся поверх исподницы; были холодные, стеганые, теплые, с меховым исподом.
31. Шуба – верхняя меховая одежда.
32. Чекмень – халатообразная одежда.
33. Юбка–сукня – под названием андарак из шерстяной домотканой материи, иногда однотонной, чаще с яркими разноцветными продольными полосами.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА по дисциплине: «История костюма»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
— НАЗВАНИЯ ОДЕЖДЫ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТюМА
Выполнила: мастер производственного обучения
Песня Светлана Павловна
Всё течет, всё меняется. Меняется язык, одежда, образ жизни. Многие понятия навсегда уходят из повседневной жизни, им на замену приходят новые. И так бесконечно. Сейчас мало кто может ответить на вопрос, что такое армяк, шушпан или шугай. Для расширения кругозора предлагаю небольшой словарь по теме «Русский народный костюм» (по материалам интернет-сайтов и печатных изданий).
В словаре собраны старинные слова с их описанием. Здесь можно встретить толкование различных слов, например таких слов как кафтан, душегрея, и т.д. Словарь иллюстрирован фотографиями предметов, о которых в нем идет речь, и будет полезен всем, кто интересуется русским национальным костюмом.
ТЕРМНИНЫ РУССКОГО НАРОДНОГО
Азям — в основном халатообразная одежда, была распространена на северо-востоке России, изготовлялась из сукна из верблюжьей шерсти. В виде кафтана с перехватом встречался азям и на западе, куда он, по-видимому, был принесен переселенцами из более восточных регионов.
Андарак – юбка из ткани домашнего изготовления преимущественно красного цвета, отделанная в подоле вышитым или тканым разноцветным орнаментом.
Венец – в X – XIII веках головной убор девушки в виде обруча из кожи или бересты, обтянутого дорогой золотой тканью.
Волосник – шапочка, сшитая из ткани или вязаная надеваемая под платок или шапку. От кокошника волосник отличался меньшей высотой, он плотно облегал голову, был проще оформлен. Уже в XVII веке волосники носили лишь сельские жительницы. Снизу к волоснику пришивали ошивку – расшитый круг из плотной ткани. Поскольку ошивка была самой видной частью убора, то иногда и весь волосник называли ошивкой.
Гашник представлял собой специальный прочный шнур, которым подпоясывали одежду. У мужчин гашник служил для подвязывания широких свободных штанов. Женщины подпоясывали им традиционную девичью поневу.
Душегрея – короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки, сзади собиралась складками. Душегрею шили из парчи, шелка и плюша, края украшали золотым позументом. На зиму шили утепленные душегреи, которые подбивались льняной или пеньковой ватой. Они были короткой длины, на спине закладывались в плотные складки – валики. Летние душегреи были длиннее, чем утепленные и по своей форме напоминали косоклинный сарафан.
Епанечка (епанча, епанца) — нагрудная женская одежда в виде короткого (до талии) плаща без рукавов. На русском Севере — в Архангельской, Вологодской губерниях она шилась из шёлка или парчи, украшалась кружевом из золотистых нитей, металлической бахромой. В Сибири епанча изготавливалась из беличьего меха. Епанча не имела пуговиц, завязывалась на шее длинными шёлковыми лентами на бант. Епанча была известна ещё в XVI–XVII вв. Этим термином обозначали тогда плащевидную одежду на меху, а также одежду из сукна или войлока с длинными прямыми рукавами, длиной ниже колен.
Запон (передник, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук) был неотъемлемым элементом русского женского костюма. Передник к повседневному костюму имел, разумеется, также утилитарную функцию — при работе защищал одежду от загрязнения, а к праздничному костюму — неотъемлемым дополнением, акцентом в костюме. Носили передники поверх рубахи и поневы или сарафана.
Зипун – русский кафтан без козыря (стоячего воротника). Зипун изготовлялся главным образом из домашнего сукна. В центральных регионах был распространен зипун-кафтан с клиньями или сборками и с глубоким запахом пол, в южных и юго-восточных — халатообразная одежда, надевавшаяся поверх другой верхней одежды.
Кафтан — длинная одежда с просторной нижней частью, без воротника или с невысоким (2-3 см) стоячим воротником, который от спинки сходил к линии застежки на нет. В XIX веке распространенными в быту были кафтаны из тонкого домашнего сукна или пониточины серовато-коричневого цвета (иногда коричневого) или из синей крашенины.
Конструктивно спинка решалась цельной, но с прогибом боковых срезов на линии талии, с широким — в фалдах — подолом за счет вставленных по бокам клиньев. По количеству клиньев такую одежду называли двухклинниками, троеклинками, пятишовками, а также шойданником.
Кичка-сорока дополнялась также другими элементами — налобником; подвесками из бисера, перышками, иногда так называемыми «наушниками» (украшениями из ткани), спущенными по бокам; шнурами, прикрепленными к головному убору сзади; кистями из шелка, укрепленными на рогах. Кика — чисто крестьянский головной убор.
Сверху гребень кокошника украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом. Так же украшали бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. А сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Кокошник кроме крестьянок, носили в городах также мещанки, купчихи.
Корзно (плащ – корзно) – славянский плащ без рукавов, с застежкой на правом плече. Мог быть на подкладке из дорогой материи или меха, иногда целиком меховым или отороченным мехом.
Женщины завязывали его только на левой стороне, мужчины на любой. Молодые парни обертывались кушаком два раза, начиная спереди, и не завязывали, а подтыкали под него концы. Кушаки делались как гладкими, так и с рельефным узором.
Летник – верхняя женская одежда, очень сильно расширяющаяся книзу, с застежками до горла. Рукава летника были очень длинные и широкие, имели форму колокола, а вместо манжеты был срез углом. Такие рукава назывались накапками. Чтобы они не волочились по земле, женщина всегда должна была держать руки согнутыми в локтях.
К летнику иногда пристегивался воротник. Зимний вариант летника, подбитый мехом, назывался кортел.
Различались безрукавные нагрудники и с рукавами, короткие и сравнительно длинные, глухие и распашные. По длине нагрудники чаще всего были несколько ниже линии талии, иногда доходили до линии коленей и даже ниже, встречались и такие, которые не доходили до линии талии (здесь, видимо, сказалось влияние одежды типа душегреи на лямках, известной в Рязанской губернии под названием «бастрог»).
Расшитые узорами и орнаментами, очелья выглядят очень красиво и при этом не закрывают красивых волос. Также известно, что очелья были и элементами праздничной одежды. Существовали специальные очелья для свадьбы.
Плащ – в Древней Руси широкая распашная одежда без рукавов, надеваемая внакидку. В XVIII веке появляется плащ – пелерина. В XX веке плащом стали называть макинтош, а позже – любую подобную верхнюю одежду на застежке из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами.
Повязка — это полоса ткани, шитая золотом; завязывалась сзади, верхние части концов закрывались бантом, вышитым золотом. Поверх головных уборов надевали ситцевые, кашемировые, шелковые, шерстяные платки и шали.
П О Д З А Т Ы Л Ь Н И К
Понёва – поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх белой холщовой рубахи. Понева представляла собой обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку; в более совершенном виде — с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом.
Порты – мужская нательная или верхняя поясная одежда из различных тканей, носилась вместе с рубахой. Порты (так в крестьянской среде называли штаны) как один из основных элементов мужского костюма характерны для одежды всех восточных славян, в том числе и русских, с глубокой древности. Слово «порты» упоминается еще в летописях и других ранних письменных памятниках как вид мужской одежды. Порты выкраивались и изготовлялись обычно неширокими (русский покрой). Такой покрой портов был стабилен и широко бытовал на всей территории Древней Руси.
На скифских вазах и других предметах встречаются изображения людей в нешироких штанах, которые являются первыми известными нам изображениями штанов подобного типа.
Саян – юбка, сшитая из домотканого шерстяного полотна черного или синего цвета, с двумя лямками, крепившимися на поясе. Надевали его на область груди. За счет чего саян во многом напоминал сарафан.
Часто шили из бархата, украшали золотым шитьём, ширина лобной части, очелья, колебалась от 5 до 8 см. Цилиндрический головной убор « в виде плоскодонной круглой шляпы ». Бытовал повсеместно в московской, и с небольшими видоизменениями в прилегающих губерниях.
Форма головного убора делалась из бересты, толстой кожи, затем обтягивалась парчой, и украшалась золотной вышивкой.
Свита – верхняя одежда из шерстяного домотканого сукна. Изначально была исключительно мужской одеждой. В середине XIX века фасон свиты изменился. Спереди появился разрез, а также вытачки, чтобы одежда красиво облегала фигуру. Свита стала предметом также и женского гардероба.
Размеры тулупа позволяли носить его поверх другой зимней одежды.
Ферезея – верхняя распашная русская народная одежда прямого покроя. Рукава длинные, прямые, суживаются к кисти. Одежда простёгана на тонком слое бумажной ваты. Шилась из золотых тканей, подбитая или опушенная мехом, иногда с меховым воротником. Носили внакидку, застегивая только у шеи. Как разновидность костюма, ферязь появилась в Московском государстве, вероятно, в XVI веке.
Она выделялась среди других нарядов ценностью тканей, пышностью узоров. В конце XVI-XVII веке ферязь становится самой парадной одеждой русских царей.
Чепец – женский и детский головной убор носится в различных вариантах до XVII века. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком. До конца XIX века в России чепец был домашним женским головным убором. Имел форму мягкого капора, украшался рюшем, лентами, кружевами и искусственными цветами.
Ч О Б О Т Ы
Шугай — женская короткая одежда со сборками сзади, в большинстве случаев из шелковой или парчовой ткани гладкой или с крупным цветочным орнаментом и на подкладке.
Шушпан (шушун) – нагрудная женская одежда из белого, изредка тонкого сукна, полусукна домашней выработки, а также из белого холста.
Носили шушпаны, вдевая в рукава, а также как накидную одежду, перекинув рукава наперед. В непогоду шушпан набрасывали на голову. Иногда носили два шушпана: один, вдевая в рукава, а другим закрывали голову и лицо. Во время работы в поле шушпан снимали и в него завертывали ребенка.