работы по истории малой академии наук
Работы по истории малой академии наук
История Малой академии наук «Интеллект будущего»
Начало пути
Под руководством Л.Ю. Ляшко с 1986 года начинают проводиться юношеские научные конференции, которые впоследствии приобрели Всесоюзную и Всероссийскую известность и собирают уже много лет по 600-700 и более участников со всей России и других стран. На первой конференции выступило с докладами всего 10 школьников. В настоящее время это начинание представляет собой не только Всероссийские открытые конференции учащихся «Юность, наука, культура», но и не один десяток других Российских и международных научно-образовательных проектов, которые сейчас объединены в Национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Сотни высококвалифицированных экспертов из Обнинска, Москвы, Калуги и других городов активно включились в работу конференций.
Обнинское научное общество учащихся объединило представителей многих регионов России. К 1994 году в работе конференции уже участвовали 585 человек из 82 городов России.
Регистрация межрегиональной организации
Масштабы начинания настолько выросли, что в марте 1995 года на X Российской конференции учащихся «Юность, наука, культура» была проведена учредительная конференция по созданию общественной организации с участием ряда регионов России. Эту общественную организацию назвали Межрегиональная детская научная творческая общественная организация (ДНТО) «Интеллект будущего».
4 июля 1995 года Управлением юстиции Калужской области была официально зарегистрирована Межрегиональная детская научная творческая общественная организация (ДНТО) «Интеллект будущего». Таким образом, на базе Обнинского научного общества учащихся была создана Межрегиональная организация «Интеллект будущего», которая является правопреемником Обнинского научного общества учащихся.
ДНТО «Интеллект будущего» не только продолжила деятельность по организации научных конференций школьников «Юность, наука, культура», но и инициировала ещё ряд новых проектов, таких как Российский заочный конкурс «Интеллектуально-творческий марафон», Российские Турниры «Эврика», «Интеллектуальная инициатива», Российские заочные конкурсы по предметам «Познание и творчество»; Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России», конференции «Шги в науку» и «Научный потенциал-XXI», летние турниры и другие проекты (см. сайт программы).
ДНТО «Интеллект будущего» активно реализовывала социально-значимые проекты и неоднократно удостаивалась государственных и других грантов.
Создание Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»
В 2005 году на юбилейной XX Всероссийской конференции учащихся «Юность, наука, культура» 762 участника представляли 289 делегаций из большинства регионов России. В рамках юбилейных мероприятий на конференции ДНТО «Интеллект будущего» было принято решение о создании Общероссийской организации на базе ДНТО.
С 2005 года началась активная работа по созданию общероссийской организации. Было проведено ряд дополнительных внеочередных конференций ДНТО, были приняты изменения в Устав организации, и в 2006 году появилась Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» (свидетельство о регистрации № 80 от 13.07.2006 г.).
Словосочетание Малая академия наук (МАН) в названии организации тоже появилось не случайно. Ещё в 60-е годы XX столетия появились уникальные объединения – научные общества учащихся – НОУ (первое НОУ было создано в Челябинске) и малые академии наук – МАН (первая Малая академия наук «Искатель» была создана в Крыму). Один из основателей первой Малой академии наук Исаак Ионович Брагинский участвовал в подготовке документов по созданию общероссийской организации «Интеллект будущего», вошёл в состав Президиума Центрального совета МАН «Интеллект будущего». Исаак Ионович убедил участников конференции, что МАН – это то, что надо для общероссийской детской организации, поэтому после дискуссий было принято решений назвать общероссийскую организацию Малая академия наук «Интеллект будущего».
Сегодня общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» объединяет в своих рядах 18787 человек из 52 субъектов Российской Федерации (на 01.05.2010 г.).
Организация включена в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой (запись №8 от 31.12.2009 года).
Только в 2009/2010 учебном году МАН «Интеллект будущего» в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» было организовано 390 Всероссийских заочных конкурсов (включая номинации по отдельным предметам и возрастным группам).
В течение 2009 – 2010 учебного года в заочных проектах МАН «Интеллект будущего» (в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России») участвовало более 77 тысяч человек из 82 субъектов Российской Федерации, было представлено 89939 конкурсных работ, в программу вовлечено свыше пяти тысяч учебных заведений России из 1600 городов и сёл.
Проекты МАН «Интеллект будущего» с 2007 года входят в перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
Зачем писать МАН?
02 сентября 2021, 12:15 | Просмотров:
Проводить научно-исследовательскую, изобретательскую, конструкторскую деятельность украинские школьники могут благодаря Малой академии наук. Это координационный центр, который создан для поддержки талантливой и способной к наукам молодежи. Главный вид деятельности, организованный при нем, – защита научно-исследовательских работ в 3-х этапах. Учащийся выбирает отрасль науки и секцию, определяется с темой – и может подавать заявку на МАН.
Сегодня академия имеет широкий круг международных партнеров и предоставляет своим ученикам возможность обмена опытом. Юные исследователи точных и естественных наук могут поработать в современных модернизированных лабораториях в одной из 35 стран мира. Также участники МАН получают:
стипендии Президента Украины;
специальные стипендии и призы от благотворительных организаций;
дополнительные баллы к ВНО при поступлении в вузы.
Какие бывают МАНовские работы и что они дают?
Научная структура организации насчитывает 12 научных отделений, которые дополнительно разделены на 65 секций. Главные направления для научной деятельности учеников: история, технические науки, физика и астрономия, науки о земле, химия и биология, аграрные науки, языковедение, литературоведение, фольклористика и искусствоведение, философия и обществознание, компьютерные науки, математика, экономика. По этим направлением школьники проводят различные исследования и пишут научно-исследовательские работы.
Общими критериями оценки исследований являются научное значение, новизна, решение проблемы, актуальность, глубина проводимого исследования, перспективность дальнейшей работы над темой. Кроме денежных вознаграждений и поощрительных призов, участники получают поддержку от преподавателей – научных сотрудников МАН.
Получить бонусные баллы во время поступления можно, если выбранное направление подготовки соответствует секции научной работы. Лучшие работы могут принимать участие в международных конкурсах и получать гранты. Школьника могут пригласить на обучение в заграничный университет.
Какими знаниями нужно обладать, чтобы участвовать в МАН?
Самыми популярными направлениями для исследований являются универсальные предметы – математика, история, физика, английский язык. Участвуют в конкурсе ученики средней и старшей школы, начиная с 7-го класса. Школьник должен обладать глубокими знаниями по предмету, желанием работать и развиваться, самостоятельностью, настойчивостью, творческим подходом.
Знания школьной программы за нынешний и предыдущие классы может оказаться недостаточно. Во многих случаях нужно осваивать программу наперед и углубленно изучать свою тему. Например, историкам желательно знать весь период исторического становления Украины от древних веков до современности. При этом нужно еще хорошо разбираться в событиях мировой истории и понимать, как они влияли на национальное развитие.
У школьных учителей и МАНовских преподавателей не всегда есть достаточно времени. Если возникают подробные вопросы или недостает знаний по предмету, лучше обратиться к частному педагогу. Заниматься можно и дистанционно. Такими формами занятий, как английский или математика онлайн, уже никого не удивить.
Чтобы добиться внимания от преподавателей можно показать им результаты своих исследований и заинтересовать, составить список вопросов, обратиться за советом и при этом отметить профессионализм и опыт преподавателя.
Как дополнительно готовиться к участию в МАН?
Один из распространенных вариантов – самоподготовка. Учащийся может запастись учебниками, справочниками и энциклопедиями, находить информацию в интернете. Но есть действительно сложные разделы по физике, химии, математике, компьютерных науках, которые требуют дополнительного объяснения педагога. Иногда ученику не хватает понимания одной закономерности для продвижения в своем исследовании.
Заниматься можно в Easy School. Это интерактивные онлайн курсы по математике и английскому языку от Буки. Занятия проходят с сертифицированным преподавателем в удобном для вас режиме. Для обучения используются различные современные технологии, онлайн учебники и материалы. Также на Буки можно выбрать подходящего по квалификации и опыту репетитора, например преподавателя вуза.
Итак, подготовиться к написанию МАН можно благодаря: Easy School, частному репетитору, видеоурокам и сайтам.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Подпишитесь на нас:
Google Новости
Малая академия наук Искатель МАН
Мир научных открытий бесконечен и заманчив. Он влечёт к себе любознательных и дерзких. Одни покоряют Антарктику, другие пытаются разгадать тайны истории, третьи стремятся в звёздные дали. Все они ищут ответа на вечные вопросы, и каждое новое поколение стремится доказать своё право на истину.
В Крыму таких людей объединяет одна alma mater – школа научного поиска и открытий, творчества и фантазии, которую за 55 лет её существования прошло более 100 тысяч юных исследователей.
Известные крымские учёные, профессора, академики, когда-то ещё школьниками делали здесь свои первые шаги в большую науку. Об истории и предыстории организации более трёх десятилетий не имевшей аналогов ни в бывшем Союзе, ни в Европе, о её инициаторах и энтузиастах, о талантливых крымских ребятах расскажет очередная программа из цикла «Губернский город «С» «Крымские «Искатели».
В январе 1963 года киевский писатель-фантаст Игорь Росоховатский рассказал на страни-цах газеты «Юный ленинец» о крымскийх школьниках – юных кибернетиках и математиках, историках и астрономах, техниках и археологах, мечтающих о больших открытиях и создании в Крыму собственной научной школы Малой Академии наук.
В то время в Крыму было несколько организаций юных исследователей: в ялтинской средней школе №6 работал кружок кибернетиков, в юношеской обсерватории на территории симферопольского Детского парка собирались юные астрономы, в парке Салгирка проводили опыты юные ботаники или как их тогда называли – юные натуралисты, юннаты. В старом двухэтажном доме на ул. Гоголя, 26 размещалась областная станция юных техников, а на Турецкой, 8 станция юных туристов и краеведов. Именно они стали научной и исследовательской базой для будущей юношеской академии. У каждой из этих организаций своя история.
Юные натуралисты появились на нашем полуострове ещё раньше, чем юные пионеры. Весной 1923 года в Крым прибыл небольшой экспедиционный отряд Московской биологической станции. Маршрут экспедиции пролегал в пещерный город Чуфут-Кале и вдоль Южного берега. Проводниками юных путешественников из столицы были местные ребята. Через пару месяцев москвичи уехали, но идея исследования крымской природы осталась. Тогда в Крыму возникли первые группы юных зоологов, энтомологов, ботаников. В конце 20-х годов прошлого века в Симферополе была создана станция юных техников и натуралистов. Находилась она в доме по ул. Желябова, 16.
В начале 30-х в стране началась коллективизация, а затем и индустриализация. Производству требовались рабочие руки, специалисты и учёные. На учебных базах Крымского института натуральных культур в парке Салгирка и в саду Возрождение (он находился в районе нынешней Московской площади) вместе с учёными трудились школьники – виноградари, овощеводы, полеводы. Практические занятия с ними проводили профессора Крымского института специальных культур Болгарев, Богдан, Клепинин.
В 1936 году по решению Крымского Наркомата просвещения началось выявление талантливых детей – техников, изобретателей, исследователей. Самыми популярными видами технического творчества в то время были авиа и судомоделизм. Кажется, не хитрая штука модель, обычная игрушка, а сколько знаний и труда нужно, чтобы создать её. Первый авиамодельный кружок возник в Симферополе ещё в 1924 году. С авиамодельных кружков многие начинали свой путь в большую авиацию. Ученик 1-й школы Симферополя Валентин Карлов стал командиром эскадрильи истребителей, Героем Советского Союза. Посмертно это звание получили участники Великой Отечественной войны бывшие кружковцы Вячеслав Атаманов и Александр Бондарчук.
В конце 40-х годов на областной станции юных техников работали кружки авиамодели-стов и радиолюбителей, фотографов и химиков. В 1953 году областную СЮТ возглавил Исай Ионович Брагинский. В конце 50-х здесь возник и ракетомодельный кружок.
Начиналась космическая эра. Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов. Эти имена советских космонавтов не сходили в начале 60-х с газетных полос. Самой популярной была тема «Есть ли жизнь на Марсе», а в космос летали даже герои детских мультфильмов. На перекрёстке улиц Пушкина и Горького возле «Чёрной аптеки» буквально на следующий день после полёта Юрия Гагарина был установлен бюст Первого космонавта Земли. Его за одну ночь вылепил из глины симферопольский скульптор Константин Кошкин. А член ракетомодельного кружка пятиклассник Володя Кузовов создавал свои работы из бумаги и картона. Его модели «Союза», Лунохода, «Аполлона» в 1976 году завоевали медали ВДНХ СССР, дипломы Звёздного городка и Музея истории космонавтики имени Циолковского. Издательство «Малыш» даже выпустило стотысячным тиражом «Космический конструктор», которому был присвоен знак качества.
Но не будем забегать вперёд и вернёмся в довоенный Симферополь. Тогда ещё не было ни межпланетных кораблей, ни космических станций. И в Детском парке не было куполов космической обсерватории. Но уже манила юных крымских астрономов, мечтающих о далёких звёздах, загадочное слово СОЛА.
В 1946 году симферопольский школьник Вася Мартыненко смастерил из бабушкиных очков телескоп для наблюдения за ночным небом. Своей увлечённостью звёздами он заразил сначала своих одноклассников из 7-й симферопольской школы, а потом и ребят из других школ. В 1948 году юные энтузиасты создали Симферопольское общество любителей астрономии – СОЛА.
Борис Владимирский, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Крымской Республиканской астрофизической обсерватории, Лауреат премии АРК вспоминал:
«В Крыму 40-е годы были удивительным временем, его особенностью было, пожалуй, то, что в школах в это время училось большое количество одарённых людей, которые позже проявили себя во всех сферах деятельности. И 7-я школа, где довелось учиться мне, в этом смысле была типичной. У нас одновременно училось несколько замечательных, одарённых ребят. Их одарённость проявилась, когда они начали посещать Симферопольское общество любителей астрономии СОЛА. Но даже среди этих ребят выделялись несколько человек, с которыми мне посчастливилось дружить. Это Павел Чугайнов и Кронид Любарский. Они получали первые навыки исследовательской работы с такой стремительностью, что были на пути к тому, чтобы стать профессионалами. Тогда ещё никто не мог подумать, что Любарский завоюет международную известность и его имя будет связано с важными культурными инициативами, с событиями, которые касаются не только одной страны, но и всего мира. Между тем, так и случилось. Любарский оказался вовлечённым в диссидентское движение. Он был арестован и осуждён на 5 лет лагерей. Потом был почти насильно выслан из СССР. Он решил, что не сможет полностью восстановить свой научный потенциал и решил попробовать свои силы в других сферах деятельности. Он занялся правозащитным движением и журналистикой. И там он проявил себя самым лучшим образом».
По-разному сложились судьбы первых СОЛАвцев. Павел Чугайнов стал известным астрофизиком, доктором физико-математических наук. Имя Кронида Любарского, известного правозащитника и публициста, в 2000 г. было внесено в список 50 лучших представителей независимой журналистики, опубликованным Международным институтом прессы в Нью-Йорке. А тогда в середине 40-х этих людей объединили звёзды и дух свободы СОЛА.
Борис Владимирский: «В СОЛА был какой-то необычайный дух свободы. Там отсутствовал идеологический пресс. Там не было никаких портретов вождей. Мартыненко был далёк от диссидентства, но дух свободы – это его, в значительной степени, заслуга».
Василий Васильевич Мартыненко. Дик, как прозвали его друзья-астрономы. ВВ, как называли его многочисленные ученики. Лауреат премии АРК, бессменный руководитель СОЛА на протяжении 54-х лет! Энтузиаст любительской астрономии, художник (он окончил Симферопольское художественное училище им. Самокиша), знаток и коллекционер минералов. А главное – Педагог с большой буквы.
Вспоминает Елена Павленко, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Крымской Астрофизической обсерватории (КРАО): «Мы не просто его любили, мы его боготворили. Я помню, в 10-м классе писала сочинение на тему «Мой любимый герой» и это был Василий Васильевич Мартыненко. Когда я его впервые увидела, то была потрясена какой-то внутренней силой, исходившей от этого человека. Много говорят о том, что у Василия Васильевича была специальная методика, разработки. Мне кажется, что ничего он не разрабатывал, а просто он так интересно жил. Он был очень требовательным, строгим. Мартыненко прививал нам уважение к себе, как к личности, как к свободному человеку. Благодаря общению с ним появлялась уверенность в том, что ты сможешь всё. Не все стали астрономами, многие пошли в другие отрасли, много преподавателей и не только физико-математических наук, но и гуманитарных, исторических. Но мне кажется, что благодаря общению с ВВ, как мы его называли, я убедилась, что смогу всё, хотя это были годы тяжёлые в нашей жизни, 60-е годы. Мне кажется, что Василий Васильевич относился к жизни многоканально, что это был не только астроном, математик-сухарь, скучный человек. Это был многоплановый человек и он одновременно воспринимал то, чем он занимается, всеми каналами – и литературными, и физико-математическими, и чувственными. Большая палитра восприятия».
Николай Стешенко, академик Национальной академии наук Украины, директор Крымской Республиканской астрофизической обсерватории:
«Мне хотелось бы сказать добрые слова о Василии Васильевиче Мартыненко. Он сыграл огромную роль в создании кадров астрономов. Не будучи сам профессионалом, он более 50 лет руководил людьми, которые в будущем стали знаменитыми астрономами, людьми высокоэрудированными, известными во всём мире. В нашей обсерватории тоже работают многие МАНовцы, которые прошли школу Малой академии наук, и эта школа оказала на них огромное влияние. Большая заслуга В. В. Мартыненко в том, что он создал такую традицию, и мы постараемся её продолжать».
Симферопольское общество любителей астрономии было одним из наиболее известных центров любительской астрономии. В 1957 году комиссия по метеорам Международного астрономического союза включила СОЛА в международную сеть по исследованию метеоров. Сведения о метеорных спектрах, полученные юными симферопольскими астрономами, вошли в мировой каталог, изданный астрономическим обществом Канады, были опубликованы в трудах комиссии по кометам и метеорам Академии наук СССР. Было у СОЛАвцев и своё большое открытие.
29 августа 1975 года восьмиклассник Сергей Ощепков шёл с друзьями на ночные наблюдения в астрономическую обсерваторию. Было около десяти часов вечера, уже стемнело.
Сергей Ощепков, сотрудник ТНУ им. Вернадского, действительный член МАН: «Я по привычке посмотрел на небо и увидел эту новую звезду. В первый момент показалось, что это спутник, т.к. первые пару секунд показалось, что он движется. Потом он стал на своё место, и стало ясно, что это новая звезда. Буквально за два дня до этого мне исполнилось 16 лет, мне подарили звёздный атлас неба и там написали: «Открывателю новых и сверхновых, нашей всеобщей надежде», как будто они предугадали, что через два дня вспыхнет сверхновая, и мы сможем её открыть».
В юношеской обсерватории не только изучали астрономию, но и обсуждали проблемы генетики и ядерной физики, читали Грина и слушали Высоцкого. Особый дух астрономического братства и творчества был заложен и в Устав СОЛА.
Вадим Гарагуля, заведующий методическим отделом Крымского Республиканского краеведческого музея: «Смотрю подшивки старых документов и вижу свой почерк. Заявление о приёме в члены СОЛА. Этим документам 67 лет. Смотрю на Устав СОЛА, который мы составляли, на фото вижу авторов этого коллективного документа. Дух творчества у нас был несомненный. Мы были искренними перед самими собой и перед теми, кто нас окружал. То, что в нас был заложен дух науки, интерес ко всему необычному, непознанному, желание как можно больше узнать и в то же время принести хотя бы минимальную пользу своим трудом – это было точно. И за это я СОЛА очень благодарен».
Эммануил Неверодский, директор Крымского Республиканского учебно-исследовательского центра учащейся молодёжи, бывший директор Крымской областной СЮТ: «Успех любого дела определяют энтузиасты, особенно это важно для внешкольного образования, когда школьники приходят в секцию, и затем остаются надолго у преподавателя. Крымской областной станции юных техников в то время с такими организаторами внешкольного образования повезло. 60-е годы были годами педагогического энтузиазма, тогда во всех сферах общества был энтузиазм. Была вера в то, что наука и техника сможет всё, и что, действительно, через 20 лет мы будем жить при коммунизме. И, конечно, надо было выложиться так, чтобы приблизить это время к себе. Создание такой атмосферы для внешкольного образования в Крыму вылилось в создание Малой Академии наук, и оно не могло не привлечь внимание крупнейших учёных СССР. Этот почин поддержал Президент Академии наук СССР академик Мстислав Всеволодович Келдыш, словом и делом поддержал создание МАН академик Борис Евгеньевич Патон. Для меня дух МАН проявился, когда я работал с детьми руководителем секции химии. Это было совместное творчество, когда мы достигали конечного результата в сотворчестве. У нас были одни и те же интересы, это то, что определяет МАН. Собираются вместе самые яркие дети, к ним приезжают учёные – носители традиций, и эти традиции тут передаются. Вот это и есть МАН».
20 апреля 1963 года актовый зал Дома профсоюзов на ул. Севастопольской был полон. Крымские школьники, преподаватели, известные учёные собрались здесь на первую учреди-тельную сессию Малой Академии наук школьников Крыма «Искатель».
С тех пор прошло 55 лет.
В апреле 1963 года в Крыму была создана первая в Союзе организация, объединившая научную деятельность всех школьников нашего полуострова. Крымские старшеклассники получили возможность прикоснуться к большой науке и ещё в школе готовить себя к исследовательской и экспериментальной работе.
Александр Козлов, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики ТНУ, вице-президент МАН: «Что такое МАНовец тогда, в моё время? Это ребёнок, которого привлекает наука, прежде всего. Это ребёнок, который привык работать, и которого учили в Малой Академии наук работать. Простых путей там не было, простых путей никто не искал. Туда приходили дети, у которых была совершенно конкретная цель. Им было это интересно, и они хотели это делать хорошо. Для детей это очень важно, находиться в кругу таких же, как ты сам. Мы дружили, нам было интересно друг с другом, у нас были общие интересы. Это чрезвычайно важно для ребёнка, чтобы чувствовать себя уверенно. Для нас это была игра в науку, и мы серьёзно это воспринимали. Это было важно, в жизни появилась определённая цель. Тот круг людей, с которыми я тогда сталкивался, определили мой жизненный выбор, показали мне цель».
На первой учредительной сессии МАН был избран и её первый президент – доктор геолого-минералогических наук, профессор Яков Дмитриевич Козин (1896-1973). Он приехал в Крым в 1948 году уже известным учёным-геологом. В Симферополь Яков Дмитриевич был направлен по решению Президиума Академии наук СССР для организации Крымского филиала. Его руководителем Козин был около 10 лет. А затем перешёл в Крымский педагогический институт профессором кафедры общего землеведения.
Василий Ена, доктор географических наук, профессор кафедры общего землеведения ТНУ: «Вспоминая Я. Д. Козина, хотелось бы отметить, что он прошёл большую жизненную школу, очень трудную. Он был участником Первой мировой войны, Гражданской войны, где был начальником штаба целой армии. После окончания Гражданской войны он осел в Закавказье, в Азербайджане, где окончил Бакинский университет и Политехнический институт и работал там деканом факультета. В 1937 году он защищает кандидатскую диссертацию на геологическую тему, а в 1947 году и докторскую диссертацию на соискание учёной степени доктора геолого-минералогических наук. Я. Д. Козин стал профессором ТНУ, я у него учился определённое время. И мы многие годы с ним очень активно контактировали и обсуждали множество интересных проблем, участвовали в экспедициях по Крыму. Это был не только учёный-полевик, учёный-педагог, но и хороший учёный-организатор. У него был, на мой взгляд, мягкий характер, он умел наладить контакты с людьми, а с учёными иначе как доброжелательно и разговаривать нельзя. Это помогло ему стать хорошим организатором целого ряда отделов института. Его заслуги по достоинству оценило государство. Он был награждён орденом Красной звезды, орденом Трудового Красного знамени и многими медалями. Мы все храним память о нём и доброе сердечное чувство навеки».
Яков Дмитриевич Козин был не только талантливым учёным, но и способным художником акварелистом, членом Союза художников УССР. Две его картины экспонируются во флигеле Алупкинского дворца-музея.
Леония Холкина, искусствовед, ответственный секретарь Крымского отделения Союза художников УССР 1966 – 1980 г.г.: «Он очень любил живопись, любил искусство, приходил к нам всегда с дружеским настроением. Принимал участие в наших выставках, дискуссиях, выступал на собраниях, был очень активным художником. Несмотря на то, что он был большим учёным, он не порывал связь с нами. К нему хорошо относились и он к художникам хорошо относился, несмотря на своё высокое положение в обществе. Любил искусство, любил художников, любил акварель. В искусстве он находил отдушину, отрешение от больших проблем».
За 10 лет, в течение которых Манном руководил Яков Дмитриевич Козин, филиалы Академии были созданы во всех городах Крыма. В них занимались 12 тысяч старшеклассников. Более 1000 ребят стали кандидатами и около 300 действительными членами МАН. В работе МАН принимали участие академик Андрей Николаевич Колмогоров, члены-корреспонденты Академии наук СССР и Украины Анатолий Александрович Стогний, Виталий Демьянович Присяжный, профессора МГУ им. Ломоносова, доктора и кандидаты наук из институтов кибернетики и аэродинамики Академии наук СССР. Особенно активно это творческое общение учёных и крымских школьников проходило и проходит в летних лагерях Малой Академии наук.
Юлия Гавриленко, действительный член МАН в 1977 году:
«Словосочетание «летние лагерные сборы» для каждого члена МАН, а бывших МАНовцев не бывает, значит гораздо больше, чем традиционное пионерское лето. Это не просто встреча с единомышленниками и друзьями, это встречи с замечательными людьми, которые имеют и охотно дарят свои знания, свой опыт и свой интеллект ребятам, которые не намного младше их, но не имеют той базы, того опыта общения, и для которых всё впереди. Впервые попав в МАНовский лагерь в 11-й школе города Евпатории в 1976 году я познакомилась с Львом Ивановичем Дудариным, другими учёными. Эти люди оставили след на всю оставшуюся жизнь. Дело в том, что в лагере собираются единомышленники, собираются ребята, которые каким-то образом себя проявили. Проявили не просто знания олимпиадного уровня классического школьного материала. Этим людям интереснее вместе, чем порознь, интересно что-то делать, интересно неизведанное и не открытое. Работа с такими людьми очень проблематична. Это я говорю не только, как член МАН, но и как человек, который с ними работал. На их «почему» очень сложно искать ответы, их много, они неожиданны. Это дети совершенно нестандартного мышления. Очень часто педагоги воспринимают их как не очень удобных детей, и поэтому лагерный сбор таких детей даёт возможность им пообщаться и увидеть, что они не белые вороны в своих классах, а что они потенциал и будущее. Это очень важно для становления ребёнка, для его дальнейшего роста, возможности самореализации. Ну и самое, конечно, главное – это дух и возможность общаться с учёными. Это не просто пленарные заседания или работа секций через кафедру в университете, а это ежедневная жизнь, ежедневный быт, когда рядом с тобой учёные обедают, когда эти учёные во время тихого часа могут сказать: быстро собираемся, у нас есть новая задача, когда с этим учёным можно сделать интересное интервью, когда оказывается, что этот человек, будучи незаурядным, на самом деле живой, яркий, общительный, который становится для тебя примером в жизни. Любые родители хотят для своих детей лучшего. Я не знаю ничего лучшего, чем МАНовский лагерь. Моя дочка с удовольствием отдыхала в Артеке. Но, если ей задать вопрос, что она предпочитает и с кем она больше общается, то МАНовский лагерь произвёл на неё гораздо большее впечатление. Я очень рада, что она воспринимает МАНовский лагерь и Малую Академию наук не только, как возможность обогатиться интеллектуально, но и как прекрасный источник общения».
Вадим Кутайсов, кандидат исторических наук, Лауреат премии АРК: «Действительно, бродили всё время. В 70-е уже не так бродили, всё-таки возраст Олега Ивановича сказывался. А в 50-е – 60-е были зимние лыжные походы с ночёвкой на снегу. Каждые субботу и воскресенье мы выезжали куда-то, заказывали автобус. У нас всё время было занято время, мы с нетерпением ждали субботу, чтобы куда-то поехать. Домбровский не был женат, его жена погибла в блокаду Ленинграда. Он всю любовь отдал детям, любил пацанов. Экспедиция – как семья. Мы вместе носим воду, собираем дрова, по очереди дежурим. У нас не было постоянной кухарки или дежурного, было по 2-3 дежурных в зависимости от того, сколько ребят в экспедиции, если 50, то три дежурных. Мы готовили по очереди, мыли посуду, выручали друг друга. Если местные хулиганы приходили с нами разобраться, то мы стояли друг за друга горой. До сих пор все ребята, которые были у Олега Ивановича, мои близкие друзья, как братья и сёстры».
Олег Иванович Домбровский. Искусствовед по профессии, археолог и реставратор по призванию и таланту. Ещё подростком он занимался в домашнем кружке Николая Самокиша в квартире художника в доме №32 по улице, которая носит имя художника батальной живописи. Затем учился в Ленинградской академии художеств на архитектурном, искусствоведческом и живописном факультетах. Работал художником-реставратором в тавро-скифской экспедиции, а с 1948 года в отделении истории и археологии Крымского филиала Академии наук СССР. Им был открыт единственный в Северном Причерноморье античный театр, спасена декоративная живопись Неаполя Скифского. Мозаикам Херсонеса посвящён главный труд учёного, так и не опубликованный при его жизни.
Вадим Кутайсов : «Олег Иванович Домбровский – это целая эпоха. В археологии, истории, искусствоведении Крыма. С именем этого человека связано столько положительных дел, которые мы, как потомки должны помнить всегда. Он создал научную археологическую школу, и это признано не только в Советском Союзе, но и в Европе. Малая Академия наук стала нашей научной школой, где на каждой ежегодной сессии мы делали доклады. Мы готовились, читали научную литературу, пытались чётко излагать свои мысли. Конечно, это были ещё наивные доклады, но это был первый опыт, самый полезный, когда мы поняли, что наукой не так просто заниматься. Благодаря экспедициям Олега Ивановича мы, школьники, познавали Крым, побывали в разных местах нашего полуострова. И до сих пор мы знаем прекрасно полуостров, который прошли пешком».
В 1965 году во время одной из экспедиций «бродячей академии» на южном склоне Чатыр-Дага была открыта новая пещера. Ей дали имя МАН.
Борис Вахрушев, кандидат геологических наук, декан географического факультета ТНУ: «Одна из Крымских пещер носит имя Малой Академии наук. Открыта она вместе с ребятами Олегом Ивановичем Домбровским, а примечательна пещера тем, что здесь располагается древнее святилище. И раз в году 22 декабря луч заходящего солнца падает на древний алтарь, освещая самый древний солический знак, символизирующий солнце. Это открытие помнят МАНовцы до сих пор».
За время работы археологической секции МАН под руководством Домбровского были открыты более десяти средневековых поселений, обследовано несколько пещер, произведены раскопки семнадцати феодальных укреплений.
Валерий Петровский, методист краеведческого отдела КРЦДЮТ, начальник Бахчисарайской археологической экспедиции: «Главная заслуга Олега Ивановича Домбровского как педагога заключалась в том, что он обычных ребят, которых собрал в школах, ПТУ, во дворах, где они собирались, сделал сплочённый коллектив и научил их работать, мыслить, думать. И из этих ребят выросли потом талантливые прекрасные учёные археологи, которые до сих пор копаются в наших памятниках истории Западного Крыма и по всему Крымскому полуострову. Продолжая традиции Олега Ивановича Домбровского, замечательного учёного и педагога, на протяжении весеннее-полевых сезонов попытались по его методике собрать ребят, которым интересны наши святыни, наша наука, краеведение, история Крымского полуострова. Обошли школы, ПТУ, были в разных городах и районах. На нашу просьбу откликнулись ребята, такие же энтузиасты, как были у Олега Ивановича, и у нас получился археологический лагерь, который последние два года функционирует активно. По объёму работы можно убедиться, сколько сделано детскими руками.
В нашем археологическом отряде принимают активное участие МАНовцы. После окончания полевого сезона они пишут на основании проведённых раскопок научные труды, некоторые из них достойны публикации в фундаментальных научных сборниках. Работы Кати и Веры Дружниковых заняли второе и третье места на 38-й и 39-й сессиях Малой Академии наук. Ребятам настолько интересно на большой глубине открывать тайны древней истории, что я думаю, в следующие полевые сезоны нас соберётся ещё больше, чем в предыдущие годы».
Со времени первых занятий, проведённых Олегом Ивановичем Домбровским с юными археологами, адрес туристической станции не изменился – ул. Турецкая, 8. Здесь юные историки и краеведы обосновались в декабре 1944 года. А до войны станция находилась в одноэтажном доме на ул. Греческой рядом со Свято-Троицким собором. Уже через месяц после освобождения Крыма в Симферополь приехали первые туристы – ребята из Москвы. Они ездили в Неаполь Скифский и Никитский ботанический сад, поднимались на Чатыр-Даг. А в Симферополе ходили на экскурсии в Центральный музей Тавриды (он тогда располагался на ул. Пушкинской) и на разрушенный, но уже возобновивший работу консервный завод им. 1-го мая.
В 50-е годы юные краеведы прокладывали новые маршруты, искали старые горные тропы, приводили в порядок источники. Работа ребят в кружках туристической станции стала всё больше приобретать исследовательский характер. После создания МАН станция стала центром историко-поисковой работы историко-археологической секции.
Николай Заколдаев, учитель географии Симферопольской школы №12, действительный член МАН в 1966 г.: «Хотелось побывать в этих лесах, прикоснуться к тем условиям, в которых были партизаны. Особенно поразил зимний поход, когда мы поднимались на высоту 1025 к партизанской пушке, а она не была поднята тогда наверх и лежала на склоне. Мы не просто ходили в походы, а занимались ещё и исследовательской работой. Готовили по линии МАН доклады, работы писали, связанные с историей Крыма, в том числе и с военно-историческими событиями, которые проходили здесь, и с Великой Отечественной войной».
В 70-е годы в истории МАН начался новый этап. Это было время массового вовлечения ребят-старшеклассников в научный поиск.
В 1973 году с приходом в МАН профессора Валентина Николаевича Касаткина начался новый этап не только в жизни Академии, это было новым этапом и в жизни самого Валентина Николаевича. Деятельность его как педагога началась в 1957 году. Учитель математики ялтинской средней школы №6 первым в Крыму организовал школьный кружок кибернетики. В то время в Крыму было всего две ЭВМ – в Крымской астрофизической обсерватории и в Космическом центре в Евпатории. Ялтинские ребята создали третью. Правда, она выполняла всего два действия – складывала и вычитала цифры от 1 до 3. Но это было только начало. Через два года появилась вычислительная машина «Костёр». Она уже выполняла сложные математические вычисления. С первого дня возникновения МАН Валентин Николаевич возглавил в академии секцию кибернетики, а уже через год, в 1964-м переехал из Ялты в Симферополь и стал преподавать на кафедре математического анализа в Симферопольском пединституте. Наука электронного программирования начиналась в 60-е годы с создания кибернетических игрушек. В кибернетические игры играли тогда и взрослые, и дети. В Симферополе на станции юных техников была создана электронная черепаха с милым именем Маша. Она умела передвигаться, реагировала на свет и звук.
В 1974 году на выставке в США экспонировался электронный жук, изготовленный МАНовцами-кибернетиками Сашей Кравченко, Мишей Бойко и Борей Лукьяненко. Кибернетический автомат «Каштанка» побывал в Москве на Всесоюзной научно-технической выставке, а также в Бельгии и Голландии. Для многих ребят кибернетическая секция МАН стала первой ступенькой в большую науку.
Наталья Апатова, профессор, доктор педагогических наук, декан экономического факультета ТНУ: «Я познакомилась с Валентином Николаевичем Касаткиным когда была ученицей 9-го класса в 1967 году. Я была членом МАН по секции физики, а он руководил секцией кибернетиков. И вот он выступал на секции, на сессиях всегда очень эмоционально, умел зажечь зал, вдохнуть энтузиазм. И с тех пор именно такой его образ новатора-энтузиаста сохранился и он именно таким оставался до конца своих дней. Он всегда был в форме, он всегда был полон энергии. Мы всегда шутили, что придёшь к нему со своей задачей, а уйдёшь с его задачей, потому, что он настолько был творческий человек, что с каждым пытался обсудить что-то для своих книг, для своих разработок, т. е. он работал непрерывно. Он с нами общался как с равными, мы могли всегда свободно к нему прийти, поговорить на любую нас волнующую тему. Мы называли его классным папой, так оно и было, он о нас заботился и мы его любили. Касаткин был один из тех людей, к мнению которого прислушивались на всех уровнях. Его знали не только местные руководители, но и в Киеве его хорошо знали в разных кругах, и он умел влиять на их мнение об образовании. МАН была его родным детищем. Он до последних дней был президентом и очень много уделял ей внимания».
С 1969 года в МАН работает заочная школа кибернетики, Созданная Касаткиным. Сюда на консультации с преподавателями и учёными приезжают ребята не только из Крыма, но и из других областей Украины. Многие из них начинали знакомство с наукой электронного программирования по книге Касаткина «Азбука кибернетики», которая была переиздана в Болгарии, Испании и Японии.
Юрий Кудряшов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и функционального анализа ТНУ: «Валентина Николаевича называют отцом детской кибернетики потому, что он выпустил первую научно-популярную литературу по кибернетике для детей, в которой изложил основы кибернетики, математической логики, систем счисления. Валентин Николаевич был организатором первой специальности, связанной с кибернетикой, а сейчас это называется информатикой и специальность «математика и программирование». Большая заслуга Касаткина была в том, что он вычленил в кибернетике те основы, которые можно объяснить школьнику и его заинтересовать. Много пишут в учебниках по педагогике о работе с трудновоспитуемыми, в частности система воспитания Макаренко, а вот о работе с детьми одарёнными, которые тоже трудно воспитываются, как будущие учёные, об этом в педагогике очень мало рассказывается. Методы, которые использовал Касаткин, методы, которые использует Малая Академия наук – это игра в академиков, членов-корреспондентов МАН – принесла большие плоды, и для того, чтоб вселить в ребят веру в то, что они могут заниматься наукой и в свои собственные силы – это я считаю одной из основных заслуг МАН и В. Н. Касаткина. Именами выдающихся учителей, педагогов называют улицы. И бывшие МАНовцы, которые работают в ТНУ считают, что улица им. Фрунзе, на которой жил В. Н. Касаткин, могла быть названа именем этого выдающегося педагога».
За 55 лет истории Академии её воспитанники получили более двухсот медалей ВДНХ СССР в 1978 году «Искатель» был награждён премией ЦК ВЛКСМ. Среди бывших МАНовцев более 30 докторов и кандидатов наук, Лауреаты премии АР Крым. Авиаконструктором стал Владимир Кузовов, автор космического конструктора. В Институте ядерных исследований в Дубне работает один из первых МАНовцев Вячеслав Кондратьев. Доктором биологических наук, профессором стал бывший вице-президент МАН Владимир Завьялов.
Владимир Завьялов, доктор биологических наук, профессор Российского университета дружбы народов, первый вице-президент МАН: «Я думаю, это великолепная организация, которая дала очень много для многих поколений крымских школьников. И я глубоко благодарен, что мне повезло застать то время, когда Малая Академия создавалась, была в расцвете. Это было время необычно высокого подъёма среднего школьного образования в Советском Союзе. Оно в то время было намного выше, чем любое школьное образование в развитых странах – США, Западной Европе. МАН продолжает традиции носителя высокого уровня среднего образования. Конечно Академия очень нужна и нужно сделать всё возможное для того, чтобы она продолжала существовать и развиваться».
История МАН продолжается. При открытии МАН в Академии работало 6 научных секций, сейчас их 26, объединённых в 6 отделений. Телекоммуникационная сеть cris.net, созданная в 1994 году вторым поколением кибернетиков МАН, входила в пятёрку лучших интернет-провайдеров Украины. В 1997 году крымский школьник Олег Язев стал призёром Всемирной олимпиады по химии в Мельбурне, а 2001 году Антон Шефалюк получил серебряную медаль на математической олимпиаде в США. Высшую награду Международной федерации фотохудожников – золотую медаль ФИАП – получила в 2001 году действительный член МАН, участница ялтинской фотостудии «Огонёк» Аня Пискунова. В 2002 году делегация МАН Крыма заняла абсолютное первое место на 4-й межгосударственной конференции в Москве «Старт в науку». Через 27 лет после открытия симферопольским школьником Сергеем Ощепковым новой звезды в созвездии Лебедя СОЛАвец следующего поколения Саша Бодовский получил звание действительного члена МАН за исследование этой звезды. Его доклад представлен на Международной конференции молодых учёных в Москве.
Константин Ефетов, доктор биологических наук, профессор, завкафедрой биохимии КГМУ, вице-президент МАН: «Малая Академия наук – это то место, где собираются дети, мечтающие стать учёными. МАН даёт им такую возможность. Даже не оборудованием, а это радость общения, это та атмосфера, которая создаётся в этой организации. С тех пор, когда я был МАНовцем, а теперь уже мои ученики МАНовцы, мой старший сын МАНовец – я бы не сказал, что что-то сильно изменилось. Атмосфера осталась. Потому, что дети, которые мечтают быть богатыми, преуспевающими не идут в Малую Академию наук. В МАН собираются фанатики, которые хотят быть учёными, а в наше время учёные не имеют больших льгот в обществе, в котором мы живём, кроме радости познания. А за радость познания можно отдать всё. Если проводить параллель между теми МАНовцами, которые были у истоков МАН и теми, которые в МАН сейчас, можно заметить внешнее отличие. Современные МАНовцы более активные, они по другому относятся к жизни, но сущность их осталась та же самая. Они мечтают познавать окружающий мир».
Александр Козлов: «Может быть современные дети чуть более прагматичны. Мы не думали тогда о каких-то трудностях, которые могут нас преследовать в жизни. Была уверенность в завтрашнем дне. Сейчас мы понимаем, что такой уверенности нет ни у кого, и это отражается на детях, они думают о своём будущем более серьёзно, чем думали мы. Это накладывает определённый отпечаток. Но есть дети, которые беззаветно преданы науке, тому предмету, который они избрали, изучают его с удовольствием и достигают неплохих результатов, не думая, что ему за это будет и будет ли что».
За 55 лет Малую Академию наук «Искатель» прошли более 100 тысяч крымских школьников. Более 7 тысяч из них были избраны действительными членами МАН. А для сотен юных исследователей Академия стала первой ступенькой в большую науку, с которой они связали в дальнейшем свою жизнь. Сейчас в Академию приходят дети первых МАНовцев. А совсем скоро сюда придут и их внуки. И продолжится традиция, которая делает эту организацию уникальной. Потому что именно здесь подростки с искрой таланта обретают веру в свои силы и своё право на поиск научной истины. И тогда любознательным и дерзким «искателям» покоряются вечные льды и открывает свои тайны история, и бесконечная дорога к звёздам становится смыслом жизни.