раннефеодальное древнерусское государство киевская русь
Раннефеодальное древнерусское государство киевская русь
Изучая историю древнерусского государства, абитуриенты рано или поздно сталкиваются с проблемой определения степени развитости государственных институтов и устройства общества в целом. Прилагаем вашему вниманию два важнейших понятия, работа с которыми ведется при разборе заданий второй части ЕГЭ и ОГЭ по истории.
Раннефеодальное государство
Раннефеодальное государство — это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.
Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для IX-XI вв.
Признаки раннефеодального государства.
Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:
Важным отличием от иных форм государственного управления было то, что государственные органы власти в Древней Руси не имели четких функций и прописанных полномочий, из-за чего происходила частая их смена.
Киевская Русь как раннефеодальное государство
Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь (Древняя Русь), т.к. государственному устройству этого региона были присущи черты:
Древняя Русь: сохранение пережитков родоплеменного строя в Киевской Руси
С другой стороны, историки отмечают, что в Древней Руси сохранялись пережитки родоплеменного строя:
Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.
Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен. Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).
Военная демократия в Киевской Руси
Дополнением понятия «родоплеменной строй» являлась характеристика общественного строя восточных славян как военной демократии. Ее признаками являлись:
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.
Добро пожаловать к нам в Instagram.
Пройти тесты ЕГЭ по истории вы можете здесь и здесь.
Пройти тесты ЕГЭ по обществознанию вы можете здесь и здесь.
Вот здесь у нас практика к ОГЭ по обществознанию и тесты базового уровня.
А уже здесь базовые тесты по истории для сдающих ОГЭ по предмету и хорошая практика для начала погружения в большой материал.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (КИЕВСКАЯ РУСЬ)
Древнерусское государство (Киевская Русь) – государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X – начале XI вв. – практически все их).
Столица – Киев. Самоназвания – Русь, Русская земля; Древнерусским государством (или Киевской Русью) оно именуется в исторической науке.
Форма правления
Во главе государства стоял великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским). Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 – 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 – 1016 и 1018 – 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1018 и 1019 – 1054 гг.) – трезубец.
Социально-экономический уклад
В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным – т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.
Государственный аппарат и законодательство
Законодательство Древнерусского государства в конце IX – Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI – начала XII вв. складывается свод писаных законов – Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).
Функции государственного аппарата в конце IX – конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.
Этапы формирования
Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке Новгородским и Киевским. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.
1) Около 882 – начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).
2) Начало 990-х гг. – 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается – на две половины (с границей между ними по Днепру), – и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.
3) 1054 – 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде – великому князю русскому. Однако, в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).
4) 1113 – 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).
Распад Древнерусского государства
Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.
Древнерусское государство Киевская Русь
Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.
Бердяев Николай Александрович
Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!
В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.
Образование государства Киевская Русь
Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:
Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.
Становление государственности
Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.
Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.
Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства
Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.
Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.
Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.
Ключевые события
Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:
Древнерусское государство (Киевская Русь)
Древнерусское государство. Государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в. до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X – начале XI вв. – практически все их).
Возникновение. Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».
Столица: Киев.
Самоназвания: Русь, Русская земля; «Древнерусским государством» (или «Киевской Русью») оно именуется в исторической науке.
Глава государства: Великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским).
Герб. Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 – 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 – 1016 и 1018 – 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1018 и 1019 – 1054 гг.) – трезубец.
Законодательство Древнерусского государства в конце IX – Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI – начала XII вв. складывается свод писаных законов – Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).
Функции государственного аппарата в конце IX – конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.
Общественный строй. В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным – т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.
Периоды истории государства. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.
1) Около 882 – начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).
2) Начало 990-х гг. – 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается – на две половины (с границей между ними по Днепру), – и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.
3) 1054 – 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде – великому князю русскому. Однако в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).
4) 1113 – 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).
Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.
Литература
Читайте также:
Татьяна Черникова. Проблема образования государства Русь. Становление династии
Татьяна Черникова. Расцвет древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI – начало XII вв.)
Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 2: Древняя Русь – Россия, Украина, Белоруссия
История России. Конспект лекций
Раскрываются основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до настоящих дней, на конкретных примерах из различных эпох показана взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировано общее и особенное в истории России, определяется место российской цивилизации во всемирном процессе. Соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов вузов неисторического профиля.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История России. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция 2. Древнерусское государство Киевская Русь
Восточные славяне в древности. Предпосылки образования древнерусского государства
Восточные славяне — потомки древних земледельческих и скотоводческих племен, живших на юге Восточной Европы до нашей эры. В начале нашей эры восточные славяне занимали обширную территорию от Балтийского моря до Черного, от Карпатских гор до верховий рек Оки и Волги.
Древнейшие письменные сведения о славянах принадлежат древнегреческим ученым Гесиоду (VII в. до н. э.) и Геродоту (V в. до н. э.), которые сообщали об «антах» и «венедах», проживавших от Карпат до Балтийского моря. С VI века н. э. в источниках появляется понятие «славяне». Наиболее полные данные о восточных славянах оставили историки VI в. Иордан и Прокопий Кесарийские. Считается, что прародиной славян была Центральная и Восточная Европа.
В середине 1-го тысячелетия до н. э. у славян происходит постепенное разложение родового строя. В это же время единая славянская общность делится на две ветви — восточную (русские, украинцы, белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Позднее обособляется и третья — южная — ветвь славян (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).
На начало XXI в. численность славян составляет не менее 300 млн человек, из них русских — около 145 млн (в России — 116 млн), украинцев — 45 млн (на Украине — 37,5 млн).
В первые века нашей эры восточные славяне сохраняли общинный строй. Каждое племя состояло из нескольких родовых общин. Славяне занимались подсечным земледелием. С совершенствованием орудий труда на смену подсечному земледелию пришло пашенное с двупольной системой. Отпала необходимость жить коллективами. Из родовых общин стали выделяться отдельные семьи. Каждая семья имела свой дом, участок земли, свои орудия труда. Но места охоты, рыбной ловли, пастбища были в общем пользовании. С появлением семейной собственности у восточных славян появляется имущественное неравенство. Одни семьи богатеют, другие беднеют.
В VI–VIII веках у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и образования крупных племенных союзов. Зарождаются феодальные отношения, создаются экономические и социально-политические предпосылки образования государственности.
Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения. Это свидетельствует о том, что в то время у славян территориальные связи уже преобладали над родовыми. Так, поляне жили на Днепре возле Киева; дреговичи — между Припятью и Западной Двиной; кривичи — вокруг города Смоленска; вятичи — в бассейне реки Оки и т. д.
Сохранилась легенда о том, как князь славянского племени полян Кий и его братья Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра. В честь старшего брата они назвали его Киевом. Потомки Кия и были первыми князьями Киевского государства.
На протяжении многих веков восточные славяне вели борьбу с кочевниками, которые приходили из Азии. В IV веке на славян нападали гунны, затем авары и хазары, потом печенеги и половцы.
Итак, крупные племенные союзы были непосредственными предшественниками государства.
Начальный этап существования государства у многих народов связан с возвышением (в силу тех или иных обстоятельств) одного из знатных родов. Впоследствии, утвердив свою власть на определенных землях, этот род превращался в правящую династию. Примерно то же самое произошло и на Руси, где выделяется династия Рюриковичей.
В 862 году был приглашен на княжение в Новгород варяжский князь Рюрик. После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу. Он собрал большое войско и силой захватил Киев. Так зародилась династия Рюриковичей, которая правила на Руси до конца XVI в.
Следует заметить, что в Киеве существовали собственные традиции восточнославянской государственности. Полагают, что примерно в VI–VII вв. здесь правил основатель города славянский князь Кий, а затем его родственники. Однако в 882 г. правителями были варяжские витязи Аскольд и Дир, с которыми жестоко и коварно расправился новгородский князь Олег.
Киев привлекал князя Олега прежде всего тем, что был расположен на знаменитом пути «из варяг в греки». Вдоль великого торгового пути возникали крупные города — Киев, Смоленск, Новгород. Он стал как бы стержнем Древнерусского государства, его главной улицей. В то время реки были наиболее удобными дорогами. Не случайно все древние города стоят по берегам рек, обычно на высоком мысу у впадения малой реки в большую.
В исторической традиции Древнерусское государство с центром в Киеве в IX — начале XII в. получило название «Киевская Русь». Согласно летописи, русь — название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Под варягами тогда подразумевались норманны, а отсюда и появление норманнской теории происхождения Руси. Последователями этой теории были в XVIII в. российские историки немецкого происхождения — Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, а в XIX в. — М.П. Погодин.
Другие ученые считают, что «русью» назывался большой союз славянских племен, сложившийся в середине 1-го тысячелетия н. э. в районе реки Рось, одного из притоков Днепра южнее Киева. Так появилась славянская теория происхождения Руси. Ее сторонником в XVIII в. был русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов. В XIX в. этой теории придерживался историк, археолог, москвовед И.Е. Забелин.
Многие западные историки до сих пор утверждают, что она была создана норманнами, пришедшими из Скандинавии. Русские же ученые давно опровергли эту, так называемую норманнскую теорию. Они доказали, что Древнерусское государство возникло в результате длительного самостоятельного развития восточнославянских племен задолго до прихода норманнов.
Предпосылки образования Древнерусского государства — Киевской Руси — показаны на рис. 3.
Рис. 3. Начало формирования государственности у восточных славян
Экономический и социально-политический строй Киевской Руси
Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики. Что же составляло экономическую основу Древнерусского государства?
Во-первых, феодальная собственность на землю.
Это было коренным отличием от ряда европейских и восточных стран, в которых процесс государственного образования был связан с господством рабского труда. Феодальная собственность на землю существовала в двух формах:
а) вотчина — земля крупного феодала, боярина, которая переходила по наследству. Она состояла из феодальной усадьбы и крестьянских селений;
б) поместье — земля, которую князь жаловал своим дружинникам в условное владение за службу. Право владения землей сохранялось лишь в период службы. По наследству эта земля не передавалась.
Во-вторых, совершенствование земледельческих орудий привело к возникновению в Древней Руси двупольной и трехпольной систем земледелия.
В-третьих, быстрое развитие ремесел. В Киевской Руси было известно около 150 различных ремесленных специальностей. Развитие ремесел наряду с другими причинами обусловило рост городов. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. В Скандинавии Русь тогда называли Гардарикой — страной городов.
В-четвертых, углубление общественного разделения труда, повышение производительности земледелия, развитие ремесел вело к росту торгового обмена между городом и деревней, торговли между различными областями Киевской Руси и ее самой с Персией, Аравией, Францией, Скандинавскими странами. Крупнейшим торговым партнером Руси была Византия.
Установление частной формы собственности на землю привело к созданию четкой социальной структуры общества и положило начало формированию крепостной зависимости крестьян.
На вершине социальной пирамиды находился великий киевский князь. Он являлся крупнейшим собственником земли, осуществлял сбор дани с подвластных племенных князей и других земельных собственников. Он же жаловал за службу поместья в условное владение.
Следующую ступень занимали крупные земельные собственники — бояре и местные князья. Они платили дань великому киевскому князю и имели право на сбор дани с подчиненных и принадлежащих им земель. Такое же место занимало и высшее духовенство.
Свободные крестьяне жили на свободных землях, платили дань различным феодалам и отрабатывали повинности.
Зависимые крестьяне уплачивали феодалам оброк либо отрабатывали барщину.
В период образования Киевской Руси большинство населения состояло из свободных крестьян — общинников. Однако по мере установления частной собственности на землю возрастала зависимость от феодалов крестьян, разорившихся в результате неурожая, войн, стихийных бедствий, по другим причинам, и вынуждала добровольно идти в кабалу к феодалу. Таким образом, осуществлялось экономическое принуждение крестьян.
Зависимое население облагалось феодальной рентой, которая существовала на Руси в двух формах — барщины и натурального оброка:
а) барщина — это даровой принудительный труд крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала;
б) натуральный оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян.
В Киевской Руси сложились следующие группы зависимых крестьян:
а) закуп — крестьянин, взявший у феодала купу (долг денежный или натуральный);
б) рядович — крестьянин, который в силу различных причин не мог самостоятельно вести хозяйство и заключал с феодалом ряд — договор. Он добровольно признавал свою зависимость и получал взамен большой участок земли, орудия труда, зерно для посевов и т. д.;
в) изгой — крестьянин, потерявший связь с общиной и нанимавшийся к феодалу;
г) пущенник — раб, отпущенный на волю, оказавшийся без средств к существованию и идущий в кабалу к феодалу;
д) холоп — человек, который находился в составе дворовых людей феодалов и был фактически на положении раба.
Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем. Великокняжеская власть носила неограниченный и наследственный характер. Князь же реализовывал и судебную власть.
Важным элементом политической системы Древнерусского государства был совет при великом князе из местных князей и высшего слоя дружинников — бояр. Местную власть осуществляли племенные князья, а также назначаемые великим князем посадники, тысяцкие и сотские.
Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой модификацию русского права. Свод законов Киевской Руси именовался «Русская правда». В XI веке произошло складывание так называемой Краткой редакции «Русской правды». Она состояла из двух основных частей — «Древнейшей правды» (или «Правды Ярослава») и «Правды Ярославичей». Кроме княжеского гражданского законодательства в этот период на Руси действовали и церковные правовые документы, которые были направлены на то, чтобы укрепить политические позиции Русской церкви.
Основные периоды истории Киевской Руси, причины и последствия ее распада
Историки выделяют три основных периода развития Киевской Руси:
• начальный период — вторая половина IX — конец Х в.;
• период расцвета — конец Х — середина XI в.;
• период упадка и начало феодальной раздробленности — середина XI — начало XII в.
Главным содержанием первого периода является объединение славянских земель вокруг Киева и дальнейшее развитие феодальных политических и экономических отношений.
Первые правители Киевской Руси — Олег (882–912), Игорь (913–945), Ольга (945–964), Святослав (964–972) — настойчиво расширяли свои владения, подчиняя себе племена древлян, северян, радимичей, кривичей, вятичей. Сначала зависимость этих племен проявляется лишь в выплате ежегодной дани. Потом постепенно власть местных правителей сменялась властью присланных из Киева наместников.
Независимые славянские племена упорно сопротивлялись покорителям (например, в 945 г. восставшие древляне убили киевского князя Игоря). Однако Рюриковичи, опираясь на собственные дружины, а также на отряды наемников — варягов, неизменно добивались успеха.
Помимо укрепления государства у первых киевских Рюриковичей были еще две взаимосвязанные большие заботы: торговля с Византией и борьба со степными кочевниками — хазарами, печенегами, а с середины XI в. — с половцами.
Сын Игоря и Ольги — Святослав прославился походами на Дунайскую Болгарию и Византию. Его активная внешняя политика привела к резкому обострению отношений с могущественным Хазарским каганатом. Разгром каганата (964) привел к образованию на Таманском полуострове русских поселений, объединенных в Тмутараканское княжество, а также освобождению из-под власти хазар волжскокамских булгар, которые создали свое государство. Внутренняя политика Святослава была направлена на дальнейшее усиление централизованной княжеской власти и завершение объединения восточнославянских земель вокруг Киева. В 970 г. Святослав впервые ввел в обычай дачу сыновьям особых уделов. Он посадил Ярополка в Киеве, Олега — в древлянской земле, а Владимира — в Новгороде.
Второй период истории Древнерусского государства — период расцвета. После смерти Святослава в течение восьми лет шла борьба между его сыновьями за великокняжеский престол. Победителем в этой борьбе при помощи наемной варяжской дружины становится Владимир (980–1015), убивший своего брата Ярополка.
Время его княжения становится периодом наивысшего расцвета, былинным временем Киевской Руси.
Владимир перешел к оседлой жизни в столице своего государства. Это явилось важным шагом в направлении его феодализации. Экономика этого периода определялась дальнейшим развитием феодальных отношений за счет активного распространения поместного землевладения и совершенствования земледелия. С целью защиты от кочевников южных рубежей Владимир вел строительство крепостей по рекам (Змиевы валы).
Жизнь славян-земледельцев целиком зависела от природы. То солнце сожжет посевы, то затяжной дождь сгноит неубранный хлеб, то ветер опустошит колосья. Древние славяне не могли объяснить такие явления, как дождь, град, снег, ветер, гром, молния. Считая силы природы могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. У восточных славян было много богов: Сварог — бог неба и огня, Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии, Велес — покровитель скота.
В 988 году Владимир крестился сам и повелел всем своим подданным принять христианство. Многие славяне не хотели расставаться со своими богами. Но их силой заставляли принять новую веру. Постепенно славяне привыкли к христианской религии.
Введение христианства приобщало Русь к великой культурной традиции Византии, а через нее, в известной мере, — к античной культуре. В городах на Руси стали строиться красивые храмы и монастыри, создавались школы. Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Она укрепила власть князей и бояр над народом. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил церковь материальным содержанием за счет особого налога — десятины. Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживавшая первую, государственную. Христианство способствовало гуманизации древнерусского общества, оно осуждало рабство и призывало «возлюбить ближнего своего как самого себя». Начатое Владимиром внедрение христианства было завершено в основном при князе Ярославе уже в XI в. Но некоторая часть населения продолжала оставаться язычниками.
Заслугой Владимира было и то, что он организовал надежную систему обороны степных границ Руси от кочевников. Внезапности нападения степных кочевников он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальней разведки, оповещения и связи.
После смерти Владимира 12 его сыновей начинают многолетнюю борьбу за великий киевский престол, уничтожая друг друга, разоряя русскую землю, приводя на Русь печенегов, поляков, немцев, венгров. В результате этой борьбы киевским князем стал Ярослав Мудрый (1036–1054).
Князь Ярослав родился в 978 г. Он получил хорошее образование, много читал. Княжил Ярослав в Новгороде и был женат на Ингегерде, дочери шведского короля Олафа. В личной дружине Ярослава находился отряд варягов. Варяги оскорбляли новгородцев, затевали с ними драки, насиловали женщин. В 1015 году жители Новгорода напали на варягов и многих порубили. Ярослав приказал за это казнить нескольких новгородцев. В связи с этим конфликтом вышел свод законов Древней Руси — «Русская правда». Она защищала жизнь, честь и имущество новгородцев. Ярослав установил штраф в пользу князя за убийство, за хищение имущества и за другие нарушения порядка. Штраф за убийство простого смерда был в 16 раз меньше, чем за убийство княжеского дружинника.
В «Русской правде», например, было указано, что кража животного из хлева расценивается как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Там приводятся данные о стоимости разных видов скота.
Став великим киевским князем, Ярослав постарался укрепить свою власть. Во все города и земли Руси он послал преданных ему бояр. Он украшал Киев по образу и подобию Константинополя. В Киеве были построены Золотые ворота, служившие главным входом в город. В центре города Ярослав воздвиг великолепный Софийский собор. Этим он выразил идею духовной самостоятельности Руси и подчеркнул «равновеликость» двух держав. Ту же идею утверждал ближайший соратник князя — митрополит Киевский Иларион в своем известном произведении «Слово о законе и благодати» (ок. 1037–1043).
Ярослав Мудрый сделал Русскую церковь более независимой от Византии. Без ведома патриарха Константинопольского он сам назначил в 1051 г. митрополита в Киеве и епископа в Новгороде из среды русских священников. В Киеве был построен Киево-Печерский монастырь, высшая школа подготовки русского духовенства. При Ярославе на Руси были канонизированы первые святые. Ими стали братья Борис и Глеб, злодейски убитые (1015) по приказу их сводного брата — киевского князя Святополка. Причислив Бориса и Глеба к святым, церковь тем самым выразила свое осуждение княжеских усобиц — страшного бедствия Древней Руси.
Третий период истории Киевской Руси — период упадка и начала феодальной раздробленности. После смерти Ярослава Мудрого в Киевской Руси начались междоусобные войны князей за лучшие земли, города, за киевский престол.
Старшие сыновья Ярослава — Изяслав, Святослав и Всеволод — не сумели сохранить единство русских земель. Они часто враждовали друг с другом. Кроме того, на юге появился новый сильный враг — кочевые племена половцев. В 1068 г. половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на реке Альте. Социальная напряженность в Киеве нарастала, начались народные восстания.
Ответом на восстания 60–70-х гг. XI в. явился специальный сборник законодательных постановлений. Он был принят на съезде сыновей Ярослава Мудрого и известен как «Правда Ярославичей». В частности, этот свод предусматривал суровую кару за преступления против власти и собственности.
Раздоры князей, частые половецкие набеги и волнения горожан заставили киевскую знать в начале XII в. призвать на княжение внука Ярослава Мудрого — властного и авторитетного князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125).
Владимир Мономах запретил взимать слишком высокие проценты с должников, заставил купцов снизить цены на продукты. Он прекратил княжеские усобицы, восстановил и укрепил единство Киевской Руси, дал решительный отпор половцам, отбросив их далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель, он остался в памяти потомков как один из самых выдающихся строителей Русского государства. После кончины Мономаха княжение перешло к его сыну Мстиславу (1125–1132). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы еще некоторое время удерживать относительную целостность Киевской Руси.
Однако мудрая политика последних киевских князей уже не могла приостановить процесс дробления Руси, вызванный социально-экономическими причинами: рост новых городов, укрепление местной землевладельческой знати. Киев требовал дани и войск, задерживая хозяйственное развитие других земель, и поэтому отдельные княжества стремились покончить со своим подчинением столице.
Дробление государственного суверенитета при преемниках Ярослава было подготовлено длительным развитием производительных сил и свидетельствовало не о кризисе державы, а о возвышении отдельных центров, способных существовать самостоятельно. Уже с 1132 г. в истории Руси начинается новая эпоха — эпоха феодальной раздробленности. Отчасти она была подготовлена и съездом князей в 1097 г. в Любече, который принял решение о династическом разделении русских земель между различными княжескими родами.
Киевская Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы, преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников. Восточные славяне, объединенные в единое, сильное государство, сумели отбить их натиск и сохранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусской народности, из которой затем сформировались русский, украинский и белорусский народы. Укрепление феодальных отношений привело к распаду Киевской Руси. В стране возникли крупные земельные владения бояр. Их хозяйство было натуральным. Все необходимое для боярина производили зависимые от него крестьяне.