ракульская роспись история возникновения

Ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Сравнительно недалеко от Пермогорья, Мокрой Едомы и Верхней Уфтюги, в том же Красноборском районе Архангельской области, существует еще один куст деревень со своеобразной росписью. Это деревни по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину, с центром в деревне Ульяновской.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Набируха для ягод. Ракульская роспись. Середина XIX века.
Мастер Дмитрий Фёдорович Витязев

Ракульская роспись — имеет очень глубокие самобытные традиции в ряду росписей северного края. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую и по художественным достоинствам в период своего расцвета нисколько не уступает прославленной белофонной росписи Пермогорья.

Орнамент ракульской росписи, особенно орнамент, украшающий самые ранние из дошедших до нас изделий, датируемых серединой XIX века, очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей — богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами, жившими в скитах и «становищах» (так приверженцы «старой» веры называли поселения мирян-старообрядцев — фактически, обыкновенные деревни) по реке Выг (так называемом Выголексинском общежительстве — центре многочисленного и влиятельного старообрядческого «Поморского согласия»), протекающей по территории Карелии. Это сходство исследователи связывают с ликвидацией («выгонки») Выголексинского общежительства царскими властями, проходившей в несколько этапов в середине XIX столетия (за 20 лет с 1830 по 1850 гг. число жителей старообрядческих поселений Выговского суземка снизилось почти в 10 раз — с 3000 до 272 жителей), многие старообрядцы были вынуждены перебраться на жительство в Ракульскую волость. С собой старообрядцы принесли древнее, восходящее истоками к ещё дораскольной московской книжной графике, искусство миниатюры, но, как представляется, усилившиеся гонения и оторванность от центров старообрядчества, заставили ракульских художников вместо переписывания и украшения книг заняться росписью предметов крестьянского быта. Дополнительным подтверждением этой версии является совпадение даты массового выселения старообрядцев с Выги и даты примерного зарождения ракульского промысла.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Декоративность росписи, ее книжная узорочность, отсутствие в ней какого-либо выраженного сюжета также может быть объяснена через старообрядческое благочестие — бытовые и сказочные сюжеты в рукописях практически не изображались, за исключением едких сатир на представителей власти, а изображение сюжетов священного писания и предания (в том числе и житийных) на предметах домашнего обихода являлось богохульным.

В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы — виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Свободно бегущий по ракульским изделиям узор состоит, преимущественно, из фантастических растений-лиан с крупными нарядными листьями, крепящимися к извилистому стеблю.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Характерный растительный орнамент с массивными многоцветными каплевидными листьями, своеобразие и относительная скупость цветовой палитры, экономное использование мелких самостоятельных элементов орнамента резко отличают ракульскую роспись от географически соседствующих с ней борецкой, пермогорской и пучужской.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Фантастическое многоцветье растений, украшающих расписные ракульские изделия несёт на себе, возможно неосознанно для украшавшего их мастера, присущую поверьям обитателей Русского Севера символику. Фантастические, никогда не виданные растения, цветущие букеты, переливчатое многоцветье красок растительного мира выражали идею плодородия, вечного и неиссякаемого богатства мира, и, как бы взывая к матери-природе, представляли собой пожелание счастья, достатка в доме, богатых урожаев.

Присущи ракульской росписи также очень характерные и узнаваемые изображения птичек — схематично изображенные, со вздернутым хвостом, намеченным тонкой штриховкой, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Типичным для северодвинских росписей являлось преобладание расписных прялок среди продуктов промысла. Не была исключением и Ракулка, выработавшая для росписи прялок свой особенный композиционный канон, четко прослеживающийся на протяжении почти целого столетия — до 1930-x гг.: фасадная часть прялки разделялась на три практически равновеликие части — нижняя украшалась вертикальной крупной вертикально поставленной ветвью с симметрично расположенными ветвями, центральную занимало окаймленное нарядной рамкой изображение птицы, а верхняя декорировалась большой S-образной лианой с многоцветными листьями.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Ракульская прялка, фасадная и обратная сторона.

ЭЛЕМЕНТЫ РАКУЛЬСКОЙ РОСПИСИ

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Элементы ракульской росписи.

2. Легкий черный контур. Рисунок не имеет мелкой штриховки на боках птиц. В рисунке чередуется черный и белый цвет. Этих птиц называют сороками.

3. Птицы-курицы, по силуэту крупнее. Они выполняются в цвете.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Ракульские птицы.

Последовательность рисования птицы.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Форма листьев необычна, фантастична, некоторые из них похожи на крупную каплю, некоторые листья напоминают цветы тюльпана, есть листья гибкие и пластичные, с изящно заостренными кончиками.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Поэтапное выполнение ракульского кустика с птичкой.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

1. Начало кустика. Выполняем завиток в одну и другую сторону с уплотнением в виде листиков.

2. Наращиваем кустик. Добавляем к кустику листочки.

3. Получился пышно цветущий кустик. Уравновесим его птичкой.

4. Обводка листьев по контуру и выполнение сороки.

Фрагменты композиций с ракульских прялок.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Рисунки скопированы с ножек прялок. В современной росписи применяются для украшения изделий (разделочной доски, хлебницы).

Изображена последовательность выполнения S-образной ветки.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

1. Прорисовка листьев (листья разводятся в разные стороны), затем идет наращивание листьев, капелек.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Рисунок снят с фасадных сторон ракульских прялок. Данную композицию можно использовать в росписи разделочных досок.

Эскизы в росписи круглых изделий.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Источник

Простота и премудрость северодвинской росписи

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта. Чем знаменит художественный промысел Северной Двины, какие направления его представляют, и почему северная роспись сегодня считается сакральным месседжем предков? Об этом и не только – далее.

История возникновения

Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.

Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное. В нем прослеживается тесная связь архаичных крестьянских представлений о мире, опиравшихся, в том числе, и на языческое искусство. Но не обошлось и без влияния художественных мотивов Северной Европы.

Разновидности росписи Северной Двины

Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Северная роспись – отличия от других

Несправедливы аргументы тех, кто считает роспись прибрежья Северной Двины менее яркой и талантливой, чем знаменитую хохлому, городецкую или петриковскую росписи. В сравнении невозможно идти путем выстраивания иерархии: можно только отметить характерные черты, отображавшие уклад и традиции местного населения, выбор цвета (немало зависящий от климатических особенностей региона), корни техники.

Пермогорская роспись

Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.

Присутствуют в работах графические остатки геометрической резьбы – белые и черные зубчики. Мастера пермогорского направления активно заполняли плоскость, где не находилось места для сюжета. Основные мотивы данного вида северодвинского искусства – птица Сирин и катанье на лошадях. Другие темы также встречаются, но не столь часто. При этом заметно: у художника все же была свобода изображения, бытовые темы они легко связывали с событиями личной жизни.

Ракульская роспись

В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.

Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

Борецкая роспись

Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.

Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Пичужская роспись

Близка по эстетике своим «собратьям»: тот же белый фон и красная краска в основе. Отличительными чертами можно назвать особое внимание к ярко-зеленым листочкам и белым точкам-капелькам в выборе элементов. Отдельные изделия выделяются синим цветом, активным, композиционно важным.

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

На борецких росписях возница одет нарядно, на пичужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пичужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.

Уфтюжская роспись

Промысел, зародившийся в Верхней Уфтюге, прославился сказочностью, виртуозностью растительного орнамента. Фоновые решения могли быть разными: от ярких оранжевых, красных до зеленых и даже редких синих. Фон подкрашивали тонким слоем, дабы сама структура бересты отдавала теплом.

Композиция едина – гибкая веточка с тонким цветком, опущенные реснички листьев, несколько ягодок. Особую известность получили уфтюгские туески, аккуратные, скромные и, на первый взгляд, очень простые. Многие начинающие художники по дереву учатся мастерству именно с уфтюгской техники.

Символика и мотивы Северной росписи

Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Смысловая нагрузка в изображаемых элементах хорошо угадывается:

дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов;
птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая;
ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина;
трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух).

Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.

Основные элементы

Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.

Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали).

Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.

Заключение

Дерева и береста, как основной фон для северных промыслов, стали визитной карточкой искусства этих мест. В наше время многовековые традиции продолжаются, современные художники используют более совершенные материалы, нежели темпера и яичный желток, но чтят и берегут аутентичность северодвинской росписи по дереву.

Источник

Ракульская курочка

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Я — начинающий художник-любитель. Люблю проводить свободное время в «обществе» кистей и красок. Мой урок — это импровизация на заданную тему.

Увидела Ракульскую Курочку в одной из книг и просто влюбилась в нее. Ракульская роспись — одна из многих народных росписей нашей необъятной страны. Относится к северным росписям, являясь одновременно и мазковой, и графической. Ее главное отличие — фантазийные, яркие, красивые ветки, которые плавно изгибаясь по деревянной поверхности заготовки, создают причудливый, завораживающий рисунок. И почти всегда встречается птичка.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновенияракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Птица, как элемент Ракульской росписи.

Последовательность рисования птицы:

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновенияракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Что необходимо:

1. Заготовка круглой формы. При отсутствии тарелочки, попробуйте сделать заготовку, вырезав ее из картона или изобразить на плотной бумаге.
2. Грунтовка. Для этой цели я использую клей пва+вода.
3. Калька для переноса эскиза на заготовку.
4. Линейка или циркуль, чтобы отрисовать рамку.
5. Простой карандаш, ластик.
6. Кисти.
7. Краски. Для этой росписи подходит гуашь, темера.
8. Эскиз. Я предложу эскиз, по которому писала свою курочку.
9. Шлифовальная шкурка.

Итак, у вас есть новая заготовка или заготовка из картона. Ее необходимо загрунтовать. Как это делать, на Ярмарке мастеров описывали не раз. Поэтому этап грунтовки с фотографиями я пропускаю. Вкратце этот процесс выглядит так:
1.развести пва с водой, приблизительно 1:1.
2. поверхность заготовки слегка шлифуем, наносим кистью пва, разведенный водой.
3. ждем высыхания. Когда грунтовка высохнет, поверхность становится шершавой и некрасивой.
4. шлифуем.
5. пункты 3,4 повторяем 3 раза, если фон останется натуральным. Если фон будет цветным, то клей+шлифовка можно сделать один или два раза.

От этого этапа зависит, во-первых, аккуратный вид вашего изделия. Во-вторых, загрунтованное дерево (фанера, картон) вбирают в себя меньше краски, т.е. определенным образом вы экономите расходный материал, а краски стоят недешево. В-третьих, кисточка по гладкой поверхности скользит лучше.

Для грунтовки используйте кисточку, которая специально предназначена для этой работы, либо возьмите из своих запасов какую-то ненужную кисть. Использовать одну и ту же кисть для грунтовки и росписи категорически не рекомендуется.

Заготовка загрунтована и отшлифована. Далее покрываем поверхнось белой краской. Возможно, этот этап можно пропустить, так как ракульская роспись пишется на цветном фоне. Но все же прежде чем покрывать поверхность краской, выбранной для фона, рекомендую покрыть белой краской. Краски, которые потом накладываются на белый цвет выглядят ярче.
Я прокрашиваю белым цветом и еще раз шлифую шкуркой-нулевкой.
Что поделать, нравится мне шлифовать.

Цветовую гамму я выбрала самую «народную». Зеленый, красный, охра, черная и белая краски.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Любая народная роспись начинается с таких элементов, как скобочки, капельки, спиральки, точечки и пр.

Поэтому я предлагаю немного потренироваться. Приблизительно так:

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновенияракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Размечаем рамку. Так как заготовка круглая, можно сделать с помощью циркуля, линейки и карандаша, на глаз. Кто как привык. Закрашиваем рамку, внутренню часть круга, используя цвета Охра, Кадмий красный светлый, Окись хрома.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновенияракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

и начинаем расписывать свою курочку

красным, зеленым, черным и белым. Одновременно прописываем черным контур, не забываем про гребешок и добавляем белые скобочки и капельки, украшая ими курочку. Также прописываем рамку.

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновенияракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Наша курочка практически готова. Теперь вы можете повторить ее на досочке. И не забудьте покрыть лаком.

Вот мои работы с использованием мотива «Ракульская курочка».

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновенияракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Спасибо за внимание! Надеюсь, что мой мини-МК будет для вас интересным и полезным.

Если вы пожелаете показать его на других ресурсах, не забывайте, что у МК есть автор. 😉

Источник

Ракульская роспись

Анализ росписи как одного из видов народного искусства. Искусство росписи в северодвинских селах, особенности Ракульской росписи. Символика северной росписи: травы, цветы, кусты, деревья, птицы. Организация рабочего места, выполнение правил безопасности.

РубрикаКультура и искусство
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления28.03.2012
Размер файла3,3 M

ракульская роспись история возникновения. Смотреть фото ракульская роспись история возникновения. Смотреть картинку ракульская роспись история возникновения. Картинка про ракульская роспись история возникновения. Фото ракульская роспись история возникновения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

роспись северодвинский ракульской

Дерево сопутствовало народной жизни. Его украшали резьбой, инкрустацией и росписью. Во многих случаях роспись стала наиболее поздним способом декорирования, заменив трудоемкие техники резьбы и инкрустации, как это случилось с прялками, когда возросший спрос на них потребовал более быстрого способа украшения.

Часто роспись заимствовала приемы у смежных ремесел. Так, техника перегородчатой эмали Великого Устюга подсказала структуру северодвинских росписей.

Слово «промысел» произошло от «промыслить», то есть подумать, как добыть средства для жизни. И промыслы существовали до тех пор, пока приносили доход и кормили.

Естественной «питательной» средой народного искусства является близость с бесконечно вдохновляющей природой. Известно, что-то утрачивается. И хотя народному искусству противопоказан натурализм, нужно хорошо знать реальное, что потом вдохновляет каждого художника на создание своего собственного условного образа.

Народному искусству присуще чувство целостного восприятия предмета, когда роспись по смыслу, цвету, масштабу соответствует его назначению и форме.

В народном искусстве, как и в природе, красота определяется полезностью и не мешает ей.

Я выбрала Ракульскую роспись с растительной тематикой для моей авторской композиции и росписи табурета. Сама Роспись выполнена не в стандартной гамме. Данная цветовая гамма была выбрана мною, так как в процессе разработки композиции мне невольно вспомнилось вечернее небо с закатом, когда уже солнце зашло, но ещё яркие краски играют на небосводе, а именно фиолетовый, синий, оттенки золотого. Белый же цвет символизирует самые первые звездочки, появившиеся на вечернем небе.

Так же мой выбор обуславливался тем результатом, который я хотела получить в конце.

Стоит упомянуть, что я просмотрела немало литературы для моей курсовой, а именно всевозможные книги, найденные сайты, картинки.

Северодвинские росписи

Искусства росписи в северодвинских селах развились из традиций книжного рукописного издания. Рукописные книги являлись не просто текстовыми переписями начисто, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались иллюстрациями, красивыми виньетками, заглавными буквами.

Мастера-переписчики привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать утилитарные предметы, придавая легкость и праздничность суровому в целом быту. Традиция украшения утвари и повседневных предметов зародилась одновременно с человечеством. Даже на первых глиняных тарелках доисторические цивилизации оставляли зарубки и волнистые узоры. Соединение техники книжной графики с творческими идеями северодвинских мастеров создало уникальные росписи, узнаваемые и не вышедшие из моды даже спустя столетия.

Росписью в Ульяновской занималась семья старообрядцев Витязевых. Витязевы расписывали прялки и набирухи (кузовки, лукошки для ягод). Их ремесло передавалось из поколения в поколение (примерно с середины XIX века). Основой росписи был растительный орнамент, состоявший из декоративных листьев. Элементы узора объединялись в пучки, веточки, кустики, гирлянды. Птицы, выполненные черным контуром, заливались черной краской, а иногда расцвечивались красными и зелеными цветами. В росписях главную роль играли золотисто-охристый и черный цвета, им сопутствовали голубой, зеленый и коричнево-красный. Черным цветом исполнялись не только контуры, но и многие детали, а также «усики», завитки, прожилки…

История Ракульской росписи

Главную роль играют золотисто-охристый и черные цвета, а сопутствуют зеленый и коричнево-красный.

Древо Жизни изображается изогнутым с определенным ритмом. Листья крупные, окрашенные в разные цвета.

Птицы выполняются в основном черной краской, легким контуром, со штрихами перьев. «Движение» узора достигается за счёт чёрных прожилок, усиков и спиралевидных завитков. Иногда по всему орнаменту «рассыпаются» белые полукружья.

Цветовая символика росписи

Нельзя забывать о значении цветовой символики. Известно, что у русских с древнейших времен наиболее популярным был красный цвет, о чем свидетельствует, например, история развития русского языка.

Символика северной росписи

Развитие бытовой сюжетной живописи неразрывно связано с общим направлением развития русского народного искусства в XVIII-XX веках. Ее мотивы в целом перекликаются с орнаментом резных деревянных бытовых предметов, пряничных досок, прялок, с вышивкой, лубком, резьбой по кости и пр. Поскольку многие художники, расписывающие эти предметы и сооружения, также принимали участие в церковных росписях стен, покраске фасадов и прочего, то семантика росписей может носить как традиционно присутствующий языческий характер, порой забытый в реальной крестьянской жизни, так и христианское содержание.

Семантика народного искусства сложная и малоизученная тема, особенно в области росписей, хотя у многих исследователей имеются материалы по данному вопросу. В народной памяти тщательно сберегались значения наиболее распространенных живописных образов, связанных с обрядами, фольклором и с песенным творчеством русской деревни. Основные образы и мотивы народной живописи Русского Севера встречаются, главным образом, в росписях жилых домов и на предметах быта.

Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и зависели от ее сил. Это многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих природных явлений и событий жизни человека. Наибольшее значение получил образ солнца.

Часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку. Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно. Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов подтверждается анализом многих предметов искусства народов мира. Мотивы кругов и розеток, связанные с образами многих птиц и животных, свидетельствует о принадлежности этих символов к небесным силам.

Мотив вазона получил большое распространение в народном искусстве. В XVI-XVII веках этот рисунок встречался на изразцах, в рукописях и других предметах прикладного искусства Восточной Европы. Трактовка вазонов, их живописная форма встречается самая различная.

В орнаменте широко представлены образы птиц.

Павлин (птица-пава) встречается в народных росписях в разных композициях и в разных стилевых решениях.

Его изображение было известно в искусстве античного мира, Византии и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто образы этих птиц в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры. Нередко павы в образах народа рассматриваются как петухи, утки или кукушки.

Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские птицы.

Птицы Сирин и Алконост были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения.

Птица Сирин в народном искусстве изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей.

Орнитоморфный орнамент народной живописи вместе с травными рисунками интересно соединялся с зооморфными образами коней, оленей, львов (барсов), единорогов, а порой и коров. Как известно, конь у славян символизировал бога солнца Хорса.

Эта символика обусловила его изображение на многих предметах народного искусства и в архитектуре XVIII-XIX веков, тем более что в хозяйственной жизни населения во все времена лошади практически были незаменимы.

Фигура оленя в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова и рога, встречаются в украшениях навершия кровли, как и в росписях прялок, коробов, в основном на реке Мезени и в Коми.

Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном искусстве Севера.

Лев и барс отличаются, главным образом, наличием или отсутствием гривы. Образ льва, как символ власти и мощи, перекочевал в Россию с Востока. Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам «древа» или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.

Разработка композиции

Начала делать своё изделия с того, что я стала выбирать саму роспись. Выбор пал на Ракульскую, ибо именно Ракулка наиболее близка мне своей пластичностью и формами элементов.

Вначале я поехала в магазин IKEA и стала искать конкретный табурет и его я выбрала не просто так, а потому что на нём можно было наиболее полно отобразить мою задумку, которую я уже ярко представляла. Купив табурет, я начала составлять композицию.

Композицию я переделывала несколько раз. После, сделав окончательный рисунок, который, в конце концов, удовлетворил мастера и понравился мне.

Сама композиция состоит из нескольких частей, а именно из двух.

Другая же часть композиции, которая располагается на ножках, изображает свешенные лозы, с плавно светлеющим чередованием цветов и все того же не кричащего золота.

В том числе не забыла я и про рамку. Избранным цветом стал синий, который использовался в самой композиции и прекрасно подходящий к моей задумке.

Поиск цветовых решений

Я начала делать выкраски цветов, после чего я нашла наиболее гармоничное и отвечающее моим запросам сочетание: фиолетовый, сиреневый, синий и голубой.

Я решила не делать фоновое покрытие, так как меня восхитила текстура чистого дерева.

Перенос рисунка на кальку

Тщательно, по нескольку раз проверяя и добиваясь наибольшей пластичности от линий, я перевела на кальку свою композицию.

Перенос рисунка с кальки на расписываемую поверхн ость

Так как я не собиралась покрывать табурет фоном, я пропустила тот этап и сразу начала переносить композицию с кальки непосредственно на само изделие, заканчивая поиск пластичности.

Нанесение подмалевка

Переведя рисунок, я начала делать замалевок, начиная от самого светлого цвета, а именно голубого и заканчивая фиолетовым, золотой цвет наносился последним, так как он находился в середине больших лепестков, к тому же форма для заливки золотого цвета была достаточно свободной.

Проверив и перепроверив пластичность и гармонию цвета, я удовлетворенно остановилась. Таким образом, я создала подложку.

Обводка

После нанесения подложки, стараясь делать как можно наиболее аккуратней и однородней, я сделала обводку чёрным цветом вокруг светлых листов, а возле золотого цвета обводка стала чёрно-фиолетовой.

Оживка

Затем, осторожно ведя кисточкой, я написала оживку в виде скобочек и капелек. Ножки табурета оживка затронула только рамку, в то время как на седалище оживка затронула и саму композицию.

Приписки;

После создания оживки я занялась приписками, и в итоге они заняли свое законное место в композиции.

Отделка


Покрытие лаком

После всех вышеперечисленных действий, взяв баллончик с лаком, купленным мной и одногруппницей на пару, я вышла в помещение, где можно было проводить данную операцию, параллельно захватив с собой материал, который можно было подстелить под само изделие.

На расстоянии 30-40 сантиметров, которые были прописаны в инструкции, я стала покрывать лаком.

После покрытия лаком, я проверила качество слоя и с чистой совестью оставила табурет сушиться.

Покрыв лаком один раз, тщательно проверив нет ли подтёков, я повторила данные две операции несколько раз.

После покрытия двумя слоями лака, я взяла специально для этого приготовленный круг для шлифовки и стала аккуратно и тщательно шлифовать.

Саму операцию шлифования я проводила после каждого последующего слоя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *