рабство в америке история чернокожих
Расизм в истории США или как африканцев сделали рабами
На сегодняшний день США известны во всем мире как государство, которое всячески оберегает права и интересы своих граждан, передает NUR.KZ.
Но расовые проблемы до сих пор полностью не решены в этой стране. Ведь они глубокими корнями уходят в далекое прошлое Соединенных Штатов. Сегодня мы расскажем о том, откуда в США появились афроамериканцы, зачем было создано рабство и как проходила расовая сегрегация.
Многие не знают, но первыми рабами в США стали белые рабы. А именно ирландцы, которых большими партиями стали завозить англичане. Торговля ирландцами началась, когда Яков Второй продал 30 тыс. ирландских заключённых в американское рабство. Его прокламация 1625 года провозгласила необходимость отправки ирландских политических заключённых за границу и продажу их английским поселенцам в Вест-Индии.
С 1641 по 1652 гг. англичане убили более 500 тысяч ирландцев и ещё 300 тысяч продали в рабство. Только за это десятилетие население Ирландии сократилось с 1500 тыс. до 600 тыс. человек. Семьи разделяли, так как англичане не разрешали ирландским мужчинам брать с собой в Америку жён и детей. Это сделало население, состоящее из бездомных женщин и детей, беспомощным. Но и их англичане продавали через работорговые аукционы.
Вскоре британские колонисты случайно захватывают португальский корабль с африканскими рабами и начинается новая эпоха рабства в Америке. Британские колонисты начинают покупать африканских рабов на невольничьих рынках.
Попытки колонизаторов сделать рабами индейцев не привели к успеху. Индейцы были гордым и не желающим повиноваться народом. В 17-м веке на территории Америки было несколько десятков тысяч индейцев-рабов. Но в целом, они быстро умирали, а многие сбегали с плантаций. Таким образом, рабовладельцы отказались держать индейцев в рабстве, так как это было экономически невыгодно. Куда прибыльнее было покупать рабов из Африки.
Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.
В 1850-м году конгресс США принял закон о беглых рабах. Закон обязывал население всех штатов активно участвовать в поимке беглых рабов и предусматривал суровое наказание для рабов, тех, кто их укрывал и тех, кто не содействовал поимке раба. Во всех южных и северных штатах учреждались особые уполномоченные по ловле рабов, которым следовало оказывать содействие. Пойманных рабов помещали в тюрьму и под вооружённой охраной возвращали рабовладельцу. Чтобы раб был признан беглым, достаточно было, чтобы любой белый заявил и подтвердил под присягой, что этот негр является бежавшим от него рабом. Принятие закона вынудило многих негров бежать из США в Канаду.
Но не все белое население Америки поддерживало рабство. Были и противники рабства. Их называли аболиционистами. Основная их часть был квакерами, а к концу 18-го века осуждение рабства стало частью европейского движения Просвещения.
После победы американцев над британцами в борьбе за независимость рабство продолжало существовать.
В северных штатах рабство к середине 19-го века было официально запрещено, но в половине других штатов оно активно существовало (преимущественно в южных).
В итоге рабство было отменено после завершения Гражданской войны 1861—1865 годов и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Но в итоге расизм не исчез даже после этого.
Рабство было заменено на расовую сегрегацию и апартеид. Их первые признаки — отдельные школы (для белых и негров), отдельный общественный транспорт (существовал до 1970-х гг.), запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных» и черных, в области услуг, негритянские воинские подразделения и тому подобное.
После гражданской войны солдаты-южане создали тайную расистскую организацию Ку-Клукс-Клан. Адепты этой организации отстаивали такие идеи, как превосходство белых, белый национализм.
По законам города Монтгомери в Алабаме, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда, поскольку они предназначались «только для белых» — об этом свидетельствовала надпись при входе. Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои «чёрные» места. Равнозначным этому можно считать туалеты в придорожных заведениях (в том числе на автобусных станциях), в которых была жёсткая сегрегация по цвету кожи.
В 1951 году чернокожий житель штата Канзас Оливер Браун подал иск против городского школьного совета от имени восьмилетней дочери (дело «Браун против Совета по образованию»). В иске Браун указал, что его дочь должна посещать школу для белых, которая была через 5 кварталов от дома, в отличие от «чёрной школы», которая располагалась через 21 квартал (фактически, на противоположной окраине города). Когда суд отклонил требование Брауна, другие чернокожие подали аналогичные иски как в Канзасе, так и в других штатах (Южная Каролина, Виргиния и Делавэр). После серии разбирательств дело было принято Верховным судом США, который в 1954 году признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах в указанных штатах.
В 1957 году в город Литтл-Рок штата Арканзас ввели федеральные войска из-за отказа губернатора штата выполнять решение суда.
В начале сентября в Первый день занятий девять чернокожих детей (позднее известны как «девятка из Литл-Рока») пытаются пройти в школу, но их со штыками встречают вооружённые солдаты Национальной гвардии штата, находящиеся в подчинении губернатора. Толпа белых запугивает детей, — угрозы, оскорбления. Одна из школьниц, Элизабет Экфорд, делится воспоминаниями своего первого школьного дня:
Я подошла к школе и наткнулась на охранника, который пропускал белых учеников… Когда я попробовала протиснуться мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие охранники… Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает толпа… Кто-то выкрикнул «Линчевать её! Линчевать её!» Я попыталась найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и её лицо показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня плюнула… Кто-то крикнул «Тащите её к дереву! Надо заняться ниггером!».
За права афроамериканцев активно боролись такие видные общественные деятели, как Мартин Лютерн Кинг, Малькольм Икс и партия «Черных пантер».
Массовая расовая дискриминация в США затрагивала не только афроамериканцев. Сегрегации по расовому признаку в США подвергались индейцы, пуэрториканцы и мексиканцы, последние со времени после захвата Соединенными Штатами большей части территории тогдашней Мексики — нынешних Техаса и всего американского юга в 1840-е гг., пуэрториканцы со времени «добровольного» вхождения Пуэрто-Рико в состав США, а индейцы — со времени их почти полного истребления в конце 19 века.
Также расовой сегрегации были подвергнуты 120 тысяч японских американцев в годы Второй мировой войны. Несколько лет до окончания войны японские американцы жили в концлагерях для военнопленных несмотря на то, что у них было американское гражданство.
В настоящее время на официальном уровне расизма в США не существует. Последним штатом, ратифицировавшим отмену рабства стал был Миссисипи, который в 2013 году официально признал рабство антиконституционным и противозаконным.
«Золото» Олимпиады неожиданно может достаться казахстанке
Казахстанский боксер заявил, что намерен покорить мир и запомниться, как легенда
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Рабство: два с половиной столетия на службе у господина
Авраам Линкольн, президент США, в 1862 году принял закон, который потряс страну, а треть населения осчастливил.
История рабства в США
Первых невольников насильно вывезли из Африки английские колонисты в 1610-х годах. Рабы трудились на хлопковых плантациях или становились домашними слугами. Второй вариант для невольников был предпочтительным. Однако и дома, и на плантации они полностью зависели от воли своих хозяев. Беглых клеймили или убивали, жестоко наказывали. Хорошим тоном считалось изнасилование рабынь, которых хозяева считали своей собственностью. О том, как издевались над невольниками, рассказывает фильм «12 лет рабства».
Кадр из фильма «12 лет рабства». Источник: pinterest.com
В 1654 году африканец Энтони Джонсон сумел накопить денег для выкупа из неволи и решил сам обзавестись чернокожим рабом. Он сумел убедить суд, что слуга является его пожизненной собственностью. Разбогатев, Джонсон стал поставлять африканцев землевладельцам. Вообще, довольно быстро в США расцвела контрабандная торговля — не только темнокожими, но и похищенными европейцами.
Большинство хозяев не считали своих невольников за людей и делали с ними, что хотели. Так, в начале 1760-х американцы высадили (забавы ради?) больше полусотни рабов на коралловых рифах посреди океана. К счастью, им удалось выжить.
Декларация независимости США, принятая в 1776 году, изначально содержала пункт об отмене рабства. Но крупные плантаторы воспротивились, и в итоге этот пункт из текста декларации исчез. Невольников освободили единичные землевладельцы, считая, что невозможно одновременно бороться за свободу и эксплуатировать человеческий труд.
Конституция 1787 года только укрепила институт рабовладения. Лишь спустя 21 год торговлю невольниками попытались ограничить на законодательном уровне, запретив ввоз африканцев из-за рубежа. Землевладельцы не растерялись и стали «разводить» бесплатную рабочую силу в южных штатах.
В 1850 году был принят закон о беглых рабах. Заниматься их поиском предписывалось всем жителям штата. Появилась особая должность, которую занимали ответственные за ловлю беглецов. Сложно представить себе положение африканцев более бесправным: чтобы раба признали беглым, американцу достаточно было сделать соответствующее заявление под присягой. Надо сказать, пример населению подавал сам президент. Глава США Джеймс Бьюкенен (1857−1861) занял невразумительную позицию в дискуссии о рабовладении.
Отмена рабства в США
Иных воззрений придерживался Авраам Линкольн. 19 июня 1862 года стал для африканцев особым днем: новый президент издал закон об отмене рабства. Однако по факту положение невольников не изменилось, пока в 1865 не была принята 13-я поправка к конституции.
Законодательные меры были лишь первым шагом в освобождении африканцев. За несколько столетий рабства в обществе установилось господство белых, и бороться с этой установкой было очень сложно. Длительное время африканцы не могли учиться в одних заведениях с американскими детьми, в общественном транспорте они должны были занимать отведенные для них места, в магазинах и кафе — стоять в отдельной очереди. Зачастую продавцы в магазинах и вовсе отказывались отпускать товар темнокожим. Вплоть до 1946 года на юге страны практиковались казни без суда — афроамериканцев вешали на глазах толпы. Расправы вершил ку-клукс-клан.
Члены Ку-клукс-клана. Источник: pinterest.com
Правда, поначалу они занимались только запугиванием, появляясь на улицах в белых одеяниях и с факелами. Затем члены организации перешли к убийствам. Предполагаемой жертве они обычно посылали предупреждение, например, зерна апельсина. Если жертва не покидала страну, ее ждала казнь.
Масштабы расовой дискриминации уменьшились в 1960-х годах, однако эта проблема остается актуальной для Америки и сегодня.
Рабство в США растянувшееся на 89 лет.
В истории каждой страны существуют эпизоды, которыми не приходится гордиться. Свои “скелеты в шкафу” есть и у Соединённых Штатов Америки. Несомненно, наиболее трагичным и драматичным эпизодом в американской истории является существование института негритянского рабства, растянувшегося на без малого два с половиной столетия.
Сюда силой ввозили миллионы чернокожих жителей Африки, перекладывая на их плечи всю самую тяжелую работу, и это считалось вполне нормальным. Это проявление варварства ужасает своим масштабом, организованным характером, а, главное, бесчеловечным отношением.
Использование труда чернокожих невольников было обычной практикой в освоении Нового Света европейцами. Без Африки Европа в буквальном смысле не смогла бы поднять Америку. Однако для независимых государств западного полушария институт негритянского рабства оказывался постыдным пережитком колониального прошлого, от которого необходимо было избавиться.
Но здесь американцам принадлежит печальный рекорд – рабство в Соединённых Штатах существовало на протяжении 89 лет после обретения независимости – абсолютный рекорд для стран западного полушария. Лишь в Бразилии рабство было отменено позже, однако путь независимого существования Бразилии был гораздо короче.
В начале XVI века стал ощущаться большой спрос на рабочую силу для быстро расширявшихся плантаций. Именно с этого периода работорговля начала принимать огромные масштабы.
Ввоз негров и введение рабства явились следствием потребности в рабочей силе,на юге Северной Америки, где на землях, раздаваемых королями своим приближенным, устраивались крупные земледельческие хозяйства — табачные, рисовые, хлопковые и другие плантации. На Севере, где плантационное хозяйство, в силу особых экономических и климатических условий, было менее распространено, рабство никогда не применялось в таких масштабах, как на Юге. Тем не менее, и в северных штатах имелись рабы, главным образом домашняя прислуга, сельскохозяйственные батраки и т. п.
Торговля в то время осуществлялась по так называемому «золотому треугольнику»: рабов вывозили из Африки, продавали в Южной Америке и закупали там сырьевые продукты, которые в Северной Америке меняли на товары, производимые в их колониях, и увозили это все в Европу. И снова с безделушками ехали за живым товаром в Африку. В основном этим занимались крупные торговцы Англии и Голландии.
По разным данным, на территорию Американского континента было завезено более 12 млн. африканцев. Продажа их была поставлена на поток, в Африке даже создавались целые фермы, на которых, как скот, выращивали рабов.
Торговцы рабами получали баснословные барыши: спрос на негров был так велик, а рабы были так дешевы и так быстро окупали себя. Негры были настолько дешевы, что плантаторам было выгоднее за короткий срок замучить раба на непосильной работе, чем эксплуатировать его дольше.
Средняя продолжительность жизни раба на плантациях в некоторых районах Юга не превышала шести-семи лет. Одним из самых крупных импортеров живого товара была Бразилия, и здесь наблюдалось самое жестокое обращение с рабами.
За попытку побега или невыполненную работу рабов жестоко избивали, отрубали руки их детям. Заставляли работать даже совсем маленьких детей, едва те начинали ходить.
Иногда случалось, что рабам давали свободу. Освободить некоторых из своих рабов хозяева могли по разным поводам. Иногда это происходило после смерти хозяина по его завещанию и касалось лишь преданных рабов, добросовестно работавших на него долгие годы.
Еще в 1807 году Парламент Великобритании принял закон об отмене межконтинентальной работорговли. Корабли Королевского флота начали патрулировать у побережья Африки для предотвращения транспортировки темнокожих рабов в Америку.
В период между 1808 и 1869 годами подразделение Королевского флота в Западной Африке захватило более чем 1,600 невольничьих судов и освободило приблизительно 150,000 африканцев.
Но, несмотря на это, считается, что еще 1 миллион человек был порабощен и перевезен в течение 19-го века. При появлении патрульного судна торговцы безжалостно сбрасывали африканцев в воду.
Система рабовладения просуществовала в США с 1619 по 1865 год. В 1850 году был сделан первый шаг на пути отмены рабства – запретили ввоз рабов. А после Гражданской войны Севера и Юга в декабре 1865 года по инициативе президента Линкольна было отменено и рабство внутри страны. Позже всех рабство на американском континенте отменили в Бразилии, и случилось это в 1888 году.
Название острова Горе́ в Сенегале созвучно русскому слову «горе». Так сложилось, что жители этого удаленного клочка земли на протяжении столетий действительно узнали немало тягот, лишений и бед.
С 15 в. здесь жили европейские переселенцы и занимались работорговлей: крохотный остров, окруженный со всех сторон океаном, был идеальной «природной тюрьмой» для темнокожих пленных.
В «доме рабов» содержались пленные до тех пор, пока их не удавалось продать. В двухэтажной постройке на первом этаже были камеры площадью 2,6 м на 2,6 м, в каждой из которых размещалось по 15-20 мужчин. Камеры для женщин и детей находились в другой части дома. Часто девушек держали отдельно для продажи или удовольствия рабовладельцев.
Рабы сидели спиной к стене, прикованные за шею и руки, один раз в день их кормили и отпускали в туалет. В таких нечеловеческих условиях им доводилось жить в среднем по три месяца, ожидая, пока их купят. Из-за антисанитарии были широко распространены всевозможные заболевания.
Во время торгов рабов выводили во двор, чтобы покупатели могли их рассмотреть с балкона и назвать свою цену. В задней части дома с выходом к океану располагалась так называемая «дверь невозврата». Через эту дверь рабов выводили к ожидавшим их кораблям.
Вериги.Металический воротник наказания.Фото-инсценировка Фарбоса Монтейро.
Как отменяли рабство в Америке. Краткий очерк
Как отменяли рабство в Америке. Краткий очерк.
—-
Юридически бесспорный факт: 7 февраля 2013 г. в США окончательно отменили рабство.
—-
Как же так, скажут читатели, а как же тогда Гражданская война 1861-1865 гг. между Севером и Югом и знаменитая 13-я поправка к Конституции США от 1865 года отменившая само рабство?
—
Все верно, 18 декабря в 1865 году в США в силу вступила 13-я поправка к американской конституции, отменившая рабство. Инициатором поправки стал 16-й президент США Авраам Линкольн. Так закончился почти 250-летний период, который остался черным пятном в истории страны.
А в это время народы тропической Африки все еще находились на стадии родового строя и имели огромное количество местных царьков, князей и королей, которые с легкостью продавали своих соплеменников в рабство. Всех захваченных в ходе местных боевых столкновений ждала та же участь – быть проданными в неволю. И жителей африканского континента, проданных белым торговцам живым товаром, насильно сажали на корабли и отправляли в Америку.
Считается, что за период с 16 по 19 век в Северную и Южную Америку было ввезено более 12 миллионов африканских рабов. Использование рабов-африканцев имело большую выгоду для плантаторов. Негры лучше европейцев приспособлены к жаркому климату. Также из-за того, что их вывозили на другой континент, у них не было возможности бежать на родину.
В США рабство было распространено главным образом в южных штатах. В северных штатах по экономическим причинам рабство широкого распространения не получило. Черные рабы там были в основном в качестве домашней прислуги, главным образом во владении американцев прибывших из южных штатов. А в южных штатах рабство было главным образом на хлопковых плантациях. Часть черных рабов использовали на производстве в небольших кустарных мастерских и в местных промышленных предприятиях. Так же черных рабов использовали и в качестве домашней прислуги. Самое ужасное положение было у рабов на плантациях. Но уже существовали экономические предпосылки для отмены плантационного рабства. Плантатор мог использовать рабский труд только в сезон выращивания хлопка и сбора его урожая. Вне этого сезона ему практически было нечем занять своих рабов. И рабство постепенно становилось для плантаторов невыгодно и имело предпосылки экономически изжить само себя, стать в форме издольщины формально свободных, но бедных и совершенно нищих чернокожих сельских работников. Но в 40-х годах в США произошло одно событие, ставшее поистине черным лебедем и черным днем в истории Соединенных Штатов. Как повествует легенда, на Юг к тетушке-плантаторше и рабовладелице прибыл с Севера племянник. На жалобу тетушки, что ей нечем в зимний сезон занять своих рабов, он за один день придумал ручную хлопкоочистительную машину. Изобретение быстро получило распространение среди плантаторов. И рабство на Юге получило второе дыхание. Теперь плантатор-рабовладелец мог в зимний сезон, когда хлопок не выращивали, занять своих рабов трудом по очистке хлопка. Прибыльность плантационного рабства резко возросла. Так технический прогресс неожиданно сыграл очень злую шутку с историей Соединенных Штатов, дав шанс рабству на продолжение его существования.
К середине 19 века положение рабов в США стало еще хуже. 18 сентября 1850 года Конгресс США принял закон «О беглых рабах». По нему жители всех штатов были обязаны принимать участие в поимке беглецов. За неповиновение закону устанавливалось жесткое наказание. Фактически этот закон позволял распространить рабство на всю территорию страны. Практически во всех южных штатах появились специальные люди, которые занимались поиском беглых рабов, в том числе и в северных штатах и получали поддержку от населения. Всех пойманных негров возвращали обратно рабовладельцу. Удивительно, что беглым рабом чернокожего человека мог назвать любой, заявивший об этом под присягой. С другой стороны на Севере получило распространение движение оказывавшее помощь беглым рабам и даже выкупавшее черных рабов на свободу у рабовладельцев. На торгах, где продавали рабов, на средства движения специально выбранный человек под видом рабовладельца покупал у другого рабовладельца черных рабов и уже на правах их нового владельца давал им полную свободу. Часто это делали принципиально демонстративно, что вызывало дикую ярость у рабовладельцев на Юге. Но поделать с этим явлением они ничего не могли! Принцип частной собственности был нерушим.
В начале второй половины XIX века из 15-миллионого населения южных штатов США четыре миллиона были рабами именно на Юге. В это время, в 1860 году 16-м президентом США стал Авраам Линкольн. Кстати, он не являлся принципиальным противником рабства и равноправия черного населения белому населению. Как он в дальнейшем заявлял, что пошел на отмену рабства среди черного населения только с целью сохранения Союза между северными и южными штатами.
Подготовка к отмене рабства велась практически весь 1862 год и 30 декабря 1862 года президент Линкольн подписал «Прокламацию об освобождение рабов», по ней африканцы, проживающие на территориях находящихся в состояние мятежа «отныне и навечно» объявлялись свободными. После этого в войска Севера вступили более 180 тысяч освобожденных рабов. Любопытно, что это положение не распространялось на северные штаты и те рабовладельческие южные штаты, которые не вошли в Конфедерацию Южных штатов и остались в составе Союза. Именно это прокламация и послужила своеобразным толчком к принятию 13-й поправки к американской конституции, которая полностью отменила рабство в США.
13-я поправка конституции была принята 31 января 1865 года, спустя почти 60 лет после принятия предыдущей 12-й. Но окончательно она вступила в силу 18 декабря 1865 года, после того как прошла ратификацию в большинстве штатов. Поправка полностью запрещала рабство. Также принудительный труд теперь можно было использовать только как наказание за преступление.