рафаэль художник краткая биография
Краткая биография Рафаэля Санти и творчество художника
Рафаэль Санти – один из величайших живописцев, графиков и архитекторов эпохи Возрождения и классический представитель так называемой Умбрийской школы. Биография Рафаэля – это классический образец того, как жили и творили мастера Ренессанса.
Происхождение
Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.
Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.
Начало карьеры
Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.
В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.
В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.
Ретроспектива творчества художника: флорентийский период
Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.
В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».
Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.
Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.
Ретроспектива творчества художника: римский период
Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна” (роспись на стене Сикстинской капеллы – вершина мастерства Рафаэля), “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.
Смерть художника
Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне.
Рафаэль
Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из самых выдающихся представителей эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала 16-го столетия.
За свою недолгую биографию Рафаэль стал одним из самых знаменитых и богатых художников Италии. Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет традиционную троицу великих мастеров того периода. Его картина «Сикстинская Мадонна» относится к числу наиболее узнаваемых в истории.
В биографии Рафаэля есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Рафаэля Санти.
Биография Рафаэля
Рафаэль появился на свет 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино. Его отцом был Джованни Санти – придворный художник и поэт герцога Урбинского, а мать – Марджи Чарла.
Еще в детские годы у Рафаэля начал проявляться талант к рисованию. Когда это заметил отец, он стал брать сына в мастерскую, в которой тот смог сделать первые шаги в искусстве.
Рафаэль рано лишился родителей и к 11-летнему возрасту уже был круглым сиротой. Любопытно, что к тому моменту биографии он уже смог зарекомендовать себя как подающего высокие надежды художника. В результате, он начал оттачивать свое мастерство у живописца Пьетро Перуджино.
Живопись
Рафаэль Санти быстро прогрессировал, что позволило ему не только обойти всех учеников Перуджино, но и превзойти своего наставника. В 1502 г. он написал свою первую мадонну – «Мадонну Солли». Стоит заметить, что изображать на холсте мадонн художник будет до конца творческой биографии.
С каждым годом манера исполнения работ Рафаэля становилась все более совершенной, вследствие чего у него выработался собственный стиль. В 1504 г. он представил свои первые крупные картины – «Обручение Девы Марии» и «Коронование Марии».
Тогда же Рафаэль обосновался во Флоренции, где ему посчастливилось познакомится с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он был потрясен творчеством этих живописцев, поэтому начал скрупулезно изучать их технику и художественные приемы.
За годы биографии, проведенные во Флоренции, Рафаэль написал порядка 20 мадонн, а также получал массу заказов на библейские сюжеты. Примечательно, что каждая из рафаэлевских мадонн отличалась индивидуальностью и некоей материнской прелестью.
По мнению искусствоведов, это могло быть связано с ранней кончиной матери художника. В скором времени, Рафаэль приобретает признание в стране, получая еще больше заказов на мадонн. В этот период он создал такие шедевры, как «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и др.
В 1508 г. по приглашению папы Юлия II Рафаэль переезжает в Рим, в котором проживет до конца своих дней. По просьбе папы Санти предстояло расписать фресками некоторые залы (Станцы) Ватиканского дворца. Ознакомившись с эскизами мастера лидер Ватикана был настолько впечатлен увиденным, что предоставил ему поверхности ряда других помещений.
Станцы Рафаэля представляют собой 4 зала величиной 6×9 м, в каждом из которых по 4 фресковых композиции. Объем работ был настолько велик, что живописец решил прибегнуть к помощи учеников. К слову, четвертая Станца Константина – полностью расписана его учениками.
Отдельного внимания заслуживает фреска «Афинская школа» (500 × 770 см), на которой Рафаэль изобразил 50 философов, в облике которых узнаются черты лиц итальянских живописцев и мудрецов: Платон написан с да Винчи, Гераклит имеет сходство с Микеланджело, тогда как Апеллес похож на самого Рафаэля.
Данная фреска является одной из лучших произведений эпохи Возрождения. Занявший место усопшего Юлия II папа Лев X в 1513 г. также восхищался талантом художника. В связи с этим, он сделал его главным архитектором и хранителем ценностей.
«Сикстинская мадонна»
Позднее Рафаэль руководил постройкой собора Святого Петра, а также произвел перепись древнеримских памятников. Одновременно с этим, он продолжает создавать новых мадонн, количество которых перевалило за 4 десятка. Самой известной из них является «Сикстинская Мадонна».
Образ девы Марии, держащей в руках маленького Иисуса, Рафаэль писал с 17-летней Маргариты Лути. Женская фигура находится в центре композиции, а по обеим ее бокам располагаются папа Сикст II и Св. Варвара. В нижней части полотна находятся 2 маленьких ангела с задумчивыми взглядами.
Стоит заметить, что Рафаэль достиг больших высот и в области портретного искусства. Помимо этого, сохранилось порядка 400 его рисунков. Интересен факт, что в конце 2012 г. на аукционе с молотка ушел рисунок мастера – «Голова молодого апостола» (к полотну «Преображение»). Цена превысила 29,7 млн фунтов стерлингов, что стало абсолютным рекордом для графических работ.
Личная жизнь
Добившись большой славы и богатства, Рафаэль стал завидным женихом. Многие высокопоставленные религиозные и политические деятели мечтали выдать за него своих дочерей. Кардинал Биббиена добился того, чтобы его племянница обручилась с живописцем, но тот в последний момент отверг девушку.
В возрасте 30 лет у Рафаэля появилась возлюбленная и натурщица, которая была дочерью булочника. Маэстро прозвал ее «Форнариной» (булочка, пышка). С Маргаритой Лути, которой едва исполнилось 17 лет, он познакомился во время работы в саду.
Мужчина заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь стала его натурщицей. Он настолько сильно увлекся юной девушкой, что выкупил ее у отца за 3 000 монет. На протяжении 6 лет Форнарина была музой Рафаэля. После его смерти она, получив в наследство роскошный особняк и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь.
Смерть
Врачи пытались сбить температуру посредством кровопускания, что является довольно опасным делом при заболеваниях такого типа. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Его тело было похоронено в Пантеоне.
Биография Рафаэля
Всего получено оценок: 559.
Рафаэль Санти (1483–1520 гг.) – один из величайших живописцев, графиков и архитекторов эпохи Возрождения и классический представитель так называемой умбрийской школы. Биография Рафаэля – это классический образец того, как жили и творили мастера Ренессанса.
Происхождение
Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.
Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.
Начало карьеры
Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.
В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.
В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.
Ретроспектива творчества художника: флорентийский период
Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.
В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».
Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.
Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.
Ретроспектива творчества художника: римский период
Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна”, “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.
Смерть художника
Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Рафаэль Санти
Биография
Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.
Детство и юность
Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.
Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.
Живопись
В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.
С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.
В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.
La Dama col liocorno è un dipinto a olio su tavola (65×51 cm) di Raffaello Sanzio, databile al 1505-1506 circa e conservato nella Galleria Borghese a Roma.
Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.
Raffaello Santi 1483-1520. La Fornarina (detail) 1518-19 Oil on wood Galleria Nazionale d’Arte Antica, Rome.
В 1871 году царь Александр II купил миниатюру для жены. Спустя 10 лет картину перевели с дерева на холст, качество изображения пострадало. Зато под верхним слоем обнаружили, что первоначально в руке мадонны была не книга, а гранат – символ пролитой крови Христа. Огромную ценность представляет рама: она одного возраста с картиной и предположительно сделана по эскизу самого Рафаэля Санти.
«Мадонна с щеглом» – еще один шедевр Рафаэля, созданный в ранний, флорентийский период. Она написана Санти по заказу друга-купца как свадебный подарок. Деревянное полотно сильно пострадало при обрушении купеческого дома: на рентгеновском снимке видно 17 элементов, из которых она собрана.
Woman with a Veil-La Velata, ca.1512-1515, Raphael Santi. Raffaello Sanzio da Urbino, known as Raphael, was an Italian.
Знаменитая «Сикстинская Мадонна» (Дрезденская галерея) нарисована в Риме. Образ Богоматери Рафаэль Санти рисовал с 17-летней натурщицы Маргариты Лути. На полотне Мария спускается с облаков с младенцем, чей взгляд не по-детски серьезен. Встречают Богоматерь с Иисусом папа Сикст II и Святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.
Еще одна Богоматерь с младенцем – «Мадонна Альба», нарисованная Рафаэлем в Риме, на пике творческого расцвета. До 1931 года картина была собственностью Эрмитажа, но в 30-х ее приобрела Национальная галерея искусств США. В России полотно оказалось в 1836 году: Николай I купил «Мадонну Альба» за 14000 фунтов.
Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Знаменитая работа – «Портрет папы Юлия II». Взгляд и лицо священника настолько живые, что, глядя на полотно, создается впечатление, что смотришь на живого человека.
Полотна «Дама с вуалью, или Донна Велата» и «Портрет молодой женщины, или Форнарина» мастер создал в Риме. Натурщицей была возлюбленная Рафаэля – Mаргарита Лути. Исследователи обнаружили на руке «Форнарины» кольцо с рубином, которое назвали обручальным. О замужнем статусе натурщицы свидетельствуют украшения в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты». «Портрет дамы с единорогом» датируется 1506 годом и хранится в галерее Боргезе. Натурщицей была Джулия Фарнезе, которую называли любовницей папы Александра VI.
Портрет интересен тем, что он многослоен и не раз дорабатывался. В первоначальном замысле на полотне изображалась собака, потом появился единорог. Сейчас интерес к творчеству Рафаэля Санти так же высок, а его творения бесценны. Рисунок «Голова молодого апостола» датируется 1519-20 годами, последними в жизни Рафаэля. Это эскиз-фрагмент последнего полотна Рафаэля «Преображение». В 2012 году рисунок продан на «Сотбис» за цену, дважды превысившую стартовую, – 29 721 250 фунтов стерлингов. Для графических рисунков это рекорд.
В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Москвичи и гости столицы увидели 8 картин и 3 рисунка в Государственном музее имени А. С. Пушкина.
Личная жизнь
Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.
Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.
Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.
Смерть
Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
Биография живописца — это классический образец жизни и творчества мастеров того времени.
Его картины отражают идеалы Ренессанса, а полотна его кисти с изображением мадонн делают мир добрее и чище.
Детство и юность
Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино предположительно 6 апреля 1483 года. Точный день его рождения неизвестен. Его отец был живописцем и работал во дворце герцога Федерико да Монтефельтро. Заметив у маленького сына интерес к художественному творчеству, он часто брал его с собой в герцогский замок. Там мальчик познакомился с такими мастерами, как Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа, что оказало большое влияние на его дальнейшее творчество.
Рафаэль рано остался без родителей. В возрасте 12 лет попечители отправили его на обучение в знаменитую школу живописи в Перуджу. Там он учился у Пьетро Ваннуччи, которого называли Перуджино. Юный Рафаэль около 4 лет постигал основы художественного мастерства.
Трудолюбивый и талантливый мальчик с интересом учился, перенимая приемы и навыки живописи у своих преподавателей. Очень скоро он освоил технику Перуджино, и его картины стало практически невозможно отличить от полотен учителя.
Первыми работами Рафаэли стали:
Эти картины были написаны под влиянием Перуджино. Свой собственный стиль у молодого художника появился намного позже.
В 1504 году вместе с учителем юноша переезжает во Флоренцию. Там он знакомится с выдающимися художниками и архитекторами Микеланджело и Баччо д`Аньоло, со знаменитым скульптором Андреа Сансовино и многими другими мастерами. У них он узнал многие приемы портретной живописи и скульптуры.
Огромное влияние на творчество молодого художника оказала дружба с Леонардо да Винчи. Именно Рафаэль сделал известную копию картины да Винчи «Леда и лебедь», оригинал который не сохранился. В то же время он написал два художественных полотна «Битва святого Георгия с драконом» — картины большую и маленькую.
Во время проживания во Флоренции Рафаэль создает своих знаменитых мадонн — около 20 полотен. Сюжеты картин не отличаются разнообразием: Мария держит на руках младенца Христа, либо он играет с Иоанном Крестителем. Но все полотна индивидуальны и пронизаны материнской нежностью. Исследователи считают, что в них художник отразил тоску по рано утраченной матери.
Самыми знаменитыми считаются следующие картины:
Тогда же была написана «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», которая позже была вывезена с родины живописца и выставлена в Лувре.
Зрелое творчество
В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим, где проживет до самой смерти.
При содействии друзей-художников он становится официальным живописцем папского двора. Ему поручают работу над фресками в парадных покоях (станцах) в Ватикане.
Маэстро расписывает 4 зала по 4 стены. В своих произведениях он отражает виды человеческой деятельности: богословию, юриспруденцию, поэзию и философию.
Исследователи приводят следующие изображенные в станцах картины Рафаэля Санти с названиями и описаниями:
Папа Юлий II высоко оценил работы мастера. По его поручению художник расписывает еще 3 станцы. К наиболее известным из изображенных там фресок относится «Освобождение апостола Петра из темницы».
Сменивший Юлия II папа Лев X также восхищался творчеством Рафаэля. Он предложил ему продолжить роспись ватиканского дворца. Тогда же по заказу папы художник создает картины для шпалер, предназначенных для оформления Сикстинской Капеллы. В 1515 году по решению главы церкви Рафаэль был назначен главным архитектором строящегося Собора Святого Павла.
Одновременно художник продолжил создание изображений мадонн, число которых возросло до 42. Среди них самое известное произведение эпохи Ренессанса — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, написанная для монастыря Святого Сикста. Это картина стала самым совершенным творением художника. Она и сегодня поражает зрителей внутренним ритмом и гармонией.
Алтарная живопись, портреты и архитектура
Хотя художник отдает все силы работе над оформлением папского дворца, он одновременно выполняет заказы на изготовление алтарных образов для церквей. Рафаэль рисует картины «Святая Цецилия», «Несение креста» и многие другие. Последнее его произведение — это «Преображение» («Уход»), величественное полотно, в котором проглядывают черты барокко. Рано ушедший мастер не успел завершить этот шедевр, и его дописывал его ученик Джулио Романо по эскизам учителя.
Огромную известность маэстро завоевал не только картинами на религиозные темы. Значительное место в его творчестве занимают портреты. В 1506 году был написан широко известный автопортрет Рафаэля, который выставлен в флорентийской галерее Уффици.
В 1512 году художник нарисовал портрет папы Юлия II, отличающийся невероятной живостью изображения. Также он создал портрет своего друга, художника и дипломата Бальдассаре Кастильоне и великолепный портрет молодого банкира Биндо Альтовити, одно из лучших творений эпохи Возрождения. В последние годы жизни маэстро написал свой «Автопортрет с другом». Кто именно изображен рядом с ним, неизвестно.
В настоящее время насчитывается более 400 рисунков Рафаэля: как самостоятельных произведений, так и набросков картин. По многим из них были созданы гравюры, благодаря чему до нашего времени дошли некоторые из утраченных произведений мастера. На свой рисунок, по обычаю художников того времени, Рафаэль помещал сочиненный им краткий стих.
Маэстро был не только великолепным художником, но и выдающимся архитектором. Он достроил ватиканский дворец с лоджиями. По его проекту была возведена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо, палаццо Видони-Каффарелли и многие другие великолепные здания. Крипта капеллы Киджи описана в книге «Ангелы и демоны» американского писателя Дэна Брауна.
Особенность архитектурных произведений Рафаэля Санти — это индивидуальность, благородство и сдержанность форм, сочетающиеся с нарядным оформлением. Все здания органично связаны с окружающими строениями и ландшафтом.
Особенности личной жизни художника
По свидетельству современников (это подтверждают автопортреты), Рафаэль был изящным, хорошо воспитанным человеком. Он писал стихи, пел и музицировал. У маэстро были приятные манеры, он прекрасно чувствовал себя в светском обществе и всегда был окружен друзьями и поклонниками.
Труд художника хорошо оплачивался, он жил в особняке, построенном по собственному проекту. Многие богатые и знатные люди страны хотели выдать за него своих дочерей. Кардинал Баббиена пытался добиться его помолвки со своей племянницей, но в последний момент художник отказался.
В жизнеописании Рафаэля приводится интересный факт. Тридцатилетнего маэстро покорила дочь пекаря Маргарита Лути, которую он прозвал Форнарина (Булочка). Юную красавицу художник выкупил у ее отца, и в течение 6 лет она служила моделью для его картин. Девушка позировала для «Сикстинской мадонны», полотен «Дама с вуалью», «Женский портрет» и многих других.
Знаменитый художник ушел из жизни рано, в возрасте 37 лет. Точная причина смерти его неизвестна. В биографии, которую кратко составил его современник писатель Вазаре, говорится, что он умер от распутства. Вернувшись домой после бурной ночи, маэстро почувствовал себя плохо. Его лечили известные врачи, но ему становилось все хуже. Великий художник умер 6 апреля 1520 года. Могила Рафаэля находится в римском Пантеоне.
По мнению современных исследователей, причиной смерти художника была простуда, полученная при раскопках древнеримских похоронных сооружений. Главным методом лечения средневековых врачей в то время было кровопускание, но оно лишь ухудшило состояние больного. Возможно, что маэстро просто не выдержал подобных процедур.
После смерти Рафаэля Форнарина получила в наследство дом и содержание. Но она отказалась от всего и ушла в монастырь. В монастырских записях она числится как вдова художника. Некоторые исследователи считают, что Рафаэль тайно обвенчался со своей возлюбленной.
Великий мастер эпохи Возрождения оказал огромное влияние на развитие итальянской и европейской живописи.
Его картины признаны образцом художественного совершенства. На протяжении столетий они служат непререкаемым авторитетом для зрителей и художников.