работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
Работа с одарёнными детьми на уроках истории и обществознанию обобщение педагогического опыта
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Для успешной работы я придерживаюсь определённой системы, первым этапом которой является выявление талантливых и одарённых детей. Обычно я использую различные формы урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Использую метод наблюдения за обучающимися. Для меня так же важно дальнейшее развитие творчества обучающихся, выбравших мои предметы в качестве профильных. Это поможет им осознанно подойти к выбору будущей профессии. Поэтому, начиная работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию.
Поделюсь наиболее интересными приемами работы:
1.«Удивляй». Привожу факты из новой темы, интригующие ребят.
2.Театрализация (по каким-то вопросам темы)
4.« Многоуровневый анализ картины» В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции. Пример: Вопросы и задания к репродукции картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни» », история, 7 класс. Историко-логический анализ: 1.Разделите картину на мизансцены. Назовите их. 2.Опишите действия каждой. 3. Кто кому противостоит в картине? Как это изобразил художник? Аксиологический анализ: 1.Какие идеи заложил художник в свою картину? В чем конфликт этих идей? Какие идеи побеждают? 2.На чьей стороне автор картины? Где и как он изобразил себя на картине? Критический анализ: 1.Может ли картина Сурикова быть историческим источником? 2.В чем субъективизм автора? 3.Как на самом деле проходил стрелецкий бунт и последующие за ним расправы? 4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 18 в.? Почему вы так думаете?
5.Игра «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. Вданной игре ребятам предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы- межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умсвенным трудом» = «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».
На следующем этапе одарённые обучающиеся получают возможность в самореализации своих творческих способностей. Для этого использую индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На уроках истории, обществознания, права и экономики процесс идёт через различные формы работы с применением полученных знаний для выполнения заданий повышенной сложности: работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях; при помощи информационных технологий обучающиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.
1.Прием «Особое задание». Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности. Пример: Представьте, что вы находитесь в России на рубеже XVII-XVIII веков. Вы гвардеец Смоленского полка. Связным текстом опишите свой жизненный путь, учитывая, в том числе, приведенные ниже события. На ваше время пришлось царствование трех / четырех правителей (кто они?) Вы участвовали в «потешных» битвах Петра, состоя в его «потешном» войске. Какие у вас взаимоотношения со стрельцами? Полк понес большие потери под Нарвой, но вы выжили. Как полк вел себя во время сражения? За мужество, проявленное в этой битве, все солдаты полка в 1700—1740 гг. носили красные чулки – если вы знаете почему, напишите.
2. Прием «Энциклопедист» Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала обучающимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок. 3.Прием «Забывчивый учитель» Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных обучающихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Поэтому для обучения выбираю технологии, позволяющие проводить процесс обучения на высоком уровне сложности: технология проблемно- развивающего обучения (проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемно-познавательное задание), технология развития критического мышления(кластеры, логические цепочки, работа с текстом и его маркировка), интерактивное обучение(дискуссии, диспуты, составление схем, таблиц, презентаций).
Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации. Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов).
На уроках обществознания использую такие формы занятий как, урокдискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссесочинения, где обучающиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Разного рода творческие задания, различные формы вовлекают ребят в самостоятельную познавательную деятельность.
Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во внеурочной сфере. Научно-исследовательская работа обучающихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у ребят является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в олимпиадах, конференциях и конкурсах разного уровня. Особое значение уделяю участию одаренных детей в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи: • стимулирование интереса детей к истории, обществознанию и праву; • создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня; • расширение информационного пространства в области предметов обществоведческого цикла.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации.
Постоянная и кропотливая работа не только с обучающимися, но и над собой приносит свои плоды, мои ребята являются призерами и победителями конференций, конкурсов и олимпиад разного уровня, успешно поступают и учатся в высших учебных заведениях не только нашей страны, но и за рубежом.
Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории и обществознания
Просмотр содержимого документа
«Система работы с одарёнными детьми (урочные и внеурочные формы работы) на уроках истории и обществознания»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей» городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Обобщение педагогического опыта по теме:
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
(УРОЧНЫЕ И ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ )НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Автор опыта: Улизко Галина Николаевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Многопрофильный лицей»
ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК.
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА.
ГЛАВА III. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
3.1 методы работы с одарёнными детьми.
3.2 формы работы с одарёнными детьми
Общая характеристика методики
Практический материал по диагностике способностей (6 блоков).Диагностика творческого мышления учащихся
Тест по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми
Индивидуальная образовательная карта для одарённого и талантливого ребёнка
Методическая разработка урока по Истории Древнего мира 5 класс «Мудрость древнего Китая»
Благодарность за организацию и проведение VII Всероссийских предметных олимпиад
Современное развитие общества требует возникновение активного, умеющего нестандартно мыслить человека. Поэтому сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Она напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Такие дети составляют интеллектуальный потенциал общества и задача педагога выявление и развитие талантливых детей.
Таким образом возникла гипотеза моей работы: если в процессе обучения применять систему работы с одарёнными детьми, то это приведёт к наиболее полному раскрытию интеллектуальных и творческих способностей таких детей.
Цель исследования: рассмотреть особенности педагогической деятельности с одарёнными детьми.
Объект исследования: система работы с одарёнными детьми в средней школе на уроках истории и обществознания
Предмет исследования : результативность работы с одарёнными детьми
Исследовать проблему возникновения вопроса « что такое одарённые дети», и « одарённость».
Рассмотреть способы диагностики выявления одарённых детей.
Охарактеризовать методы и формы работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания в урочное и неурочное время
Провести анализ результатов обучения для этой категории детей при условии использования системы работы с одарёнными детьми
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Новизна моей работы состоит в системном подходе и использовании компонентов в работе с одарёнными детьми и в следующей главе я хочу об этом рассказать.
ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Таких детей называют «одарёнными».
«Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»[ 6].
Проблема одарённости детей исследовалась давно. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX в. прочно утвердились в научных трактатах. Исследуя этот вопрос, можно выделить два направления: первое определяло одаренность как «особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами». Так, античный философ Платон объяснял причину одарённости: «…поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения»[8 ].
Поворотом в концепции одаренности стал рубеж XIX и XX веков. Выдающийся английский ученый Фрэнсис Гальтон первым в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия» попытался доказать экспериментальным путем, что выдающиеся способности (гениальность) – результат действия в первую очередь наследственных факторов, то есть одаренность – это врожденный фактор [ 6].Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (IQ). Автором этой технологии определения одаренности был А. Бине. Благодаря его тестам появилось такое определение как «интеллектуальная одарённость». Но эта технология выявляла лишь одну сторону одарённости ребёнка – логическое мышление, а как же творчество, умение нестандартно мыслить?
Л.С. Выготский указывал на необходимость создания определённых условий для развития одарённого ребёнка… «если талантливому человеку не оказывать поддержку, он утратит свой творческий потенциал; если же талант развивать, можно получить гения» [8 ].
В конце 80-х годов проблема одаренности вновь актуализируется в нашей стране. С точки зрения творческого потенциала индивида к проблеме одаренности подходит советский и российский психолог Алексей Михайлович Матюшкин. Формулирование им концепции творческой одаренности основывается, прежде всего, на его собственных работах по развитию творческого мышления детей с помощью методов проблемного обучения.
В настоящее время- забота об одаренных детях – это государственная политика. В 2012 году президентом РФ была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В Концепции говорится : «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов» [ 7]. А задача педагога состоит в том, чтобы в процессе учебной деятельности выявить, поддержать и создать условия для талантливого ребёнка.
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА.
-они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир
-способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно.
-большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
-развито чувство справедливости.
— часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
— если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми[ 8].
Как видно из признаков –это «особенные дети». Поэтому от педагога требуется понимание одаренных учащихся, умение найти удачный индивидуальный подход к ним, который способствовал бы раскрытию дарований. Различают следующие виды одарённости:
В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.
В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость/
В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.
В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.
В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей [ 10].
Например: Учебные характеристики
Вас избрали губернатором области. Ваши первоочередные действия.
Вы купались реке. У Вас похитили одежду. Вам нужно найти выход из положения.
Вы не прошли по конкурсу в институт. Вам не хватило 1 балла. Но Вы узнали, что2 абитуриента зачислены в институт, не добрав по2 балла. Ваши действия?
Вы оказались в африканском племени аборигенов. Ваши действия?
Тест на определение способности ребёнка к словесным ассоциациям.
Например, к слову « пароход» нужно подобрать как можно больше слов-ассоциаций.
Также диагностику работы с одарёнными детьми можно проводить и по отношению к педагогу (по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми).
( Приложение 3).В результате первичной диагностики я составила Банк данных, в который включила одарённых детей по истории и обществознанию в классах, где я работаю.( Приложение 4). Этот банк данных я составляла в период с 2016-2018 г.г. За основу отбора был взят критерий: показатель творческого мышления, участие в исследовательской, проектной работе, олимпиадах, мотивированность ребёнка к предмету. Из этого перечня можно выделить три группы детей: потенциальный резерв ( палочки-выручалочки на уроках), активные участники ( наиболее ярко проявили себя в различных мероприятиях по истории и обществознанию), творчески одаренные участники ( победители в различных конкурсах, олимпиадах).На наиболее талантливых детей я составила Индивидуальную образовательную карту, где отражала достижения этих талантливых детей по своему предмету. ( Приложение 5).Это позволяет мне наблюдать и планировать индивидуальную работу с такими одарёнными детьми.
ГЛАВА III. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
3.1 Методы работы с одарёнными детьми.
личностно- ориентированное обучение
проектно- исследовательская деятельность
Как я уже называла в своей работе одним из главных качеств одарённого ребёнка является его сверхчувствительность к проблемам, поэтому важно создать на уроке ситуацию познавательного затруднения, при которой учащиеся вынуждены самостоятельно
( Приложение 6).Для того чтобы это сделать нужно вспомнить, сравнить и найти закономерности с другими цивилизациями. Эти мыслительные операции самостоятельно выполняют одарённые дети, остальные учащиеся это выполняют вместе с учителем. Использование метода проблемного обучения в работе с одарёнными детьми способствует развитию логического мышления у таких детей.
Работа с одарёнными детьми- это прежде всего работа индивидуальная, поэтому в своей педагогической деятельности я также применяю элементы личностно-ориентированное обучения. Целью личностно- ориентированного обучения является развитие познавательных способностей учащегося, активное стимулирование учащегося к саморазвитию, самостоятельному обучению. Например : всем желающим в классе я предлагаю творческие задания в качестве дополнительного домашнего задания ( как я их называю «хитрые вопросы»). Двоек за них я не ставлю, но обязательно поощряю хорошими оценками за правильное выполнение. Как правило такие задания с удовольствием выполняют учащиеся из категории « одарённые дети». Такие задания есть обязательно в каждом параграфе учебников по истории и обществознанию в рубрике « Учимся быть историками», « Практикум» например:
1. Сделайте презентацию на тему « Первые русские православные патриархи»
2. Напишите тезисы доклада на тему
3.Сделайте презентацию- экскурсию
4.Первая пьеса, сыгранная в первом российском придворном театре в 1672г, была написана на сюжет одной из библейских легенд. Узнайте название этой пьесы и содержание легенды.
5.При помощи Интернет-ресурсов расскажите о технологии производства мозаики [4 ]
6. Поработай с материалами сайта и проанализируй социологические данные. Проведи анкетирование среди своих сверстников.
Как правило в классе обязательно находится несколько человек, которые с удовольствием делают такие задания, мы их обсуждаем, оцениваем. Из некоторых заданий рождаются проекты. Например, из проблемы по истории 7 класс : Какое значение имели Великие географические открытия для развития России? Возник проект «Интерактивная карта. Путь в Индию: Запад и Восток».
Этот проект подготовили под моим руководством ученики 7б класса Значков В., Сазонов Д. Гаврилов А. и выступили на школьной научной конференции в 2017 году и заняли призовое место и стали победителями в областном конкурсе « старт в будущее» 2018 г.
3.2 Формы работы с одарёнными детьми
В своей педагогической деятельности я использую разные формы работы с одарёнными детьми. Я представила их в виде таблицы и хочу охарактеризовать их:
Доклад «работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время.
Учитель истории и обществознания Битарова Л.Б.
Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время.
Учитель истории и обществознания Битарова Л.Б.
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны.
Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».
Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:
— поддержка собственной познавательной потребности;
— знание психологических особенностей «одаренных».
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Поэтому в школе должна реализоваться программа работы с одаренными детьми в двух направлениях:
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели.
4. Одаренный ребенок более уязвим.
5. Требует к себе особого внимания взрослых.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.
Учебная деятельность работы с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
Урочная деятельность на уроках истории и обществознания:
К ней относятся следующие виды деятельности:
— игровые технологии (деловые игры и путешествия),
— информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
— развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
— творческие и нестандартные задания.
Учитель создает на уроках истории и обществознания ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Тема: Либеральный период царствования Александра I (Время великих проектов)
Программное содержание: Внутренняя политика Александра I 1801−1812 гг. Попытки проведения реформ. М.М. Сперанский.
Цель урока: обеспечить активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения основных мероприятий внутренней политики Александра I в первый период царствования.
− Охарактеризовать личность царя;
− Познакомить с деятельностью Негласного комитета и М.М. Сперанского;
− Вызвать представление о необходимости решения крестьянского вопроса и вопроса государственного управления.
− Продолжить формировать умения давать характеристику историческому деятелю, моделям преобразований, политике;
− Закрепить умение работать в группах,
− Помогать формировать независимость мышления и навыков самостоятельной работы.
− Помочь сформировать отношение к идее реформаторства;
− Показать значение завершённости реформ.
Проблемное задание, в начале урока: Мы знаем, что представляла из себя Российская империя, которую в 1801 году возглавил Александр Павлович. «Дней Александровых прекрасное начало. » − знаменитые слава Пушкина о начале царствования нового государя. Но почему только «начало»? Было ли «продолжение»? И в чём заключалась их привлекательность для образованного общества? И все ли считали эти дни «прекрасными»? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня найти ответ.
Работа в группах. Решение проблемной задачи посредством выполнения разноуровневых заданий.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
Промежуточные обсуждения полученных данных.
Презентация (защита) исследования.
Коллективное обсуждение выводы.
Требования к результатам исследовательских проектов.
Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:
представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);
выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);
содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
рассчитаны на восприятие, как зрителей, так и читателей;
защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Урок-пресс-конференция «Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне» можно смоделировать возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы – пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой становятся-анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира.
Пример: игра на уроке обществознания «Суд», или на уроке истории «Суд над Иваном Грозным». Также это могут быть игры в формате «Что? Где? Когда?», «Звездный час» и т.д.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории
Информационные технологии на уроках истории можно использовать в следующих вариантах:
2) Так же в педагогической деятельности используются учебно-методические комплекты (диски). Это позволяет нагляднее, красочнее представит учащимся новый материал.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Например: учащимся предлагается к уроку истории по теме «Культура России 18 в.» самостоятельно подготовить презентацию.
Образовательная технология разноуровневой дифференциации на уроках истории и обществознаниянаправлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всеми обучающимися с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития. В основу образовательной технологии заложена идея внутриклассной дифференциации, так как класс комплектуется из детей разного уровня развития и неизбежно возникает необходимость индивидуального подхода при разноуровневом обучении. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучающихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.
I уровень. Установите принцип, объединяющий ряд:
1. Западно-тюрский каганат; Тюргешский каганат; Карлукский каганат.
2. Кыргызы, меркиты,найманы.
3. Куны, половцы, команы.
4. Ягма, булак, ельбори.
II уровень. Заполни пропуски в предложениях.
1. Основатель тюргешской династии каган_________разделил племена на_______________________________________________________________
2. Осёдлое население Жетысу, завоеванное тюрками_____________________
3. Тюрский каганат распался__________________________________________
4. В источниках сVI в. Тюргеши упоминались в составе____________________
5. Судя по древнетюрским руническим памятникам и китайским источникам первой половине VII века, основные кочевья карлукских племен располагались между_______________ и ______озером_________________.
3 уровень. Привести в соответствие.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
Опыт работы учителей истории убедительно показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера.
Творческие задания предполагают применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего в организации творческой деятельности учащихся выбран ситуационный метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей.
В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:
умение сформулировать учебно-познавательные проблемы;
стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем;
поддерживать ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям
создавать атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха;
стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.
Использование метода неологии (чужие идеи) – «Письмо президенту, губернатору, мэру города». Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что бы я изменил, если бы стал президентом?» Ребенок должен обладать хорошим мировоззрением, знанием политической ситуацией в стране, регионе, области, городе. Обладать умениями выразить на бумаге свою политическую позицию, быть убедительным и доказательным.
Задания на развитие творческого воображения: Хотели бы вы сами жить в древнем Новгороде? Что бы Вы хотели сделать для его блага?
«Вхождение в образ». Создание карикатуры на тему «Деятельность Временного правительства». Ученики изучают произведения художников – карикатуристов начала 19 века, работают с историческими источниками и создают свой образ этого периода своими глазами. Затем идет защита мини – проекта и оценка деятельности. Работа над мини – проектом идет в течение двух уроков. Ребенок не только хорошо усваивает новый материал, запоминает и создает образ политиков периода революции 1917 года, но и находит моменты деятельности Временного правительства и общей политической ситуации, над которыми можно с сарказмом посмеяться.
Рассказы – ловушки. Можно применять в средних и старших классах. Ошибки в них сделаны сознательно и преднамеренно. Задача, которая ставится перед ребенком – обойти капканы и в ловушки не попасть. Например:
« В 18 веке российское образование перестало быть сословным. Смольный институт, коммерческие школы, Шляхетский корпус были открыты для талантливой и способной молодежи из всех сословий. Лишь специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесла и пр., оставались по характеру сословными. Огромное значение имело осуществление при Екатерине Великой разделение всей страны на шесть образовательных округов, центрами которых стали университеты (первый университет – Московский – был открыт по инициативе Петра в 1725 году)
Внеурочная деятельность по истории и обществознанию.
К ней относятся следующие виды деятельности:
— предметные недели истории и обществознания,
— олимпиады и конкурсы по истории и обществознанию
Факультативы по истории и обществознанию.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
Предметные недели по истории и обществознанию.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели истории и обществознания у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
План проведения «Недели права в школе».
Открытие «Недели права в школе»
Тематические классные часы « Мои права»
Родительское собрание «Права ребенка в семье»
Конкурс плакатов «Я рисую свои права»
Конкурс буклетов «Помни! Твоя жизнь – в твоих руках!»
Викторина «Знатоки права»
Заседание клуба «Правоведы»
Закрытие «Недели права в школе»
План проведения мероприятий в рамках проекта «Неделя истории в школе, посвященная теме ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»
Открытие «Недели истории в школе, посвященной теме ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ». Линейка «История в лицах»
Конференция «Личность в истории древнего мира»
Викторина «История в лицах»
Заседание клуба «Историограф» по теме: «Военные деятели России»
Заседание клуба «Историограф» по теме: «Женщины России»
Круглый стол «Роль личности в истории»
Закрытие «Недели истории в школе, посвященной теме ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ». Линейка «Роль личности в истории»
Исторические театрализованные праздники.
Пример: «Новый год в русских традициях», «Раз в крещенский вечерок», «Широкая Масленица», «Ночь на Ивана Купалу», «Путешествие в прошлое», «Путешествие по Средневековью», «Становление государства Российского»,«Окно в Европу»
Олимпиады и конкурсы по истории и обществознанию.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.
Условия успешной работы с одаренными детьми:
1. Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
3. Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.
4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
– учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
– учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
– учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
– учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.
5. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.