раиль фахрутдинов уроки истории
Раиль фахрутдинов уроки истории
Подписывайтесь на Telegram-канал ТНВ: https://t.me/tnvtv
Вступайте в группу https://www.facebook.com/groups/tvtnv/
Ссылка на видео:https://youtu.be/Gh5IyQH0vr8
? Вступайте в наш паблик Вконтакте https://vk.com/tatarstan_tnv
? Подписывайтесь на новостной Инстаграм https://www.instagram.com/newstnv/
☎ Есть новость? Пишите по номеру Whats App: +7(987)420-01-01
Подписывайтесь на ТНВ: https://www.youtube.com/tnvtv
ТНВ в социальных сетях:
→ Официальный сайт: http://tnv.ru/
→ Telegram: https://t.me/tnvtv
→ Instagram NewsTNV: https://www.instagram.com/newstnv/
→ Facebook: https://www.facebook.com/tvtnv/
→ Facebook: https://www.facebook.com/groups/tvtnv/
→ Вконтакте: https://vk.com/tatarstan_tnv
→ Вконтакте Sport Stream TNV: https://vk.com/sportstreamtnv
→ Одноклассники: https://ok.ru/tnvtv
→ Twitter: https://twitter.com/tnv_tv
→ Дзен: https://zen.yandex.ru/tnv
Плейлисты для просмотра:
→ Новости дня: https://www.youtube.com/playlist?list=PLgdgORGztTYdB_ElrpKEbqyhULQHK-vzP
→ Новости Татарстана. Итоговые выпуски: https://www.youtube.com/playlist?list=PLgdgORGztTYdpnl83ckEnLVgklNIT86Py
→ Происшествия в Казани и Татарстане: https://www.youtube.com/playlist?list=PLgdgORGztTYdPLKE1CIxlRbFQN3-s9pTn
→ Вызов 112: https://www.youtube.com/playlist?list=PLgdgORGztTYdLsYhjJjg796XCTvxXDTzC
→ 7 дней: https://www.youtube.com/watch?v=ruKxsOfsI4A&list=PLgdgORGztTYcFFly9I8XBKVdXLgS7CemP
→ Чёрное озеро: https://www.youtube.com/playlist?list=PLgdgORGztTYdNPtydUS-mICtmWIjQZgTw
#НовостиТатарстана #НовостиКазани #Новости
#ТНВ #КаналТНВ #НовостиРТ #Казань #ТелерадиокомпанияНовыйВек #ТНВПланета
#Татарстан #РеспубликаТатарстан #ТНВТатарстан
#ГлавныеНовостиРеспублики #ГлавныеНовостиТатарстана
Ведущие программы «Новости Татарстана»:
Алексей Калиничев, Даяна Саитова
Вехи истории
От ТатЦИКа до КабМина Вехи истории 28.06.2020
Судьбоносные 90-е Вехи истории 27.05.2020
Татарский театр. Открывая занавес истории Вехи истории 27.05.2020
Новый век Татарстана Вехи истории 27.05.2020
Тень застоя Вехи истории 24.05.2020
Татарская культура душа народа Вехи истории 29.04.2020
Век глобальных перемен Вехи истории 26.04.2020
Путь татарстанского кинематографа Вехи истории 05.04.2020
Первые полвека Вехи истории 29.03.2020
На пути к коммунизму! Вехи истории 22.03.2020
Большая нефть Татарии Вехи истории 01.03.2020
Опережая союзные республики Вехи истории 23.02.2020
60-е. Ветер перемен Вехи истории 16.02.2020
Оттепель. Возвращение героев и надежд Вехи истории 30.01.2020
Они поднимали страну Вехи истории 29.01.2020
В тисках сталинской идеологии Вехи истории 26.01.2020
Там, где в Каму врезаются лодки Вехи истории 12.01.2020
Время надежд Вехи истории 30.12.2019
И пером, и штыком Вехи истории 29.12.2019
Их подвиг бессмертен Вехи истории 15.12.2019
Все для фронта! Все для победы! Вехи истории 30.11.2019
Вставай, страна огромная Вехи истории 27.11.2019
Мы не рабы, рабы не мы Вехи истории 24.11.2019
Индустриализация. Догнать и перегнать Вехи истории 31.10.2019
Культурная революция Вехи истории 30.10.2019
Крестьянский излом Вехи истории 27.10.2019
Расцвет татарской культуры Вехи истории 20.10.2019
Первые шаги Вехи истории 29.09.2019
Трагические двадцатые Вехи истории 29.09.2019
Три письменности Татарского языка Вехи истории 28.09.2019
В тюрьму за веру Вехи истории 22.09.2019
Начало великих перемен Вехи истории 31.08.2019
Между прошлым и будущим Вехи истории 30.08.2019
АО «ТРК «Новый Век»
Ул. Ш. Усманова, 9, Казань
420095, Россия, Республика Татарстан,
Тел.: (843) 570-50-00
E-mail: reception@tnvtv.ru, tnvnews@mail.ru
На настоящем сайте могут демонстрироваться табачные изделия. Курение вредит вашему здоровью.
На телеканале ТНВ эксперт КФУ проводит «Уроки истории»
Цикл лекций посвящен истории татарского народа, истокам и традициям его государственности.
На телеканале ТНВ запустили еженедельную телепрограмму на русском языке «Уроки истории». Ведущим программы выступает заведующий кафедрой исторического и обществоведческого образования Института международных отношений Казанского федерального университета Раиль Фахрутдинов.
«Уроки истории» – это цикл лекций, посвященный истории татарского народа, истокам и традициям его государственности, этапам этнополитической истории. Будут затронуты и вопросы языкового и культурного взаимообмена, а также страницы новой и новейшей истории Татарстана.
Центру медиакоммуникаций Казанского университета Раиль Фахрутдинов рассказал, что «Уроки истории» – это совместный проект КФУ и ТНВ.
«Мы пришли к общему мнению о необходимости создания цикла просветительских передач для татар, проживающих за пределами Татарстана, именно на русском языке, – отметил он. – Мне самому проект очень нравится. В мой творческий процесс никто не вмешивается. Что касается тем, то я постарался охватить вопросы средневековой истории татарского народа, более поздних периодов. На данный момент дошел до образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. В целом вышло порядка 20 тем. К слову, в следующей передаче я расскажу об эпохе древности – древнем Алтае, родине тюрков, предках татарского народа, далее – хуннско-татарском периоде. Речь не идет о родоплеменных отношениях. Главная задача – показать истоки и традиции государственности татарского народа, его богатейшую историю и культуру».
Еженедельная программа на русском языке будет выходить в субботу в 16.00 на телеканале ТНВ. После каждой лекции слушатели могут задать вопросы лектору. «Уроки истории» идут в хронологическом порядке. Обсуждается вопрос запуска программы и на татарском языке. Итогом может стать большой просветительский цикл.
Автор: Руфина Гималетдинова
Риза Фахретдин: реформатор, историк и политик
Историк Раиль Фахрутдинов об идейных истоках и практических задачах религиозного реформаторства
В числе выдающихся татарских просветителей имя Ризы Фахретдина (1859—1936) занимает особое место. Те идеи, которые выдвигали выдающиеся религиозные мыслители XIX века, получили в его трудах наибольшее развитие. Он был для татар (но, видимо, не только для татар) сразу исламским ученым, общественно-политическим деятелем, религиозным реформатором, историком и журналистом. О взглядах Ризы Фахретдина специально для читателей «Реального времени» пишет доктор исторических наук Раиль Фахрутдинов.
Мусульманин в век перемен
Новый виток модернизации российского и татарского общества в последней четверти XIX века проявился в прогрессивных преобразованиях во всех сферах духовной и материальной жизни татарского общества, активизации общественно-политической жизни. Широкий размах и глубину приняло движение известное под названием джадидизм. Деятельность и мировоззрение татарских джадидов включает в себя просветительское, религиозно-реформаторское и политическое направления.
Большую роль в пропаганде джадидских идей в начале XX века сыграла целая плеяда татарских просветителей и религиозных реформаторов, среди которых особое место занимает Риза Фахретдин, которого наряду с другим религиозным интеллектуалом и общественным деятелем Мусой Биги Джамал Валидов в свое время назвал «великими учеными современного мусульманского Востока».
Ризааддин Фахретдин родился в 1859 году в деревне Кичу Чаты Бугульминского уезда Самарской губернии, в семье муллы. Получил образование в мектебе своего отца, затем продолжил обучение в медресе деревни Тубен Шельчели в том же уезде. В эти же годы впервые познакомился с творчеством татарских религиозных реформаторов Курсави и Марджани, а также мусульманских религиозных реформаторов Афгани и Абдо, работы которых оказали большое влияние на формирование его мировоззрения.
Делегаты от СССР на Первом Всемирном мусульманском конгрессе в Мекке, 1926 год. В первом ряду в центре слева направо — Кашшафетдин Тарджемани и глава делегации муфтий Ризаэтдин Фахретдин. Фото idmedina.ru
Уже в первой трети XX века Риза Фахретдин становится одним из виднейших теологов мусульманского мира. Являясь идеологом мусульманской модернизации и ведущим богословом, он заслуженно пользовался авторитетом во всем мусульманском мире. Свои религиозно-мировоззренческие взгляды изложил в работах «Дини вэ иджтимагый мэсьэллэр» («Религиозные и общественные проблемы») 1914 года; «Джавами калим шархи» («Комментарии к сборникам хадисов») 1916 года. В этих сочинениях Фахретдин рассматривал проблемы реформирования мусульманского мира в Новое время, отстаивал совместимость ислама и науки, призывал вернуться к первоначальному «чистому» исламу, без позднейших средневековых наслоений, пропагандировал новометодное религиозное образование, нравственные устои религиозного воспитания в семье, равноправное положение женщины и мужчины в семье и в социальной жизни.
Он много занимался издательской деятельностью. Был заместителем редактора газеты «Вакыт» («Время»), главным редактором журнала «Шура» («Совет»), который выходил до 1917 года. После смерти муфтия Галимджана Баруди в 1921 г. был избран на должность муфтия Духовного управления мусульман внутренней России и Сибири. В 1926 году принимал участие в работе Всемирного мусульманского конгресса в Мекке и был избран заместителем председателя Всемирного конгресса, что явилось признанием его общественной и творческой деятельности во всем мусульманском мире.
Риза Фахретдин поднял на качественно новый уровень просветительство. Им был издан 14-томный энциклопедический труд «Асар» («Деяния»), в котором были собраны биографии наиболее известных авторитетных теологов и общественных деятелей мусульманского мира; «Болгар тарихы» («История булгар»), «Болгар вэ Казан тореклере» («Булгарские и казанские тюрки») — по истории татарского народа. Он популяризировал просветительские идеи (педагогическая деятельность — джадидизм, усвоение прогрессивного наследия русской, западноевропейской мысли, критика схоластики, средневековых форм воспитания, обращение к истории татарского народа) на страницах своих многочисленных книг по исламской теологии, истории, языкознанию, педагогике (более 150) и на страницах журнала «Шура». Риза Фахретдин — автор многочисленных учебных пособий, пользовавшихся большой популярностью во многих медресе Урало-Поволжского региона.
Ризаэтдин Фахретдинов (1-й слева) в группе с Габдрахманом Ахмеровым (стоит), Ибрагимом Терегуловым (сидит). Уфа
Чем исламское реформаторство отличалось от европейской Реформации
Вокруг обсуждения религиозно-мировоззренческих вопросов наметилось сильное противостояние между консерваторами-кадимистами и джадидами. Эти дискуссии сыграли большую роль в эволюции мировоззрения татарского народа: от средневекового религиозного схоластического к новому религиозно-реформированному мировоззрению, которое отражало рост национального самосознания в условиях новых реалий. Под реформаторством следует понимать именно мусульманское реформаторство, которое, в отличие от «реформации» христианской, имеет свои, присущие только ей отличия. Так, если Реформация в Европе проходила в совершенно другую историческую эпоху (Средневековье), и коренным образом затрагивала основы религии и ее догмы, то задачи мусульманского реформаторства сводились к изменениям устаревшего средневекового понимания ислама, реформированию религиозного мировоззрения верующих и наполнению сознания мусульман, как справедливо подчеркивает современный исследователь Айдар Юзеев, «новым содержанием для подключения основной их массы к общественному прогрессу».
Необходимость реформирования ислама в Поволжье и Приуралье была связана не только с социально-экономическими причинами, но и с активизацией в конце XIX в. политики христианизации края. В условиях, когда православные миссионеры, лидеры которых (Ильминский и Победоносцев) имели неплохую теоретическую подготовку по исламоведению, национальные религиозные деятели уже не могли довольствоваться средневековой схоластической теологией, обсуждавшийся на меджлисах (собраниях) в богословских спорах и дискуссиях. Необходима была популяризация нового знания и наследия татарских религиозных реформаторов: Габденнасыра Курсави (1770—1812), Габдрахима Утыз-Имяни (1754—1834) и Шигабутдина Марджани (1818—1889), известных арабо-мусульманских религиозных реформаторов Джамаль ад-Дина Афгани (1838—1897), Мухаммада Абдо (1849—1905), стремившихся привести религию в соответствие с новыми общественно-политическими отношениями и пропагандировавших идеи обращения к раннему исламу, совместимости ислама и современной науки и, соответственно, необходимости усвоения европейской науки и знания.
Религия как основа реформирования татарского общества
Главное в деятельности татарских религиозных реформаторов, среди которых кроме Ризы Фахретдина мы называем Мусу Биги и Галимджана Баруди, заключалось в том, что, не отказываясь от основных положений классического ислама, они пытались освободить его от позднейших наслоений (например, спекулятивной теологии — калама, мистического ислама — суфизма) и приобщить религию к современной действительности, соответствующей реалиям Нового времени, тем самым внося в религиозное мировоззрение татарского народа новое, рационализирующее начало.
Практически все татарские религиозные реформаторы начала XX века активно участвовали в политической жизни мусульман России, способствуя тем самым распространению религиозно-философских идей джадидов в сфере общественно-политической деятельности.
Ризаэтдин Фахретдинов в кругу семьи: 1-й ряд — Габдрахман, Габдрашит, Зейнаб, Габдулахад; 2-й ряд — Нуржамал Абдулнасыровна, Асьма, Ризаэтдин Фахретдинов, Сагид. Оренбург, 1912 г.
Консервативное (кадимисткое) духовенство выступало против религиозных реформаторов, выставляя их как врагов ислама, деятельность которых будто бы ведет к подрыву основ религии. Часто консерваторы писали доносы или прибегали к более «радикальным» методам, например, когда Курсави в Бухаре местными фанатиками был приговорен к смертной казни. Кадимистов поддерживало Оренбургское духовное собрание мусульман России, учрежденное в 1789 году и контролируемое правительством (муфтий — глава Духовного собрания — подчинялся министру внутренних дел), которое фактически отражало политику правительства в отношении мусульманского населения и полностью пыталось его контролировать.
Татарское религиозное реформаторство после российской революции 1905—1907 годов было качественно иным, чем реформаторство XIX века. Фахретдин, Баруди и Биги искали пути развития религии в новых условиях, не просто писали о необходимости вынесения религиозный суждений по общественно-правовым вопросам, а обосновывали формирование российского гражданского общества, главным образом татарского, канонами ислама.
В произведениях татарских религиозных и общественных деятелей начала XX века, среди которых был и Риза Фахретдин, наиболее ярко отражаются основные просветительские идеи: критика схоластики, разум как критерий истины, пропаганда светских знаний, заимствования достижений русской, западноевропейской мысли, вера в просвещенного монарха. Большое место в произведениях просветителей того времени занимали вопросы диалектического развития общества, проблемы познания, причинности и закономерности, зависимости духовной жизни общества от реальной действительности, заимствования европейской науки и демократических форм правления, причины социального и национального прогресса, проблемы взаимоотношений общества и личности, свободы личности.
Справка
Раиль Равилович Фахрутдинов — доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета.