рабовладельческие государства в истории

Рабовладельческие государства в истории

Рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения обществ на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов Наиболее древними рабовладельческими государствами были государства, образовавшиеся в конце IV — начале III тыс. до н э. в Древнем Египте — Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шумерийские государства, а также Ассирийское государство (III тыс. до н. э.), государства Индии и Китая (II 7 тыс. до н. э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н. э). Более поздними рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря.

В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основных стадии. Первая стадия ассоциируется с древневосточным землевладением. Среди ее наиболее характерных черт и особенностей отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие. Наличие значительных остатков первобытнообщинного строя. Существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью. Сохранение в течение длительного времени наряду с частной собственностью на рабов коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству). Существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и, как следствие этого, необходимость применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, разведении животноводства, возделывании сельскохозяйственных культур, при обработке земли. Будучи коллективным собственником земли, сельская община осуществляла ее куплю-продажу. В соответствии с установленными правилами она распределяла и перераспределяла ее между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли.

Наряду с сельской общиной в странах Древнего Востока коллективными собственниками земли были государство и отдельные храмы. Частная собственность на землю, также как и на другие средства производства в этих странах не получила такого широкого развития как в других рабовладельческих государствах. По мере развития рабовладельческого строя в странах Древнего Востока право коллективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правом коллективного землепользования.

Вторая стадия развития рабовладельческого строя — период греческого рабовладения. Эта стадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытнообщинного строя, наиболее высокой степенью рабовладельческой государственной машины и права, более развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, «образцами» беспощадного насилия и подавления масс.

Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство различных классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов. На всех стадиях развития рабовладельческого государства рабы постоянно оставались на положении вещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производители материальных и иных благ. Раб, по общему признанию, не продавал свой труд рабовладельцу, также как вол не продавал своей работы крестьянину. Он раз и навсегда, вместе со своим трудом был продан своему господину.

В официальных документах и неофициальных повествованиях того времени о рабе и его судьбе говорилось так же, как и о любой вещи, продуктах, животных. «Хозяин осмотрит скот, — читаем в одном из таких текстов, — устроит распродажу: продаст масло, если оно в цене; продаст вино, лишек хлеба, старых волов, порченую скотину. старого или болезненного раба; и если есть что лишнее, то продаст». И далее хозяйская забота о рабе, как о скоте: «Рабам не должно житься плохо. Пусть не мерзнут и не голодают. Пусть хорошенько заставляют их работать. » [1]

Основными способами установления рабства являлись такие, как захват мирных жителей чужих территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, в Риме — долговое рабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжких преступлений, и др.

Рабовладельцы и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но отнюдь не исчерпывающими элементами социальной структуры данного общества, классами. Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя встречались различные, так называемые неосновные классы и социальные группы (слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например, крестьян-общинников и ремесленников в странах Древнего Востока (Вавилон, Индия, Китай), торговых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев в Риме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и других.

Свободные и полусвободные слои рабовладельческого общества, в частности, ремесленники и мелкие землевладельцы постоянно разорялись и закабалялись крупными землевладельцами и ростовщиками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялся гораздо более дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторванными от земли и своих традиционных средств производства они, как правило, пополняли фактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческом Риме и Афинах, ряды люмпен-пролетариата. Несмотря на то, что положение свободных и полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалось от положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплуатации со стороны рабовладельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболее ярко это проявлялось, например, по отношению к такой категории свободных людей Римской империи, как перегрины, в состав которых входили жители провинций Рима, не получивших римского гражданства, и римские граждане, подвергшиеся высылке за совершение преступлений, а также по отношению к колонам, состоявшим в большинстве своем из формально полусвободных, но фактически накрепко привязанных к арендуемым ими земельным участкам (парцеллам), закабаленные крестьян. Ни на первую, ни на вторую социальные группы в полной мере не распространялось исконное римское право. Они постоянно находились в зависимом положении и подавлялись Особенно тяжелым было положение колонов, которые были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой. Они не были рабами, но и не считались свободными.

Рабовладельческое государство при этом, будучи по своей социально-классовой сущности организацией класса рабовладельцев, одним из важнейших звеньев механизма власти данного класса использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления экономического базиса рабовладельческого общества, для обеспечения устойчивости и защиты рабовладельческого общественно-политического строя, для удержания господства рабовладельцев над рабами, для обуздания и подавления свободной бедноты и рабов.

Каковы же были основные функции и механизм рабовладельческого государства?

Рабовладельческое государство в процессе своего существования осуществляло ряд свойственных ему внутренних и внешних функций. Каждая из них представляла собой одно из основных направлений деятельности данной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием ч назначением, а также стоящими перед ним ближайшими и конечными целями и задачами.

В числе внутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Государство при этом, будучи собственником больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в Древнем Египте, где рабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной стороны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом в лице царя или фараона сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой стороны, как прямой собственник значительного количества земли, недр, оросительных каналов, рабов.

Рабовладельческое государство Древнего Египта, наряду с другими древневосточными государствами, в целях поддержания экономики страны в условиях сурового, неблагоприятного для ведения сельского хозяйства климата, было вынуждено уделять значительное внимание организации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству и постоянному использованию плотин, оросительных каналов, крупных ирригационных систем.

Важными внутренними функциями рабовладельческого государства были также функция охраны рабовладельческой частной собственности, функция подавления сопротивления рабов и Других угнетенных масс Необходимость осуществления данных функций вызывалась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, но разоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями и борьбой, которая непрерывно велась на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми, угнетенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVIII века до н. э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (II в. до н. э.), крупнейшее восстание рабов под руководством Спартака в Риме (74—71 гг. до н. э) и др.

Осуществляя функцию охраны рабовладельческой собственности и подавления сопротивления рабов и неимущих слоев, рабовладельческое государство широко использовало свойственные ему принудительные органы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных по своему характеру правовых актов, а также различные, узаконенные формы устрашения и террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью устрашения и удержания в подчинении угнетенных представителями господствующего класса время от времени устраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных илотов — государственных рабов. В Риме, согласно многократно применявшемуся закону, в случае убийства рабом господина подвергались казни все жившие или находившиеся в момент убийства под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишь те рабы, которые приводили убедительные доказательства того, что оказывали своему господину помощь и защищали его с риском для собственной жизни. Жестоко и беспощадно расправлялись рабовладельцы с массами, оказывавшими неповиновение, с побежденными участниками восстаний — крестьянами-общинниками, вольноотпущенниками и рабами.

Широко и методически применялись господствующим классом в процессе повседневного угнетение и подавления масс, наряду с методами устранения, террора и физического уничтожения непокорных, и разнообразные средства их духовного закабаления. Особую роль при этом играла религия, освящавшая общественное неравенство, «узаконивавшая» рабство и насаждавшая взгляды, согласно которым физический труд является лишь уделом вольноотпущенников и рабов.

История развития рабовладельческого строя знала немало весьма разнообразных и значительно отличавшихся друг от друга религий. Однако все они, несмотря на свои особенности, неизменно проводили одну и ту же ярко выряженную в социальном плане линию, идеологически обосновывала и защищали эксплуатацию, отстаивали рабовладельческий экономический и социально-политический строй, призывали свободных граждан, вольноотпущенников и рабов к смирению перед рабовладельцами.

К внешним функциям рабовладельческого государства относятся такие направления его деятельности, которые связаны с завоеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; управлением захваченных в результате ведений войн территорий; с установлением и поддержанием с другими государствами дипломатических, торговых и иного рода мирных связей. Внешние функции рабовладельческого государства находились в неразрывной связи с внутренними функциями, ими дополнялись и подкреплялись. В зависимости от конкретно-исторических условий развития рабовладельческого общества, а также общественно-политической значимости событий (восстания рабов, войны и т. п.), имевших место в той или иной стране, внутренние и внешние функции рабовладельческого государства попеременно выдвигались на первый или последний план. Во время внутренних социальных потрясений более значимую роль, естественно, приобретали внутренние функции, в то время как при ведении захватнических или оборонительных войн на первый план выступали его внешние функции.

Внутренние и внешние функции осуществлялись с помощью специально созданных для этого органов, составляющих государственный аппарат или механизм рабовладельческого государства. Составными частями этого механизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государственной власти, административный и управленческий аппарат. Вся рабовладельческая государственная машина была призвана обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию одной частью общества — классом рабовладельцев другой — свободных неимущих и рабов, закрепить и обеспечить охрану существующего общественно-политического и экономического строя, частной собственности на важнейшие средства производства и рабов, служить средством вытеснения и отстранения свободных и полусвободных слоев населения от участия в политической жизни общества, в решении государственных и общественных дел.

Главную роль в процессе решения наиболее важных задач, стоящих перед рабовладельческим государством, играли армия, полиция, флот и другие вооруженные формирования господствующего класса. Они составляли основу рабовладельческого государственного механизма и выступали в качестве важнейших средств захвата и покорения других народов, защиты своей территории от нападения извне, а также в качестве орудий подавления и угнетения свободных неимущих и рабов.

Рабовладельческий государственный аппарат формировался строго по классовому принципу. Высшие посты в военно-бюрократическом механизме рабовладельческого государства занимали представители господствующего класса, знать. На низшие ступени государственного механизма допускались также представители других классов и социальных слоев общества Например, полицейские наряды в древних Афинах формировались исключительно из рабов. Огромную роль в деятельности государственного механизма многих рабовладельческих государств (Вавилон, Египет, Рим и др.) играли жрецы. Обладая несравнимой по тому времени силой воздействия на умы и поведение людей, они нередко обожествляли царей, императоров и фараонов, создавали религиозный культ главы государства и тем самым значительно о укрепляли рабовладельческий государственный строй. Наряду с военачальниками, государственными чиновниками и другими представителями господствующего класса жрецы занимали привилегированное положение в обществе и считались весьма почитаемыми людьми. Неприкосновенность их личности и имущества, святость сохраняемых ими религиозных обычаев и ритуалов зачастую закреплялись в законах и строго охранялись государством.

[1] Цит. по: Сергеенко М. Е. Земледельцы древней Италии. Л., 1970. С. 29—30.

[2] Всеобщая история государства и права. Под. Ред. З.С. Черниловского. М. 1999. С. 149

Источник

Рабовладельческие государства в истории

Первая по времени возникновения классовая социально-экономическая формация — рабовладельческий строй — рождалась из недр первобытного доклассового общества. Несмотря на наличие классового антагонизма, это был более высокий и прогрессивный этап развития человеческого общества, чем первобытность.

Рабовладельческий строй появился прежде всего в южных областях Европы и Азии, где развитие производительных сил первобытного общества шло особенно успешно. Появление первых рабовладельческих государств усилило контраст между различными областями, подчеркивая неравномерность исторического развития.

Здесь развивались знаменитые цивилизации Египта, Месопотамии, Крито-Микенского греческого мира, Урарту и Рима. На юг от зоны благоприятных возможностей находились тропические джунгли и пустыни с настолько тяжелыми условиями для жизни человека, что первобытный строй сохранялся там вплоть до недавних времен.

На север от этого «золотого пояса» древнейших цивилизаций мира находились зоны степей и лесов с умеренным климатом, где также продолжал еще существовать первобытнообщинный строй. Однако будущее северных народов Европы и Азии оказалось более интересным: с открытием железа, уже в I тысячелетии до н. э., там в отдельных местах возникают классовые отношения и эти народы начинают догонять и перегонять древние цивилизации Юга. Только на Крайнем Севере, в тайге и тундре, надолго консервируется архаичный первобытный уклад жизни, обусловленный, как и в тропиках, суровостью природы.

Классовые отношения складываются только на высшей ступени развития первобытного общества. Главным хозяйственным условием возникновения классов является наличие прибавочного продукта, некоторых излишков сверх прожиточного минимума.

Уже первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия — создало условия для подъема производительных сил. Между пастушескими и земледельческими племенами устанавливается регулярный обмен продуктами скотоводства и земледелия.

Возникший в рамках первобытности межплеменной обмен неизбежно усиливал дифференциацию внутри племени, так как главными участниками обмена и примитивной торговли становились вожди племен, жрецы, предводители племенных дружин.

Новый невиданный прогресс производительных сил начался в следующий исторический период, «во время которого,— по словам Ф. Энгельса,— все культурные народы переживают свою героическую эпоху,— эпоху железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора. Человеку стало служить железо, последний и важнейший из всех видов сырья, игравших революционную роль в истории. » ’.

Чем выше развивалась первобытная техника, чем производительнее становился труд общин, тем больше открывалось возможностей для обогащения племенной знати, стоявшей во главе процесса производства, державшей в своих руках распределение урожая, приплода и добычи, возглавлявшей военную организацию племени.

Чем шире завязывались связи межплеменного обмена, чем больший ассортимент заманчивых иноземных изделий раскрывался перед вождями, тем больше росли их жадность и стремление хитростью или силой удержать за собой львиную долю прибавочного продукта, произведенного племенем.

Рост населения, отпочковывание все новых и новых родов и племен, встречи чуждых племен на путях колонизации или перекочевок, относительное перенаселение, неизбежные при примитивном хозяйстве стихийные бедствия, вроде засухи или мора, вынуждавшие к немедленному поиску новых мест, борьба за воду и угодья — все эти причины (а также и ряд других, вроде кровной мести, грабежа или похода за женами) приводили к вооруженным столкновениям племен, к росту постоянных военных дружин, кормившихся из общественных запасов.

В этих условиях в развитом первобытном обществе, находящемся на пороге возникновения классов, происходит два как бы противоположных процесса: на одном полюсе укрупняется структура родо-племенного строя, на смену изолированным слабым племенам приходят союзы нескольких племен, на другом же полюсе происходит хозяйственное выделение парной (моногамной) семьи, которая благодаря совершенствованию техники может уже вести хозяйство не только в системе большого родового коллектива, но и самостоятельно. Полюса родо-племенного строя разошлись значительно дальше, чем это было в эпоху вынужденного первобытного равенства, когда ничтожное количество прибавочного продукта не позволяло ни кормить большое число воинов, ни выделять значительных запасов в распоряжение вождя.

В новых условиях родовые коллективы начали распадаться на слабые отдельные семьи с неустойчивым хозяйством и в то же время усиливалась власть могущественных вождей, возглавлявших целые федерации племен.

Племенная знать захватывает общинную землю, угодья, оросительные каналы, пастбища, подчиняет себе воинов племени, использует свое право суда и расправы и в конце концов побеждает демократические элементы племени, пренебрегает решениями общеплеменной сходки и подчиняет себе всех соплеменников, заставляя их работать на себя.

К. Маркс и Ф. Энгельс при построении теории исторического материализма уделяли очень большое внимание этой отдаленной эпохе, стремясь дать наиболее точное представление о процессе возникновения классов. Ф. Энгельс изучал археологические коллекции в ряде музеев Германии, широко привлекал новейшие исследования по этнографии, пристально изучал историю Греции и Рима, лингвистику и топонимику для того, чтобы создать ряд работ, посвященных проблеме возникновения классового общества. В. И. Ленин в своей знаменитой лекции «О государстве» особо рекомендовал своим слушателям работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Впервые возникающие классовые отношения могут принимать форму рабовладельческих или феодальных в зависимости от общих условий хозяйства и общественной структуры. Там, где племенная знать особенно прочно держала в руках какое-либо важное звено производства (например, каналы при искусственном орошении земли), там, как правило, возникали рабовладельческие отношения, более суровые и жестокие. В тех же местах, где не было такой безусловной зависимости от вождей, где была возможность вести индивидуальное хозяйство, где можно было в случае нажима со стороны вождей скрыться в лесах или горах и здесь продолжать нормальное хозяйствование,— там обычно первой формой классовых отношений был феодализм, смягченный вариант антагонистического общества. Исторически получилось так, что первой по времени возникновения надо считать рабовладельческую формацию, складывавшуюся прежде всего в южных земледельческих областях.

Ничтожный прожиточный минимум, побои, увечья, полное бесправие, отсутствие собственной семьи, обреченность на пожизненный непосильный труд — все это приводило к высокой смертности среди рабов, к их физическому вырождению. Постоянное недовольство нередко выливалось в общие восстания рабов, потрясавшие рабовладельческие государства.

Однако в рабовладельчаских государствах древности существовали не только господа и рабы. Значительную массу населения составляли крестьяне-общинники, что несколько сближало рабовладельческий строй с феодальным, при котором главным объектом эксплуатации были общинники, ведшие самостоятельное хозяйство и обязанные лишь отдавать господину часть своего урожая. Нередко по поводу древних государств ученые ведут споры о том, к какой социально-экономической формации их отнести — к рабовладельческой или к феодальной. Возможность таких споров объясняется тем, что в конкретно-исторических обществах мы не встречаем отношений господства и подчинения только в каком-либо единственном виде. При рабовладении, кроме рабов, существуют общинники, а при феодализме наряду с общинниками существуют и рабы; вопрос сводится к соотношению, к пропорции этих двух видов непосредственных производителей в том или ином обществе.

Община в эпоху возникновения рабовладельческих отношений может быть еще родовой, с незавершенным процессом выделения семейных, парцеллярных хозяйств, хотя этот процесс уходит корнями в глубокую древность. Некоторое время элементы старого первобытнообщинного строя могут сосуществовать с элементами рождающегося классового общества.

Расслоение общины на богатых и бедных, начавшееся еще в бронзовом веке, разрушало общинную родовую собственность. Возникали частные хозяйства — средства производства переходили в собственность выделившихся из общины семей.

Кровные родственные связи постепенно теряли свое значение. Все большее значение приобретали хозяйственные и территориальные связи. Родовая община отошла на задний план, и впредь решающим фактором становится территориальная соседская община. Только земля по-прежнему считалась достоянием общины, но каждая семья обрабатывала доставшийся ей по жребию надел. Так земледельческая община превратилась в объединение индивидуальных семей для совместной обработки земли. Такой же процесс выделения семей из рода происходил и у скотоводческих племен. Стада становились собственностью отдельных семей. Однако общая собственность на землю также связывала кочевые семьи в более или менее единые коллективы — общины.

Уже в бронзовом веке в патриархальных богатых семьях применялся труд военнопленных и порабощенных членов общины, прежде всего женщин-рабынь и подростков-рабов. Они использовались обычно в домашних работах или в качестве пастухов и реже на полевых работах, так как земледелие долгое время считалось почетным и священным занятием свободных.

Возникла эксплуатация человека человеком.

С течением времени внутри общин имущественное и социальное неравенство приводит к экономической зависимости массы общинников от богатой верхушки. Все чаще богатые превращают в рабов своих сородичей, попавших в долговую кабалу Таким образом выделившаяся родовая аристократия основным источником своего благосостояния делает частновладельческие хозяйства, основанные на эксплуатации рабов и порабощенных членов сельской общины.

Эти хозяйства вначале создаются на втуне лежавших землях, которые распахивались и превращались в частную собственность нарождавшейся знати. В дальнейшем, не удовлетворивпшсь этими землями, родовая знать захватывает и общинные земли.

Частновладельческие хозяйства возникали рядом с сельскими общинами, которые считались собственниками пахотных земель, проведенных общиной оросительных каналов и вообще источников водоснабжения.

Если поселение сельской общины занимало благоприятное положение на скрещении торговых путей или находилось вблизи источников сырья, оно росло и превращалось в город. В таком городском поселении жители по-прежнему занимались земледелием, но они были вовлечены в торговый обмен. Производимые ими продукты предназначались на рынок, и их хозяйство из натурального превращалось в товарное.

С ростом частновладельческих хозяйств, с развитием товарного производства увеличивалась потребность в рабочих руках — в рабской силе. Количество рабов пополнялось за счет военнопленных. Теперь это были уже не только захваченные в плен женщины и дети, но и побежденные в бою мужчины-воины, которых раньше убивали. Развилась продажа и купля рабов. Общество разделилось на два антагонистических класса — рабов и рабовладельцев.

Стоявшие во главе общин власть имущие богачи создавали специальные органы насилия, которые должны были охранять их интересы. Общественные должности превратились в наследственные. Вожди племен стали царями. Их власть и могущество базировались на силе их дружин, их личной гвардии, противопоставлявшейся народу. Появились чиновники, администраторы, служители религиозных культов. Весь этот аппарат был направлен на угнетение трудящихся масс; «. весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа» ’.

При всей жестокости и бесчеловечности рабовладельческих отношений создание классового общества следует считать прогрессивным фактом. Позади рабовладения не было никакого «золотого века», о котором говорили философы древности, приходившие в ужас от своей суровой современности.

Позади была первобытная нищета, массовые голодовки, вынужденная слабостью техники коллективность и кровавая жестокость родо-племенного строя, при котором суровым обычаям и суевериям была подчинена жизнь каждого человека.

В тяжелой борьбе с природой люди побеждали только при условии жесточайшей дисциплины внутри племен и родов, подавлявшей какие бы то ни было проявления индивидуальности. Каждый член племени, нарушивший запрет, мог быть убит, побит камнями, брошен в лесу или пустыне; стариков и больных, отягощавших коллектив, тоже убивали или оставляли умирать одних. Каждый человек мог быть принесен в жертву богам, и даже вожди по истечении известного срока подвергались ритуальному убийству.

Битвы между племенами, участившиеся к концу первобытности, истребляли целые народы; побежденных тоже приносили в жертву или даже поедали.

По сравнению с этими временами, очень далекими от идиллической картины («золотого века», эпоха рабовладения представляет несомненный шаг вперед. Здесь складывалась более устойчивая экономика и кроме рабовладельцев и рабов было еще большое количество свободных общинников, владевших собственным хозяйством. Сопоставляя первобытнообщинный строй с рабовладельческим, можно фигурально сказать, что при первом все люди были бесправными рабами коллектива, а при втором уже выделились значительные массы экономически и юридически свободных людей.

Рабовладельческий мир не был единообразен. Существовало много различных форм и вариантов государственности, основанной на эксплуатации рабов. Наряду с деспотиями Древнего Востока существовали античная форма рабства, а также и постоянно расширявшиеся области патриархального рабства, тесно связанного еще с первобытностью.

На Древнем Востоке следует отличать две системы хозяйства: хозяйство господствующего класса и хозяйство общинников.

Хозяйство господствующего класса было представлено большими поместьями царей, их приближенных и крупных должностных лиц: правителей областей — сатрапов, а также жрецов. В этих хозяйствах основными производителями материальных благ являлись рабы и закабаленные члены общины.

Хозяйство общинников было преобладающим, и в нем основными производителями являлись свободные члены общины и только частично рабы. В отличие от античного общества, где господствовало товарное хозяйство, втянутое в международный товарообмен, на Древнем Востоке преобладало самодовлеющее натуральное хозяйство, слабо втянутое в международный товарообмен. Дворцы урартских царей и областных правителей были потребляющими центрами, и для обслуживания их разнообразных потребностей применялся не только труд рабов, но и труд свободных общинников — земледельцев и ремесленников.

Кроме того, на Древнем Востоке довольно распространенным явлением были храмовая община и храмовое хозяйство, где также применялся и труд рабов, и труд общинников, прикрепленных к храму.

В хозяйствах господствующего класса и в особенности в хозяйствах общинников преобладающим было сельскохозяйственное производство, где в основном трудились свободные общинники и зависимые люди различных категорий, начиная от свободных наемников, сезонных сельскохозяйственных работников и кончая лично зависимыми людьми и рабами.

Древнейшие рабовладельческие государства Месопотамии и Египта были обществами, экономика которых основывалась на ирригации, в то время как государство хеттов в Малой Азии и государство Урарту на Армянском нагорье только частично опирались на ирригацию. Окруженные высокими горами долины этих стран имели плодородную наносную почву, поэтому в таких местах господствовало поливное земледелие. Как для Малой Азии и Армянского нагорья, так и для обширных степных районов и засушливых полупустынь и пустынь Иранского нагорья характерны земледельческие оазисы с древнейшей агрикультурой. С древнейших времен в этих странах человек культивировал зерновые растения, фруктовые деревья и виноградную лозу. На этих засушливых полупустынных равнинах человек с незапамятных времен перешел к интенсивному земледелию и пастушескому скотоводству.

Независимо от того, какие на этих территориях возникали и исчезали государственные объединения, здесь всегда существовали свободные производители материальных благ — земледельцы, организованные в сельские общины. Они обязаны были нести в пользу государства военную и строительную повинности и платить государственные налоги.

В условиях древневосточной деспотии земледельческая община была существенной частью в системе общего политикоадминистративного деления страны. Каждая административная территориальная единица слагалась из отдельных земледельческих общин, которые являлись фискальными единицами. Глава общины — сельский старшина, как и глава совета старейшин общины, был ответствен за своевременное внесение налогов и выполнение государственных повинностей каждой семьей сельской общины.

Сельская община, как уже говорилось, представляла собою коллектив отдельных семей — сотоварищей по совместному использованию земли и воды.

Однако сельская община была не только экономической, но и гражданской, и политической организацией. Как коллектив свободных граждан в нее входили представители всего свободного населения общины, независимо от их имущественного состояния. Рабы находились вне общества. Поэтому самым тяжелым наказанием для общинника было лишение его прав члена определенной общины. Такой человек превращался в изгоя, парию.

Древневосточную общину советские ученые рассматривают как гражданскую, самоуправляющуюся организацию с иерархической структурой, с обязанностями взаимопомощи, несения общинных повинностей и т. п., дававшую своим членам гражданские права.

Права и обязанности общинников определялись советом старейшин, который пользовался в общине большой властью. Совет старейшин контролировал земельные сделки и переделы земли. Общинник мог продать или заложить временно право землепользования своим наделом, причем его повинности переходили на нового владельца. Подобные земельные сделки способствовали быстрому социальному расслоению общины. Одни становились настолько зажиточными, что приобретали рабов и рабынь; другие, не будучи в состоянии выкупить заложенный надел, превращались в бедных и нищих и вынуждены были работать в растущих хозяйствах зажиточных общинников и военно-землевладельческой знати в качестве наемных работников, обычно в сезон уборки урожая.

Характерной особенностью общины, в том числе и восточной, было то, что она переживала постоянный внутренний процесс социального расслоения и из своих недр порождала антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых.

Восточный деспот — царь — не довольствовался верховной юрисдикцией, он стремился быть верховным собственником земли, чтобы распоряжаться ею по своему усмотрению. Восточные деспоты — ассирийские или урартские цари,— завоевывая новые территории, как правило, уничтожали все местное население или же переселяли его в отдаленные области своего царства.

Это мероприятие преследовало цель не только подчинить завоеванную территорию, но и широко и бесконтрольно распоряжаться захваченной землей.

Мирные жители и воины побежденной страны переселялись обычно на необитаемые, пустынные участки. Здесь они вновь селились общинами. Несомненно, на новом месте освоенные пришельцами земли становились собственностью их общин. С течением времени права этих общин уравнивались с правами аборигенного населения.

Таков был рабовладельческий строй в могущественных державах Древнего Востока: Египте, Хеттском царстве, Ассирии, Урарту и др.

Иного типа рабовладельческие государства возникли в I тысячелетии до н. э. на благодатных берегах Средиземного моря и «гостеприимного Понта» — Черного моря. Здесь, на земле, где земледелие велось без орошения, не было условий для создания огромных деспотий, но здесь были морские просторы, и древние греки, жители бесчисленных островов, смелые мореплаватели, быстро прошли на своих кораблях на западе до «Геркулесовых столпов» — Гибралтара, а на востоке до Колхиды (Грузии), куда их привлекли рассказы о богатстве этой земли.

Развивающаяся морская торговля очень рано вовлекает страны Восточного, а затем и Западного Средиземноморья в международный обмен, который стимулировал быстрое развитие товарного хозяйства.

В результате на всем Средиземноморье создались сотни маленьких рабовладельческих государств-полисов, государств-городов, то объединявшихся в союзы, то воевавших между собой. Общинное самоуправление здесь превращалось в полисное самоуправление. Частная собственность в них получила значительное развитие, в связи с чем сильно распространилось сначала мелкое, а затем и крупное рабовладение. Ряды рабов пополнялись кабальными общинниками, военнопленными. Несмотря на то, что рабский труд был ведущим в античном способе производства, здесь, как и на Востоке, довольно широко применялись другие виды труда.

Помимо рабов, которые использовались и в ремесленных мастерских, и дома, и в государственных учреждениях (например, в качестве полицейских), существовали полусвободные землепашцы, принадлежавшие полисам, а также свободные граждане — бедняки, работавшие в поле вместе со своими двумя-тремя рабами.

Следует отметить, что в античных городах-государствах наряду с полноправными гражданами обычно жили еще люди лично свободные, но лишенные политических прав. Это были большей частью переселенцы из других городов или их потомки. В более позднее время существенное значение приобрели и вольноотпущенники, часто сохранявшие некоторую степень зависимости от прежних господ.

На заре образования античных государств в управлении общиной играли большую роль потомки вождей племенных союзов, обычно именовавшихся царями. Однако власть их сохраняла полупатриархальный характер и не имела ничего общего с властью обожествленных египетских фараонов и месопотамских монархов.

Сформировавшиеся античные государства обычно были республиками, управляемыми родовой аристократией. В дальнейшем власть от аристократии перешла к ставленникам демократических слоев населения — тиранам, а затем и к рабовладельческой демократии с выборными органами власти. Кроме того, существовали полисы, находившиеся под властью немногих наиболее богатых граждан — олигархии. После завоеваний Александра Македонского во вновь возникших греко-восточных государствах утвердилась власть монархов. Римом в период республики управлял сенат, состоявший из знатных крупных земельных собственников, а с 30 г. до н. э. там утвердилась единоличная власть императора.

Как уже указывалось, для античного общества характерна преобладающая роль города в политической, экономической и культурной жизни государства.

Большинство античных городов было сравнительно невелико, количество населения в них колебалось от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч жителей. Однако существовали и очень большие центры: площадь их доходила до 2 тыс. га, а население — до 1 млн. человек. В небольшое греческое государство входил, как правило, только один город, часто тоже очень маленький. Он был административным, хозяйственным и культурным центром, в котором нередко жили не только ремесленники, но и земледельцы.

В дальнейшем, когда в Греции стали возникать большие политические объединения, их обычно возглавлял большой город, являвшийся центром наиболее могущественного полиса. Так, во главе Морского союза, включавшего значительную часть греческих государств, стояли Афины, фактически превратившие своих «союзников» в подданных, обязанных платить афинянам большой форос (дань) и подвергавшихся самым жестоким репрессиям при малейшей попытке избавиться от афинской опеки. Таким образом, это довольно большое объединение полисов в сущности находилось в подчинении у одного города. Даже колоссальная римская держава, простиравшаяся на севере до Шотландии, а на востоке до Евфрата, во времена своего расцвета сохранила характер государства, подчиненного одному городу — мировой столице.

По сравнению с древневосточными деспотиями в античных государствах Средиземноморья религия и жречество имели несоизмеримо меньшее значение. Общий характер культуры был гораздо более светским, чем на Древнем Востоке. Правда, храмы и статуи богов занимали довольно видное место в античной архитектуре и скульптуре, но ими не ограничивалось художественное творчество греков и римлян, а главное, все их искусство и культура были в значительно большей мере насыщены гуманными идеями, чем это было, например, в Египте и Месопотамии.

Жизнь античных рабовладельческих государств была неразрывно связана с соседившими с ними многочисленными племенами, находившимися еще на уровне первобытнообщинного строя или только вступившими в классовое общество. Античные авторы метко называли греческие города-государства «узорчатой каймой на варварской одежде». Первобытнообщинный мир обеспечивал античные государства рабами, без которых была невозможна нормальная экономическая жизнь рабовладельческого общества.

Рабов доставляли успешные походы против соседних «варварских» племен. Немалую роль в поставке невольников на рабские рынки играли пираты, очень активно действовавшие в древности как в Средиземном, так и в Черном морях. Пираты не ограничивали свою деятельность грабежом и порабощением чужеплеменников, они не упускали возможности захватить в плен и поработить также и граждан античных государств. Наконец, большое количество рабов античные торговцы живым товаром приобретали от племенных вождей, продававших военнопленных, недостачи в которых не было из-за постоянных межплеменных военных столкновений.

Работорговля и другие виды обмена античных государств с обширным «варварским» миром играли немалую роль в истории последнего; они способствовали ускорению социально-экономических процессов, происходивших внутри этого общества. Благодаря обмену постепенно накапливались богатства в руках племенной знати, усиливалась экономическая и социальная дифференциация, что в конечном счете приводило к быстрейшему вступлению ряда племен в классовое общество.

В кратковременный период с конца V по третью четверть IV в. до н. э. на окраинах тогдашнего античного мира возник ряд протоэллинистических государств — в Сицилии, Малой и Средней Азии, на Боспоре. Там античные города заняли первенствующее положение по отношению к зависимым от них земледельческим территориям, населенным местными племенами.

Античный рабовладельческий уклад проник в страны, издавна заселенные общинами полусвободных земледельцев. Здесь сложилась новая эллинистическая культура, сочетавшая греческие и восточные элементы.

Если греческие государства оказывали не очень большое воздействие на окружающие их племена, ограничиваясь главным образом ближайшими соседями, то несравненно большим было влияние Римской империи, сказавшееся даже на населении Северной и Восточной Европы.

Экономическое воздействие Рима на соседей ускоряло процессы разложения первобытнообщинного строя у «варваров». Некогда разрозненные первобытные племена объединились в мощные союзы племен и пришли в движение, в результате чего во II в. н. э. началось так называемое великое переселение народов, которое сокрушило Западную Римскую империю и затопило значительную часть Восточной (Византийской) империи.

Однако было бы ошибочно полагать, что крушение античного рабовладельческого общества было вызвано только внешними причинами — чужеземным завоеванием. Еще задолго до этой катастрофы внутри самого рабовладельческого общества наметился процесс постепенного отмирания прежних социально-экономических отношений. Рабский труд в ремесле постепенно стал вытесняться трудом вольноотпущенников, а в сельском хозяйстве — трудом лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев — колонов. Стала возрастать роль крупных земельных собственников, на землях которых сидели колоны. Хозяйство начало приобретать натуральный характер. Одновременно формировалась новая идеология.

Так в недрах рабовладельческого строя постепенно складывались отношения, которые в конечном счете привели к замене его новой, феодальной формацией. Нужно, однако, отметить, что рабство, потерявшее ведущую роль в производстве, было изжито не сразу. В той или иной мере оно удерживалось и в период раннего феодализма.

Завершая наш очерк рабовладельческого строя, мы должны подчеркнуть, что это было очень сложное и многообразное социально-экономическое явление, проявлявшееся к тому же в различных модификациях. Мы остановились на двух его главнейших формах в древнейших деспотиях Переднего Востока и греко-римских государствах Средиземноморья.

Помимо этого, существовали и другие государства с рабовладельческим строем, среди которых прежде всего следует отметить Персидскую монархию, охватившую в VI — IV вв. до н. э. огромные пространства от берегов Эгейского моря до границ Индии и от Египта до Средней Азии.

В этом государстве сосуществовали и греческие города с античным рабовладением, и восточные страны, сохранявшие старые земледельческие общины полусвободных земледельцев, а на окраинах его жили народности, едва вступившие в классовое общество. Персидская держава была деспотической монархией. Однако в ней роль жречества и религии не носила такого подавляющего характера, как в древнейших государствах Переднего Востока.

В заключение отметим, что почти все главнейшие центры рабовладельческих цивилизаций находились вне территории СССР, и самые древние рабовладельческие общества появились у нас в результате завоеваний и миграций. Закавказье было захвачено урартами, в Северном Причерноморье обосновались греческие переселенцы, в Средней Азии рабовладение было связано с персидским вторжением. Возникновение развитых классовых обществ ускорило социально-экономические процессы в жизни соседних местных племен и привело к образованию рабовладельческих или феодальных государств у народностей, обитавших в древности на территории нашей страны.

Таким образом, более чем тысячелетняя история рабовладельческих государств была важным и прогрессивным этапом в развитии многих народов СССР. Исчезли некоторые племена, сменились названия городов, но археологические раскопки на территории Урарту и Хорезма, Крыма и Колхиды открывают нам яркую страницу истории в тот важный исторический период, когда создавались великие цивилизации древности и их «золотой пояс» охватывал и наши земли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *